Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «Вечерний город. «Ночной город». Рисование в технике граттаж в подготовительной группе Вечерний поселок рисование в подготовительной группе

Ефремова Оксана Вячеславовна

"Ночной город " - граттаж .

В подготовительной группе

Когда дети учатся рисовать и знают , что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании , радость творчества становится более доступным.

Вот и я решила показать и рассказать об этом нетрадиционном приёме "граттаж " своим воспитанникам.

"Я о граттаже расскажу вам ,

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой,

Рисуешь целый мир чудес. "

1. Ребята активно разукрашивают цветными восковыми мелками на плотной бумаге.

2. Натирают фон свечой

3. Покрывают лист чёрной гуашью,куда добавляли жидкость для мытья посуды.



Когда работы подсохли, дети процарапывают деревянной шпажкой или стержнем от ручки.

В своих работах дети показывают знания, о том,как они изображают на переднем плане и как рисовать в дали .


Детям эта техника доставила много радости, с удивлением наблюдая, как на графито- черном фоне проступают яркие линии, штрихи, требуемого сильного нажатия на изобразительный инструмент. В работах видно, какой был нажим при процарапывании.

Итог работ :


Воспитывает у ребёнка чувство последовательности, внимания, усидчивости.

Чувствуют себя раскованнее и смелее.

Создаёт у детей бодрое, рабочее настроение.

Публикации по теме:

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Отражение в воде» Цель и задачи занятия: 1. Развивающее.

Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Здравствуйте дорогие коллеги! У нас в саду проводится много конкурсов изобразительной деятельности, мы всегда стараемся участвовать и удивлять.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой город»

Тема недели «Мой город»

Занятие 43. Кремль

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Воспитывать интерес к истории родного города. Учить намечать простым карандашом силуэты башен и стен Кремля, передавая их формы, строение. Продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета.

Демонстрационный материал. Изображения Кремля, Спасской башни, Теремного дворца, Грановитой палаты, Царь-пушки, Царь-колокола, колокольни Ивана Великого, Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Познакомьте детей с историей Московского Кремля с помощью иллюстраций. «Кремль – это центральная часть Москвы, обнесенная крепкой стеной с башнями. В стенах есть бойницы, через которые можно было стрелять по врагам. А вокруг Кремля – глубокие рвы. На Спасской башне установлены часы с боем – куранты. Раньше именно в Кремле кипела городская жизнь. Внутри Кремля в Теремном дворце жили царь и царица. Колокольня Ивана Великого была самым высоким строением. С ее вершины можно было заметить приближение врагов.

На Соборной площади стоят три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский. В центре площади находится Грановитая палата. В ней раньше проводились торжественные приемы. Внутри Кремля вы можете увидеть огромные Царь-пушку и Царь-колокол».

Сопровождайте рассказ картинками. Рассмотрите с детьми кремлевские зубчатые стены и башни. Рассмотрите Спасскую башню – она высокая, внизу – большое прямоугольное основание, выше – квадратная часть, на которой расположены круглые часы. На самом верху башни – звезда. Предложите детям простым карандашом на листе наметить силуэт Кремля (башни и стены). А затем оформить работу в цвете, используя разные оттенки красного.

Занятие 44. Вечерний город

(Рисование акварелью)

Программное содержание. Развивать умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план. Учить рисовать ночной город, используя темные цвета (смешивая краски с черным цветом). Закреплять прием размывания красок. Развивать чувство композиции, цвета.

Демонстрационный материал. Изображения ночного города (в том числе картина К. Коровина «Ночной Париж»).

Раздаточный материал. Листы бумаги для акварели, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Рассмотрите с детьми изображение ночного города. Опишите цвета ночного города (темные), особенность контуров (расплывчатые). Обратите внимание, что дома бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и короткие. Некоторые дома стоят впереди и частично загораживают дома, находящиеся позади них.

Прочитайте детям отрывки из стихотворения С. Маршака «Ночная страница»:

Перед вами – страница ночная.

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов,

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов.

Встречаясь на всех перекрестках,

Бегут фонари через мост.

А небо над городом – в блестках

Далеких, чуть видимых звезд.

