Произведения романтизма в русской литературе 19 века. Что такое романтизм: кратко и понятно

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к до буржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока - Италии, Испании, Греции, Турции - является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.

Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.

В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения. Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. Художник - толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В. Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

Романтизм в литературе

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях.

В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Писатели-романтики утверждали ценности духовно-творческой жизни личности, изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, которая была тоже нереалистической. Пейзаж в их произведениях или очень яркий, или наоборот, сгущающий краски, он лишен полутонов. Все это делалось для того, чтобы точнее передать чувства героев. Вот имена лучших писателей-романтиков мира: Новалис, Жан Поль, Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мишкевич, Э. По, Г. Мелвилл и наши русские поэты - М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой, ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Романтический герой - это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: 1) до столкновения с реальностью; он живет в `розовом" состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. 2) после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (это говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону. Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой, кем бы он ни был - бунтарем, одиночкой, мечтателем или благородным романтиком - это всегда человек исключительный, с неукротимыми страстями, он обязательно внутренне силен. У этой личности пафосная, призывная речь.

Признаки романтического произведения.

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором. Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говориться что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

Романтизм это движение в европейской и американской культуре конца 18 - первой половины 19 века. Романтизм противопоставил механистической концепции мира, созданной наукой Нового времени и принятой Просвещением, образ исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке новые измерения, связанные с бессознательным, воображением, сном. Вера Просвещения в силу разума и одновременно - в господство случая благодаря романтизму потеряли силу: романтизм показал, что в мире-организме, пронизанном бесконечными соответствиями и аналогиями, не царствует случай, а над человеком, отданным на произвол иррациональных стихий, не властвует разум. В литературе романтизм создал новые свободные формы, отразившие ощущение открытости и бесконечности бытия, и новые типы героя, воплотившие иррациональные глубины человека.

Происхождение понятия – романтизм

Этимологически термин романтизм связан с обозначением в романских языках повествовательного произведения на вымышленный сюжет (итальянское romanzo, 13 век; французское rommant, 13 век). В 17 веке в Англии появляется эпитет «романтический» (romantic), означающий: «вымышленный», «причудливый», «фантастический». В 18 веке эпитет становится интернациональным (в 1780-е появляется в России), чаще всего обозначая причудливый, апеллирующий к воображению пейзаж: «романтические местоположения» имеют «странный и удивительный вид» (А.Т.Болотов, 1784; цитата по: Николюкин А.Н. К истории понятия «романтический»). В 1790 эстетик А.Эдисон выдвигает идею «романтического мечтания» как особого способа чтения, при котором текст служит лишь «намеком, пробуждающим воображение» (Adison A. Essays on the nature and principles of taste. Hartford, 1821). В России первое определение романтического в литературе было дано в 1805: «Романическим делается предмет, когда приобретает он вид чудесного, не теряя притом своей истины» (Мартынов И.И. Северный вестник. 1805). Предпосылками романтизма послужили мистические теософские учения 18 века (Ф.Гемстергейс, Л.К.СенМартен, И.Г.Гаманн), историко-философская концепция И.Г.Гердера о поэтической индивидуальности наций («дух народа») как манифестации «мирового духа»; различные явления литературного предромантизма. Становление романтизма как литературного направления происходит на рубеже 18-19 веков, с публикацией «Сердечных излияний монаха, любящего искусство» (1797) В.Г.Ваккенродера, «Лирических баллад» С.Т.Колриджа и У.Вордсворта (1798), «Странствий Франца Штернбальда» Л.Тика (1798), сборника фрагментов Новалиса «Цветочная пыльца» (1798), повести «Атала» Ф.Р.де Шатобриана (1801).

