«благое молчание. Икона спаса благое молчание молитва

Ангел Великого совета Иисус Христос (Спас Благое молчание). Фреска. 1295 г. Церковь Богородицы Перивлепты, Македония.

Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание».

Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.

Образ Ангела Великого совета сложился в византийской иконописи и был основан на христологическом толковании пророчества из книги Исайи. Одно из самых известных изображений датировано началом XIV века, и находится в церкви Богородицы Перивлепты, расположенной в Македонии. На фреске Ангел Христос окружен особым сиянием — мандорлой. В руках Спасителя находятся жезл с крестом и развернутый свиток с текстом из пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Днесь Спасения миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Рядом изображены фигуры пророков Иезекииля и Аввакума, которому, по преданию, было видение «светоносного ангела».

На Руси образ Ангела Великого совета получил развитие в иконе Спаса Благое молчание, которая представляет поясное изображение Спасителя с восьмиконечным нимбом и сложенными на груди руками. Икона была известна с древних времен, однако широкое распространение она получила в XVIII-XIX веках, став популярной как у староверов, которые ориентировались на древние памятники иконописи, так и у нового сословия богословов, предлагавших разнообразные толкования этого образа.

Считается, что в основе иконографии Спаса Благое молчание лежит идея проповеди, заключенная в пророчестве Исайи, где сказано: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В другом толковании образ символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Икона «Ангел Благое Молчание» («Спас Благое Молчание») - одна из сокровенных и глубочайших по своему значению в христианском искусстве. Современные источники сообщают о ней следующее.

«Спас Благое Молчание» - редкое иконографическое изображение Иисуса Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» - каким придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» - это Христос в образе Ангела, до Своего воплощения.

Ангел Великого Совета - таково одно из символических именований Христа согласно библейскому пророчеству, которое гласит: «Вели"ка Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам». Образ Христа-Ангела «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» появился в византийской иконописи в первые века христианства. На Руси этот образ получил развитие в иконе «Спас Благое Молчание», на которой Спаситель изображён в виде крылатого ангелоподобного отрока в белой мантии, со скрещёнными на груди руками. Это единственное изображение Христа, где Его голову окружает особый восьмиугольный нимб, знаменующий божественность и непостижимость Творца.

В русском искусстве изображение Спаса Благое Молчание появляется в конце XV века. Особое развитие оно получило в XVIII – XIX веках в искусстве старообрядческих художников - иконах, писанных на дереве, и меднолитых образках.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма... Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники...

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«"Ангел Благое Молчание". Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, - он и хранит и напутствует. "Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное", - говорит Зерцало*. "Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя..." "Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям". В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Кто же запечатлел Ангела Благое Молчание? Образ Его - писем поморских. Но не только от полуночного моря тайна сия. В ней ясен и покрытый лик вестника Византии. В ней и тайна Креста. Запечатлён Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно».

Рерих раскрывает духовную суть сокровенного Образа, как бы приоткрывает завесу над тайной его появления. В другом очерке он пишет: «И "Премудрость" Божья мчится на коне огненном, и "Ангел Благое Молчание" тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» (Пламень вещей). Читая эти строки, мы понимаем, что икона, как отражение Божественного начала, и не может явиться иначе, чем путём личного духовного опыта художника. Рерих напоминает о пламенных видениях, явленных светочам духа, которые запечатлевались ими затем в виде Священных образов, и повествует об этом так, как мог сказать лишь переживший эти озарения: «В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его».

В своих стихах и статьях Рерих не раз запечатлеет эти пламенные прикасания Мира Высшего:

Ты... проходишь в тишине и молчаньи.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и
уводящий.

Цветы Мории

Из статьи «Он»:

«Он - всегда жданный, всегда внутренне ощущённый. Он - запечатлённый в глазу и всё же незримый... Он - пламенный и рассеявший тьму...

Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своём несказуемом значении. Он придёт в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце... Он умеет направить на путь кратчайший...

Он идёт неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает - и гром гремит, и сияет молния».

О чём же несёт нам весть пламенный Вестник? О чём предупреждает своим молчаливым ангельским языком? - «Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое», неся людям «весть обновлённого, благословенного мира», и в душе каждого, кто «поймёт и примет его на языке своего сердца», загораются огни Нового Мира.

Рерих пишет и о том, что настало время, когда «Агни всеведения и возношения» уже становится ощутимым, входит в жизнь народов: «Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности... Святая Тереза, Св. Франциск, Св. Жан де Ла Круа в экстазе поднимались к потолку келий... Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался... Во время молитвы Св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась Св. Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав: не пожар ли... Так же сбежались на пожар и в Гималаях и так же, вместо пламени уничтожения, нашли сияние духа. Так же стояли горы, окаймлённые синими листами огненного лотоса. Вспыхивал неопаляющий огонь. И пролетали молнии очищения. И не в предании, а теперь... неотложно выступили многие знаки. И стали их замечать на разных материках различные люди... При землетрясении в Италии видели всё небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали?.. Нам не уйти от ве­ка огня. И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем. Скепсис хорош в мере разумности, но как сомнение невежества он будет лишь разлагателем. Между тем весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем? (...)

"Бог есть огонь, согревающий сердца", - говорит преподобный Серафим... Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться чётко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам - этим высшим ростками мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте...

Мечта светоносна.

Пламенная мечта - порог Благодати.

Огнь и мысль. Пламенны крылья Софии - Премудрости Божией» (Держава Света).

* «Зерцало Великое» - памятник переводной русской литературы XVII в. религиозно-нравоучительного характера.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ. XIX в. Поморское письмо

Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)


Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)

[Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова] // Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н . П . Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LСI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, № 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79.

Н. В. Пивоварова

Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.

До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

Значение иконы

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание. Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В чем помогает икона Благое Молчание

В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.

Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей

Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.

Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:

Положи, Господи, хранение устом моим, - так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

(Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки. Спаситель на иконе изображен «в силах» - окруженный ангелами, силами небесными. Но слово «силы» в названии иконы может иметь и второй, более глубокий смысл. Во времена написания иконы богословы и многие мыслящие люди вели бурные споры о Божественных энергиях, и появление иконы «Спас в силах» связано с этими спорами. Есть предположение, что в иконе «Спас в силах» монахи-исихасты символически передали знание о Божественных энергиях. Алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель – это символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда.) На образе «Спас Благое молчание» очи Христа не глядят строго и печально прямо на созерцающих Его Лик, как на других изображениях; взор Его углублённо обращён внутрь Себя. Иконография сложилась в XVI в. Толкования ее различны. Одна из версий: Ангел олицетворяет молчаливое смирение, с которым Сын Божий перенес страдания и смерть. Основой для правильного толкования символического содержания образа «Спас Благое Молчание» служат библейские пророчества Исайи: «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (42, 1-2). Кроме этого, существует ещё несколько толкований смысла иконы «Спас Благое Молчание». К примеру, такое: «она - выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «..говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33,11). Идея ожидания передана жестом рук, бездейственно сложенных у груди. Так, кротким неупреканием, безконечно терпеливым недеянием, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение» (И.А. Припачкин. «Иконография Господа Иисуса Христа»). Н. В. Покровский считал, что иконография "Благого молчания" представляет собой аллегорию христианских добродетелей: покорности, смирения, молчания и связана с движением исихазма: "Исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания". Икона «Благое Молчание» особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и «умной молитвы», процветавших на Святой горе Афон в XIV веке.