К нам едет «Ревизор»! 

К нам едет ревизор

Разг. Шутл. 1. Предупреждение в связи с предстоящей проверкой. 2. О приезде важного лица. /i> Слова городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836 г.). Дядечко 2, 148.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "К нам едет ревизор" в других словарях:

    К нам едет ревизор. Разг. Шутл. 1. Предупреждение в связи с предстоящей проверкой. 2. О приезде важного лица. /i> Слова городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836 г.). Дядечко 2, 148 … Большой словарь русских поговорок

    Шпекин, Иван Кузьмич ("Ревизор") - Смотри также Почтмейстер. Жена городничего упрекает дочь за то, что та воображает, что Ив. К. за ней (дочерью) волочится. Простодушный до наивности человек. Услышав о том, что едет ревизор, он думает, что война с турками будет. Право, война с… … Словарь литературных типов

    Бобчинский, Петр Иванович ("Ревизор") - Смотри также Житель здешнего города. Низенький, коротенький, с небольшим брюшком, ниже Добчинского, но чрезвычайно похож на него, только немножко развязнее и живее. Говорит скороговоркой и чрезвычайно много помогает жестами и руками. При… … Словарь литературных типов

    Гоголь Н.В. Гоголь Николай Васильевич (1809 1852) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Гоголь Н.В. биография Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот лень. Какой же русский не… …

    Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Ар … Сводная энциклопедия афоризмов

    1) см. эс. 2) и СО, предлог с родительным, винительным и творительным падежами. I. С родительным падежом. 1. Употребляется при обозначении предмета, места, с поверхности которого или от которого удаляется, отделяется кто, что л. Сорвать яблоко с … Малый академический словарь

    Координаты: 56°38′05.33″ с. ш. 47°54′09″ в. д. /  … Википедия

    Донецкий национальный академический украинский музыкально драматический театр Прежние названия Харьковский Краснозаводской рабочий украинский театр … Википедия

    Андрей Станиславович Романий … Википедия

    А, мн. господа, под, ам, м. 1. Правитель, облеченный высшей властью над всеми; властелин, повелитель. [Годунов:] Великий царь! Опричь тебя, над нами господином Никто не будет! А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. || Лицо, пользующееся властью… … Малый академический словарь

Книги

  • Ревизор. Аудиоспектакль , Николай Гоголь. "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известий: к нам едет ревизор", – эти слова из комедии Н. В. Гоголя знакомы всем. «Ревизор» – одна из самых известных пьес,… аудиокнига
  • ... К нам едет ревизор , Гоголь Н.. В книгу входят «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Коляска», комедия «Ревизор», а также критическая статья и письма Н. В. Гоголя - все, что написано либо увидело свет в январе - мае…

Нет ничего плохого в том, чтобы убираться и приводить город в порядок перед визитом гостей. Нет даже ничего плохо в том, чтобы скрыть что-то некрасивое баннером. Плохо, когда неприглядное здание, которое скрывают от глаз гостей, оказывается памятником архитектуры, стоящим без ремонта 10 лет.

Визит Путина или иностранных гостей для регионов – почти всегда серьезное испытание. Ведь даже такая мелочь, как яма на дороге, может стать причиной критики в адрес руководства области, а там и до отставки недалеко. Так что каждый город к визиту высокопоставленных гостей усиленно прячет все свои недостатки. Не обходится без ляпов. Я составил Топ-10 самых нелепых попыток скрыть от начальства правду.

1. Станица Барсуковская

В 2002 году станица Барсуковская в Ставропольском крае серьёзно пострадала от наводнения, многие жители лишились крыши над головой. Как обычно бывает, всем, кто остался без крова, пообещали построить новые дома "до первых заморозков".

Посмотреть на новостройки приехал президент России Владимир Путин, который пообщался со счастливыми владельцами домов. Этот сюжет показали по всем каналам, вся страна радовалась, что пострадавшие от наводнения так быстро получили дома. Дома-то действительно были, но "потёмкинскими" оказались сами пострадавшие. Некоторые СМИ сообщали , что на встречу с главой государства в станицу завезли подставных селян.

