Слайд 1Философия фуги Урок музыки в 6 классе по программе В.В. Алеева Автор: Карташова Лариса Николаевна Учитель музыки МАОУ СОШ № 49 Г. Улан-Удэ
Слайд 2Назовите композитора Мастер полифонии. После смерти его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Творчество этого оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения композитора используются по назначению до сих пор.
Слайд 3«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах «Небесное и земное» в музыке
Слайд 4Наследие Баха 24 прелюдии и фуги, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские концерты». Кантаты: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.
Слайд 5На каком клавишном инструменте играли музыканты, если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – ?. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
Слайд 6Клавесин
Слайд 7«Квинтет» гравюра 18 века Чембало И.С.Баха.
Слайд 8Утро в семье Баха, отец семейства Иоганн Себастьян за клавесином
Слайд 9Церковь Св. Бонифация
Слайд 10Бах даже был знаком с инструментом, который получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
Слайд 11Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов. Его часто просили проверить или испытать инструменты с дефектами или после ремонта.
Слайд 12« О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л.Болеславский «Под орган душа тоскует, Плачет и поет, Торжествует, негодует, Горестно зовет»… И.Бунин
Слайд 13Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000. Самые большие высотой более 10 метров, самые маленькие – 10 мм
Слайд 14Орган. Мануалы.
Слайд 15Полифонические произведения Фуга - (итал. fuga - букв. - бег)музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке.
Слайд 16«Фуга »М. Чюрлёнис
Слайд 17Задания 1. Назвать 5 - 6 слов - ассоциаций. Орган: 2. Правильно ли это утверждение: «Мода на Баха»? Возможно ли это? 3. Назовите музыкальные инструменты русской православной церкви
Слайд 18Отгадать слова в которых содержится фамилия композитора. 1.Арбузное поле 2. Тесьма с кистями нитей 3.Болтливый хвастун 4.Обувь для обуви 5. Предмет мужской одежды
Слайд 19Ответы: 1. Бах ча 2. Бах рома 3. Бах вал 4. Бах илы 5. Ру бах а
Слайд 20Отгадать слова в которых спряталась фуга. 1.Заряд взрывчатого вещества 2. Длинный столярный рубанок 3. «Карусель» для тренировки космонавтов
Слайд 21Ответы: 1. Фуга с 2. Фуга нок 3. Центри фуга
первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195.
первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195.
Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:
Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935)
Вывод: Хроматическая фантазия, произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха. А взятые вместе - чувственное впечатление и рациональный анализ, безусловно, позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.
Фуга
Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной музыки (полифонии).
Фуга строится на многократных проведениях основной музыкальной темы в разных голосах.
Проведения основной темы обычно перемежаются в фуге с промежуточными вставками, интермедиями
Фуга в отличие от фантазии имеет четко определенный закон построения
Но тем не менее точность "математического" построения фуги ре минор просто поражает!
7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения.
Строение фуги ре минор И. С. Баха:
Целые числа указывают число четвертей в фуге
Дробные - теоретическое значение золотых сечений
Золотые пропорции в более крупных частях фуги отмечены фигурными скобками
Центры симметрии – кружками
П – проведение
И - интермедия.
Вывод:
Простой математический анализ, не выходящий за рамки арифметики, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение, и которую мы "видим", проводя его математический анализ.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"
В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.
Цели урока:
- расширение кругозора учащихся,
- воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
- закрепить понятие «фуга»;
- раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
- подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.
Наглядные пособия:
1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.
Музыкальный материал:
1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»
* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.
2. Учитель:
«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»
Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы
учащихся)
Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.
То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…
…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 – Приложение 1 )
4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .
Учитель:
Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)
5. Основные периоды творчества И.С. Баха.
Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Бах служил городским органистом в церкви. |
Кётен (1717 – 1723) |
Основные периоды творчества И.С. Баха |
Инструментальный период творчества: писал клавирную и оркестровую музыку . |
Бах служил капельмейстером при дворе. |
Лейпциг (1723 – 1750) |
Органный период творчества: писал произведения для органа . |
Кантатно-ораториальный период творчества: писал вокально-инструментальные произведения : кантаты, оратории. |
Веймар (1708 – 1717) |
Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви. |
Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).
6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .
7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.
Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.
8. Анализ музыки :
- Сколько раз звучала тема? (4)
Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)
Как называются такие произведения? (фуги)
- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)
Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 – Приложение 1 )
9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).
10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):
И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);
П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);
И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).
(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)
11. Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель:
В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)
Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)
Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Разучивание по нотам
12. Учитель:
Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)
А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!
13. Составление паспорта органа .
- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).
Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 – Приложение 1 )
Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).
Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?
(Отвечают дети, готовившие Д/з)
14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).
Письменное задание – размышление (Слайд 8 – Приложение 1 )
15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.
Вывод:
Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
16. Итог урока.
Учитель:
- Ребята,
сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству
великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать
ваши ответы на вопросы:
Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!
Философия фуги
- Фуга как высшая форма полифонических произведений.
- Интеллектуальный смысл жанра фуги.
- Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
- И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Художественный материал:
- М. Чюрленис. Фуга.
Музыкальный материал:
- И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание).
Характеристика видов деятельности:
- Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).
- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приёмов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха).
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
- Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Фуга - это форма полифонических произведений, в начальная которой тема проводится поочерёдно во всех голосах. Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.
Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.
Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.
Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.
Музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» - это уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое её отражение. Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утончёнными и прозрачными.
«Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов.
Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Она строится по определённым исторически сложившимся правилам, которые обеспечивают ей внутреннюю уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов.
Первый раздел фуги называется экспозицией (в переводе означает изложение). В ней тема излагается во всех голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке - даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги - реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке с её тональной неустойчивостью реприза должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.
Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей:
Бах был подлинным поэтом полифонии…
Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой.
Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
Орган - инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. В общении с этим «инструментом-наперсником» полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души.
Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare - касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина). В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.
Токката Баха - это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.) Бах отводит ей роль вступления, она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката - грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.
Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.
Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.
В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между её проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.
В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами.
Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.
Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку.
Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.
Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и свободы, к культуре и знанию, к свету и художественной красоте.
Вопросы и задания:
- Какое музыкальное произведение называется фугой?
- Расскажите о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
- Назовите особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Фуга № 8 Ре диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 2 До минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 4 До диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Токката из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Фуга из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В презентации даётся слушание фрагментов Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха по частям, а также в едином варианте.