Джанна тутунджан молодая. Джанна тутунджан является одной из ярких представителей вологодских живописцев. В последние дни

Джаннa Таджатовнa Тутунджан

Искусство народного художника России Джанны Таджатовны Тутунджан вот уже скоро полвека является одним из самых известных, а главное, любимых в среде поклонников изобразительного искусства Русского Севера. Она вошла в отечественное искусство редкими по силе правдивости, органичности и чистоте звучания произведениями о жизни северной деревни.

Джанна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года в Москве в семье служащих. В 1944 году Джанна поступает в Московскую среднюю художественную школу, в 1953-1959 годах учится в МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Баскаковым Джанна переезжает на его родину в Вологду. Супруги много путешествуют – под парусом на лодке, байдарке, плоту. Путешествуя по Вологодской земле, художники поселились в 1964 году на высоком берегу Сухоны в деревне Сергиевской Тарногского района. И вот уже пятый десяток лет эта деревня остается самым дорогим местом на свете для Джанны Тутунджан. В этой деревне, как в капле росы, отражаются все радости бытия и все его горести. Приезжая туда каждую весну, и находясь там до самых холодов, она чувствует себя на своем месте. А о том, какие у художника сложились отношения с деревенским народом, говорят ее работы.


 

Первую известность автору принесли замечательные рисунки. Сделанные углем, соусом, фломастером, они поражали неженской силой, обобщением, ведущим к символу. Художнику была доступна и драма, и лирика, ее линия творила чудеса, то лаская, то раня. Так появились знаменитые листы «День победы», «8 марта», «Сын сына» и многие другие. Но дар проповедника, учителя жизни мощно взывал к широкой аудитории. А графика – искусство, слишком камерное для таких целей. Так произошло обращение в 1960 годах к живописи. Она стала писать большие сюжетные полотна, никогда не разделяя творчество на виды, считая, что и в картине, и в рисунке выполняет одно дело. Графическое начало серьезно влияло на особенности ее холстов. В них с особой силой проявилось отношение автора к творческим задачам: она никогда не тратит силы на суетные мелкие темы. Только важное, только вечное. И в этом плане Джинна Тутунджан близка высокой классике.

В 1968 году появляется картина «Молодая», а в 1969 – полотно «Незабудки». Оба произведения стали программными в творчестве художника. В них Тутунджан формулирует основополагающие задачи и принципы своего искусства. Основными типами ее полотен стали сюжетная картина с символическим подтекстом, однофигурная композиция или портрет с лирическим звучанием. Преобладание идеи, смысла над конкретикой натурного впечатления обуславливает метод сложения образа в искусстве Джанны Тутунджан. Долгие раздумья по поводу увиденного венчаются лирико-эпическими обобщениями, часто ведущими к образу-символу. Метафора и аллегория стали способами воплощения идеи произведения. Так в картине «Молодая» лицо девушки уподобляется наливному румяному яблочку, глаза героинь в полотне «Незабудки» как скромные северные цветы, и они сами – незабывшие, вечно помнящие все, что было. Реже в арсенале художника встречаются аллегории. Очень важны названия картин Тутунджан, они определяют сущность образа («Ясная», «Надежа», «Берегиня»). Художественный образ часто строится на пословице («Сила есть», «На все руки», «Яблоко от яблони»), строке песни или стихотворении («Гори ясно», «Черный ворон», «Белеет парус»).

Художественные особенности картин Тутунджан близки монументальной живописи. И это естественно, так как и внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой аудитории зрителей. Монументальными чертами ее работ являются большие размеры полотен, обобщенный характер трактовки форм, значительная роль силуэта, широкие плоскости локального цвета, работа в технике темперы, отношение к цвету как средству выражения лирико-символической концепции произведения. Отношение к своим творческим задачам сближало Тутунджан с передовым направлением в нашем искусстве, появившимся в годы юности художника – «суровым реализмом».

В искусстве Джанны Тутунджан никогда не было грани между живописью и графикой. Часто одни и те же герои становились персонажами и картин, и рисунков. Художественная структура ее живописных полотен часто строится на графическом силуэте фигур («Незабудки»), в другом случае картины тяготеют к монохромности колористического решения, когда цветовая гамма сводится к сочетанию черно-белых тонов, либо в этой гамме выделяется один насыщенный цвет, что объясняется драматическим характером произведений («Птичий рынок», «Вольному – воля», «Спаситель»).

Пейзаж, хотя и занимает небольшое место в живописи художника, играет свою особую роль в творчестве Тутунджан в целом, являясь эмоциональным камертоном многих картин мастера. Именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, выражает автор свой безмерный восторг от красоты мира. В них чувствуется ее открытая, не откорректированная сознанием эмоция. Поэтому в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника.

Говорить об искусстве, разбирать особенности тех или иных холстов и рисунков очень важно и необходимо, но, как говорил Огюст Роден «нет ничего художественнее, чем любить людей». Эти слова будто специально сказаны о Джанне Тутунджан. На протяжении своей человеческой и творческой судьбы она была и остается примером истинного служения искусству. Искусству не удаленному в заоблачные дали, а близкому и необходимому тем самым людям, что смотрят на нас с ее холстов и рисунков. Всеми ее поступками движут любовь, восхищение и сострадание к ним.

С 1959 года Д. Т. Тутунджан – участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок. С 1964 года член Союза художников СССР, с 1972 года – заслуженный художник РСФСР. Она лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971 год, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2006. С 2004 года она Народный художник России, с 2007 года – член-корреспондент Российской академии художеств с 2007.

