Как раскрывается базаров во время болезни. Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Вопросы и задания для беседы

Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цели: Обучающие 1. Выявить специфику эпизода как объекта анализа на материале 27 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Подготовить учащихся к сочинению по анализу эпизода: обозначение места эпизода с точки зрения объёмно- прагматического мнения и идейно- композиционного единства. 3. Формировать умения характеризовать содержательную сторону эпизода, используя т.н. пересказ- анализ. 4. Формировать навыка анализа художественных средств (диалог, двойной эпитет), через которые с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир героя. Развивающие: 1. Развитие творческих и литературных способностей, умения логически мыслить, сопоставлять и делать выводы. Воспитательные: Оборудование: текст романа «Отцы и дети», схема анализа- эпизода, опорная таблица лексики и синтаксических конструкций для творческих работ учащихся, опорная таблица «Сюжетные и внесюжетные элементы», опора для резюме, иллюстрация, выполненная самостоятельно ученицей данного класса, компьютерная презентация. Содержание урока соответствует программе 10 класса и календарно- тематическому планированию, которое предусматривает 2 часа на обучение анализу эпизода как итоговую работу, позволяющую подвести детей к ответу на вопрос: почему Тургенев завершает роман сценой смерти главного героя. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры - но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутою дверью: «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Федор Тютчев. «Наш век» Ход урока. 1. Постановка проблемной ситуации: В системе уроков по данному роману этой работе отводится два часа, которые должны стать итоговыми. Оба урока будут построены вокруг 2 суждений литературных критиков: 1) «Умереть так, как умер Базаров- всё равно, что сделать великий подвиг» (Д.И. Писарев, 1862г.). 2) «Базаров побеждён не лицами, не случайностями жизни, но самою идеей этой жизни». (Н.Н. Стахов. И.С. Тургенев «Отцы и дети». 1862 г.) Думаю, вы обратили внимание, что обе статьи написаны сразу после опубликования романа, практически одновременно; обратили внимание и на то, что оба литературных критика давали диаметрально противоположную оценку финальной сцене романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Неизбежно возникает вопрос: смерть Базарова - это сила или слабость героя? Неизбежно, что пытаясь сегодня ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, мы вновь и вновь возвращаемся к истории творческого замысла Тургенева и к неоднозначности оценки образа Базарова - как современниками Тургенева, так и исследователями творчества Тургенева в 20- 21 веке. Поэтому дома к следующему уроку предлагаю рассмотреть точку зрения Ф.М. Достоевского, оценку Д.И. Писарева и общечеловеческое значение романа в книге Г. Фридлендера в статье «К спорам об «Отцах и детях», рассмотреть, как идея жизни восторжествовала в смерти Базарова. Наша с вами совместная сегодня задача: 1, Выявить значение эпизода для осмысления общей идеи романа; 2. Выяснить и мотивировать связи данной части произведения с другими (с точки зрения тематического и композиционного единства); 3. Подготовиться к сочинению по анализу эпизода (пользуясь памяткой, по которой мы сегодня будем работать), во-первых, потому что анализ эпизода - один из жанров школьных сочинений, который активно внедряется в школьную практику, во-вторых, позволяет вам проявить свои творческие и литературные способности, умение мыслить и анализировать. 4. Эта тема представляется мне достаточно трудной, поэтому одна из наших задач - выявить специфику эпизода как объекта анализа. 2. Актуализация знаний, умений, навыков а) Определение понятия «эпизод». В «Словаре лексических трудностей русского языка», изданном в 1994 году слово «эпизод» определяется как «сцена, отрывок, фрагмент какого- либо художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью». - Необходимо выяснить, как вы понимаете, что такое « относительная самостоятельность и законченность»? б) Реализация индивидуального домашнего задания (примерное сообщение ученика). Исходя из лексического значения слова «относительный»: 1. относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо, 2. устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении, оцениваемый в зависимости от каких- либо условий, явлений; относительная самостоятельность эпизода означает, что эпизод может рассматриваться в «некотором отрыве от произведения», но при этом, являясь неотъемлемой частью целого текста, вплетён в художественную ткань произведения и незримыми, бесчисленными нитями связан как с предшествующим, так и последующим содержанием. в) Необходимо вспомнить роль эпизода в тексте. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какойлибо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте (работа с опорй, подготовленной учеником). Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. г) Эпизод как часть сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов. Сюжетные элементы Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Падение действия Развязка Эпилог Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор. Внесюжетные элементы 1. Описание: пейзаж, портрет, интерьер 2. Авторские отступления. 