Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Основные даты жизни и творчества м. а. шолохова Сообщение о жизни и творчестве шолохова

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

В это же время Шолохов принимал участие в рукописной газете "Новый мир", играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы "Генерал Победоносцев" и "Необыкновенный день".

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения "Молодая гвардия".

В декабре 1924 года в газете "Молодой ленинец" вышел его рассказ "Родинка", открывший цикл донских рассказов: "Пастух", "Илюха", "Жеребенок", "Лазоревая степь", "Семейный человек" и других. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926) и "О Колчаке, крапиве и прочем" (1927). "Донские рассказы" еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

В 1925 году писатель приступил к созданию романа "Тихий Дон" о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года — в Вёшенской. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале "Октябрь". Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы выпустить книгу, Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую — последнюю часть, но стал заново ее переписывать, не без ужесточившегося идеологического давления. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая — в 1940 году.

Произведение было переведено на многие языки.

В 1932 году вышла первая книга его романа "Поднятая целина" о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он публиковал фронтовые очерки, рассказ "Наука ненависти" (1942), а также роман "Они сражались за Родину" (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен.

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман "Тихий Дон", на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

В 1956 году вышел его рассказ "Судьба человека".

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время". Премию Шолохов передал на постройку школы на своей родине — в станице Вёшенской Ростовской области.

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом "Они сражались за Родину". В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел . Он перенес два инсульта, диабет, затем рак горла.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона.

Писатель был почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета в Шотландии.

С 1939 года — действительный академик Академии наук СССР.

Михаил Шолохов был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1960), а также Нобелевской премии (1965). Среди его наград — шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1984 году на его родине в станице Вёшенской Ростовской области образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

С 1985 года ежегодно в станице Вёшенской проходит "Шолоховская весна" — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвященный дню рождения писателя.

В 1905 году 24 мая на Дону (в настоящее время Ростовская область) родился один из самых известных писателей советских времён, внесший большой вклад в литературу - Михаил Александрович Шолохов. Его мать родом из семьи крестьян, а отец принадлежал богатой династии. Шолохов-старший был мещанином, выращивал хлеб и продавал скот. Этого вполне хватало, чтобы прокормить семью.

Михаил был единственным ребенком супругов. С самого детства сына приучали к физическому труду. В это время он впитывает в себя казачью культуру, песни, наречие и пейзажи донских степей. Всё это оказало большое влияние на формирование художественного воображения будущего писателя. Уже с ранних лет он старался описать всё, что его окружало. Читая его описания родных мест, можно заметить насколько он был наполнен чуткости к красоте природы. В дальнейшем, будет писать в стиле эпического параллелизма, проводя аналогии между процессами в природе и тем, что происходит в обществе людей.

В 1910 году отец Михаила получил новую работу в станице Каргинской. В связи с этим, семья переезжает с хутора. Там Михаила отдают на обучение в церковно-приходскую школу. Мальчик увлекался чтением, историей, писал рассказы и стихи.

В 1914 году у него заболели глаза и его отправляют в столицу. Там он получает образование, обучаясь в мужских гимназиях.

С приходом Революции, в 1922 году, он получает партийный билет и становится налоговым инспектором. Чудом избегает расстрела за превышение полномочий. После исправительных работ вместо смертной казни, он захотел вновь учиться, но его не приняли.

В 1923 году женится на Громославской Марии Петровне. Вместе они прожили всю жизнь, в браке родилось четверо детей.

Профессиональный литературный путь М.А.Шолохова начался после гражданской войны. 1923 году издаются его первые рассказы, но они не приносят популярности. Через год начинает писать роман "Тихий Дон", который до сих пор признают не только в СССР, но еще и во многих зарубежных странах.

Во время Великой Отечественной войны М.А.Шолохов был военным журналистом. В этот период он пишет рассказы, которые пользуются интересом у солдат. После войны выходит рассказ "Судьба человека", в котором писатель показывает трагичность войны.

В 1965 году становится Нобелевским лауреатом в литературе за роман "Тихий Дон" и по сей день является единственным русским писателем с этой наградой.

В последующие годы М.А.Шолохов практически оставляет своё творчество. Писатель тяжело болел, но переносил всё стойко.

Умер в 1984 году от онкологии, его похоронили возле дома на берегу реки Дон. В станице Вёшенской ему установлен бронзовый бюст.

М.А.Шолохов внес огромный вклад. На его счету много знаменитых произведений, ставших классикой русской литературы. Перечень его званий и наград удивляет: дважды Герой Социалистического Труда, доктор философии, имел Ленинские ордена и это далеко не весь список. Шолохов был выдающимся писателем.

Вариант 2

Один из известнейших русских писателей М.А. Шолохов в 1965 году был удостоен Нобелевской премии за роман-эпопею о русском казачестве «Тихий Дон». Этот роман посвящен одному из наиболее сложных этапов гражданской войны. Писатель охватил события Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны и иностранной интервенции. В центре романа – Григорий Мелехов, донской казак. Дорога жизни его противоречива и запутанна.