Предложите детям наметить контуры домов простым карандашом, передавая передний и задний план. Подскажите цветовое решение рисунка: предложите использовать темные цвета для изображения домов и яркие – желтые, оранжевые – для фонарей и окон. Поупражняйте детей в смешивании черной краски с другими цветами, для получения темных оттенков. При этом черной краски надо брать очень мало, на самый кончик кисти.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Цветы» Занятие 8. Ромашка в вазе(Цветная и белая бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)Программное содержание. Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги. Закреплять умение вырезать круги из квадратов и разрезать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой город» Занятие 22. Кремль(Яичная скорлупа. Имитация фрески)Программное содержание. Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Посуда» Занятие 9. Чашка(Рисование ватными палочками. Гуашь)Программное содержание. Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мебель» Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Одежда» Занятие 12. Моя зимняя шапка(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать шапку простым карандашом; закрашивать гуашью разных цветов. Развивать мышление, внимание.Материал. Большой лист с нарисованными тремя шапками (красной,

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги автора

Тема недели «Мой город» Занятие 22. Мастера из Города(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву; с изделиями городецких мастеров.

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой город» Занятие 43. На моей улице(Рисование угольным карандашом)Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным карандашом контуры

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Из книги автора

Тема недели «Пасха» Занятие 32. Расписные яйца(Рисование по трафарету цветными карандашами)Цель. Учить детей рисовать с помощью трафарета. Познакомить с праздником Пасхи.Демонстрационный материал. Расписные пасхальные яйца.Раздаточный материал. Трафарет в форме яичка с

Из книги автора

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Жучки гуляют(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции. Развивать мышление.Демонстрационный материал. Картинки с насекомыми (муравей, бабочка, жук, пчела, стрекоза, комар,

Алеся Кешокова
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «Вечерний город»

Конспект открытой Непосредственно- образовательной деятельности по рисованию по теме : «Вечерний город »

Автор составитель : Кешокова Алеся Анзоровна МАДОУ МО Краснодар" Детский Сад №176 "КАРАНДАШ" Применяемая технология : монотипия Цель : познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж» ; учить передавать в рисунке впечатления от праздника – День города ; закрепить умения изображать салют, дома разных пропорций; продолжать учить применять метод «монотипия» ; развивать воображение и творчество. Материал : лист бумаги темного цвета согнутый пополам (улица и река) ; гуашь разного цвета; вода; кисти; салфетки; печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта; иллюстрации с изображением праздничной города . Методы : беседа, наглядный метод, метод монотипия (нанести рисунок на одну половину листа, прижать к ней вторую, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть). Предварительная работа : Участие в праздновании Дня города . Посещение детского парка, гуляние на стадионе с родителями. Участие в конкурсах, наблюдение праздничного салюта. Рассматривание книг, альбомов, фоторепродукции с изображением вечерней станицы . Рассматривание картин Ф. Васильева «Деревенские пейзажи» ; И. Левитана «Слобода» , «Деревня зимой» ; А. Саврасов «Закат над болотом» , «Вечер » .

Ход занятия : Звучит музыка Воспитатель : Художественное слово :

«Города »

Есть особая прелесть в ночных городах –

Городах , и великих, и малых.

Это света квадраты на тёмных домах.

Это фары машин запоздалых.

Это блещут брильянты ночных фонарей,

Отражаясь на шёлке проспекта –

Города ! Вы меня покорили своей

Тайной солнечно-лунного спектра.

Ребята, какой недавно праздник проходил у нас в городе , как он называется? Дети : Праздник День города . Воспитатель : Что вам больше всего запомнилось в праздновании Дня города ? Дети : Выступления танцевальных ансамблей. - Выступления детей и взрослых на лошадях. - Детские аттракционы : качели, карусели. - Батут. Воспитатель : Да, много ярких впечатлений оставил праздник в памяти каждого горожанина . Воспитатель : А помните ли вы, чем завершился праздник? Дети : салютом, фейерверком. Воспитатель : Да, праздник завершился салютом, фейерверком. На что был похож салют? Дети : На разноцветные шары, волшебные фонтаны. Сверкающие купала. Блестящие огоньки. Воспитатель : А наблюдал ли кто-нибудь из вас, как салют отражается в воде? Ребята, вода в реке и даже в луже, обладает удивительной способностью отражать находящиеся рядом предметы. Ночью во время салюта, это можно наблюдать как нельзя лучше. (Педагог предлагает детям пройти в художественную студию.) Воспитатель : Обратите внимание, как много в студии красок, кистей, печаток.

В чудо- студию попали,

Краски и печатки взяли.

