Жанр произведения "Герой нашего времени". Психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова. Герой нашего времени направление в литературе Герой нашего времени направление произведения

«Герой нашего времени» - первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда ро­ман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончатель­но, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевро­пейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени».

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» заключаются в особой близости автора и героя, лиризме повествования, присталь­ном внимании к «внутреннему человеку», неясности прошлого героя, исключительности его натуры и многих ситуаций, близости сюжета «Бэлы» романтическим поэмам («Демону») и повышенной экспрессив­ности стиля, что особенно чувствуется в «Тамани». Так, образ Печорина окутан ореолом загадочности вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формиро­вание его характера, по какой причине он оказался на Кавказе и т.д.

Однако «Герой нашего времени» - это в основе своей реалистиче­ское произведение. Прежде всего, реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Оне­гиным». Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хо­тя они и ближе друг к друг)-, нежели Онегин и Пушкин. В Предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «..Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!»

Реализм романа заключается также в постановке важнейших про­блем современности и создании образа «героя времени», типичного представителя эпохи - «лишнего человека». Реализм романа проявля­ется и в стремлении автора психологически достоверно и точно объяс­нить особенности натуры героя, связав их с условиями окружающей жизни. При этом типичностью обладают и другие - второстепенные - персонажи романа. Отношения личности и общества воссоздаются в нем во всей их сложности и противоречивости. Действительность предстала здесь разными своими сферами, разными типами быта, ха­рактеров и с разных точек зрения.

Жанровая специфика произведения Лермонтова также оказалась не­обычной и новой. Особую уникальность жанровой природе этого произ­ведения придает сочетание черт реализма социально-психологического романа и романтизма, проявляющегося в его построении и стилистике. Уже Белинский говорил о том, что «Герой нашего времени» - целостное произведение, хотя оно и было составлено из отдельных повестей и рас­сказов. Впервые в русской литературе оно объединило социально- психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для фи- лософско-психологического проникновения в природу «героя времени» 142 и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, новелла, психологическая и философская повесть, дневники, ис­поведь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы современного человека. Первая часть романа - повесть «Бэла» - по жанру близка путевым запискам, «Максим Максимыч» представляет собой рассказ, «Тамань» - романтиче­ская новелла с авантюрным сюжетом и неожиданной концовкой, а самая крупная часть «Княжна Мери»- психологическая повесть. Завершает произведение философская повесть «Фаталист», в которой, по законам жанра, сюжет подчинен раскрытию философской идеи. Кроме того, «Предисловие к «Журналу Печорина» является вставным «документом», необходимым для дальнейшего развития повествования о герое, а сам «Журнал Печорина» представляет собой своеобразный дневник, состоя­щий из нескольких частей, в которых герой говорит о разных эпизодах из своей жизни.

Еще одну отличительную жанровую особенность романа Лермон­това определяют слова из авторского предисловия: «история души че­ловеческой». Они показывают сознательную установку на открытый психологизм произведения. Вот почему «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, хотя психоло­гизм был присущ и другим произведениям, появившимся ранее, как, например, роману «Евгений Онегин». Задача, которую поставил перед собой Лермонтов, состояла не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюрности здесь тоже присутствует. Но главное - показать внутреннюю жизнь и эво­люцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произве­дения.

  • < Назад
  • Анализ произведений русской литературы 9 класс

    • «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Бе Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» анализ произведения (215)

      История создания. Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете...

    • «Слово о полку Игореве» анализ произведения (377)

      История открытия и публикации. Русская литература существует на протяжении десяти с лишним ве­ков. За этот долгий период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает ХІ-ХУІІ века....

    • А.С. Грибоедов "Горе от ума" анализ произведения (345)

      История создания. «Грибоедов - «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Гри­боедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» - так считал В.Ф. Ходасевич, поэт Серебряного...

    • А.С. Пушкин "Анчар" анализ произведения (317)

      История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впер­вые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тема­тика, связанная с проблемой свободы и тирании,...

    • А.С. Пушкин "Евгений Онегин" анализ произведения (351)

      История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, - самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную исто­рию создания, охватывающую несколько периодов...

    • А.С. Пушкин "К морю" анализ произведения (313)

      История создания. Стихотворение стоит на рубеже двух периодов творчества Пушкина. Осенью 1824 года поэт вынужден был покинуть Одессу и переехать в 70 псковское имение своих родителей - Михайловское....

1 вариант.

Б) лирика;

Г) повесть.

3. Определите тему произведения:

А) тема «лишнего человека»;

Б) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»;

В) тема одиночества среди людей;

Г) тема взаимодействия личности и судьбы.

4. Как звали главного героя:

А) Максим Максимыч;

Б) Печорин;

В) Грушницкий;

Г) Казбич.

5. Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?

А) чтобы показать развитие, эволюцию героя;

Б) чтобы выявить в главном герое черты характера, не зависящие от времени;

В) чтобы показать, как главный герой всю жизнь мучается одними и теми же проблемами;

Г) чтобы подчеркнуть динамизм повествования.

6. Можно ли назвать Печорина фаталистом?

Б) с некоторыми оговорками можно;

В) нельзя;

Г) Печорин сам не знает, фаталист он или нет.

7. Какую роль в романе играют женские образы?

А) способствуют раскрытию образа главного героя;

Б) создают романтический колорит;

В) активно участвуют в разрешении нравственных проблем романа;

Г) являются ключевыми фигурами.

А) положительный;

Б) отрицательный;

В) нельзя сказать однозначно.

9. Чего больше в характерах Онегина и Печорина – сходства или различия?

А) больше сходства;

Б) есть сходство, но много и различий;

В) это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах;

Г) больше различия.

10 Перечислите названия глав.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2 вариант.

1. К какому роду литературы относится это произведение?

Б) лирика;

2. Назовите жанр этого произведения:

А) рассказ;

3. Определите основной конфликт произведения:

А) конфликт героя со светским обществом;

Б) конфликт героя с самим собой;

В) конфликт Печорина с Грушницким;

Г) конфликт героя с политическим устройством общества.

4. Как звали главного героя:

А) Азамат;

Б) Максим Максимыч;

В) Печорин;

Г) Грушницкий.

5. Повести расположены в хронологической последовательности или нет?

А) в хронологической;

В) частью в хронологической, частью нет.

6. Можно ли назвать Печорина эгоистом?

А) Печорин – «страдающий эгоист»;

Б) Печорин не эгоист вообще;

В) Печорин – безусловно, эгоист;

Г) нельзя сказать однозначно.

7 Почему действие романа происходит на Кавказе?

А) для создания романтического колорита;

Б) чтобы подчеркнуть исключительность главного героя;

В) место действия не имеет значения;

Г) чтобы подчеркнуть трагизм происходящего.

8. Положительный или отрицательный герой Печорин?

А) положительный;

Б) отрицательный;

В) нельзя сказать однозначно.

9. Почему главный герой под конец жизни ищет смерти?

А) жизнь ему надоела;

Б) по малодушию;

В) он был фаталистом;

Г) он понял, что не нашел и не найдет своего предназначения в жизни.

10. Перечислите названия глав.

ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЕ

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Предисловие к «Журналу…»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КОЛИЧЕСТВО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА

Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.

Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно - главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.

По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.

В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем - добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель. Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, "водяному обществу". Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину - это доктор Вернер.

Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» - повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» - путевой очерк; «Тамань» - авантюрная новелла; «Княжна Мери» - психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» - авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.

Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями. Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.
«Герой нашего времени» - роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!