3. Вставные эпизоды. Учитель: Сейчас прозвучал тезис о множественных незримых связях эпизода, которые по-иному можно назвать подтекстовой информацией. 3. Начиная работу над анализом эпизода необходимо: 1.обозначить его место с точки зрения объёмно- прагматического членения произведения. Что это значит? (в какой главе, части, в каком действии находится данный эпизод). 2.выявить связи эпизода с основной идеей и проблематикой. 3. проанализировать средства художественной выразительности, которые использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (групповая работа по плану анализа эпизода, представление группового продукта исследования). 1-ая группа. Характеристика места эпизода «Смерть Базарова». Заключительный эпизод «Смерть Базарова» находится в последней 27 главе романа, он показывает нам не просто то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им; то, то было продиктовано не его симпатиями, как мы знаем из истории возникновения и развития творческого замысла, а в результате обобщающей силы художника. Этот эпизод позволяет нам проследить заключительное преломление взглядов Базарова. В конце романа автор заставил произнести героя фразу «Я нужен России… нет видно не нужен. Сапожник нужен, портной нужен. Да и кто нужен?». Такой пессимистический финал показывает, что Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова (как мы знаем - по личным причинам), но он не иронизирует над поверженным, ибо тургеневский герой обнаруживает лишь отдельные черты, присущие революционерам- демократам того времени: отрицание старых принципов, критика барства и аристократизма либералов- дворян, стремление «рассчитать будущее». Базаров - лишь предтеча будущих революционеров. Поэтому автор не иронизирует над ним, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, вызывает у читателя симпатию к трагической судьбе своего героя. 2-ая группа. Связи эпизода с основной идеей и проблематикой романа.. Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями, отчасти с народом. Везде выяснилось объективное превосходство Базарова над основными героями. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться 2-ой цикл: странствия героя. Базаров сначала попадает к Кирсановым, затем к Одинцовой и ещё раз к родителям. - Как вы думаете, для чего это делал автор? Автор показывает, что 2-ой круг странствий Базаров совершает уже изменившимся Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию. Ни в Марьине, ни в Никольском не узнаем мы прежнего Базарова; затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Базарова вспыхнет ярким пламенем его тревожная, но любящая жизнь душа, чтобы угаснуть навек. Учитель: Итак, возникает очень интересный вопрос: смерть Базарова - случайность или собственное роковое решение? 2) если это собственное решение - то, что это слабость его или сила? Для выяснения, что нового даёт нам данный эпизод в понимании взглядов Базарова на жизнь, искусство, природу, мы попытаемся исследовать, какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (Смотрите пункт 3 в плане анализа эпизода) 3-я группа. Различные исследователи творчества Тургенева (П.Г. Пустовойт, И.А. Фогельсон) отмечают, что для характеристики литературных героев автор предпочитает диалог, потому что в социально-психологическом романе (а именно так определил жанр романа сам Тургенев) диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с различных точек зрения; наконец, в диалоге раскрывается, обнаруживается характер героев. Например, обратимся к тексту: однажды мужичок соседней деревни привёз Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Три дня спустя Базаров спросил у отца, нет ли у него адского камня: нужно «ранку» прижечь. В этом слове «ранку», в самом внешне беззаботном тоне Базарова ярко проявляется его забота об отце, «вновь обретённая» человечность, которые теоретически герой отвергал ранее. «Это бы раньше надо делать, а теперь по-настоящему и адский камень не нужен»,- произносит Базаров. И у читателя возникает вопрос: а почему раньше он не удосужился прижечь ранку? ведь разве он сам не врач?! Продолжим анализ диалога. Василий Иванович, давший ему слово не беспокоиться, на третий день за обедом не выдержал. «Отчего ты не ешь? <… > Простудился, должно быть?» - Что становится совершенно очевидно читателю из этого диалога? (Что заражение стало неминуемым и смерть неотвратима) На следующий день он говорит отцу (выразительное чтение фрагмента) «Старина…. Дело моё дрянное. Я заражён, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». - Обратите внимание на двойной эпитет «сиплый и медленный голос», который характеризует предмет с различных сторон: состояние больного - «дело дрянь»; при этом читателю бросается в глаза подчёркнутая лаконичность фраз Базарова. Показательно в этом отношении продолжение диалога с отцом «Все признаки заражения, ты сам знаешь»… (Следует вновь обратить внимание учащихся на двойной эпитет: зловещие красные пятна, которые подтверждают только что им сказанное; на характеристику глаголов речи: сурово и отчётливо повторил Базаров) - Читая диалог дальше, отмечаем нарочитое использование автором латинских терминов. Неслучайно в разговоре с отцом Базаров прибегает к латинским терминам, почему? (Пиэмия (греч.)