Персональные выставки живописи и графики: Вологда (1969, 1981, 1991, 2001, 2006), Москва (1983, 2003), Ленинград (1983), Великий Новгород (2009), Данилов, Ярославская область (2008), музеи Вологодской области (2000-е). Произведения художника находятся в коллекциях музеев Вологодской области, в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных коллекциях в России.

Народность творчества художника, ценность его искусства заключается в том, что он создает свои произведения о народе и для народа. Истинно народными являются художественные творения, созданные Джанной Тутунджан. Подтверждением этому являются выставки работ Джанны Таджатовны на тарногской земле, чувства, эмоции, переполнявшие посетителей этих экспозиций, простых людей, жителей её «Родниковой страны». Первая выставка была организована в 2003году.

«Очень приятно мне, - пишет заслуженный деятель культуры Угрюмова Г.А., - и сотрудникам музея работать по подготовке экспозиции картин Джанны Тутунджан вместе с их автором. До этого проводились небольшие выставки, даже выставки трех картин. Джанна Таджатовна трепетно заботилась обо всем: как будут расположены работы, какой будет свет, удобно ли будет посетителям». Открытие выставки состоялось 24 марта. Это было значимое событие в культурной жизни Тарногского района.

Посетители выставки увидели в произведениях Джанны Тутунджан то, что окружало их в жизни: родную природу, своих земляков. Для тарножан это было открытие самих себя, своих близких. Немногие бывали в Сергиевке и видели реальных людей, изображенных на картинах, но секрет истинного искусства состоит в типизации характеров персонажей, поэтому в героях того или иного произведения многие видят себя. На выставке «Родниковая страна» были представлены только произведения живописи. Вот картина «Молодая», написанная в Сергиевке в 1967году. Это произведение Джанны Тутунджан стало программным. Несколько человек претендуют на роль прототипа этого живописного полотна, в том числе две женщины, живущие в Тарноге. О создании этой картины рассказывает Декабрина Шалашова. На самом деле это собирательный образ молодой голубоглазой северянки, олицетворяющей молодую Россию. Картина оставляет праздничное, яркое ощущение утверждения жизни. В центре любой выставки – «Незабудки». (1969г), также программное произведение. У всех трех героинь – голубые глаза. Темный лик моей прабабушки в сочетании с черным платком производит ощущение мудрости, боли за пережитое. Вторая героиня – дочь. Но она совершенно из другой семьи. Рисовала её Джанна Тутунджан с Лихачевой А.Ф. , а внучку с Нины Мальцевой.

«Последний конь». Все понятно зрителям, ведь сейчас уже коней нет. А раньше – вся тяжелая работа в поле, в хозяйстве ложилась на лошадей. Грустная картина. Поэтому так скорбно лицо женщины – конюха и так грустны глаза лошади, кажется, они наполнены слезами. Свою героиню Джанна Таджатовна срисовывала с Анастасии Петровны Ежовой, простой колхозницы. Сейчас её уже нет в живых. Произвела впечатление на тарножан и картина «Несущий свой крест». Этакартина тоже имеет реальную основу и реального прототипа. Это Мальцев Анатолий Александрович. Ему 60 лет. Он и сейчас живет в Сергиевской. 3 января 2012года нам удалось познакомиться с его судьбой. Все его братья и сестры разъехались по городам, а он один остался в родительском доме: нужно было ухаживать за матерью, так как она была больна. Джанна Тутунджан даже написала о его судьбе стихотворение (см. приложение). А личная жизнь его так и не сложилась. Похоронив мать, живет один в огромном бревенчатом доме над самой Сухоной. Поэтому глаза его тоже печальны, чувствуется в нем какая – то обреченность.

Все зрители внимательно разглядывали «Корень рода» - в центре пожилая женщина, оставшаяся одна – одинешенька. На этой стене портреты мужа, погибшего на войне, двух дочек, вышедших замуж и уехавших из родительского дома. Такова судьба. Прообразом героини является Александра Степановна Гладконогих. Её уже нет в живых. «Последний снег». В центре – бабушка Таня, которая и была няней у моего отца. Белый платок(фатка – так называли его северяне), белый передник – это, наверное, последняя бабушкина нарядка – поэтому картина и называется так метафорически «Последний снег».

Эти живописные полотна никого не оставляют равнодушным, их главные герои – простые люди, знакомые и близкие Джанны Таджатовны, рисуя их, она брала всю их боль, заботы и мысли на себя, перенося их на свои полотна, поэтому её произведения такие живые и реалистичные. Каждая картина заставляет о чем-то задуматься. Ольга Михайловна Силинская, экскурсовод выставки «Родниковая страна», рассказывает: «Каждый день на выставку приходило много посетителей. Не пропускали ни одной картины, внимательно рассматривали, много спрашивали, некоторые плакали, может, узнавая в героях этих живописных полотен своих матерей, бабушек, а может быть, себя». Сама Джанна Тутунджан писала: «Мир создан прекрасным и грозным, и жизнь ткет свой холст из страданий и радости. Но если писать одно горе – нечем будет дышать. Ни самой – ни людям».Именно так видела художник окружающую жизнь чутким взглядом, понимала, чувствовала каждой стрункой своей трепетной души, поэтому её картины дышат, смотрят, улыбаются, цветут, доставляя радость и заставляя задуматься.

