Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание. Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского «Буря на Черном море

Наша история - XIX век

«СГ» публикует главу из готовящейся к печати книги начальника управления внешних связей и внешнеэкономической деятельности ГГА Валерия Иванова. Оказывается, появляющиеся в окрестностях Севастополя смерчи беспокоили мореплавателей издавна. Согласно британским источникам, в ноябре 1854 года на город обрушился ураган, причинивший большие неприятности флоту союзников.

Черное море издавна славилось сильными бурями. Одна из таких бурь в I839 году стоила России 50 разбитых военных и торговых судов.

Ужасной силы ураган обрушился на побережье Крыма 14 ноября 1854 года. Это бедствие практически не нашло отражения в русской историографии Крымской войны, так как русские корабли, стоявшие в это время в безопасной Севастопольской бухте, остались неповрежденными.

Потери же снаряжения и провизии союзной армии были чудовищными. Тем самым русские (по словам английских историков) имели причину радоваться катастрофе: она принесла прямые и ощутимые результаты и, помимо этого, оставила Британскую армию практически без средств к существованию, проредила ее ряды и вынудила занять осадное положение. Николай I, узнав об этой катастрофе, воскликнул: «Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!». Драматические события того дня произвели огромное впечатление на очевидцев. Дата «14 ноября 1854 года» и название «Балаклава» слились воедино в английской истории и восприятии англичан.

Начало ноября 1854 года на Черном море было отмечено небывалым ураганом. Жестокий ураган, какой редко случается в здешних морях, разразился 2 (I4) ноября с ужасной силой на берегах Балаклавы, Качи, Евпатории. Свидетелями этой силы могут служить снесенные крыши домов в совершенно закрытом Балаклавском ущелье и целые ряды опрокинутых тополей; стихии, казалось, забавлялись над самыми прочными произведениями рук человека.

Огромной силы ураган по своим последствиям для союзников был равносилен неудачному сражению.

В ночь с 1 на 2 ноября шел сильный дождь, дул холодный ветер, разбушевалась метель, которая бывала в Крыму только глубокой зимой, с моря налетели смерчи.

К утру небо как будто прояснилось, но ветер усиливался. Его порывы достигли такой силы, что разрушали дома, ломали и вырывали с корнями деревья. Порывами шел то дождь, то снег. Черное море рассвирепело «так, что, казалось, готово поглотить собою целый остров. Рев, стон, визг, свист - все эти звуки в ужасающих размерах слились в один общий вой». Тяжело пришлось защитникам Севастополя, но еще большие беды принесла буря союзникам.

Буря шла толчками, начиная с мелкого дождя, переходящего в град со снегом. Барометр начал опускаться с предыдущего вечера а на рассвете I4 ноября, упал с молниеносной быстротой. Более тридцати судов находилось вне Балаклавской гавани, в то самое время, когда над ними со всей яростью разразилась страшная буря.

Действительно, буря отличалась неимоверной силой. Один британский очевидец событий писал: «Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури. Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы; потоки дождя, наводняющие атмосферу; частый град, с ожесточением ударяющий во все, что встречает на пути, и наконец взволнованное море, валы которого равняются горам, и вы будете иметь еще не полное понятие об ужасном урагане.

Несомненно, распорядительность адмиралов, искусство командиров, энергия офицеров и неустрашимость матросов позволили избежать полной катастрофы».

На утро шторма на якорях у входа в Балаклавскую бухту находились:

паровые суда: «Retrijution», «Niger», «Vesuviur», «Vulcan»;

паровые транспорты: «Prince», «Avon», «City of London», «Melbourn»;

парусные транспорты: «Mercia», «Resolute», «Lady Valiant», «Caducens», «Pride of the Ocean», «Kenilwoth», «Medora», «Wild Wave», «Pilvan», «Winkle», «Sir Robert Sale»;

грузовые суда (зафрахтованные): «Progress», «Wanderer», «Peltoma» с частным бригом «Maltese», составляли в общем 22 парусника.

В бухте находилось 4 военных парусника, 8 парусных и 7 паровых транспортов, в общем 19 с четырьмя буксирами и несколько частных судов.

Командующий английской эскадрой адмирал Лайонес, держа свой флаг на «Агамемноне», предвидел все ужасы наступающей бури и потому заблаговременно, вечером I3 ноября снялся с якоря и ушел в море. Он также дал команду отвести все линейные корабли подальше от берегов в открытое море, пытаясь таким образом спасти их.

