Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада на тему: Зима. Конспект. Конспект музыкального занятия «Белая книга зимы Зима музыкальное занятие

Оксана Остроух
Открытое музыкальное занятие «Звуки зимы»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МО «ЗВУКИ ЗИМЫ »

Старший возраст.

Цели и задачи занятия . Развивать у детей эстетический вкус, воспитывать любовь к слушанию музыки . Привлечь внимание детей к особой красоте зимних звуков природы . Формировать представление о том, что в природе всё подчинено определённому ритму; переводить представления о ритме в природе и жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные; развивать способность к образным и свободным импровизациям, а также развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Формировать словарный запас детей и логическое мышление.

Ход занятия.

(звучит музыка , дети бегут по кругу, затем останавливаются)

М. Р.: Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале . Надеюсь, настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю время не терять, а скорее друг другу здравствуй сказать.

КОММУКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ ДРУГ» :

1. Зашагали ножки прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу)

Весело гуляли и друга повстречали. (Находят себе пару - друга)

Припев : Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки)

Ты посмотри вокруг. (Разводят руки в стороны)

Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу)

Крепко обнимись! (Обнимаются)

Проигрыш : кружатся парами, держась за руки.

(Игра повторяется 3 раза.)

М. Р.: Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. (Дети держатся за руки и улыбаются друг другу)

Молодцы, ребята! Мы с вами и весело поздоровались, и подружились, а вот о наших гостях совсем позабыли, давайте встанем полукругом, лицом к гостям и поприветствуем их тоже!

(поют дети) :

Дорогие гости, здравствуйте, здравствуйте!

Всем желаем счастья, здоровья и радости.

Мы надеемся, что с нами вы не будите скучать,

Разрешите поскорее нам занятие начать !

М. Р.: Ну, что гости, разрешаем?

Гости : Разрешаем.

М. Р.: Тогда занятие начинаем .

Сейчас зазвучит музыка , а её фоне - стихотворение, послушайте его внимательно и скажите о чём нам рассказала музыка и стихотворение .

(звучит музыка и на её фоне стихотворение) :

М. Р.: Ночью, в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь берёзы и ели.

Мнится мне ночью, меж белых берёз,

Бродит в туманном сиянье мороз.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей) . Правильно, конечно о зиме. И сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы послушать зимние звуки и увидеть всю красоту зимнего леса.

Все готовы?

Дети : Да!

М. Р.: Тогда ритмично повторяйте за мной слова и движения.

РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПОХОД»

Собираться нам пора (хлопают в ладоши)

В путешествие, друзья. (Хлопают по коленям)

Ждёт нас Зимушка Зима (руки полочкой, пальчик к щеке, качают головой)

Ждут метели, ждут снега. (Моторчик, руки верхи в стороны)

Ждут нас дальние края (козырёк вправо и влево)

И глубокие моря. (Плывут)

Отправляемся в поход, (шагают)

Нам не нужен самолёт, (руки в стороны, летят)

Нам не нужен паровоз (имитация движения поезда)

Ущипнём себя за нос. (Щипают за нос)

А теперь закрой глаза (присесть и закрыть глаза)

Отправляемся! Ура! (выпрыгнуть вверх)

(дети под музыку идут змейкой по залу, затем останавливаются)

(гаснет свет, включить шарик, музыка )

М. Р.: Вот мы с вами и очутились на зимней лесной полянке, посмотрите, сколько вокруг зима оставила красивых снежинок. Они такие лёгкие, пушистые и очень хрупкие, давайте, изобразим в движениях снежинки.

УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ» :

(звучит музыка )

Кружатся снежинки,

В воздухе морозном. (Кружение на носочках)

Падают на землю (Медленно присесть, показать плавное падение снежинок)

Кружевные звёзды.

Вот одна упала (Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку)

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко! (Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой)

М. Р.: Ребята, посмотрите, все снежинки такие красивые, белоснежные, но им так одиноко лежать на земле, у них совсем нет друзей. Давайте мы с ними познакомимся, каждой снежинке пропоём своё имя, а потом сложим их в корзинку и заберём с собою в детский сад.

