Загадка цивилизации наска. Тайна пустыни наска Пустыня в перу с загадочными гигантскими рисунками

Линии и изображения на плато Наска были найдены в 1920 году. Американский ученый П. Косок, пролетая над пустыней , заметил из кабины самолета загадочные рисунки. Сегодня на плато обнаружены больше 100 «нарисованных» гигантских по размерам геометрических фигур, идеально прямых линий, растений и животных.

Линии больше всего заинтересовали ученых, которые изучали плато. Они были идеально ровными, располагались абсолютно хаотично друг от друга и «не обращали внимания» на ландшафт местности - проходили по долинам и возвышенностям, оставляя за собой неизменно ровный след.

Плато Наска находится недалеко от городов Пальпа и Наска , в длину 60 км. Эта местность не орошается дождем целыми годами. Пожалуй, это идеальная местность для обустройства захоронений, так как на ней можно обеспечить нетленность останков. Когда П. Кусок изучал линии и рисунки с земли, он отметил, что они выполнены с применением невероятно простой технологии. Чтобы оставить рисунок, необходимо было только переместить дёрн и камни, уложив их в ряд. Учитывая, что рисунки были огромных размеров, на их нанесение ушли бы годы. Но в такой местности они могли бы сохранять свой первоначальный вид тысячелетиями.

Тематика изображений условно делится на 2 группы: фигуры и линии. Линии встречаются двух типов: они или парные, как рельсы трамвая или образовывают определенные фигуры. После изучения плато, ученые пришли к выводу, что вначале были начертаны изображения - после этого поверх них были проведены линии. Удивляет точность линий - они настолько прямые, что их можно было бы использовать вместо уровня. Это удивляет и никто из ученых так и не смог объяснить как без современной авиационной техники и технологий возможно было сохранить эффект ровных линий на столь огромных расстояниях.

Как только открыли эти рисунки на плато Наска, сразу же возник вопрос об их предназначении и авторстве изображений. Выдвигалось множество различных теорий - от инопланетных цивилизаций до систем управления народонаселением Земли. Все новые исследователи пытаются разгадать тайну плато, и практически каждый придумывает свою версию о предназначении линий. Сегодня ни одна из теорий так и не имеет преимущества перед другими, так как в разгадке тайны плато Наска человечество не приблизилось ни на шаг. Современные ученые также различно смотрят на возраст этих рисунков: часть исследователей полагает, что линии были начертаны в 200 году до н.э., другие - 1700 лет до н.э.

Теории назначения рисунков Наска

Одной из первых появилась теория астрономическая. Ее предположил открыватель плато - П. Кусок. Во время захода солнца, он заметил, что оно садится точно на пересечении одной из линий на горизонте. Дальнейшие наблюдения убедили ученого в том, что его догадка верна: он вычислил линию зимнего солнцестояния на плато. Кусок отметил, что линии показывают в направлении определенных космических объектов (созвездий и звезд) в важные для астрономии дни (полнолуний и т.д.).

Чтобы подтвердить теорию П. Кусока, нужно было отожествить все изображения на плато Наска с небесными телами. Такая задача требовала от исследователей полной самоотдачи, огромных усилий и времени. Поэтому П. Кусок заручился поддержкой знакомой переводчицы испанского языка, которая сопровождала его в поездках по Южной Америке. Ее звали Мария Райхе. Вместе они составили карту и топологические планы плато - на это ушло более 7 лет совместного труда.

Впервые поддержку государства исследователи получили только в 1947 году, когда чиновники министерства авиации Перу для нужд ученых выделили служебный вертолет. С того момента Мария смогла делать фотографии плато с высоты полета.

В 1-й раз Мария летела, привязав себя веревками, свесившись с борта, делала снимки, и весь полет держала фотоаппарат в руках. После первых же полетов она обратилась к знакомому инженеру, и он сконструировал что-то вроде подвески к борту. В 1956 году все снимки были собраны, и на их основании была составлена детальная схема рисунков на плато Наска .


В древности для людей календарем служили Солнце и Луна. Их положение на горизонте определяли приход весны и осени, количество дождей, и срок работ по уборке урожая. Ученые считают, что эти линии - календарь, который как часы вместо стрелок использует Луну и Солнце. При изучении рисунков на плато ученые были удивлены, обнаружив, что рисунки Наска повторяют карту звездного неба и отображают целые созвездия в крупном масштабе. Но самый важный вопрос относительно линий Наска так и остался без ответа до сегодня: кто нанес эти изображения, и каким образом? Ведь у древних людей, если верить официальной истории, не было возможности летать над пустыней и корректировать работу строителей.