С утренней зарей I4 ноября, при чрезвычайно пасмурной погоде, начались сильные порывы юго-западного ветра, через три часа задул совершенный ураган. Под тяжелыми облаками, покрывавшими утреннее небо, море сперва казалось какой-то мрачной массой, но потом постепенно приобрело белизну кипящей водной пучины. Гребни валов, высоко поднимаемые силой ветра, разливались по обширному пространству и брызгами своими затемняли атмосферу.

Среди этой ужасной пучины находилось около 30 судов, оставшиеся у входа в Балаклавскую бухту. Разбушевавшаяся стихия понесла их на отвесные скалы перед входом в бухту.

Первым разбился американский транспорт «Прогресс», вторым - английский «Резолют», третьим - американское парусное судно «Вандерер», за ним «Кенильворт».

Тяжелая участь постигла транспорты «Kenilworth», и «Panola» погибшие со своими экипажами.

Пароход «Avon» столкнулся с «Kenilworth», но, миновав скалы, благополучно вошел в гавань. Остальные суда, лишившись всех своих мачт, были поставлены в критическое положение.

«Vesuvius» срубил грот-мачту, но держался на своих якорях. «Niger» действовал своей машиной в помощь якорям. В таком же положении находился и «Vulcan», на котором находились русские пленные.

«Melbourn» стоял без мачт и не мог действовать винтом. «City of London» удалился на значительное расстояние в открытом море.

В числе очевидцев был знаменитый английский художник Вильям Симпсон, создавший литографию «Шторм в Балаклавской бухте». Эта литография была впервые опубликована в 1856 году в Лондоне в первой серии рисунков В. Симпсона «Театр военных действий на Востоке».

Непосредственно сам рисунок был не раз воспроизведен в изданиях, посвященных Крымской войне. Однако английский текст к нему до недавнего времени не имел русскоязычного аналога и в переводе печатается впервые: «14 ноября, всего через девять дней после Инкерманской битвы (и через 20 дней после разыгравшейся для англичан трагедии в Балаклавской долине - Прим. пер.), ужасной силы ураган, длившийся с неослабевающей яростью несколько часов, посетил берега Крыма и нанес непоправимый ущерб союзникам, как на море, так и на суше. Его непреодолимый порыв моментально смел с голого и возвышенного плато, на котором лагерями расположились армии, все палатки, а сопровождавший его проливной дождь промочил до костей несчастные войска, лишившиеся своего единственного укрытия. Лагеря были превращены в одно огромное болото грязи. Предметы одежды, обрывки униформы, разнообразная лагерная мебель были подхвачены и унесены далеко от их отчаявшихся владельцев, которые во многих случаях сами были не в состоянии сохранить вертикальное положение. Они вынуждены были упасть на землю и склониться перед бурей, которой не могли бросить вызов.

Снег и крупа начали смешиваться с дождем, и холмы постепенно стали белыми и застывшими, что особенно приводило в уныние тех, кто только что возвратился мокрым и голодным из окопов и обнаружил отсутствие палаток, невозможность приготовить пищу и перспективу провести ночь под открытым небом. Но даже эти суровые неудобства не были наихудшим результатом урагана на суше.

Очень многие, как французы, так и англичане, измотанные усталостью и незащищенностью, не выдержали этого нового испытания и были найдены мертвыми в лагерях».

Но на море последствия были еще более серьезными. Здесь ураган, переступив свои прежние границы, приобрел масштабы гигантской катастрофы.

Очевидцы стихийного бедствия не могли остаться равнодушными к тому факту, что большинства последствий его можно было избежать. Шторм 14 ноября 1854 года нанес такой непоправимый ущерб союзным войскам, что послужил поводом к созданию Наполеоном III в 1859 году службы метеорологии во Франции, а затем в 1871 году - Международной метеорологической организации.

Много судов погибло в Евпатории.

Буря также произвела свои разрушительные действия и в британском лагере: «здесь только несколько палаток осталось на месте, в войсках, подвергавшихся ярости стихии, распространилось множество болезней».

Немало мелких судов было выброшено на берег, большие разрушения причинил ураган лагерям интервентов, сорвав сотни палаток. Уже в январе 1855 года в госпиталях Константинополя находилось 800 обмороженных англичан и 300 французов.

В результате ненастной, холодной погоды среди войск противника начались эпидемии, усилилась смертность. Остро ощущались перебои в снабжении. Создавшееся тяжелое положение привело к появлению дезертиров и перебежчиков. В зимние дни к русским перебегало до тридцати вражеских солдат в сутки.

