Клод дебюсси биография краткое содержание. Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Клод Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

Клод-Ашиль Дебюсси родился в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа 22 августа 1862 года. Будущий композитор рос в самой французской по истории, духу и традициям части Франции, ее сердце - Иль-де-Франсе. В Сен-Жермене он жил до двух лет. Затем семья переехала в Париж. Но Дебюсси часто приезжали в Сен-Жермен, а также в Сен-Клу, что в 8 километрах от Сен-Жермена, между Парижем и Версалем. Это живописнейшие места в окрестностях Парижа. Отсюда «открывается вдали весь Париж, все прилегающие окрестности, все равнины, все села, леса, пруды, даже города и длинная извивающаяся голубая змея - Сена...», - так описывал террасу над Сеной в Сен-Жермен Ги де Мопассан.

Немало времени проводил маленький Клод на прогулках в тенистом лесу, примыкающем к старому сен-жерменскому замку, в украшенном статуями и фонтанами парке Сен-Клу. И, может быть, уже тогда у впечатлительного мальчика зародилось тонкое ощущение красоты и поэтичности природы, ставшей впоследствии для Дебюсси-композитора высшим источником вдохновения.

О своем детстве композитор не любил вспоминать. Оно почти не оставило ярких впечатлений. Скорее всего потому, что было, увы, безрадостным. Клод-Ашиль рос замкнутым, молчаливым ребенком. Ему уже в детстве свойственны были черты внутренней неуравновешенности. Он обладал легкой возбудимостью, душевной воспламеняемостью, но быстро переходил и к противоположному настроению безразличия и уныния. Семья Клода-Ашиля не отличалась высокими духовными интересами.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

Композитор Ашиль Клод Дебюсси, примиривший романтизм с модернизмом и век девятнадцатый с двадцатым, является одной из самых значительных фигур в музыкальной жизни этого времени. Кроме прекрасных музыкальных композиций он написал немало добротной музыкальной критики. Есть много достойных сыновей, которыми гордится Франция, и один из них - Клод Дебюсси. Краткая биография его рассматривается в данной статье.

Детство

Родился композитор в пригороде Парижа в августе 1862 года. Его отец был владельцем маленькой посудной лавочки, которую он вскорости продал и получил место бухгалтера в Париже, куда семья и переехала.

Там и провёл почти всё детство Клод Дебюсси. Краткая биография отмечает, что был важный период отсутствия будущего композитора в городе. Шла франко-прусская война, и матушка увезла ребёнка подальше от обстрелов - в Канны.

Фортепиано

Там в восьмилетнем возрасте Клод начал брать уроки фортепиано, и они ему так понравились, что, и возвратившись в Париж, он их не бросил. Здесь его учила Антуанетта Моте де Флёрвиль, тёща поэта Верлена и ученица композитора и пианиста Шопена. Через два года (в десять лет) Клод уже учился в Парижской консерватории: фортепиано ему преподавал сам Антуан Мармонтель, сольфеджио - Аотбер Лавиньяк, а орган -

Через семь лет Дебюсси получил премию за исполнение сонаты Шумана, более ничем он отмечен не был во время учебы в консерватории. Зато в классе гармонии и аккомпанемента разразился настоящий скандал, в котором участвовал Клод Дебюсси. Краткая биография и та обязательно об этом упоминает. Преподаватель старой закалки Эмиль Дюран не позволял даже самые скромные эксперименты гармонического плана, а Дебюсси назвал гармонию учителя напыщенно-смешным способом сортировки звуков. Композиции он начал учиться только почти через десять лет, в 1880-м, у профессора Эрнеста Гиро.

Дебюсси и Россия

Незадолго до этого была найдена работа домашнего учителя музыки и пианиста в богатой русской семье. Семья путешествовала по Италии и Швейцарии, с ней вместе и Клод Дебюсси. Краткая биография с подробностями рассказывает о меценатке Надежде фон Мекк, которая помогала Чайковскому и многим другим творческим людям. Именно она и наняла Клода Дебюсси. Два лета подряд композитор провёл под Москвой - в Плещеево, где подробно знакомился с новейшей русской музыкой и был в восторге от этой композиторской школы.