"Привезли с два автобуса полных народу, которых никто не знает, загнали их, где новые дома построены были, а нас не пускали", – рассказывали местные жители.

2. Лыткарино, 2011 год

Город готовился к приезду тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Старые дома обнесли зелёной сеточкой, якобы их в скором времени отремонтируют. Правда, от президента скрыть эту нелепость не удалось. "Весь интернет взорвали, говорят, ни хрена не делают", – отругал Медведев губернатора Московской области. И тут же отметил, что приводить город в порядок к приезду начальства – это нормально, только не нужно делать из него потемкинскую деревню. И снова возникает вопрос: почему считается нормой облагораживать город только к приезду кого-то важного? В этом случае показухой оказались не только действия городской власти, но и причитания президента.

3. Суздаль, 2013

В начале ноября в Суздале стали оборачивать развалившиеся, почти сгнившие дома, в баннеры. На этих баннерах были изображены не только фасады домов, но и растительность, цветочные горшки и даже кошки. Оказалось, город таким изысканным способом готовился к визиту Путина, который должен был приехать на Всероссийский съезд муниципальных образований. Но ВВП так и не посчастливилось оценить старания местных властей. А жаль.


o-dimitrios.livejournal.com


1gatta-felice

4. Ульяновск, 2011

Маскировкой тут занялись к приезду Путина. Давно не видавшее ремонта здание у дома-музея Гончарова на улице Ленина было затянуто тканью с изображением его фасада. На стенках вдоль Мемориала и вовсе появился искусственный мрамор на синтетических полотнах.

В спешке ремонтировали и дороги, даже люки закатали в асфальт. После можно была наблюдать такую картину: солдат с металлоискателем обследует дорогу и ищет люк.

5. Иваново, 2010


Фото: ТАСС

Здесь удар оказался точечным. Показуху устроили во время визита Путина в областную больницу. О том, как на самом деле обстояли дела, ему потом рассказали в ходе прямой линии. Перед приездом тогда ещё премьера в больницу завезли новое оборудование, которое после отъезда Путина демонтировали. Врачам и медсестрам дали указание – называть зарплату на порядок выше реальной. Также в преддверии долгожданной встречи из палат убрали пациентов, чтобы лишнего не наболтали и не пожаловались, и заменили их на переодетых сотрудников.

6. Воронеж, 2010


Фото: AFP

Лето 2010 года, если вы помните, выдалось крайне жарким. Настолько жарким, что по всей России прошлась волна пожаров. Именно пожар стал поводом для экстренного визита Путина в Воронеж. Премьер решил посмотреть, как идёт процесс тушения и ликвидации пожаров на Кожевенном кордоне. Местные власти сымитировали бурную деятельность на месте тушения. Всех добровольцев, которые как раз сутками напролет и занимались тушением, разогнали. В лесу развернули целый штаб: согнали милицию, ФСБ, пожарных. Выставили надувную палатку как бы для постоянного дежурства. Во время самого визита в воздухе появилось даже несколько самолётов, предназначенных для тушения. Но как только Путин уехал, палатку убрали, представители силовых структур разъехались, а к работам вновь вернулись добровольцы.

7. Москва, 1980

В преддверии московской Олимпиады город тщательно готовился, строился, реконструировался, обновлялся. Однако, улицы Москвы не только чистили, но и зачищали от нежелательных элементов, от тех, кто помешал бы созданию положительного образа столицы. Таких изгоев вывозили за 101-й километр. Что это были за элементы такие? Это были бомжи, алкоголики, наркозависимые, воры, проститутки. Последних селили в санатории или села, и находились они там под строгим присмотром участковых. Трудных подростков принудительно отправляли в летние лагеря.
Ограниченным стал и въезд в олимпийскую столицу. Въезжать можно было только по пропускам, чтобы не нагрянули стихийные туристы и те, кто обычно ездил в Москву за дефицитными товарами.

А ещё освобождали Москву под новые объекты. Например, в районе "Олимпийского" уничтожили целые кварталы старой Москвы. Многие из домов были образцами деревянного зодчества начала XIX века.

Вот так до большой подготовки к Олимпиаде выглядел Выползов переулок. Вид с того места, где сейчас стоит "Олимпийский", в сторону улицы Дурова.

