Танеев Сергей Иванович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Танеев сергей иванович Биография танеева

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

Сергей Иванович Танеев принадлежал к старинной дворянской семье. Как указывают генеалогические источники, Танеевы служили стольниками и воеводами, за службу свою были жалованы в XVII столетии поместьями и приписаны к столбовому дворянству, занесенному в шестую часть дворянских родов Воронежской губернии.
С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И. Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель.
Иван Ильич (1796-1879 гг.) был человеком образованным и до конца своих дней сохранял страсть к наукам и искусству («учится, учится и притом без всякой системы», - говорил о нем старший сын Владимир).
У него же, у Владимира, брата Сергея Ивановича, в литературном наследии читаем. «Древний город, окруженный селами, монастырями, стоит на высоком месте узкого горного хребта. Обилие церквей и садов придает ему великолепный вид. Над крутым обрывом высится кремль с бойницами и башнями, извилистая река, чистая, прозрачная, омывает обрыв...»
В.И. Танеев, старший брат композитора, много занимавшийся исследованием семейных документов и преданий, сохранил в описании родного Владимира картины патриархальной жизни в старинном губернском городе. Цветение садов весною, наполнявшие улицы тонким сладостным ароматом, затопленные в половодье луга, далеко видные с кремлевского обрыва, оживление почтового тракта перед началом знаменитых нижегородских ярмарок, - путь на них пролегал через Владимир, разноголосие базара, куда «являлась продавать и покупать Древняя Русь, нетронутая, неизменившаяся, с громким говором, оглушительными криками, непечатной бранью и рукопашными схватками...»
Патриархальной была и неспешная жизнь родителей композитора. В 1838 году Иван Ильич обвенчался с дочерью титулярного советника, владимирского чиновника «из обер-офицерских детей» Павла Андреевича Протопопова, Варварой Павловной. Ему в это время было 42 года, ей 16, тем не менее их сорокалетняя супружеская жизнь прошла в редком согласии и дружбе.
В начале 1839 года Иван Ильич поселился во Владимире-на-Клязьме. Дом их стоял на отшибе главной Дворянской улицы, на небольшой площади движения обыкновенно не бывало. Богатыми Танеевы не были, но их потребности были вполне обеспечены. Они имели лошадей, экипажи н славились гостеприимством. Два раза в год - в свои именины и в именины мужа - Варвара Павловна угощала роскошным завтраком многочисленных знакомых, а Иван Ильич, по свидетельству его старшего сына, «вообще смотрел на свой дом, как на квартиру для гостей - был рад вся кому, званому и незваному...»
Случалось принимать и редких гостей. Так, в 1856 году с визитом к Танеевым приезжал писатель . Они были знакомы и с А.И. Герценом, который в 1838-1840 годах находился во Владимире в ссылке.
Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой головой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».