(дети кладут снежинку и поют ей имя-песенку)

(звучит фонограмма метели)

М. Р.: Дети, послушайте, что это за звук ? Может быть, налетел лёгкий летний ветерок? (Ответы детей)

Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели. (Дети дуют)

Слышите, ветер дует всё сильнее и сильнее, давайте голосом и рукой изобразим завывание зимнего ветра. (Воспитатель и музыкальный руководитель вместе с детьми, глиссандируя голосом на звук (у, изображают зимний ветер. Рукой «рисуют» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури» .)

(Фонограмма метели заканчивается и звучит тихая музыка )

М. Р.: Вот и закончилась вьюга, с неба посыпался мягкий и пушистый снег. Давайте, тихо-тихо на носочках пройдём по тропинке и присядем на стульчики, чтобы ничего не нарушило тишину в природе.

Сядьте ровно, расправьте плечики, давайте разогреем наше горлышко после прогулки в холодном зимнем лесу.

РАСПЕВКА «СНЕГ ГУСТОЙ» :

Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй, (качают головой, держатся за щёчки)

Снег посыпался густой. (Вращают кистями рук сверху вниз)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (качают головой)

Ты рукой его поймай. (Сжимают и разжимают кисти рук)

М. р.: Ребята, мы с вами на предыдущих занятиях разучили песню о зиме, давайте с вами её споём. Но мы будем не просто петь, а ещё и озвучим проигрыш игрой на музыкальных инструментах . (Воспитатель раздаёт инструменты)

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «БЕЛЫМ ПУХОМ» , муз.

М. Р.: Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки . Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством композитора Антонио Вивальди и ещё раз прослушаем произведение, которое называется «Зима» .

Закройте все глазки, сядьте удобно и попробуйте представить картину или сказку, которую рассказывает вам музыка .

(Слушание фрагмента из музыкального произведения “Зима” ).

Что вы представили, слушая музыку ? (Ответы)

Какая музыка по характеру ? (Напряжённая, взволнованная, тревожная, подвижная, волшебная, изящная, воздушная, сказочная).

А кто исполнял это произведение? (Оркестр)

А какой инструмент, по вашему мнению, звучал ярче всех? (Скрипка)

Вы мне говорили, что эта музыка волшебная , тревожная, изящная, сказочная… А как вы считаете, музыка звучала ритмично ? (Ритмично)

Правильно, ребята, если бы в музыке не было ритма , то это была бы не музыка , а просто обычный набор звуков . Ведь в музыке , как и во всей нашей жизни всё подчинено законам ритма : мы с вами ритмично ходим (имитация ходьбы, ритмично дышим (вдох-выдох, ритмично стучит наше сердце (дети слушают сердце, ритмично тикают часы (тик-так)

В природе тоже много разных ритмов : утро-день-вечер-ночь, лето-зима-осень-весна. Пофантазируйте : есть ли ритм у дверей? (Да, открыться – закрыться ) . У цветка? (Распуститься – цвести и завянуть) .

А сейчас будьте внимательны, а загадаю вам загадку о природном явлении, у которого тоже есть свой ритм.

Белая, узорная звёздочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Вы правильно разгадали загадку, это снежинка (показываю снежинку, посмотрите, какая она красивая, у снежинки все части также расположены в строгом ритмичном порядке.

А сейчас тихонько пройдите и присядьте за стол. (Дети садятся)

Я предлагаю вам из материала, который лежит у вас на столе изобразить свою снежинку такую, какую вы себе представляете. А поможет вам увидеть воображаемую снежинку музыка , которую мы с вами прослушали. Как называется произведение? (Зима) А кто сочинил это произведение? (А. Вивальди)

(дети работают за столами, делают снежинки)

М. Р.: (проходит с детьми, рассматривает снежинки) Ребята, какие замечательные снежинки у вас получились, они все такие красивые и разные, но обратите внимание, что у всех снежинок лучики (части) чередуются в строгом ритмичном порядке (большой лучик, маленький)

Мы с вами хорошо поработали и пофантазировали, а теперь можно немного отдохнуть и поиграть, а игра наша называется «Ледяные ворота» .

