Как произошли танцы. Зарождение танца. ГОУ СПО Свердловской области

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час

С научной точки зрения Танец – это вид искусства , основанный на выразительных движениях и пластике тела человека. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Танцевальное образование тесно связано с музыкой, костюмом, который обуславливает характер движения и манеру исполнения. Являясь одним из древнейших проявлений народного творчества, изначально связанного со словом и песней, танец постепенно приобрёл значение самостоятельного искусства.

История танцев первобытных народов

Возникновение танца относят к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций. В танце первобытными танцорами ярко были выражены характер времени и всех жизненных процессов. В числовом измерении первые упоминания о первобытных танцах, о существовании которых можно было узнать из наскальных росписей, относятся к эпохе палеолита (пещерные люди) 15 – 11 тыс. до н.э.

Для первобытного человека Танец это способ мышления. Танцем человек первобытного общества выражал не только переживаемые эмоции, но и свой повседневный быт. Танец был сравним с некоей формой колдовства, которое давало чувство свободы и единения первобытного человека с природой. Первобытные танцоры, ощущая себя в единстве с потоком космической энергии, верили, что танцевальные движения, фигуры и жесты помогают контролировать природные стихии, невидимые силы космоса. Эта вера легла в основу сложного символизма древних танцев, призванных заклинать дождь и солнце, плодородие, военный успех, плодовитость людей, избавление от несчастий, призывать милосердных духов и умиротворять злых. Первобытные танцы обычно исполнялись группами. Такие групповые танцы (хороводы) имели конкретное предназначение, целью которого было изгнание злых духов, исцеление больного, отведение беды от племени. Участие в танце большого количества людей сопровождалось верой в то, что это усиливает помощь богов. Самое распространённое движение здесь – это топанье. Возможно потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку.

Так же в первобытных обществах были распространенны танцы на корточках . Танцоры кружатся, дёргаются и скачут. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, которое заканчивалось порой потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, игра на всевозможных барабанах, дудках из природного материала. Круговые танцы и хороводы символистически изображали циклические движения солнца и луны или смену времён года; хороводы с переплетением символизировали движения созвездий. Танцы вокруг какого – либо объекта концентрировали энергию этого объекта или символизировали его защиту. Шаманы кружились подобно планетам, вытягивая руки вверх, призывая энергию космоса к себе или опуская вниз, чтобы направить её в землю. Танцы в шкурах или в костюмах, изображавших животных, в птичьих масках были попыткой привлечь птиц и животных, отработать охотничьи приёмы. Танец - змейка символизировал мудрость и плодородие, качества, которыми наделялась змея.

Брачные танцы , в которых танцоры связывались между собой веревкой, символизировали единство людей. Траурные танцы выражали горе и печаль. Например, в Африке, как и в некоторых других местах, шаманы и лекари с помощью танца пытались усилить действия лечебных снадобий. Танец служил избавлением от напряжённой общественной жизни и, особенно, в транс – танцах - от давления индивидуального самосознания. Вступление в контакт с космической энергией всё чаще отражалось в изображениях танцующих богов. Например, Шива, индуистский бог танца, изображаемый в окружении языков пламени, выражал присущие ему, созидательные и деструктивные качества.

В первобытном обществе не бывает артистов. Хотя танец первобытного человека стал древнейшей первобытной формой зарождения театра. Он преобразовывал религиозные нормы в выразительные движения. Военные действия, будущие победы обычно сначала репетировались в боевом танце. Этот символизм присутствует в танцах афганского племени патанов и в шотланских народных танцах.

У первобытных племён нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла танцору полностью отдаваться танцу, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах Южной части Тихого океана, в Африке, Центральной и Южной Америке.


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

История Танца

Народный танец

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека.

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.


Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.


Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.


Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».


К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.


Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.


Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.


Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».


Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.


Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.


Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.


Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет» отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.


К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.





Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое

прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто

отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.

