Морской транспорт. Экономическое значение Тихий океан в мировом судоходстве

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Ти́хий океа́н - самый большой океан на Земле.

Площадь с морями 178,7 млн км².

Объём 710 млн км³.

Средняя глубина 3980 м.

Максимальная глубина 11022 м

(Марианская впадина).

Тихий океан занимает половину всей водной поверхности Земли, и более тридцати процентов площади поверхности планеты.

Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Рельеф

Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и другие

В Тихом океане можно различить, литоральной и сублиторальной зоны, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Течения

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное,Японское и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5 °C. Солёность 30-36,5 ‰.

Климат

В Тихом океане можно выделить все климатические зоны, свойственные земному шару. Между тропиком Рака и тропиком Козерога располагается самая широкая климатическая зона - экваториальный пояс. В течение целого года температура здесь не опускается ниже 20 °C. Годовые колебания температуры воздуха невелики, а годовая сумма осадков превышает 2000 мм. Для данного региона характерны частые тропические циклоны. Севернее и южнее этой зоны располагаются тропические климатические пояса, далее - субтропические и умеренные, соседствующие с приполярными зонами. На температурные характеристики океанских вод значительное влияние оказывает Антарктида.

Флора и фауна

Тихий океан отличается богатейшей фауной, в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии (здесь огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями) общей с Индийским океаном. Из эндемиков следует назвать моллюсков наутилусов, ядовитых морских змей и единственный вид морских насекомых - водомерок рода Halobates . Из 100 тысяч видов животных 3 тысячи представлены рыбами, из них около 75 % эндемичны. Воды у островов Фиджи населяют многочисленные популяции актиний. Рыбы семейства помацентровых прекрасно чувствуют себя среди жгучих щупалец этих животных. Из млекопитающих здесь обитают, среди прочих, моржи, тюлени и каланы. Морской лев населяет побережья Калифорнийского полуострова, Галапагосских островов и Японии. Длина его тела достигает 2,5 м. Эти животные легко поддаются дрессировке, поэтому их часто можно увидеть в цирках и океанариумах.

Экономическое значение
Тихого Океана

Рыбный промысел

Северная часть Тихого океана изобилует промысловой рыбой (лососем, сардиной, минтаем, морским окунем, сельдью, тунцом и треской). На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы (в основном это Япония, Китай, Россия, Перу, США и Тайланд). Ведётся добыча крабов, креветок, устриц.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Японию, Южную Корею, Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Государства побережья Тихого океана

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Здесь добывают титан, цирконий, редкоземельные элементы (скандий и лантаноиды), а пески побережий Австралии, Новой Зеландии, Японии и России богаты драгоценными камнями. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединенных Штатов Америки, Австралии и Новой Зеландии добывают нефть и газ. В донных отложениях шельфов Индонезии, Малайзии и Таиланда имеются руды олова; кроме того, дно Тихого океана богато полиметаллическими конкрециями. Экспериментальной эксплуатацией полиметаллических конкреций занимается Международная морская организация ООН. В Юго-Восточном бассейне Тихого океана определен участок будущей добычи полиметаллических руд (зона Кларион-Клиппертона между Гавайскими островами и Северной Америкой площадью 2 млн км²). В опытных целях уже добыто около 2 тонн конкреций.

Атланти́ческий океа́н - второй по величине океан после Тихого океана.

Площадь 91,4 млн. км²

Объём вод составляет 329,7 млн. км³

(25 % объема Мирового океана)

Средняя глубина 3600 м

Наибольшая глубина 8742 м

(жёлоб Пуэрто-Рико)

Среднегодовая солёность ≈35 ‰.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря и Заливы

Моря -

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское.

Крупные заливы -

Бискайский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов

Острова

Основные острова: Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Течения

Основные поверхностные течения: тёплые Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое, холодные Лабрадорское и Канарское в северной части Атлантического океана; тёплые Южное Пассатное и Бразильское, холодные Западных Ветров и Бенгельское в южной части Атлантического океана.