Здесь ему открылись и Чайковский, и Балакирев, и Бородин. Особенно его впечатлила музыка Мусоргского. Вместе с фон Мекк в Вене Дебюсси впервые услышал Вагнера и был очарован "Тристаном и Изольдой". К сожалению, вскоре с этой приятной и полезной (да и прекрасно оплачиваемой) работой пришлось расстаться, потому что внезапно обнаружилась некая влюблённость Дебюсси в одну из дочерей фон Мекк.

Снова Париж

В родном городе композитор устроился аккомпаниатором в вокальную студию, где и познакомился с любительницей пения мадам Ванье, которая весьма расширила его знакомства в кругу парижской богемы.

Для неё он и сочинил первые свои шедевры. Здесь, наконец, начинается настоящий "вокальный" Клод Дебюсси. Биография, краткое содержание которой содержит описание этих отношений и результат - изысканные романсы "Под сурдинку" и "Мандолина", отметила первые вехи.

Академические премии

Одновременно продолжались консерваторские занятия. Там Клод пытался найти признание и успех среди коллег. И в 1883 году был награждён за кантату "Гладиатор" второй Римской премией. Тогда он написал ещё одну кантату - "Блудный сын", и уже в следующем году стал лауреатом Большой Римской Премии, причём помог ему в этом (внезапно и трогательно) композитор Шарль Гуно.

Такие премии нужно было отрабатывать в обязательном порядке, и Дебюсси со скандальным опозданием в два месяца отправился за казённый счёт в Рим, где долгих два года предстояло жить вместе с прочими лауреатами на вилле Медичи и творить там такую музыку, которая придётся по вкусу академическим консерваторцам.

Рим

Жизнь, которую вёл Клод Дебюсси, краткая биография для детей вряд ли вместит, настолько она противоречива и двойственна. Он и хотел быть в рядах консерваторов Академии, и сопротивлялся. Премию получил, но отрабатывать её нет желания, потому что приходится считаться с академическими требованиями.

И вместо прекрасных романсов писать нечто традиционное. А так нужен свой, оригинальный и ни на кого не похожий музыкальный язык и стиль! Вот отсюда и противоречия. Академическая профессура не принимала и даже не терпела ничего нового.

Импрессионизм

Как и ожидалось, римский период творчества не стал очень уж плодотворным. Итальянская музыка не была близка композитору, Рим он не любил... Однако нет худа без добра. Здесь Дебюсси узнал поэзию прерафаэлитов и начал писать поэму "Дева-избранница" для голоса и оркестра. Стихи для неё сочинил Габриэль Росетти. Именно в этом произведении Дебюсси проявил черты своей музыкальной индивидуальности.

Через несколько месяцев в Париж направилась симфоническая ода по Гейне "Зюлейма", а через год сюита для хора (вокализ) и оркестра "Весна" - по картине Боттичелли. Вот эта-то сюита и сподвигла академиков произнести впервые по отношению к музыке слово "импрессионизм". Слово это было для них ругательным. Дебюсси тоже не полюбил этот термин и всемерно от него открещивался по отношению к своему творчеству.

О стиле

На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.

Но о той же "Зюлейме" сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда "Весну" отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки "Деву-избранницу", Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.

Вагнер и Мусоргский

Мало кто так увлекался новыми веяниями, как Клод Дебюсси. Краткая биография творчество в целом охватить не в силах, однако вокальный цикл "Пять стихотворений Бодлера" достоин отдельного слова. Это не подражание Вагнеру, но влияние этого мастера на Дебюсси было огромным, и это слышно. Многое там и от воспоминаний о России, в частности от обожания музыки Мусоргского.

По его примеру, Дебюсси решает найти опору в фольклоре, не обязательно родном. В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, и там композитор обратил внимание на экзотическую музыку яванского и аннамитского оркестров. Впечатление отложилось, но формированию своего композиторского стиля пока не помогло, это потребовало ещё трёх лет.

Салон Шоссона

В самом конце 80-х годов начинает выстраиваться "импрессионистическая" биография Дебюсси Ашиль Клода. Основные даты жизни композитора не так многочисленны, чтобы их не запомнить, а вот эту - тем более, потому что она важна. Дебюсси знакомится с композитором-любителем Эрнестом Шоссоном и близко сходится со многими посетителями его артистического салона.