Теория палеконтакта и плато Наска

Еще одна самая распространенная версия - теория палеоконтакта или инопланетная. Именно ее поддерживают большинство исследователей и ученых по всему миру. Впервые теорию о том, что раньше планету Земля посещали инопланетные цивилизации первые выдвинута Эрихом фон Дэникеном. В своей работе Дэникен указал, что он уверен, что эти изображения на самом деле были взлётно-посадочными полосами для межпланетных перелетов. Он утверждает, что рисунки таких размеров предназначались только для тех, кто их мог видеть в полете, то есть используя летательные аппараты. Дэникен предположил, что этот аэропорт был построен для «Богов», о которых рассказывается во всех местных легендах.

Интересна одна древняя легенда, которую передают из поколения в поколение все местное население. Она рассказывает о том, как на нашу планету прибыл «золотой корабль» из далеких галактик. Экипажем корабля управляла женщина Орьяна, которая стала, впоследствии, матерью человеческой расы. Когда она родила 70 детей земным людям, корабль покинул Землю и все пришельцы отправились в родную галактику.

Документальные фильмы Эриха фон Дэникена и можно посмотреть у нас на сайте.


В местной легенде подробно описывается как «отроки солнца» с легкостью рассекали в пространстве на своих «золотых кораблях». Интересен и другой факт - результат анализа мышечных тканей мумий Инков показал, что состав крови древних останков и современных местных жителей кардинально отличаются друг от друга. У мумий была обнаружена группа крови удивительно редкой комбинации. Такая группа крови встречалась ученым всего 2 или 3 раза за все время исследований.

Развивая исследование, ученые заметили, что козле основных самых широких линий находились меньшие, не имеющие отношения к основной. Эти линии никак не продолжали основной рисунок и были соединены в точности возле окончания контура. Они образовали мега-систему, которая похожа на некое подобие электрической схемы, в которой все выполнено одним проводом - рисунки не пересекаются (отсутствует короткое замыкание) и не прерываются (как при разрыве цепи).

Перу. Загадка пустыни Наска раскрыта?

Известная на весь мир пустыня Наска с ее таинственными рисунками, линиями и геометрическими фигурами находится на юге Перу, в 400 км от Лимы и в 50 км от тихоокеанского побережья. Это одно из наиболее засушливых мест на нашей планете, там выпадает всего около 2,5 см осадков в год - меньше, чем в пустыне Гоби.

Открытие рисунков пустыни Наска

Загадочные линии и рисунки Наски были случайно открыты во время полета перуанским пилотом в 1927 году. Первым пытался раскрыть тайну пустыни Наска американский археолог Пол Козок, который прибыл в Наску в 1939 году. Им было установлено, что гигантские рисунки были выполнены при помощи удаления 20-ти сантиметрового слоя бурых, обожженных солнцем камней и почвы, под которыми был скрыт гораздо более светлый грунт.

Гигантский астрономический календарь?

Все рисунки возможно было разделить на три группы: в одной — геометрические фигуры, в другой — линии, зигзаги и спирали, в третьей - гигантские изображения птиц, насекомых и животных. Пол Козок выдвинул гипотезу о том, что рисунки Наски являлись гигантским астрономическим календарем. Эта идея пришла ему в голову, когда он увидал, что в день летнего солнцестояния солнце опустилось прямо за концом одной из прямых линий, входящих в огромный рисунок птицы.


Исследование Козока продолжила его помощница - немецкий математик Мария Райхе. Можно сказать, что эта неутомимая женщина посвятила всю жизнь пустыне Наска и подтверждению гипотезы своего учителя Пола Козока. Больше 40 лет Райхе составляла каталог линий и рисунков, производила замеры и даже проводила аэрофотосъемку при помощи перуанских ВВС. Скончалась исследовательница в 1992 году, до конца своей жизни она верила, что линии Наски это гигантский астрономический календарь.

1968 год — неожиданный удар по гипотезе Козока и Райхе был нанесен американским астрономом Джеральдом Хокинсом, который проанализировал линии Наски при помощи компьютера и сделал выводы, что 80% геометрических фигур не имеют никакого отношения к движению небесных тел - так как Дж. Хокинс стал широко известным после выхода в 1965 году его книги «Разгадка Стоунхенджа», в которой он доказывал, что знаменитое сооружение древних в Англии являлось своеобразной обсерваторией, его мнение для многих оказалось решающим.

