После бала – анализ произведения. Cочинение «Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.

Цели:

  • Предметные : раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формирование умений, понятий о личностных качествах героев, дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема.
  • Метапредметные : уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы, развивать речевой слух; формировать понимание литературоведческих знаний; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные : воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь - вызов. Примите его!
Жизнь - трагедия. Преодолейте её!
Жизнь - борьба. Выдержите её!
Жизнь - счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
(От человека)
(Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
- А на основе какого произведения? ("После бала " Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат "Листы ожидания от урока", в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал) Что удивило? Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
- Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
- Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
- Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4. Слово - научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
- Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович - отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
- Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

Найдите описание портрета отца Вареньки.
- О чем говорит его портрет?
- Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала : слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие звуки музыки: танцевал до упаду - и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов - не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

2. Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата :
Слова, обозначающие цвет:
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Слова, обозначающие звуки музыки:
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства:
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода:

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

(Прослушивание грамзаписи фрагмента военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске "контраст" (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
- Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
- От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
- Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь - всегда вызов. От него нельзя бежать.
- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
- Можно сказать, что жизнь - это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
- Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

9. Составление синквейна

10. Откройте свои "Листы ожидания" от урока (зачитать некоторые)

11. Оценить свою работу по карточкам : синяя - все удалось, активно работал; желтая - были проблемы, не всегда был активен; красная - не все получилось

12. Домашнее задание. Написание эссе "Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее".

Варенька :Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо к Ивану,Грациозная фигура Вареньки плыла около Отца, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.

Отец Вареньки : был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I (как у Николая 1) подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.

шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич : в то время был студентом в провинциальном университете.Был он очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у него иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами. Главное же его удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал он хорошо и был не безобразен.

Всю дорогу в ушах у него то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то он слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

2. Чтение высказываний о Толстом.

3. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

III. Работа над темой урока.

1.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

· Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?

· Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

· Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.

· Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.

· Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.

· Интонация ужаса в сцене наказания солдата.

2. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

3. Выделение частей рассказа.

4.

1. Первая часть рассказа:

· зала у предводителя;

· хозяева бала;

· Варенька;

· полковник;

· Иван Васильевич.

2. Вторая часть рассказа:

· описание улицы;

· солдаты;

· наказываемый;

· полковник;

· Иван Васильевич.

5.

6.

7.

8.

· контрастное сопоставление событий;

· описание бала и экзекуции;

· поведение полковника на балу и после бала;

· настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.

IV. Беседа по вопросам.

1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).

2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.

3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

1) Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.

2) Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».

3) Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

4) Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

1) Улица в весеннем мокром тумане и т.д.

2) Солдаты в черных мундирах.

3) Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.

4) Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

· «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».

· «Утро, изменившее жизнь».

· «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никитский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования округ Ялта Республики Крым

УРОК

литературы в 8 классе

« Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении ».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХАЛФИНА РЕБИЯ АДЖИМЕТОВНА

ЯЛТА, 2014

Тема. Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Краткое слово-вступление учителя.
  1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

  1. Чтение высказываний о Толстом.
  2. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

  1. Работа над темой урока.
  1. Выборочное чтение и комментирование рассказа.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

  • Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.
  • Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.
  • Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.
  • Интонация ужаса в сцене наказания солдата.
  1. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

  1. Выделение частей рассказа.
  2. Составление плана каждой части.
  1. Первая часть рассказа:
  • зала у предводителя;
  • хозяева бала;
  • Варенька;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Вторая часть рассказа:
  • описание улицы;
  • солдаты;
  • наказываемый;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Пересказ соответствующих друг другу контрастных эпизодов и описаний.
  2. Характеристика героев (полковника и Ивана Васильевича)
  3. Выполнение стилистических упражнений (языковое выражение антитезы)
  4. Наблюдение над композицией рассказа:
  • контрастное сопоставление событий;
  • описание бала и экзекуции;
  • поведение полковника на балу и после бала;
  • настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).
  2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.
  3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

  1. Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.
  2. Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».
  3. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  4. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

  1. Улица в весеннем мокром тумане и т.д.
  2. Солдаты в черных мундирах.
  3. Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.
  4. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

  • «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».
  • «Утро, изменившее жизнь».
  • «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?