Эссе на тему “Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.” Г. Фрейтаг (ЕГЭ обществознание)

7 ОПСВТС 2017

п ТБЪОЙГЕ НЕЦДХ ВПМШЫЙНЙ Й НБМЩНЙ ВБОЛБНЙ, УРПУПВЕ ЙОЧЕУФЙТПЧБОЙС Ч УФТБИПЧЩЕ РТПДХЛФЩ, ПФМЙЮЙСИ ПФДЩИБ Ч фБЙМБОДЕ Й чШЕФОБНЕ Й П РТБЧЙМШОПН ПФОПЫЕОЙЙ Л ДЕОШЗБН ТБУУХЦДБЕФ бОФПО мЕВЕДЕЧ, ЗЕОЕТБМШОЩК ДЙТЕЛФПТ ЛПНРБОЙЙ бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ».

рТП ВБОЛЙ. лБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ МЙГП, С - ЛМЙЕОФ Й . рТПДХЛФЩ Й ХУМХЗЙ ЬФЙИ ДЧХИ ВБОЛПЧ НЕОС РПМОПУФША ХУФТБЙЧБАФ, РПЬФПНХ ОБ РТЙЪЩЧЩ ДТХЗЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РЕТЕКФЙ Л ОЙН РПЛБ ОЕ РПДДБАУШ.

оБЫЕ РТЕДРТЙСФЙЕ, йТЛХФУЛПВМЗБЪ, ФБЛЦЕ ТБВПФБЕФ УП уВЕТПН Й зБЪРТПНВБОЛПН. пУОПЧОПК УЮЕФ, ОБ ЛПФПТЩК РПУФХРБАФ РМБФЕЦЙ ПФ ОБУЕМЕОЙС, ОБИПДЙФУС Ч уВЕТВБОЛЕ. рБТБММЕМШОП ТБВПФБЕН Й У зБЪРТПНВБОЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ ЧЩУФХРБАФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БЗЕОФПЧ РП УВПТХ РМБФЕЦЕК, ОП ЬФП ЮЙУФП ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП.

уП уВЕТВБОЛПН НЩ ТБВПФБЕН ПЮЕОШ ДБЧОП, ЧЩУФТПЕОЩ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС У ОЙН, ПО ПЮЕОШ ОБДЕЦЕО Й РПРХМСТЕО Х ОБУЕМЕОЙС. дТХЗЙЕ ВБОЛЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТЕДМБЗБАФ ОБН ЙОФЕТЕУОЩЕ ХУМПЧЙС, ПДОБЛП ЙИ ОБДЕЦОПУФШ ОБНОПЗП ОЙЦЕ, Й НЩ ОЕ НПЦЕН ТЙУЛПЧБФШ.

ч уВЕТВБОЛЕ НЕИБОЙЪН ЖЕДЕТБМШОПЗП ХТПЧОС; ПО ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБДЕЦЕО, ОП Х ОЕЗП ЕУФШ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ОЕДПУФБФЛЙ, РТЙУХЭЙЕ ВПМШЫЙН УФТХЛФХТБН. пО ОЕ ФБЛ ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД Л ЛМЙЕОФБН, ЛБЛ ЬФП ДЕМБАФ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ.

зБЪРТПНВБОЛ БЛФЙЧЙЪЙТПЧБМ УЧПА ТБВПФХ РП РТЙЧМЕЮЕОЙА ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ФБЛ Й АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ, РТЕДМБЗБЕФ ЙОФЕТЕУОЩЕ РТПДХЛФЩ. пО ЛБЛ ТБЪ ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД, РПФПНХ ЮФП НПЦЕФ УЕВЕ ЬФП РПЪЧПМЙФШ Ч УЙМХ УЧПЕК УРЕГЙЖЙЛЙ. ьФП ЗМБЧОЩК ЕЗП ЛПЪЩТШ. оХ, Й, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ЛПТРПТБФЙЧОБС РТЙОБДМЕЦОПУФШ зБЪРТПНХ ФПЦЕ ДБЕФ ВБОЛХ РТЕЙНХЭЕУФЧП.

