Игумения маргарита. Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита: Иверская возвращается в Свой дом. Святейший Патриарх Кирилл посетит Саров и Дивеево

27 декабря определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 113) приняты следующие решения:

  1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности;
  2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;
  3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности;
  4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности.

28 декабря в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в присутствии архиепископа Можайского Григория, епископа Серпуховского Романа, новоназначенных настоятельниц обителей и насельниц Новодевичьего монастыря сообщил об изменениях. Секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба огласил определение Священного Синода. Затем митрополит Ювеналий возвел в сан игумении монахиню Маргариту (Феоктистову) и возложил наперсный крест на монахиню Марию (Макарову). Настоятельницам были вручены соответствующие указы и удостоверения.

После этого Его Высокопреосвященство произнес слово назидания:

«Возлюбленные о Господе! Мы с вами живем в такой ответственный период времени, когда Господом возлагаются на нас послушания, каких, может быть, не было в истории Русской Православной Церкви. После тех страшных гонений, которые Церковь испытала в ХХ веке, когда были закрыты монастыри, а многие-многие их насельники и насельницы приняли мученическую кончину, сейчас мы возрождаем монашескую жизнь и восстанавливаем оскверненные и порушенные святыни. Мы по наставлениям наших подвижников и подвижниц воссоздаем то, что утрачено и физически уничтожено. Каждый из нас на своем личном опыте познал, как это нелегко. Но в то же время Господь не посылает человеку креста, который он не в силах понести. И с любовью к Господу мы несем архипастырское и пастырское послушания и монашеский подвиг.

Почему я сказал в отношении наших трудов, что происходит небывалое в истории? Потому что трудно совместить и монашеское делание, которое предусматривает уединение, и миссию просвещения в нашем обществе, которое душой тянется к Церкви, но, может быть, не знает, как и шага шагнуть в Церкви. Поэтому многие дарования нужны каждому из нас, чтобы полностью, без остатка, посвятить себя служению Богу.

То, что вы слышали сегодня из решения Священного Синода, не объясняется недостатками или промахами в управлении обителями. Жизнь так стремительно развивается, что мы должны находить пути более динамичного решения тех вопросов, которые стоят перед каждым из нас, но в то же время мы должны учитывать внутреннее состояние и способности каждого человека, чтобы крест, который дается каждому, был посилен. Это — единственная причина, которая подвигла меня просить Святейшего Патриарха и Священный Синод произвести эти изменения.

Я помню, с каким дерзновением, надеждой, но и опасением начинала свои труды 80-летняя старица, которая не прошла искус монашеской жизни, в качестве игумении возобновленного Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима (Черная) за пять лет, конечно, сотворила чудо, ревностно изо дня в день, до последнего издыхания неся свой игуменский крест. Без всяких бытовых условий первые насельницы проходили здесь послушание. Они старались показать пример монашеского послушания, смирения и терпения и не посрамили моего упования. Я должен был заботиться о том, чтобы во всех монастырях, находящихся в моем ведении, теплилась молитва и возрождалась монашеская жизнь, а вместе с тем восстанавливались и церковные здания. После кончины игумении Серафимы я должен был подыскать достойную замену.

Тогда я видел, как в Спасо-Бородинском монастыре матушка Серафима успешно несет свое игуменское послушание. Буквально от ее сердца я оторвал этот монастырь, призвав на служение в Новодевичью обитель. Матушка Серафима тогда, конечно, без желания сюда переходила, но полностью приняла как волю Божию решение Святейшего Патриарха и Священного Синода. И все эти годы она усердно несла послушание, заботясь и о монашеском возрождении, и о благоукрашении этого храма, где мы осуществляем с утра до вечера молитвенный подвиг. И сегодня я хотел бы выразить Вам, дорогая матушка Серафима, личную благодарность за Ваше послушание и за те годы, в которые Вы осуществляли здесь управление этой святой обителью.

Возвращая Вас в Спасо-Бородинский монастырь, я знаю, что Вам очень много предстоит трудов. Во-первых, там стесненные условия, может быть, они немного стали лучше после того, как Вы оттуда уехали. Там нет таких прекрасных бытовых условий, которые созданы здесь, в этой святой обители. Но я думаю, что там появились возможности для строительства нового дома для сестер. Сейчас Правительство России благоприятно относится к возвращению Церкви святых обителей, храмов, земли — всего, что принадлежало монастырям. Впереди вас ждет дальнейший созидательный подвиг, какой осуществляют все наши настоятели и настоятельницы монастырей.

В благословение Вам, дорогая матушка Серафима, я хочу вручить образ Рождества Христова, потому что мы встречаемся в период Рождественского поста и в преддверии Рождества Христова. Пусть Господь, принесший мир на землю, даст мир Вашей душе, благословение, силу и любовь! С этими мыслями направляйте же свои стопы любимую Вами обитель и продолжайте там свое монашеское делание.