8. Крымск, 2012

Город, оправлявшийся от сильного наводнения, ждал в гости Путина, который должен был проинспектировать итоги восстановительных работ. К визиту президента в Крымске вновь устроили показуху. Перед приездом гостя на уборку улиц, мусора и окурков отправили школьников, гастарбайтеров заставили перекладывать уличную плитку. А многие повреждённые дома заделывали сайдингом.

Местные власти были твёрдо намерены скрыть нерешённые проблемы. Многие люди тогда не получили обещанные деньги и технику. Кому-то подсунули неработающие бытовые приборы.

9. Первоуральск, 2013

Работники новотрубного завода, который ожидал приезда Владислава Суркова, по-видимому, не знали, как лучше и поэтому решили покрасить деревья в красный цвет. Объяснили своё решение так: "Потому что они чёрные и некрасивые". Но маляры успели испортить только несколько деревьев. Приехал начальник муниципального учреждения "Городское хозяйство" и не дал завершить задумку.

10. Олимпиада 2014

Тут целая группа городов, по пути которых следовал Олимпийский огонь Сочинской Олимпиады.
В Саратове разрушенные бордюры обтянули синей тканью, фасады завесили баннерами, а мусорные контейнеры вообще убрали с пути следования огня. В день самой эстафеты из-за неработающих ливневок и тёплой погоды дороги затопило. Факелоносцам пришлось бежать по дощатым настилам и по бордюрам.

В Брянске тоже прикрыли "неприличные" дома.


bryansktoday.ru

В Тюмени на улице Осипенко к эстафете "нарядили" старые деревянные здания. На непрозрачных баннерах – окна, двери, декоративные элементы и даже имитация бревенчатого сруба.


nashgorod.ru

1.1.1. Почему известие о приезде ревизора городничий называет «пренеприятным»?

1.2.1. Какова главная мысль баллады В. А. Жуковского «Мщение»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Городничий . Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович . Как ревизор?

Артемий Филиппович . Как ревизор?

Гор дничий . Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем.

Аммос Федорович . Вот те на!

Артемий Филиппович . Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич . Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Городничий . Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали - и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами) ... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх) . Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки... (остановясь) , ну, здесь свои... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «... сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрыпке...» - и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!

Аммос Федорович . Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

Лука Лукич . Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий . Зчем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Аммос Федорович . Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Городничий . Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

Аммос Федорович . Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

Городничий . Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович . Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

В. А. Жуковский

Пояснение.

1.1.1. Приезд ревизора может нарушить привычную жизнь уездного города, в котором господствует беспорядок, процветают беззаконие и взяточничество. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное».

1.2.1. Тема мести звучит в балладе «Мщение». Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладе Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Наказание у Жуковского - это справедливое возмездие.

К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР...

Сейчас мы вам коротко расскажем содержание одной старой русской комедии, написанной в первой трети прошлого века и ныне почти совершенно забытой.

Дело происходит в маленьком уездном городе. В доме городничего собрались местные чиновники. Тут судья, почтмейстер, смотритель уездных училищ...

Да что вы, разыгрываете нас, что ли? - засмеетесь вы. - Ничего себе, забытая комедия! Это же «Ревизор» Гоголя! Кто его не знает?..

Но продолжим наш пересказ.

Итак, в доме городничего - гости. Почтовый экспедитор приносит свежую почту. И городничий обнаруживает в ней очень важное письмо.

Вот важная новость! - восклицает он. - Слушайте, слушайте все! Это ко всем касается!

Что, что такое? - наперебой спрашивают гости.

Городничий таинственно объясняет:

Это пишет ко мне один из служащих в губернаторской канцелярии: он у меня на пенсии. - И начинает читать письмо. -

«Почтенный благодетель, Фома Фомич! Имею честь поздравить вас с наступлением теплой погоды и приятных дней... При сем извещаю вас, что его превосходительство господин губернатор получил какие-то бумаги из Петербурга, но еще к нам не переданы, и потому мне не известно их содержание, а когда узнаю, то сообщу... Причем спешу вас уведомить - держите ухо востро! Через ваш город поедет важная и знатная особа, но кто, неизвестно... Много писать не смею. Он едет якобы в Крым, но имейте предосторожность; он выезжает завтра и по расчету будет вместе с сим письмом».