- заражение крови, для Базарова медицинские термины - необходимая принадлежность языка научного, языка естественника - медика. Это характерная особенность языка Базарова). Учитель. При этом Базаров пытается убедить своего отца, что всё произошедшее с ним - это случайность: «Я не ожидал, что так скоро умру, это случайность, по правде сказать, неприятная». «Случайность», - сказал Базаров отцу, и едва ли не все пишущие о Базарове повторили: случайность, Базаров умер случайно. -Один из исследователей творчества Тургенева пишет: «Базаров умер вследствие случайности. Это случайность была преднамеренно придумана автором, который осознал невозможность описывать мощность общественного деятеля в то время». (М.В. Авдеев. Наше общество в героях и героинях литературы). какого мнения придерживаетесь вы? Ответы учеников: - Я думаю, что Базаров лишь пытается утешить отца, тем более что следом он произносит: «Вы оба с матерью теперь должны воспользоваться тем, что в вас религия сильна» . А дальше Базаров - атеист неизменно верен себе: « Вот вам случай поставить его на пробу». - Да, верно. Но Тургенев неизменно теперь наделяет своего героя непривычной для читателя теплотой, чуткостью, заботой, удалив неуместное теперь фиглярство. Учитель. Показателен в этом отношении диалог с доктором (чтение «сила-то, сила…) Не случайно ведь Базаров говорит об отрицании? Почему? - Что видим мы за этим «удивительным борщом» матери, про который говорит прежде не склонный к сентиментам Базаров? (Базаров стал человечнее и добрее) Учитель. Общеизвестно, что материалом высших человеческих ценностей, по Тургеневу, было отношение к женщине, способность к истинной любви. В 25 главе романа встреча Базарова и Одинцовой подводит итог их взаимоотношениям. (реализация индивидуального домашнего задания - чтение наизусть фрагмента « Анна Сергеевна пожелала повидаться с Базаровым….Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя и сама себя уверила, что всё позабыто») Правда, автор не очень верит словам своих героев, именно поэтому в 27 главе он пишет: «лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка, стремительная и твёрдая, изменилась». И всё-таки они опять встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах. Как бы ни храбрился Базаров прежде, как бы ни обвинял себя, что «рассыропился при виде этой женщины, он - скрывающий своё смущение под маской иронии и развязности, он - высказывающий своё презрение ко всему романтическому, в конце концов, попав в плен отрицаемой им ранее любви, накануне смерти просит отца известить Одинцову: «Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает». Сколько бы Базаров ни пытался сопротивляться своим чувствам, тем не менее его слова накануне смерти, обращённые к Одинцовой, - это последний романтический аккорд героя. И мы видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил отступить героя перед любовью, перед презираемой им романтикой. 4. Анализ прощального диалога Базарова и Одинцовой (фронтальная беседа): 1) Роль художественных средств в диалоге Базарова и Одинцовой. - В момент последней встречи в глаза бросается использование излюбленных Тургеневым двойных эпитетов: «воспалённое и мертвенное лицо Базарова», «устремлённые на неё мутные его глаза», всё это вызвало у неё «холодный и томительный испуг» - эти эпитеты показывают нам своеобразие психологического анализа в романе: они позволяют автору показать не только внешнюю, но и внутреннюю стороны изображаемого предмета. Базаров обращается к Одинцовой: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится…» - чтение). Особенно знаменательны последние слова Базарова: «Я нужен России… нет не нужен…» Почему возникает столь странный образный ряд: сапожник, портной, мясник. Почему они, а не базаровы нужны России? Обращаем внимание на последние слова Базарова: «Теперь темнота…» (едва ли можно сомневаться, что Тургенев хотел напомнить читателям последние слова Гамлета, чуть не ставшего самоубийцей: «Дальнейшее молчание…». Гамлета удержала неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался… Гамлета от дьявольского соблазна помогла удержать молитва, Базаров же атеист: ему хорошо известно, что «лопух расти будет». «О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни. - Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано? Ответ. Один- единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной. 5. Подведение итогов. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. (реализация индивидуальных домашних заданий- см. приложения к уроку). Наше занятие было посвящено исследованию эпизода смерти Базарова, наши наблюдения над текстом я предлагаю обобщить в виде реконструкции (моделирования) так называемых смысловых мостиков между основными героями, которые помогут мотивировать связи данного эпизода с другими. 1) Линия Базаров и Аркадий с точки зрения тематического единства. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнёс «есть, Аркадий, есть…») - всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив «произнёс спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актёрства и самообладания Базарова, хотя за эти «есть, есть другие слова» - многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться Базаров себе самому и которые с такой очевидностью показала нам сцена его смерти. 