Я представляю, что для матушки Маргариты не так легко сегодня вступать в управление этой обители по двум причинам. Во-первых, я думаю, в ее сердце тревога о судьбе Казанской обители, где она первая начала при возобновлении монашеской жизни устройство этого монастыря. С другой стороны, она знает, какие труды ее ожидают. Но, с помощью Божией, дорогая матушка Маргарита, я думаю, Господь управит Ваше служение, и так, как Вы показали себя при возрождении Казанской обители, Вы продолжите здесь те ревностные труды, которые совершали и блаженнопочившая игумения Серафима, и матушка игумения Серафима, которая сегодня передает Вам управление этой обителью.

Конечно, по-человечески очень трудно бывает расставаться, привыкать к переменам. Но я хочу одно только сказать: мы составляем единое братство и сестричество нашей епархии, и, вне зависимости от того, в каком месте это послушание проходит, мы связаны святым послушанием и монашеским деланием. И каждый не по своему характеру, не по своим обычаям управляет обителью, а по уставу, по сложившимся традициям и с благословения Правящего архиерея. Поэтому я хотел бы сказать сестрам, что ничего не изменилось и не изменится в обители с заменой настоятельницы. Каждая остается при своих послушаниях. По-человечески, конечно, наши взаимоотношения будут сохраняться, и мы будем общаться в молитве. У нас есть обычай паломничества, есть обычай на праздник ездить друг к другу, все это будет продолжаться.

Я очень надеюсь, дорогая матушка игумения Маргарита, что то положение, которое обязывает в этом святом месте заниматься и восстановительной, и социальной, и просветительской деятельностью, поможет возрождать то, что было до закрытия монастыря. Вы должны будете учесть и новые возможности, которые открывает перед нами Господь.

Я думаю, что мы нуждаемся в увеличении насельниц в этой обители, потому что сестры, хотя и безропотно, и с большим усердием несут послушания, что я всегда отмечаю, но думаю, что надо порой давать и послабления, и отдых. У вас есть прекрасное подворье, где можно время от времени пребывать, когда утомляются душа и тело, и здесь, конечно, можно будет ослаблять послушание, когда монастырь увеличится числом насельниц. Я думаю, что сюда нужно принимать деятельных сестер, которые будут не только совершать молитвенное правило и богослужение, но и участвовать в реставрационных работах, и, особенно, в просвещении тех, кто приходит сюда и как турист, и как паломник, и как человек ищущий Бога.

Когда назначают людей, говорят об ответственности, о больших задачах, а человек, который принимает эти послушания, напоминает о своем недостоинстве и о своем убожестве. То, что Вы, дорогая матушка Маргарита, прошли путь созидания Казанской обители, свидетельствует о том, что Вы перенесете наработанный опыт и на этот монастырь. И если Вы там с любовью относились к каждой сестре, то и здесь то же самое мы ожидаем от Вас, потому что в любой обители настоятельница и насельницы живут по принципу семьи, и настоятельница для сестер является матерью.

Сегодня одна из юных монахинь принимает на себя подвиг управления Казанского монастыря. Монастырь этот отдален от центра, от города Москвы, находится в сельской тиши, но там непочатый край трудов, потому что только часть колокольни и маленький новый корпус занимают монахини, остальная территория занята психоневрологическим интернатом, где проходят лечение больные люди. Думаю, что в скором времени состоится полная передача этого монастыря, и там предстоят большие труды по восстановлению обители. Сейчас налажены взаимоотношения монастыря с администрацией больницы, предусматривающие духовное окормление пациентов, это непомерный труд и подвиг.

Я также надеюсь, что увеличится число насельниц в Казанском монастыре, что Вы продолжите те героические труды, которые несла матушка Маргарита с первого дня возобновления там монашеской жизни. Я думаю, что все мы будем стараться помогать Вам, молиться о Вас, заботиться о возрождении обители, а Вы в своих трудах не унывайте. Не унывайте при неудачах, потому что не все от нас зависит. Порой Господь нам посылает испытания, а потом, когда мы разрешаем какие-то проблемы, исполняет неописуемой радостью наши сердца, и мы видим, что Господь и Царица Небесная никогда нас не оставляют!»

Владыка митрополит преподнес также в благословение и игумении Маргарите, и монахине Марии иконы Рождества Христова с молитвенными благопожеланиями.

Биография игумении Маргариты (Феоктистовой, 0),
настоятельницы Богородице-Смоленского
Новодевичьего монастыря

Монахиня Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна) родилась в 1963 г. в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. Отец — Феоктистов Юрий Федорович 1939 г.р., мать — Феоктистова Лидия Георгиевна 1939 г.р.

С 1971 по 1981 гг. обучалась в средней общеобразовательной школе № 10 города Егорьевска. В 1982 г. вышла замуж за Кокенова Бориса Ивановича 1956 г.р. В 1996 г. разведена. Имеет двоих детей: сын — Феоктистов Сергей Борисович 1983 г.р., дочь — Кокенова Виктория Борисовна 1989 г.р.

В 1981 г. поступила, а в 1987 г. окончила санитарно-гигиенический факультет I-го Московского медицинского института им. И.М.Сеченова.