Сергей Иванович Танеев

Сергей Иванович Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье.
«Музыканты были любимыми гостями, к какому бы званию не принадлежали», - читаем у Владимира Ивановича. Он и описал сцену, когда все, кто был в доме, бросились к воротам, завидев приближающуюся толпу, во главе которой шествовал оркестр. Им управлял, размахивая тростью, Иван Ильич. В плаще пушкинских времен он направлял ее прямо к дому. У хозяйки сперва голова кругом пошла. Но музыканты без церемоний наполнили огромную залу. После обеда до самой ночи в доме стоял шум и гам. Иван Ильич был вне себя от радости. Редкостно радушный, он располагал к себе людей, привлекал общительностью, вниманием, любезным характером, занимательной беседой. После любопытства, какими языками владеет новый знакомый, он переходил к музыке, спешив узнать, на каком инструменте играет гость. Выяснив, что последний способен проаккомпанировать на фортепиано, хозяин немедля брался за скрипку, которую любил превыше всего, хотя играл также на форте пиано, флейте и гитаре».
О музыке Иван Ильич обычно говорил с велеречивой восторженностью. Естественно, что он заботился о музыкальном образовании своих сыновей. Надо ли говорить о его радости, когда обнаружились проблески музыкальной одаренности у Сережи, т.к. старшие братья, Владимир и Павел, избрали юридическое поприще. Хотя нам мало известно о детстве композитора, косвенные данные позволяют предположить, что влияние родителей и всего домашнего уклада было в жизни Сергея Ивановича очень существенным.
«У нас был прекрасный дом, старинный, уютный, с большим садом. В саду была беседка с декорациями. В этой беседке раза два или три давались театральные представления, до которых брат Владимир большой охотник. В саду были яблоки, смородина, малина... Не могу сказать, чтобы мои детские воспоминания были особенно живы. Но и до сих пор я себя иногда представляю находящимся в нашем владимирском саду. Я часто забирался в кусты и ел смородину. Мне теперь стоит взять в рот красной смородины, чтобы начать вспоминать ощущения, очень похожие на те, которые я испытывал ребенком в нашем саду. Дом наш, проданный нами при отъезде в Москву, несколько лет назад сгорел, на его месте теперь стоит другой», - писал много позже С.И. Танеев Аренскому.
С пяти лет Сережу стали обучать игре на фортепиано, чтению и письму на русском, французском и немецком языках, а также арифметике. Посещавшие Ивана Ильича музыканты неизменно восхищались талантливостью ребенка. Дирижер местного городского театра даже написал в честь его польку, которую назвал - «Сереженька - полька».
Будущность Сережи была решена - он должен стать музыкантом. Родители пригласили к пятилетнему мальчику учителей. Сначала это была М.А. Миропольская - ученица известной пианистки С. Малоземовой, а затем В.И. Полянская (урожденная Возницына), о которой Танеев впоследствии говорил, что именно она привила ему постоянную и настоящую любовь к музыке.
В 1866 году, когда Сереже шел десятый год, Танеевы продали свой дом и переехали в Москву.
«Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В Москве Сережу отдали в гимназию. В сентябре 1866 года Танеев переступил порог Московской консерватории с тем, чтобы не расстаться с ней без малого сорок лет - учеником, профессором, директором, снова профессором...
Музыкальное развитие мальчика шло быстро. Успехи в фортепианной игре свидетельствовали о его врожденных пианистических данных и о сознательном отношении к художественному характеру исполняемых произведений.
Н.Г. Рубинштейн очень внимательно следил за развитием музыкальных способностей Танеева и в 1871 году он взял его в свой класс. В классе Рубинштейна Танеев научился очень многому. Впоследствии он нередко применял приемы преподавания своего учителя. Высоко ценил Танеева и не сомневался в его будущности и Рубинштейн. «Танеев, - говорил он, - принадлежит к числу весьма немногих избранных, - он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».
По композиции Танеев занимался у другого замечательного музыканта - Чайковского. У него же он прошел курс гармонии и инструментовки. Танеев был любимым учеником Чайковского. «Не знаю никого, - писал он, - кто бы в моем мнении в сердечном отношении стоял выше Танеева». Чайковский оказал огромное влияние на Танеева и как композитор, и как человек. Он научил его той редкой дисциплине труда, олицетворением которой являлся сам. Чайковский привил Танееву любовь к выдающимся музыкантам прошлого. Именно в консерваторские годы начинается их профессиональное общение, перешедшее затем в глубокую и внимательную дружбу.
А их переписка! Она переполнена спорами, принципиальными разногласиями, расхождениями по многим творческим вопросам - и в то же время излучает истинно дружескую приязнь, покоряет душевной красотой обоих корреспондентов. Этих благороднейших людей роднила высота нравственных, этических убеждений, они буквально жили высшими целями искусства. Петра Ильича особенно восхищало в Сергее Танееве «бодрое, здоровое, оптимистическое отношение к задачам жизни».
В ученические годы Танеев начинает выступать на концертной эстраде в качестве пианиста. В одном из писем своим друзьям Масловым он живо описывает концертные хлопоты, поиски фрака, беспокойство о неисправном рояле: «Я сначала очень боялся, но когда вышел играть, успокоился. Все остались очень довольны. Николай Григорьевич сказал, что я сыграл лучше, чем он ожидал...»
В мае 1875 года Сергей Иванович Танеев окончил курс по двум специальностям: по фортепиано у Н.Г. Рубинштейна, по композиции у П.И. Чайковского. Он первым в истории Московской консерватории был отмечен высшей наградой - Золотой медалью. Его имя и сегодня можно видеть на Почетной доске возле Малого зала консерватории.
По окончании ее начались самостоятельные выступления С. Танеева, как в России, так и за границей. С годами он подходит к своим выступлениям требовательнее - вне зависимости от их масштабов и сложности. «Играю аккуратно 5-6 часов в день..., приходится повторять какой-нибудь пассаж из листовой пьесы по двадцать раз, чтобы сообщить ему элегантность и легкость, требуемые от фортепианного виртуоза» - пишет Танеев Чайковскому. На что тот ему отвечает: «Я нахожу, Сергей Иванович, что вы слишком много играете. Зачем шесть часов? Два было бы совершенно достаточно. При вашей превосходной памяти для репертуара более двух часов не нужно...»
Осенью 1878 года С.И. Танеев начинает педагогическую деятельность в стенах Московской консерватории. Он становится преемником П.И. Чайковского - берет на себя классы гармонии и инструментовки, а через три года он наследует класс и другого своего учителя - Н.Г. Рубинштейна, который внезапно скончался в Париже в 1881 году. Преподавание становится для Танеева «источником самых чистых наслаждений», а сам он стал со временем одним из крупнейших авторитетов в этой области, по словам А.К. Глазунова, «мировым учителем».
Внезапная смерть Рубинштейна жестоким ударом обрушилась на любимое его детище - Московскую консерваторию. Чайковский, наблюдая постепенный упадок столь близкого ему учреждения, приходит к мысли о необходимости выдвижения нового директора - достойного преемника Рубинштейна. «Только на одном Танееве с удовольствием отдыхает моя мысль. Вот в ком вся будущность консерватории», - пишет Чайковский Юргенсону.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В мае 1885 года С.И. Танеев был избран директором Московской консерватории и руководил ею в течение четырех лет. Среди его учеников целая плеяда композиторов и деятелей русской музыки. В своих воспоминаниях о Танееве С.В. Рахманинов писал: «Своим личным примером он учил нас как жить, как мыслить, как работать...»
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.