Будем вместе рисовать

И город украшать . Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю нарисовать запомнившийся праздник. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе. Ваш рисунок будет располагаться в верхней части листа. Следует использовать самые разнообразные краски. В начале, необходимо изобразить улицы города , а затем дома. Чтобы рисунки получились красивыми можно использовать печатки в форме звездочки, снежинки, прямоугольника (при рисовании окон дома , праздничного салюта) . Воспитатель : А сейчас давайте поиграем. А потом начнём рисовать . Гимнастика с движениями» Город , в котором, мы живём»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем :

Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем, Липы с клёнами считаем :

Одна, два, три, четыре, пять… Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу, Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли, Красный свет мигнул нам : «Жди!» Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас.

Дети садятся на места и рисуют под тихо звучащую праздничную музыку. Воспитатель : Когда рисунок завершен, осторожно сложите лист бумаги пополам, не спеша, разгладьте его, а затем раскройте. (Педагог совместно с детьми рассматривает получившиеся рисунки.) Воспитатель : Посмотрите, как изображение праздничного города отразилось в воде . Вода, как зеркало, в ней отражаются и звезды и луна, и деревья и дома. Сейчас мы с вами разложим наши работы в два ряда. Как вы думаете, что у нас получилось? Дети : - У нас получился город . Воспитатель :- Что вы можете сказать, какой город ? Дети : - Праздничный, красивый, необычный, нарядный. Воспитатель :- Действительно, город получилась красивый , праздничный. Все дома, деревья, салют, выполнены с любовью. Неповторимый архитектурный пейзаж открывается перед нами , когда смотришь на ночной город с расстояния . Ваши работы мы разместим на стенде. Пусть праздник в рисунках радует и взрослых, и детей. Пусть все знают, что наша малая Родина самая лучшая.

Рефлексия : Молодцы! Вы все справились со своей работой, и я уверенна, что в этом городе всегда будет царить спокойствие и доброта. Ещё нужно отметить дружбу и взаимопомощь во время работы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Наш город Володарск» (старшая группа) Цель: продолжать знакомить с родным городом, обобщая и расширяя знания о нём, формировать любовь к родному городу, интерес к нему, обогащать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Снежинка» в средней группе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема «Снежинка». Выполнила воспитатель МБ ДОУ ДС «Аленький цветочек» Князева.

Конспект НОД в подготовительной группе «Мы любим свой город». Цель: активизировать и обобщить накопленные знания детей о достопримечательностях.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Город наш с тобою замечательный» Цель: Формирование у детей интереса к своей малой родине, о людях разных профессий, которые трудятся для пользы города, развитие творческих.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мой город-моя малая Родина» Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Самара. Задачи. 1. Расширить представление детей о понятии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Наблюдение за движениями детей на прогулке, во время игр. Рассматривание скульптуры малых форм.

Занятие 15. Рисование "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)"

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о пропорциях фигур взрослого и ребенка, их соотношении по величине. (Воспитатель показывает пропорции и соотношение на себе, взяв за руку какого-либо ребенка.)

Уточнить с детьми последовательность работы: фигуры надо сначала нарисовать простым карандашом, а затем аккуратно закрасить. Направлять внимание детей на использование разного нажима на карандаш при закрашивании.

При рассматривании и оценке работ обращать внимание детей на передачу соотношения фигур по величине, на технику выполнения рисунков.

Примечание. Важно направить внимание детей на творческое решение темы: можно нарисовать и маму, и папу, и детей. Можно также предложить создать иллюстрацию к произведению С. Михалкова "Дядя Степа", но программные задачи остаются теми же (вместо взрослого и ребенка дети рисуют обычного человека и дядю Степу).

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Занятие 16. Лепка "Петушок с семьей" (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Методика проведения занятия. Напомнить детям, что летом на даче они видели кур, петухов, цыплят. Вспомнить кратко содержание рассказа К. Д. Ушинского "Петушок с семьей".

Предложить детям подумать, кого и как нужно лепить; распределить, кто каких птиц вылепит. В процессе работы обращать внимание на отчетливую передачу формы, частей, пропорций и т. п.

Вылепленные фигуры дети располагают на общей подставке.

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского "Петушок с семьей". Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах.

Занятие 17 Рисование "Город (село) вечером"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, каким бывает город вечером: как он освещен, как выглядят дома. Обсудить цветовое решение рисунка. Напомнить о разнообразии домов (пропорции, расположение на улице). Предложить ребятам приступить к работе.