Каждый портрет, зарисовка, или жанровое произведение – это целая история, сюжетом которой служит наша жизнь. В центре выставки находилась и известная картина «Берегиня». Картина – символ, олицетворяющий материнскую любовь и заботу. Героиня произведения – женщина – мать, прижимающая к себе троих сыновей. Что может быть светоноснее этой картины? Это произведение нужно в каждом родильном доме повесить, чтобы не бросали матери своих младенцев. Картина имеет так же реальных прототипов: это Люба Ежова и трое её сыновей: Виктор – работает в Тарноге в полиции; Вася – в Вологде, младший Андрей служит в Петербурге. Дом Ежовых также стоит на Вересовке, рядом с домом художника. Это последний на улице обитаемый дом.

Интересная картина «Пожар». Она заинтересовала многих тарножан. Произведение имеет сюжетную основу. Родители главной героини – люди – труженики, всё, как рассказывают серговцы, старались делать для дочери. Художник обращает внимание на их трудовые руки. Но дочь полюбила легкую жизнь, яркую, как тот платок, что покрывает её плечи. Уехала из деревни в Гатчину и забыла про отца и мать. А сейчас их уже нет в живых. А дом, что находится тоже на Вересовке, развалился. Хочется надеяться, может внуки вернутся сюда или правнуки.

Замечательны картины, где главные герои – дети. «Журавленок» - в жизни Игорь; «Светлая душа» - Лена Мальцева; «Девочка в красном углу» - приезжая Саша из Северодвинска; «Гостья», «Вороненок»; «Снегирь»; «Весна». Кто знает, может, кто – то из них и вернется в родную деревню и будет её понимать, как делает это сейчас, в настоящее время, председатель СПК Мальцев Игорь Львович, поговорив с которым, Джанна Таджатовна была совершенно счастлива: она нашла в нем единомышленника. Первое – что они решили сделать в деревне – построить часовню. Игорь Львович в разговоре с нами сказал, что часовня обязательно в деревне будет.

Любовь к людям озаряет внутренним светом все искусство художника, делает его мудрым, добрым, вселяющим надежду.

Северная природа представлена на выставке «Родниковая страна в серии картин «Апрельский дом», «Дорога», «Май на Саланге», «Майская Сухона». Пейзаж в этих работах особенный: ясный, светлый, по – весеннему чистый. Глядя на эти картины, можно говорить о слиянии трех стихий: неба, воды и земли. Компоненты этого пейзажа повторяются, но в бесконечном разнообразии сочетаний – один из секретов неувядаемой привлекательности её картин. Тонкая, трепетная, белоствольная березка, что растет под окном Джанны Тутунджан в Сергиевской, раскинув ветви на фоне майского небосклона, ждет весеннего обновления, даря надежду всем, кто ею любуется.

Каждый непременно обратил внимание на букеты черемухи, купав, ромашек, стоящих в окне, и, конечно, любимых художником незабудок, голубизна которых настолько нежна и прозрачна, что вызывает ощущение легкости, воздушности пространства. Но, «чтобы собрать букет незабудок, Джанне Таджатовне приходилось часами стоять на коленях, собирать эти длинные, тонкие стебельки незабудок. Я всегда старалась помочь Джанне Таджатовне, - говорит Люба Ежова, - выходила пораньше и, бывает, набирала целую корзину этих нежно – голубых цветов».

Окно, распахнутое настежь, для художника было спасением от зимней городской жизни. «Приезжая весной в деревню, в дом на высоком берегу Сухоны, - пишет Джанна Таджатовна, -я забываю город и с радостью смотря в любимое окошко. Из него не видно, что на самом деле творится на земле. Оно обращено на юго – восток, и в нем и все озаряется своим, и я не устала глядеть на это. Цветы, особенно полевые лечат нас они молчаливо смотрят нам в душу и помогают на время забыть то что делается вокруг худого».

За три месяца на выставке побывало 1300 посетителей. Не было такого человека, который ушел бы из музея в эти жни без трепета, без особого волнения в сердце.

Было проведено, по словам Ольги Михайловны Силинской, 87 экскурсий. Приходили семьями, поодиночке и целыми классами и оставляли теплые слова благодарности замечательному человеку Джанне Тутунджан за то, что она смогла понять их, простых людей, их характеры, судьбы, их «Родниковую страну». Отклики – впечатления от встречи с искусством Джанны Тутунджан тарножане оставили в специальной тетради. Эта тетрадь признаний в любви к творчеству, благодарностей за труд и искренних пожеланий, успехов, здоровья, удачи в создании новых картин, что Джанна Таджатовна взяла её себе как талисман.

В некоторых номерах газеты «Кокшеньга» за 2003г. публиковались отзывы тарножан о выставке «Родниковая страна». Хочется привести некоторые из них.

«Что за картины! Чудо! Как будто побывали среди героев этих картин, поговорили с ними, видна душа каждого, чувствуется присутствие. Остается ощущение радости и чистоты родниковой воды, чистоты чувств и мыслей. И художник, и её герои живут в картинах, разговаривают с нами, говорят о своем, родном, не лукавят и не хитрят.

Мы уходим с выставки окрыленные, в восторге.»

Мы посмотрели ваши картины, которые нам очень понравились, потому что на них изображена сельская жизнь, очень близкая нам.

Больше всего нам понравилась картина «Вольному воля». В образе коня мы увидели жизнь и судьбу деревенских людей. Когда–нибудь люди сумеют вырваться из плена, обрести свободу. Огромное вам спасибо».