Но, как справедливо считала Мария Райхе, при расчетах в своем исследовании Хокинс абсолютно не брал в расчет рельеф местности, это и привело его к ошибочному заключению. Сегодня многие из исследователей не исключают, что часть линий тем или иным образом связана с астрономическими наблюдениями древних обитателей Наски, хотя скептики говорят, что из почти 1000 прямых линий некоторые наверняка просто случайно могут указывать на небесные светила в те или иные дни.

Гигантская карта распространения подземных вод?

Сравнительно не так давно в зарубежной прессе появилось сообщение, что тайна рисунков Наски наконец раскрыта. Автором новой гипотезы стал Давид Джонсон, бывший преподаватель высшей школы из штата Нью-Йорк. Интересно, что Джонсон абсолютно не интересовался загадочными рисунками Наски, а искал в этой пустыне воду при помощи такого экзотического метода, как лозоискательство. В особенности Джонсона привлекали древние оросительные каналы, в некоторых из них еще текла вода.

Местные жители рассказали ему, что основными источниками воды для каналов были две небольшие речушки, но Джонсон сразу заметил: каналы идут параллельно рекам и брать из них воду не могли. В скором времени он пришел к выводу, что источниками воды были геологические разломы. Вода, стекающая с Анд, аккумулировалась в зонах трещин в коренной породе и по разломам под землей поступала вниз, в долины.

Вначале Джонсон никак не связывал эту свою идею с линиями Наски, но начал подмечать, что, как только он обнаруживает водоносные слои, рядом обязательно имеются следы древних обитателей пустыни и их геометрические рисунки. Однажды в июле 1996 года он взобрался на один из холмов, посмотрел на тянущиеся к горизонту две широкие линии, упирающиеся в темные расщелины ближайших гор, которые он считал образованными геологическими разломами, и тут его осенило. Как рассказывал Джонсон, он сел на вершине холма и сказал сам себе: «Мой Бог, я знаю, что обозначают линии Наски, они прослеживают на поверхности источники подземных вод!» Говоря по другому, линии и геометрические фигуры на поверхности пустыни являются гигантской картой распространения подземных вод.

Хотя некоторые из ученых давно предполагали, что рисунки Наски в той или иной степени связаны с водой, главной драгоценностью этих засушливых мест, многие из них отнеслись к идее Джонсона скептически. Но Хелайн Силверман, археолог из университета в Иллинойсе, в 1999 году на конференции, посвященной Наске, все же попросила своих коллег «держать глаза открытыми», пока идет проверка гипотезы Джонсона.

Гипотезу Джонсона уже несколько лет проверяет Стив Маби, гидрогеолог из университета в Массачусетсе. «Мы делаем карты наших водных потоков, может быть, люди Наски делали то же самое, только „чертили“ их на земной поверхности», - считает Маби. Он уже обнаружил доказательства того, что альтернативные водные источники в разломах, которые нашел Джонсон, в действительности существуют. И во всех случаях Маби установил «маркировку» этих разломов линиями на поверхности.

Линии Наски имеют отношение к священным ритуалам?

Йоханн Рейнхард, антрополог, первым выдвинул версию, что линии Наски связаны со священными ритуалами, которые посвящены вызыванию дождя. Он обнаружил ритуал, способный дать объяснение линиям Наски. Археологические находки у некоторых из широких линий («посадочных полос Дэникена») подтверждают их связь с водой. Были найдены морские раковины (символ воды в Андах) и питьевые керамические сосуды. Рейнхард также видит священные символы и в изображениях животных, так паука и обезьяну в этих местах считали связанными с плодородием, а значит, и с водой.

Еще один из исследователей, Энтош Авени, полагает, что уже открыл скрытую логику в мозаике линий Наски. Он убрал с карты изображения всех животных, спирали и геометрические фигуры и оставил на ней одни прямые линии. Выяснилось, что все линии сходились в солнцеподобные узоры, которые он назвал «лучевыми центрами». Вместе с коллегой он смог выделить 62 лучевых центра и около 800 прямых линий. Фактически каждый из «лучевых центров» приходился на вершину какого-то холма. По мнению Авени и некоторых экспертов, линии могли служить тропинками и вели людей к вершинам холмов («лучевым центрам»), где они проводили ритуалы, связанные с водой.

Загадку пустыни Наска пытаются раскрыть и другие исследователи. Установлено, что древние насканцы обезглавливали своих врагов, мумифицируя их головы, и имели весьма любопытные религиозные представления о природе и окружающем мире. На керамике Наски были обнаружены изображения животных почти идентичные гигантским рисункам в пустыне.

Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и избрал другую точку отсчета: «Если мы хотим расшифровать геоглифы Наска, нам необходимо найти людей, которые их создали».

Археологические экспедиции

Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наски, и на глубине 30 см нашел там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это - стены древнего города, который был расположен в непосредственной близости от легендарных рисунков.

После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и восстановил кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, существовало странное сооружение - поселенцы возвели стену 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м символизируя власть и богатство. Основой богатства «народа Наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.

Избыток сельскохозяйственных продуктов создал условия для такого социального расслоения общества, при котором некоторые слои населения не принимали участия напрямую в производстве продуктов питания. Райндель полагает, что у них было своего рода дворянство - высший общественный слой. Косвенным подтверждением этого предположения может служить сложная система оросительных каналов, для строительства которой было необходимо грамотное планирование и руководство работами.

И для создания рисунков в пустыне также нужны были приказы, планы и руководство со стороны облеченных властью правителей, как бы они ни назывались - королями, вождями, верховными жрецами или как-то еще. Окрестности Пальпы на планах Райнделя покрыты линиями, треугольниками и спиралями, доходящими почти до самого поселения.

Немецкий археолог ищет исконный смысл загадочных рисунков Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображений различных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображения (петроглифы) датируются IV веком до н. э. Поздней их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м было хорошо видно издали.

«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, - предположил Райндель. - По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».

Рассуждения ученого весьма логичны, но возникает вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть? В добавление к прежним «космическим» толкованиям рисунков Наска можно привести еще одну гипотезу После многолетних наблюдений в бассейнах ближайших рек американец Дэвид Джонсон сделал неожиданный вывод: «Линии Наска - это ясный текст, высеченный на местности, чтобы указать жителям региона, где находятся доступные источники воды».

Маркус Райндель пока не имеет оснований опровергнуть или подтвердить эту и другие гипотезы. Он возлагает все надежды на последующие сезоны раскопок и намеревается добраться до отдельных строений, лежащих вдали от поселения - прямо на продолжениях линий Каска или непосредственно под ними. Археологи пока не обнаружили таких построек. Раскопки внутри огороженной стенами территории также будут продолжены: Райндель хочет найти храм «народа Наска». Следующим этапом будут поиски создателей линий Наска, а конечная цель - разгадка таинственных знаков.

На наш взгляд, следовало бы рассматривать все эти гипотезы в комплексе. Ведь наверняка правыми могут оказаться многие из ученых. Одни линии Наски могут служить астрономическим календарем, отмечающим периоды наибольшей засухи или дождей, другие - служить церемониальными тропами для ритуалов, связанных с вызовом дождя, третьи - проектировать на поверхность подземные водоносные слои. Все вместе линии и создали самую настоящую головоломку для ученых…

Объяснение гигантских изображений животных, птиц и насекомых, на наш взгляд, может быть еще проще. Вы сможете увидеть паука или колибри с высокого холма? Навряд ли. Это понимали и древние обитатели Наски, только интересовали их дождевые тучи, которые проносились над ними на огромной высоте. Для небесных божеств, управляющих дождями, и предназначались эти гигантские изображения, чтобы они увидели их и сжалились над зверюшками, напоив их, а заодно и людей, живительной влагой. Не в этом ли разгадка таинственных знаков Наски?

В южной части Перу расположено плато Наска, известное своей системой рисунков.

На плато нанесено большое количество изображений, самые известные из них – это ящерица, обезьяна, цветы, паук и различные геометрические линии.

Уникальность этих изображений в том, что они имеют колоссальные размеры.

Средний размер одной фигуры составляет около 50 метров.

Один из самых крупных объектов – ящерица – в длину достигает 188 метров.

С полной уверенностью их можно назвать одним из чудес света.

Рисунки, нанесенные на землю и достигающие размера больше четырех метров, имеют название геоглифы.

Мачу-Пикчу, затерянный город инков, и геоглифы ежегодно привлекают в Перу сотни туристов.

В общей сложности на плато Наска было обнаружено почти 800 геометрических фигур и около 30 полноценных рисунков.

История

Предположительно время возникновения рисунков связано с появлением в данной местности инков.

Из-за больших размеров рисунки недоступны обзору непосредственно с земли.

Первым их увидел американский археолог Пол Косок, когда кружил над плато на самолете.

Он обнаружил, что некоторые линии указывают на определенные фазы луни или созвездия.