(Хэвлок Эллис. «Танец жизни»)

Что такое танец? Что представляет из себя божественное искусство Терпсихоры , каковы истоки его возникновения и принципы развития ? В чём, наконец, его притягательность, не увядающее на протяжении тысячелетий? Вы никогда не задавались этими вопросами? А ведь ответы на них могут быть очень любопытны многим людям. И не только тем, кто по роду своей профессии занимается хореографией, но и историкам, искусствоведам, социологам и многим другим. В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, на ровне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

И вернемся к самому первому. Так что же, наконец, такое - танец? Чтобы ответить на этот вопрос нужно докопаться до корней, до истоков. Вот давайте засучим рукава и вместе покопаем. Но для начала нам понадобится «лопата», т.е. метод, с помощью которого мы будем классифицировать и раскладывать корешочки по полочкам. И метод этот есть. Он довольно прост - это метод логического отбора. В самом деле, давайте логически по-рассуждаем, что же могло лечь в основу возникновения искусства танца в человеческом обществе. Какими потребностями были продиктованы появления ритмических телодвижений того или иного рода. Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание. Недавно мне удалось побывать на одной из древнейших стоянок первобытного человека на территории России - Ахтышской пещере на юге Краснодарского края, где самые ранние культурные слои со следами разумной деятельности датируются 300 тыс. лет назад, т. е. относятся ещё к эпохе неандертальцев, которых затем, около 50 тыс. лет назад, сменили в пещере стоянки кроманьонцев, людей современного типа. Пробыв всего лишь полчаса в этой мрачной, неуютной и тёмной пещере с низким потолком, влажными стенами и полом, где даже в самую жаркую погоду температура не поднимается выше 10-12 градусов по Цельсию и куда запросто могли забрести хищники и заползти змеи, я очень отчетливо представил себе насколько трудна была жизнь первобытных людей. Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме , посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. «Танец. Разве он не то, что мы видим?!» вопрошает П.Валери в своём сочинении «Душа и танец». Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. По этому случаю у великого Гёте есть весьма кстати интересное высказывание: «… что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего?». Гениально! Запомним эти слова. Эту же мысль развивает в своей работе «Сочинение танца» известный балетмейстер, Народный артист СССР Ростислав Захаров: «Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего . Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях». Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека. По моему убеждению, культ не породил танец, а появился одновременно с ним. Это были самые первые внешние социальные проявления, усложняющейся внутренней психики человека на заре его развития как вида. Именно эти социальные явления, наряду с увеличением объёма головного мозга, прямохождением и членораздельной речью, явились теми решающими факторами эволюции, которые позволили человеку современного типа окончательно выделиться из дикой природы. Великий физиолог Павлов считал, что одним из главных рефлексов человека является рефлекс инициативы . Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ. Почему так? Всё очень просто. На самых ранних стадиях дифференциации человеческого общества из общей массы родовой общины выделились две привилегированные социальные группы: военные лидеры-вожди и духовные лидеры-шаманы, знахари, колдуны. Естественно, в большинстве своём, это были умные, энергичные люди, они очень быстро поняли необходимость объединения своих усилий в деле сохранения и умножения своего особого социального статуса. Основным методом духовного воздействия на более тёмных и примитивных сородичей в то время был культ, навязывавший страх и почитание богов, духов и других высших сил. В древнейшем мире каменного века не было силы действовавшей на умы людей сильнее, чем страх перед непознанными силами природы, на который и опирался культ. Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Появление танца, как и любого психо-физического явления, имело свой механизм. Попробуем его воссоздать. Для этого нам надо будет сделать небольшой, но совершенно необходимый, экскурс в древнейшую историю, чтобы попытаться ответить на вопрос: когда зародился танец? Не вдаваясь глубоко в проблемы антропогенеза, которые выходят за рамки интересующей нас темы, скажем коротко, что, биологический вид современного человека Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalelaensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).