Там были легендарные знаменитости, чрезвычайно интересные люди, такие как композиторы Альбенис, Форе, Дюпарк, певала там и Полина Виардо, а с нею приходил писатель Иван Тургенев, играли там скрипач Эжен Исаи и пианист Альфред Корто-Дени, там рисовал Клод Моне. Именно там и именно тогда подружились и Клод Дебюсси. Биография композитора обогатилась новыми встречами, знакомствами, дружбами и сотрудничеством. А ещё именно тогда Эдгар По на всю жизнь стал любимым писателем Клода Дебюсси.

Эрик Сати

Однако в этот период времени все вышеперечисленные люди не так сильно повлияли на становление композиторского таланта, как встреча на Монмартре в 1891 году с обыкновенным тапёром "Трактира в Клу". Звали его Эрик Сати. Импровизации, которые Дебюсси услышал в этом ресторанчике, показались ему необычайно свежими, ни на кого не похожими, и уж никак не кафешантанными. Познакомившись с ним, Дебюсси оценил и свободу, с которой жил и рассуждал о жизни этот независимый человек. В его суждениях о музыке не было стереотипов, он был едко остроумен и не щадил авторитетов.

Вокальные и фортепианные сочинения Сати были отчаянно смелыми, хотя и написаны не вполне профессионально. Отношения этих двух людей длились почти четверть века и никогда не были простыми, это была дружба-вражда, полная ссор, но всегда насыщенная пониманием. Он и объяснил Дебюсси всю необходимость освободиться от подавляющего творчество влияния всех Вагнеров и Мусоргских, поскольку это не французские природные наклонности. Он и показал Дебюсси те изобразительные средства, которыми уже давно пользуются художники Сезанн, Моне, Тулуз-Лотрек, осталось только найти, каким образом перенести их в музыку.

Послеполуденный отдых фавна

В 1893 году только предстоит начать долгое сочинение оперы по Метерлинку "Пеллеас и Мелисандра". И вот тогда уже можно смело к слову "импрессионизм" добавлять имя - Дебюсси Клод. Биография - история жизни, творчество, поворотные встречи на пути в искусство и многое-многое другое, но это составные части её, а главной всегда является какая-то одна. Для Дебюссии это, безусловно, творчество. Через год, в 1894-м, его вдохновила эклога Малларме, и он сочинил "визитную карточку" импрессионизма - "Послеполуденный отдых фавна", непревзойдённую по красочности симфоническую прелюдию.

Работа над оперой потребовала девяти лет жизни. Параллельно Дебюсси писал менее объёмные произведения, но не менее знаковые: оркестровый триптих "Море" с поистине симфоническим размахом, где стихии переговариваются друг с другом (финал - "Разговор ветра и моря"). Вся музыка композитора стала действительно похожа на картины Моне - звуковые тембры - "цвета" - изменчивы, как узоры в калейдоскопе.

"Образы", "Мученичество" и "Игры"

Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам - Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская "Иберия" - с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ночи" в средней части.

В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию "Мученичество святого Себастьяна" Габриэля д"Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет "Игры" от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.

Фортепиано

Сюиты для фортепиано Дебюсси создал на непередаваемо долгие века, практически каждый даже слегка концертирующий пианист сейчас вооружён этой музыкой. Это и четырёхчастная "Бергамасская сюита", сочинённая в 1890-м, и трёхчастная, впервые зазвучавшая в 1901-м, в которой прослеживаются стилизации под стиль рококо.

С 1903-го по 1910-й Дебюсси писал две тетради фортепианных "Прелюдий" и "Эстампы". В 1915 году закончен цикл из двенадцати "Этюдов", посвящённых Фредерику Шопену. Знакомство и дружба с Игорем Стравинским "слышны" в сюите для двух фортепиано "По чёрному и белому", которая была окончена в 1915-м, и в некоторых вокальных произведениях этого периода.

Вокал и камерная музыка

Гораздо более неоклассицистскими стали его вокальные произведения последнего периода жизни. Стихи Возрождения легли в основу "Песен Франции", которые Дебюсси дописал в 1904 году, "Прогулки влюблённых", на которые автор положил шесть лет своей жизни, окончив их только в 1910-м, а вот "Три баллады" на стихи Вийона написались быстро.