Государства побережья Атлантического океана

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика¹, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Сахарская Арабская Демократическая Республика не обладает государственным суверенитетом и не является субъектом международного права, её будущее подлежит урегулированию согласно соответствующим решениям ООН.

Инди́йский океа́н - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности.

Площадь 76,2 млн км2

Объём 210 млн км3

На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Климат

В данном регионе выделяются четыре вытянутых вдоль параллелей климатических пояса. В первом, расположенном севернее 10° южной широты, преобладает муссонный климат с частыми циклонами, перемещающимися в направлении побережий. Летом температура над океаном составляет 28-32°С, зимой понижается до 18-22°С. Вторая зона (пассатная) располагается между 10 и 30 градусом южной широты. В течение всего года здесь дуют юго-восточные ветры, особо сильные с июня по сентябрь. Средняя годовая температура достигает 25 °C. Третья климатическая зона лежит между 30 и 45 параллелью, в субтропических и умеренных широтах. Летом температура здесь достигает 10-22°С, а зимой - 6-17°С. Между 45 градусом южной широты и Антарктидой лежит четвертая зона субантарктического и антарктического климатических поясов, для которой характерны сильные ветры. Зимой температура здесь колеблется от −16 °C до 6 °C, а летом - от −4 °C до 10 °C.

Экономическое значение
Индийского Океана

Рыбный промысел

Значение Индийского океана для мирового рыболовного промысла невелико: уловы здесь составляют лишь 5 % от общего объема. Главные промысловые рыбы здешних вод - тунец, сардина, хамса, несколько видов акул, барракуды и скаты; ловят здесь также креветок, омаров и лангустов.

Транспортные пути

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Полезные ископаемые

Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и природный газ. Их месторождения имеются на шельфах Персидского и Суэцкого заливов, в проливе Басса, на шельфе полуострова Индостан. На побережьях Мозамбика, островов Мадагаскар и Цейлон эксплуатируются ильменит, монацит, рутил, титанит и цирконий. У берегов Индии и Австралии имеются залежи барита и фосфорита, а в шельфовых зонах Индонезии, Таиланда и Малайзии в промышленных масштабах эксплуатируются месторождения касситерита и ильменита.

Страница 2 из 13

Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана.

Какой Тихий океан? Общая характеристика Тихого океана. Таблица.

Название океана

Тихий океан

Площадь Тихого океана:

С морями

178,684 млн км²

Без морей

165,2 млн км²

Средняя глубина Тихого океана:

С морями

Без морей

Наибольшая глубина

10 994 м (Марианская впадина)

Объем воды в Тихом океане:

С морями

710,36 млн км 3

Без морей

707,6 млн км 3

Средняя температура

Соленость

Ширина с запада на восток - от Панамы до восточного побережья о.Минданао

Длина с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды

Количество островов

Животные (количество видов)

более 100 000

В т.ч. видов рыб

В т.ч. видов моллюсков

Видов водорослей

Какой Тихий океан? Описание Тихого океана.

Тихий океан – самый большой океан нашей планеты , занимающий почти ее треть. На его долю приходится 49,5% площади поверхности Мирового океана и 53 % объема его вод. Ширина океана с запада на восток составляет 17 200 км, длина с севера на юг – 15 450 км. Площадь Тихого океана больше площади всей суши Земли на 30 млн квадратных километров.

Тихий океан – самый глубокий океан нашей планеты . Средняя его глубина составляет 3984 метра, а наибольшая – 10 994 км (Марианская впадина или «Бездна Челленджера»).

Тихий океан – самый теплый океан нашей планеты. Большая часть океана лежит в теплых широтах, поэтому средняя температура его вод (19,37°С) на два градуса выше температуры других океанов (за исключением Северного Ледовитого).

Побережье Тихого океана – самая густонаселенная территория Земли, здесь в 50 государствах проживает около половины населения нашей планеты.

Тихий океан имеет самое большое промысловое значение из всех водоемов планеты – здесь добывается около 60% мирового улова рыбы.