ИГРА «ЛЕДЯНЫЕ ВОРОТА» :

Ледяные ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз разрешается,

А на третий раз –

Заморозим вас.

Итог занятия .

(дети прощаются)

Разделы: Работа с дошкольниками

Подготовительная группа

Программное содержание.

1. Закреплять навыки восприятия музыки: узнавать и называть музыкальные произведения, музыкальные инструменты, определять характер музыки.

2. Развивать умение передавать структуру песни (вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение) при помощи моделирования.

3. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно двигаться под музыку, передавая в танцах, играх её настроение.

4. Обогащать и активизировать речь детей музыкальными терминами (соло, ансамбль, вальс).

5. Развивать воображение, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в озвучивании стихотворения музыкальными инструментами.

6. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

7. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи.

8. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

9. Закреплять умение отражать в рисовании впечатления от музыки, поэзии, живописи.

Предварительная работа.

1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.

2. Рассматривание репродукций картин: И.И.Шишкин “Зима”, “Иней”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”; “Зимнее утро”; “Иней”; К.Ф. Юон “Волшебница зима”.

3. Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Декабрь”, “Январь”, “Февраль” из цикла “Времена года”; “Зимнее утро” из “Детского альбома”; “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

4. Исполнение танцевальных импровизаций под музыку П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”.

5. Выполнение творческого задания “Придумай мелодию”.

6. Составление рассказов о музыке.

7. Придумывание загадок, составление рассказов о зиме.

8. Рисование красками на тему “Зимние берёзы”.

Материалы для занятия:

Портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди;

Музыкально-дидактические игры: “Инструменты симфонического оркестра”, “Сложи песню” (моделирование); “Соло и ансамбль”;

Музыкальные инструменты;

Репродукции картин: К.Ф.Юон “Волшебница зима”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”;

Аудиозаписи, магнитофон;

Веточки, мишура для танцев; акварель, бумага, кисти, вода, восковые мелки, салфетки.

Ход занятия

Дети вбегают в зал под музыку П.И.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”, встают врассыпную.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, об этом сказочно-прекрасном времени года. Многие художники, поэты, композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. Мы вспомним стихи, послушаем музыку, рассмотрим картины о зиме.

Музыкально-ритмическая композиция “Зимние узоры”, автор движений Л.А.Кустова.

Входит Зима.

Зима.

Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Я – Зима-метелица,
В гости к вам пришла!

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь
По лесам и полям!

Зима. Петь я люблю, а ещё мне очень нравятся волшебные звуки.

Музыкальный руководитель. Зимушка, ребята приготовили тебе подарок, послушай волшебные звуки.

Озвучивание стихотворения В. Томилина “Зима”.

1 ребёнок.

Вот хозяюшка сама
К нам идёт, идёт Зима. - деревянные ложки с колокольчиками
Разнаряженная, разукрашенная. - подкова с колокольчиками
В ярких звёздочках, серёжках - треугольник
Да в серебряных сапожках!
А сапожки- то скрипят, - хруст целлофана
Косы белые до пят. - металлофон (глиссандо)

2 ребёнок.

Рукавом махнёт налево – - металлофон (глиссандо)
И поляна побелела. – металлофон (лёгкие удары)
Ручкой правою махнёт – - металлофон (глиссандо)
Горы снега возведёт. - металлофон (лёгкие удары)
Чуть притопнет каблучком – - трещотка
Речка кроется ледком. - треугольник
Деревца принарядила, - подкова
Побелила все дома, - целлофан
Ай да Зимушка-зима! - колокольчик

Музыкально-ритмическая композиция “Зима в избушке”, автор движений Л.А.Кустова.

Музыкальный руководитель. Спасибо, Зимушка, ты нас развеселила. Мы знаем, что когда ты приходишь, вся природа преображается. Особенно красивы зимой берёзы.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зима. Вижу свою любимую картину, очень хочется услышать рассказ о ней.

Рассказ ребёнка по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем музыкальное произведение о тебе, Зимушка. Называется оно “Зима”.

Зима. Ребята, а кто написал эту музыку? (А.Вивальди)

Музыкальный руководитель. Вспомните, какие музыкальные инструменты исполняют это музыкальное произведение (ансамбль скрипок и скрипка-соло).