При анализе готовых работ направлять внимание детей на выбор рисунков, интересных по композиции (дома разных пропорций, удачно размещены на листе), по цвету (выразительно передан колорит вечернего города).

Материалы. Бумага темного тона, краски акварель, гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рекомендация родителям понаблюдать с детьми картину вечернего города. Рассматривание иллюстраций.

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Методика проведения занятия. Показать детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали). Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить сначала поупражняться в рисовании ветки-завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

Все готовые рисунки выставить на доске, предложить детям выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки, объяснить свой выбор. Попросить какого-либо ребенка сравнить выбранный рисунок со своим, отметить, что лучше в его рисунке, а что в рисунке товарища.

Материалы. Простой графитный и цветные карандаши, полосы бумаги (20 × 10 см).

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание народных узоров.

Занятие 19. Рисование "Поздняя осень"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, задавая им вопросы, что характерно для поздней осени (идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи). Поговорить с ребятами об использовании в рисунке разных материалов. Предложить приступить к рисованию.

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки и выбрать наиболее выразительные, где сразу видно, что нарисована поздняя осень. Составить из детских рисунков бордюр и вывесить его в вестибюле.

Материалы. Альбомные листы, цветные восковые мелки (если в детском саду их нет, можно предложить другие материалы: простой графитный карандаш, краски акварель, гуашь разных цветов, белила).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций (подчеркивая разнообразное решение сюжета, колорит).

Занятие 20. Рисование по замыслу "Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце"

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. За несколько дней до занятия индивидуально или с небольшими группами детей поговорить об интересном в их жизни. Подумать вместе с ребятами о том, как это можно нарисовать.

"Петрушка танцует на празднике"

Никита Д., подготовительная группа

В процессе занятия помогать тем, кто будет затрудняться в выборе темы. Направлять внимание детей на наиболее полное решение замысла.

По окончании работы вывесить все рисунки на доску, попросить ребят рассказать о наиболее интересных изображениях.

Материалы. Простой графитный карандаш , краски акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) формата А4.

Связь с другими образовательными областями. В течение месяца отслеживать наиболее интересные события из жизни детей в детском саду, дома (беседы с детьми, родителями), чтобы хорошо знать, о чем каждому ребенку можно напомнить, если ему будет трудно выбрать тему; иногда обговаривать, как было бы красиво это нарисовать.

Занятие 21. Рисование "Мы идем на праздник с флагами и цветами"

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контуры основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Методика проведения занятия. Напомнить детям, как выглядит идущий ребенок, рассмотреть детей, стоящих, подняв руки, с флагами и цветами. Уточнить пропорции человеческого тела.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в художественном воспитании детей, их умственном и нравственном развитии. В процессе творческой деятельности развивается чувство формы, цвета, пропорций, композиции и чувство ритма. Старшие дошкольники используют на занятиях по рисованию, аппликации и лепке обобщённые способы передачи изображения, что предоставляет свободное продумывание творческого замысла и широкий выбор тем.

В подготовительной к школе группе рисование по-прежнему занимает ведущее место в обучении изобразительной деятельности. Ребята создают выразительные образы и сюжеты, используя разнообразные техники и приёмы рисования.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада

В дошкольном образовательном учреждении детей обучают рисованию трёх видов: предметному, сюжетному и декоративному. Общая задача обучения рисованию в детском саду - развитие умения изображать предметы и объекты окружающей действительности через активное познание таковой. Творческие способности детей развиваются год от года. Для каждой возрастной группы доступны для освоения и успешного применения определённые изобразительные средства.