В 1914 году Григорий оказался на Первой мировой войне, где он впервые убил человека, австрийца. Его состояние после этого ужасного поступка можно определить фразой из текста: «Муть свинцом налила шею». Во время встречи с братом в августе Григорий жадно слушает новости из дома. Здесь, на фронте, он болеет душой, его мучает совесть. Он мечтает о возвращении домой, о хозяйстве. Хотя Мелехов и удалой казак, война и убийство людей – не его стихия.

Находясь после лечения в Москве, в глазной лечебнице, Григорий сближается с большевиком Гаранжой. В результате бесед с ним у Мелехова меняются представления о царе, родине, долге. Но стоило Григорию вернуться в полк после отпуска, как он попадает под влияние Изварина, который ведет агитацию за автономию Дона. Григорий с трудом разбирается в своих мыслях.

После встречи с Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, но так и не может пристать к какому-то берегу. Сопоставляя взгляды Гаранжи, Изварина, Подтелкова с мелеховскими, видно, что каждый из них смотрит на происходящее сквозь призму либо классовых, либо национальных, либо политических проблем, а Григорий – с точки зрения проблем вечных, общечеловеческих. Григорий не видит истины. Он убежден, что это не вся правда жизни, а есть еще большая человеческая правда.

Непросто сложилась судьба Григория. Побывав у красных и разочаровавшись в их действиях, когда они убивают безоружных пленных, через некоторое время он оказывается на стороне белых, но и от них уходит, потому что они враги трудового казачества. Новые тревоги испытывает Григорий, пытаясь разобраться в том, что происходит. Примыкает к восставшим против большевиков казакам. Удары судьбы доводят его до отчаяния. Далее героически сражается в составе конницы Буденного. А когда возвращается в родной хутор, к нему относятся, как к врагу. Человек устал от войны и хотел жить мирным крестьянским трудом. Он бежит из дома и долго скитается, но тоскует по детям, Аксинье. Думает начать новую жизнь с любимой женщиной вдали от дома и возвращается, чтобы ее забрать. Но Аксинья погибает, и Григорий возвращается домой. Ему некуда больше торопиться.

Революция причинила много горя Григорию Мелехову и всему казачеству. Судьба Григория трагична не только потому, что он потерял любимую женщину, дом, но и потому, что осознает глубочайшее противоречие между стремлением к миру и тишине и невозможностью этого достичь.

Творчество Шолохова

Каждый открывает Михаила Шолохова по-своему. Кому-то нравится Григорий Мелехов, для кого-то близок дед Щукарь из «Поднятой целины» . Это и понятно. Ведь судьбы персонажей со своей историей созвучны нашему времени. Но Шолохов не только творец таких знаменитых произведений, как «Тихий Дон», «Поднятая целина», но прежде всего человек интересной судьбы.

Писатель появился на свет в мае 1905 года в станице Вешенской Донецкого округа. Безграничные просторы родных степей, зеленые берега могучего Дона с самого детства запечатлелись в сознании Шолохова. Перед его глазами протекала жизнь донских станиц и хуторов, своеобразный быт казаков с их тяжелым трудом. В семье не жалели средств, для того, чтобы сын получил хорошее образование. В их доме была небольшая библиотека, в которой находились книги Гоголя, Толстого и других классиков.

В 1912 году Михаил учится у местного учителя Мрыхина, и за 3 месяца осваивает курс 1-го года обучения. С 1914 по 1918 годы Шолохов обучался в Краснодарской и других гимназиях. В этот период он с огромным увлечением изучает произведения писателей-классиков. Особо ему нравилась история и литература. Шолохов, отдавая предпочтение литературе, пробует сочинять небольшие эпиграммы и создает водевили для спектаклей, которые устраивались дома. Затем Михаил учился в мужской гимназии, но с наступлением гражданской войны, он уехал домой. Юноша стал бороться против бандитов. В 1920 году Шолохов вступает в продотряд, и ведет борьбу с кулаками. Помимо этого он участвовал в ликвидации неграмотности.

После разгрома врагов советской власти на Дону Михаил Александрович прибывает в Москву для продолжения учебы. Однако это ему не удалось, и он работает, занимаясь одновременно самообразованием. В 1923 году в газете «Юношеская правда» появляется сатирический рассказ «Испытание», созданное Шолоховым. Меткость деталей, раскрытие характера через действие, поступки, портретную и речевую характеристики – все это проявилось и в других фельетонах начинающего писателя. Однако, Шолохов лишь только пробовал себя в писательской деятельности. Появляется рассказ «Родинка», затем - «Путь-дороженька». Вскоре выходят такие работы, как «Родинка», «Алешкино сердце», «Нахаленок».

