Симонов юрий алексеевич большой театр. Дирижер Юрий Симонов: биография, творчество и интересные факты. Заслуги и звания

Дирижер Юрий Симонов, биография, творчество которого будут представлены вашему вниманию ниже, своим трудом и упорством сумел достичь многого. Как сложилась его жизнь? Давайте начнем рассказ.

Детство и юношество

Симонов Юрий Иванович родился 4 марта 1941 года в Саратове, в музыкальной творческой семье. Находясь постоянно в соответствующей среде, мальчик ещё в детские годы серьёзно заинтересовался искусством дирижирования. Его музыкальное образование начиналось на занятиях по классу скрипки, а уже в двенадцатилетнем возрасте он проявил желание и первый раз стал за дирижёрский пульт оркестра музыкальной школы.

В 1956 году в возрасте пятнадцати лет будущий дирижёр перебрался в город Ленинград, где его приняли в школу при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а затем учёба продлилась в самом учебном заведении, где Симонов обучался непосредственно дирижированию.

Юрий Симонов в 1966 году принимает участие во Всесоюзном конкурсе, проходящем в столице, и уверенно побеждает в нём, после чего он возглавляет оркестр Кисловодской филармонии. В 1968 году советский дирижёр впервые в истории одерживает победу в международном конкурсе, проходящем в Риме.

Преподавательская деятельность

Наряду с творческой деятельностью, дирижёр передаёт свои навыки и умение молодому поколению. Долгие годы он читает лекции в столичной консерватории имени П. И. Чайковского, начиная с 1985 года уже в звании профессора. С 2006 года он преподаватель консерватории в Санкт-Петербурге. Также он постоянно организует расширенные мастер-классы для желающих как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Большая заслуга Симонова в становлении творческой молодёжи в стенах Большого театра за годы его плодотворной деятельности. Он много времени проводил в классах, обучая постоянно обновляющиеся коллективы творческому мастерству, ставя их на должный уровень мастерства. Это была кропотливая и подвижническая работа, приносящая ощутимые результаты, способствующая профессиональному росту молодого поколения талантливых людей.

Знаменательные даты

С 1998 года Юрий Симонов ‒ дирижёр и руководитель Академического симфонического оркестра столичной филармонии. Благодаря его непревзойдённому умению руководить и показать сильную дирижёрскую пластику, установить доверительный контакт со слушателями, яркому театральному мышлению, коллектив стал лучшим в стране.

В 2011 году знаменательным событием в культурной жизни было 70-летие знаменитого дирижёра, отмеченное концертами в Москве, Оренбурге и за рубежом. Продолжением сезона были тур в Южную Корею и юбилейный концерт оркестра 2012 года.

В сезоне 2015-2016 годы маэстро отметил свой юбилей, дав соответствующее количество выступлений в Москве и родном Саратове, а именно 75. В 2016-2017 годах дирижёр планирует выступить в концертных залах Москвы, а также осуществить тур по городам России ‒ Ярославлю, Костроме, Саратову, Нижнему Новгороду - и зарубежные поездки в Китай, Японию и Швейцарию.

Заслуги и звания

Правительство всячески старалось отметить заслуги выдающегося дирижёра. В 1971 году он стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1976-м народным артистом РСФСР. В 1981 году Симонов был удостоен такого высокого звания, как "Народный артист СССР", подчёркивающего всенародную любовь к творчеству знаменитого дирижёра.

Его творчество оценивалось должным образом не только на Родине, но и во многих других странах. Он был награждён «Офицерским крестом» Венгрии, «Орденом Командора» Румынии, «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

В биографии дирижёра были факты, противоречащие друг другу. Например, имело место исключение из Ленинградской консерватории, а затем, благодаря заслугам, имя Симонова было занесено золотыми буквами на доску почёта этого учебного заведения.

Нежелание в молодые годы быть дирижёром оперы не помешало ему стать во главе Большого театра и прослужить там целых пятнадцать лет, став самым молодым на этой должности, проведя на посту наибольшее количество времени, сделав огромный вклад в развитие театра и всего оперного искусства.

Дирижер Юрий Симонов, биография которого насыщена интересными событиями, в 1998 году, активно работая за рубежом, в очень тяжёлый для российской культуры период, вернулся на Родину и начал работать в Приглашение исходило непосредственно от коллектива симфонического оркестра и было принято Симоновым без раздумий, несмотря на небольшую зарплату и определённые неудобства.

Дирижёр, недолго проработавший ассистентом в Ленинградской филармонии, более сорока лет продолжает с ними тесное сотрудничество, регулярно выступает на сцене Большого зала филармонии Санкт-Петербурга, принимает участие в гастрольных турах симфонического оркестра.

Юрий Иванович Симонов

Юрий Иванович Симонов. Родился 4 марта 1941 года в Саратове. Советский и российский дирижер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1971). Народный артист РСФСР (1976). Народный артист СССР (1981).

Его родители были оперными певцами.

С ранних лет начал заниматься музыкой. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.

Уже в детстве Юрий стал проявлять интерес к дирижированию, в 12-летнем возрасте впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией В. А. Моцарта.

В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Затем обучался в консерватории, окончил классы альта Ю. М. Крамарова (окончил в 1965) и оперно-симфонического дирижирования Н. С. Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда.