Общее число погибших на Черном море судов доходит до 60, из них 27 выброшено на берег. В Каче многие из них были сожжены или потоплены казаками. Таковы разрушения, принесенные знаменитым ураганом 14 ноября 1854 года.

Зима принесла тяжелые испытания и защитникам Севастополя. Запасов теплой одежды оказалось мало. Многие казармы были повреждены. Ощущалась нехватка дров. Наступившая распутица задерживала доставку не только продовольствия, но и пороха. Оттепели, часто сменявшие морозы, создали на многих позициях непролазную грязь. Блиндажи заливало водой. Увеличилось число больных. Все это еще более осложняло оборону города, жизнь защитников города протекала в непрерывной опасности, в нечеловеческом напряжении, в тяжелых работах по восстановлению разрушенных и возведению новых укреплений, в ночных боях и вылазках. Но это не снижало боевого духа русских воинов. Солдаты, матросы и офицеры показывали высокие образцы выносливости, стойкости и героизма.

(Печатается в сокращении)

Справка...

Итоги бури I4 ноября I854 года в Балаклаве для британского флота были катастрофические:
«Prince» - разбит в щепки, все на корабле погибли, кроме одного младшего офицера и 6 матросов.
«Resolute» - утонул, все на борту погибли, кроме 3-го помощника и 8 моряков.
«Rip Van Winkle» - утонул, все на борту погибли.
«Kenilworth» - разбит в щепки, все на борту погибли, кроме 3 человек.
«Wild Wave» - утонул, все на борту погибли, кроме юнги.
«Progress» утонул, кроме двух человек, все погибли.
«Peltoma» утонул, все погибли, кроме капитана.
«Maltese» утонул, все погибли.
«Wanderer» утонул, все погибли.

Большинство парусных судов получили сильные повреждения:
«Vesuvius»: мачты уничтожены, много повреждений, корпус почти разрушен.
«Retribution» потеряны руль, запасы, значительные повреждения и потери экипажа.
«Melbourn»: уничтожены мачты, едва избежал разрушения.
«Mercia» полностью разрушен.
«Lady Valiant» полностью разрушен.
«Caduccus» полностью разрушен.
«Pride of the Ocean» полностью разрушен.
«Medora» полностью разрушен.
«Sir Robert Sale» полностью разрушен.

«Буря на Чёрном море»- шедевр Ивана Константиновича Айвазовского считается настоящим подтверждением его таланта. В работе мастер изображает разгульную стихию, которая нещадно уносит жизни людей. Творец показал небольшой корабль, который тонет в бездне волны.

Работа выполнена в чёрных тонах: голубом, сероватом, зеленоватом. не напрасно выбрал именно такую палитру. Цветовая палитра передаёт безнадёжное состояние экипажа корабля. Богатство сероватых и голубых тонов демонстрируют, что ураган ещё небыстро закончится. Корабль вследствие тяжести сероватых облаков изображён абсолютно не большим и незащищенным, он уже не может преодолевать могучую стихию. В правой стороне картины нарисованы пластичные горы, на месте которых совершил крушение корабль. Возле большущих камней люди, которые не могут выплыть. Дальнейшая их судьба не известна, так как ураган может продолжаться длительное время.

Вдали, видимы очертания большущего мегаполиса. Это огромный город, как спасательный круг в этой пучине бед. Ураган не стихает, и вокруг лишь только безграничный морской и небесный простор. Творение поражает собственными образами. Сероватые небеса становятся продолжателем бездонного морского залива. Творение художника, вызывает неизменные эмоции у всех людей, которые её видели.

Момент волнения и трепета при виде картины, останутся у людей в памяти на долгие века. Живописец, мастак своей деятельности, показывает ценителям искусства, что природные силы очень сильны. На сегодня, от бурных стихий нельзя устоять технологическому прогрессу, дамбы, которые строили при использовании отличных технических инструментов.

В обстановке, где человек встречается с ураганом, надеждой для него остаётся ожидание выручки и времени. Краски реализма чётко запечатлены на этом шедевре, и временем эти следы не изменить.