В 1927 году писатель отправляет материал «Тихого Дона» в редакцию журнала «Октябрь», однако роман был отклонен, так как не имел политической остроты. Однако буквально через год были напечатаны первая и вторая книги, получившие восторженные отзывы. Затем публикуется и 3-й том романа. Шолохов принимает активное участие в колхозном движении на Дону, после чего работает над созданием «Поднятой целины». Высоким доверием народа было избрание Шолохова в 1937 году депутатом Верховного Совета СССР. Через 2 года Михаил Александрович за успехи в развитии художественной литературы был представлен к награде ордена Ленина. Помимо этого шла напряженная работа над окончанием 4-го тома «Тихого Дона», и в 1939 году он был завершен. Четвертая книга достойно завершила многолетний труд писателя над эпическим полотном о борьбе за победу революции на Дону, о путях народа к социализму. В годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В 1944 году выходит произведение «Они сражались за Родину». В послевоенные годы Шолохов активно участвует в общественной жизни страны, продолжая плодотворную литературную деятельность. Выходят его работы «Судьба человека», заканчивается работа над «Поднятой целиной», начатой в далекие 30-е годы. Итогом его работы стал выпуск Полного собрания сочинений в 8 томах в 1980 году. Сердце народного писателя остановилось в феврале 1984 года, но его произведения с удовольствием читает не только предыдущее, но и нынешнее поколение.

Мир детства в жизни каждого человека необыкновенный. Лучшие впечатления этих лет сохраняются на всю жизнь благодаря многим факторам, в том числе за счет влияния литературных произведений.

  • Пушкин создатель современного русского литературного языка сообщение

    На самом деле трудно приписывать создание нового литературного языка одному человеку. Даже если таким человеком является такой великий поэт как Пушкин.

  • Жизнь и творчество Николая Гоголя

    Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.) занимается одно из значительных мест в списке классиков русского литературного творчества.

  • Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

    О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

    Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

    Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

    Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

    Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

    Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

    И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

    Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

    ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

    Жизнь и творчество М. А. Шолохова

    М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

    Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

    С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

    И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

    Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

    Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

    В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

    Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

    Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

    Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

    В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

    В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

    М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

    Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

    Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

    В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

    В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

    В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

    1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

    В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

    В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

    В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

    В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

    В 1930 году «Донские рассказы».

    В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

    После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

    Судьба Соколова

    В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

    В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

    Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

    В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

    Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

    На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

    На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

    Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

    Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

    Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

    «Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

    Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

    Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

    Испытание пленом

    Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

    Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

    Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

    Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

    «Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

    Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

    У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

    Враги сожгли родную хату,

    Сгубили всю его семью.

    Куда ж теперь идти солдату,

    Кому нести печаль свою?

    Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

    Человек огромной душевной щедрости

    Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

    Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

    С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

    Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

    И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

    Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

    Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

    Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

    Он побеждал самую смерть!

    Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

    Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

    Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

    Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

    В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

    Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

    Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

    Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

    Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

    Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

    В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

    Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

    Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

    Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

    Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

    Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

    Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

    Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

    Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

    Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

    От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

    Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

    Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.

    Очень краткая биография (в двух словах)

    Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинский (ныне Ростовская область). Отец - Александр Михайлович Шолохов (1865-1926). Мать - Анастасия Даниловна (1871-1942). В 1919 году окончил Вёшенскую гимназию. В 1922 был приговорён к расстрелу за превышение власти, позже приговор заменён на 1 год исправительных работ. В 1924 году женился на Марии Громославской. Имел от неё 4 детей - 2 мальчиков и 2 девочек. В 1928 году написал первые два тома романа «Тихий Дон», а последний, четвёртый том, был опубликован только в 1940 году. В 1965 году получил Нобелевскую премию. Умер 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовской области, в возрасте 78 лет. Похоронен во дворе своего дома в станице Вёшенская. Основные произведения : «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина», «Нахалёнок» и другие.

    Краткая биография (подробно)

    Михаил Александрович Шолохов – советский писатель и общественный деятель; дважды Герой Социалистического Труда, действительный член АН, а также лауреат Нобелевской премии по литературе. Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинский. Изначально, он носил фамилию Кузнецов, но в 1912 году сменил на фамилию отца – Шолохов.

    В 1910 году его семья перебралась на хутор Каргиновский, где Михаил на дому занимался с местным учителем. Затем 1 год мальчик учился в Москве в мужской гимназии, и 3 года – в гимназии в Воронежской области. Учебу вынужден был оставить и вернуться домой в связи с началом Первой мировой войны.

    В 1922 году писатель перебрался в Москву с целью дальнейшего обучения. Здесь он повстречал многих поэтов кружка «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» появился его первый фельетон «Испытание». За ним последовали фельетоны «Три» и «Ревизор». Через год вышел в свет рассказ «Родинка». В 1924 году Шолохов женился на учительнице начальной школы – Марии Громославской.

    В 1925 году он познакомился с Александром Серафимовичем, которого позже назвал одним их своих первых учителей. Тем временем, в журнале появлялись рассказы молодого писателя, которые потом были объединены в циклы «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В конце 1926 года он начал работать над книгой «Тихий Дон». В 1932 году вышел в свет первый том книги «Поднятая целина», которая потрясла литературное сообщество страны. Второй том появился лишь в 1959 году.

    В период Великой Отечественной войны писатель работал военным корреспондентом и часто бывал на фронте. В это же время он начал публиковать части своего нового романа «Они сражались за Родину». В 1965 году Шолохову, за роман «Тихий Дон», была присуждена Нобелевская премия. После войны, он, в основном, занимался общественной деятельностью, а в последние годы увлёкся рыбалкой и охотой.