В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.
Живя и трудясь в Москве, Сергей Иванович не терял связь с родным Владимиром. Листая его дневники, мы можем почувствовать атмосферу далекого времени. В мае 1901 года он в очередной раз приехал в родные места: «Владимир мало изменился... Я не могу заметить, есть ли какая разница с тем, что было прежде. Пошел... мимо Красной церкви и нашего бывшего дома вниз, но вернулся, так как очень грязно. Возвращаясь в гостиницу, вторично был на бульваре, любовался на Клязьму. Потом пошел за Золотые ворота...»
Через два дня Сергей Иванович совершил большую прогулку через клязьменский мост, по дамбе и лесам, потратив на дорогу в одну сторону более полутора часов, а оттуда прошел прямо к своим друзьям Ильяшевичам, где просидел весь вечер. «На другой день, - читаем запись в дневнике, - встал в пять часов. Напившись чаю, в начале 7-го пошел в Боголюбово (10 верст). Чудесная дорога, вся в зелени! Вид на Клязьму: все обширное пространство долины реки покрыто зеленой травою, ни кочек, ни зарослей. Виды очень красивые. В Боголюбове пил чай и молоко на вольном воздухе в каком-то плохоньком трактиришке. Зашел ранее в монастырь, купил просвирку...»
Прогулки по родным сердцу местам забавляли композитора. В одной из записей в дневнике об очередном пребывании во Владимире читаем: «Проходя мимо Красной церкви, зашел в бывший танеевский сад. Он значительно изменился. От него отрезали целую полосу спереди, выстроили на месте огорода заразный барак, вместо крыжовника и смородины, бывших справа, сделали гряды, сделали новый забор с каменными столбами и т.п. Одна старая беседка сохранилась в прежнем виде».
Находясь в мае 1901 года во Владимире, Сергей Иванович Танеев не только навещал своих друзей и знакомых, но и «угощал» их игрой на фортепиано, а также занимался сочинением музыки.