Тихий океан имеет самые большие запасы углеводородов во всем Мировом океане – здесь находится около 40% всех потенциальных запасов нефти и газа.

Тихий океан имеет самую богатую флору и фауну – здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана.

Тихий океан самый «буйный» океан на планете – здесь "рождается" более 80% цунами. Причина тому - большое количество подводных вулканов.

Тихий океан имеет огромное транспортное значение - здесь проходят важнейшие транспортные пути.

Открытие Тихого океана. Почему океан «Тихий»?

Почему Тихий океан назван «тихим»? Ведь это самый грозных из всех океанов Земли: 80% цунами зарождается здесь, океан изобилует подводными вулканами, знаменит катастрофическими ураганами и штормами. Просто по иронии судьбы первый европейский исследователь и открыватель Тихого океана Фернан Магеллан во время своего трехмесячного плавания ни разу не попал в бурю. Океан был тих и ласков, за что и получил свое нынешнее название – «Тихий».

Кстати, Магеллан не был первым европейцем, увидевшим Тихий океан. Первым был испанец Васко Нуньес де Бальбоа, исследовавший Новый свет. Он пересек американский континент и вышел на побережье как он думал моря. Он еще не знал, что перед ним величайший океан Земли и дал ему название Южное море.

Границы и климат Тихого океана. Какой Тихий океан?

С сушей:

Западная граница Тихого океана: у восточных побережий Австралии и Евразии.

Восточная граница Тихого океана: у западных побережий Южной и Северной Америки.

Северная граница Тихого океана: почти полностью замыкается сушей – российской Чукоткой и американской Аляской.

Южная граница Тихого океана: у северного побережья Антарктиды.

Границы Тихого океана. Карта.

С другими океанами:

Граница Тихого океана с Северным Ледовитым океаном: граница проводится в Беринговом проливе от мыса Дежнева до мыса Принца Уэльского.

Граница Тихого океана с Атлантическим океаном: граница проводится от мыса Горн по меридиану 68°04’ (67?) з. д. или по кратчайшему расстоянию от Южной Америки до Антарктического полуострова через пролив Дрейка, от острова Осте до мыса Штернек.

Граница Тихого океана с Индийским океаном:

- южнее Австралии - по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в. д. до Антарктиды;

- севернее Австралии - между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западному берегу Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива.

Климат Тихого океана. Общая характеристика и описание Тихого океана.

Климат Тихого океана по частям.

Южная часть Тихого океана – самая холодная, так как вода вплотную подходит к берегам Антарктиды. Здесь в зимний период вода покрывается льдом.

Климат северной части Тихого океана куда мягче. На это влияет тот факт, что Тихий океан с севера практически не контактирует с холодным Северным Ледовитым океаном, а ограничен сушей.

Западная часть Тихого океана теплее восточной части.

В тропических широтах океана зарождаются мощные ураганы – тайфуны.

Существует две зоны зарождения тайфунов:

  • восточнее Филиппин – тайфун движется на северо-запад и север через Тайвань, Японию и доходит почти до Берингова пролива.
  • возле берегов Центральной Америки.

Количество выпавших осадков неравномерно над поверхностью самого большого океана планеты.

  • Наибольшее количество осадков (более 2000 мм в год) характерно для экваториального пояса,
  • Наименьшее количество осадков (менее 50 мм в год) - в северном полушарии у берегов Калифорнии, в южном - у берегов Чили и Перу.

Осадки в океане, в целом, преобладают над испарением, поэтому соленость воды несколько ниже, чем в других океанах.

Подробнее о климате Тихого океана читайте в статьях:

  • Климат Тихого океана. Циклоны и антициклоны. Барические центры.

Флора, фауна и экономическое значение Тихого океана. Какой Тихий океан?

Флора и фауна Тихого океана необычайно разнообразна. Здесь обитает около половины живых организмов всего Мирового океана. Это объясняется огромными размерами самого большого океана планеты и разнообразием природных условий.

