Проблематика повести очарованный странник. Сюжет и проблематика повести "очарованный странник". Главные герои и их характеристика

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Главный герой повести - Иван Северьяныч Флягин - “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души . Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) - типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем , который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.

С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он - воин в прямом смысле слова , “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.

Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни . Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин - прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных - он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения . Иван - гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.

Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины . Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, - он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве . Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих , оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, - говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края . Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лесков

Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием . Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.

Его герои находятся далеко от бурных столкновений века . Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни . Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, - писал он, - стоя в стороне от главного исторического движения... сильнее других делают историю ”.

Наверное, в “Очарованном страннике ”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку . Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного мещанина и покорной благосмиренности , и широта его души, отзывчивость к чужому горю.

Анализ повести Н.С.Лескова "Несмертельный Голован"

Повесть "Несмертельный Голован" была написана Лесковым в 1880 году.

Эпиграфом к повести служат слова из Евангелия от Иоанна;"Совершенная любовь изгоняет страх ".Смысл эпиграфа остается непонятным до самых последних страниц повести. Лесков интригует читателя историями о богатыре Головане, раскрывая его тайну лишь в залючении произведения.

Начиная повесть словами:"Он сам почти миф, а история его легенда,"автор заявляет о своем герое как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки, дела, чтобы о них помнили и говорили даже после его смерти .Читая повесть, мы знакомимся с описанием главного героя:" В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое...Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована на минуту"... и т.д.Лесков знакомит читателя с подвигами Голована : спасение Аннушки и ребенка от бешеного пса, избавление крестьян от напасти - "пупыруха", показывает необыкновенное трудолюбие героя и почтительное отношение к нему крестьян, да и не только. Ведь сам Ермолов помог ему откупиться от крепостной зависимости и начать жить самостоятельно.

Непонятным народу является лишь "один грех Голована" - Павла, но за это его не судят, а лишь не понимают. Кульминацией повести, на мой взгляд, является появление Фрапешки. Только он один позволяет себе непочтительное отношение к Головану: бьет его, требует деньги, не вызывая гнева, делает его смиренным.

Раскрытие тайн Голована происходит в конце повести, во время встречи автора с бабушкой Александрой Васильевной . Отец Петр открыл ей правду о настоящей праведности и нравственной чистоте человека, которого в народе прозвали "Несмертельным Голованом."

Изображение народной жизни

Глубинное знание народной жизни, глубокое уважение к русскому народу, его обычаям, бедам, радостям делает произведение Лескова патриотичным.Рисуя образ легендарного русского богатыря, выбранного самим народом себе и в утешители, и в советчики, и в избавители от злой напасти, автор тем самым показывает идеал русского человека из народа.

Постоянные заботы и беды русского народа описывает Лесков, не приукрашивая действительности ; "Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали "борзо", то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих". Необходимую помощь народ ждет не от бога, не от правительства, а от Голована, которого за его праведность наделяет мифическими качествами . Народ ищет силу, противодействующую злу, в самом себе. И находит ее, потому что не перевелись богатыри в русской земле.

Темный, непросвещенный народ посмеивается над "астрономом" Антоном, издевается, бьет его, признает дурачком. Дружба Голована с Антоном не вызывает насмешек, а лишь придает таинственность образу "народного заступника", который не обидит слабого и всегда придет на помощь в трудную минуту.

Без веры в таких людей невозможно было русскому народу жить. Питая и взращивая таких богатырей, как Голован, русская земля стоит и стоять будет. .

На мой взгляд, праведность Голована состоит во всей его честной, праведной жизни. Никого не обманывая, без хитростей и лукавства, жил Голован, трудился усердно, взращивал своих коров, обеспечивал дворян продуктами высшего достоинства: молоком, сливками, маслом . Не имел себе соперников. Он был прекрасным сыном, братом, заботящимся о своих родственниках. Никогда не отказывал в помощи людям; " умел сводить шелуди и коросту...;вынимал соленым огурцом жар из головы, знал, что травы надо собирать с Ивана до полу- Петра, и отлично "воду показывал", то есть где можно колодец рыть "... , был в народе чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком.Утверждается же его праведность, когда снимается завеса тайн с его личности. Все чудеса вокруг этого незаурядного человека объясняются естественными причинами. Ногу резал, потому чумной прыщ вскочил, а от этого другого спасения нет. Был девственником, и с Павлой "жили по любви совершенной...-ангельски".

"Исцеленного Фотея" не выдал по причине совершенной любви к Павле, так как это вовсе и не Фотей был, а беглый солдат Фрапошка - законный муж Павлы. Совершенство Голована на грани святости. Он, " строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения", напоминает Лескову Жильята, героя романа Гюго "Труженики моря".

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением «великий». Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. Лесков изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда показывает отношения личности и среды ее обитания.

В повести «Очарованный странник» на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названии чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, - это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути - новый шаг в нравственном развитии Флягина. Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений с другими людьми.

В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня «увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. <...>, всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения. Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что «.. .будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». А все потому, что он - сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека - матери. «Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает... И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти...» За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со «своим», русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго. Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.

Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно - плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел... еще раз дома высечь», после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика «по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях». Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление. Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила «магнетизера». Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Сбывается обещание «магнетизера»: «Я тебе в жизни новое понятие дам». И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.

После смерти Груши - опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты...»;«.. .стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть». Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не поддерживает его. Вот он - георгиевский кавалер и офицер, «благородный». Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно...»). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти. И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.

Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:

«- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?

А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.

Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать? ,

Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для «очарованного странника», что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему «тысяча жизней» не прожита до конца. Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ «очарованного странника». Чертами этого героя - силой, непосредственностью, душевной добротой - отмечены многие характеры произведений Лескова. Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением «великий». Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда показывает отношения личности и среды ее обитания.
В повести на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названий чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, — это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути — новый шаг в нравственном развитии Флягина. Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений с другими людьми.
В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. <...>, всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения. Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». А все потому, что он — сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека — матери. «Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает… И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти…» За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со «своим», русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго. Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.
Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно — плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел… еще раз дома высечь», после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика «по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях». Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление. Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила «магнетизера». Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Сбывается обещание «магнетизера»: «Я тебе в жизни новое понятие дам». И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.
После смерти Груши — опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…»; «… стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть». Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не под держивает его. Вот он — георгиевский кавалер и офицер, «благородный». Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти. И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.
Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:
«- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
— Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать?
— Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».
Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для «очарованного странника», что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему «тысяча жизней» не прожита до конца. Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ «очарованного странника». Чертами этого героя — силой, непосредственностью, душевной добротой — отмечены многие характеры произведений Лескова. Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы. Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенный для монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшая судьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русский человек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгую жизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности Иван Северьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грех церковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. И сказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть Ивану Северьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на две половинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться в монастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытается определить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любви к лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьба на двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч и проявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой рок всячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалился над "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его от себя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множество профессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, Ивана Северьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот момент первая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть в любом её обличи. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хоть кого-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим и видит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, что автор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потому что Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать его праведником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физического раскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпение небезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч от злобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехе людские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он был подщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волна народного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".