рТП ПФОПЫЕОЙЕ ВБОЛПЧ Л ЛМЙЕОФБН. нОЕ, ОБЧЕТОПЕ, ЧЕЪЕФ. ч уВЕТВБОЛЕ С ПВУМХЦЙЧБАУШ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ «уВЕТВБОЛ рТЕНШЕТ». х НЕОС ЕУФШ РЕТУПОБМШОЩК НЕОЕДЦЕТ, ЛПФПТПНХ С, РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЪЧПОА. рТЙЕЪЦБА Ч ПЖЙУ ЧУЕЗДБ Ч ЪБТБОЕЕ УПЗМБУПЧБООПЕ ЧТЕНС, Б РПФПНХ ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН Ч ПВУМХЦЙЧБОЙЙ ОЕ ЙУРЩФЩЧБА. ч ЬФПН РМБОЕ С ДПУФБФПЮОП ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ВБОЛЕ, ЛПФПТЩК ДЕТЦЙФ НПЙ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ Й ЪБТБВБФЩЧБЕФ ОБ ОЙИ.

ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЙОПЗДБ РТЙИПДЙФУС РПДПЦДБФШ Ч ПЮЕТЕДЙ, ОП ПФОПЫЕОЙЕ Л ЛМЙЕОФБН ИПТПЫЕЕ, ОЙ У ЮЕН ОЕЗБФЙЧОЩН С ОЕ УФБМЛЙЧБМУС.

с ЪБНЕФЙМ: ЮЕН ЧЩЫЕ ФЧПК УФБФХУ - ФЕН МХЮЫЕ Л ФЕВЕ ПФОПУСФУС Ч ВБОЛБИ (УНЕЕФУС).

рТП ЛТЕДЙФЩ. оЕ ФБЛ ДБЧОП С РМБОЙТПЧБМ ЧЪСФШ РПФТЕВЙФЕМШУЛЙК ЛТЕДЙФ Ч уВЕТВБОЛЕ. пДОБЛП ФБН НОЕ ТБУУЮЙФБМЙ ЛТЕДЙФ Й РТЕДМПЦЙМЙ ЪБКН РПД ВПМШЫПК РТПГЕОФ - ВПМШЫЕ 20 %, ЮФП ДП ОЕРТЙМЙЮЙС ПФМЙЮБМПУШ ПФ ОЙЦОЕЗП РПТПЗБ УФБЧЛЙ. рПУМЕ ЬФПЗП С РТЙЫЕМ Ч зБЪТПНВБОЛ Й ФБН НЕОС РТПЛТЕДЙФПЧБМЙ ОБ ФХ ЦЕ УХННХ, ОП РП ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕК УФБЧЛЕ - 15%. тБЪОЙГБ, ЛПОЕЮОП, ВЩМБ ПЭХФЙНПК. лТПНЕ ФПЗП, зБЪРТПНВБОЛ ТБУУНБФТЙЧБМ ЪБСЧЛХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч ПЖЙУЕ, Б уВЕТВБОЛ РЕТЕУЩМБМ ДПЛХНЕОФЩ ЧЩЫЕУФПСЭЙН УФТХЛФХТБН, ЛПФПТЩЕ Й РТЙОЙНБМЙ ТЕЫЕОЙЕ. фБЛ УЛБЪБФШ, ПВЕЪМЙЮЕООБС УИЕНБ: РПУФХРЙМБ ЪБСЧЛБ- ТПВПФ РПУНПФТЕМ - ЧЩОЕУ ТЕЫЕОЙЕ - ПФРТБЧЙМ ПФЧЕФ.