-«Уважаемый мастер, от всей души выражаем вам огромную благодарность. Ваше мастерство просто потрясает, оно нам близко, родное. Ваши картины отражают жизнь русского человека, жизнь русской деревни, жизнь России».

- «Больше всего мне понравилась картина «Расставание». Когда я слушала музыку и смотрела на картину, я как бы слышала, будто земля зовет этого человека, она ему говорит: «Вернись, постой, ты нужен здесь!». Но он не слушает, он уходит. В этой картине я вижу нас самих, которые уходят в города, ищут легкой жизни, а на самом деле мы нужны здесь, в деревне, чтобы помочь её подняться».

Джанна Таджатовна внесла не только большой духовный вклад в развитие культуры нашего района, - пишет Угрюмова Г.А., - но и материальный. В фондах музеям находятся подаренные ею работы «Анна – Мария», «Долгая, долгая песня», «Братья», «Ратник Александра Невского», а позднее – коллекция «Разговоры по правде, по совести».

Вторая выставка работ Джанны Таджатовны Тутунджан была открыта в 2008году в музее традиционной народной культуры. Вновь открывшая экспозиции была представлена графика художника: «Сергиевские места» и «Диалоги», «По правде, по совести». И вновь источник тем и образов для Джанны Тутунджан – деревня Сергиевская, её «Родниковая страна». Художник признается «Если бы я жила тысячу лет, мне не хватило бы времени выразить все то, что я ощущаю в этом небольшом уголке России». При помощи карандаша и фломастера создала Джанна Таджатовна «Сергиевские листы». Первые работы из этого цикла были выполнены еще в 1965 году. «Сама себе хозяйка», «Две зыбки», «Мастерица шаньги печь», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «Русская», «Дети» и так далее. И у каждого героя есть прототипы. Не путаясь ни в одном имени, фамилии, серговцы называют реальных людей, с которых создавались эти работы. «День победы» -

Нас заинтересовала графика Джанны Тутунджан под названием «Листы из Кокшарии», созданные еще в 1968году. Жители Сергиевской нам с гордостью поведали, что в то далекое время их Джанна ходила пешком в Тарногу, в Кокшарию, 40 километров преодолевала. Муж провожал её километров семь. В Маркуше она останавливалась, ночевала, а в Тарноге остановится в доме Угрюмовых, переоденется в сухое платье и отправляется на этюды. И Андрей Анатольевич все говорил «Несравненная, неповторимая Джанна», он восхищался мужеством, трудолюбием, стремлением созидать этой хрупкой женщины.

Нас особенно заинтересовали две работы: «Сын сына» и «Старый конь». Рассмотрим их. «Графический лист «Сын сына» показывает радость деревенского старика, который держит на коленях перед собой младенца». Такой свет, такое тепло, доброта идут от этого героя, что поневоле радуешься вместе с ним.

А старику из работы «Старый конь», вероятно, уже некому передать свои умения. Он изображен в белой рубахе на фоне почерневшего высокого деревенского дома с коньком на охлупне. «Растерянный взгляд запавших глаз, сжатая кисть правой, прижатой к груди руки выдает печаль его одиночества. Время – вторая половина XXвека, когда молодня уже начинали покидать деревню, оставляя стариков на произвол судьбы. Нас заинтересовали эти работы, мы решили узнать, в какой деревне они написаны. Мы нашли рассказ самой Джанны Таджатовны, как и где она писала эти картины. Это была деревня Сметанинская, что находится в четырех километрах от Заборья.

На выставке 2008г. В Тарногском музее были представлены и созданные в юные годы «Диалоги». Это своеобразный дневник, «говорящие портреты» односельчан. Джанна Таджатовна создала своего рода памятник уникальному тарногскому говору. Художник, рисуя портреты этих простых людей, слушала тарногскую речь, и ей очень хотелось, чтобы разговоры её знакомых, их суждения, их мнения услышал весь мир. Диалог написан карандашом прямо на картине. Вот лишь некоторые из записанных художником языковых жемчужин:

«Думаешь, Серговка долго проживет?» - «Так ежели робить – вся лесом зарастет… Все поля… Вспомнили бы, как в войну – то пахли… безо всякого горючево… на одних горючих слезах… и не пропили свою землю».

«Сердце не терпит, как оне зачнут телёнков по хребтине лопатом охаживать… телёнок – он ведь тоже человек!»

«Ой, как я обрадела письму – то! К сердцу прижала – так и спала!»

«Как бы отворотитьсе от вина да от курева. К примеру, мне лично… да и всей Рассее…»

«Народ больно матюкливый стал, да какой – то шальной. Пошто бы это? Пошто бы мать – то тревожить да всё её поминать недобрым словом? Ведь земля каждый раз дрогнёт. Грех ведь!..»

«Не космос погодой правит. Народ поохладел к земле. Вот она, Матушка, и отсывает… А к ей бы надо – то со всем нашим теплом!».

Эти самобытные живые высказывания придают особый колорит и теплоту работам народного художника.

«В этой серии больше персонажей старых. Манера письма стала более жестокой. Что – то тревожит художника, торопит, не радует. Волнует же её судьбу нашей северной деревни, уходит из жизни старое поколение, молодое в массе покидают отчие края. Как – то дальше сложится жизнь в исконно русских северных краях» Не уйдут ли вместе с поколением, вынесшим на своих плечах тяготы великой войны и послевоенного становления лучшие черты крестьянских характеров, коренные устом народной морали», - пишет учитель, краевед А.А.Угрюмов.