Мустьерская культура, созданная неандертальцами в раннем палеолите была самой развитой из всех существовавших до появления в Европе Человека современного вида, да и сами неандертальцы были наиболее близки к нам по уровню своего умственного развития и биологического строения, а по объёму головного мозга классические неандертальцы даже превосходили современных людей. Так может это они первыми «придумали» танец ? У них впервые обнаруживаются зачатки духовной культуры. Основанием для такого вывода является появление у «мустьерцев» обычая хоронить умерших, чего не наблюдается у более ранних гоминид, не говоря уже о животном мире, а также поклонение медвежьим черепам и нижним челюстям. Однако утверждать определённо о появлении духовной культуры в мустьерскую эпоху трудно из-за отсутствия каких-либо знаков и даже изображений в этот период. То же относится и к языку неандертальцев. У них наверняка существовало звуковое общение, но какое? Последние исследования сохранившихся скелетов Homo heanderthalelaensis позволяют предположить, что они могли издавать только резкие звуки фальцетом, их гортань была менее развитой в сравнении с современными людьми. Вполне возможно, что у неандертальцев существовала достаточно сложная, в сравнении с другими биологическими видами, система звуковой коммуникации, однако эта неразвитость гортани, по-видимому, препятствовала появлению у них цельной членораздельной речи, без которой, по сути не может быть полноценной духовности в широком смысле. Для зарождения такого сложного социально-культурного процесса, как танцевальное искусство (как, впрочем и любого другого вида искусства) в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень мышления, общения и духовности, чтобы появилась настоятельная потребность, которая и инициирует возникновение танца , как материальной, двигательной реализации этой новой потребности. Да и само строение тела неандертальцев не очень подходило для танцев. Небольшого роста, мускулистые, приземистые с короткими мощными ногами, они прочно стояли на ногах, но вот для бега, прыжков и всякого рода лёгких пластичных движений они были явно не приспособлены. Так что танцорами , судя по всему, они были неважными и появление уже танцевальной культуры, в нашем её понимании, скорее всего относится к последующей эпохе верхнего палеолита, эпохе господства Человека уже современного типа или как его часто называют - кроманьонца. Современный молекулярный анализ показывает, что неандертальцы были, вероятнее всего, боковой, родственной ветвью эволюции, а не прямыми предшественниками и прародителями Homo sapiens sapiens . Сейчас многие учёные считают, что он пришёл из Африки, где его самые ранние следы обнаруживаются около 100 тыс. лет назад. В Европе он появляется примерно около 50 тыс. лет назад и некоторое время соседствует с неандертальцами. Но, постепенно вытеснив неандертальцев и лишь в незначительной степени ассимилировав их, кроманьонцы, как более развитый вид, завоёвывают полное господство. Неандертальцы, не выдержав конкуренции, навсегда исчезают с исторической сцены. Раскопки самых ранних европейских стоянок кроманьонцев показывают, что в период их сосуществования с неандертальцами последние зачастую включались в пищевую цепочку нового Человека. Попросту говоря, кроманьонцы охотились на неандертальцев , как на диких зверей, не делая между ними большой разницы. Это подтверждают находки костей неандертальцев в кучах пищевых отбросов вблизи стоянок первых людей современного вида. Человек современного физического типа приносит с собой в историю несомненные и устойчивые признаки культурного существования: членораздельную речь, изображения, знаки, символы и т.д. Всё это даёт тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Таким образом, «авторское право» на «изобретение» танца мы безоговорочно отдаём «Человеку разумному разумному». И произошло это событие скорее всего в эпоху верхнего палеолита, одновременно с зарождением первых культовых верований и изобразительного искусства. Всё это произошло так давно, а археологических и иных исходных материалов так мало, что утверждать что-либо наверняка невозможно, но по логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Мадленским периодом датируются наиболее известные и совершенные пещерные галереи: Ласко, Альтамира, Монтеспан. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Стоп!!! Итак - на древнейших рисунках, которые являются по сути своей самыми ранними историческими источниками, показано подражание животным или духам природы! Но что это такое? Попробуйте без слов изобразить какое-либо животное или явление природы, как в известной детской игре, когда одни изображают что-то, а другие должны угадать что это такое. Как вы будете подражать? Подражать можно лишь звуками, мимикой и телодвижениями, а что это как не самый ранний танец по своей сути! Косвенным подтверждением того, что танец зародился в эпоху Мадлена, является и тот факт, что примерно к этому периоду относятся и появление у людей первых музыкальных инструментов: например флейта из рога северного оленя из стоянки Молодова и молоток тоже из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта из Мезинской стоянки. А следовательно можно говорить и о начале музыкального пласта первобытного искусства. Мы уже упоминали о тесном переплетении всех жанров доисторического искусства. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности утверждать, что музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, мимики, возгласов, т.е. по сути - от танцев.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов: когда могла возникнуть самая ранняя танцевальная культура? В Мадленскую эпоху позднего палеолита примерно 15 - 10 тыс. лет назад. К сожалению, танец не оставляет после себя столь объективного и долговечного материального памятника, поддающегося точной датировке, как живопись или архитектура, но вряд ли это могло произойти намного раньше - человеческое общество было ещё просто не готово. Теперь пойдём дальше и попытаемся ответить на следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. А зачем мы это делаем? Да мы просто себя после этого гораздо лучше чувствуем! Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Мы способны запоминать понравившиеся нам телодвижения, после которых мы чувствуем себя лучше и бодрее, и можем воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Вот где собака зарыта! Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. А один из главных законов Матери-природы это закон вечного движения и изменения. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

