Как проходит обряд венчания. Подготовка к венчанию. Для чего нужны

Это первое воскресенье после Пасхи. Невезучи те браки, что свершаются в отрезок времени от Рождества Христова до Богоявления. Кроме того, не надо венчаться накануне двунадесятых праздников . Ни в коем случае не венчайтесь во все посты, включая среду и пятницу. Опасны для венчания дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября) . Приносит несчастье браку венчание не в церкви, а в монастыре, люди после этого быстро расходятся.

Время венчания

Договариваются о венчании в храме либо будущие муж и жена, либо их родители. Хорошей приметой считается, если о времени венчания говорят не с церковной служкой, а с самим священником. Он сам вам скажет час, в который вы явитесь в храм. Обычно все венчания проводятся в храмах после Божественной литургии, это где-то с 11 до часу дня. Хочу дать вам совет: уговорите священника, чтобы вас венчали без других свадебных пар, так как подобное, к сожалению, делается во многих храмах. В крайнем случае уплатите ему или дайте денег на пожертвование церкви. Как бы он ни убеждал вас, что это не важно и что все приметы являются глупостью, нужно обязательно настоять на своем. Ни в коем случае не венчайтесь толпой, это нехорошо и неправильно.

Колокольный звон после венчания

Хорошим знаком для будущей семейной пары будет если вы сможете договориться со священником о колокольном звоне сразу после венчания. Помните фильмы о старых временах? В них часто показывают, как из церкви выходит повенчанная пара, а вокруг разносится звон колоколов. Если вам по какой-то причине и в этом поначалу откажут, уплатите и за это, зато у вас все будет по свадебному чину, да и хорошая примета, когда молодых поздравляют колокола. Старые люди утверждают ― колокольный звон оповещает небесам, что появилась новая семья, и ангелы радуются и молятся Богу за счастливый брак, за долголетие новобрачных и за их будущих детей.

Обручальные (венчальные) кольца

Первое, что покупают из свадебных вещей, это обручальные кольца. Венчальное кольцо олицетворяет собой божественный, нерушимый союз, ведь из кольца нет выхода, оно неразрывно. С кольцами, которыми впоследствии венчаются пред Богом муж и жена, связано очень много примет. Думаю, что и вам, мои дорогие читатели, будет полезно эти приметы узнать.

  • Венчальные кольца нельзя покупать в день венчания, их берут не менее чем за три дня до того.
  • Покупают кольца только вдвоем, парой. Если вы купите кольца, будучи в одиночестве, то и пары из вас тоже не получится.
  • Плохой приметой считается, если купленные кольца окажутся малыми или большими. Даже если вы их переделаете на нужный размер, это вам не поможет, не будет в вашей семье мира и любви.
  • Нельзя также делать (заказывать) для себя кольца из колец родных и знакомых. Не делают кольца из лома или колец покойных людей.
  • Не венчаются кольцом, оставшимся у вас от предыдущего брака, иначе и этот ваш брак будет несчастливым.
  • Правильными кольцами считаются те, на которых нет никаких гравировок и камней. Обручальные кольца обязательно должны быть гладкими. То кольцо что с камнем, пусть даже и с бриллиантом, не подходит для обручения людей.
  • Перед венчанием невесте следует снять перчатки ― обручальное кольцо не надевают на ткань.
  • Оба кольца покупает только жених. Если женщина купит кольцо себе, а он себе, то в такой семье никогда не будет согласия.
  • Кольца до свадьбы никому не показывают, и уж тем более никому никогда не дают мерить венчальное кольцо. В противном случае супругов постигнет измена.
  • В старые времена молодожены, прежде чем лечь в постель, клали кольца в свои кубки, в медовое питье и вместе выпивали. Это действо не вполне безопасно, при неосторожности кольцо можно нечаянно заглотить.