    Скончался писатель 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовской области, в возрасте 78 лет. Похоронен там же, во дворе своего дома на берегу реки Дон.

    Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)


    11 (24) мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов. Родители – Александр Михайлович Шолохов и Анастасия Даниловна Кузнецова (урожд.Черникова). Место рождения – хутор Кружилин станицы Вешенской, Донецкого округа, бывшей Области Войска Донского.

    Отец – разночинец, выходец из Рязанской губернии, до самой смерти (1925 год) менял профессии. Был последовательно: «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т.д.

    Мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма. До 1912 года и она, и я имели землю: она, как вдова казака, а я, как сын казачий…» (М.Шолохов. Автобиография. 1931).

    Дом в хуторе Кружилин, где родился М.А.Шолохов. Фото В.Темина. 1930-е гг.


    «С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы, - все это клало черту за чертой на облик мальчика, затем юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую, веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»

    (А.С.Серафимович)

    Переехав в хутор Каргин, Михаил Шолохов сначала занимается на дому с учителем Т.Т. Мрыхиным, а затем поступает в Каргинское мужское приходское одноклассное училище.

    Тимофей Тимофеевич Мрыхин – первый учитель М.Шолохова – был не только прирожденным педагогом, но и знатоком русской литературы и народной музыки, хорошо знал и пел донские казачьи песни.

    В 1914 году Михаил Шолохов был отвезен отцом в Москву в глазную клинику доктора К.В.Снегирева (Колпачный пер., 11). Сюда привел писатель своего любимого героя Григория Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения поврежденного в бою глаза. После Октябрьской революции К.В.Снегирев жил в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. М.Шолохов запомнил «красивого, с подстриженной бородкой» хозяина больницы и описал его на страницах своего романа.


    Т.Т.Мрыхин с женой Ульяной


    Бывший особняк К.В.Снегирева в Колпачном переулке.


    По выздоровлении Шолохов был определен в подготовительный класс частной мужской гимназии им. Г.Шелапутина (ныне пер. Виктора Хользунова, 14). Это была хорошо оснащенная, обеспеченная высококвалифицированными кадрами и пользовавшаяся новейшими методиками обучения частная школа. (Ныне – здание Генеральной Военной Прокуратуры).

    Жил Миша на квартире родственника по линии отца – А.П.Ермолова, в Долгом переулке, на Плющихе, д.20, кв.7. (дом был снесен). Подружился с сыном хозяина, Сашей Ермоловым. Дружил с ним до самой его смерти в 1969 году. Как вспоминала Мария Сергеевна Ермолова (жена А.А. Ермолова), обычно, когда писатель сидел в гостях, его легковая машина, на которой он приезжал на Плющиху, в это время катала по Москве ребят, собиравшихся со всего двора. Им было по столько же лет, сколько Мише Шолохову, когда он проживал в Долгом переулке, в маленьком московском доме.

    В 1915 году родители переводят М.Шолохова на учебу в Богучарскую мужскую гимназию Воронежской губернии. Жил Миша Шолохов в семье священника Дмитрия Ивановича Тишанского, преподававшего в гимназии Закон Божий. В доме была богатейшая библиотека, и Мише разрешалось читать книги, какие и сколько пожелает.

    В 1918 году гимназия была закрыта, и ему пришлось уехать домой, в хутор Плешаков. Осенью Михаила отдали в только что открывшуюся в Вешенской смешанную гимназию, где он учился несколько месяцев.

    Четырнадцатилетний Михаил своими глазами видел многие трагические события Вешенского восстания 1919 года: расправу над пленными красноармейцами, убийство И. А. Сердинова Дарьей Дроздовой, вручение ей генералом Сидориным, командующим Донской армией, награды и денежной премии. Живя в Плешакове, был свидетелем гибели командира повстанческой сотни хорунжего Павла Дроздова (сына хозяина дома, в котором жила семья Шолоховых). Отдельные черты характеров членов семьи, особенно Павла и Алексея, по признанию самого писателя, нашли свое отражение в образах Григория и Петра Мелеховых. В конце мая - начале июня, навещая родственников, купцов Моховых в Вешенской, был свидетелем приезда в Вешенскую казачьего генерала А. С. Секретева.

    «Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил М.А.Шолохов. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону».

    Из автобиографии (1934 г.): «...продолжать учение не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. До занятия Донской области Красной Армией жил на территории белого казачьего правительства» (Архив ИМЛИ, ф. 143, оп. 1, ед. хр. 5).

    В 1919 году семья Шолоховых переезжает сначала в хутор Рубежный, а потом в станицу Каргинскую, где отец писателя покупает казачье подворье на окраине станицы.


    В январе 1920 года в станице Каргинской установилась Советская власть. Михаил Шолохов работает делопроизводителем, обучает взрослое население грамоте, участвует в переписи населения, служит в продотряде, а попутно, по воспоминаниям современников, участвует в самодеятельном театре и даже пишет пьесы для драмкружка. « С 1920 г. Служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г., и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…»

    (Шолохов. Автобиография 1931).