пДОБЛП ЙРПФЕЛХ С ВТБМ ЧУЈ ЦЕ Ч уВЕТВБОЛЕ. ч 2007 ЗПДХ С РПЛХРБМ ЛЧБТФЙТХ Х БЛЛТЕДЙФПЧБООПЗП ВБОЛПН ЪБУФТПКЭЙЛБ, ЛПФПТЩК РТЕДМПЦЙМ НОЕ ТСД ВБОЛПЧ ДМС ЦЙМЙЭОПЗП ЪБКНБ. ч УРЙУЛЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЮЙУМЙМЙУШ Й уВЕТВБОЛ, С РП ОЙН РТПЫЕМУС Й уВЕТ РТЕДМПЦЙМ НЕОШЫХА УФБЧЛХ - ПЛПМП 12% ЗПДПЧЩИ. йРПФЕЛХ С ДП УЙИ РПТ ЧЩРМБЮЙЧБА, ИПЮХ ЕЈ ТЕЖЙОБОУЙТПЧБФШ, ТБУУНБФТЙЧБА УЕКЮБУ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС ВБОЛПЧ. лБЛ ТБЪ Ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЕУФШ ПЮЕОШ ЪБНБОЮЙЧПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ, УФБЧЛБ - Ч ТБКПОЕ 11%.

рТП ЙОЧЕУФЙГЙЙ. с ХЦЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ХЮБУФЧХА Ч РТПЗТБННЕ ЙОЧЕУФЙГЙПООПЗП УФТБИПЧБОЙС ЦЙЪОЙ ПФ уВЕТВБОЛБ. уФТБИХА УЕВС, ЦЕОХ, ФТПЙИ ДЕФЕК. чУЈ РТПУФП: УФТБИХЕЫШ УЕВС ОБ УТПЛ ДП ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПЗП ЧПЪТБУФБ, Й ЛБЦДЩК ЗПД РМБФЙЫШ РП ЧЩВТБООПНХ РБЛЕФХ ТЙУЛПЧ. еУМЙ ДП ХЛБЪБООПЗП УТПЛБ ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП, ДЕОШЗЙ ЧПЪЧТБЭБАФУС У РТПГЕОФБНЙ. рТПГЕОФ Й УХННБ ЧЪОПУПЧ ЪБЧЙУСФ ПФ ЧЩВТБООПЗП РБЛЕФБ ТЙУЛПЧ, УТПЛБ УФТБИПЧБОЙС, ФБН ЧУЈ ЙОДЙЧЙДХБМШОП ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС. оБ НПК ЧЪЗМСД, ЬФП ИПТПЫБС ЧЕЭШ. еУМЙ УТЕДУФЧБ РПЪЧПМСАФ, ФП ПВ ЬФПН УФПЙФ ЪБДХНБФШУС. вХДХЮЙ ЮЕМПЧЕЛПН, ПФЧЕФУФЧЕООЩН ЪБ УЧПА УЕНША, С ЮХЧУФЧХА УЕВС УРПЛПКОЩН, ХЮБУФЧХС Ч РТПЗТБННЕ УФТБИПЧБОЙС.

рТП ЖЙОБОУПЧЩЕ РТЙОГЙРЩ. чУЕЗДБ ОХЦОП ФТЕЪЧП ПГЕОЙЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ. оЕ УФПЙФ РМБОЙТПЧБФШ ТБУИПДЩ, ОЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩЕ УЕЗПДОСЫОЙНЙ ЙМЙ ВХДХЭЙНЙ ДПИПДБНЙ. с - ЪБ ТБЪХНОПУФШ, ТБУЮЕФ Й ПУОПЧБФЕМШОПУФШ. дЕОШЗЙ МАВСФ, ЛПЗДБ ЙИ УЮЙФБАФ, Й ОЕ ФЕТРСФ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЗП ПФОПЫЕОЙС.

