Пракситель артемида. Пракситель. Великие скульпторы. Другие Афродиты Праксителя

(греч. Praxiteles )

(ок. 390 - ок. 330 до н.э.)

греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий - статуи Афродиты Книдской, Аполлона с ящерицей, отдыхающего сатира и др.

Белов Г.Д. Пракситель Л., 1973; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 186-190.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его Афродита Арльская и Аполлон Савроктон ("убивающий ящерицу"). Знаменитую скульптуру - Гермеса, несущего младенца Диониса, Павсаний, возможно, видел в оригинале. Вполне вероятно также, что Пракситель работал над мавзолеем (см. Мавсол). С меньшей достоверностью ему приписывают такие шедевры, как "Пьяный сатир" и "Артемида Габийская".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

(2 - 3-я четв. IV в. до н. э.)

др.-гр. скульптор, происх. из Афин. Работал преим. в мраморе. О стиле П. позволяет судить оригинальная мраморная статуя его работы - Гермес с младенцем Дионисом, хранящаяся в музее Олимпии. Найденная в 1877 г., она была сразу определена как произв. П. по упоминанию Павсания, что являет собой исключительный случай для нашего представления о крупнейших мастерах др.-гр. скульптуры, хотя эта статуя и не была шедевром П., и древ, авторы обходят ее молчанием. Самым знаменитым произв. П. была Афродита Книдская, стоявшая в храме на о-ве Книд; по словам Плиния Старшего, «прекраснейшая статуя не только Праксителя, но вообще в целом свете». Бол. поклонником этой статуи был Лукиан. Лучшие ее копии хран. в Ватикане, Брюсселе и Мюнхене. Др. произв. П. - Апполон Саурок-тон («убивающий ящерицу») - также определено в Дошедших копиях (по описанию Плиния Ст.). Ему приписывался ряд статуй Эрота, Артемида в храме Антикиры, Лето и Хлорида в храме Аргоса и др. Сохран. база из Мантинеи, украшенная рельефами, на к-рой стояли статуи работы П. По сообщению Павсания, сам П. особенно гордился своей статуей сатира, стоявшей на улице Треножников в Афинах, с к-рой связан антич. анекдот о Фрине. Возм., именно эта статуя дошла в ряде копий, лучшие из к-рых в Дрездене и Палермо. Др. статуя сатира («Отдыхающий сатир»), дошедшая во множ-ве копий, названа Плинием Ст. (среди произв. П. в бронзе) «всемирно известной». У П. была слава художника, к-рый «совершенным искусством наделял свои мраморные фигуры душевными страстями». Безмятежной, утонченной грацией своих творений П. оказал влияние как на совр. ему иск-во, так и на послед, эпоху эллинизма, особ, на александрийскую школу. Сыновья П., Кефисодот и Тимарх, также были скульпторами. Л И т.: Белов Г. Д. Пракситель. Л., 1973; БршповаН. Н. Пракситель. М., 1958; Зеест И. Б. Пракситель. М., 1941; 2,163 - 164; 3,114- 115; 2S, 247 - 254; 33, 239 - 242; 58, 139 - 140; 59, 82 - 84; 94,106; 100,186 - 188; 112, 200 - 208.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

  • - , др.-греч. скульптор 4 в. до н. э. из Афин, сын Кефисодота Старшего, мастер изображений богов и людей, представитель поздней классики, завершающего этапа искусства полисов. В образе Афродиты...

    Словарь античности

  • - Один из замечательнейших греческих скульпторов, живший около 350 г. до Р. X. Он достиг особенного совершенства в изображении женского тела, и лучшим его произведением считается статуя Венеры Книдской...

    Энциклопедия мифологии

  • - древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность. Известны по копиям...

    Современная энциклопедия

  • - Praxitĕles, см. Sculptores, Скульпторы, 8...

    Реальный словарь классических древностей

  • - древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - , древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность...

    Большой энциклопедический словарь

  • Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

    Пракситель Пракситель (Praxiteles) – древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи

    Пракситель

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами.
Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ. Связь Праксителя с Фриной, а также поездка в малую Азию были по видимому, ключевыми событиями в его жизни, поскольку связаны непосредственно и решительным образом с его художественным творчеством. Не исключено, что Фрина была натурщицей для статуй Афродиты.

Творчество Праксителя

Хотя Пракитель известен более своими работами в мраморе, однако с не меньшим успехом он работали в бронзе. Искусству ваяния во мраморе и литью бронзовых статуй, научился у своего отца. При раскраске мрамора он сотрудничал с художником Никием.
Число работ Праксителя, упоминаемое в античных и средневекaных источниках, весьма высоко — около семидесяти. Однако признаны из них с той или иной степенью уверенности только немногие. Оригиналами считаются статуя Гермеса с младенцем Дионисом из Олимпии, найденная в мае 1877 года при раскопках Олимпии, рельефные плиты статуй аполлоновой троицы из Мантинеи и бронзовая статуя эфеба, найденная в море близ Марафона .