2) Линия Базаров и родители. Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в разрыве с Аркадием, но и в его общении с родителями, т.к. он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Но вряд ли при этом можно говорить о бесчувственности Базарова. Сдержанное восклицание Базарова, даже, несмотря на внешнюю черствость Базарова в отношениях с родителями, оно звучит как возглас сыновней любви. А на прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий.» . Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку. 3) Линия Базаров - Одинцова. Если проследить эволюцию главного героя по каноническому тексту и рукописи, то в результате сопоставления можно заметить, что Тургенев большое значение придавал взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Целью этого «перепахивания» было желание художника показать столкновение «временных» идеалов с «вечными законами» неумолимой жизни, непостижимыми и «вечными» тайнами любви и ненависти. Слов («И мать приласкайте …), обращённых к Одинцовой, не было в рукописи, они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда писатель стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению Тургенева). Базаров в в любви и смерти значительно выше Одинцовой: он её превосходит глубиной и серьёзностью своего чувства. В своё время он признаётся Одинцовой: «Я люблю вас глупо и безумно…». В ответ слышит: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Когда она приезжает проститься с Базаровым, она ловит себя на мысли: « не то бы она чувствовала, если бы его любила». Всё это заставляет задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь, жалость? 4) Линия Базаров и природа, Базаров и искусство, Базаров - человек. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. («Природа пустяки…»). Конечно, во - многом он заблуждается. А вот в 21 главе он говорит Аркадию: «Узенькое место, которое я занимаю под стогом сена, - до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня, и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… В этом атоме, в математической точке кровь обращается, мозг работает. Чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры: грешное бунтующее сердце перед вечностью, перед «великим спокойствием равнодушной природы»). Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал. Он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви… Слово учителя. Завершая наш урок - исследование, вижу множество вопросов, стоящих перед вами. Но в том и великая ценность классических произведений русской литературы - вечные вопросы, ответы, на которые каждый находит сам. Завершая разговор о смерти Базарова, давайте подытожим: можно ли назвать смерть Базарова подвигом? И какова роль этой сцены в романе? Вернемся к высказываниям Стахова и Писарева и попытаемся аргументировать свою точку зрения. 9 ответы учеников). - Я думаю, что пред лицом смерти слабыми оказались опоры поддерживающие барскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой. И тут на помощь пришли к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их мобилизует герой на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. - Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», умирая, думает он не о себе, а о своих родителях. Почти по-пушкински романтично прощается он со своей возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца им познанной. - Я думаю, что ответом на вопрос могут служить слова Ф.М. Достоевского «Глядя на картину романа…». Другими словами, торжествует Всепобеждающая любовь, которая победила смерть. Поэтому в эпилоге цветы на могиле Базарова призывают нас к «жизни бесконечной», к вере во всесилие святой преданной любви. Я думаю, что Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Итоговое слово педагога: Итак, подводя итоги, хочу напомнить, что Базаров - во - многом не тургеневская фигура: Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционно- демократической программы 60-х годов. С другой стороны, вот о чём свидетельствует письмо Тургенева от 11 декабря 1961 по поводу смерти Добролюбова: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый, молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Смерть Базарова также представлялась Тургеневу «напрасно потраченной, обречённой». Хотя и в этот момент проявились сила воли и мужество главного героя романа. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, остался верен себе и своим убеждениям. При этом привлекает он нас не только героизмом, но и человечностью поведения. Неслучайно роман заканчивается: «Какое бы странное бунтующее сердце…», эти строки говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». Словно ещё раз Тургенев подчёркивает мысль о том, что ничто не может быть действенно против вечности духа. Все «материальное» скроется в могиле, а храм равнодушной к человеческим страстям и бедам природы - вечен. 6) Я предлагаю подвести итоги в виде «своеобразного резюме», ответив на вопрос «Как в смерти Базарова восторжествовала правда жизни?», используя в качестве опоры следующие начальные синтаксические конструкции: 1) Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна; на это есть несколько причин: 2) Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: 3) Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к герою: Приложение 1. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. Родители «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь?.. будь стоиком, философом, что ли!» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров 1.«Эге! Как он поседел, однако, бедняга!» 2.Люблю, Аркадий...» Комментарий ученика. Сдержанное восклицание Базарова «Эге! Как он поседел, однако, бедняга!», даже несмотря на внешнюю грубость и черствость Базарова в обращении с родителями звучит как возглас сыновьей любви. На прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий...». Этих слов («И мать приласкайте. Ведь таких, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»), обращенных к Одинцовой, не было в рукописи; они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда автор стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению). Аркадий: "Ты на века прощаешься со мной, Евгений?- печально пробормотал Аркадий,- У тебя нет для меня других слов?" Базаров: "Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только не я скажу, потому что это романтизм,- это значит: рассыропиться". Комментарий ученика. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнести « есть, Аркадий, есть...»)- всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив, «произнес спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актерства и самообладания Базарова, хотя за этим «есть, есть другие слова»многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться, он сам себе и которые очевидно показала нам сцена его смерти. Базаров «Я люблю вас глупо и безумно» Одинцова 1. « Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» 2. «Вы меня не поняли,прошептала она с торопливым испугом» 3. «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его любила». Комментарий ученика. Базаров в любви и в смерти значительно выше Одинцовой: он ее превосходит глубиной и серьезностью своего чувства. В свое время он признается Одинцовой: « Я люблю вас глупо и безумно». В ответ слышит: « Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Приезжая проститься с Базаровым, она думает о том, что она « не то бы почувствовала, если бы его любила». Все это заставляет нас задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь или жалость? Базаров Природа. Искусство. Человек. «Природа не храм, и человек в ней -работник». «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою берёзой...». « Узенькое местечко, которое я занимаю до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня.... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Комментарий ученика. Базаров- представитель нового поколения. Тургенев наделил его своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. Он ничего не принимает на веру, всё хочет проверить опытным путём. Для него не существует признанных авторитетов, поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия. Евгений Васильевич, одним словом - нигилист. Врач по образованию, он отвергает любую романтику и лирику, говоря, что любой химик важнее литератора и музыканта. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемой частью жизни. Всё красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Евгений Васильевич заявляет: «Природа не храм, и человек в ней - работник». Однако, живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают нас, что это не так. Природа - храм, и только природа может приносить человеку счастье. Базаров считает себя проповедником нигилизма, однако в дальнейшем оказывается, что это только маска. По-особому Базаров относится и к людям: «...Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». По мнению Базарова, все люди похожи друг на друга: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других...». А вот в 21 главе Евгений Васильевич говорит Аркадию: «...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры «грешное, бунтующее сердце перед вечностью, перед великим спокойствием «равнодушной» природы». Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал, он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. Приложение 2. Опора для резюме. Смерть Базарова закономерна, с авторской точки зрения; на это есть несколько причин: Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношения автора к герою: Приложение 3. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Синтаксические конструкции Этическая лекси Каждая деталь убеждает в том, что. . . Доставляет страдания. . . Наше представление будет односторонним, если... Трагическая судьба героя Не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова Объективное превосходство Базарова С одной стороны......... , он..... с другой стороны. . . « Вновь обретенная человечность» Совершенно очевидно, что. . . Удалив ненужное фиглярство Бросается в глаза. . . . Высшие человеческие ценности Смело смотрит в глаза. . . Всесильная Любовь Романтический аккорд героя Приложение 4. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Общественно-политическая Литературоведческая мышление социально-психологически мировоззрение сюжетная динамика актуальные политические проблемы подтекстовая информация общественный деятель диалог вульгарный материализм двойные эпитеты материалистические взгляды лаконичность фраз общественное благо психологический анализ нравственные позиции творческий замысел общая идея романа