Давайте поиграем. Возьмите карточки и приготовьтесь к слушанию. Когда будет играть скрипка-соло, покажите красную карточку, когда ансамбль скрипок – синюю карточку.

Слушание: “Зима”, музыка А.Вивальди.

Музыкально-дидактическая игра “Соло и ансамбль”.

Зима. Я – великая волшебница, могу раскрыть вам тайну прекрасных зимних звуков. Сейчас взмахну волшебной палочкой и музыка унесёт вас далеко-далеко… Слушайте!

Слушание: “Вальс снежных хлопьев” , музыка П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель. Как называется эта музыка? (Ответы детей).

Что такое вальс?

Кто написал “Вальс снежных хлопьев”?

Расскажите, какая эта музыка (вьюжная, метельная, снежная, кружащаяся, сверкающая, переливающаяся, изящная, сказочная, загадочная, воздушная, волшебная, то тихая, то громкая).

Какой оркестр исполняет это произведение? (Симфонический оркестр)

Музыкально-дидактическая игра “Инструменты симфонического оркестра”.

Зима. Молодцы, ребята! Про музыку всё знаете. А показать как кружатся снежные хлопья девочки смогут?

Танцевальная импровизация “Вальс снежных хлопьев”, музыка П.И.Чайковского.

1 ребёнок.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2 ребёнок.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Зима. Успокоилась метель, тихо кругом и лишь на ветках деревьев блестит иней.

Попевка “Небо синее”, музыка Е.Тличеевой, слова М.Долинова.

Музыкальный руководитель. А теперь простучим на металлофоне ритм этой попевки, а Лера проиграет мелодию на блок-флейте.

Ритмическое упражнение “Небо синее”.

Зима. Ребята, какую картину можно подобрать к этой песенке? (Игорь Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца”)

Какую цветовую гамму использовал художник для написания этой картины? (Нежные розовые, голубые, сиреневые, жёлтые тона).

Музыкальный руководитель.

Мы любим, Зимушка, тебя,
Твой иней и ледок,
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток!

Песня “Зимние подарки”, музыка и слова С.Насауленко.

Музыкальный руководитель. Зимушка, наши ребята хотят загадать тебе загадку.

Моделирование песни “Зимние подарки” (при помощи геометрических фигур)

Зима. А это что за геометрические фигуры? Не могу догадаться.

(Дети объясняют: вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение)

Теперь я загадаю загадку: какая картина походит к содержанию песни “Зимние подарки”? (К.Юон “Волшебница зима”).

Приглашаю всех на танец.

Музыкальный руководитель. Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы передали в своих произведениях разные напевы зимушки-зимы. А сейчас вы возьмёте краски и нарисуете свою песню о зиме. А потом мы подарим наши работы Зимушке, чтобы у леса на опушке, в своей избушке она долго вспоминала о нашей встрече.

2 занятие – изобразительная деятельность.

Рисование на тему “Зимушка-зима”восковыми мелками и акварелью.

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Музыкальный руководитель Семенова С.Х.

Цель:

    обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах ;

    расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы » .

    Учить составлять предложения по сюжетной картинке.

    Развивать речь, память, внимание, мышление.

    закрепить представления детей о геометрических фигурах, закрепить умение считать прямым и обратным счётом;

    упражнять в названии «соседей» числа, развивать внимание, логическое мышление, воображение; воспитывать познавательный интерес.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в музыкальный зал.

Муз.рук. читает стихотворение.

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Дети, про какое время года мы начали свое занятие? (ответы детей) .

Муз.рук.: Правильно, про зиму. А теперь Я буду говорить зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, сможете отгадать?

игра «Третий лишний» .

2. Санки, снежки, велосипед.

3. Цветок, снеговик, снежок.

4. Мороз, мандарин, метель.

5. Варежки, яблоки, валенки.

Муз.рук. : Ребята, какие зимние игры и забавы вы знаете? Назовите их.

Д: ответы детей.

Муз.рук. : Молодцы! Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о зимних забавах, вы внимательно их послушайте и дайте правильный ответ.