Теперь вы, конечно, и сами видите: это не «Ревизор». Другие реплики. Другой, совсем не гоголевский стиль. Пьеса эта называется «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», а написал ее в 1827 году (за восемь лет до появления «Ревизора») известный в те времена писатель Квитка-Основьяненко.

Да, это не «Ревизор». Но сходство просто поразительное! Тем более, вот что происходит у Квитки-Основьяненко дальше.

В город приезжает молодой человек из столицы. Человек пустой, мелкий - недаром автор наградил его фамилией Пустолобов. И этот самый Пустолобов, задумав жениться на богатой местной барышне, выдает себя за знатную персону. За столичного ревизора. Он с важным видом опрашивает чиновников о делах. Берет у городничего пятьсот рублей - будто бы взаймы.

И вдобавок много врет и хвастает.

Мне отдыхать? - говорит он, когда городничий угодливо спрашивает, не утомился ли его гость. - Что же было бы с Россиею, ежели бы я спал после обеда?

Кому я поверю государственные дела? Когда в Петербурге не могли найти человека, кому бы поверить мое письмоводство, то как же вы думаете здесь?

Ну как тут не вспомнить другого фантастического враля - Ивана Александровича Хлестакова:

Один раз я даже управлял департаментом... Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено... После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

Пустолобов до того завирается, что уверяет, будто вся Европа у него в руке:

Я свергнул в пяти государствах первейших министров!..

И с тех пор утвердил равновесие в Европе.

Хлестаков не отстает от него:

Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле?.. Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу.

Сходство «Ревизора» и «Приезжего из столицы», конечно, было сразу замечено современниками. А что касается самого Квитки-Основьяненко, тот просто смертельно обиделся. Об этом рассказывают так:

«Квитка-Основьяненко, узнав по слухам о содержании «Ревизора», пришел в негодование и с нетерпением стал ожидать его появления в печати, а когда первый экземпляр комедии Гоголя был получен в Харькове, он созвал приятелей в свой дом, прочел сперва свою комедию, а потом и «Ревизора». Гости ахнули и сказали в один голос, что комедия Гоголя целиком взята из его сюжета, и по плану, и по характерам, и даже по частной обстановке».

Гоголь утверждал, что он не читал комедии Квитки, - и ему нельзя не верить. К тому же «Приезжий из столицы» хоть и был написан раньше «Ревизора», но в печати появился пятью годами позже гоголевской комедии. Однако сам сюжет был Гоголю несомненно известен. Ведь история с мнимым ревизором была использована не одним Квиткой.

Например, литератор той же эпохи Николай Полевой описал очень похожий случай в своем произведении «Ревизоры, или Славны бубны за горами». А как раз незадолго до того, как Гоголь начал писать своего «Ревизора», в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Александра Вельтмана под названием «Провинциальные актеры». И происходило в ней вот что.

В маленький уездный город (опять уездный город!) едет на спектакль провинциальный актер. На нем театральный мундир с орденами и генеральскими аксельбантами. Внезапно лошади понесли, возницу убило, а актер потерял сознание. В это время у городничего (опять городничий!) собрались гости. И в самый разгар веселья ему докладывают: так, мол, и так, приехал генерал. В дом вносят актера, одетого в генеральский мундир.

А он к тому же без сознания, он бредит, говорит о важных государственных делах (повторяет отрывки из своей роли). Тут уже все убеждаются, что это настоящий генерал. Тем более и у Вельтмана все начиналось с того, что чиновники с трепетом ждут (опять!) приезда столичного ревизора...

Не мудрено, что подобные совпадения вызывали много толков, и критик Сенковский назвал гоголевского «Ревизора» анекдотом, «тысячу раз напечатанным, рассказанным и обделанным в разных видах».

Но это, конечно, было несправедливо.

Вероятно, история о том, как случайного приезжего приняли за ревизора, и в самом деле была во времена Гоголя чем-то вроде распространенного анекдота...