После окончания I ММИ им. И.М.Сеченова с 1987 по 1992 гг. работала в лаборатории легионеллеза НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Министерства здравоохранения СССР в Москве.

С 1994 по 1995 гг. работала заведующей клинико-диагностической лабораторией комплекса детства и родовспоможения Егорьевского районного территориально-медицинского объединения.

С 1995 по 1997 гг. — врач лаборатории экспресс-диагностики НИИ урологии в Москве.

С 1997 по 1999 гг. — врач лаборатории клинической иммунологии, лаборатории ксенотрансплантации, СПИД-лаборатории в НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве.

С 1999 по 2004 гг. — врач вирусодиагностической лаборатории Медицинского центра Управления делами Президента РФ в Москве.

С 2002 г. являлась председателем приходского совета Казанского храма села Колычево Егорьевского района Московской области.

27 августа 2003 г. в Троицком храме города Егорьевска Московской области пострижена в рясофор с наречением имени Елена, в честь преподобной Елены Московской (Девочкиной). По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия постриг совершал благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

13 сентября 2005 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия пострижена в мантию иеромонахом Никодимом (Луневым, 0), благочинным церквей Егорьевского округа с именем Маргарита в честь великомученицы Маргариты Антиохийской.

6 октября 2005 г. определением Священного Синода приход Казанского храма села Колычева преобразован в Казанский монастырь, монахиня Маргарита (Феоктистова) назначена настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. 12 декабря 2007 г. удостоена губернаторского знака «Благодарю».

Биография монахини Марии (Макаровой, 0),
настоятельницы Казанского женского монастыря

Монахиня Мария (Макарова Вероника Сергеевна) родилась 16 декабря 1980 г. в городе Егорьевске Московской области. Мать — Макарова Любовь Николаевна, 1953 г.р., отец — Макаров Сергей Михайлович 1951 г.р., врач. В 1996 г. окончила среднюю школу города Егорьевска. В период учебы в средней школе обучалась также в Детской школе искусств на музыкальном отделении по классу фортепиано. В 1996 г. поступила в Московский областной музыкально-педагогический колледж, который окончила в 2000 г. по специальности «учитель музыки». В 2000 г. пришла в Троицкий храм города Егорьевска певчей, а с 2003 г., помимо пения на клиросе, несла послушание в просфорне.

В 2001 г. поступила на заочное отделение Московского государственного открытого педагогического университета имени М.Шолохова (факультет педагогики и психологии, 0), который окончила в 2006 г. В 2005 г. поступила в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет на миссионерский факультет заочного сектора. Замужем не была.

В период осенних и весенних месяцев 2001—2002 гг. трудилась в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. В 2005 г. в течение трех месяцев несла послушание певчей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в Горненском монастыре.

15 февраля 2006 г. приняла иноческий постриг с наречением имени Вера. Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

18 декабря 2007 г. принята в число сестер Казанского женского монастыря села Колычева Егорьевского района Московской области.

19 декабря 2007 г. приняла монашеский постриг с наречением имени Мария, в честь святой преподобномученицы Марии (Мамонтовой-Шашиной) (память 19 сентября / 2 октября). Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев).

Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Мар-га-ри-та (Гу-на-ро-ну-ло Ма-рия Ми-хай-лов-на) - по про-ис-хож-де-нию гре-чан-ка, ро-ди-лась при-мер-но в 1865-1866 гг. До при-ня-тия ино-че-ства Ма-рия Ми-хай-лов-на про-жи-ва-ла в Ки-е-ве. Ду-хов-ни-ком ее был про-то-и-е-рей Алек-сандр Кор-са-ков-ский, на-сто-я-тель Ки-е-во-Ге-ор-ги-ев-ской церк-ви, в при-хо-де ко-то-ро-го она жи-ла.
В сво-их вос-по-ми-на-ни-ях князь Н.Д. Же-ва-х-ов, знав-ший ма-туш-ку за-дол-го до при-ня-тия ею мо-на-ше-ства пи-сал: "Я ви-дел в ли-це Ма-рии Ми-хай-лов-ны во-пло-ще-ние пла-мен-ной ве-ры и го-ря-чей люб-ви к Бо-гу. Ма-лень-кая, тще-душ-ная, по-чти уже ста-руш-ка, она го-ре-ла как све-ча пред Бо-гом: все, кто ее знал, зна-ли и то, что она ро-ди-лась точ-но для то-го, чтобы со-гре-вать дру-гих сво-ей лю-бо-вью. Про-то-и-е-рей о. Алек-сандр Кор-са-ков-ский по-ни-мал на-стро-е-ние Ма-рии Ми-хай-лов-ны, стра-дав-шей и тос-ко-вав-шей в ми-ру... У нее не бы-ло по-ло-вин-ча-то-сти, не бы-ло ни-ка-ких ко-мпро-мис-сов с со-ве-стью... По каж-до-му во-про-су она об-ра-ща-лась за со-ве-том к сво-е-му ду-хов-ни-ку. Ее без-мер-ная, рвав-ша-я-ся на-ру-жу лю-бовь к ближ-не-му, ис-кав-шая слу-чая про-явить се-бя, ее без-гра-нич-ная снис-хо-ди-тель-ность к че-ло-ве-че-ским немо-щам не рож-да-ли ком-про-мис-сов с со-ве-стью, не рож-да-ли двой-ствен-но-сти, ни все-го то-го, что обыч-но при-кры-ва-ет-ся бла-го-че-сти-ем, а в дей-стви-тель-но-сти вы-ра-жа-ет толь-ко рав-но-ду-шие к хри-сти-ан-ско-му дол-гу... Та-кие лю-ди, все от-да-ю-щие дру-гим и ни-чем не поль-зу-ю-щи-е-ся со сто-ро-ны дру-гих, все-гда оди-но-ки... Ни-кто ни-ко-гда не спро-сит у них - мо-жет быть и им что-ни-будь нуж-но, мо-жет быть, и они нуж-да-ют-ся в под-держ-ке и в том, чтобы по-лу-чить от-вет-ную лас-ку. К ним шли, ко-гда бы-ло нуж-но, но не за-ме-ча-ли, ко-гда нуж-да в них про-хо-ди-ла...».
По-сле ино-че-ско-го по-стри-га мо-на-хи-ня Мар-га-ри-та ста-ла на-сель-ни-цей жен-ской мо-на-ше-ской об-щи-ны "От-ра-да и Уте-ше-ние" (ст. Ло-пас-ня, Сер-пу-хов-ский уезд, Мос-ков-ская гу-бер-ния), где игу-ме-ни-ей бы-ла пре-ста-ре-лая гра-фи-ня Ор-ло-ва-Да-вы-до-ва. Этот пе-ри-од жиз-ни явил-ся для нее тя-же-лым ис-пы-та-ни-ем, по-тре-бо-вав-шим боль-шо-го му-же-ства, тер-пе-ния и сми-ре-ния.
Ука-зом Св. Си-но-да от 18 ян-ва-ря 1917 г. за N 685 мо-на-хи-ня Мар-га-ри-та бы-ла на-зна-че-на на ва-кан-сию на-сто-я-тель-ни-цы Мен-зе-лин-ско-го Про-ро-ко-Ильин-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря Уфим-ской гу-бер-нии с воз-ве-де-ни-ем ее в сан игу-ме-нии. Это на-зна-че-ние со-сто-я-лось бла-го-да-ря ста-ра-ни-ям кня-зя Н.Д.Же-ва-х-о-ва, быв-ше-го к то-му вре-ме-ни то-ва-ри-щем обер-про-ку-ро-ра Св. Си-но-да. Воз-ве-де-ние в игу-мен-ский сан про-ис-хо-ди-ло в Москве, в при-сут-ствии Ве-ли-кой Кня-ги-ни Ели-за-ве-ты Фе-о-до-ров-ны, чрез-вы-чай-но (по вос-по-ми-на-ни-ям кня-зя) по-лю-бив-шей ма-туш-ку Мар-га-ри-ту.
Пе-ре-езд в Мен-зе-линск был дли-те-лен и чрез-вы-чай-но тру-ден. При-бы-ла на-сто-я-тель-ни-ца игу-ме-ния в оби-тель в кон-це зи-мы 1917 г. Про-ро-ко-Ильин-ский нештат-ный об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь был од-ной из круп-ней-ших жен-ских оби-те-лей Уфим-ской епар-хии. В ней бы-ло три хра-ма: Ильин-ский, Воз-не-сен-ский и трех-пре-столь-ный ка-мен-ный со-бор-ный храм Тих-вин-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. Дей-ство-ва-ла мо-на-стыр-ская цер-ков-но-при-ход-ская шко-ла. Име-лось на-ла-жен-ное мо-на-стыр-ское хо-зяй-ство с фрук-то-вы-ми са-да-ми, ого-ро-да-ми, па-се-ка-ми. Мо-на-хи-ни тру-ди-лись в го-сти-ни-це для па-лом-ни-ков, в ико-но-пис-ной, зо-ло-то-швей-ной, сто-ляр-ной, порт-няж-ной, че-бо-тар-ной и пе-ре-плет-ной ма-стер-ских, а так-же в просфор-ной, тра-пез-ной, хлеб-ной. В мо-на-сты-ре име-лась да-же соб-ствен-ная фо-то-гра-фия.