После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)

Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
(Зима)

Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я...
(Зима)

Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это – зимние…
(Метели)

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня...
(Зима)

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Танец «Снег и ёлки».

Муз.рук. : Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши. Если не правильно, то топаем ножками :

Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на санках

Зимой катаются на лыжах.

Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на коньках по льду.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой лепят снеговиков.

Зимой ходят босиком.

Зимой играют в снежки.

Муз.рук: Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Муз.рук.: Молодцы.

Физминутка.

Дети, все в кружок вставайте,

Игру скорее начинайте.

(Дети встают в кружок, имитируют движения) .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Муз.рук.: А сейчас поиграем в игру « Назови ласково».

Зима - зимушка.

Снег - снежок.

Елка-ёлочка

Ветер – ветерок.

Ком – комочек.

Санки – саночки.

Забава «Игра в снежки»

Муз.рук.: Я по очереди буду бросать снежок и задавать вопрос. Вы ловите его, отвечаете и бросаете снежок обратно.

Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите дни недели. Посчитайте порядковым счётом до 10. Посчитайте обратным счётом от 10 до 1. Назовите соседей числа.

Муз. Рук.: Дети, про какое время года вам мы сегодня больше говорили?

А вам нравится зима? Заключительная песня «Снова за окном зима».

Программные задачи занятия: познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, картиной И.И. Шишкина «Зима»,

музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», Largo, ч. II); способствовать формированию выразительной речи; развивать интерес к пейзажной живописи; содействовать эмоциональному настрою детей в процессе восприятия картины; расширять знания о творчестве А. Вивальди; формировать музыкальное восприятие и развивать способность высказывать словами своё отношение к музыке; воспитывать ценностное отношение к искусству, понимание языка искусства.

Материал и оборудование: репродукция картины русского художника И.И. Шишкина «Зима»; музыкальный центр, аудиозапись музыки А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I и II); краски, кисти, стаканы с водой, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа: разучить с детьми стихотворения Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина о зиме; организовать прослушивание музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I, Allegro), на прогулках вести наблюдение за приметами зимы; проводить с детьми беседы об изменениях в природе зимой.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал под музыку А. Вивальди «Зима» (ч. I, Allegro).

Музыкальный руководитель (М.р.). Ребята, когда вы заходили в зал, звучала музыка.. Какое музыкальное произведение прозвучало и кто его сочинил? (Ответы детей.)

М.р. Правильно, «Зима», А. Вивальди. Какой музыка была по характеру?

Дети. Тревожная, беспокойная, колючая, взволнованная.

М.р. Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Дети. Бушует вьюга, шумит ветер, метёт снег, снежинки кружатся от ветра.

М.р. Действительно, мы слышим в музыке тревогу и беспокойство. Ветер поднимает снежинки вверх, они кружатся в каком-то фантастическом танце.

Воспитатель (В.). Ребята, а какие приметы зимы мы с вами видели на прогулках?

Дети. Стало холодно, с деревьев слетели листья, выпал снег, лужи покрылись льдом.

В. Послушайте вам стихотворение о зиме и скажите, кто его написал?

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

А.С. Пушкин

Дети. Это стихотворение написал А.С. Пушкин.

В. Какие стихи о зиме вы знаете?

1-й ребёнок.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Ф.И. Тютчев

2-й ребёнок.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

С.А. Есенин

3-й ребёнок.

…Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

С.А. Есенин

Дети читают наизусть и другие стихи о зиме. После этого воспитатель задаёт им вопросы.

В. Кто из вас любит зиму и почему? (Ответы детей.)

В. Какими словами можно сказать о зиме?

Дети. Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая.

В. А сейчас давайте посмотрим на картину. Какое название вы можете ей дать?

Дети. «Зимний пейзаж», «Зима», «Природа зимою», «Первый снег».

В. Картина называется «Зима». Написал её выдающийся русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. Ребята, что изображено на этой картине? (Ответы детей.)

Звучит аудиозапись «Зима», ч. II, Largo из цикла «Времена года» А. Вивальди.

М.р. Ребята, под звучание этой музыки послушайте рассказ о картине «Зима».