Танеев мог быть удовлетворен результатами своей деятельности на посту директора консерватории. Однако директорство с течением времени становится для него все более и более отягощающим бременем. В 1889 году он освободился от обязанностей директора консерватории. Его преемником стал Василий Ильич Сафонов. Он был энергичным и властным администратором. Будучи сторонником коллегиального метода руководства, Танеев выступил с критикой единовластных действий директора. Споры переросли в нескрываемую обоюдную враждебность, приведшую к уходу Танеева из консерватории.
В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора. Итак, Танеев вынужден был расстаться с консерваторией, с которой был связан тридцать девять лет. С его уходом Московская консерватория лишилась своего наиболее авторитетного профессора. Характерно, что, покидая консерваторию, он отказался от полагающейся ему правительственной пенсии.
В 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории . В марте С.И. Танеев становится преподавателем Народной консерватории. Это было общедоступное правительское учреждение, стремившееся дать самым широким кругам учащихся необходимые знания о музыке, развить в них понимание искусства, познакомить с его историей. «Я лично питаю очень большое доверие к музыкальным способностям русского народа... Надо заботиться, чтобы дремлющие творческие силы нашего музыкального народа пробились наружу и проявили себя в созданиях, стоящих на уровне тех бессмертных народных мелодий, которые составляют недосягаемые образцы для нас, ученых музыкантов», - писал Танеев.
Диапазон творчества Танеева достаточно широк. Им написаны четыре симфонии, большое число струнных ансамблей, увертюра на русскую тему, сюита для скрипки с оркестром, опера «Орестея» на сюжет Эсхила, три кантаты, Симфония до минор, большое число хоров и свыше 40 романсов. Композитор старательно вынашивал замысел своих вокальных сочинений. Подборки текстов, черновые эскизы романсов и хоров, случалось, подолгу лежали в папках, дожидаясь своего часа. Среди них было и небольшое стихотворение Якова Полонского. Романс «Мое сердце - родник» не принадлежит к числу танеевских шедевров. Вместе с тем как в тексте, так и в интонационном строе его музыки звучит нота, утверждающая жизнь, характерная для зрелых лет творчества музыканта:
Мое сердце - родник, моя песня - волна.
Пропадая вдали - разливается...
Под грозой - моя песня, как туча, темна,
На заре - в ней заря отражается.
Если ж вдруг вспыхнут искры нежданной любви
Или на сердце горе накопится -
В лоно песни моей льются слезы мои,
И волна уносить их торопится.
На исходе жизни Танеев создает произведение суровое и глубоко человечное - кантату № 2 «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова. Это вокальное поэтическое переложение библейских мотивов. Автор слов подчеркивает космическую грандиозность ветхозаветных образов и их общечеловеческое содержание. Бог-творец обращается к народу: ты мне строишь храмы, пышно их украшаешь, кадишь фимиамом, но к чему мне все это? Ведь «я создал землю, создал воды, я небо очертил рукой» и «не я ль светила зажег над вашей головой?» Золото и «бездушный камень» - скудный дар. Но «есть дар бесценный»:
Мне нужно сердце чище злата
И воля крепкая в труде,
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна мне правда на суде.
Как видно, образы, восходящие к религиозной традиции, наполнены вечным смыслом.
И пусть вам, уважаемые читатели, не покажется странным, что я, человек, не имеющий к композиторской деятельности никакого отношения, готов поставить сейчас свою подпись под столь пламенным панегириком нашему выдающемуся земляку - Сергею Ивановичу Танееву. Что греха таить: для многих из нас вечные истины потеряли нынче привлекательность, так сказать, информационной новизны. В наш век информатики и «ценностей» для разового употребления, в нашей погоне за комфортом, в наших метаниях от искусства к субкультуре и обратно образ С.И. Танеева, его наследие спокойно и строго напоминают нам о музыкальной чести и совести, о достоинстве музыки и культуры в целом.

Во Владимире именем С.И. Танеева названы , одна из улиц.
Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нем и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижер Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Родился 13 ноября 1856 г. во Владимире, умер 6 июня 1915 г. в Дюдьково, Звенигородского уезда Московской губернии.

Композитор, пианист, педагог, музыкальный ученый, музыкально-общественный деятель.

Директор Московской консерватории (1885-89).

Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV в. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С 5 лет учился игре на фортепиано, сначала у M.А. Миропольской, затем у В.И. Полянской (урожденной Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). Своей сравнительно зрелой и серьезной игрой (среди произведений, сыгранных Танеевым на экзаменационном прослушивании, был ноктюрн Дж.Филда B-dur) 9-летний пианист снискал особое расположение приемной комиссии: «Дитя провинции, полненький от ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того времени, в бархатный казакинчик, в пеструю, клетчатую шелковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлек симпатии к себе профессоров» (Липаев И.В. С. 3). До 1869 занимался в младших классах у Э.Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-75 продолжил занятия в классе фортепиано Н.Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П.И.Чайковского, контрапункта, фуги и муз. формы Н.А. Губерта. Среди сочинений консерваторских лет - Симфония e moll, отмеченная большим влиянием Чайковского. В 1875 окончил консерваторию с большой золотой медалью; имя Танеева - первое на доске отличия учеников консерватории.
В 1874 впервые выступил публично на музыкальном вечере в доме князя Голицына. После окончания консерватории много играл в концертах как пианист-солист и ансамблист. В январе 1875 в 7-м Симфоническом собрании ИРМО впервые в России исполнил Первый фортепианный концерт И. Брамса (дирижер Рубинштейн). В июне - июле 1875, в 1876-77 и 1880 осуществил поездки (первую из них с Рубинштейном) в Грецию, Италию, Францию, Швейцарию. В Париже общался с И.С. Тургеневым, Г.Флобером, Э. Золя, Ш.Гуно, К. Сен-Сансом и др. В 1876 совершил концертное турне вместе с Л.С. Ауэром по городам Центральной и Южной России (впослед¬ствии играл в ансамбле с Г.Венявским, А.В. Вержбиловичем, с Чешским квартетом, в фортепианных дуэтах с А.И.Зилоти, П.А. Пабстом и др.). Позднее, в 1908 и 1911-12, гастролировал с исполнением своих сочинений в Германии и Австро-Венгрии. Получил известность как первый исполнитель всех крупных произведений для фортепиано Чайковского (исключение - его Первый фортепианный концерт). После смерти Чайковского завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Выступал также с исполнением собственных сочинений. Был связан дружескими отношениями с композиторами петербургской школы (с сер. 1890-х гг.). Н.А. Римский-Корсаков, в частности, посвятил Танееву кантату «Свитезянка» (1897). Танеев в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову Первый струнный квинтет. А.К. Глазунов посвятил Танееву Пятую симфонию, Танеев - Глазунову - Симфонию c-moll. М.П. Беляев издал многие сочинения Танеева, способствовал их исполнению в Русских симфонических концертах, Русских квартетных вечерах и на собраниях Петербургского общества камерной музыки. Танеев общался с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне (лето 1895 и 1896) и в его московском доме.
Известно особое пристрастие Танеева к творчеству В.А. Моцарта - способность не только великолепно чувствовать, исполнять, но и исследовать его музыку (см.: Der Inhalt des Arbeitsheftes von W.A. Mozarts eingenhändig geschriebenen Übungen mit den Unterweisungen durch seinen Vater im strengen Kontrapunkt und reinen Satz… // Verfasst von S.I. Tanejew. Salzburg. 1914; рус. пер.: Содер¬жание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте // Памяти Сергея Ивановича Танеева… М.-Л., 1947).

В композиторском творчестве Танеева нашли продолжение традиции русских классиков - М.И. Глинки, Чайковского, а также западно-европейских композиторов (И.С. Бах, Л. Ван Бетховен и др.). Одновременно предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Характерным для Танеева являлось тяготение к нравственно-философской проблематике (кантаты «Иоанн Дамаскин», 1884; «По прочтении псалма», 1915; опера-трилогия «Орестея», 1894 и др.). К лучшим образцам камерно-инструментальных сочинений русской музыки относятся трио, квартеты, квинтеты Танеева. В большинстве сочинений воплощен принцип интонационного единства сонатно-симфонического цикла, во многом связанный с монотематизмом (Четвертая симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Автор свыше 40 хоров a cappella, Танеев фактически возродил этот некогда распространенный в отечественной музыке XVII-XVIII вв. жанр. Заметное явление русской музыки - романсы Танеева (55).

