Внешняя политика государства. Внутренняя политика, или ЗАО «РФ

Система управления, или управляющая система, служит в качестве инструмента реализации политики государства. Это вполне объяснимо, если учесть, что понятия "политика" и "политическое" характеризуются многозначностью. Но на вопрос: "Что такое политика?" - люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Что же все-таки представляет собой политика?

Какое содержание вкладывается в понятие "политика"?

Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими, социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений между этими силами. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов.

С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т.д.

Политика в той или иной форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень сложности и многогранности политики зависит от масштабов экономического, социального, этнонационального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.

Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, о политике в области образования, здравоохранения и т.д.

Иначе говоря, с помощью целенаправленной политики осуществляется управление общественными процессами. Не случайно политику иногда называют искусством управлять. В этом смысле политика включает в себя как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т.д.

Особую важность с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть и нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.

Политика теснейшим образом соединяется с принятием решений. Она воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика

Внутренняя политика представляв собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Для реализации целей внутренней политики государство использует широкий спектр средств, такие как государственный бюджет, налоги, система социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.

Политика государства в различных сферах общественной жизни отнюдь не ограничивается общегосударственным уровнем центральных властей. Как выше говорилось, управление в государстве осуществляется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Соответственно, политика тоже осуществляется на всех этих трех уровнях.

Выделяются различные направления внутренней политики государства. Говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д.

К примеру, именно государству принадлежит главная роль в создании и сохранении в должном порядке инфраструктуры в ключевых сферах общественной жизни: экономике, транспорте, энергетике, социальной сфере, науке, образовании и др. Оно служит гарантом свободы предпринимательской деятельности, защиты прав собственника и прав потребителей и т.д.

Особенно незаменима роль государства как гаранта поддержания конкурентной среды, где определяющее значение имеет антимонопольное или антитрестовское законодательство. Государство играет незаменимую роль в валютной и финансовой сфере, обеспечивая надежность национальной валюты и стабильность денежной системы. Ключевое место в политике государства занимают составление, принятие и распределение государственного бюджета.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является социальная политика, которая представляет собой комплекс мер, предпринимаемых и реализуемых государством для обеспечения благосостояния широких слоев населения, предотвращения диспропорций в доходах различных групп населения, уменьшения и смягчения последствий социального неравенства, создания сносных условий жизни неимущих и малоимущих, стариков и инвалидов и т.д.

В этом направлении особо важное значение имеет политика государства в области неуки, образования, здравоохранения. В общем, социальная политика выполняет функцию стабилизатора общества, предотвращения и преодоления социальной и политической нестабильности, что имеет решающее значение для жизнеспособности и эффективного функционирования общества и государства. Очевидно, что социальная политика охватывает весьма широкий круг вопросов, касающихся почти всех сфер общественной жизни и подавляющего большинства граждан данного государства.

В этой сфере эффективность политики нельзя и невозможно оценивать по показателям прибыльности и конкурентоспособности.

В этом плане немаловажное значение имеет существование таких сфер и институтов, результаты деятельности которых нельзя соизмерить в терминах материальной окупаемости или неокупаемости, прибыльности и конкурентоспособности продукции, как это принято в сфере экономики. Здесь основополагающее значение имеют критерии обеспечения социальной справедливости и духовного здоровья общества.

Это, в частности, системы образования и здравоохранения, социальная помощь нетрудоспособному населению, фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка и др. Особо важное значение имеет управление возникающими в обществе разного рода конфликтами. Здесь главная цель состоит в предотвращении, нейтрализации, урегулировании, разрешении конфликтов.

Самостоятельным объектом государственной политики являются межнациональные отношения. Особо важное значение они имеет в многонациональных государствах. Как известно, в современном мире большинство стран являются многонациональными. В условиях, когда этнонациональный фактор вышел на передний план и стал катализатором многих противоречий и даже вооруженных конфликтов, данная проблема приобретает все возрастающее значение.

Политика государства в этом направлении призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Важно учесть, что на государство ложится особая ответственность за защиту и обеспечение интересов прав и свобод не только отдельно взятого человека или гражданина, но также этнонациональных, конфессиональных, культурных и иных меньшинств, независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания.

Важной составной частью внутренней политики является политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, или экологическая политика. Она имеет своей целью рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие био- и социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Военная политика - это часть общей политики государства, служащая обеспечению национальной безопасности страны от внешних и внутренних угроз, защиты и реализации национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета и т.д. Здесь главная цель политики государства - разработка и осуществление мер по укреплению обороноспособности страны, прежде всего путем сохранения на должном уровне, а при необходимости наращивания вооруженных сил.

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, которая вверяется государству, и государство посредством своих функций обязано обеспечивать защиту прав и свобод граждан, безопасное существование общества. О важности этой функции государства свидетельствует тот факт, что она закреплена в ст. 2 Конституции РФ. В этой сфере ключевая роль принадлежит системе правоохранительных органов: полиции, прокуратуре, судебной системе.

Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства. В ее задачу входят реализация мер по недопущению нарушения социальных связей и отношений, зашита общественного порядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, воспроизводство и укрепление всего комплекса институтов и отношений гражданского общества. В этом контексте эффективность политики государства в правоохранительной сфере определяется степенью минимизации принудительности и активизации средств, непосредственно связанных с поощрением позитивного правового поведения граждан, соблюдением ими действующих законов и нормативно-правовых норм.

Разумеется, внутренняя политика государства отнюдь не ограничивается названными направлениями, но их можно назвать ключевыми, от эффективного решения которых зависят состояние, благополучие и перспективы общества и государства. В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ все равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).


В группе стран существует официально признанная идеология (например, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики - международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики .Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2. Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10-15 лет) и среднесрочный (3-10 лет) этапы.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-


реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.

Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная по­литика.


Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-


Ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-


Ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.


Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

Страны - это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

Суть понятия

Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

Значимость внутренней политики государства

Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал - это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

Принципы внутренней политики

Государство в проведении своего курса опирается на главный закон - Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

  • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
  • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
  • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
  • все люди равны перед законом и судом;
  • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

Структура внутренней политики

Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

Укрепление государственности как база внутренней политики

Сохранение целостности и единства государства - одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

Экономическая политика

Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства - один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

Социальная политика

Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики - это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

Демографическая политика

Количество населения, его естественный прирост и убыль - предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

Национальная политика

Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить - цель национальной политики. Задача государства - создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.