Выставка графических работ Джанны Тутунджан в 2008 году стала для тарножан своего рода праздником, для многих возвращением в деревенское детство, в мир неповторимой речи жителей Кокшеньги. Сама Джанна Таджатовна присутствовала на открытии выставки и так сердечно, по – доброму объясняла смысл своих работ, что и взрослые, и дети выходили с выставки одухотворенными, осознавшими неповторимость своего родного края.

В 2011 году новая выставка – «Лики России», где были представлены и живопись и графика. И вновь слова Благодарности этому великому художнику за её труд, за её творчество, за внимание, за любовь к тарногской земле. Посетителей обеих выставок уже насчитывалось более двух тысяч. «Низкий поклон вам до земли, Джанна Таджатовна, - писал один из зрителей, - поклон от всех прадедов, от нас сегодняшних и будущих поколений нашего родного уголка большой России».

Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Джанна Таджатовна Тутунджан родилась и выросла в Москве, но, как художник, состоялась на Вологодчине, куда приехала в 1959 году, закончив графический факультет МГХИ имени В. И. Сурикова. Знания, полученные в институте, высокий профессионализм и талант позволили ей естественным образом влиться в творческий союз вологодских художников, куда входили такие известные мастера, как Николай Баскаков, Владимир Корбаков, Владислав Сергеев, Анатолий Наговицын, Евгений Соколов, Алексей Щепёлкин, Генриетта и Николай Бурмагины.

Становление Д. Т. Тутунджан, как самостоятельного художника со своим мировоззрением и принципами в искусстве, начинается в 1960-е годы. Переезд в Вологду, знакомство с северной землей, многовековой самобытной культурой русского Севера вдохновляют её на поиски собственного пути. Знания, полученные Тутунджан в мастерской преподавателей графического факультета МГХИ имени Сурикова М. М. Черемныха и Н. А. Пономарёва, суриковская школа рисунка, традиции московской академической школы формируют основу её художественного метода. Но стремление к монументальности, внутренняя тяга к большим плоскостям и пространствам направляют искания молодой художницы по особому руслу. Принципы фресковой живописи, адаптированные к изобразительному полю бумаги или холста, постепенно становятся одной из отличительных черт её творчества.

Стилистические особенности произведений Д. Т. Тутунджан во многом определяются авторской позицией в искусстве. Как и многие художники, она следует тенденциям своего времени. Но, обращаясь к основам соцреализма, Тутунджан пропускает их через призму собственного мировоззрения, благодаря чему её художественный мир практически сразу начинает восприниматься как особое пространство, построенное на правде, искренности и любви. Эти основы уходят корнями в самое сердце художника и остаются неизменны на протяжении всего творческого пути.

Жизненная позиция и позиция в искусстве у Тутунджан практически неразделимы. Эта редкая внутренняя цельность человека и художника подтверждается не только творческими работами, но и многочисленными публикациями, в которых она никогда не изменяет себе. «Я родилась и живу на Земле, и мне не всё равно, какая она и что с ней будет», - говорит художница. «Искусство должно делать так, чтоб народ не только пел, но еще и выстоял в трудное время, чтобы народ был сильным и таким светлым, как ему предназначено быть. И если жить на свете, то надо жить, жить, как душа велит». Свою главную задачу Тутунджан видит в том, чтобы максимально искренно и достоверно передать самую сокровенную сущность души русского человека, «выразить своё время, свой народ…не „себя‟, не свою „индивидуальность‟, а именно - дух своей земли». «Больше всего мне интересна именно „душа‟ - мира, времени, состояния природы, целого народа или одного человека…». Как художнику, ей, в первую очередь, важно увидеть и услышать то, что, по её словам, является тем самым «стержнем жизни», «вечным ультразвуком прошлого», который, проходя через настоящее, укрепит будущее.

Соединение жизненного и творческого пути на уровне принципов и убеждений определило ещё одну особенность стиля Тутунджан. Для неё живопись и графика представляют единое целое. «Для меня это неделимо. Я - художник» - говорит она. И ещё: «…Я чувствую себя деревом: графика - мои корни, живопись - моя крона…».

По словам И. Б. Балашовой, Д. Т. Тутунджан «часто говорила друзьям, что шла путём своего кумира, выдающегося российского художника В. Е. Попкова», с которым она вполне могла быть знакома лично. Это не удивительно. Ведь Виктор Ефимович Попков был одним из тех, кто шёл впереди, прокладывая дорогу для позади идущих. Но в случае с Тутунджан это не было банальным подражанием. Скорее всего, перед нами единомыслие учителя и ученика. Как пишет Е Кибрик, для Попкова «никогда не была самоцелью форма его живописи… Он напоминал… человека, до предела охваченного образом, идеей, замыслом, возникшими в его воображении и требующими немедленного воплощения». Его «страстное стремление узнать жизнь, понять её, понять себя, свое место в жизни и удивительная искренность и честность, безбоязненность и прямота явно импонировали художнице. На наш взгляд, позиция Попкова в искусстве не просто укрепила Тутунджан в её собственных убеждениях, а помогла конкретизировать цели её творческого пути.

Творческое наследие Джанны Таджатовны Тутунджан, составляющее более шестисот живописных и графических произведений, необходимо продолжать изучать и знакомить с ним современного зрителя. Мы твёрдо убеждены в том, что и графика, и живопись Джанны Таджатовны Тутунджан, обладая высокой художественной и исторической ценностью, являются феноменом в отечественной культуре и должны занять достойное место среди памятников русского изобразительного искусства второй половины XX века.