Наряд для венчания: платье, обувь, украшения

Наряжаясь к венцу, нельзя надевать свадебное платье, начиная с рукавов, вам вначале следует просунуть голову в горловину.

Проследите за тем, чтобы на вашем наряде было четное количество пуговок, в противном случае ваш муж будет вам изменять. Все пуговицы должны иметь пару.

Ваш свадебный наряд не должен состоять из юбки и отдельного корсета. Вся свадебная одежда должна быть слитной, чтоб потом не пришлось развестись.

Во всем невестином наряде не должно быть других цветов, кроме как белого. Даже трусики и чулки должны иметь белый цвет. Если у вас нет белых чулок, лучше их совсем не надевать.

Невесте не стоит надевать украшение из жемчуга, иначе в семейной жизни будет много слез.

Не вставляют в волосы цветы, если нет фаты ― брак будет недолгим. Та девушка, которая украшает свое платье на талии цветами, во время родов будет долго мучиться.

Не венчаются в босоножках, брак будет очень плох.

Голые плечи, конечно же, могут украсить невесту, но это потом испортит ей семейную жизнь.

Некоторые невесты взяли моду надевать на голову венок из цветов, наподобие русалки. Эта красота им выйдет боком. Нельзя надевать венок без фаты, они, как и русалки, будут весь век одинокими и несчастными. Не нужно рисковать своей любовью и семейным счастьем.

В прежние времена, когда невесту одевали к венцу, ее подружки стояли рядом и пели эту песню:

"Наглядись-ка,
Родимый батюшка,
На меня, на молодешеньку,
Хорошо ли я снарядилась
По Божьи в церковь ехать,
Под златой венец вставать,
Закон Божий принимать
С чужим-то, с чужанином?
Я тебе, батюшка,
Бью челом,
Низко кланяюсь.
Я была у тебя, батюшка,
Малым-то малешенька,
Возле лавочки ходила,
Со стульчиком бегала.
Брал ты меня, батюшка,
На свои руки белые.
Поднимал ты меня,
Батюшка,
Выше буйной головушки,
Говорил ты мне,
Батюшка: «
Не отдам я тебя,
Мила дочь,
Ни за князя,
Ни за барина;
Посажу я тебя, мила дочь,
Во сады во зеленые;
Огражу я тебя, мила дочь,
Оградой железною;
Покрою тебя, мила дочь,
Камкою трубчатою;
Осыплю тебя, мила дочь,
Частым жемчугом».
Вот сижу я у тебя,
Батюшка,
В закутке
За занавескою,
Оградил ты меня, отец,
Подружками-кумушками;
Покрыл ты меня, отец,
Тоской да кручинушкой,
Обсыпал не жемчугом,
Слезами горючими.
Возьмут меня за руки,
Отвезут
Во чужой мне дом.
И буду я вечно там,
Всем людям во услужение.
Кому скажу,
Кому я пожалуюсь,
Кто назовет меня
Своей доченькой?
Кто оботрет
Мои горьки слезоньки
И кто расчешет мне
Мои косыньки?
Держи меня,
Не пускай меня, батюшка,
А коль отпустишь меня,
То не выкликнешь,
Не дозовешься
И не допросишься.
Раба я буду,
Раба венчанная".

Плохая примета, если перед тем, как ехать в загс, на невесте что-нибудь подшивают или скрепляют булавками, все это следует доделать задолго до венца, хотя бы за день. Также очень плохо, если у жениха или невесты накануне венчания что-нибудь оторвется, особенно пуговица ― это нехорошая примета. Чтобы избежать большой беды, нужно тут же прочитать такую молитву:

"Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Во всяк день, во всяк час.
Есть в океане-море
Щука-рыба,
Щеки ее булатны,
Зубы-уста укладны.
Она хвостом,
Головой мотает,
Вокруг себя все хватает,
А что схватит - глотает.
Так схватила бы она
Наше горе,
Унесла его в свое море.
В океан-море
Его хранила
И к (таким-то) Не подпустила.
Пойди ты от нас, горе,
В океан-море,
Сойди с телесей,
Со ясных наших очей,
С темени, с ушей,
С красных кровей.
С печени тезя,
С ретивого сердца.
Во дому нашем
Не приживайся,
Бедами и хворями
Не разрастайся.
Быти моим словам
Крепкими,
Быти моим делам
Лепкими
На ныне, на века,
На все времена.
Аминь. Аминь. Аминь".

