Почему грушницкий не вызывает доверия у печорина. Сравнительная характеристика печорина и грушницкого (по роману «герой нашего времени»)

Что она никогда не состарится. Так оно и есть. Роман, написанный в 1840 году, и в наше время вызывает к себе интерес и не теряет жизненной остроты. Это история о трагедии человека, что делал несчастными всех окружающих, в том числе и себя. Создавая своего главного героя, писатель прибегает к приему противопоставления. Так, противопоставляя главному герою Печорину другое действующее лицо в образе Грушницкого, автору удается более четко выделить основные характерные черты главного персонажа, раскрывая более точно . Мы же, знакомясь с персонажами Печорина и Грушницкого сможем теперь сделать их характеристику в своем сочинении-сравнении.

Сочинение Печорин и Грушницкий кратко

Печорин и Грушницкий встретились в Пятигорске. Это произошло в одной из частей произведения под названием Княжна Мэри.

Образ Печорина

Итак, Печорин — молодой офицер, имея лидерские черты характера, мог влиять на людей. Печорин образован, галантен, и одновременно эгоистичен и злопамятен. Все в нем противоречит. Казалось бы он разочарован в жизни и апатичен, но тут же мы видим человека действия. В нем очень много жизненной энергии. Он ценит дружбу, но при этом легко может предать тех, кто к нему не безразличен. Печорина можно легко ранить и обидеть, хотя он и сам не прочь перешагнуть нравственные устои и легко ранит окружающих.

Образ Грушницкого

Грушницкий — юнкер, мечтающий о любви и звездах на погонах. Грушницкому очень хотелось быть похожим на Печорина, поэтому его жизнь — игра и перевоплощение. Очень редко можно было увидеть его истинную натуру. Грушницкий выдумал себе образ и следовал ему имея одну лишь цель — произвести впечатление. Он пустозвон, который много говорил и не более того. Влюбившись в княжну, Грушницкий всеми силами старается добиться ее расположения, в то время как Печорину не составило труда влюбить в себя Мэри. Только тому не нужны были отношения, он просто играет. Женщина же все больше увлекается Печориным, и этот факт раздвигает пропасть в отношениях Печорина и Грушницкого. И события, которые развивались по замыслу Печорина, показали настоящий характер Грушницкого. Тот оказался коварным и подлым человеком, который способен на месть и бесчестность.

Результатом знакомства двух героев была дуэль и смерть Грушницкого. Как раз накануне дуэли Печорин пытался понять зачем он жил и с какой целью пришел в этот мир. Он пытается переосмыслить свою жизнь.

Подводя итог, можно сказать проще. Образ Грушницкого — это пародия на главного героя. Противопоставляя две личности, автор подчеркнул яркость характера Печорина, его силу и твердость натуры. При этом данное знакомство помогло понять и такую черту героя, как жестокость и лицемерие. Мы увидели двойственность натуры Печорина, который во время дуэли якобы готов простить друга, но в то же время с легкостью его убивает. Мы увидели, что Печорин не может идти на жертвы ради других, как впрочем не был способен и на романтические чувства. Может поэтому он с легкостью признается Мэри, что просто смеялся над княжной, тем самым морально убивая героиню.


Взаимоотношения Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» окончились тем, что Печорин убивает Грушницкого на дуэли. В чем же причины этого трагического финала?

Первой причиной является низость, мелочность и ограниченность Грушницкого, его приземленные ценности, его стремление произвести впечатление «жертвы». Все эти черты характера Грушницкого вызывали отвращение у Печорина, ведь то, во что Грушницкий играет, Печорин этим живет, то, чем старается казаться Грушницкий, Печорин есть на самом деле.

Грушницкий метит в герои романа, а Печорин сам и есть герой. Именно поэтому у Печорина появлялось желание подшутить над своим «другом», доказать, что Грушницкий совсем не тот, кого из себя строит. Так, Печорин добивается расположения княжны Марьи назло и зависть Грушницкому, в ответ на это последний с шайкой преступников подстраивает дуэль, походящую скорее на убийство, но Печорин узнает о заговоре и оборачивает исход дуэли в свою пользу. Однако Печорин не желал смерти Грушницкого, несмотря на все его подлости, он дает ему последний шанс: «Грушницкий! – сказал я, - еще есть время, откажись от своей клеветы, и я прощу тебе все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено: вспомни – мы были когда-то друзьями…» Но Грушницкий и в этот раз показывает свою напыщенную гордость, за что и расплачивается жизнью.

Вторая причина - заговор драгунского капитана и его шайки против Печорина.

Их желание проучить Печорина практически не имеет обоснований, кроме того, что он не похож на других. Сам Печорин не понимает причину этой ненависти: «За что они меня ненавидят? ... За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?» Но, тем не менее, эта «честная компания» испытывает настолько сильную ненависть к Печорину, что подстраивает его убийство в рамках дуэли и тем самым предрекает трагический финал.

Таким образом, причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого заключаются как в характерах самого Грушницкого и Печорина, так и в планах «водяных» офицеров, с которыми сблизился незадачливый юнкер.

Обновлено: 2017-06-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего времени”. Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидевшего в нем “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”, в печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской народной и следов нет”. Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя – Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный.

В главе “Максим Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И таинственному герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он - человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя становится пустее день ото дня...”, то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в том: и “разврат столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и “нервическую слабость”. Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности” остаются. Повествователь отметит глаза Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти”; и поразится и блеску: “то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного тяжелого” взгляда... Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его – постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, “существо, обреченное каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились “демонические” свойства его натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий – кривое зеркало Печорина – оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Я его также не люблю: я чувствую, что мы

когда-нибудь с ним столкнемся на узкой

дороге, и одному из нас несдобровать.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, что-бы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.

Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «москов-ских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.

Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подра-жать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже нена-видя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкно-венные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог чело-веческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внут-реннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотвержен-ности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Груш-ницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситу-ациях.

Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недо-вольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приво-дит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолю-бию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.

Печорину, несмотря на его убежденность в неспособнос-ти к «благородным порывам», свойственны и глубокие, ве-ликодушные, подлинно человеческие движения. Так, слу-чайно подслушав предложение капитана довести его, Пе-чорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не со-гласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не спосо-бен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в сво-ем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта

В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов харак-теры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина ото-бражены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои по-ступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жиз-ни. Рядом с такими неординарными натурами процвета-ет в своем безмятежном существовании серость и по-средственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — та-кие, как Грушницкий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени грушницкий и печорин цитаты
  • герой нашего времени сочинение печорин и грушницкий
  • сражение с подлостью печорина
  • почему Печорин с неприятием относится к грушницкому
  • как оказались печорин и грушницкий в пятигорске