В 1962-1969 годах - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года.

В 1969 году дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида» Дж. Верди, а уже через год получил место главного дирижёра этого театра (став самым молодым главным дирижером Большого в истории), которое занимал до 1985 года.

Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также других произведений.

Член КПСС с 1973 года.

Его отношения с коллегами по Большому театру складывались непросто. Так, его делом несколько месяцев занималось Министерство культуры СССР - после ряда жалоб, подписанных солистами оперы, в т.ч. . Вишневская с другими певцами писала: «Трехлетнего срока работы Главного дирижера более чем достаточно для точного и безошибочного определения качества его деятельности. Именно этот срок Большим театром руководит как Главный дирижер Засл. арт. РСФСР Ю. И. Симонов... Мы, солисты оперы, понимаем, в какое трудное положение был поставлен молодой, только что окончивший консерваторию музыкант, назначенный на пост Главного дирижера и руководителя Большого театра СССР. Прошедшие три года окончательно убедили нас в том, что театр, несмотря на отдельные постановки, в целом, с точки зрения музыкальной культуры, развития своих замечательных традиций не только не идет вперед, а теряет качества, приобретенные десятилетиями. Всегда спектакли, руководимые Главными дирижерами, были самыми большими вершинами театра. Разве можно это сказать сейчас, когда спектакли, руководимые Ю. И. Симоновым ("Борис Годунов", "Псковитянка", "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила" и другие), с музыкальной точки зрения являются беспомощными. Три года на посту Главного дирижера учится молодой музыкант, получая зарплату 900 рублей в месяц, не отвечая ни одному требованию, предъявляемому этой должности. А у кого должны учиться артисты, и каким образом должен расти театр? Нам ясно, что такое положение в Большом театре совершенно нетерпимо. Мы не можем далее находиться в стороне и наблюдать развал всего лучшего, что созидалось десятилетиями талантливейшими людьми и что составляло гордость всего Советского Союза. С полной ответственностью мы просим прекратить этот пагубный для театра эксперимент».

Солистов оперы поддержали и солисты оркестра: «Не зная традиций оперного исполнительства Большого театра, он взялся дирижировать весь основной репертуар. Надо с сожалением отметить, что такие оперы, как "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", и другие спектакли под его управлением потеряли тот масштаб, то качество, ту праздничность и необыкновенную слаженность всех компонентов, которыми славился Большой театр прежде, с другими дирижерами. Причина этому в недостаточной подготовленности Симонова, его незрелости как музыканта и как дирижера. Он еще не умеет работать с певцами, плохо знает вокал, нет у него еще опыта работы с оркестром».

Однако, несмотря на происки недоброжелателей, Юрий Симонов устоял и был главным дирижером Большого театра до 1985 года, а в 1981 году был удостоен звания народного артиста СССР.

Много гастролировал за границей - в Европе, Японии, США. Ездил как с оперной, так и с балетной труппой, также с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году.

С 1979 года по его инициативе в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера, в частности, «Золото Рейна».

В 1982 дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди. За ней последовали «Аида» Дж. Верди в Бирмингеме, «Дон Карлос» Дж. Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Дж. Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Далласе, «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Будапеште и Праге.

Работы Юрия Симонова в Большом театре:

«Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (опера);
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки (опера);
«Октябрь» В. И. Мурадели (опера);
«Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (опера);
«Так поступают все женщины» В. А. Моцарта (опера);
«Золото Рейна» Р. Вагнера (опера);
«Революцией призванный» Э. Л. Лазарева (опера);
«Кармен» Ж. Бизе (опера);
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (балет);
«Гибель розы» на музыку Г. Малера (балет);
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича (балет);
«Деревянный принц» Б. Бартока (балет).

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, в 1985-1989 годах руководил созданным им Малым государственным симфоническим оркестром СССР. В 1989 году в результате конфликта с оркестром оставил его.

После распада СССР продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса (Аргентина), в 1991 дирижировал «Хованщиной» М. П. Мусоргского в Опере Сан-Франциско (США), в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Парижской опере, с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 в Будапештской опере дирижировал «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года стал руководить Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

В репертуаре дирижёра - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам.

С 1978 по 1991 годы преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1985 - профессор). С 2006 года стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом - в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

С 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

В 2008 году возглавлял Молодёжный симфонический оркестр СНГ.

В 2009 году принял участие в V ежегодном международном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

Участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве.

Личная жизнь Юрия Симонова:

Четыре раза был женат.

Четвертая жена - Ольга Музыка, скрипачка.

Ольга Музыка - четвертая жена Юрия Симонова

Награды и звания Юрия Симонова:

II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия);
- IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия);
- Заслуженный артист РСФСР (1971);
- Народный артист РСФСР (1976);
- Народный артист СССР (1981);
- Премия Ленинского комсомола (1977) - за большой вклад в развитие советского оперного искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011);
- Орден Почёта (Россия) (2001);
- Офицер ордена Заслуг (Венгрия);
- Командор ордена Звезды Румынии;
- Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»;
- Премия города Москвы в области литературы и искусства (2008);
- «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006);
- «Дирижёр и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010)


Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.