Приметы перед венчанием

Перед тем как им сесть в сани (машину), молодые получают родительское благословение. Для этого жених и невеста встают на колени и сперва целуют распятие, а затем икону Спасителя, которой и благословляют их со словами: Благословляем вас, Дети, на принятие венчания От Бога. Возвращайтесь из храма Мужем и женой На многие лета. Любите Бога, отечество И своих родителей. Да хранит вас Господь Во все трудные времена!

Жених и невеста целуют образ и поднимаются с колен. Они идут садиться в машину первыми. А уже за ними идут их дружки, или, как теперь говорят, свидетели. Родители не должны быть на венчании, но люди современных взглядов берут с собой в церковь и в загс кого хотят. Матери жениха и невесты обязательно крестят в спину уходящих к венцу.

При венчании тоже существует довольно много различных примет, некоторые, самые важные, на мой взгляд, я укажу ниже.

Получив благословение, если жених и невеста поклонятся родителям одновременно, то это считается хорошей приметой.

Пока парень с девкой не повенчаются, пока они еще на пути в храм, им нельзя по имени называть друг друга, иначе они будут много ругаться.

Когда молодые в дороге на венчание и вдруг поднимается буря, то эта примета говорит о том, что в жизни молодоженов будет очень много всяких волнений и потрясений. Среди тех, кто едет с молодыми, всегда есть тот, кто постарше, вот он или она должны в такой момент сказать вихрю: "Крути не на нас, крути мимо нас. крути-мети в горы, туда неси горе. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь."

Конечно же, кто-нибудь из вас сейчас подумает: да откуда же может эту старую примету знать тот, кто с нами поедет? И вы абсолютно правы! Но для этого теперь у вас и будет эта молитва. Если, к примеру, вы женитесь зимой, то откройте книгу спишите ее на лист бумаги, дайте ее старшему в свадебном поезде и предупредите: коли разыграется непогода, начнется буран, прочти эту молитву.

В случае, если вас в дороге к венцу застигнет гроза или повалит град, нужно трижды сказать:
"Илья Пророк,
Батюшка, помоги,
Все худо с нашего пути
Забери.
Пусть жизнь наша
Будет сладка,
В путях-дороженьках
Гладка.
На ныне, на века,
На все времена.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне, присно,
Во веки веков.
Аминь".
Если же вы женитесь летом или весной, то и тут тоже стоит подстраховаться на случай, вдруг будет ливень или град, пока вы едете к венцу! Вы ведь берете на всякий случай в пасмурную погоду зонтик? А уж в таком важном деле, как венчание, вы обязательно должны быть во всеоружии!

Если навстречу свадебному поезду идет похоронная процессия, то, сами понимаете, в этом мало хорошего. Вас упасет от беды этот старинный заговор. Конечно же, проще было бы на всякий случай пригласить с собой ведунью, ну а если нет таковой? В общем, все равно нужно иметь с собой эти молитвы:

"Во имя Отца и Сына И Святого Духа. Аминь.
Стану я (такая-то),
Благословясь,
Выйду в чисто полюшко,
Помолюсь.
На восточной стороне
Стоит церковь
О тридевяти углов,
О тридевяти крестов,
О тридевяти престолов
И тридевяти глаголов
Святых сорока богомолов.
Никто этой церкви
Не сможет
Ни переставить,
Ни перенести,
Никто ее не может
С собой унести,
Никто не сможет
Уроками ее извести,
Ни мертвые, ни живые,
Ни малые, ни большие,
Ни юные, ни зрелые,
Ни седые.
Так и всех нас
Никто не сможет
Испортить, изурочить,
Сгубить.
Слова мои,
Богом данные,
Дела мои перебить.
Господи, помоги.
Господи, благослови.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа. Аминь."