Все-го к 1917 г. в мо-на-сты-ре про-жи-ва-ло 50 мо-на-хинь и 248 по-слуш-ниц. Ум-ная и об-ра-зо-ван-ная игу-ме-ния сла-ви-лась сво-ей стро-гой ас-ке-ти-че-ской жиз-нью и устро-е-ни-ем жиз-ни мо-на-стыр-ской в ду-хе древ-не-го бла-го-че-стия. Она рав-но за-бо-ти-лась и о внеш-нем бла-го-устро-е-нии оби-те-ли, и о внут-рен-нем ду-хов-ном ми-ре на-сель-ниц мо-на-сты-ря.
Слу-же-ние ма-туш-ки Мар-га-ри-ты на-ча-лось в смут-ное вре-мя. В ап-ре-ле 1917 г. ре-во-лю-ци-он-ная вол-на до-ка-ти-лась до Ильин-ско-го мо-на-сты-ря. Во вре-мя граж-дан-ской вой-ны тер-ри-то-рия Уфим-ской губ. мно-го раз пе-ре-хо-ди-ла от крас-ных к бе-лым и об-рат-но. По по-ста-нов-ле-нию Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства цер-ков-но-при-ход-ские шко-лы долж-ны бы-ли пе-рей-ти в ве-де-ние Ми-ни-стер-ства на-род-но-го про-све-ще-ния. Игу-ме-нии Мар-га-ри-те уда-лось за-щи-тить мо-на-стыр-скую шко-лу от этой пе-ре-да-чи.
Из де-кабрь-ской га-зе-ты (1917 г.) "Уфим-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти": "На-сто-я-тель-ни-ца Мен-зе-лин-ско-го Про-ро-ко-Ильин-ско-го мо-на-сты-ря игу-ме-ния Мар-га-ри-та на при-гла-ше-ние го-род-ско-го го-ло-вы явить-ся на со-бра-ние по по-во-ду пе-ре-да-чи го-ро-ду цер-ков-но-при-ход-ских школ - пись-мен-но от-ве-ти-ла, что мо-на-стыр-ская шко-ла долж-на остать-ся при мо-на-сты-ре, так как иму-ще-ство и зда-ние шко-лы при-над-ле-жат мо-на-сты-рю, и учи-тель-ни-ца-ми со-сто-ят по-слуш-ни-цы мо-на-сты-ря. Игу-ме-ния за-яви-ла, что со-дер-жа-ние шко-лы впредь бу-дет про-из-во-дить-ся на мо-на-стыр-ские сред-ства (до то-го жа-ло-ва-нье учи-те-лям пла-ти-ло го-су-дар-ство). Непо-ко-ле-би-мая во-ля игу-ме-нии со-хра-нить связь школь-но-го об-ра-зо-ва-ния с вос-пи-та-ни-ем де-тей в Пра-во-слав-ной ве-ре при-ве-ла к неожи-дан-но-му ре-зуль-та-ту: мо-на-стыр-ская шко-ла бы-ла го-ро-дом остав-ле-на за мо-на-сты-рем, при-чем вви-ду то-го, что в этой шко-ле учат-ся го-род-ские де-воч-ки, го-род ре-шил пла-тить учи-тель-ни-цам... и вы-да-вать тре-бу-е-мые при обу-че-нии по-со-бия... ".
18 ап-ре-ля 1918 г. игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла из-бра-на в со-став Епар-хи-аль-но-го со-ве-та. В мае 1918 г. на-чал-ся че-хо-сло-вац-кий мя-теж. К се-ре-дине июля вся гу-бер-ния бы-ла осво-бож-де-на от вла-сти боль-ше-ви-ков. Од-на-ко на за-пад-ных гра-ни-цах гу-бер-нии бои про-дол-жа-лись, и г. Мен-зе-линск неод-но-крат-но пе-ре-хо-дил из рук в ру-ки.
По рас-ска-зу быв-шей на-сель-ни-цы Про-ро-ко-Ильин-ско-го мо-на-сты-ря мо-на-хи-ни Алев-ти-ны, игу-ме-ния Мар-га-ри-та в ка-кой-то мо-мент ре-ши-ла уй-ти с бе-лы-ми и не оста-вать-ся при вла-сти боль-ше-ви-ков: "Она уже бы-ла на при-ста-ни, ко-гда ей явил-ся об-раз Свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, про-из-нес-ший: "За-чем ты бе-жишь от сво-е-го вен-ца?". По-тря-сен-ная ви-де-ни-ем, игу-ме-ния вер-ну-лась в мо-на-стырь и по-ве-да-ла о про-ис-шед-шем мо-на-стыр-ско-му свя-щен-ни-ку. Она по-про-си-ла это-го свя-щен-ни-ка за-ра-нее за-го-то-вить для нее гроб, а по-сле от-пе-ва-ния по-хо-ро-нить ее в тот же день".
В ночь с 10-го на 11-е ав-гу-ста 1918 г. (н. ст.) боль-ше-ви-ки вне-зап-но по-ки-ну-ли г. Мен-зе-линск. Жи-те-ли со-зда-ли доб-ро-воль-че-ский от-ряд по охране го-ро-да и уста-но-ви-ли связь с от-ря-да-ми На-род-ной (Бе-лой) ар-мии. 21 ав-гу-ста боль-ше-ви-ки сно-ва по-ве-ли на-ступ-ле-ние на Мен-зе-линск. От-ряд На-род-ной Ар-мии и от-ряд по охране го-ро-да в те-че-ние 4-х ча-сов вы-дер-жи-ва-ли на-тиск про-тив-ни-ка, но боль-ше-ви-ки во-рва-лись в го-род и устро-и-ли фор-мен-ную рез-ню... Чис-ло рас-стре-лян-ных в Мен-зе-лин-ске 21-22 ав-гу-ста до-сти-га-ло 150-200 че-ло-век. В той кро-ва-вой рас-пра-ве по-гиб-ла и игу-ме-ния Мар-га-ри-та. По дру-гим све-де-ни-ям, игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла аре-сто-ва-на во вре-мя служ-бы.
По сви-де-тель-ству участ-ни-ка граж-дан-ской вой-ны (на сто-роне крас-ных) Я.Ф. Ост-ро-умо-ва, по-во-дом к убий-ству игу-ме-нии яви-лась по-пыт-ка мо-на-хинь за-щи-тить от рас-пра-вы ко-го-то из офи-це-ров (ве-ро-ят-но, ра-не-ных, не имев-ших сил уй-ти из го-ро-да): " ...Несколь-ко бе-лых офи-це-ров, остав-ших-ся в мо-на-сты-ре, скры-лись в ке-льях жен-ско-го мо-на-сты-ря и бы-ли... рас-стре-ля-ны во дво-ре мо-на-сты-ря, так-же бы-ла рас-стре-ля-на игу-ме-ния мо-на-сты-ря... за укры-ва-тель-ство бе-лых офи-це-ров в ке-льях мо-на-сты-ря".