Зима - настоящая волшебница. Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем. По нему скользят солнечные лучи, осыпая всё холодным блеском алмазных огней. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту темнеет. Это снеговые тучи. В лесу становится более сумрачно, тихо. Вот-вот пойдёт густой снег. Вся земля озарена сияющим мягким светом. Деревья, покрытые «белыми шапками», словно вросли в снег.

Подходит ли музыка, которая сейчас звучит, к содержанию нашей картины и почему?

Дети. Подходит. Музыка нежная, тихая, светлая. Она - как зимний пейзаж на картине.

М.р. Действительно, музыка очень хорошо передаёт содержание картины И.И. Шишкина «Зима». Сегодня мы познакомились с медленной частью музыки А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

В завершение занятия дети выполняют рисунки на зимнюю тематику. Воспитатель благодарит их за творчество.

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе подготовила Г. Савельев

Конспект тематического музыкального занятия для детей подготовительной к школе группе "Зимушка-зима"

Описание работы : представленный материал тематического музыкального занятия "Зимушка-зима" поможет ребятам старшего дошкольного возраста в интересной форме обобщить знания о зиме. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования в ДОУ.

Цель : обобщение знаний детей о зиме через музыкально-игровую и художественную деятельность.

Задачи :
1. Обогащать музыкальное восприятие дошкольника, активизировать речь детей.
2. Создавать условия для развития чувство ритма, умения согласованно и ритмично играть на ДМИ. Отрабатывать навык игры на музыкальных инструментах в ансамбле.
3. Развивать вокально-хоровую технику: артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.
4. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно петь и двигаться под музыку, передавая настроение произведений.
5. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Предварительная работа .
1. Беседа по теме «Зима».
2. Разучивание песен, танцев, игр.

Материалы для занятия :
1. Портрет композитора
2. Музыкальные инструменты (металлофон, колокольчики, треугольники).
3. Мультимедиа (видео «Скайп», «Белые снежинки» оркестр+презентация).

Ход занятия.

Музыкальный руководитель :
Добрый день мои друзья! Вас снова видеть рада я!
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

1. Игра «Приветствие»
- Здравствуйте, ребята!
- Как ваше настроенье?
- Мы будем заниматься?
- Вы будете стараться?
- Будем танцевать, движения повторять,
Прошу, ребята, вас, за мною повторять.

М.р. : Как весело и дружно мы с вами поздоровались.

Звук скайпа .

Слышите, ребята, нас скайп вызывает. Интересно, кто это с нами пообщаться хочет?

Видео : «Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-чанга. У нас круглый год лето и мы никогда не видели зимы. Пожалуйста, расскажите нам о зиме. До свиданья».

М.р . Ребята, расскажем нашим друзьям с острова Чунга-чанга о замечательном времени года, о зиме. А так как мы на музыкальном занятии, то знакомить с зимой мы будем музыкой: песнями, танцами да играми. Все это снимем на камеру и отправим на остов Чунга-чанга. Согласны?

Ребята, скажите, а вам нравится зима? (ответы) А какая зима бывает? (белоснежная, морозная, суровая, лютая, теплая, холодная, снежная, веселая).
Действительно, зима всегда разная. Но даже холод и мороз не мешает нам радоваться зиме. Давайте мы погуляем по зимним дорожкам.

2. Ритмическое упражнение «По тропинке»
По тропинке мы пойдем, друг за дружкой гуськом (ходьба «змейкой»)
Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем («перешагивают» сугробы)
Осторожнее шагайте, только веток не ломайте (ходьба в полуприсяде)
Налетела вдруг пурга, закружила, унесла (кружимся вокруг себя).
И поскачем как пружинки! Ловим мы сейчас снежинки! (прыгают, «хватают»)
Снежный шарик мы катаем, А сейчас его бросаем!

М.р . Поиграли, отдохнем и на стульчики пойдем. (сели)

Зима – удивительное время года. Всё в округе укрыто снегом, как будто пушистым и мягким белым ковром. Зимняя природа вдохновляет художников писать картины, поэтов сочинять стихи, композиторов – музыку. Вот как художники изображают зиму в своих картинах.