Происхождение

До сих пор нет единого мнению по поводу предназначения этих рисунков.

Некоторые ученые утверждают, что рисунки представляют собой крупнейший звездный атлас, расположенный под открытым небом.

Выглядят рисунки как более светлые линии на фоне темного гравия. Для их создания потребовалось удалить верхние слои каменистой почвы.

Практически все рисунки символизируют каких-либо животных, значение же геометрических фигур до сих пор не разгадано.

Нет аргументированного ответа на вопрос, кем же были созданы эти гигантские изображения и с какой целью.

В 70-е годы ХХ века в пустыне Наска были обнаружены древние глиняные изделия, орнаментированные узорами с самого плато.

Кроме этого, ученые открыли деревянные сваи, вбитые в тех местах, где линии заканчиваются. Датируется посуда и сваи VI столетием нашей эры.

Историк Алан Сауэр обнаружил, что большая часть рисунков создана при помощи неразрывной не пересекающейся линии.

Еще одно предположение связано с тем, что некоторые из линий повторяют траекторию, по которым текут подземные реки с Анд к побережью Тихого океана.

Гипотез по поводу природы этих рисунков несколько. Так, самое смелое предположение присваивает авторство геоглифов внеземным цивилизациям.

Подтверждением является тот факт, что для создания настолько точных и масштабных фигур необходимы технологии, абсолютно недоступные американским индейцам.

Еще один факт, который наводит на внеземное происхождение изображений, – наличие рисунка, похожего на современного астронавта.

Так что одна из теорий утверждает, что плато Наска является древним космодромом для гостей из других галактик.

Также существует предположение, что рисунки и линии имели культовое значение. Это сомнительно, так как для минимального воздействия на чувства верующих эти рисунки должны быть видны.

В подтверждение культового предназначении геоглифов американец Джим Вудман предположил, что индейцы активно пользовались воздушными шарами и с их помощью регулировали создание изображений.

Как доехать

Если смотреть на карте мира, то Плато Наска расположено в 380 километрах на юго-восток от столицы Перу, города Лимы.
Координаты где находятся рисунки на Плато Наска:
14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы.
По дороге в загадочную пустыню можно будет насладиться видами живописного берега Тихого океана.


Проще всего в Наска добраться с пересадкой в городке Ика. Обычно дорога занимает чуть больше семи часов.

Из-за большого наплыва туристов лучше заранее обзавестись билетами – как минимум за двадцать четыре часа.

Очень часто терминалы, с которых можно отправиться в Наска, находятся на большом расстоянии от центра города.

В зависимости от транспортной компании стоимость одного билета варьируется от 24 до 51 доллара.

Удобнее всего отправляться в путешествие ночью либо поздним вечером, когда немного спадает жара.

Туристам, планирующим посетить загадочную пустыню, необходимо надеть удобную закрытую обувь и легкую одежду.

Лучше всего рисунки просматриваются в солнечные дни. Так, наиболее оптимальный сезон для экскурсий в Перу начинается в декабре и заканчивается в марте.

Температура воздуха в это время года редко опускается ниже +27°С. Незаменимой вещью на экскурсии является солнцезащитный крем и плотный головной убор.

Местные агентства предлагают экскурсионные туры на пассажирских самолетах. Это наилучшая возможность подробно рассмотреть все плато.

В солнечные дни видна большая часть рисунков, тем более что экскурсоводы выбирают маршруты, связанные с самыми популярными участками плато.

Такие экскурсии тоже лучше бронировать заранее из-за большого количества желающих.

Стоимость

Получасовая экскурсия с вылетом из города Наска обойдется путешественникам примерно в 150 долларов.

Если в распоряжении есть 350 долларов, можно заказать тур непосредственно из Лимы.

В эту сумму входит проезд до аэродрома Наска, просмотр документального фильма, непосредственно сам полет и обед в местном ресторанчике.

Этот вариант является наиболее выгодным, так как позволяет сэкономить драгоценное для путешественника время.

Самым бюджетным вариантом является посещение смотровой площадки, расположенной на шоссе Эль Мирадор. Стоимость билета составляет немногим меньше доллара.


Но из-за большого размера и расстояния между рисунками обозрению путешественника открываются только два из них.

С посещением плато Наска следует поторопиться: несмотря на то, что власти ведут борьбу за сохранение этих загадочных узоров, некоторые из них пересекаются колесами грузовиков и легковых автомобилей.

Например, при строительстве Панамериканского шоссе рабочие просто разрезали надвое 188-метровый рисунок, изображающий рептилию. Часть изображения безвозвратно утрачена.