    В качестве одного из бойцов продотряда попадает в руки Нестора Махно. О различных версиях этой встречи см. http://veshki-bazar.narod.ru/makhno.htm

    В 1922 году знакомится с Марией Петровной Громославской, учительницей школы, сотрудницей Букановского исполкома.

    В декабре 1923 года в станице Букановской 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. У Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

    В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Затем был направлен биржей труда на должность счетовода жилищного управления № 803 на Красной Пресне. У него появилась маленькая восьмиметровая комнатка в Георгиевском переулке № 2, кв.5. В эту комнату в январе 1924 года к Михаилу приехала жена Мария Петровна.

    Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

    19 сентября 1923 года появилась первая публикация Михаила Шолохова – фельетон «Испытание (случай из жизни одного уезда в Двинской области)» в газете «Юношеская правда» (1923, №35) за подписью М.Шолох.

    В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» Шолохов публикует свой первый рассказ «Родинка» и в этом же месяце вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). С этого времени начинается напряженная литературная деятельность писателя, тесно связанная с жизнью народа и крупнейшими событиями в стране.

    В 1925 году выходят отдельными книжечками массовыми тиражами рассказы М.Шолохова «Алешкино сердце» и «Двухмужняя».

    В 1925 году состоялась встреча М.Шолохова с А. Серафимовичем.

    В дневнике Серафимовича в этот день записано: «И черт знает, как талантлив!..»

    О том, какую роль сыграл Серафимович в его творческой судьбе, рассказал впоследствии сам Шолохов: «Серафимович принадлежит к тому поколению писателей, у которых мы, молодежь, учились. Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слово ободрения, слово признания. Это, конечно, кладет свой отпечаток на наши отношения. Никогда не забуду 1925 год, когда Серафимович, ознакомившись с первым сборником моих рассказов, не только написал к нему теплое предисловие, но и захотел повидаться со мною. Наша первая встреча состоялась в Первом доме Советов. Серафимович заверил меня, что я должен продолжать писать, учиться» (сборник «Слово о родине». Ростов-на-Дону, 1951, стр. 84)

    В дальнейшем на одном из литературных вечеров МАППа, проходившем в здании Пролеткульта, на Воздвиженке, председательствующий А. С. Серафимович представил слушателям своего земляка. Шолохов прочел на этом вечере один из своих «Донских рассказов». (Впоследствии посвятит Серафимовичу рассказ «Чужая кровь»).

    В самом начале 1926 года выходит в свет первый сборник писателя «Донские рассказы», предисловие к которому написал А.Серафимович. В сборнике 8 рассказов, но М.Шолохов не останавливается на этом, в этом же году выходит новый сборник - «Лазоревая степь», - в который вошли уже 12 рассказов.

    В творческих планах молодого писателя зарождается мысль о создании большого полотна из жизни казачества.

    «...За ”Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шел на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского. За два или полтора года я написал 6-8 печатных листов... потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого ”Казаки”, но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках по сути не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <...> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось...» (Из беседы М. А. Шолохова со студентами факультета славистики в Упсале (Швеция) в декабре 1965 года).

    В октябре 1927 года знакомится с Е.Г.Левицкой, зав. отделом издательства МК ВКП (б) «Московский рабочий». Отдельными изданиями «Тихий Дон» выходит в издательстве «Московский рабочий» в «Роман-газете», 1 и 2 книга.


    В архивах Москвы, Ростова-на-Дону и Новочеркасска писатель перебрал и изучил множество приказов, докладов, воззваний, директив, материалов советской и белогвардейской прессы (Прийма К. С веком наравне. Статьи о творчестве М. А. Шолохова. Ростов н/Д, 1981. С. 161-162.) Знакомится с участниками Вешенского восстания 1919 г. Например, с Харлампием Васильевичем Ермаковым, прототипом Григория Мелехова: http://www.vesti.ru/doc.html?id=736522&cid=460

    В 1928 году участвует в работе 1 Всесоюзного съезда Пролетарских Писателей как делегат МАПП.

    1928, 1 октября – пленум правления РАППа ввел Шолохова в состав редколлегии журнала «Октябрь».

    В 1928-1929 годах появляются статьи «за» и «против» романа.

    В Берлине в 1929 году выходит первый перевод «Тихого Дона» (переводчик О.Гальперн). О судьбе книг М.Шолохова см. http://rslovar.com/ http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st003.shtml

    Первый зарубежный отклик на роман «Тихий Дон» - статья Беллы Иллеша в венгерской газете «100%».

    Из рецензии в «Die Linkskurve», 1929, № 3 (October):
    Weiskopf F.: «Шолоховский ”Тихий Дон” является выполнением того обещания, которое молодая советская литература дала начинавшему внимать ей Западу. ”Тихий Дон” свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там, в Советском Союзе. И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова) часто еще только намечалось, было еще зародышем - новый угол зрения, подход к проблеме с совершенно неожиданной стороны, сила художественного отображения, - все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многообразием жизни, проникновенностью воплощения «Тихий Дон» напоминает «Войну и мир» Льва Толстого». См. http://feb-web.ru/feb/sholokh/shl-abc/shl/shl-0461.htm?cmd=2&istext=1


    1929-1930 – Создание фильма «Тихий Дон»

    «Тихий Дон» - немой кинофильм 1930 года производства СССР. Фильм озвучен в 1933 г. Первая экранизация двух первых завершённых книг одноименного романа Михаила Шолохова. В главных ролях снимались А.Абрикосов и Э.Цесарская. Премьера немого фильма состоялась 14 мая 1931, озвученного - 14 сентября 1933 г.