Приметы при венчании в церкви

Поднимаясь на крыльцо храма, невеста должна быть крайне осторожна. Длинное платье, бывает, путается в ногах, и некоторые девушки, не желая того, наступают на подол платья и запинаются. Длинная легкая фата, обдуваемая ветром, тоже закрывает ей обзор, а значит, есть риск споткнуться и упасть, а ведь именно в это время, пока она поднимается по ступеням, невеста должна мысленно сказать:

"Пусть все наши скорби,
Беды и болезни
Не пойдут с нами
Под венец,
А останутся
За порогом храма!"

Это делалось во все времена, и это делается до сих пор, чтобы не повенчаться с какой-либо бедой, мало ли кто желает вам плохого.

В том месте, где должны будут стоять молодые, сваха или свидетельница венчания стелет на пол храма, под их ноги, рушник. Принято считать, что тот, кто первым из молодых успеет ступить на рушник, тот и будет главой семьи. Рушник после венчания ни в коем случае не оставляйте в храме, так же как и не оставляют своих венчальных свечей. Невеста должна приметить, какая свеча была ее, а какая мужа, для этого свечки можно пометить полоской от ногтя или лентой. После венчания люди обычно смотрят, у кого из супругов меньше стала свеча, тот раньше и умрет. Венчальные свечи сохраняют, их зажигают в тяжелые времена, например, когда заболел ребенок.

В храм молодые должны ступать правой ногой, с левой ноги на венчание не заходят.

Если молодые спускаются по лестнице из храма после венчания и с неба в это время, при радуге, посыплет теплый дождь, то жить они будут в любви и согласии до самой старости.

Когда над новобрачными в храме держат венцы над головой, они ни в коем случае не должны смотреть друг другу в глаза, в противном случае в их семье всегда будут измены. Смотреть нужно не на свечи, не на гостей, не на храмовый хор, а только на венчающего их священника.

Знахарка, которая присутствует на венчании (ее долг уберечь молодых от порчи при венце), должна время от времени шептать:

"Спаси, Господи, и сохрани
Их от всякого зла
Духом Святым,
Крестом Животворящим,
Молитвами всех святых.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Аминь."

Если она за время вашего венчания скажет так сорок раз, то никто вам при вашем венчании не сможет навредить, даже если для этой цели в храме стоят сорок ведьм.

Приметы после венчания

После венчания молодожены едут домой, чтобы везти свою радость и свое счастье к порогу. Так делалось всегда и во все времена. Современная молодежь до свадебного стола сразу не едет, а пускается в катание по красивым городским местам, чтобы сфотографироваться в своих нарядах. Я не могу и не имею права указывать молодым поступать, как поступали их предки, но подумать об этом все же необходимо.

Ехать из храма домой нужно не той же дорогой, которой вы ехали в храм. Пока молодожены едут после своего венчания домой, несчитанное количество глаз провожает их свадебный поезд. Давно известно и даже уже проверено, что посыл мыслей материализуется. Глядящие вам вслед люди наделены разными судьбами, и среди них есть те, кто никогда не был женат или замужем, и те, кто в разводе, вдовы и вдовцы, схоронившие своих жен и мужей. Такие люди, видя свадебный кортеж, невольно начинают завидовать вашему счастью, а значит, вы в этот момент являетесь объектом риска для сглаза. Чтобы предотвратить плохое, на одежде невесты и жениха должны быть приколоты булавки, где-нибудь в незаметном месте.

Хлеб, которым встречают жениха с невестой после возвращения с венчания, следует убрать, чтобы никто от него не съел ни крошки. Этот хлеб после свадьбы могут есть только муж и жена и самые близкие родственники ― мать и отец.

