Первый симфонический 1922. Как слушать классическую музыку. Оркестр народных инструментов

Первый симфонический ансамбль Моссовета

симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л.М. Цейтлина. В состав Персимфанса вошли оркестранты Большого театра, профессора и студенты консерватории. Работу Персимфанса возглавлял художественный совет из состава его участников. С 1925 Персимфанс давал еженедельные абонементные концерты. С Персимфансом сотрудничали пианисты К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Софроницкий, вокалисты А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, а также зарубежные исполнители. Персимфанс выступал в крупнейших московских концертных залах, в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках. Правление в 1926-29 издавало журнал «Персимфанс» тиражом 1,7 тыс. экземпляров. Прекратил существование в 1932.

Литература: Цуккер А., Пять лет Персимфанса, М., 1927.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Первый симфонический ансамбль Моссовета" в других словарях:

    Первый симфонический ансамбль Моссовета, симф. оркестр без дирижёра. Засл. коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Моск. консерватории Л. М. Цейтлина. П. первый в истории муз. иск ва симф. оркестр без… … Музыкальная энциклопедия

    Первый симфонический ансамбль Моссовета, симферопольский оркестр без дирижёра. Основан в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л. М. Цейтлина; существовал до 1932. Заслуженный коллектив республики (1927). В составе П.… … Большая советская энциклопедия

    - (Первый симфонический ансамбль Моссовета), симфонический оркестр без дирижёра. Работал в 1922 32 (организатор Л. М. Цейтлин). Заслуженный коллектив Республики (1927). * * * ПЕРСИМФАНС ПЕРСИМФАНС (Первый симфонический ансамбль Моссовета),… … Энциклопедический словарь

    - (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета) оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Отличительной чертой этого оркестра было отсутствие в нём дирижёра. Первое выступление… … Википедия

    - (Первый симфонический ансамбль Моссовета) симфонический оркестр без дирижера. Работал в 1922 32 (организатор Л. М. Цейтлин). Заслуженный коллектив Республики (1927) … Большой Энциклопедический словарь

    Концерт Персимфанса в Большом зале консерватории. Москва. Персимфанс Первый симфонический ансамбль, симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Л.М. Цейтлина. В состав… … Москва (энциклопедия)

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.

В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.

У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.

Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

Разновидности симфонии

Классическая симфония – этомузыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро) , в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе , обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе , в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн .

А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен . Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

К. Шлоссер "Бетховен за работой"

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер, Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин .

Клавесин

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Итак, сегодня мы расскажем вам про рождение джаза в СССР.

Интерес к джазу, как к музыкальному направлению, возник в послереволюционные годы. Одним из первых, кто обратил внимание на этот стиль музыки, стал поэт Валентин Парнах. Именно он написал первые очерки на джазовую тематику и привлек к нему внимание советской публики. В 1922 году в столице появился первый джазовый ансамбль или, как было заведено говорить в то время, «джаз-банд». Дебют ансамбля прошел в одном из известных залов театрального искусства. Концерт прошел в октябре 1922 года и имел большой успех.

Огромную роль в становлении джаза сыграли два человека: москвич Леонид Варпаховский и харьковчанин Юлий Мейтус. Эти люди сформировали первые джазовые коллективы. Для республики Советов такой жанр музыки был в диковинку и не имел сложившихся традиций и правил. Репертуар джазовых коллективов того времени не носил какого-то определенного характера, поскольку главным ориентиром для музыкантов являлась музыка американских ансамблей Фрэнка Уитерса и Сэма Вудинга, гастролировавших в европейской части в 20-е годы. Новое направление вызвало бурные споры и жтвой интерес советской публики.

Следующим этапом в развитии джаза стало создание оркестра, который возглавил Александр Цфасман в 1927 году в Москве. Ответом столице стал ленинградский оркестр под управлением Леопольда Теплицкого, появившийся в эту же пору. Мастерство отечественных исполнителей джаза неуклонно росло. Костяк репертуара ансамблей составили зарубежные пьесы и транскрипции классических джазовых произведений, а также блюзов и госпелов. Наркомпрос принял решение отправить Теплицкого в штат Филадельфию, чтобы перенять опыт создания музыки для, популярных на то время, немых фильмов. Побывав в Нью-Йорке, руководитель советского коллектива был просто очарован творчеством Пола Уайтмэна и его оркестра, в дальнейшем получившее название «симфоджаз».

Немалый вклад в становление отечественного джаза внесла «Ленинградская джаз-капелла»- оркестр созданный Георгием Ландсбергом и Борисом Крупышевым в Ленинграде в 1929 году. Большим прорывом стало появление в репертуаре коллектива пьес начинающих советских авторов: Алексея Животова, Николая Минха, а так же Генриха Терпиловского и других, наряду с известными зарубежными пьесами. Их стилю была присуща академическая направленность. За шесть лет своего существования «Джаз-капелла» оказала огромное влияние на укрепление позиций джаза в стране Советов.