    В одном из частных писем 1928 года Горький дает такую оценку Шолохову: «Шолохов, судя по первому тому, - талантлив… Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Вот - это радость. Очень, анафемски талантлива Русь». Именно М.Горький помогает встретиться М.Шолохову со И.Сталиным.

    1930, после 5 января. Встреча и беседа М.Шолохова со И.В.Сталиным. В июне 1931 года на даче А.М.Горького в Краскове состоялась встреча М.А.Шолохова с И.Сталиным.

    Слухи о плагиате усилились после публикации в 1930 году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, который после этого стал первым претендентом на звание подлинного автора. Лишь в 1977 году выяснилось, что речь в письме шла всего лишь о путевых заметках под названием «С Тихого Дона», опубликованных в одной московской газете.

    Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: "Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дон» у критика Голоушева - друга Л. Андреева - и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочинённой его близкими».

    В 1930 году, прервав работу над «Тихим Доном», М.Шолохов начинает писать роман «Поднятая целина» (первоначально назывался «С потом и кровью»). В 1932 году «Новый мир» опубликовал 1 книгу романа.

    В романе М.Шолохов рассказывает о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации. В письмах, в том числе к Сталину, писатель пытается открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. В 40-50 –е гг. он подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. Завершил работу над вторым томом.

    В 1933 году начинается активная работа над постановкой спектакля «Поднятая целина» в Ленинградском театре ЛОСПС.

    Грузинский режиссер Н.М.Шенгелая начинает работать над съемками фильма по роману «Поднятая целина». М.Шолохов принимает участие в написании сценария. Однако фильм не был снят. Лишь в 1938 году Ю.Райзман по сценарию М.Шолохова и С.Ермолинского снимает фильм с участием артистов МХАТа: Б.Добронравов (Давыдов), М.Болдуман (Нагульнов), Л.Калюжная (Лушка), В.Дорофеев (дед Щукарь). Музыку к фильму написал Георгий Свиридов.



    В 1934 году, 17 августа – 1 сентября, М.А.Шолохов принимает участие в работе 1 Всесоюзного съезда писателей. Избирается в президиум съезда.

    В конце 1934 года М.Шолохов с женой отправляются в деловую поездку в Швецию, Данию, Англию, Францию (длилась почти 2 месяца).

    В 1934 году знакомится в гостинице «Националь» в Москве с композитором И.И.Дзержинским. Вскоре будет написана опера «Тихий Дон». Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре. В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925-1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму. Свое впечатление от оперы М.Шолохов выразил так: Может быть твоя опера и понравится в больших городах, а у нас, на Дону, ее музыка будет чужда и непонятна. Раз ты пишешь оперу о донских казаках, как же ты можешь игнорировать их песни…»

    Сцена из 3 действия оперы

    Никандр Ханаев в роли Григория Мелехова. Большой театр. 1936.

    20 июня 1936 года М.Шолохов выступил на траурном митинге в станице Вешенской в день похорон Максима Горького, он говорил о своей любви к нему, о его колоссальных разносторонних знаниях и об удивительном писательском даре.

    В 1936 году М.Шолохов переписывается с Николаем Островским и успевает с ним встретиться в Москве в конце 1936 года, за месяц до смерти Н.А.Островского. На смерть писателя М.Шолохов написал статью: «На его примере будут учиться побеждать миллионы». Об их отношениях см. http://www.sholokhov.ru/museum/collection/books/1299/


    М. Шолохов с пиететом относился к памяти Н. А. Островского. В 1973 г. он передал Музею Н. А. Островского в Москве экземпляр «Как закалялась сталь» с надписью: «Эта книга достойно выдержала испытание временем, Влияние ее на молодежь социалистических стран до сих пор огромно и неизменно. И это - превосходно. М. Шолохов. 26.2.73. Москва» (автограф, ГЦП им. Н. А. Островского), а в 1977 г. написал предисловие к трехтомному изданию произведений Н. А. Островского на украинском языке (Киев: изд. «Молодь», 1977).

    В 30-е гг. М.Шолохов активно «заступается» за многих репрессированных и обвиненных в ложных доносах (Э.Цесарская – исполнительница роли Аксиньи, писатель Е.Пермитин – см. http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/ya-ne-mogu-umirat и др.).

    В 1940 году М.Шолохов заканчивает последнюю часть романа «Тихий Дон».

    В январе 1941 года М.Шолохову была присуждена Сталинская премия за роман в четырех книгах «Тихий Дон». 23 июня 1941 года М.Шолохов пишет письмо маршалу С.Тимошенко, в котором просит присужденную ему премию перечислить в фонд обороны СССР.

    «Наркому обороны Тимошенко. Дорогой товарищ Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию. По Вашему зову в любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину и великое дело Ленина-Сталина». Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов.