Через ли-нии фрон-тов Граж-дан-ской вой-ны до кня-зя Н. Же-ва-х-о-ва до-шли сле-ду-ю-щие по-дроб-но-сти убий-ства ма-туш-ки: "В на-ча-ле ок-тяб-ря 1918 г. во-рвав-шись в мо-на-стыр-скую огра-ду, боль-ше-ви-ки по-же-ла-ли осквер-нить храм, но игу-ме-ния не пу-сти-ла их ту-да. Ма-туш-ка без-бо-яз-нен-но вы-шла к тол-пе пья-ных и во-ору-жен-ных до зу-бов боль-ше-ви-ков и крот-ко ска-за-ла им: "Смер-ти я не бо-юсь, ибо толь-ко по-сле смер-ти я яв-люсь ко Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, к Ко-то-ро-му всю жизнь свою стре-ми-лась. Вы толь-ко уско-ри-те мою встре-чу с Гос-по-дом... Но я хо-чу тер-петь и стра-дать в этой жиз-ни без кон-ца, лишь бы толь-ко вы спас-ли свои ду-ши... Уби-вая мое те-ло, вы уби-ва-е-те свою ду-шу... По-ду-май-те над этим".
В от-вет на эти сло-ва по-сы-па-лись пло-щад-ная брань и тре-бо-ва-ния от-крыть храм. Игу-ме-ния на-от-рез от-ка-за-ла, а боль-ше-ви-ки ска-за-ли ей: "Так смот-ри же: зав-тра ра-но утром мы убьем те-бя"... С эти-ми сло-ва-ми они ушли. По-сле их ухо-да, за-пе-рев на за-по-ры цер-ков-ную огра-ду, игу-ме-ния Мар-га-ри-та вме-сте с сест-ра-ми от-пра-ви-лась в храм Бо-жий, где про-ве-ла всю ночь в мо-лит-ве, а за ран-ней обед-ней при-ча-сти-лась. Не успе-ла игу-ме-ния вый-ти из хра-ма, как боль-ше-ви-ки, ви-дя ма-туш-ку схо-дя-щей с ам-во-на, взя-ли ее на при-цел и в упор вы-стре-ли-ли. "Сла-ва Те-бе, Бо-же!" - гром-ко ска-за-ла игу-ме-ния Мар-га-ри-та, уви-дя боль-ше-ви-ков с уста-нов-лен-ны-ми про-тив нее ру-жья-ми, и... за-мерт-во упа-ла на пол, прон-зен-ная ру-жей-ны-ми пу-ля-ми из-вер-гов".
Игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла рас-стре-ля-на 9/22 ав-гу-ста 1918 г.
Со-хра-ни-лось сви-де-тель-ство о му-че-ни-че-ской кон-чине игу-ме-нии Мар-га-ри-ты из уст на-сель-ни-цы мо-на-сты-ря мо-на-хи-ни Алев-ти-ны: "На сле-ду-ю-щий день [по-сле остав-ле-ния Мен-зе-лин-ска бе-лы-ми] игу-ме-нию Мар-га-ри-ту как яко-бы "контр-ре-во-лю-ци-о-нер-ку" аре-сто-ва-ли пря-мо во вре-мя служ-бы, вы-ве-ли на па-перть со-бор-но-го хра-ма и, не дав ей при-об-щить-ся Св.Та-ин, несмот-ря на ее об этом прось-бы, рас-стре-ля-ли".
Сест-ры мо-на-сты-ря по-сле от-пе-ва-ния по-хо-ро-ни-ли игу-ме-нию-му-че-ни-цу под-ле ал-та-ря со-бор-но-го Воз-не-сен-ско-го хра-ма, где она бы-ла каз-не-на.
Из вос-по-ми-на-ний М.В. Ми-хай-ло-вой, до-че-ри мен-зе-лин-ско-го свя-щен-ни-ка: "Рас-ска-зы-ва-ли, что в 1970-е го-ды око-ло за-кры-то-го то-гда со-бо-ра Мен-зе-лин-ско-го мо-на-сты-ря ре-ши-ли ко-пать яму за са-мым ал-та-рем и вне-зап-но на-толк-ну-лись на гроб. В нем ока-за-лись нетлен-ные остан-ки мо-на-хи-ни с кре-стом на гру-ди. Гроб сей не по-тре-во-жи-ли, за-рыв эту мо-ги-лу, а для ямы на-шли дру-гое ме-сто. По-ви-ди-мо-му, это и бы-ла игу-ме-ния Мар-га-ри-та. Го-во-рят еще, что бы-ло пред-ска-за-ние од-но-го ве-ли-ко-го рус-ско-го свя-то-го [ка-жет-ся, ] о Мен-зе-лин-ском мо-на-сты-ре, что при од-ной на-сто-я-тель-ни-це храм по-ста-вят, дру-гая бу-дет му-че-ни-цей, а при тре-тьей - ко-ло-ко-ла па-дут. Так и слу-чи-лось. Игу-ме-ния Мар-га-ри-та ста-ла му-че-ни-цей, а при по-след-ней на-сто-я-тель-ни-це сня-ли с церк-ви ко-ло-ко-ла и мо-на-стырь за-кры-ли...".
26.10.1999 го-да игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла ка-но-ни-зи-ро-ван как мест-но-чти-мая свя-тая Уфим-ской епар-хии. По пред-став-ле-нию Ар-хи-епи-ско-па Уфим-ско-го и Стер-ли-та-мак-ско-го Ни-ко-на Юби-лей-ным Ар-хи-ерей-ским Со-бо-ром Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви (13-16 ав-гу-ста 2000 г.) игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла при-чис-лен к Со-бо-ру но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских для об-ще-цер-ков-но-го по-чи-та-ния с да-той па-мя-ти - пер-вое вос-кре-се-нье, на-чи-ная с 25.01/07.02