Ю. Шелкова.

Молодая. 1967.

_______

Незабудки. 1969.

Гори ясно. 1976.

________________________________________________________

Последний конь. 1977.

_________________________________________________________

Гета. Памяти Г. Н. Бурмагиной. 1990.

Воронёнок. 1995.

_________________________________________________________

Плетея. 1964.

________________________________________________________

Не космос погодой правит. 1984. Цикл «Разговоры по правде, по совести»

_______________________________________________________________

«Расскажи про любовь…» 1990. Цикл «Разговоры по правде, по совести».

__________________________________________________________________

«Робята! Я ведь не солнце…» 1991. Цикл «Разговоры по правде, по совести». __________________________________________________________________

Рисунок к «Автопортрету». 1970.

=================================================================================

Тутунджан Джанна Таджатовна (22.09.1931 - 23.02.2011) - график, живописец. Родилась в Москве. Народный художник России с 2004, член-корреспондент РАХ с 2007. Лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2007. Постоянно жила и работала в Вологде с 1959. Училась в МГХИ им. В. И. Сурикова (1953 - 1959). Член Союза художников России с 1965. Участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок с 1959. Персональные выставки живописи и графики: Вологда (1969, 1981, 1991, 2001, 2005, 2006, 2011), Москва (1983, 2003, 2011), Ленинград (1983), Великий Новгород (2009), Данилов Ярославской области (2008), музеи Вологодской области (2000-е). Произведения художника находятся в коллекциях ВОКГ, ВГИАХМЗ, КБИАХМЗ, ЧерМО, НП "Галерея Красный Мост" (Вологда), в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных собраниях России. Литература : альманах "Художники Вологодской области XX века". Вологда, 2007. 320 с.; С. 274; Выдающиеся вологжане: Биографические очерки. Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. 568 с.; С. 524 - 527; Николай Баскаков. Джанна Тутунджан. Родники нашего берега. Вологда: ООО ПФ "Полиграф-периодика", 2014. 48 с.; С. 27; Джанна Таджатовна Тутунджан. Выставка живописи и графики, посвященная 80-летию со дня рождения художника. Каталог-альбом. Авт.-сост. И. Б. Балашова, научн. ред. В. В. Воропанов. Вологда, Полиграф-книга, 2011. - 136 с.; С. 112, с. 126-129.

Фамилия Тутунджан мне, вологодскому мальчишке, казалась особенно северной, а Джанна - именем какого-то тихого народа, таящегося по берегам бездонных лесных озер. Помню, как был удивлен, узнав, что имя и фамилия художницы исконно армянские.

Любимое окно

И в непогоду светит.

Чудесное. Оно -

Дороже всех на свете.

Счастливое окно.

Его заколотили.

Не думай, что к тебе

Пути мы позабыли.

Поверь - и полетит

К заветному дорога!

И снова буду я

У милого порога...

Джанна Тутунджан

А я ведь помню это окно...

Стояло лето в зените, грозовые тучи густо синели над лесом, а наш газик то нырял в овражки, то натужно скрипел в гору, то летел с горы, поднимая облака пыли. Так двадцать лет назад я на полном ходу влетел, пугая кур, в деревню Сергиевскую, в гости к художнице Джанне Тутунджан.

Я рос в Вологде и на выставки Тутунджан в картинную галерею ходил вместе с дедушкой. Дедушка с умилением находил в ее картинах свое деревенское детство, а я полюбил веселые чистые краски Тутунджан, ее просторы, снега и небо - все звонкое, как ее имя - Джанна.

Она переехала в Вологду из Москвы в 1961 году - вслед за мужем-художником Николаем Баскаковым.

...От двух корней моя основа:

Растила бабушка Снежкова,

А та, кем мне отец был дан,

Теплей и жарче всех южан...

Мороз и Солнце, как две силы -

Армения и ты, Россия.

А родилась я на Арбате,

И Сивцев Вражек - колыбель...

Вскоре Николай и Джанна купили домик на окраине деревни Сергиевской, куда приплыли по Сухоне на... самодельном плоту.

Про такие места, как Сергиевская, у нас привыкли говорить "глухая деревня", того не замечая, что глуше самых дальних деревушек у нас города. И чем больше город, тем он глуше, неотзывчивее на людское горе.

Как встретили Джанну в деревне, вспоминает Декабрина Шалашова (в письме к вологодской журналистке Н. Веселовой): "Прошел слух по деревне - художница к нам приезжает, летом жить будет, рисовать людей наших, дома. В большую перемену бегали всей школой смотреть на нее, как на диковинку. Незнакомых людей мало тогда в деревне бывало, не только телевизоров не было, радио не в каждой избе услышишь. К нам как-то фотограф в школу пришел, так мы его чуть не затоптали! А тут - художница, да еще с нерусской фамилией - как не посмотреть!..

А когда Тутунджан стала делать с меня первые наброски к картине "Молодая", я ей говорю: "Вот все художники красивых рисуют, а я вроде бы некрасивая, почему вы меня выбрали?" - "Ты еще не знаешь, какая ты красивая!" - улыбнувшись, ответила она мне...

И вот уже полвека как южное имя Джанны (а кличут ее многие Жданочкой) в Сергиевской так же привычно слуху, как местные названия: Шевденицы, Хавденицы, Тюреберь, Мадовицы...