    В 1941-45 гг. служит военным корреспондентом Совинформбюро. Демобилизован в декабре 1945.

    После аварии при вынужденной посадке бомбардировщика в Куйбышеве, на котором М. А. Шолохов летел по вызову начальника Совинформбюро, писатель проходил лечение в госпитале по поводу тяжелой контузии и ушибов. После лечения М. А. Шолохов и поэт Е. Долматовский были под Сталинградом. Оттуда приезжали к семье Шолоховых в Николаевск.

    М. А. Шолохов писал домой о последствиях аварии самолета: «...Прошел средний ремонт в кремлевской больнице и сейчас уже - почти в рабочей форме, пишу, а было такое время, когда не только ехать куда-либо, но и писать не мог по запрету профессоров. Чуть не попал в инвалиды, но кое-как выхромался, а сейчас уже рою ногой землю...» (Собр. соч. в 9 т. Т. 8. С. 322-323).

    С. М. Шолохова вспоминает, что у отца было смещение всех внутренних органов, но от длительного стационарного лечения он отказался. Уехал в Николаевку.

    Председатель колхоза и местные рыбаки поддерживали писателя, помогали с питанием, привозили сливки, рыбу, икру (Из беседы Н. Т. Кузнецовой с С. М. Шолоховой 20 сентября 1990 года).

    Узнав обо всем этом, Сталин настоял на его отпуске. Состоялась встреча со Сталиным.

    Из Москвы Шолохов поехал в г. Николаевск Сталинградской (ныне Волгоградской) области, чтобы перевезти семью в Вешенскую, так как его убедили, что немцы не станут предпринимать наступательных операций в его родных местах (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 184-185).

    Во время войны М.Шолохов пишет очерки «Люди Красной Армии», «Военнопленные», «На юге» и др.


    Во время войны Ольга Берггольц осталась в осажденном Ленинграде вместе со своим вторым мужем Николаем Молчановым. Именно в эти тяжелые блокадные дни, работая в литературно-драматической редакции ленинградского радио, она из малоизвестной писательницы и поэтессы она выросла в зрелого автора, олицетворявшего стойкость и мужество жителей осажденного города.

    «В мае 1942 года в «Комсомольской правде» по инициативе Шолохова был опубликован мой «Февральский дневник» и вскоре после этого «Ленинградский дневник». Они вызвали горячий отклик у читателей на всех фронтах...»

    Доверилась: «О Ленинграде ничего не знают. На радио, не успела раскрыть рта, как мне сказали: «Никаких упоминаний о голоде!» Все скрывается... так же, как о ежовской тюрьме». Цензура на правду!

    Он тут же вспомнил: это жена расстрелянного «по политике» поэта Бориса Корнилова и сама отсидела, но повезло, освободили досрочно.

    Вечером в гостинице она читала ему свои стихи, а потом увозила шолоховское «Письмо к ленинградцам». Начинал проникновенно, без пафоса: «Родные товарищи ленинградцы! Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении...»



    Британский журналист Александр Верт так вспоминал об этом времени в своей книге «Россия в войне. 1941–1945»: «Летом 1942 г. и в литературе, и в пропаганде безраздельно властвовали только два чувства. Одним была та же любовь к Родине, которая пронизывала всё, что писалось в разгар битвы под Москвой, - только теперь ещё более горячая и нежная. Это была также любовь к собственно России. Вторым чувством была ненависть. На протяжении всех этих месяцев она росла и росла, пока не вылилась наконец в самые чёрные дни августа в пароксизм самой настоящей ярости. Клич «Убей немца!» стал в России выражением всех десяти заповедей, слитых в одну. Глубокое впечатление произвел на советскую общественность опубликованный 23 июня во многих газетах рассказ Шолохова «Наука ненависти» - история русского военнопленного, которого немецкие солдаты подвергли жесточайшим пыткам. Написанный живо и убедительно, этот рассказ в большой мере задал тон пропаганде ненависти, развернувшейся в последующие недели».

    8 июля 1942 г. фашисты бомбили станицу Вешенскую. Осколком одной из бомб, взорвавшихся во дворе Шолоховых, была убита мать писателя, Анастасия Даниловна.

    Специальный корреспондент «Красной звезды» М.Шолохов был приписан к Сталинградскому фронту восемь месяцев. 22 декабря М.Шолохов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Командующий 62-й армией В. И. Чуйков вспоминал: «...В тяжелые дни и ночи Сталинградской битвы советские воины видели в своей среде писателей М. Шолохова, К. Симонова, А. Суркова, Е. Долматовского и других бойцов «литературного полка». Их слово можно сравнить с боевым снарядом, разящим самую опасную цель в стане врага...» (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 194).

    В конце 1942 года сразу после окончания Сталинградской битвы М.Шолохов начинает писать роман «Они сражались за Родину», отдельные главы романа печатались в 1943-1944 и 1949-1954 гг. в газетах «Правда» и «красная звезда». В 1945 году в свет выходят главы романа отдельным изданием в Росиздате.