Помимо вокальной музыки, Дебюсси не оставлял и камерный жанр: им написано множество небольших, но очень ярких и ставших навсегда популярными произведений для виолончели и фортепиано, альта, флейты и арфы - трио, скрипки и фортепиано. Он не успел окончить цикл из шести камерных сонат. Умер Клод Дебюсси в 1918 году, в Париже, от рака. Но мир его будет помнить всегда.

, Пианист , Деятель искусства

Дебюсси Клод Ашиль (Debussy) (1862-1918) - французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.

Основа творчества - программная инструментальная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894; по эклоге С. Малларме), триптих «Ноктюрны» (1899), «Море» (3 симфонических эскиза, 1905), «Образы» (1912) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты (в том числе «Игры», 1913), фортепианные произведения: «Бергамасская сюита» (1890), «Эстампы» (1903), «Образы» (1-я серия - 1905, 2-я - 1907), 24 прелюдии (1-я тетрадь - 1910, 2-я - 1913) и др.

Мне кажется, что в нашей печальной классной комнате, где учитель строг, “русские” открыли окно, выходящее на простор полей.

Дебюсси Ашиль-Клод

Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами были А. Лавиньяк (сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А. Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы 1880-82 годов Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).

На окончание консерватории Дебюсси представил кантату «Блудный сын» на библейский сюжет. Это произведение принесло ему Римскую премию - почетную награду для молодых композиторов. В 1885-87 Дебюсси жил в Риме на вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время для сочинения крупных вокально-симфонических произведений, однако необходимость ограничиваться традиционными формами тяготила его. Более важную роль в творческом становлении Дебюсси сыграли поездки на вагнеровские торжества в Байрейте (1888, 1889) и посещение парижской Всемирной выставки (1889), где он услышал яванский гамелан.

Влияние Р. Вагнера ощутимо в кантате «Дева-избранница» (1888) и в «Пяти стихотворениях Бодлера» для голоса и фортепиано (1887-89). Другие романсы того же периода, прежде всего на слова П. Верлена («Забытые ариетты», первая тетрадь «Галантных празднеств», 3 романса 1891 г.), выдержаны в более оригинальном и прихотливом стиле; то же относится и к некоторым фрагментам Струнного квартета соль минор (1893), который в целом все еще относительно традиционен (в нем ощутимо влияние С. Франка и его школы). Начиная с Квартета, Дебюсси широко использует фригийский и другие необычные для музыки 19 века лады, в том числе целотоновый лад. Раннему Дебюсси свойственна тенденция к преодолению романтической гармонии 19 в. с ее напряженными тяготениями; гармония Дебюсси - это прежде всего средство для создания атмосферы, в которой непринужденно разворачиваются мелодические линии.

Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной (О Мусоргском).

Дебюсси Ашиль-Клод

Творческие устремления Дебюсси поначалу почти не встречали сочувствия среди музыкантов; ближе по духу ему были поэты-символисты и художники-импрессионисты. Как и лидер французских символистов С. Малларме, Дебюсси предпочитал завуалированную выразительность; ему был близок принцип поэтики символизма, сформулированный Малларме: «Не называть предмет прямо, а вызывать его в представлении, пользуясь словами, которые лишь косвенно указывают на него». Как и основоположник импрессионизма художник К. Моне, Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира.

Композитор призывал «искать дисциплины в свободе», а не в академических правилах и устоявшихся формальных схемах. Первым произведением, в котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый «Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданный под впечатлением поэтичной эклоги Малларме. Изысканность оркестровки и естественная пластика развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны для европейской музыки.

В 1893 Дебюсси приступил к сочинению оперы по пьесе драматурга М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», которая привлекла его тонкой игрой психологических нюансов и особого рода недосказанностью, характерной для искусства символизма. Сюжет пьесы, сходный с сюжетом легенды о «Тристане и Изольде», Дебюсси воплотил в форме, которая сохраняет некоторые важные элементы вагнеровской музыкальной драмы (сквозное развитие, лейтмотивы, особая значимость оркестра).