Посетив Наска, можно в полной мере ощутить присутствие большой тайны, разгадка которой пока неподвластна человеку. Своими масштабами, качеством выполнения геоглифы сравнимы с египетскими пирамидами.

Кроме рисунков, Наска манит и другими достопримечательностями. Так, совсем рядом расположены руины крупнейшего древнего города Куачи, некрополь Чаучилья и акведуки Кантайок.

Видеополет над плато Наска

Понравилась статья?

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS , или следите за обновлениями

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Знаете ли вы, что такое Наска? Это древняя индейская цивилизация. Свое название она получила от реки, в долине которой и до настоящего времени можно полюбоваться на многочисленные памятники культуры. Расцвет этой цивилизации наблюдался в первом тысячелетии до нашей эры. Позже название Наска носила небольшая индейская деревушка на юге Перу, расположенная за горными хребтами. Для того чтобы добраться до нее из столицы государства Лимы, необходимо было проехать много километров по пыльной расположенной в каменистой и песчаной пустоши.

Сегодня и город Наска связывает между собой четырехрядная автострада. Причем та ее часть, которая проходит через голые холмы и пустыню, вымощена дикими камнями. Маленькая и тихая в прошлом деревня сегодня представляет собой небольшой, но очень аккуратный городок. Здесь имеется собственный музей и небольшой парк, различные магазины и даже два банка. Есть в городке отели различных классов, которые принимают туристов, отправившихся в эту местность для того, чтобы ознакомиться с известной на весь мир «Пампой де Наска».

География

Чем же привлекает туристов со всего мира небольшой городок на юге Перу? Путешественники съезжаются сюда для того, чтобы посмотреть на удивительное и загадочное плато Наска. Это равнина, расположенная на некоторой возвышенности. Для нее, как и для всех плато характерен, ровный, а порой и волнистый рельеф. Местами он бывает слегка расчлененным. От других равнин плато отделяют отчетливые уступы.

Где находится Наска? Расположено это плато на юге Перу. От столицы страны Лимы его отделяют 450 км, которые нужно преодолеть в юго-восточном направлении. на карте располагается практически в прибрежной зоне Тихого океана. От плато до его бескрайних вод - не более восьмидесяти километров.

Быстрее найти эту местность на карте помогут координаты Наска. Они составляют 14° 41′ 18″ южной широты и 75° 7′ 22″ западной долготы.

Плато Наска имеет вытянутую с севера на юг форму. Его длина составляет 50 км. А вот ширина местности от западных до восточных границ колеблется от пяти до семи километров.

Природные условия

Координаты Наска таковы, что местность располагается в зоне сухого климата. В связи с этим она малонаселена. Зима здесь длится с июня по сентябрь. Для нас это удивительно, однако в Южном полушарии не совпадает с той, которая характерна для зоны, расположенной севернее экватора.

Что касается температуры воздуха, то она в этой местности практически стабильна. В зимние месяцы ее значение не бывает ниже шестнадцати градусов. В летний период столбик термометра практически постоянно держится на отметке +25.

Плато Наска, как уже говорилось выше, находится в непосредственной близости к водам Тихого океана. Однако, несмотря на это, дожди здесь являются большой редкостью. Отсутствуют на плато и ветра, так как от воздушных масс оно защищено горными хребтами. Нет в этой пустыне также рек и ручьев. Увидеть здесь можно только их высохшие русла.

Линии Наска

Однако многочисленных туристов в этот край привлекает вовсе не его месторасположение. Плато Наска манит к себе загадочными рисунками и линиями, расположенными прямо на земной поверхности. Ученые называют их геоглифами. Это понятие означает геометрическую фигуру, выполненную в земном грунте, длина которой составляет не менее четырех метров.

Геоглифы Наска являются канавками из смеси песка и гальки, прорытыми в почве. Они не глубокие (15-30 см), но длинные (до 10 км), имеющие различную ширину (от 150 до 200 м). Геоглифы, или, как их еще называют, линии Наска, выполнены в очень причудливой форме. Здесь можно увидеть очертания птиц, пауков и животных, а также геометрические фигуры. Всего таких линий на плато порядка 13 тысяч.

Что это? Тайны истории? Загадки прошлого? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Некоторые ученые полагают, что рисунки Наска нанесены на земную поверхность умелыми человеческими руками. Однако подтвердить такое предположение все же не представляется возможным. Существует и другое, довольно устойчивое мнение, согласно которому, полосы и линии наносились не людьми, а представителями инопланетного разума. В этом и заключается величайшая тайна пустыни Наска, над которой бьются десятки ученых. Однако, несмотря на это, загадка перуанского плато так и остается нераскрытой для современного мира.