В день великомученицы Маргариты протоиерей Максим Козлов — о настоятельнице Новодевичьего монастыря и своем духовном чаде, игумении Маргарите (Феоктистовой).

Игумения Маргарита (Феоктистова), которую мы с глубокой радостью и с искренним почтением поздравляем с Днем тезоименитства, во время подобно была прихожанкой нашего храма.

Мы знали ее как усердную молитвенницу на богослужениях, как очень отзывчивого, внимательного человека. Будучи медиком высокой квалификации, она никогда не отказывала в помощи тем, кто этой помощи и поддержки взыскивал. А самое главное, мы помним ее как человека, для которого понятие «духовная жизнь» было не абстрактным словосочетанием, а центром существования, тем, что определяло ее как личность, а не находилось где-то на периферии.

Когда мы узнали матушку, она уже прошла не самый простой жизненный путь, и поэтому тем удивительнее то, как Господь направил ее дальнейшую судьбу. Однажды она взяла у меня благословение помогать восстанавливать один из храмов Егорьевского района, с церковной точки зрения - благочиния. Через какое-то время, оказавшись там фактически единственным деятельным, ответственным и достаточно молодым человеком, она стала старостой церковной общины. А потом у священноначалия стало вызревать намерение о возрождении там монастыря. Говорю о Колычевском Казанском монастыре Егорьевского благочиния Московской епархии.

Так шаг за шагом, месяц за месяцем вместо рабы Божией Елены Феоктистовой появилась инокиня Елена, а потом и монахиня Маргарита, именины которой в сегодняшний день мы и празднуем.

Сначала в Колычево не было монастыря, но матушка уже была в иноческом достоинстве, потом решением Священного Синода он был создан, и матушка стала настоятельницей самого маленького в Подмосковье монастыря. Но и самого непростого с точки зрения местоположения - основную территорию, некогда принадлежавшую обители, там занимает психоневрологический диспансер. Монастырь был немногочислен по количеству сестер, но удивительно притягателен. Многие и многие прихожане нашего - и не только - храма приезжали тогда в Колычево не только организованно (с миссионерскими или паломническими поездками), но и тогда, когда хотели укрепиться душой в минуту скорби или прикоснуться к несуетному течению богослужения и нерассеянной в житейских попечениях благодатной монастырской жизни.

Те, кто помнит Колычево в 2005-2007 годах, вспоминают о том времени с большим теплом и благодарностью.