Особенности обучения рисованию детей 6–7 лет

Вид рисования Основная задача Задачи обучения в подготовительной группе Используемые техники и приёмы рисования
Предметное Обучение реалистичной передачи в рисунке характерной формы предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. Научить изображению предмета с натуры или по представлению, соблюдая особенности его строения, размера, пропорционального соотношение частей/деталей, характерных движений.
Развитие композиционных умений через правильное расположение предмета на листе в соответствии с его формой и величиной.
Развитие цветового восприятия через использование в работе разнообразных оттенков одного цвета.
Развитие технических умений: смешивание красок, рисование штриховкой и мазками по форме предмета.
Самостоятельный выбор расположения рисунка на листе бумаги (горизонтально или вертикально) в соответствии со строением изображаемого предмета или композиции (использование аналитических способностей у детей).
Рисование с натуры игрушек простой формы, веток деревьев.
Рисование по представлению сказочных героев (Дед Мороз и Снегурочка, Баба-Яга, Царевна-Лягушка и т. д.).
Использование предварительного карандашного наброска: развивается умение планировать предстоящую работу и анализировать изображаемый предмет.
Сюжетное Обучение передаче своих ощущений от окружающей действительности (отражение смысловых связей между предметами). Научить выбирать сюжет по заданной теме занятия.
Обучить передаче характерных движений при рисовании фигуры человека или изменения формы движущегося предмета.
Научить заполнять изображением всю площадь листа в соответствии с замыслом.
Развитие композиционных умений: рисование полосы не одной линией краски, но расширение изображённого на рисунке пространства неба и земли; изображение приближенных и удалённых предметов (чем дальше предмет расположен по замыслу, тем выше он расположен на листе с сохранением начального размера).
Обучение рисованию отдельного сюжетного момента.
Декоративное Обучение различиям стилей народных промыслов и применению их особенностей в своём творчестве.
Привитие детям чувства прекрасного.
Воспитание любви к родному краю и уважения к ручному труду.
Развитие композиционных способностей: умения выбирать узор и располагать его на плоской или объёмной поверхностях различных предметов.
Развитие цветовосприятия.
Научить использованию элементов народной росписи в создании узоров.
Умение работать на различных по форме плоскостных основах (заготовки в форме ромба, прямоугольника, по контуру самовара, балалайки, игрушки) и на выпуклых заготовках (из папье-маше).
Использование карандашей в декоративном рисовании.
Применения различных видов орнамента (полоса, сетчатый).
Знакомство с понятием зеркальной симметрии.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима).

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

Для обучения дошкольников графическому рисованию можно использовать фломастер чёрного цвета. Необходимо перед приступлением к работе напомнить ребятам, что при рисовании фломастер нужно быть особенно аккуратным: чернила фломастера плохо оттираются с рабочей поверхности и смываются с кожи рук, а с одежды могут не отстираться.

Для занятий нужны наборы бумаги для рисования, специальной бумаги для акварели и для гуаши. Рисуют красками также на ватмане и полуватмане. Для рисования гуашью существуют наборы разноцветной тонированной бумаги, но её закупка в детском саду нецелесообразна: перед воспитанниками стоит задача научиться создавать продуманный фон, белый цвет основы подходит. Для рисования городских и сельских пейзажей ночью зачастую используют плотную бумагу или картон чёрного цвета, рисование на основе непривычного цвета, конечно, вызывает сильный интерес у воспитанников.

Рисование можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке города карандашами можно приклеить тучки и падающие капли, вырезанные из бумаги. Пластилиновыми и бумажными элементами часто украшают низ картинки (трава, цветы, морские волны, камушки и да.), прорабатывают детали изображения (окна на домах, черепицы на крыше, кирпичики на стене) и т. д. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: песчаный пляж, пшеничное поле, предзакатное небо.

Сочетание рисования с другими изо-техниками

Рисунок с элементами аппликации из оригами Коллективный рисунок с элементами аппликации Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами аппликации из природного материала

Применение нетрадиционных техник рисования: ночная улица

Рисование мелом по трафаретам Рисование мелом на наждачной бумаге Применение техники набрызга Рисование в технике граттаж Рисование технике граттаж Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование пастелью Рисование в технике граттаж Рисование в технике монотипии (лист с нанесённым изображением сгибается пополам, чтобы невысохший рисунок отпечатался)

В процессе образовательной деятельности современные педагоги реализуют концепцию личностно-ориентированного подхода. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуальных особенностей психофизического развития воспитанников. Давать задания необходимо с учётом особенностей группы.
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей.
  • Предоставление свободы выбора (конкретной темы, методов и приёмов выполнения задания).
  • Эмоционально-позитивная атмосфера внутри коллектива (налаженная обратная связь «воспитатель-воспитанник», воспитание культуры о внутри группе).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Объявляемая в начале занятия тема рисунка может быть обобщённой - это даёт воспитанникам определённую свободу фантазии. Например, тема «Город вечером» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: время года (зимний, весенний, летний, или осенний вечер), в какой стадии вечер (закат, сумерки, поздний вечер), погодные условия (ветреный, пасмурный, ясный вечер или идёт дождь, снег). Ребята самостоятельно выбирают форму домов для изображения (квадратные, прямоугольные, многоэтажные или невысокие постройки, башни) и цветовую гамму рисунка.