(показ репродукций о Зиме )

Как поработала зима! Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний, легла на кровли стройных зданий.
Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес.

М.р. : Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с очень красивой музыкой П.И. Чайковского, которая называется «Вальс снежных хлопьев». Но для начала скажите мне, пожалуйста, что такое вальс? А как вы думаете, что такое снежные хлопья? Давайте, послушаем эту замечательную музыку.

3. Слушание (знакомство) «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского

Какая замечательная музыка! А вам понравилась? Расскажите, пожалуйста, снежинке, чем вам понравилась музыка? Какая музыка была?

Дети, передавая снежинку, рассказывают о музыке (легкая, сказочная, хрустальная, звенящая, волшебная… и немного тревожная).

М.р . - Закрутились, завертелись белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.

Да, ребята, нет ничего прекрасней белоснежной снежинки, переливающейся на солнце. А давайте сыграем мы с вами снежную музыку. Какие инструменты подойдут, чтобы музыка снежинок была легкой, звонкой, хрустальной? (колокольчик, треугольник, металлофон)

4. Оркестр «Белые снежинки» Баринова (мальчики)

Какая красивая хрустальная музыка у нас получилась! Молодцы!

М.р . - Ребята, а вы любите петь? И даже песни про снег знаете? Тогда начнем, но только для начала сядем красиво.

Упражнение для осанки «Сидит дед» Картушина .
«Сидит дед ему сто лет. - дети сидят, сгорбившись.
А мы детки маленькие, - садятся прямо и весело поют.
У нас спинки пряменькие».

Молодцы, ребята, правильная осанка помогает звучать голосу ярко и звонко. А теперь нужно разбудить наш голосок песенкой.

5. Распевание «Зимняя чистоговорка» Картушина (плавно, отрывисто)

А сейчас для вас загадка, вы послушайте, ребятки.
Кто зимою белоснежной, спит в берлоге безмятежно (медведь).

Правильно, это медведь. А почему медведь зимой спит? Что с ним произошло? (беседа по тексту песни).

Давайте продолжим разучивание этой шуточной песни. Я песенку начинаю, а вы мне помогаете (не забываем про осанку)

6. Разучивание песни (2к) «Раз морозною зимой» Книппер
Приемы: (разъяснение слов, проговаривание шепотом в ритме песни, «эхо», по фразам).

Друзья мои, а давайте, для наших друзей мы исполним нашу любимую зимнюю песенку. Встаньте, пожалуйста, кто хочет петь. У нас образовался целый детский хор. А чтобы хор звучал слаженно, словно один голосок, нам нужен… Кто? (дирижер). Правильно! Он-то нам и поможет исполнить песню (выбирается дирижер, который показывает кому петь - все вместе, девочки, мальчики и никто).

7. Закрепление песни «Зимняя встречальная» Некрасова
Оценка исполнения песни (дирижер) - внимательность, выразительность, дикция, естественное звучание голоса. Похвалить за старания (воспитатель – что понравилось).

Ребята, слышите, ветер поднимается, метель начинается. Сейчас нам девочки покажут снежный танец.

8. Танец «Снег» (девочки)

М. р . Холодно, морозно нынче во дворе,
Так всегда бывает зимою в январе.
Что же детям делать, как же им гулять?
Просто надо в игры зимние играть!

9. Игра «Холодно, замерзли руки» с ускорением

М.р . Вот как весело играли, да немножечко устали.
Будем все мы отдыхать, будем носиком дышать.

Раз, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим- 2р.
(глубокий вдох носом и выдох ртом ).

Рефлексия
- Ребята, мы рассказали нашим друзьям о зиме. Как вы думаете, жителям острова Чунга-чанга понравилась зима? А почему? (ответ детей - выразительно пели, красиво танцевали, весело играли). А нам пора заканчивать нашу встречу. Скажем нашим друзьям: «До свиданья».

Ну что, друзья, мы прощаемся, а зимняя сказка не заканчивается. Зима будет нас еще радовать своими волшебными звуками: скрипом снега под ногами, танцем снежных хлопьев, веселыми зимними играми. А теперь нам пора прощаться.
Звучит спокойная музыка. Дети уходят из зала .