История открытия

Пустыня Наска (Перу) известна огромными картинами, расположенными на плоскогорье. Эти рисунки, созданные неизвестными творцами, принадлежат к величайшим достижениям мировой культуры и являются несомненным памятником искусства всей нашей планеты.

Впервые наземные гигантские картины заметили летчики в 1927 году. А вот научной общественности геоглифы Наска стали известны только спустя двадцать лет. Именно тогда американский историк Поль Косок опубликовал целую серию фотографий удивительных и загадочных рисунков, которые были сделаны с воздуха.

Технология создания

Рисунки Наска созданы при снятии обломков, бурых камней и вулканической гальки, покрытой тонким налетом черного цвета, со светлой подпочвы, состоящей из смеси кальцита, глины и песка. Именно поэтому контуры гигантских фигур четко просматриваются с борта вертолета или самолета.

С воздуха все линии на фоне почвы выглядят более светлыми, хотя с земли или с невысоких гор такие рисунки сливаются с землей, и различить их нельзя.

Линии и геометрические фигуры

Все изображения, которые можно наблюдать в пустыне Наска, имеют различную форму. Одни из них представляют собой полосы или линии, ширина которых находится в пределах от пятнадцати сантиметров до десяти и более метров. Такие углубления грунта довольно длинные. Они могут тянуться от одного до трех и даже более километров. Полосы также могут плавно расширяться по своей длине.

Некоторые линии Наска представляют собой вытянутые или усеченные треугольники. Это самый распространенный вид на плато. Причем размеры их самые разнообразные и находятся в пределах от одного до трех километров. Такие треугольники часто называют трапецоидами. Некоторые рисунки Наска представляют собой большие площадки, имеющие прямоугольную или неправильную форму.
Увидеть на плато можно и такие знакомые нам из геометрии четырехугольники, как трапеции (с двумя параллельными сторонами). Таких творений с четкими формами в пустыне находится порядка семисот.

Многие линии и площадки имеют некоторое заглубление дугообразного профиля до тридцати или более сантиметров. Причем у всех этих бороздок есть четкие границы, напоминающие собой бордюр.

Особенность линий Наска

Геоглифы перуанской пустыни получили широкую известность из-за своей прямолинейности. Воображение путешественников буквально поражают линии, тянущиеся на много километров по плато, без труда преодолевая все особенности рельефа. Кроме того, фигуры Наска имеют своеобразные центры, располагаемые, как правило, на возвышенностях. В этих точках сходятся и расходятся различные виды линий. Часто углубления в грунте соединяются друг с другом, объединяясь при этом в различные комбинации. Бывает, что фигуры и линии накрывают друг друга.

Интересным оказывается и расположение трапецоидов. Их основания, как правило, повернуты в стороны речных долин и располагаются ниже узкой части.

Удивительно и то, что:

  • края всех линий обладают высочайшей точностью, разброс которой находится в пределах всего пяти сантиметров на длину нескольких километров;
  • сохраняется видимость контуров даже при наложении фигур друг на друга;
  • имеется строгое ограничение фигур по ширине при значительных длинах полос;
  • сохраняется видимость полос даже при изменениях характеристик грунта;
  • наблюдается схожесть конфигурации и расположения лучеобразных фигур с оптическими схемами;
  • сохраняется геометрия фигур даже при сложном рельефе;
  • присутствуют линии, носящие астрономический характер, указывающие на стороны света или дни равноденствий.

Разнообразные рисунки

Своеобразной декорацией крупномасштабных площадок плато Наска являются зигзаги и кнутообразные фигуры. Среди 13 000 линий, 800 площадок и сотни различных спиралей в удивительной и загадочной перуанской пустыне можно увидеть смысловые рисунки. Это три десятка фигур животных и птиц, в числе которых:

  • ящерица длиной 200 метров, пересеченная лентой американского шоссе, строители которой не заметили рисунка;
  • птица со змеиной шеей, вытянувшаяся на 300 м;
  • стометровый кондор;
  • восьмидесятиметровый паук.

Помимо этих изображений можно увидеть рыб и птиц, обезьяну и цветок, нечто похожее на дерево, а также тридцатиметровую фигуру человека, выполненную вовсе не на плоскогорье, а словно выбитую на одном из крутых склонов горы.