Воспитателю рекомендуется оформить в помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, оформить шкаф или стеллаж с теми материалами и инструментами, которыми пользуются ребята: наборы бумаги для рисования карандашом (возможно, белый и тонированный картон), акварелью или гуашью, листы ватмана и полуватмана, наборы красок, пластиковые палитры или тарелочки для смешивания красок, кисти различной формы и толщины, цветные карандаши. Материалы для нетрадиционных способов рисования (трубочки для раздувания краски, восковые мелки, пастель, пальчиковые краски и др.) должны храниться отдельно. У детей должен быть постоянный доступ к традиционным материалам. Необычные краски, к примеру, привлекают внимание, но может быть недостаточно развито умение работать с ними.

К каждому занятия воспитателю нужно продумать дополнительные задания для успевающих ребят. Если кто-то выполняет основное задание раньше, то начинает отвлекать тех, кто ещё работает, и может потерять интерес к дальнейшей творческой деятельности (слишком просто). Удачные варианты индивидуальных заданий по теме «Город»: дополнить рисунок аппликацией (звёзды, облака, совы в небе, мостовая из камней, окна) или пластилиновыми фигурками на переднем плане (трава, цветы, сугробы, деревья, снеговики, фонари); попробовать зафиксировать на листе полуватмана работы нескольких воспитанников и попросить совместно дорисовать белый лист-основу - расширить город.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Город»

Для детей 6–7 лет характерно стремление к групповой деятельности. Воспитателю необходимо стимулировать и поощрять интерес ребят к продуктивному и творческому взаимодействию. Поскольку ведущей формой познания окружающего мира у старших дошкольников по-прежнему остаётся игра, занятия по созданию коллективной работы должны содержать в себе элемент игры. Возможна также работа в подгруппах по 2–3 человека: продумывание сценки для сюжетного рисования, распределение объектов и предметов для рисования, согласованное создание композиции и фона.

Тема занятия Форма организации деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Город вечером» Индивидуальная. Обучение правильной цветовой передаче вечернего пейзажа (возможно обучение рисованию на бумаге/картоне тёмного цвета).
Развитие чувства цвета (плавные переходы красок при изображении вечернего неба).
Закрепление композиционных навыков: находящиеся дальше дома располагаются на листе выше.
Обучение анализу готовой работы.
Рисование акварелью и гуашью: смешивание оттенков одного цвета; нанесение плавных линий; создание цветовых переходов.
Рисование цветными карандашами: штриховка карандашом с разным нажимом для получения оттенков одного цвета.
«Мой город» Коллективная. Обучение техники графического рисования.
Обучение рисования на общем рулонном листе, объединения своего рисунка с работами других воспитанников.
Упрощённое (условное) изображение отдельных деталей пейзажа.
«Улица нашего города» Индивидуальная. Обучение анализированию предметов (дома отличаются по высоте, ширине постройки, материалу, цвету стен, форме крыши, количеству окон и дверей, наличию наверху антенны или трубы).
Закрепление знаний о перспективе, положении объектов относительно линии горизонта.
Штриховка цветными карандашами с различным нажимом (для раскрашивания стен надо держать карандаш дальше от кончика - нажим ослаблен, так как стены обычно светлого тона; для штриховки окон, дверей, антенны или трубы взять ближе к кончику - нажим интенсивнее).
Создание контура предметов при помощи фломастеров.
«Село вечером» Коллективная. Обучение взаимодействию в продумывании композиционного замысла работы.
Обучение передаче цветового колорита (создание плавных переходов небесных красок, окрашенные солнцем облака на тёмном небе).
Рисование красками или карандашом, согласую создание изображения с общим замыслом.
Индивидуальная. Закрепление знаний о перспективе, правильному расположению предметов на переднем и дальнем плане.
Обучение рисованию тёмными оттенками, изображению тени.
Рисование предметов цветными карандашами, создание контуров фломастерами тёмных цветов.
Развитие умения рисовать падающую от предмета тень.
Индивидуальная. Обучение аккуратной работе с фломастерами (закрашивание внутри контура).
Обучение созданию предварительного карандашного наброска.
Создание наброска простым карандашом (рисуются контуры предметов без детализации: прямоугольники домой и квадраты окон, машины на дороге, деревья, фонари, луна и др.).
Закрашивание контуров наброска фломастерами.
Обводка контуров чёрным фломастером.
«Мой город - моя страна» Коллективная. Расширение и закрепление знаний о родном городе и стране.
Обучение созданию изображения на основе увиденного материала (плакаты, открытки с видами города).
Эта тема рекомендована для реализации проектной деятельности (возможно приурочить демонстрацию проекта ко Дню города).
Рисование обобщённых деталей городского пейзажа с выделением одно-двух композиционно значимых объектов (здание городского театра - детально, жилые дома вокруг - условно; детский сад - детально, деревья на прилегающей территории - условно).
Создание коллективного панно.
«Праздничный город» Индивидуальная. Развитие чувства цвета и композиции, пространственных представлений.
Закрепление навыка рисования объёмных предметов (зданий, различных построек).
Закрепление навыка выделения значимых деталей рисунка более яркими оттенками основной краски.
Совершенствование умения рисования гуашью (рисуются предметы на разных частях листа, чтобы успевали полностью просохнуть те, что нарисованы раньше, и можно было дополнить их мазками другого цвета).
Для этой темы удачно совмещение рисования акварелью и гуашью: основной рисунок наносится акварелью (тёмно-синее или чёрное небо, дома, дорога), а салют рисуется гуашью - яркой краской.
«Золотые купола Москвы» Коллективная. Расширение знаний воспитанников об особенностях храмовой архитектуры (какие фигуры лежат в основе здания, строение купола, наличие ступеней, колонн, арок и дуг).
Закрепление умения создавать предварительный набросок простым карандашом.
Приёмы рисования объёмных деталей (купола, основание купола, колонны): одна часть закрашивает светлым оттенком, вторая - тёмным.
Условное рисование элементов фона (лес на заднем плане, отдельные деревья или кусты по бокам здания), детальная прорисовка изображения храма. Отрабатывается умение создавать рисунок по наглядному образцу (фотографии или открытке).