Вместе с тем музыка оперы отличается необычайной сдержанностью в выражении чувств. В вокальных партиях господствует гибкий речитативно-ариозный склад; лишь кульминационные моменты драмы отмечены появлением эмоционально насыщенных мелодий широкого дыхания. «Пелеас» стал новым и неповторимым словом в истории оперного искусства; другие оперные замыслы Дебюсси (в том числе по рассказам любимого французскими символистами Эдгара По «Черт на колокольне» и «Падение дома Эшеров») не были реализованы.

Работа над «Пелеасом и Мелисандой» растянулась на 9 лет; среди других произведений этого периода выделяются «Песни Билитис» для голоса и фортепиано (1898) и три «Ноктюрна» для оркестра: «Облака», «Празднества» и «Сирены» (с женским хором, поющим без слов) (1899). Крайние части триптиха «Ноктюрнов» - образцы утонченной импрессионистской звукописи, продолжающие и развивающие достигнутое в «Послеполуденном отдыхе фавна»; средняя часть, в соответствии со своим названием, характеризуется яркой, пышной полифонией, воплощающей дионисийский дух народного праздника.

Следующий оркестровый триптих Дебюсси, «Море» (1905), отличается подлинно симфоническим размахом. Это относится прежде всего к финалу («Разговор ветра с морем»), отдельные темы которого ассоциативно связаны с темами 1-й части («Море от зари до полудня»); картина, воссозданная в средней части («Игра волн»), многоцветна и калейдоскопически изменчива. В 1905-12 сочинялись «Образы» для оркестра - три произведения, в которых запечатлены звуковые «образы» трех стран: Англии («Жиги»), Испании («Иберия») и Франции («Весенние хороводы»). Особенно удалась трехчастная сюита «Иберия», где колоритным и веселым крайним частям («По улицам и дорогам» и «Утро праздничного дня») противопоставлен непревзойденный по деликатности и изяществу «ноктюрн» средней части («Ароматы ночи»). В оркестровых номерах к мистерии Габриэля д"Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911) дух античности воссоздается с помощью модальных гармоний и суровой, экономной фактуры.

Одна из самых смелых партитур Дебюсси - одноактный балет «Игры» (1913), написанный по заказу великого русского импресарио С. Дягилева; здесь Дебюсси вплотную подошел к реализации своей давней мечты о постоянно обновляющейся музыкальной форме, в рамках которой каждый отдельный момент выступает как уникальная точка на оси времени, наполненная неповторимым содержанием. Эта концепция музыкального времени была развита в творчестве П. Булеза и других представителей послевоенного европейского авангарда, которые видели в Дебюсси своего предтечу.

Дебюсси внес неоценимый вклад также в фортепианную и камерно-вокальную музыку. Первые значительные фортепианные произведения Дебюсси - «Бергамасская сюита» (в 4-х частях, 1890), сюита «Для фортепиано» (в 3-х частях, 1901) - характеризуются сочетанием мягкого лиризма с ироничной, в духе поэзии Верлена, стилизацией под рококо.

Более содержательными образцами «неоклассицизма» Дебюсси явились маленькие вокальные циклы на слова французских поэтов Возрождения: «Песни Франции» (1904), «Прогулка двух влюбленных» (1904-10), «Три баллады Вийона» (1910). Разнообразен мир фортепианных миниатюр того же периода, собранных в циклы «Эстампов» (3 пьесы, 1903), «Образов» (2 тетради по 3 пьесы, 1905, 1907), «Прелюдий» (2 тетради по 12 пьес, 1909-13); воспоминания об античности и «галантном веке» соседствуют здесь с юмористическими жанровыми зарисовками, поэтичными звуковыми пейзажами, виртуозными концертными пьесами. Открытия Дебюсси в области фортепианного письма обобщены в 12 этюдах (1915), посвященных памяти Ф. Шопена (см. ШОПЕН Фридерик). В некоторых этюдах, а также в вокальном цикле «Три стихотворения Малларме» (1913) и сюите «По белому и черному» для двух фортепиано (1915) ощутимо влияние молодого И. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), который, в свою очередь, был многим обязан своему старшему коллеге.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

Краткую биографию Клода Дебюсси и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Дебюсси

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

Годы учебы и первые эксперименты

Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.


Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Получив в 1844 году Большую Римскую премию, Дебюсси был обязан отправиться в Рим, однако его совсем не устраивала такая перспектива. Нарушив обязательства, Клод является в поместье Медичи со значительным опозданием. Оттуда он высылает на суд комиссии симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» и получает на них весьма разгромную рецензию, в которой, тем не менее, есть один важный момент - впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

Дебюсси и Россия

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.


Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера », что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин . Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.


Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.

Импрессионист или… символист?

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.

Непринятые шедевры раннего периода

В последние годы XIX века в творчестве Дебюсси процветают не только произведения для голоса с сопровождением, но и сочинения для фортепиано, камерных оркестров. Это струнные квартеты, сюиты, симфонии, наиболее значительная из которых – «Послеполуденный отдых фавна». Вдохновение для нее Дебюсси почерпнул в поэме Малларме, которая не отличается разнообразием действия, а лишь описывает грезы отдыхающего мифологического существа. «Фавн» стал первой партитурой, в которой утвердились принципы импрессионистского оркестрового письма. Эта симфоническая миниатюра первый раз была исполнена в 1894 году, но оглушительного успеха не вышло - слишком консервативно была настроена публика, критики; никто не был готов принять самобытные черты творчества Дебюсси.

В 1897-99 годах Клод создал симфонию «Ноктюрны» - еще одно фундаментальное импрессионистское произведение. В нем особенно проявилось его стремление к почти художественной красочности и яркости образов. Но к сожалению, и это творение осталось недооцененным современниками.


Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда» - сюжет, близкий «Тристану и Изольде», но в исполнении Метерлинка. Дебюсси признавался, что его привлекло отсутствие динамично меняющегося действия, глубокий психологизм переживаний героев, которые раскрываются даже больше не в прямой речи, а в мыслях. Здесь Клод поддался настроению Метерлинка и воссоздал подлинную мрачную атмосферу, в которой герои словно не верят в возможность собственного счастья, а лишь обреченно ждут трагической развязки. Но композитор все же смягчил пессимизм драмы, усилив лирическую линию. Однако премьера этого опуса, состоявшаяся в 1902 году, снова не нашла должного отклика в сердцах недовольной публики. Первые несколько спектаклей подвергались жесткой критике со стороны общественности, и только лишь некоторые крупные музыканты осмеливались говорить о гениальности этого произведения.

Дебюсси-критик

Первые годы XX века открыли для Дебюсси новую сферу деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим важнейшим принципом в создании произведений композитор считает объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно, именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.


Последние годы

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали «Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24 прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов» .



Интересные факты о Клоде Дебюсси

  • Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
  • Дебюсси очень сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после знакомства Сати написал, что при их встрече Дебюсси был «пропитан» Мусоргским , «словно промокашка».
  • В молодости Дебюсси был сильно впечатлен произведением «Тристан и Изольда » и, в частности, оперой Вагнера на этот сюжет. Когда в уже более зрелом возрасте он с друзьями отправился на ее постановку, Клоду с усмешкой напомнили его увлечение Вагнером и отметили, что ему впору было бы стать подражателем великого композитора. На это Дебюсси ответил другу, что тот тоже не раз наслаждался и восхищался жареной курицей, однако почему-то даже не подумал кудахтать.
  • Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
  • Дебюсси являлся знатным ловеласом – есть сведения, что со многими ученицами или их матерями у него были мимолетные романы. Двое из обиженных влюбленных в него девушек даже пытались покончить с собой.
  • Сам композитор тоже добился руки своей первой жены таким странным образом – написал записку, что убьет себя, если она ответит отказом.
  • Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол.


  • Дебюсси сочетал в себе две странные особенности, на первый взгляд, несовместимые друг с другом. С одной стороны, он отказывался покидать пределы дома, если прачка не принесла еще чистое белье. С другой, мог спокойно прогуливаться по своим делам в домашней обуви - от ходьбы у него часто болели ноги.
  • В 1908 году театр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке предложил Дебюсси подписать договор на право премьерных постановок двух его опер на основе произведений Эдгара По с довольно странными и мистическими сюжетами. Композитор с иронией заметил, что эта сделка не будет удачной для театра, и, возможно, он не допишет свои произведения. Шутка оказалась пророчеством - Дебюсси умер, оставив незаконченным именно эти оперы.
  • Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.
  • Причиной смерти великого композитора стал рак прямой кишки. Страшная болезнь была диагностирована в 1909 году.
  • Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат.

  • Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
  • Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» (М. Байджест и др.) вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке . Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро.

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.

Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. Зато истинное удовлетворение получал начинающий музыкант в классах Э. Гиро (композиция) и A. Mapмонтеля (фортепиано).

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. М. Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил». Гибкость вокально-речевой интонации русского новатора, свобода от заранее установленных, «административных», по выражению Дебюсси, форм были по-своему претворены французским композитором, стали неотъемлемой чертой его музыки. «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“», - сказал однажды Дебюсси об истоках музыкального языка своей оперы.

Окончив консерваторию в 1884 г., Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии, дающей право на четырехлетнее усовершенствование в Риме, на вилле Медичи. За годы, проведенные в Италии (1885-87), Дебюсси изучил хоровую музыку эпохи Возрождения (Дж. Палестрины, О. Лассо), и далекое прошлое (как и своеобразие русской музыки) внесло свежую струю, обновило его гармоническое мышление. Симфонические произведения , посланные в Париж для отчета («Зулейма», «Весна »), не пришлись по вкусу консервативным «вершителям музыкальных судеб».

Вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с С. Малларме. Музыкальность символистской поэзии, поиски таинственных связей между жизнью души и миром природы, их взаиморастворение - все это очень привлекло Дебюсси и во многом сформировало его эстетику. Не случайно наиболее самобытными и совершенными из ранних сочинений композитора стали романсы на слова П. Вердена, П. Бурже, П. Луиса, а также Ш. Бодлера. Некоторые из них («Чудесный вечер», «Мандолина») были написаны еще в годы учения в консерватории. Образами символистской поэзии навеяно и первое зрелое оркестровое произведение - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна » (1894). В этой музыкальной иллюстрации эклоги Малларме сложился своеобразный, тонко нюансированный оркестровый стиль Дебюсси.

Полнее всего воздействие символизма сказалось в единственной опере Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда » (1892-1902), написанной на прозаический текст драмы М. Метерлинка. Это история любви, где, по словам композитора, действующие лица «не рассуждают, а претерпевают свою жизнь и судьбу». Дебюсси здесь как бы творчески спорит с Р. Вагнером - автором «Тристана и Изольды», он даже хотел написать своего Тристана - при том, что оперой Вагнера в юности чрезвычайно увлекался и знал ее наизусть. Вместо открытой страстности вагнеровской музыки здесь - экспрессия утонченной звуковой игры, полной намеков и символов. «Музыка существует для невыразимого; я хотел бы, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак; чтобы она всегда была скромна», - писал Дебюсси.

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки . Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», - вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Но был и другой исток. Сдержанность, ровность эмоционального тонуса музыки Дебюсси неожиданно сблизила ее со старинной доромантической музыкой - особенно французских клавесинистов эпохи рококо (Ф. Купереном, Ж. Ф. Рамо). Старинные жанры из «Бергамасской сюиты » и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, «импрессионистский» вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее «портрет».

Излюбленный жанр композитора - программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра «Ноктюрны » (1899), «Море » (1905) и «Образы » (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы », 2 тетради «Образов» , «Детский уголок », который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается вжиться в музыкальные миры самых разных культур и народов: красочно оттеняют друг друга звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и полный движения, игры света и тени пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).

Сюита «Море» состоит из трех частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн» и «Разговор ветра с морем». Образы моря всегда привлекали к себе внимание композиторов различных направлений и национальных школ. Можно привести многочисленные примеры программных симфонических произведений на «морские» темы у западноевропейских композиторов (увертюра «Фингалова пещера» Мендельсона, симфонические эпизоды из «Летучего голландца» Вагнера и др.). Но наиболее яркое и полное претворение образы моря нашли в русской музыке, особенно у Римского-Корсакова (симфоническая картина «Садко», опера того же названия, сюита «Шехеразада», антракт ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане»),

В отличие от оркестровых произведений Римского-Корсакова Дебюсси ставит в своем сочинении не сюжетные, а только лишь живописные и колористические задачи. Он стремится передать средствами музыки смену световых эффектов и красок на море в разное время дня, различные состояния моря - спокойное, взволнованное и бурное. В восприятии композитором картин моря совершенно отсутствуют такие мотивы, которые могли бы придать сумеречную таинственность их окраске. У Дебюсси господствует яркое солнечное освещение, полнокровные краски. Композитор смело привлекает и танцевальные ритмы, и широкую эпическую картинность для передачи рельефных музыкальных образов.