Педагогическая деятельность

В 1878-1905 деятельность Танеева неразрывно связана с Московской консерваторией. Сначала преподавал в ней гармонию и инструментовку, в 1881-88 вел класс фортепиано. В 1883, вследствие ухода из консерватории Губерта, Танееву пришлось взять класс свободного сочинения (до 1888). Со временем он оставил ceбе лишь специальный класс контрапункта и фуги (с 1888) и музыкальной формы (с 1897). Тогда же (1883) был избран в состав Комитета профессоров по управлению Московской консерваторией. В 1885-89, благодаря усилиям Чайковского, назначен директором Московской консерватории. За эти годы смог значительно поправить состояние финансовых дел консерватории, обновить преподавательский состав, повысить уровень учебной дисциплины и требований на приемных экзаменах, усовершенствовать учебные планы. Существенно повысил значение хорового и оркестрового классов, что позволило восстановить и продолжить прервавшуюся после смерти Рубинштейна практику постановки силами учеников консерватории оперных спектаклей. Среди особенно известных - постановка оперы «Волшебная флейта» Моцарта (1884), подготовка к которой дополнялась интереснейшими лекциями общетеоретического и эстетического порядка.
Наибольшее значение имело создание Танеевым в Московской консерватории стройной системы музыкально-теоретического образования. Разработал программы курсов гармонии, инструментовки, контрапункта и фуги, формы, свободные сочинения (отличные от программ Петербургской консерватории). В 1902 создал проект учебного плана по общей и специальной теории музыки: 1-й год - контрапункт и инструментовка обязательные (для теоретиков - специальные); 2-й год - фуга, инструментовка специальные; 3-й год - формы; 4-й и 5-й годы - свободное сочинение. Существенно обогатил методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Внес в их преподавание единство учебно-практических и собственно научных компонентов (особенно в курс контрапункта и фуги). Добивался связи теоретического образования с композиторским и исполнительским творчеством. Стимулировал развитие теории исполнительского искусств, в частности создание «Энциклопедии фортепианной техники Я.В. Вейнберга». Автор капитального труда «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909; посв. Г.А. Ларошу; 2-е изд. под ред. С.С.Богатырева. М., 1959), задуманного с учебно-практическими целями. С конца 1990-х гг. работал над книгой «Учение о каноне» (не завершена; издана В.М. Беляевым; М., 1929). В результате, по воспоминаниям А. С.Аренского, уровень даже общих курсов музыкально-теоретических дисциплин был в Московской консерватории настолько высоким, что «любой из плохих учеников [Московской консерватории] мог за пояс заткнуть такого, который считался в ряду успевающих [в Петербургской консерватории]» (Корабельникова Л.З. С. 86). Как педагог был известен чутким и тактичным отношением к индивидуальности учащегося и потому имел огромное количество учеников. В их числе прославленные композиторы, музыковеды, дирижеры, педагоги: А. Александров, В. Булычев, С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Жиляев, Г. Конюс, Н. Ладухин, С. Ляпунов, Н. Метнер, З. Палиашвили, С. Рахманинов, К. Сараджев, И. Сац, А. Скрябин, Ю.Энгель, Б. Яворский и многие другие. Сам прекрасный пианист, в области фортепианной педагогики продолжал традиции Рубинштейна. Среди учеников - Ел. Гнесина, К. Игумнов, А. Корещенко, Н. Мазурина, М. Унтилова.

В 1905, в знак протеста против авторитарных методов руководства консерваторией, Танеев покинул ее и больше туда не возвращался, несмотря на многочисленные просьбы профессоров и учеников. Один из основателей и педагогов Московской Народной консерватории (1906). Продолжал давать уроки частным образом (всегда безвозмездно), оставаясь видной фигурой в музыкальной жизни Москвы. Круг общения Танеева составляли К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Я.П. Полонский, В.Е. Маковский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, В.Я. Брюсов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.В. Цветаев и мн. др.

Крупный общественный деятель. Работал в составе Этнографического отдела и Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1901). Большое значение придавал изучению народной музыки. В 1880-е гг. записал от А.А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, гармонизовал также целый ряд украинских песен из собрания Н.А. Янчука. Результатом путешествия по Сванетии (1885), во время которого Танееву удалось записать от князя И. Урусбиева песни и инструментальные наигрыши, ста¬ло первое в России историко-теоретическое исследование музыкального фольклора народов Северного Кавказа ([«О музыке горских татар»] // Вестник Европы. Кн. 1. 1886. С. 94-98).

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар» ), источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта , изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов . Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи , которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

    Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

    Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта , канона и фуги , анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров , пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов , Александр Скрябин , Николай Метнер , Рейнгольд Глиэр , Константин Игумнов , Георгий Конюс , Сергей Потоцкий , Всеволод Задерацкий , Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

    В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

    Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

    Творчество

    Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки , П. И. Чайковского, а также И. С. Баха , Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин », «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония , камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

    Память

    Имя С. И. Танеева носят:

    • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
    • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
    • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
    • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира ;
    • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
    • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга -Москва);
    • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
    • Танеевское музыкальное общество;
    • улица во Владимире;
    • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
    • улица в Красноармейском районе г. Волгограда ;
    • улица в Левобережном районе г. Воронежа ;
    • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде ;
    • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
    • самолёт Airbus A319 -111 авиакомпании «Аэрофлот », бортовой номер VP-BWK;
      • Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма », «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
      • 4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
      • Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
      • Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
      • Хоры a cappella
        • Хоры без обозначения opus’a : «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
        • Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
        • Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
        • Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
        • Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
        • Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
        • Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
        • Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
        • Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
      • Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
      • 55 романсов

      Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок).

      Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников). После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование "Подвижной контрапункт строгого письма" (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно "Учение о каноне".

      Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

      Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера ("Орестея", первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты "Иоанн Дамаскин" на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна "По прочтении псалма" на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики. Умер Танеев в Москве 6 (19) июня 1915.