Мотивирующее начало занятия на тему «Наш город»

Рисование неодушевлённых объектов (зданий, деревьев, заборов) может ослабить интерес воспитанников к изобразительной деятельности. Начальным этапом занятий по теме «Город» должно быть создание игровой ситуации с последующим вовлечением в творческий процесс. Также активизируют воображение и желание творить проведение беседы, основанной на обсуждении личного опыта и образной памяти ребят, совместное изучение наглядного материала, прослушивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений, содержащие описания городских пейзажей.

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание городских (сельских) пейзажей в различных временных, погодных и ситуативных условиях. Занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада должно длиться не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Вечерний город».
Активизация интереса к изобразительной деятельности.
Развития цветового и пространственного восприятия.
Закрепления умения построения композиции. Материалы Рассматривание открыток и альбомов с фотографиями (возможно, иллюстрациями художников) города. Предварительная работа Листы бумаги, восковые карандаши, изображения городских пейзажей в вечернее время. Ход занятия Художественное слово: чтение стихотворения Татьяны Живовой «Есть особая прелесть в больших городах…» с последующей беседой. Изучение иллюстративного материала.
Воспитатель создаёт игровой момент: предлагает ребятам попробовать себя в роли волшебных художников и нарисовать город в вечернее время суток.
Обсуждение практического выполнения задания (как можно расположить объекты на листе, какие цвета использовать и т. д.).
Проведение физкультминутки под музыкальное сопровождение.
Самостоятельное выполнение воспитанниками практической части.
Демонстрация готовых работ, поощрение наиболее красивых рисунков, благодарность каждому за проделанную работу.
Подведение итогов занятия, оценка, уборка рабочих мест.

Порядок выполнения рисунков на тему «Город»

В подготовительной группе воспитатель не должен проводить прямой показ выполнения действий перед началом выполнения ребятами практической части. Дети развивают умение следовать устным инструкциям, поэтому стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий.

«Осень в городе»

Обозначение линии горизонта Зарисовка переднего плана Рисование контуров зданий Раскрашивание контуров Раскрашивание окон Рисование осеннего неба Рисование тени от зданий Прорисовка деталей фона Стволы деревьев Рисование мазками красных листьев Рисование мазками жёлтых листьев Рисование штрихами дождя

«Дом, в котором я живу»

Обозначение линии горизонта Создание контура дома Раскрашивание контура Раскрашивание переднего плана Детализация переднего плана Рисование заднего плана Раскрашивание окон (основная часть дома высохла) Рисование заднего плана Дополнительные детали