А потом оказалось так, что настоятельница самого маленького московского монастыря решением правящего архиерея, утвержденным Священным Синодом, была назначена игуменией самого большого и самого центрального женского монастыря Москвы - Новодевичьего. Возникли совершенно новые задачи и по монастырю, и по епархиальным послушаниям, и по сохранению и определению статуса обители как мирового памятника культуры. И здесь потребовались все многообразные (и человеческие, и монашеские, и дипломатические, и где-то даже медицинские) таланты матушки, чтобы все это соединять. Чтобы монастырь был прежде всего монастырем, но при этом оставался центром культурной жизни. Новодевичий — монастырь, где расположены центральные учреждения московской епархии, что несет для его настоятельницы определенные обязанности и нагрузки. Знаю, что с чрезвычайным перенапряжением сил это матушке удается, и за это мы Бога благодарим.

Пожелать хочется прежде всего здоровья телесного. Матушка нужна многим и многим людям на многие и многие годы церковного служения.

Также пожелаю соразмерять человеческие силы, даже умноженные благодатной помощью. Знаю, что хочется успеть сделать многое как можно скорее и в самом лучшем виде, но при этом нельзя надорваться! Я не сомневаюсь, что матушка никогда не оступится в духовном плане, но чтобы и телесных человеческих сил (ибо монах хоть и небесный человек и земной ангел, но плоти и ее немощей не лишен) хватало, чтобы мудрость умножалась. Чтобы высыпаться иногда! В каком-то смысле - помнить о себе. Помнить, что заповедь Божия учит нас любить ближнего, как самого себя, то есть себя в некотором смысле не забывать.

А мы, как можем, будем молиться за матушку и радоваться ее благословенным успехам.

Записала Пелагея Тюренкова

В подарок дорогой матушке - фотографии из поездки прихожан Татианинского храма в Колычево в 2006 году




В Интернете распространилась информация о том, что женщине с онкологически больным ребенком не разрешили присутствовать на службе в Новодевичьем монастыре из-за коляски, в которой находился ребенок.

Игумения Маргарита. Фото Юлии Маковейчук, taday.ru

Игумения Маргарита (Феоктистова) , настоятельница Новодевичьего монастыря, пояснила, что именно случилось в храме:

«В церковь зашла женщина с ребенком в детской прогулочной (не инвалидной) — коляске. Обычно родители оставляют детские прогулочные коляски в притворе церкви, но людям на инвалидных колясках, доступ в храм, конечно же, открыт. Почти на каждой воскресной службе в нашем храме молятся несколько прихожан в инвалидных колясках.

Сестра обратилась к женщине и предложила ей оставить коляску в притворе храме, как это и принято. Женщина же в ответ отреагировала неадекватно, очень эмоционально, нарушая этим ход совершавшегося богослужения. Она довольно шумно объяснила, что ее ребенок тяжело болен и они с ребенком в коляске остались в храме до конца службы».

Игуменья Маргарита (Феоктистова), в миру - Елена Юрьевна Феоктистова - родилась 31 декабря 1963 г. в Егорьевске Московской области в семье служащего. Русская

Отец - Феоктистов Юрий Федорович 1939 г.р., мать - Феоктистова Лидия Георгиевна 1939 г.р.

  • 1971-1981 гг. - училась в школе № 10 Егорьевска.
  • 1981-1987 гг. - студент санитарно-гигиенического факультета .
  • 1982 г. - вышла замуж за Кокенова Бориса Ивановича, 1956 г.р.
  • С 1987 по 1992 год работала в лаборатории легионеллеза НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Министерства здравоохранения СССР в Москве.
  • С 1994 по 1995 годы работала заведующей клинико-диагностической лабораторией комплекса детства и родовспоможения Егорьевского районного территориально-медицинского объединения.
  • С 1995 по 1997 годы - врач лаборатории экспресс-диагностики НИИ урологии в Москве.
  • 1996 г. - разведена с мужем
  • С 1997 по 1999 годы - врач лаборатории клинической иммунологии, лаборатории ксенотрансплантации, СПИД-лаборатории в НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве.
  • С 1999 по 2004 годы - врач вирусодиагностической лаборатории Медицинского центра Управления делами Президента РФ в Москве.
  • С 2002 года являлась председателем приходского совета Казанского храма села Колычева Егорьевского района Московской области.
  • 27 августа 2003 года была пострижена в рясофор с наречением в честь преподобной Елены Московской в Троицком храме Егорьевска.
  • 13 сентября 2005 года была пострижена в мантию с именем в честь великомученицы Маргариты Антиохийской. Оба пострига совершил иеромонах Никодим (Лунев).
  • 6 октября 2005 года была назначена настоятельницей преобразованного из прихода Казанского храма Казанского женского монастыря села Колычева Егорьевского района
  • 7 октября 2005 г. - в связи в назначением настоятельницей монастыря, на неё был возложен наперсный крест в надвратном крестовом храме Московского Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым)
  • 27 декабря 2007 г. назначена настоятельницей с возведением в сан игумении.
  • 28 декабря 2007 г. - возведена в сан игумении в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким Ювеналием.

Дети: сын - Феоктистов Сергей Борисович 1983 г.р., дочь - Кокенова Виктория Борисовна 1989 г.р.