Самоделки для владельцев мото техники

Чёрное море - Айвазовский. 1881. Холст, масло. 149x208 см


Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий - воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море - пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Цветовая гамма картины темная, приглушенная, достаточно насыщенная и богатая, но не имеющая ни единого яркого или «открытого» оттенка. Вся композиция построена на полутонах, которые должны заставить волны переливаться живыми цветами воды в бурю. Небо выписано под сталь волнам. Оно сплошь затянуто тяжелыми, словно свинцом налитыми тучами, грозящими затяжным ливнем и опасной грозой. Оказаться в такую погоду посреди открытого моря смертельно опасно. И только вдали, у самого горизонта, художником выписана светлая полоса, над которой клубятся белые безопасные облака. Возможно, именно там, за горизонтом, закрытом облаками, находится вожделенная спасительная земля, куда изо всех сил стремится маленький кораблик, потерявшийся в страшных, грозных водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна - это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря...

Полотно “Буря на Черном море” является истинным доказательством таланта Ивана Константиновича Айвазовского. На картине художник изобразил разгул стихии, уносящей жизни людей, стихии тревожной и пугающей для ее зрителя. Айвазовский написал маленький кораблик, тонущий в пучине волн.

“Буря на Черном море” написана в темных тонах: синем, сером, зеленом. Художник не зря выбрал именно такую гамму. Эти цвета передают трагичное, безысходное положение матросов. Обилие серых и синих красок показывают, что буря ещё не скоро кончится.

Кораблик под тяжестью серых туч представляется совсем маленьким и беззащитным, ему уже не справиться с бушующими волнами. Справа на картине написаны скалы, о которые потерпел крушение корабль. На больших камнях люди, которые успели выплыть. Их судьба неизвестна, так как буря может продлиться ещё долго.

Возвышаясь над тем, что осталось от некогда большого корабля, кружит стая чаек. Утопающие люди привлекают их своими криками. Чайки летают над ними в предвкушении легкой добычи. Вдалеке виднеется слабый силуэт другого корабля. Ему также не повезло попасть в бурю, но корабль держится из последних сил, пытаясь остаться на плаву.

На заднем плане, совсем далеко, видны очертания большого города. Он может стать спасением для несчастных людей, но матросам нужно добраться до него, а бушующая буря отрезала им путь к городу. Кругом только бесконечное небо и море. Картина впечатляет своим простором. Серые небеса становятся продолжением бездонного моря.

Картина “Буря на Черном море” безусловно, производит неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего её впервые. Чувства и переживания, испытанные при взгляде на картину, остаются с человеком на всю его жизнь.

Художник, мастер своего дела, показал зрителям, что стихия всегда сильнее человека. К несчастью, от бушующих сил природы не могут защитить ни новые технологии, ни самые крепкие стены, выстроенные с помощью лучшей техники. В ситуациях, когда человека настигает буря, его единственной надеждой остается время, ожидание спасения. Всем нам нужно помнить о силе стихии.

«Буря на Чёрном море»- шедевр Ивана Константиновича Айвазовского считается настоящим подтверждением его таланта. В работе мастер изображает разгульную стихию, которая нещадно уносит жизни людей. Творец показал небольшой корабль, который тонет в бездне волны.

Работа выполнена в чёрных тонах: голубом, сероватом, зеленоватом. Живописец не напрасно выбрал именно такую палитру. Цветовая палитра передаёт безнадёжное состояние экипажа корабля. Богатство сероватых и голубых тонов демонстрируют, что ураган ещё небыстро закончится. Корабль вследствие тяжести сероватых облаков изображён абсолютно не большим и незащищенным, он уже не может преодолевать могучую стихию. В правой стороне картины нарисованы пластичные горы, на месте которых совершил крушение корабль. Возле большущих камней люди, которые не могут выплыть. Дальнейшая их судьба не известна, так как ураган может продолжаться длительное время.

Вдали, видимы очертания большущего мегаполиса. Это огромный город, как спасательный круг в этой пучине бед. Ураган не стихает, и вокруг лишь только безграничный морской и небесный простор. Творение поражает собственными образами. Сероватые небеса становятся продолжателем бездонного морского залива. Творение художника, вызывает неизменные эмоции у всех людей, которые её видели.

Момент волнения и трепета при виде картины, останутся у людей в памяти на долгие века. Живописец, мастак своей деятельности, показывает ценителям искусства, что природные силы очень сильны. На сегодня, от бурных стихий нельзя устоять технологическому прогрессу, дамбы, которые строили при использовании отличных технических инструментов.

В обстановке, где человек встречается с ураганом, надеждой для него остаётся ожидание выручки и времени. Краски реализма чётко запечатлены на этом шедевре, и временем эти следы не изменить.