В разных концах России то тут, то там происходили подобные недоразумения. Даже Пушкина однажды приняли за кого-то другого, не то за ревизора, не то еще за какую-то важную птицу. И неудивительно. Ведь очень многие чиновники изрядно поворовывали и, естественно, опасались разоблачения. А тут еще умер один царь, Александр I, его место занял другой, Николай I, - так что произошла смена столичной администрации, началось наведение новых порядков, вот и стали петербургские чиновники частыми гостями в провинции. Наезжали с ревизией или с тем, чтобы назначить новое местное начальство.

Именно потому и стал гулять по России анекдот о мнимом ревизоре, что корни его были самыми что ни на есть реальными, жизненными.

Этот анекдот забрел и в литературу. Его использовали Квитка-Основьяненко, Вельтман, Полевой и, наконец, Гоголь.

Тут вам, наверное, стало немножко обидно за Гоголя.

«Ну, Квитка-Основьяненко, Полевой, Вельтман - это еще понятно! - подумаете вы. - Но Гоголь! Он ведь был талантливее их всех! Что ему стоило самому придумать сюжет для своей комедии! Не было бы всех этих разговоров, подозрений, не надо было бы ничего никому объяснять, оправдываться...»

Но Гоголь даже и не думал оправдываться. И был прав.

То, что произошло с сюжетом « Ревизора », - дело в литературе вполне обычное.

Очень многие книги и пьесы - даже самые знаменитые - создавались на основе уже давным-давно известных анекдотов, историй, легенд.

Скажем, «Фауст» Гете.

Оказывается, в его основу легла народная немецкая легенда об ученом-чернокнижнике, докторе Фаусте. И не только Гете воспользовался этой старинной легендой. Например, у англичанина Кристофера Марло, одного из современников Шекспира, тоже была пьеса под названием «Трагическая история доктора Фауста». Да и в современной Гете Германии к этой же истории обратился писатель Максимилиан Клингер, написавший роман «Жизнь, деяния и гибель Фауста».

А Шекспир? Ученые подсчитали, что из тридцати семи драм, написанных им, только в трех сюжет придуман совершенно самостоятельно: в комедиях «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские насмешницы». В остальных тридцати четырех пьесах сюжет в той или иной степени заимствован.

Об истории мавра Отелло люди впервые узнали из новеллы итальянского писателя Джиральдо Чинтио.

История Ромео и Джульетты впервые встретилась в одной из новелл итальянского Возрождения, а потом была обработана старшим современником Шекспира англичанином Артуром Бруком в его поэме «Ромеус и Джульетта».

Сюжеты комедий «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь» тоже забрели в Англию из Италии. Как и сюжет «Венецианского купца».

Сюжет «Двух веронцев» был рожден в Испании.

Сюжет «Зимней сказки» - в Англии, но не Шекспиром, а его коллегой и соперником Робертом Грином.

Сюжет «Тита Андроника» - в Древнем Риме.

А историю принца Гамлета задолго до Шекспира рассказал средневековый летописец Саксон Грамматик.

Одним словом, весь мир поставлял для Шекспира сюжеты.

Но разве у нас повернется язык назвать Шекспира плагиатором, то есть похитителем чужих произведений?

Конечно, нет!

Знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, говоря, что он использовал в одной из своих сказок чей-то уже известный сюжет, сказал об этом так:

Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет.

«Пересоздал» - это не значит просто слегка изменил, подстрогал, подштопал, приспособил к своему замыслу и к своим идеям.

Это значит - создал заново.

С полным основанием то же самое мог бы сказать и Гоголь про тот анекдот, который лег в основу его «Ревизора».

Собственно говоря, у Гоголя этот анекдот уже перестал быть анекдотом. Употребив по отношению к гоголевскому «Ревизору» это словцо, Сенковский не заметил в пьесе Гоголя самого главного. Скорее уж анекдот получился у Квитки или у Вельтмана.

Положив в основу своей комедии известный, многократно рассказанный и описанный случай, Гоголь не просто его использовал.

Он от него оттолкнулся.