Наибольшее количество видов обитает в тропических и экваториальных широтах, в северных и умеренных широтах видовое разнообразие скуднее, зато здесь больше численность особей каждого вида. Например, в холодных водах Берингова моря встречается около 50 видов морских водорослей, а в теплых водах Малайского архипелага – около 800 видов. Но масса водорослей Берингова моря намного больше общей массы водных растений Малайского архипелага.

Глубины Тихого океана также не безжизненны. Животные, обитающие здесь, имеют необычное строение тела, многие из них флюоресцируют, излучая свет в результате химических реакций. Данное приспособление служит для отпугивания хищников и привлечения добычи.

В Тихом океане обитает:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • более 6 тыс. видов моллюсков;
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • 20 видов животных, обитающих на глубине более 10 тыс. км.

Экономическое значение Тихого океана – общая характеристика и описание Тихого океана.

Побережье Тихого океана, его острова и моря освоены крайне неравномерно. Самыми развитыми промышленными центрами являются побережье США, Японии и Южной Кореи. Экономика Австралии и Новой Зеландии также во многом связана с освоением самого большого океана планеты.

Огромное значение в жизни человечества имеет Тихий океан в качестве добывания пищи . На его долю приходится до 60% мирового улова рыбы. Особенно развито промысловое рыболовство в тропических и умеренных широтах.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Велико экономическое значение Тихого океана и в плане добычи полезных ископаемых . Здесь находится до 40% потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. В настоящее время углеводороды добываются на шельфе Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии.

Тихий океан выполняет и весьма специфическую роль в современном мире: здесь в южной части океана находится «кладбище» вышедших из строя космических кораблей.

Рельеф дна, моря и острова Тихого океана. Какой Тихий океан?

Рельеф дна Тихого океана - описание и общая характеристика Тихого океана.

Дно самого большого океана планеты имеет и самый сложный рельеф . В основании океана находится Тихоокеанская плита. К ней примыкают плиты: Наска, Кокос, Хуана де Фука, Филиппинская, на юге - Антарктическая плита, а на севере - Северо-Американская. Такое большое количество литосферных плит приводит к сильной тектонической активности региона.

На дне Тихого океана, по краям Тихоокеанской плиты, находится так называемое «огненное кольцо» планеты . Здесь постоянно происходят землетрясения, извергаются вулканы, рождаются цунами.

"Огненное кольцо" планеты.

Дно Тихого океана буквально усыпано одиночными горами вулканического происхождения. На данный момент их насчитано около 10 000.

Кроме того здесь находится сложная система подводных горных хребтов , самый длинный из которых расположен на юге и востоке океана - это Восточно-Тихоокеанское поднятие, переходящее на юге в Южно-Тихоокеанский хребет. Этот подводный хребет делит Тихий океан на две несимметричные части - обширную западную, где преобладают теплые течения, и небольшую восточную, где господствует холодное Перуанское течение.

Бесчисленные острова и архипелаги , образовавшиеся в результате вулканической деятельности, объединяются в отдельную часть света – Океанию.

Самыми крупными котловинами Тихого океана являются: Чилийская, Перуанская, Северо-Западная, Южная, Восточная, Центральная.

Моря Тихого океана и береговая линия. Какой Тихий океан?

Почти все моря Тихого океана расположены на северных и западных его окраинах - у берегов Азии, Австралии, Малайского архипелага. На востоке океана нет ни крупных островов, ни вдающихся глубоко в сушу заливов - береговая линия плавная. Исключение - Калифорнийский залив - полузамкнутое море Тихого океана. У берегов Антарктиды расположено единственное южное окраинное море этого океана - море Росса.

Острова Тихого океана.

В этой статье мы рассмотрели описание и общую характеристику Тихого океана, дали ответ на вопрос: Какой Тихий океан? Далее читайте: Воды Тихого океана: водные массы океана, температура океана, соленость океана, ледообразование и цвет воды Тихого океана.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.