Заходя в дом после венчания, невеста должна дотронуться до косяка входной двери и мысленно сказать:

"Была я лисицей,
А стала львицей.
Никто меня
Обидеть не сможет,
Матушка Богородица
Мне поможет.
Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Ныне, присно, Во веки веков. Аминь."

Приметы за свадебным столом

Сажают за свадебный стол молодых так, чтобы их скамейки (или стулья) были застелены вывернутой наружу шубой. На эту шубу должна будет заранее сказать мать жениха: Сколь много на шубе Волосинок, Столь много будет У жены и мужа детинок! Делается это для того, чтобы молодую семью не постигло бесплодие.

Молодожены не должны пить за свадебным столом хмельного. Старинная примета гласит: если молодые за брачным столом во время пира пригубят хмеля, то и их дети, когда вырастут, будут пить вино. В прежние времена даже царю-батюшке подавалось за брачным столом не хмельное вино, а сбитень из меда.

Скатерть, которая покрывает свадебный стол, может вам пригодиться. Если в то время, когда у вас начинаются родовые схватки, вы присядете на эту скатерть, роды будут быстрыми и легкими. Кроме того, если свадебную скатерть стелют на стол каждый следующий свадебный юбилей, то муж и жена проживут, не расставаясь, до конца своей жизни. Свадебную скатерть никогда не дают в чужие руки, напрокат. Это ваш оберег от всех бед и разлуки.

За свадебным столом должно быть четное количество гостей, включая жениха и невесту. Если почему-либо так не получилось, пригласите за свадебный стол кого-нибудь, хоть любую соседку.

Если во время свадебного пира невеста обольет себя напитком, то муж ее со временем станет пить.

Иногда жениху и невесте кладут на колени полотенце, чтобы они не испачкали свой наряд. Нельзя за столом вытирать руки мужу и жене одним полотенцем. Попросите, чтоб вам дали еще одно полотенце на колени.

Следите, чтобы кто-нибудь не украл какую-либо часть вашего свадебного наряда (например, невестину перчатку). Часто люди воруют это специально, чтобы пополнить свое счастье за счет счастья других. Были случаи, когда невеста ненадолго снимала фату (чтоб удобнее было сходить в туалет) и за это время фата исчезала бесследно. Позже брак этой пары распадался.

Есть такая примета: если молодая желает покоя в семье, то она предлагает гостям тост за свою свекровь; если же для нее важнее жизненное благополучие, то тогда ее первый тост будет за свекра.

Приметы о свадебных подарках

Когда молодые люди женятся, им кажется, что все вокруг радуются их счастью, любуются ими и желают им добра. Но, к сожалению, это не всегда так. Если, к примеру, у парня до его женитьбы была девушка, с которой он долгое время встречался и даже обещал жениться, то вовсе нельзя исключать того, что обманутая им девушка, затаив смертельную обиду, не попытается ему отомстить ― разбить его новую любовь. Пользуясь свадебной суматохой и неразберихой, когда подчас многие из гостей не знают друг друга, его бывшая невеста запросто может через кого-то передать подарок, заговоренный на скандал и развод. На самом деле, все это совершенно не сложно, ведь все во время свадьбы веселятся и никто не думает о плохом, а между тем тот, кому это нужно, незримо сеет в новой семье свое зло!

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

Таинство венчания уходит корнями в глубокую древность, и православные христиане всегда относились к нему с особым почтением, ведь этот обряд означал клятву перед Богом и людьми в любви и верности, которую влюбленные должны были пронести через всю жизнь. Эта клятва сдерживает их в порывах гнева, награждая семейным счастьем, объединяет супругов в духовном плане.