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

На вечере в Большом зале консерватории симфонический оркестр без дирижера с блеском сыграл самые разные произведения 1910-1930-х годов, от знаменитого концерта Прокофьева для скрипки с оркестром до "кантаты" Даниила Хармса.

Звучное название "Персимфанс" расшифровывается как "Первый симфонический ансамбль". Отличие ансамбля от оркестра в том, что он, вопреки правилам, принципиально играет без дирижера. Такой ансамбль был создан в Москве в 1922 году молодыми музыкантами, мечтавшими перенести коммунистические идеалы в такое буржуазное дело, как симфоническая музыка. Самое удивительное, что им это удалось: по отзывам современников, Персимфанс на диво слаженно и мощно исполнял сложнейшие произведения классического репертуара. Но к 1933 году демонстрация возможности решения большим коллективом сложных задач без чуткого единоличного руководства стала несколько несвоевременной - и Персимфанс был распущен.

Когда каждый сам себе дирижер...

Чтобы возродиться в 2009, усилиями таких же молодых авангардистов-архаистов с консерваторской выучкой, в первую очередь - пианиста Петра Айду и контрабасиста Григория Кротенко. Впрочем, контекст в XXI веке уже другой. Не столько политический, сколько музыкальный. Ведь джаз-банды "пост-бопа" и особенно группы прог-рока, такие как King Crimson, приучили нас к тому, что "навороченную" музыку можно играть без нот на пюпитрах и дирижера за пультом - зато с изрядной дозой театрализации. Именно это и было явлено на концерте нового Персимфанса 9 апреля 2017 года в такой цитадели академизма, как Большой зал Московской консерватории. Впрочем, программа была авангардной в меру. В ней были заявлены восточная симфоническая поэма Сергея Ляпунова "Гашиш" (1913) по одноименной поэме Арсения Голенищева-Кутузова, 1-й концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева (1917), симфоническая сюита "На Днепрострое" Юлия Мейтуса (1932) и кантата Даниила Хармса (!) "Спасение" (1934).

Начал Персимфанс с "Днепростроя". Автор сюиты известен как правоверный соцреалист, автор позабытых нынче опер "Братья Ульяновы", "Рихард Зорге", "Ярослав Мудрый". Но в 1920-е именно он создал первый на Украине джаз-бэнд и единственным из "серьезных" композиторов интересовался такой авангардной штуковиной, как "пролетарские шумовые оркестры" - намного опередившие "нойз" и "индастриал" электронной эпохи! В сюите 32-го года, звучащей редко, эти его интересы нашли прямое выражение. И - да, это действительно звучало порой как прог-рок. Только не на гитарах и синтезаторах, а на инструментах большого симфонического оркестра, от арфы до ударных. Еще больше этот странный эффект проявился во "внеплановом" произведении Мейтуса, не заявленном ранее в программе - небольшой оратории для чтеца с оркестром "Смерть Ильича".

А вот поставив в программу скрипичный концерт Прокофьева, Персисфанс, конечно, сильно "подставлялся". Этот концерт записывали лучшие скрипачи с лучшими дирижерами. Но скрипачка Ася Соршнева, являющаяся, несмотря на молодость, худруком фестиваля Lege Artis в австрийском городе Лех-ам-Альберге, и Персимфанс "конкуренцию" вполне выдержали. Их интерпретация одного из шедевров модернизма была порой неожиданной, но всегда убедительной.

То же можно cказать про образчик предреволюционного ориентализма - "восточную симфоническую поэму" Ляпунова, написанную на сюжет небольшой одноименной поэмы А.А. Голенищева-Кутузова, поэта и офицера. Перед началом музыки ее в сокращении исполнил актер Андрей Емельянов-Цицернаки, взявший на себя роль и чтеца-декламатора, и конферансье. В поэме описываются дурманные грезы бедного курильщика, в которых он то возносится в рай, то низвергается в ад. Сейчас, конечно, это пряное произведение воспринимается не столько как "ориентальное", сколько как "психоделическое" - перенося слушателей не в Среднюю Азию XIX века, а в Калифорнию 1960-х...

Концерт в Большом зале консерватории является прыжком в легендарную эпоху 1920-х

Последнее произведение концерта - почти что "бис". Хармс, конечно, не оставил кантату с нотами; он разметил таблицу с текстами для четырех солистов и множеством "технических" указаний, на основании которых современный композитор Андрей Семенов "гармонизировал" текст. Персимфанс исполнил этот опус, речь в котором - о двух девушках, тонущих в море и двух отважных спасателях ("вода течет, клю-клю-клю-клю, а я люблю-люблю-люблю!"), как хоровое произведение, разбившись на 4 группы.

И тут-то, когда музыканты отложили инструменты и встали лицом к зрителям, демонстрируя молодые лица и ярко-красные, ничуть не академические одеяния, стало окончательно ясно: хотя концерт в БЗК считается "выездным актом" фестиваля Lege Artis, в действительности он является прыжком в легендарную эпоху 1920-х. Перефразируя поэта того времени: авангард - это молодость мира и его исполнять молодым!