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель : - проанализировать сцену смерти Базарова

Показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока :

    Орг. момент .

    Подготовленный ученик выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его смерти.

Запись на доске темы урока : Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий

подвиг» Д. И. Писарев.

    Мы с вами говорили о том, что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова. (Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

- Докажите это.

(1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 – о родителях.

2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом, поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше.

4. Учитель : В сцене смерти показана и несостоятельность теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

- Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2 : Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик. Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям – были всего лишь маской.

На доске – схема :

Базаров захотел изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

    Сцена смерти Базарова – самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя. Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о чем мы сегодня уже сказали.

Борец

Именно в схватке со смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила воли.

Нежность и любовь к родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

    Возвращаемся к эпизоду смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения. (читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…»

О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут свое убежище.)

Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в конце 27 главы?

Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

    Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» - говорит Базаров. Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним заданием.

У идей нигилизма нет будущего;

Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2012 г.

Тема:

"Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

Цели:

  1. Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  2. Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  3. Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  4. Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  5. Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

2. Работа с текстом .

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  1. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  2. Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  3. Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  4. Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  5. Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  6. Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  7. Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.


Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца - уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия. Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой - то поэт! А стихи - развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы. И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови. И вот, оставаясь в полном одиночестве, он начинает испытывать тревогу. Его мучают внутренние противоречивые чувства по отношению к отрицающим идеям. И он стал понимать значимость родительской поддержки и участия. Что они стареют и им нужна помощь и любовь сына.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства. Базаров изучал естественные науки, он считал, что люди должны уделять больше времени таким наукам как физика, химия и математика, а в поэтах он видел только ленивых и не интересных людей.

Евгений Васильевич Базаров родился в семье, где отец всю жизнь проработал уездным лекарем. Базаров верит, что человек обладает безграничной силой, поэтому он считал, что ему подвластно отвергать весь предыдущий опыт человечества и жить по своему разумению. Базаров считал главным предназначением нигилистов, разрушать все заблуждения предков. Безо всяких сомнений понятно, что Базаров достаточно умен, и имеет огромный потенциал, по мнению самого автора, убеждения героя неверны и даже опасны, они противоречат жизненным законам.

Со временем, Базаров начинает убеждаться в том, что долгое время ошибался в своих убеждениях. Первым ударом для него были внезапно вспыхнувшие чувства к молодой и красивой Анне Сергеевне, сначала парень просто любовался красотой девушки, а потом поймал себя на мысли, что испытывает к ней какие-то чувства. Герой испугался необъяснимого, он не понимал, что с ним происходит, ведь убежденный нигилист отвергал существование любви. Любовь заставила его переосмыслить свою веру, он разочаровался в самом себе, понял что, он простой человек, которым могут управлять чувства. Это открытие подкосило Базарова, он не знал, как дальше жить, парень уезжает домой, чтобы постараться забыть девушку.

В родительском доме, с ним происходит судьбоносное событие. Базаров делал вскрытие больного, который скончался от страшной болезни под названием тиф, впоследствии он заражается сам. Лежа в кровати, Базаров понимал, что ему осталось несколько дней. Перед смертью парень полностью убеждает себя в том, что все-таки он ошибался во всем, что именно любовь вносит в жизнь человека огромный смысл. Он понимает, что за всю свою жизнь не сделал для России ни чего полезного, а обычный трудяга, мясник, сапожник или пекарь принесли больше пользы стране. Евгений просит приехать Анну, чтобы попрощаться. Несмотря на опасную болезнь, девушка тут же отправляется к любимому.

Базаров – умный, сильный и одаренный человек, который стремился жить и трудиться на благо страны. Однако своими неверными убеждениями, верой в нигилизм, он отрекся от всех главных ценностей человечества, тем самым погубив себя.

Вариант 3

«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.

Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.

Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.

Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.

Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.

Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.

Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).

Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.

Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.

В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо, а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)

    Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать? В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека

  • Сочинение Роль музыки в жизни человека

    Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

  • Человек царь природы? сочинение

    Человек - это единственное разумное существо в природном мире. Он является совершенным творением природы. Действительно ли человек - это царь природы?