Все другие произведения Праксителя дошли до нас в копиях и были признаны, как работы Праксителя на основании главным образом манеры исполнения. Многие произведения Праксителя изображают нимф, менад, кариатид, а другие являются аллегориями, однако большинство-изображения богов. Наиболее значительными произведениями Праксителя являются скульптурная группа Лето, Аполлона и Артемиды в Мантинее, Аполлон Савроктон, Афродита Книдская (Книд — полуостров в малой Азии, Отдыхающий Сатир, Эрот в Феспиях и др.


Пракситель работал во многих городах Греции и Малой Азии, поэтому его произведения оказались разбросаны по всему греческому миру, где вызывали у современников такое сильное восхищение, что иногда оно кажется преувеличенным. Античные писатели превозносят мастерство Праксителя и ставят его рядом с Фидием и Поликлетом, восхищаются тем, как скульптор изображает красоту человеческого тела. Особенно женскую красоту, поэтому праксителевских статуй Афродины и было так много.
Эститический идеал Праксителя юная красота, далекая от всякой порывистой страсти. Праксителя интересовало больше изображение отдельных образов,а не большие композиции. Отрешившись от величественных и впечатляюших традиций фидиевского искусства и «хиазма» Поликлета. Пракситель избегает подчеркивания мышц тела и вводит в греческую скульптуру изображение богов нежным телом, впервые полностью обнажяет Афродиту, изображает Эрота и сатиров как прекрасных меланхолических и мечтательных юношей. Лица Праксителя почти уникальны в греческой скульптуре благодаря отличающим их нежности, мягкости и спокойствия.

Классическую позу атлетического тела, заменяет теперь очень естественная поза тела, которое беззаботно опирается о какой- нибудь предмет, обычно о ствол дерева, подчёркнуто изогнувшись в талии таким образом, что вертикальная ось тела образует в итоге линию «S».
Таким образом, становится создателем изящного художественного стиля, который способен выразить не только совершенство человеческого тела, но также чувство и душевный склад изображённого человека.
Влияние Праксителя на последующих скульпторов было огромно.

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    Как одевались древнегреческие воины

    Моря Греции

    Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это - Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

Пракситель, древнегреческий скульптор

Пракситель (Praxitйles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор . Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах . Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей , Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.

Скорее всего, Пракситель родился в 390 год до нашей эры. Его дедушка и отец были скульпторами. Семья жила в Афинах. В мастерской его отца всегда собирались художники, поэты, философы. Такая атмосфера влияла на Праксителя с юных лет.

Много скульптур Праксителя не дошли до наших времен. О его творчестве можно судить лишь по копиям, созданным во времена Римской империи. Одна из работ скульптора Праксителя, «Сатир, наливающий вино», была настолько прославлена, что упоминание о ней дошло до нас во многих римских фразах. В ранних работах мастера звучит тема покоя, отдыха, мечтательной задумчивости. В своем раннем творчестве Пракситель к воплощению женской красоты в своем искусстве. В 1651 году во французском городке Арле нашли копию статуи, которая была сделана Праксителем. Это статуя боги Афродиты. Плавный ритм, непосредственность, живость, свежесть чаруют в этом изображении полуобнаженной богини.

Между 364 и 350 гг. до н.э. Пракситель успел побывать в Малой Азии. В то время он был уже состоявшимся мастером. Именно в этот период была создана скульптура Афродиты, которую приобрел город Книд. Моделью скульптору продолжала служить его возлюбленная Фрина. Статуя Афродиты Книдской невероятно человечна и одухотворена. На эту невероятную статую сохранилось несколько эпиграмм. Одну из них написал такой великий философ как Платон. Оригинал не сохранился, поэтому сегодня статую воссоздают по копиям римского времени и используя описание скульптуры.

Пракситель покинул Книд и отправился в Эфес. Там он несколько лет работал над созданием украшения для алтаря Артемиды Прототропии. Ведь храм Артемиды Эфесской был сожжен печально известным Геростратом. Примерно в 350 году Пракситель вернулся в родные Афины. Дома он работал над статуей Артемиды для храма Артемиды Брауронии. В этом же время он расстался с Фриной. Молодость прошла, наступила зрелость, пора раздумий. Его работы становятся многограннее, глубже. В 343 году до наших дней скульптор создал известную статую Гермеса с Дионисом.

В поздний период своего творчества Пракситель создал статую «Отдыхающего сатира». Это было дальнейшее развитие композиции «Гермеса и Диониса». В 330 году до н.э. скульптор скончался. Он создал довольно большую школу. Последователей у него было много. Его манеру и стиль почитали. Однако ни один из его учеников не достиг такой же красоты и жизненности образов. Сыновья Праксителя тоже стали скульпторами, но они уже относились к художникам эпохи эллинизма. Праксителя же и по сей день считают непревзойденным мастером гармонии, отдохновения, а его памятники вызывают светлые чувства и мысли, слегка тронутые дымкой печали.

Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.