"Самое любимое состояние: зимой жить одной на краю деревни, - рассказывает Джанна Таджатовна. - Днем пишу снега и людей. А вечером, когда истоплю свою печку, пойду вдоль верхнего или нижнего посада. И без стука открою любую дверь. И меня обдаст избяным теплом... И я буду рисовать и слушать, как пить, эту жизнь! И она будет проходить сквозь меня... А нагостившись, я пойду к себе, хмельная от счастья, общения с чем-то главным, неподдельным, высказанным живыми словами..."

Вот и в стихах Джанны все слова живые, родные.

Синица - синь.

Синица - сень.

Назавтра будет

Ясный день.

Назавтра будет синий март.

И снова солнышко -

В азарт!

И снова будет

Таять снег.

Придет опять

Тепло для всех.

Опять закапает капель,

За ней появится апрель.

И снова побегут ручьи.

В них уплывут, как бы ничьи,

Все мои горести и беды.

И доживу я до Победы...

Выставка произведений народного художника России Джанны Тутунджан открылась в Москве в художественной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Продлится выставка до конца апреля.

Творчеством Тутунджан восхищаются поклонники не только в России, но и за рубежом.

Джанна Таджатовна Тутунджан - народная художница России, член-корреспондент Российской академии художеств - является одной из самых талантливых российских художниц, живших и творивших на вологодской земле.

Родилась художница в Москве 22 сентября 1931 г. По материнской линии она происходит из семьи потомственных московских дворян. По отцовской линии имеет армянские корни, но в самой Армении, как отмечала сама Джанна в интервью, была всего один раз, в 1955 году.

Ее детство проходило в нелегкое для страны время, когда весь мир боролся с фашизмом. Девочка поступила в одну из средних художественных школ Москвы в 1944 году. Долгое время школа находилась напротив Третьяковской галереи, что вполне могло способствовать развитию творческих способностей Джанны. После окончания школы юная художница поступила в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

Тутунджан училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, а темой ее дипломной работы стал монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики. В 1959 году она окончила ВУЗ, вышла замуж за художника-живописца Николая Владимировича Баскакова и вместе с ним уехала в Вологду, которую впоследствии стала считать своей малой родиной.

В одном из своих интервью Джанна рассказывала про знакомство с будущим супругом: «Муж - вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе, в Суриковском институте. Правда, это было в разное время. Именно от него я услышала интересные рассказы о Вологде. Он первый, кто познакомил и поводил меня по этой земле. Я благодарна ему за все, особенно за то, что научил всегда делать то, к чему лежит душа».

В одной из поездок по области эта творческая супружеская пара нашла себе укромное место на берегу Сухоны в деревне Сергиевской, затерянной в лесах Тарногского района. Именно это место и дало толчок в развитии творчества этой замечательной художницы.

Она много трудилась, писала картины, общалась с людьми, наслаждалась пейзажами вологодской глубинки. Постепенно начали появляться ее первые этюды, наполненные мудрыми размышлениями, философскими мыслями, огромной любовью к Родине.

Джанна Тутунджан одна из немногих русских художниц, кто так емко и глубоко изобразил судьбу русского крестьянства. Ее по праву можно назвать художником-монументалистом. В ней соединилась человеческая сердечная чуткость с безграничным талантом.

Уже в 1969 году в областной столице прошла ее первая персональная выставка живописи и графики. Ее работы стали смелым открытием в области художественного стиля. Тогда она и произвела огромное впечатление на любителей живописного искусства.

В своем творчестве Джанна не изображала знаменитых людей, ее картины не наполнены пафосом. Наоборот, она показывала жизнь обычного крестьянина, простого человека по жизни, но сложного в душе, со своими внутренними переживаниям и радостями. Тутунджан показывала жизнь такой, какая она есть на самом деле, без прикрас. Центральная картина этого периода творчества художницы - «Незабудки».

В это время был выполнен целый ряд большеформатных работ при помощи фломастеров и туши. Названия этих картин очень ярки и лаконичны: «Сама себе хозяйка», «День Победы», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «Сын сына», «Вечный перезвон» и другие.

Популярность Тутунджан возрастала с каждым днем. Ее имя знали уже не только в Вологде, но и за ее пределами. С 1981 каждые десять лет проводились ее персональные выставки, которые собирали огромное количество любителей творчества художницы.

Ее работы выполнены так, чтобы зритель, смотрящий на картину, задумывался над вечными вопросами, волнующими человечество на протяжении многих тысяч лет. Очень часто в своих работах Джанна использовала образы-символы, которые отражали проблемы жизни деревни и современного общества: «Расставание», «Птичий рынок», «Корень рода», «Последний конь».

Как отмечала сама Джанна, главная цель ее картин - представление народного духа русского человека. Поэтому вологодские поэты и писатели- «деревенщики» высоко оценили творчество художницы, увидели в ней родную душу.

Тутунджан любила писать портреты, выполненные крупным планом: женские лица, изборожденные морщинами, детей, занимающихся домашними делами, мужчин, трудящихся на полях или же просто играющих на музыкальных инструментах.

Для смыслового обогащения своих работ Джанна вводила текстовые дополнения. Это и стало своеобразной изюминкой художницы. Она умело использовала текст как элемент изображения. Появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», которые до сих пор поражают зрителей красотой деревенской жизни, яркостью народного фольклора.

Очень часто Джанну спрашивали, что ей ближе в творчестве, живопись или графика, на что Тутунджан отвечала: «Графика – мои корни, живопись – крона». В своих картинах художница использовала мягкие, теплые цвета, однако иногда они имели вызывающие яркие оттенки. Например, в одном случае красный свет напоминал о свете родного очага, а в другом - яркое пламя пожара, уничтожавшего все вокруг. Но вместе с этим в ее картинах красной нитью проходит связь с натурой.