Из книги Реализм Гоголя автора Гуковский Григорий Александрович

Глава IV «Ревизор» 1В тот день, когда «Ревизор» появился на сцене столичного театра и одновременно вышел первым изданием, Гоголь если и не родился вновь, то, во всяком случае, предстал перед русским обществом в новом облике. Впрочем, для внимательного и глубоко

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Ревизор» (Комедия) Пересказ Основные действующие лица:Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.Анна Андреевна - его жена.Марья Антоновна - его дочь.Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья.Артемий Филиппович Земляника -

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии 7 октября 1835 г. Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию <…>. Духом будет комедия из пяти

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Жанровое новаторство комедии «Ревизор» Новизна «Ревизора» заключалась, в частности, в том, что Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, но административным, а именно: прибытием в

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Драматургия Гоголя. Комедия «Ревизор». Еще в период «Миргорода» и «Арабесок» Гоголь почувствовал потребность выразить понимание и оценку современной действительности в комедии. 20 февраля 1833 года он сообщал М. П. Погодину: «Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она,

Из книги Конец стиля автора Парамонов Борис Михайлович

ОБЕЗВРЕЖЕННЫЙ «РЕВИЗОР» Попытка рассказать о дальнейшей судьбе других голевских персонажей была сделана еще при жизни автора.Весной 1836 года, сразу же после опубликования и постановки «Ревизора», была издана и поставлена на сцене того же театра пьеса «Настоящий

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«К НАМ ЕДЕТ ДЮМА!» Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» пользовался в России не меньшей популярностью, чем у себя на родине. Его произведения переводились на русский сразу же после выхода в свет, их расхватывали, ими зачитывались.Мудрено ли, что известие: «К нам

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

ГУБЕРНАТОР ЕДЕТ К ТЕТЕ Известно, что в России кроме водки есть еще один род сивухи - духовной сивухи, как сказал бы Ильич: стихи. Виршеплетство - великолепное занятие для амбициозных лодырей: создавая видимость дела, оно в действительности делом не является. Настоящий

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

«Ревизор» Вопрос 4.37 Хлестаков дважды брал взятку с Городничего.Какую сумму и какими бумажками Иван Александрович взял во второй раз и чему

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

«Ревизор» Ответ 4.37 400 рубликов и «самыми новенькими бумажками». Хлестаков, помнится, по последнему поводу заметил: «Это хорошо. Ведь это, говорят, новое счастье, когда новенькими

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Ревизор и Хлестаков «Пришлите, прошу вас убедительно, если вы взяли с собою, мою комедию “Женитьба”, которой в вашем кабинете не находится и которую я принес вам для замечаний. Я сижу без денег и решительно без всяких средств; мне нужно давать ее актерам на разыграние,

Из книги В литературной разведке автора Шмаков Александр Андреевич

Николай Васильевич Гоголь Ревизор До сих пор вы знакомились с новеллами этого русского писателя. Но Н. В. Гоголь был еще и драматургом, любившим театр и хорошо знавшим законы сцены. Его комедия «Ревизор» до сих пор с неизменным успехом идет во многих театрах.«Ревизор» –

Из книги автора

Из книги автора

Н. В. Гоголь-сатирик (по комедии «Ревизор») I. Характер комического в творчестве Гоголя.1. Анекдот, выразивший закономерность порока.II. Беспощадный портрет города N – портрет России.1. Отцы города и их отношение к службе.2. Мечты Городничего и мечты Хлестакова как отражение

Из книги автора

КАЗАКЕВИЧ ЕДЕТ НА УРАЛ Приезды Эммануила Казакевича в Челябинск и Магнитогорск были запоминающимся событием для литераторов Южного Урала.Эммануил Генрихович по приезде в эти города сразу же встречался литературным активом, рассказывал о своих планах, надеясь на нашу

В середине июля, как раз в тот момент, когда стояла несусветная жара, жителям города сообщили пренеприятнейшее известие. Правда, не всем, а только тем, кому удалось попасть в Большой зал областного театра драмы на сдачу спектакля по классической комедии Николая Гоголя «Ревизор».

Что это? Прошлое или настоящее

Граждан, заполнивших зрительный зал, едва ли можно было назвать только зрителями. По ходу спектакля они превратились в участников массовой протестной акции против действующей власти и лично городничего! И всё это происходило в крайне неудобный для бюрократической верхушки момент - когда от народа требовались вера в завтрашний день, жизненный оптимизм и высокий уровень лояльности к правящим структурам.