Таинство, прославляющее союз влюбленных сердец, для православной церкви играет огромную роль, поэтому пары, которые приняли решение получить божеское благословение на совместную жизнь в церковном браке и на рождение детей, должны подойти к этому осознанно. Обряд венчания в корне отличается от церемонии регистрации в загсе, известной большинству, поэтому стоит познакомиться с правилами венчания, знакомых далеко не каждому.

Кому недоступно таинство венчания

  1. Прежде чем принять такое ответственное решение, следует ознакомиться с ограничениями, без соблюдения которых венчание невозможно.
  2. Вступление в церковный союз даже второй раз проблематично, а более трех раз - недопустимо.
  3. Не могут венчаться люди, находящиеся в близких родственных связях (до 4-й ступени). Не допускается венчание и при духовном родстве – кум и кума, крестник и крестный родитель.
  4. То же относится и к людям с психическими отклонениями.
  5. Венчание не состоится, если молодожены считают себя атеистами и хотят венчаться не по зову сердца, а по другим мотивам – дань моде, желание родителей и т.п.
  6. Если один или оба молодожена исповедуют другую веру, не крещенные в православной церкви и не желают пройти обряд крещения перед венчанием.
  7. Если один из супругов состоит в церковном или гражданском браке. При церковном браке надо взять разрешение у архиерея на расторжение предыдущего, при гражданском – расторгнуть официальные отношения.
  8. Венчание проводится при наличии свидетельства о регистрации и паспортов со штампами гражданского брака.
  9. Возрастные ограничения для церковного брака: невесте на момент обряда должно быть полных 16 лет, жениху – 18 лет.

С чем надо приходить на венчание

  1. Если решение принято и препятствий для брака нет, можно согласовать со священником место и время венчания в специальном календаре, так как в некоторые дни, а также во время постов, накануне крупных церковных праздников: Святок, Масленицы, в течение Пасхальной недели - венчание не проводится.
  2. Если собираетесь снимать обряд на фото или видео, этот момент также надо обговорить: в каком месте можно находиться фотографу и видеооператору и какие моменты можно снимать. Во время чтения отдельных молитв ничто суетное не должно отвлекать присутствующих от происходящего.
  3. На венчании необходимо присутствие свидетелей, крещенных в православном храме. Когда венчание было единственным актом подтверждающим законность брака, к выбору поручителей относились очень серьезно, ведь они помогали скрепить союз. Сегодня требования к свидетелям смягчились, но их присутствие на обряде обязательно. Надо подобрать высоких и выносливых шаферов, которые смогут в течение всей службы держать венец над головами венчающихся. Что нужно купить для венчания в церкви? При подготовке к обряду надо приготовить:
  4. Свадебное платье и – два разных понятия. Для храма платье должно быть скромного фасона, с закрытыми плечами и рукавами, без декольте и открытой спины, не укороченное. Оттенки – только светлые, черный, синий, фиолетовый вообще под запретом. Дополняют наряд длинный шлейф – символ долгой супружеской жизни и (можно шляпка или белый платок, ведь длинная фата может воспламениться от множества свечей). Если даты регистрации брака и венчания совпадают, для открытого свадебного платья можно воспользоваться шалью, накидкой.
  5. Обручальные кольца для священника надо приготовить заранее, чтобы он успел провести обряд освящения. Традиционно муж носил золотое кольцо – символ солнца, а жена – – луна. Сейчас таких условностей не придерживаются.
  6. Также заранее надо передать в храм бутылку кагора, который используют в обряде венчания.
  7. В церковной лавке надо уточнить, какие купить свечи для венчания. Обычно используют специальные, праздничные. Чтобы зажженная свеча не обжигала воском руки, надо приготовить салфетки или платочки.
  8. для венчающихся обязательны.
  9. Венчальный рушник или белая ткань, на которые становятся новобрачные во время обряда.
  10. Обряд венчания длится в среднем около часа, а потому стоит подумать об удобной обуви.
  11. Надо подготовить и предварительно освятить иконы Спасителя и Богородицы, олицетворяющих мужское и женское начала, которые новобрачные будут держать на венчании, а потом сохранять дома как семейную реликвию, чтобы передать потом своим детям.