Как отмечают многие критики, Джанна писала для современных людей о современной жизни. Практически каждая картина художницы по глубине замысла и лаконизму выразительной формы относится к социальному жанру, где частный мотив превращается в обобщенный образ-символ: «Незабудки» , «Гори ясно», «Пожар», «Вольному – воля» и «Берегиня». Эти этюды относятся к одной теме, хотя и созданы в разные временные промежутки, разделены по десятилетиям. Можно сказать, что художница нуждалась в продолжении диалога со зрителем на ту или иную тему, волнующую как ее саму, так и человечество в целом.

Без сомнения, самые животрепещущие вопросы были представлены в цикле «деревенских» работ Тутунджан. Ее герои пережили войны и революции, но при этом не растеряли самого главного – веры и надежды в лучшее. Именно они, крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются корнем человеческого рода, его надеждой и опорой. Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и родной земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не пугающаяся взять на себя роль оберега для них.

Джанна переживала за судьбу крестьянства, она видела, как разоряются целые деревни, когда их жители уезжают в города на заработки. Поэтому, как и писатели-деревенщики, в своих работах она обращалась к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

В своих живописных произведениях Тутунджан использовала яркие и выразительные художественные средства, которые и сейчас невольно отсылают нашу память к русской иконописи. Многие исследователи называли часть ее монументальных работ «фресковым», да и сама Тутунджан использовала в них притчу как основную сюжетную канву. Ее деревенских героев часто можно сравнить со средневековыми святыми и мучениками. Однако, в отличие от притчевых легендарных героев, Джанна изображала реально живущих на земле людей. Даже названиями своих картин она пыталась разбудить нашу национальную память: «Несущий свой крест», «Матушка царица небесная», «Троица», «Всевидящее око» и другие работы.

В картинах, выполненных в жанре портрета, она проповедовала и утверждала идеал духовной красоты и чистоты, духовное богатство. Именно потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а мягкий цвет и изобразительные детали помогают раскрыть то, что художница считала самым важным - преданность и увлеченность любимым делом.

Тутунджан считала, что «мир создан прекрасным и грозным», «и жизнь ткет свой холст и страдания и радости...». Именно так поэтически выразила художница свое понимание мира. Она стремилась постичь все закономерности этой жизни: красоты и безобразия, человечности и жестокости, ее бесконечности и ограниченности. Будучи глубоко правдивым художником и искренним человеком Джанна всегда разделяла понятия «Добра» и «Зла» как в жизни, так и в своем творчестве. Для нее никогда не существовало полуправды.

Над своими работами Тутунджан работала до конца своих дней. Так красной нитью через всю жизнь прошел ее знаменитый цикл «Разговоры по правде, по совести». Именно он наиболее точно показывает особенности стиля художницы: помимо портретов, которые Джанна писала с натуры, в картинах вводился текстовой элемент с записями того, что рассказывали ей люди, изображенные на полотнах. Сама художница про данный цикл говорила так: «Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые, по моим понятиям, представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

В 1980-е и 1990-е годы в живописи Тутунджан появились масштабные картины-притчи. В них художница стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и довольно непростые историко-культурные явления, возникшие в то, стремительно меняющееся, время: «Черный ворон», «Пожар», «Вольному – воля». Очень часто в картинной галерее областной столицы проводились выставки-презентации этих картин, ставших важными общественными событиями тех перестроечных лет.

В 1972 году Джанне Тутунджан было присвоено звание заслуженного художника РСФСР за свои монументальные работы, поражавшие ценителей искусства. А более чем через тридцать лет, в феврале 2004 года художница удостоилась почетного звания народного художника России, хотя уже давно носила этот статус у верных почитателей ее творчества.

Многие критики отмечали, что особенность ее работ заключается в том, что «Джанна никогда не была сторонним наблюдателем, ведь все в её искусстве кричит, стонет, исповедуется, даже сама земля рассказывает о себе. Кроме того, обретают голос эти полные достоинства иконописные старухи, милые крестьянские дети, уставшие, потрепанные жизнью мужики. Она – их представительница, их голос, именно их, а не свое «самовыражение». Но в тоже время творчество художницы – резкое, жесткое, требовательное, иногда смущающее своей аскетичной простотой, горячее, страстное, скромное до самоотвержения, лишенное какого бы то ни было эгоизма – это она сама.

Её искусство – это её судьба, судьба девочки с Арбата, с горячей армянской кровью своих предков со стороны отца и интеллигентским аристократизмом москвичей со стороны матери».

Джанна Таджатовна Тутунджан умерла 23 февраля 2011 года в Вологде, но она всегда будет жить в своих картинах, наставляя зрителей на путь доброты, самоотверженности, истинной красоты.

Ведь неслучайно выставки Джанны Таджатовны, как и при ее жизни, собирают самую большую аудиторию. «С творчеством Тутунджан я познакомился у друга, когда тот писал про нее работу. Я посмотрел ее картины, и они увлекли меня. Так как мне очень нравится русская деревня, ее творчество оказалось очень близким для меня. Ее работы – это маленькие дети или старички и старушки»,- поделился с нами своими мыслями поклонник творчества художницы, Алексей Нечаев.

Феномен популярности этой художницы не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим как в провинции, так и в столице, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры.

Ангелина Вишневская