У вас бывали случаи, когда вы после напряженного рабочего дня «набегавшись» и «намаявшись» попадали вдруг на классную дискотеку да ещё в хорошей компании?! И наплясавшись и повеселившись там от души - как вы после этого себя чувствовали. Наверняка у вас было ощущение радости, удовольствия и, что самое главное - душевного подъёма, хотя физически вы может быть и уставали. Но психически - вы получали такой энергетический импульс, который наполнял вас новыми силами и делал оправданными энергозатраты на его приобретение. Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. И баланс этот человек искал чисто эмпирически, путём проб и ошибок. Что интересно, так это то, что процесс этот продолжается и до сих пор! Думаю, вы не раз наблюдали как человек, заслышав понравившуюся ему ритмичную, задорную музыку, начинал непроизвольно раскачиваться, притоптывать и подёргиваться в такт этой музыке. Вот так же и древние люди, «творили» почти на бессознательном уровне, пока рано или поздно, не складывался у них определённый «комплекс» ритмических телодвижений - ! Они, конечно, мало чем напоминали танцы современные , но у них и задачи были другие. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры. Она была неразрывно связана с появлением магии и ранних форм религии, а также музыкальной и изобразительной культурой. Все эти явления появились, на мой взгляд, практически одновременно и существовали, по-началу, как единый комплекс психической активности человека, направленной на познание окружающего мира и самого себя. Кроме всего, музыка и танец способны оказывать на человеческий организм не только физиологическое, но и мощное эмоциональное воздействие. Прослушивание хорошей музыки и ритмическая двигательная подзарядка вызывает в организме дополнительное выделение гормонов радости и удовольствия - эндорфинов, которые стимулируют всю нервную систему. Знаю это по своему личному опыту. Именно поэтому многие люди любят танцевать. В процессе слияния музыки и движения тела они получают большое удовольствие. В этом кроется ещё одна косвенная причина возникновения танцевальной культуры. Людям нравилось танцевать . Они получали от этого удовольствие! А если вам что-то нравится, от чего-то вы получаете удовольствие, то вы всегда найдёте для этого время и возможности.

Итак, вовсе не потребности ранних религиозных обрядов стали инициатором возникновения танцевального искусства , этим инициатором была сама психика древнего человека, его потребность в периодической ритмической подзарядке и нарастающая потребность в познании мира, самовыражении и получении удовольствия. А представители культа, люди, как правило, наиболее умные и развитые для своего времени, быстро заметили какое психическое и эмоциональное влияние оказывает музыка и танец на человека и стали использовать его как средство усиления своего воздействия на умы и сердца соплеменников во время свершения обрядов. Тем более, что первые танцы , скорее всего, были групповыми , а толпа обладает эффектом резонанса, многократно усиливая степень воздействия на каждого отдельно взятого участника обряда. Почему я так думаю? Так называемый в просторечии «стадный эффект», думается всем знаком. Масса оказывает огромное влияние на отдельного индивида, подчиняя себе его индивидуальную волю и вовлекая его в свой процесс. Сопротивляться этому влиянию в первобытном обществе было невозможно и бессмысленно, отдельная личность не могла выжить в суровом мире в одиночку, без своей общины. Поэтому всем, в конечном итоге, приходилось принимать общие правила игры, устанавливали которые, как правило, наиболее умные и авторитетные люди - вожди и жрецы. Участвуя в общегрупповых праздниках, обрядовых плясках и ритуалах, в которые вовлекались практически все члены общины, человек чувствовал себя частью общего большого целого, ощущал себя защищённым, энергетически и эмоционально подзаряжался от него. Именно групповые танцы и пляски наиболее отвечали тем необходимым требованиям, которые усложняющаяся социальная жизнь первоначально предъявляла к нарождающемуся танцевальному искусству .

Вице-президент Волгоградской Федерации Современного Танца (ВФСТ),

старший преподаватель отделения хореографии института художественного образования ВГПУ;

руководитель ЦТС "Динамо-Волгоград"

Черников Константин Петрович