Подготовка к венчанию

До сих пор речь шла о формальностях, но ведь главное здесь – не чистота и красота нарядов, а состояние души. Сейчас правила более лояльные, целомудрия до венчания никто не требует, но определенные ограничения все же есть. Что нужно для венчания в церкви? Три дня накануне венчания жених и невеста постятся, готовятся к исповеди и причастию. С начала дня венчания (с 0 часов) воздерживаются от приема пищи, воды, половых контактов, алкоголя и курения. В храме новобрачные исповедуются и причащаются, а потом уже переодеваются в наряд для венчания.

Как вести себя в храме

Не все придают должное значение таинству венчания, поэтому многие приходят в храм в обычной одежде, разговаривают. Вот некоторые общие правила, которые надо помнить, переступая порог храма:

  • наличие головного убора у женщин, нательного крестика и соответствующей одежды, прикрывающей ноги и плечи, тем, кто пришел в брюках, выдают специальные фартуки;
  • макияж – максимально приближенный к естественному;
  • в храм нужно прийти за 15 мин. до начала, поставить свечи, приложиться к иконам;
  • отключить мобильные телефоны;
  • не разговаривать во время службы;
  • правила венчания запрещают присутствующим ходить во время службы по храму;
  • сидеть на скамейках разрешается престарелым и немощным прихожанам;
  • во время обряда мужчины располагаются по правой стороне зала, женщины – по левой;
  • есть места, куда нельзя заходить вообще (например, алтарь);
  • не держаться за руки и не держать руки в карманах;
  • не стоять спиной к иконостасу;
  • если не уверенны, что выстоите весь обряд венчания, лучше остаться у входа в храм, ведь уход со службы раньше времени – демонстрация неуважения к православию.

Крестятся православные правой рукой и священника называют «батюшка». Эти правила должны неукоснительно соблюдать не только венчающиеся, но и все присутствующие на церемонии гости.

Обряд венчания

Описать венчание в деталях невозможно – разве словами передашь всю красоту и святость таинства? В обряде выделяют четыре этапа:

  • обручение (раньше оно проводилось отдельно и у молодых был испытательный срок, во время которого можно было расторгнуть отношения, а теперь вся процедура проходит в один день);
  • непосредственно само венчание;
  • разрешение венцов;
  • молебен — благодарность.

Сначала проходит обряд обручения, в ходе которого священник выдает жениху и невесте свечи, поэтому свадебный букет ей здесь не нужен. После обручения молодые проходят в центр к алтарю для венчания. После молитв и возложения венцов священник преподносит чашу с вином – символом бед и радостей супружеской жизни. Венчающиеся отпивают его трижды. Завершает обряд обход новобрачных вокруг аналоя и чтение назидания.

Венчание после свадьбы

До венчания многие хотят прожить вместе какое-то время, чтобы убедиться в своем выборе, ведь расторгнуть церковный брак не так просто – причин для такого поступка может быть две: лишение рассудка или супружеская измена. Что нужно для венчания в церкви после свадьбы? В принципе, то же самое - для церкви не имеет особого значения, сколько лет супруги живут вместе. Есть только дополнения благословения для супругов, доживших до серебряной или золотой свадьбы. Если кто-то из супругов состоит не в первом браке, то к церемонии добавляются покаянные молитвы.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Обряд венчания появился более двух тысяч лет назад вместе с зарождением христианства. Раньше для его проведения жених и невеста должны были заранее поставить в известность своего священника. После чего тот сообщал весть прихожанам, и если не было возражений, то молодые допускались к венчанию. Сегодня такого согласия не требуется, достаточно желания пары, но традиции самого ритуала тщательно чтутся и исполняются из века в век. Портал Свадьбаголик.ru расскажет, как подготовиться к венчанию и что происходит во время обряда.