С земли все эти рисунки являются ничем иным, как отдельными штрихами и полосками. Полюбоваться на гигантские изображения можно, только поднявшись в воздух. Эти величайшие тайны истории, загадки прошлого до сих пор не нашли своего разъяснения у ученых. Как древняя цивилизация, не имеющая летательных аппаратов, смогла создать столь сложные рисунки, и каковы их предназначения?

Особенности рисунков Наска

Контурные изображения птиц и животных обладают различными размерами, находящимися в пределах от 45 до 300 м. Ширина контурной линии рисунков - от 15 см до 3 м. Все смысловые изображения, которые можно увидеть на плато Наска, сосредоточены по его краю, находящемуся над долиной речки Инхенио.

Среди особенностей этих рисунков можно выделить:

  • выполнение одной непрерывной, нигде не пересекающейся и не замыкающейся линии;
  • начало и конец углубления грунта располагаются на площадке;
  • «выход» и «вход» контуров представляют собой две параллельные линии;
  • наблюдается идеальное сопряжение между собой кривых рисунков и прямых, которые, как установлено учеными, выполнены по строгим законам математики, что объясняет их гармонию и красоту;
  • механическое выполнение (кроме изображения обезьяны), которое лишает фигуры зверей какой-либо эмоциональной окраски;
  • наличие асимметрии, которая объясняется несовершенством работ по увеличению эскизов;
  • наличие секущих линий, параллельных одному из контурных отрезков, что объясняется сложным выполнением внутреннего пространства фигуры.

Предположения и версии

Кто же автор удивительных творений, находящихся в пустыне Наска? Пока ученые могут только строить свои версии и выдвигать различные гипотезы. Так, много сторонников у предположения внеземного происхождения геоглифов. Они предполагают, что широкие линии служили для внеземной цивилизации взлетно-посадочными полосами. Однако у такой гипотезы находится немало противников, которые выдвигают свой очень весомый аргумент - характер рисунков. Да, они имеют внушительные и далеко не земные размеры, однако их сюжет говорит о том, что выполнены они людьми, а вовсе не инопланетянами.

Однако и в этом случае остается множество неразрешенных загадок. Каким образом неизвестные нам мастера смогли создать столь гигантские изображения, которые видны только с воздуха? Для чего они это делали? Какими техническими приемами пользовались, чтобы сохранить пропорции гигантских моделей?

Гипотезы о возникновении рисунков на плато Наска разнообразны, а некоторые из них просто фантастичны. Однако есть среди существующих версий и такие, которые достойны особого внимания.

Так, по мнению некоторых ученых, вся система линий Наска является огромным календарем. Одним из первых выдвинул это предположение Поль Косок. Этот американский ученый был первым, кто открыл загадочное нагромождение разнообразных форм и линий. Вся его жизнь после этого была посвящена разгадке тайны перуанской пустыни. Однажды Косок заметил, что заходящее солнце село непосредственно на пересечении горизонта с одной из прямых линий. Им же была обнаружена и полоса, указывающая на зимнее противостояние. Также существует предположение Косока о том, что определенные рисунки соответствуют тем или иным космическим телам. Такая гипотеза существовала на протяжении длительного времени. Причем ее поддерживали многие известные ученые со всего мира. Однако позже было доказано, что процент совпадения рисунков Наска с определенными планетами чрезвычайно мал, чтобы считать эту систему календарем.

Существует и еще одна весьма правдоподобная версия. Согласно ей линии Наска указывают на расположение разветвленной системы находящихся под землей водных каналов. Подтверждением этой гипотезы может служить тот факт, что местонахождение древних колодцев совпадает с вырытыми в грунте полосами. Но возможно, что это лишь простое совпадение.

А может, предназначение линий Наска носит культовый характер? Раскопки археологов обнаружили в местах нанесения рисунков древние людские погребения и жертвенники. Однако все ритуальные объекты всегда возводились таким образом, чтобы могли вызывать определенные эмоции и воздействовать на человека. Рисунки же, просматриваемые только с высоты, никаких чувств у тех, кто находится на земле, не вызывают.

Как бы там ни было, тот, кто создал эти удивительные фигуры, имел возможность каким-то образом перемещаться по воздуху и замечательно ориентировался в пространстве. Может, древние люди умели строить воздушные шары и летали на них?

Все существующие гипотезы пока не приблизили человечество к разгадке тайны пустыни Наска. Может быть, в скором времени ученые ответят на вопрос о происхождении удивительных линий? А может, эта тайна так и останется неразгаданной...