Что такое пантеон? Римский и греческий пантеоны. Пантеон в Риме – храм всех богов

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

О нем слагали стихи к нему стремятся туристы, приехавшие в Италию, его изображения везут на родину на фотографиях и открытках. Расположенный в Риме Храм всех богов (или, как называется сейчас это сооружение, Пантеон) на момент своего возведения был посвящен главным богам, почитавшимся в Величественная постройка является одним из известнейших архитектурных памятников античного периода, сохранившихся до наших дней. Шли годы, менялся мир, и после падения империи языческое святилище было освящено как христианская церковь святой Марии и Новомучеников.

История. Первый Пантеон - Пантеон Агриппы

Первый Храм всех богов в Риме был построен еще между 27 и 25 годом до нашей эры. Несмотря на то что строительство велось на территории Римской империи, название Храма всех богов в Риме происходит от греческих слов: "пан" - "всеобъемлющий", и "теон", что в переводе означает "божественный". Он был посвящен главным богам римлян:

  • Юпитеру - верховному богу-громовержцу, которому в греческой мифологии соответствует Зевс.
  • Нептуну - богу морей и землетрясений, греческий аналог - Посейдон.
  • Марсу - богу войны, ему соответствует греческий Арес.
  • Венере - богине любви и красоты, Афродите в Элладе.
  • Плутону - богу подземного аналог - Аид.
  • Меркурию - вестнику богов, покровителю торговцев и путешественников (Гермес в Древней Греции).
  • Сатурну - титану времени, греческий вариант - Кронос (Хронос).

Руководство строительством взял на себя близкий друг и зять императора, консул Марк Агриппа, о чем свидетельствовала выложенная бронзовыми буквами надпись на здании. Первый Пантеон был обращен фасадом на юг и имел форму прямоугольника. Главным украшением фасада римского Пантеона были колонны и кариатиды - статуи одетых женщин, заменявшие собой колонны, впервые появившиеся в Древней Греции. Напротив Пантеона, на противоположной стороне площади, стоял храм Нептуна. По крайней мере именно это описание Храма всех богов в Риме дошло до нас.

Первый римский Пантеон сгорел во время пожара в первом веке нашей эры, но, как и множество других храмов, был отстроен при императоре Домициане, а его остатки сейчас располагаются на глубине около двух с половиной метров.

Постройка современного Храма всех богов в Риме

Восстановленный при Домициане Пантеон Марка Агриппы был окончательно разрушен при правлении из-за того, что в него ударила молния, поэтому при императоре Адриане, который хотел, чтобы "это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу", он был полностью перестроен.

Согласно маркировке на кирпичах, из которых сложен храм, его строительство велось в первой половине второго века нашей эры. Архитектором выступил один из крупнейших зодчих того времени Аполлодор Дамасский, руководивший строительством значимых сооружений (среди них Термы и Триумфальная арка) не только при Адриане, но и до него, при Траяне.

Архитектурные особенности

В отличие от своего предшественника, Пантеон Аполлодора был ориентирован на север, да и размеры его существенно возросли. Более того, в новом проекте к архитектурной композиции был добавлен подиум из восьми ступеней. храма способно вместить в себя сферу - идеальную модель Вселенной - диаметром 43 метра. Сама архитектура Храма всех богов отражает представления римлян об устройстве мироздания. Стены храма достаточно толстые, а их состав меняется вместе с высотой - внизу они более плотные, а верхняя их часть состоит из более легких материалов.

Конечно, наиболее известен вид с фасада - на большинстве фото Храма всех богов в Риме можно рассмотреть шестнадцать высоких колонн, на которых покоится треугольный фронтон. На фронтоне присутствует та же надпись, что и на Пантеоне Агриппы. Под фронтоном есть отверстия, с помощью которых крепилось бронзовое изображение символа власти - орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве дубовый венок. Множество украшавших фасад бронзовых изображений работы Диогена Афинского позднее использовали при работе над Базиликой Святого Петра, многие люди в то время считали этот поступок варварским.

Пантеон после падения империи

После краха Римской империи Пантеон избежал уничтожения только благодаря тому, что в 608 году нашей эры был превращен в церковь папой Бонифацием IV, который годом позже освятил его в честь Святой Марии и Мучеников. Название было обусловлено тем, что именно сюда перевезли мощи из римских катакомб. Примерно через сорок пять лет император Константинополя Констант II вывез из бывшего Храма всех богов бронзовые декоративные элементы и позолоченную черепицу, которую заменили свинцовой лишь спустя почти два века после визита константинопольского монарха. Кроме того, после того как Пантеон стал христианским храмом, были уничтожены все предметы языческого культа римлян, изображения римских богов. В храме воздвигли алтарь, появились скульптурные изображения святых, фрески на библейские сюжеты.