Как проходит процедура венчания

В соответствии с тем, как проходит венчание в церкви, складывается вся дальнейшая духовная жизнь пары.

Само таинство церковного брака начинается с обручения. После завершения специальной службы жених и невеста становятся по разные стороны алтаря, справа и слева соответственно. Точно так же выстраиваются и свидетели, мужчина справа, женщина слева. Затем священник трижды благословляет молодых и подносит им две специальные обручальные свечи, которые символизируют счастливую встречу пары. Если венчание для кого-то из брачующихся проходит не впервые, то тогда свечи не участвуют в обряде.


После этого священник произносит необходимые слова, осеняет крестным знамением жениха и надевает тому на безымянный палец правой руки обручальное кольцо. Затем то же самое совершает и с невестой. Отметим, что слова священника на свадьбе строго регламентированы и определены церковным каноном.


Ритуал обручения завершается трехкратным обменом кольцами молодыми в знак единодушия и любви. Сами же кольца до момента обручения находятся на алтаре, с правой его стороны, затем их на специальном подносе выносит диакон.


Следом за обручением идет непосредственно венчание. В православной церкви оно проходит отчасти так же, как и католическое венчание , но с большей строгостью и регламентированностью. Священник берет в руки венец как знак Жизни вечной (отсюда и название обряда), крестообразно осеняет им жениха и дает тому поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Точно таким же образом благословляется и невеста, только ей нужно приложиться к образу Пресвятой Богородицы.


Затем процесс венчания требует, чтобы молодые встали на большой белый или розовый платок, разостланный на полу и который означает чистоту супружеской жизни. Находясь на нем, они подтверждают перед присутствующими и Богом добровольность своего намерения создать семейную пару.


По завершении венчания жениху и невесте преподносится чаша с красным вином, символизирующим общую судьбу пары со всеми ее радостями и скорбями. Священник читает над ней молитву, три раза ее крестит и передает молодым. Они по очереди в три приема выпивают все вино, после чего их правые руки соединяются, покрываются епитрахилью. По законам венчания в православной церкви после этого священник обводит молодых трижды вокруг аналоя в качестве символа новой супружеской жизни.

В конце торжественного шествия с жениха и невесты снимаются венцы, и священник приветствует новую супружескую пару, заключившую союз перед лицом Бога. Каждый из новобрачных целует иконы Спасителя и Божьей матери у Царских врат (дверей, которые ведут к алтарю). Наконец, обряд считается завершенным, новоиспеченная пара получает в подарок две иконы и принимает публичные поздравления с началом новой жизни.


Что говорит батюшка во время венчания?

Регламент венчания в православной традиции предполагает набор обязательных слов священника в адрес молодых. В соответствии с процедурами во время венчания, для каждой из них в православной церкви есть свое собственное послание:


Сколько длится подготовка и идет сам обряд венчания в церкви?

Длительность подготовительного периода зависит только от самих молодоженов. За это время им предстоит приобрести все, что нужно для венчания , познакомиться со священником, который будет проводить обряд и расскажет, как праздновать венчание и выбрать наряд.


Сами обряды обручения и венчания в церкви длятся по времени столько, сколько потребуется на пошаговое совершение всех вышеперечисленных процедур. Как правило, это происходит в течение от сорока минут до одного часа.

Согласно требованиям некоторых священников, пары обязаны полностью отстоять службу с самого утра и причаститься. Только после этого они допускаются к обручению и венчанию. В этом случае процедура может продлиться до пяти часов. Как отмечать совершение ритуала венчания, и стоит ли вообще это делать, молодожены уже решают самостоятельно, четких правил по этому поводу нет.


Венчание в православной традиции - это очень ответственная церемония, которая имеет свой четкий регламент и драматургию. Портал сайт уверен, что пройдя через нее, вы заключаете союз перед Богом и даете начало счастливой семье.