Итак! В город (сами догадайтесь, какой) приехал ревизор… Впрочем, сюжет одноимённой комедии каждый россиянин знает со школьной скамьи, поскольку из учебных программ данное произведение не изъято до сих пор. Так что повторять его смысла нет.

И ведь не скажешь, что действие из «проклятых времён царизма» перенесено в сегодняшнюю действительность, поскольку к авторскому тексту, тому самому, что Николай Васильевич публично зачитал коллегам-литераторам в январе 1836 года, режиссёр отнёсся довольно бережно. Городничий остался городничим, а не стал «главой администрации», а богоугодные заведения не превратились в объекты социальной сферы.

Однако спектакль начинается с того, что группа клерков в белых рубашках и при галстуках уничтожает некие документы с помощью вполне себе современного устройства для измельчения компромата. Тут-то и последовало пренеприятнейшее известие, от которого у всех чиновников началась трясучка под звуки электрических разрядов. И пусть во времена Гоголя электричество в быту практически не применялось, зато трясучка подобного рода точно имела место быть.

В общем - всё, как у классика. Разница лишь в костюмах, наличии бытовой электроники и сотовых телефонов. Ну, и ещё в нескольких деталях. Дочка городничего - явная неформалка в готической раскраске, его жена использует некоего клерка как боксёрскую грушу - не со зла, а исключительно в тренировочных целях, а все важные вопросы решаются - где?! Правильно - в сауне!

В общем, получилась «картина маслом» - до боли знакомая многим поколениям обитателей нашего государства, где борьба с коррупцией является «приоритетной задачей» чуть ли не со времён Петра Великого.

И создал её Олег Липовецкий , режиссёр известный ульяновскому зрителю по спектаклям «Кабала святош» и «Капитанская дочка», которые местная публика приняла с большой теплотой, хотя там аллюзии на современность проявляются куда в меньшей степени.

Точно не комедия

После сдачи спектакля Олег Липовецкий и сам пребывал в некоем смятении чувств, однако нашёл в себе душевные силы ответить на несколько вопросов.

Олег Михайлович, верным ли будет утверждение, что ваш «Ревизор» - это классика, которая одной ногой стоит в современности?

Классика остаётся актуальной всегда.

Но почему для того, чтобы показать проблемы сегодняшнего дня, нужно было обращаться к Гоголю?

Во-первых, «Ревизор» - это прекрасный текст, это шедевр, это именно та пьеса, которая устраивает и театр, и меня как режиссёра. И явления, что в ней описаны, никуда не исчезли. Современные чиновники едва ли сильно отличаются от тех, что были во времена Гоголя. Как они служили Государю-Императору, примерно так они сейчас служат народу…

А человек в принципе меняется со сменой эпох и форм правления?

Когда я учился, мой мастер не раз говорил мне: всё было, только нас не было. Всё повторяется, и человеческие страсти остаются прежними. Неизменными остаются и горести, и радости, и любовь…

С одной стороны у меня, как у зрителя, сложилось впечатление, что происходящее на сцене в вашем спектакле значительно жёстче того, что написал Гоголь. С другой - есть ощущение, что оптимизма у вас несколько больше, чем у Николая Васильевича. Во время знаменитой немой сцены дочка городничего демонстративно покидает это общество, где всё построено на корысти и лжи. Правильно ли я понял это как знак того, что новое поколение имеет желание и возможность «отречься от старого мира»?

Именно так! Я в это верю. Потому что без веры жить невозможно. А уж насколько вера и реальность могут сосуществовать - это уже другой вопрос.

Вы можете поставить себя на место Гоголя?

Конечно нет.

Тогда могли бы вы предположить, что сказал бы вам Николай Васильевич после просмотра вашего спектакля?

У него было отличное чувство юмора. Думаю, ему бы понравилось.

На самом деле, о том, что сказал бы Гоголь по этому поводу, судить практически невозможно. А вот что скажет зритель, мы скоро узнаем. Именно «Ревизором» откроется следующий театральный сезон, и произойдёт это 25 августа…