В последующие годы судьба этого величественного сооружения тоже была незавидной. Длительное время он пребывал в запустении, как, например, во время В какой-то период он оказался в центре борьбы между знатными римскими семьями Колонна и Орсини, выполняя роль крепости.

Кто похоронен в Храме всех богов?

Эпоха Возрождения принесла традицию хоронить в крупных соборах выдающихся людей своего времени. Не обошла она стороной и Пантеон, где нашли свой последний приют многие живописцы Ренессанса, среди которых один из величайших мастеров своей эпохи - Рафаэль Санти, который лежит здесь вместе со своей невестой Марией Биббиеной, архитектор Бальдассаре Перуцци, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь же покоятся Савойской династии. В бывшем Храме всех богов похоронен первый из королей объединенной Италии - Виктор Эманнуил II, Отец Отечества, как гласит надпись на его надгробии. Он был прославлен своим усердным трудом на благо страны и своей борьбой за ее единство. Сын и преемник объединителя Италии, король Умберто, застреленный в 1900 году, также похоронен в Пантеоне, рядом со своим отцом. Спустя тридцать шесть лет в Пантеоне была похоронена и супруга Умберто, королева Маргарита. Караул у королевских захоронений обеспечивают на добровольных началах представители Национального института почетной охраны.

Экскурсии в Пантеон

В Пантеон можно прийти как с организованной экскурсией, например во время тура по Риму, так и зайти самостоятельно, своими глазами увидев величие античной архитектуры. Вход в храм открыт с половины девятого утра до половины восьмого вечера и абсолютно свободен, однако он закрывается для посетителей 1 января, 1 мая и 25 декабря - в дни государственных праздников. Находится Пантеон на Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda). Однако есть ряд деталей, которые необходимо учитывать при посещении.

О чем следует помнить, посещая Пантеон?

Если кто-то решит посетить, находясь в Риме, Пантеон - Храм всех богов, он должен помнить о том, что нужно соблюдать некоторые правила.

  • В Пантеоне в первую очередь следует соблюдать дресс-код, поскольку он является действующим храмом. Одежда должна быть закрытой. В крайнем случае можно обернуть вокруг себя один из платков из корзины рядом со входом.
  • В храм нельзя проносить еду и напитки.
  • Обязательно нужно отключить мобильный телефон. Но при этом в храме можно фотографировать и записывать видео.

Любопытные факты

Одной из важных отличительных черт рассматриваемого нами культурного объекта был тот факт, что Храм всех богов в Древнем Риме был единственным местом, куда мог прийти абсолютно любой житель города и помолиться своим богам. Это было новшеством, потому что до этого в храмы имели доступ только жрецы.

Только раз в году - в день летнего равноденствия, 21 июня - солнечный свет, проходя через "Глаз Пантеона" (круглое отверстие в центре храмового купола), освещает входящих в храм людей. В остальные дни в полдень солнечный свет образует своего рода "столб", а в прочие часы поочередно освещает ниши со скульптурами святых, где ранее были установлены статуи богов.

Округлая форма основной части Пантеона обусловлена тем, что когда-то на этом месте располагался бассейн, чей фундамент и стал основой для храма, возведенного Агриппой.

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Название : Panthevm (лат.), Πάνθειον Pantheion (др.-греч.), Pantheon (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 2 в. н.э. (~126 г. н.э.)

Архитектор(ы) : Аполлодор из Дамаска

Заказчик / Основатель : Император Адриан







В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь на греческую ордерную систему, римляне сумели найти собственные выразительные формы. Конструктивные преимущества арки, известной еще этрусским строителям, римляне использовали при сооружении сводов и куполов. Возводились новые типы построек, усложнялось их пространственное решение, сложилась типовая система городской планировки. Практичные римляне придумали множество инженерных приспособлений для добычи и производства строительных материалов. При возведении Пантеона – «храма всех богов» — одного из самых впечатляющих зданий, сохранившихся от той эпохи, были применены купольное перекрытие и каркасные конструкции из кирпича и бетона. Пантеон прекрасно сохранился еще и потому, что в VII веке языческий храм был передан христианской церкви. Поражает купол Пантеона – этот образец древнего инженерного искусства вплоть до XIX века оставался непревзойденным по размерам.

Архитектура храма

  1. Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
  2. Кессонированный свод. В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.
  3. Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
  4. Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку. После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон. Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.
  5. Скрытые арки. Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.
  6. Портик. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).
  7. Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
  8. Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
  9. Купола над нишами. Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.
  10. Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола. Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.
  11. Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре". Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Edmund Thomas "Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age"

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра . Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

Око Пантеона

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн . Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

Вход

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих , сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. считал его ангельским творением. (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Найти отель рядом с Пантеоном

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный . Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