В первой части развертывается картина медлительно-спокойного пробуждения моря на рассвете, лениво перекатывающихся волн, бликов первых солнечных лучей на них. Особенно колоритно оркестровое начало этой части, где на фоне «шелеста» литавр, «капающих» октав двух арф и «застывших» тремоло скрипок в высоком регистре появляются, как блики солнца на волнах, короткие мелодические фразки у гобоя. Появление танцевального ритма не нарушает очарования полного покоя и мечтательного созерцания.

Самая динамичная часть произведения - третья - «Разговор ветра с морем». Из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части, напоминающей первую, развертывается картина бури. Дебюсси использует для динамичного и напряженного развития все музыкальные средства - мелодико-ритмическне, динамические и особенно оркестровые.

В начале части слышны краткие мотивы, которые проходят в виде диалога у виолончелей с контрабасами и двух гобоев на фоне приглушенной звучности большого барабана, литавр и тамтама. Помимо постепенного подключения новых групп оркестра и равномерного нарастания звучности Дебюсси использует здесь принцип ритмического развития: вводя все новые и новые танцевальные ритмы, он насыщает ткань произведения гибким сочетанием нескольких ритмических рисунков.

Конец всего сочинения воспринимается не только как разгул морской стихии, но как восторженный гимн морю, солнцу.

Многое в образном строе «Моря», принципах оркестровки подготовило появление симфонической пьесы «Иберия» - одного из самых значительных и своеобразных произведении Дебюсси. Оно поражает своей теснейшей связью с жизнью испанского народа, его песенной и танцевальной культурой. В 900-е годы Дебюсси несколько раз обращался к темам, связанным с Испанией: «Вечер в Гренаде», прелюдии «Ворота Альгамбры» и «Прерванная серенада». Но «Иберия» стоит в ряду лучших произведений композиторов, черпавших из неиссякаемого родника народной испанской музыки (Глинка в «Арагонской хоте» и «Ночи в Мадриде», Римский-Корсаков в «Испанском каприччио», Бизе в «Кармен», Равель в «Болеро» и трио, не говоря уже об испанских композиторах де Фалья и Альбенисе).

«Иберия» состоит из трех частей: «На улицах и дорогах Испании», «Ароматы ночи» и «Утро праздничного дня». Вторая часть раскрывает излюбленные Дебюсси живописные картины природы, напоенные особым, пряным ароматом испанской ночи, «написанные» с присущей композитору тонкой изобразительностью, быстрой сменой мелькающих и исчезающих образов. Первая и третья части рисуют картины народной жизни Испании. Особенно колоритна третья часть, заключающая внутри себя большое количество разнообразных песенных и танцевальных испанских мелодии, которые создают быстрой сменой друг друга живую картину красочного народного праздника. Крупнейший испанский композитор де Фалья так сказал об «Иберии»: «Эхо деревни в виде основного мотива всего произведения («Севильяна») как бы порхает в ясном воздухе или в трепещущем свете. Опьяняющая магия андалузских ночей, живость праздничной толпы, которая идет танцуя при звуках аккордов «банды» гитаристов и бандуристов... - все это вихрем носится в воздухе, то приближаясь, то удаляясь, и наше беспрерывно бодрствующее воображение ослеплено могучими достоинствами напряженно выразительной музыки с ее богатыми нюансами».

Последнее десятилетие в жизнн Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был прийят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: «Клод Дебюсси - французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет навеян патриотической темой: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, не имеющих крова»; в сюите для двух фортепиано «Белое и черное » Дебюсси хотел передать свои впечатления от ужасов империалистической войны. Неосуществленными остались «Ода Франции» и кантата «Жанна д"Арк».