рТП ФТБФЩ. с ВЙВМЙПЖЙМ: РПЛХРБА ПЮЕОШ НОПЗП ВХНБЦОЩИ ЛОЙЗ, ЬФП ПДОБ ЙЪ РПУФПСООЩИ УФБФЕК ТБУИПДПЧ Х НЕОС. пЮЕОШ МАВМА УПЧТЕНЕООХА ЖБОФБУФЙЛХ ТПУУЙКУЛЙИ БЧФПТПЧ.

рТП РЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ. рЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ С РПМХЮЙМ Ч ЫЛПМЕ - РТЕНЙА ПФ ЫЛПМЩ ЪБ ДПУФЙЦЕОЙС Ч ХЮЕВЕ. б ЧППВЭЕ, С ОБЮБМ ТБВПФБФШ УТБЪХ РПУМЕ ЫЛПМЩ: РТПЧПДЙМ ФТЕОЙТПЧЛЙ РП ЧПУФПЮОЩН ЕДЙОПВПТУФЧБН, РЕЮБФБМ ВТПЫАТЩ ДМС ХОЙЧЕТУЙФЕФБ.

рТП РХФЕЫЕУФЧЙС. ъБ РХФЕЫЕУФЧЙС Х НЕОС ПФЧЕЮБЕФ УХРТХЗБ. пОБ ЧУЈ РТЙДХНЩЧБЕФ, РМБОЙТХЕФ. ч ЬФПН ЗПДХ ФБЛ ХДБЮОП РПМХЮЙМПУШ, ЮФП НЩ ДЧБЦДЩ УЯЕЪДЙМЙ Ч РХФЕЫЕУФЧЙЕ - УОБЮБМБ РПЗТЕМЙУШ Ч фБЙМБОДЕ, Б РПФПН РПУЕФЙМЙ зТХЪЙА. еУФШ МАВЙНЩЕ НЕУФБ: фБЙМБОД Й чШЕФОБН. чП чШЕФОБНЕ ДЕЫЕЧМЕ, ОП ОЕ ФБЛ ТБЪЧЙФБ ЙОЖТБУФТХЛФХТБ, ОЕФ ФБЛЙИ ХДПВУФЧ, ЛБЛ Ч фБЙМБОДЕ.

лПЗДБ НЩ ЧРЕТЧЩЕ УПВЙТБМЙУШ ЕИБФШ ЧП чШЕФОБН, ПДЙО НПК ЪОБЛПНЩК УЛБЪБМ, ЮФП чШЕФОБН - «ЛБЛ фБЙМБОД, ФПМШЛП ЛБЛ ДЕТЕЧОС» (УНЕЕФУС). фПЮОЕЕ ОЕ УЛБЦЕЫШ!

рТП ЛТЙЪЙУ. х ОБУ ПЮЕОШ ФСЦЕМБС ТБВПФБ. нПЦОП УЛБЪБФШ, ДМС ОБУ ЛБЦДЩК ЗПД - ЛТЙЪЙУОЩК, Б РПФПНХ ОБ РТПФСЦЕОЙЕ ЧУЕИ ЫЕУФЙ МЕФ, ЛБЛ С ТБВПФБА Ч бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ», Х ОБУ ЙДЕФ БОФЙЛТЙЪЙУОБС ВПТШВБ. тЩОПЛ УМПЦОЩК, ПО ОЕ ТБУФЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЕУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН ХНЕОШЫБЕФУС, РПФПНХ ЮФП ОПЧЩЕ ЗБЪЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ДПНБ ОЕ УФТПСФУС. рПЬФПНХ ЛТЙЪЙУ РП ОБН ПУПВП ОЕ ХДБТЙМ, НЩ Й ВЕЪ ОЕЗП ЧУЕЗДБ ОБИПДЙНУС Ч ПДЙОБЛПЧП ОБРТСЦЕООПН УПУФПСОЙЙ, ТБЪЧЕ ЮФП ОБУЕМЕОЙЕ УФБМП РМБФЙФШ ОЕУЛПМШЛП ИХЦЕ.

Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя - обучать школьников, функция средств массовой информации - давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т. п.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет.

Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н.Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р.Линтон.

Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Статусный и ролевой наборы

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:

Предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример - женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

Достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.

Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру).

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей - выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей - с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.


Фрейтаг рассматривает в своем высказывании проблему сущности статуса и роли, а именно соотношение социального статуса и ролевых ожиданий общества. Данная проблема актуальна в условиях жесткой дифференциации общества.

Публицист убежден в том, что в современном обществе злоупотребление должностными полномочиями стало постоянным явлением. Автор говорит о важности соблюдения ролевых предписаний.

Важно, чтобы общество воспринимало этот факт не как данность, нужно вырабатывать социальное неодобрение подобного поведения, всяческое порицание, для его устранения.

Статус напрямую связан с ролью. Статус - . Роль -.

Я считаю, что нужно ужесточить ответственность за совершение преступлений, связанных с коррупцией: я считаю, что лишение свободы должно быть приоритетным при вынесении приговора по статьям 290, 291 УК РФ, (вне зависимости от суммы), проводить полную конфискацию имущества. Только так мы сможем добиться того, чтобы чиновники и другие лица не выходили за рамки своих полномочий.

Так, много примеров из жизни можно привести для того, чтобы показать, что в России данная проблема является очень частым явлением и с ним нужно бороться. Так, богатые родители по блату устраивают своих детей на работу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя оп ределенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения. Почему именно по ведения? Разве высокий статус не выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах недвижимого имущества?

Иногда именно поведение становится наиболее ярким при знаком проявления того или иного статуса, его отличитель ной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество – все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры поведения нельзя снять или одеть. Они – продукт воспитания всей жизни и характеризуют внутреннее благород ство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах человек обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. В США и Европе высший класс одевается даже скром нее, нежели средний. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

1. приобретение статуса;

2. поведение в статусном положении;

3. потеря статуса.

Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более же сткого соответствия, чем статус давно приобретенный. Профессор со стажем, давно получивший признание студентов и коллег, может одеваться очень свободно, но только что полу чивший профессорское звание доктор наук стремится выглядеть с иголочки.

Человек, чувствующий, что его уровень жизни упал и ему трудно поддерживать прежний статус, будет хвататься за малейшую возможность удержаться в прежнем положении, чем позволит себе поступки, соответствующие более низкому ста тусу, в котором он, быть может, уже оказался благодаря уда рам судьбы. Можно считать это динамикой статусного несо ответствия.

Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники ста раются всеми силами удержаться на уровне жизни прежнего класса. Подобное поведение присуще и рабочим. Высококва лифицированный рабочий даже в моменты безденежья редко берется за неквалифицированную работу. Взяться за непрес тижную работу означает потерять социальное достоинство. Именно так поступали английские рабочие в XIX веке: «В наи более плохие для промышленности годы, когда тысячи меха ников или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предприниматель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обидное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положения, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных работников или исполнять какие-либо случайные ра боты за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать» .



Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблюдаются и в XX веке. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 90-е годы XX века безработные – быв шие инженеры, учителя, врачи – не соглашались на непрес тижную работу. Они либо ждали подходящего случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифи цировались на такие занятия, которые считали достойными. Зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись со циально значимыми символами и статусными приличиями, большинство современных безработных не желает.

Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе очень сильно различается. В вождестве ста тусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди имеют необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до пятидесятого поколения предков. Как считалось, все люди в вождестве являются родственниками друг друга, так как весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.

Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Что касается степеней старшинства, то они вычисляются та ким сложным способом, особенно на некоторых островах, что их количество равно общему количеству членов рода. К при меру, положение третьего сына ниже, чем положение второ го, который в свою очередь стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним бра та, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, имеющий са мый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю. В такой системе родовых отношений каждый, вклю чая вождя, должен делиться со своими родственниками.

Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или увольнение служащего, особенно высокопостав ленного.

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы