Чем привлекателен обломов в сцене посещения. Гости обломова цели визита каждого из них отношение обломова к ним

Характеристика всех гостей Обломова

Ответы:

Волков Волков - жизнерадостный, беспечный молодой человек в возрасте 25 лет. Волков - модный щеголь. Носит прическу и одежду по последней моде. Живет бурной светской жизнью: каждый день ездит на балы, в театр и т.д. Жизнь Волкова – это вечный праздник. У него и Обломова много общих знакомых в свете. 2. Судьбинский Судьбинский - бывший сослуживец Обломова по канцелярии. Судьбинский строит карьеру, получает повышения и награды. Он хорошо зарабатывает, но при этом и много работает. Он ездит в командировки и вечно занят. Смысл жизни Судьбинского заключается в карьере. 3. Пенкин Пенкин - модный литератор, писатель. Пенкин придерживается модных взглядов в литературе. Он пишет статьи о реальной жизни, светских новостях и т.д. Пенкин неплохо зарабатывает, обедает в модном ресторане. На момент повествования Пенкин также публикует свой первый рассказ в журнале. 4. Алексеев Иван Алексеевич Алексеев - незаметный, ничем не примечательный человек, мелкий чиновник. Алексеев - робкий, безответный, кроткий человек. У него нет своего мнения, он всегда подстраивается под окружающих. Алексеев ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть. 5. Тарантьев Михей Андреевич Тарантьев - земляк и приятель Обломова. Ему около 40 лет. Тарантьев - шумный, грубый, недобрый человек. Он все время браниться и ругается. Работает 25 лет на одной должности без повышения. Тарантьев - обманщик и мошенник. Он любит вкусно поесть в гостях у Обломова и других знакомых. 6. Доктор Доктор - старый знакомый Обломова. Доктор давно занимается здоровьем Обломова. Доктор - внимательный и сдержанный человек. Он лечит богатых пациентов, хорошо зарабатывает и элегантно одевается. Доктор предупреждает Обломова о том, что тот рискует умереть от инсульта (удара). Доктор советует Обломову изменить образ жизни. Обломов не следует его советам..

В первой части масштабного романа Гончарова описывается сон Ильи Ильича, главного героя «Обломова». Этот эпизод произведения великого автора является описанием истинного образа личности героя, и служит отправной точкой для понимания смысла романа. Характеристика героя создает общий портрет обломовщины, явления, вобравшего в себя худшие пороки русского общества, и позволяющего расценивать жанр романа как социально-бытовое произведение. Противоборство героев подчеркивает разногласия между противоречивыми мировоззрениями, и раскрывает сущность каждого персонажа.

Характеристика героев «Обломов»

Главные герои

Илья Ильич Обломов

В «Обломове» герои противопоставлены друг другу, Илья Ильич является антиподом Штольца. Сибарит, живет за счет того, что заработано другими. В романе происходит глубокий анализ разлагающейся личности, ведущий к ее деградации. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Совершенно безвольный человек, обленившийся донельзя. Любил Ольгу, но разногласия во взглядах привели к конфликту. Отношения с Ильинской пришли к разрыву, и он женится на вдове Агафье Пшеницыной.

Андрей Иванович Штольц

Полная противоположность Обломова, уверенно смотрит вперед. Ему чужды эфемерные фантазии, с удовольствием достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильей Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает в нем доброту и мягкосердечность.

Ольга Сергеевна Ильинская

В список ее положительных качеств, в первую очередь входят эмоциональность, и твердые убеждения. Это прогрессивная решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образована. Полюбив Обломова, старается переделать его, отучить от лености и превратить его в сильную личность, отвечающую ее требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противоположность Ольге. Недалекая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым, еще больше расхолаживая его. Типичная представительница домостроя, не имеющая право голоса.

Второстепенные персонажи

Захар Трофимович

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Михаил Андреевич Тарантьев

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Анисья

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

Иван Матвеевич Мухояров

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Волков

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Судьбинский

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Пенкин

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Андрей

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Иван Алексеевич Алексеев

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

Тест по произведению


План характеристики:

1. Как встретил визитора Обломов

2. Поднимался ли Обломов с дивана навстречу

3. Каким размышлениям придался Обломов после ухода визитора

4. Зачем визитор приходит к Обломову

1) Волков:

1. Как только раздался звонок в дверь, Обломова охватило любопытство, и он стал смотреть. Увидев, что его гость - Волков, он поздоровался и, только тот хотел подойти, сказал: "Не подходите, не подходите: вы с холода!"

Не было попыток приподняться с кровати.

3. Обломов начал удивляться: "В десять мест в один день - несчастный!". Но также подумал, что было бы неплохо тоже влюбиться в какую-нибудь девушку. Но в итоге пришел к выводу, что его жизнь намного лучше и спокойнее и она его устраивает.

4. Волков пришел повидать Обломова и рассказать последние новости, а также похвастаться своими новыми вещами.

2) Судьбинский:

1. Обломов обрадовался приходу старого сослуживца, весело поздоровался с ним, но также сказал, как и Волкову: "Не подходи, не подходи! Ты с холоду".

2. По приходу Судьбинского Обломов даже не пошевелился, но был один момент во время разговора, когда он вскочил с постели.

3. Обломов рассуждал: "Увяз, любезный друг, по уши увяз.

И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. У нас это называется тоже карьерой!". Также Илья Ильич затрагивает тему сущности человека, что при такой жизни, как у его товарища, "мало тут человека-то нужно". После всех размышлений Обломов остановился на том, что был рад, что он мог целый день сидеть дома и не возиться с работой в отличие от Судьбинского, которого называет несчастным.

4. Судьбинский пришел навестить бывшего сослуживца, упомянул, что "Давно собирался к тебе". Он рассказал о своих служебных делах и ближайших планах, также пытался позвать Обломова с собой в Екатерингоф.

3) Пенкин:

1. Перед тем как пришел Пенкин, Обломов еще был в раздумьях после ухода Судьбинского, и получилось, что по началу он даже не заметил нового гостя. Но после того, как тот поздоровался, он очнулся, и снова прозвучали слова: "не подходите, не подходите: вы с холода!".

2. На приход Пенкина Обломов особо не отреагировал, но во время разговоров Пенкин смог расшевелить немного Илью Ильича, тот сперва привстал, а после и вовсе вскочил с кровати. Но после снова лег.

3. Когда Пенкин ушел, Обломов начал недоумевать, как можно все время писать, тем более ночью. Так же он думал: "Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться...". Он не понимал этого, хотя ранее сам рассуждал, что человек - не человек, если он не живет, не чувствует, не использует свой ум и воображение. Он сравнивает Пенкина с машиной: "все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра. Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный".

4. У Пенкина была цель визита: "Я, знаете, зачем пришел к вам? Я хотел предложить вам в Екатерингоф; у меня коляска". Но до того, как он об этом сказал, он успел завести разговор с Обломовым о своей новой статье, потом о литературе, а после о "падших людях" и об обществе в общем, чем смог взбудоражить Обломова.

4) Алексеев:

1. После очередного звонка в дверь Обломов задался вопросом: "Что это сегодня за раут у меня?". После того, как зашел Алексеев, он поздоровался с ним и сразу же предупредил: "Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!".

2. Во время разговора Обломов почти не двигался с места, хоть его и упрашивали встать, умыться и начать собираться.

3. Алексев не уходил из квартиры Обломова до тех пор, пока не пришел Тарантьев, и ушел уже после него. Обломов в момент ухода Алексеева не слушал его и, сидя в кресле, "погрузился не то в дремоту, не то в задумчивость".

4. Алексеев приехал за Обломовым, чтобы увезти на обед к Овчинину, а после с ним, Овчинины, Альяновым, Пхайло и Колымягиным поехать в Екатерингоф. Он пытался заставить Обломова подняться и начать собираться, но Илья Ильич отговорил его идти на обед к Овчинину, а пообедать у него вместе с Тарантьевым. Еще Обломов наконец-то смог рассказать о двух своих несчастьях, и Алексеев выслушал его.

5) Тарантьев:

1. Как только Тарантьев пришел, он поздоровался с Обломовым и протянул свою руку, но Илья Ильич, как и всем предыдущим визиторам, сказал: "Не подходи, не подходи: ты с холода!", и прикрылся одеялом.

2. Обломов встретил гостя лежа на кровати, но Тарантьев попытался приподнять его с постели, "но тот предупредил его, опустив быстро ноги и сразу попав ими в обе туфли". Тарантьев стал звать Захара, чтобы тот одевал барина. Обломов с помощью Захара поднялся и сел в кресло.

3. После ухода Тарантьева Обломов начал размышлять о своих проблемах: "Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева".

4. Тарантьев был приглашен на обед Обломовым. И так как приглашенный пришел пораньше, Илья Ильич решил посоветоваться с ним по поводу своих несчастий. Тарантьев решил нажиться на помощи, что ему и удалось. Также он приехал, чтобы попросить у Обломова одолжить ему на время его черный фрак, но настоявший на своем Захар не дал фрак Тарантьеву.

Роман «Обломов» - это классика, к которой интерес то стихает, то, наоборот, разгорается с огромной силой. Дело в персонаже Ильи Ильича, который становится символом одних эпох, и отрицательным героем других.

Гости Обломова и цель их прихода помогут понять характер сложного персонажа.

Гости Обломова

На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.

Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.

Волков

Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:

«В десять мест в один день – несчастный!».

Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.

Судьбинский

Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью - это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха - у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Алексеев

Цель его посещения Обломова, как и всей жизни, – поесть. Он приглашает Илью на обед к общему знакомому, а после обеда поехать с друзьями в Екатерингоф. Обломов предлагает остаться и отобедать с ним. Алексеев - робкий человек, боящийся самого себя. Он не продвигается по службе, не имеет своего мнения, подстраиваться под других, теряя постепенно лицо. Становится непримечательным внешне и внутри. Но только этому тихому гостю Обломов смог озвучить свои проблемы.

Тарантьев

Земляк и приятель Ильи Ильича Тарантьев - шумный и грубый гость. Он не спрашивая согласия, пытается поднять Обломова с кровати. По требованию Тарантьева слуга Захар одевает барина. Обломов садится в кресло. Тарантьев был приглашенным гостем, его позвали на обед, но еще одна цель визита – выпросить черный фрак. Помешал наглости гостя только слуга. Тарантьев постоянно бранится, ворчит и ругается. Он недоволен всем на свете, ищет выгоду, возможность обмануть и смошенничать.

Доктор

Цель посещения доктора – здоровье Обломова. Он предупреждает Илью о возможности удара (инсульта), о необходимости смены образа жизни, но тот не прислушивается к его советам. Доктор элегантен и привлекателен. Он вхож в дома богатых пациентов, поэтому сдержан и спокоен. Врач имеет хороший доход, поведение его вызывает интерес.

Дополните части работы, в которых эпизод рассматривается как часть целого.

Роль эпизода «Посетители Обломова»
в романе И.А. Гончарова «Обломов»

В «Обломове» явлено могущество чистой повествовательности при минимальном элементе драматизации действия.

Глубокая мысль романа рождается из поворотов судьбы, душевных движений героя, деталей живописания, вытекает из полноты многостороннего объективного изображения.

Характер героя поставил перед писателем нелегкую проблему организации действия, построения сюжета. Как показать в действии человека бездейственного? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романом 40-х годов: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическими смещениями событий. Так построены «Герой нашего времени», «Кто виноват?». Но там с помощью этого приема испытывались разные стороны натуры героя: разнообразие внутренних возможностей его у Лермонтова или преломление общего закона современного общественного бытия («утеснение», искажение человеческой личности) в разных сферах действительности у Герцена. Гончаров нашел в этом структурном принципе иные возможности и поставил его на службу своим целям.

У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков». Так в самом начале романа, сразу же после описания неразлучной пары Обломов - Захар, дан эпизод прихода посетителей.

Эпизод расположен в самом начале романа. Читатель еще ничего не знает о герое, кроме его необычайной замкнутости: он живет в четырех стенах, и пока, до прихода гостей, еще ничто не говорит о нем, как о человеке с «голубиным» сердцем.

Вообще, эпизод играет важную роль в романе: он делает Обломова «живым» героем, лишает его схематичности, присущей Штольцу, о котором автор лишь рассказывает. Обломов показан бездействующим, но в действии, т.е. в отношениях с окружающим миром. Невольно посетители сопоставляются с Ильей Ильичом, выявляя его лучшие качества, тогда как лень его уже показана.

Три посетителя дома на Гороховой – это все общество Петербурга в миниатюре. Гости «подготавливают почву» для Штольца, как бы заранее предопределяя его духовное несовершенство по сравнению с Обломовым, ведь Штольц вхож в это общество, чувствует себя в нем отлично, что дает ему своеобразную авторскую оценку как человеку. С другой стороны, Гончаров оправдывает героя, которому скучен свет. Для него это не просто онегинская хандра, благодаря которой он к жизни «вовсе охладел», а скука, имеющая глубокие причины.

Первый посетитель – Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами». В описании господина присутствует множество «блестящих» эпитетов: «блещущий», «глянцевитый», «лакированный». В его динамическом портрете много юмора: «он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмахнул лакированные сапоги». Сколько иронии в этих описаниях! У этого молодого человека, пытающегося быть комильфо, денди, на самом деле полусветские манеры. Вообще, этот типаж будто бы взят из "Мертвых душ" Гоголя: "тонкий" светский мотылек. Волков только что от портного и хватается перед ничего не понимающим в моде Обломовым. Обломов иронизирует, подыгрывает Волкову. Особенно это заметно, когда Волков признается в любви к "Лидиньке":


Ах! - вспыхнув, произнес Волков, - сказать?

Говорите!

Волков говорит о своей любви даже трогательно, но когда речь идет о Мише Горюнове, речь его звучит покровительственно. "Надо его ввести: он робок, еще новичок". Жизнь Волкова расписана не по минутам, а по обедам. Он приглашает и Обломова, но тому скучно там бывать, оттого "что обо всем говорят". Волков, как опытный официант, предлагает Обломову, как капризному посетителю, различные кружки, где говорят то об искусстве, то обо всем. Волкова ничего не беспокоит, кроме Лидиньки, обедов и одежды.

После визита Обломов спрашивает: "Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? ... да в десять мест в один день - несчастный!" Если Волков думает, что Обломов "сибарит", то, по мнению Ильи Ильича, "он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой".

Второй посетитель – Судьбинский, "господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумивой улыбкой". Сам эпитет "потертое" в сочетании со словом лицо смело доказывает мысль Обломова о "дроблении" человека. Этот посетитель упорно предлагает пойти на службу. Тут читатель узнает об Илье Ильиче нечто новое: оказывается, Обломов бросил службу, чтобы начать писать. Это характеризует его как человека творческого, способного понять все очарование Casta Diva, как читатель потом узнает, его любимой арии, предопределяет его знакомство с Ольгой, ведь Штольц не понимает музыки, не чувствует ее так тонко, хотя его в детстве учила играть на фортепиано мать.

Судьбинский «увяз, по уши увяз, и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире» (так думает Обломов). И действительно, он говорит только о службе, о себе, хвастается, но прикрывает свое «ничегонеделание» озабоченностью и рассказами о своей занятости. Так же, как и Волков, Судьбинский тоже влюблен, но с серьезными намерениями: осенью женится. Впрочем, объясняется все просто: "нужны деньги". Возможно, именно эта проблема в будущем помешает Обломову жениться на Ольге, ведь для этого придется решить проблемы с имением и еще множество других. После ухода Судьбинского Обломов начинает гордится тем,что у него "есть простор его чувствам и воображению" в отличие от Судьбинского, что еще раз характеризует Обломова как личность творческую, которой недостаточно просто лежать на диване. В какой-то мере эти два первых визита уже показывают, что если Обломов и лежит на диване, то не только от лени, но и от того, что нечем заняться думающему, чувствующему человеку.

Последний посетитель Обломова – "очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью". Уже по этому несколько ироническому портрету можно определить, что Пенкин – «личность творческая». На самом деле он бездарен, ("В нем слышится то Дант, то Шекспир" – грубое, нелепое преувеличение) и чем-то напоминает Кукшину ("Отцы и дети"), которая буквально живет печатным словом. В разговоре с литератором Обломов "оживает", неожиданно вскакивает с дивана и произносит монолог о гуманизме, человеколюбии. Все накопившееся мысли о человеке выплескиваются наружу: "Человека, человека давайте мне. Любите его... Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию!" В этом Обломов прав, он достойно отвечает Пенкину, называющему его "чудаком". После ухода "поэта" Обломов рассуждает как творческая личность: ведь писать нельзя все время, в любое время, по заказу. А ведь это могло стать его профессией!

Таким образом, сюжетная роль посетителей Обломова – показать, что так жить нельзя, оправдать Обломова, который «беззаботен, как новорожденный младенец», «не разбрасывается, не продает ничего...». По мнению автора, Обломов, лежа на диване, сохраняет свое человеческое достоинство, ему просто нечем заняться больше, нет ничего более достойного в петербургском свете.