    Джек Линдсей (Англия) в статье «Новаторство Шолохова» сделал интересное наблюдение: «Та интерпретация, которую мы дали здесь последним страницам «Тихого Дона», - трагической и рождающей надежду встрече Григория с сыном, - находит, видимо, свое подтверждение в потрясающем рассказе «Судьба человека». Солдат, вырвавшийся из гитлеровского плена и пробирающийся к дому, ощущает себя, как и Григорий, таким же обездоленным, начисто лишенным всего самого дорогого ему, хотя это вызвано совсем другими причинами. Встретив в пути голодного сироту мальчика, солдат усыновляет его. И постепенно в общении с этим маленьким живым существом он начинает снова обретать для себя какую-то цель и надежду в жизни. Здесь все сгущено Шолоховым до основных черт трагедии; и все-таки здесь как бы находит простое земное завершение то, что осталось только символом в последней сцене «Тихого Дона». Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая и бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного вырастает и утверждает себя человеческая близость - на более широкой, полной и более надежной основе». (Цит. по: Огнев А. Вот он, русский человек! // «Волга». 1980, № 5. С. 182).

    О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова «Судьба человека». 1958


    В 1959 году Сергей Бондарчук снял фильм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». См. http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post360914827


    А спустя 15 лет Сергей Бондарчук вновь обратился к творчеству любимого писателя. Он начинает снимать фильм «Они сражались за Родину». Шолохов долго отказывался давать разрешение на съемки фильма по неоконченному произведению, но потом согласился с условием, что сам выберет место, где будет сниматься фильм.


    Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина…



    «М.Шолохов ценил таланты коллег и не боялся поддерживать их. Опальную Анну Ахматову выдвигает на соискание высшей в стране премии, вызволяет из тюрьмы ее сына, ученого Льва Гумилева, добивается издания недавней узницы НКВД Ольги Берггольц, писателя- изгоя Андрея Платонова и освобождения из лагеря его сына, подписывает письмо в защиту Корнея Чуковского, хвалит прозу аполитичного Константина Паустовского, будущего политэмигранта Виктора Некрасова. Он же поддержал идею печатать «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына с запретной лагерной темой» (В.О. Осипов).

    В Вешенской М.Шолохов постоянно встречается с молодыми писателями, помогает им в публикации их произведений, делится секретами мастерства. В 1950-80 –е гг. активно занимается общественной деятельностью. Существуют многочисленные воспоминания современников – врачей, учителей, простых колхозников, студентов, - которым М.Шолохов оказывал помощь в сложных бытовых ситуациях.

    Решение Шведской Королевской АН присудить Нобелевскую премию по литературе за 1965 год советскому писателю М. А. Шолохову.

    По сообщениям ТАСС из Швеции, Эрик Бломберг, известный шведский поэт и публицист, выражая мнение радикальных кругов Швеции, вновь выдвинул кандидатуру Михаила Шолохова и выступил в «Ню Даг» с серией статей, посвященных его творчеству.

    Известно высказывание Э. Бломберга в 1935 г.: по его мнению, М. А. Шолохов «как никто другой, достоин Нобелевской премии, которая должна присуждаться как за художественные достоинства, так и за высокую идейность». Эти слова Э. Бломберга приводились в газетах «Социаль-Демократен» и «Ню Даг».(«Правда». 1965, 18 октября.) (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 373-374).

    «Он страстно любит свою степь, с ее суховеями, то знойным, то ласковым солнцем, с ее оврагами, перелесками, с ее зверями, птицами. Он страстно любит свой тихий Дон, который, ласково изогнувшись, так мягко, нежно обняв станицу зелеными берегами, создал удивительно уютный, задушевный, тихий, чуть задумчивый уголок. А в Дону ходит рыба, богатая востроносая стерлядь, и Шолохов весь отдается рыбной ловле»


    (А.Серафимович)

    В 1984 году, 18 января М.Шолохов пишет из Центральной клинической больницы художнику Ю.П.Реброву: «Получил свой портрет – Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович. Хорошо помню, как Вы работали над иллюстрациями «Тихого Дона». М.А.Шолохов».

    21 января 1984 года М.А.Шолохов возвращается из Москвы в Вешенскую. Лечащий врач А.П.Антонова напишет позже: «Оперировать нельзя, спасти невозможно. Проводимое лечение, в том числе повторная лазерная терапия, продлило жизнь на два с лишним года. Облегчали страдания. А страдания были тяжкие. Михаил Александрович был очень терпелив, мужественно переносил их. И когда понял, что тяжелая болезнь, продолжительная болезнь неудержимо прогрессирует, принял твердое решение вернуться в Вешенскую. Последнюю неделю пребывания в больнице совсем мало спал по ночам, ушел в себя. Мне, лечащему врачу, наедине сказал: «Я принял решение…уехать домой. Прошу отменить все лечение… больше ничего не надо…Попросите сюда Марию Петровну…» – и умолк. Позвали Марию Петровну. Она села рядом с кроватью, близко. Михаил Александрович положил свою ослабевшую руку на ее руку и проговорил-попросил: «Маруся! Поедем домой…Хочу домашней пищи. Покорми меня дома…Как прежде…».