Начавшись почти одновременно в Германии, Англии и Франции, романтическое движение постепенно охватывало и другие страны: в 1800-х - Данию (поэт и драматург А.Эленшлегер, имевший тесные связи с немецкими романтиками), Россию (В.А.Жуковский, по собственному определению, «родитель на Руси немецкого романтизма»; письмо к А.С.Стурдзе, 10 марта 1849); в 1810-20-х - Италию (Дж.Леопарди, У.(Н.)Фосколо, А.Мандзони), Австрию (драматург Ф.Грильпарцер, позднее поэт Н.Ленау), Швецию (поэт Э.Тегнер), США (В.Ирвинг, Дж.Ф.Купер, Э.А.По, позднее Н.Готорн, Г.Мелвилл), Польшу (А.Мицкевич, позднее Ю.Словацкий, З.Красиньский), Грецию (поэт Д.Соломос); в 1830-х романтизм находит выражение и в других литературах (наиболее значительные представители - романист Я.ван Леннеп в Голландии, поэт Ш.Петёфи в Венгрии, Х.де Эспронседа в Испании, поэт и драматург Д.Ж.Гонсалвис ди Магальяйнс в Бразилии). Как движение, связанное с идеей народности, с поиском некой литературной «формулы» народного самосознания, романтизм дал плеяду национальных поэтов, выразивших «дух народа» и приобретших культовое значение на своей родине (Эленшлегер в Дании, Пушкин в России, Мицкевич в Польше, Петёфи в Венгрии, Н.Бараташвили в Грузии). Общая периодизация романтизма невозможна из-за его неоднородного развития в различных странах: в основных странах Европы, а также в России романтизм в 1830-40-х теряет ведущее значение под давлением новых литературных течений - бидермайера, реализма; в странах, где романтизм появился позднее, он гораздо дольше сохранял сильные позиции. Понятие «поздний романтизм», нередко применяемое к основной линии в развитии европейского романтизма, обычно предполагает в качестве переломного момента середину 1810-х (Венский конгресс 1815, начало общеевропейской реакции), когда на смену первой волне романтизма (иенские и гейдельбергские романтики, «озерная школа», Э.П.де Сенанкур, Шатобриан, А.Л.Ж.де Сталь) приходит так называемое «второе поколение романтиков» (швабскиеромантики, Дж.Байрон, Дж.Китс, П.Б.Шелли, А.де Ламартин, В.Гюго, А.Мюссе, А.де Виньи, Леопарда и др.).

Романтизм и иенские романтики

Иенские романтики (Новалис, Ф. и А.Шлегели) были первыми теоретиками романтизма , создавшими это понятие. В их определениях романтизм звучат мотивы разрушения привычных границ и иерархий, одухотворяющего синтеза, пришедшего на смену рационалистической идее «связи» и «порядка»: «романтическая поэзия» «должна то смешивать, то сливать воедино поэзию и прозу, гениальность и критику» (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика), романтическое подобно «истинной сказке», в которой «все должно быть чудесно-таинственно и бессвязно - все живо… Вся природа должна быть неким чудесным образом смешана со всем миром духов» (Novalis. Schriften. Stuttgart, 1968). В целом иенские романтики, связав понятие романтизм с рядом родственных идей («магический идеализм», «трансцендентальная поэзия», «универсальная поэзия», «остроумие», «ирония»,«музыкальность»), не только не дали романтизму законченного определения, но утвердили представление о том, что «романтическая поэзия» «не может быть исчерпана никакой теорией» (Ф.Шлегель. Там же), которое, в сущности, сохраняет свою силу и в современном литературоведении.

Национальные особенности романтизма

Будучи международным движением, романтизм обладал и ярко выраженными национальными особенностями . Склонность немецкого романтизм к философским спекуляциям, поиску трансцендентного и к магически-синтетическому виденью мира были чужды французскому романтизму, который осознавал себя прежде всего как антитеза классицизму (имевшемуся сильные традиции во Франции), отличался психологическим аналитизмом (романы Шатобриана, де Сталь, Сенанкура, Б.Констана) и создал более пессимистическую картину мира, пронизанную мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии (что было связано с трагическими впечатлениями от Французской революции и внутренней или внешней эмиграцией французских романтиков: «Революция изгнала мой дух из реального мира, сделав его для меня слишком ужасным» (Жубер Ж. Дневник. 25 марта 1802). Английский романтизм в лице поэтов «озерной школы» (Колридж, Вордсворт) тяготел, как и немецкий, к трансцендентному и потустороннему, но находил его не в философских построениях и мистическом визионерстве, а в непосредственном соприкосновении с природой, воспоминаниях детства. Русский романтизм отличался значительной неоднородностью: характерный для романтизма интерес к старине, к реконструкции архаического языка и стиля, к «ночным» мистическим настроениям проявился уже у писателей«архаистов» 1790-1820-х (С.С.Бобров, С.А.Ширинский-Шихматов); позднее наряду с влиянием английского и французского романтизма (широкое распространение байронизма, настроений «мировой скорби», ностальгии по идеальным естественным состояниям человека) в русском романтизме претворились и идеи немецкого романтизма - учение о «мировой душе» и ее манифестации в природе, о присутствии потустороннего в земном мире, о поэте-жреце, всевластии воображения, орфическое представление о мире как темнице души (творчество любомудров, поэзия Жуковского, Ф.И.Тютчева). Идея «универсальной поэзии» в России выразилась в мнении, что «весь мир, видимый и мечтательный, есть собственность поэта» (О.М.Сомов. О романтической поэзии, 1823); отсюда разнообразие тем и образов русского романтизма, сочетавшего опыты воссоздания далекого прошлого (гармонический «золотой век» античности в идиллиях А.А.Дельвига, ветхозаветная архаика в произведениях В.К.Кюхельбекера, Ф.Н.Глинки) с видениями будущего, нередко окрашенными в тона антиутопии (В.Ф.Одоевский, Е.А.Баратынский), создавшего художественные образы многих культур (вплоть до уникальной имитации мусульманского мироощущения в «Подражаниях Корану» (1824) А.С.Пушкина) и широчайший спектр настроений (от вакхического гедонизма К.Н.Батюшкова, Д.В.Давыдова до подробной разработки темы «живого мертвеца» с отчетами об ощущениях умирания, погребения заживо, разложения в поэзии М.Ю.Лермонтова, А.И.Полежаева, Д.П.Ознобишина и других романтиков 1830-х). Романтическая идея народности нашла самобытное воплощение в русском романтизме, который не только воссоздал строй народного сознания с его глубинными архаико-мифологическими пластами (украинские повести Н.В.Гоголя), но и нарисовал не имеющий аналогов в современной литературе образ самого народа как отчужденно-иронического наблюдателя грязной борьбы за власть («Борис Годунов» Пушкина, 1824-25).

При всех национальных различиях, романтизм обладал и целостностью умонастроения , проявившегося прежде всего в сознании, что «бесконечное окружило человека» (Л.Уланд. Фрагмент «О романтическом», 1806). Границы между различными сферами бытия, определявшие классическое мироустройство, потеряли власть над романтической личностью, которая пришла к мысли, что «мы связаны со всеми частями универсума, как и с будущим, и с прошлым» (Новалис. Цветочная пыльца. No 92). Человек для романтиков больше не служит «мерой всех вещей», но скорее заключает в себе «все вещи» в их прошлом и будущем, будучи непостижимой для самого себя тайнописью природы, которую и призван расшифровать романтизм: «Тайна природы… полностью выражена в форме человека… Вся история мира дремлет в каждом из нас», - писал романтический натурфилософ Г.Стеффенс (Steffens Н. Caricaturen des Heiligsten. Leipzig, 1821). Сознание более не исчерпывает человека, поскольку «каждый несет в себе свою сомнамбулу» (И.В.Риттер. Письмо к Ф.Баадеру, 1807; см. Beguin. Vol. 1); Вордсворт создает образ «нижней части души» (under soul - поэма «Прелюдия»), не затронутой внешними движениями жизни. Душа человека уже не принадлежит ему одному, но служит игралищем таинственных сил: ночью в нас «бодрствует то, что не наше в нас» (П.А.Вяземский. Тоска, 1831). На смену принципу иерархии, организовывавшему классическую модель мира, романтизм приносит принцип аналогии: «То, что движется в небесных сферах, должно владычествовать и в образах земли, и то же самое волнуется в человеческой груди» (Тик, Геновева, 1799. Сцена «Поле битвы»). Царящие в романтическом мире аналогии отменяют вертикальную соподчиненность явлений, уравнивают природу и человека, неорганическое и органическое, высокое и низкое; «природные формы» романтический герой наделяет «моральной жизнью» (Вордсворт. Прелюдия), а собственную душу осмысляет во внешних, физических формах, превращая ее во «внутренний пейзаж» (термин P.Moreau). Открывая в каждом предмете связи, ведущие к миру как целому, к «мировой душе» (идея природы как «всеобщего организма» была развита в трактате Ф.В.Шеллинга «О мировой душе», 1797), романтизм разрушает классическую шкалу ценностей; У.Хэзлитт («Дух эпохи», 1825) называет «музу Вордсворта» «уравнительницей», исходящей из «принципа равенства». В конечном итоге этот подход приводит в позднем романтизме 1830-х (французская школа «неистовых-романтиков») к культивированию ужасного и безобразного, и даже к появлению в 1853 «Эстетики безобразного» гегельянца К.Розенкранца.

Принципиальная открытость романтического человека, его жажда «быть всем» (Ф.Гёльдерлин. Гиперион, 1797-99) определила многие существенные особенности литературного романтизма. На смену герою Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни в романтизм приходит герой-странник, который утратил социальные и географические корни и свободно перемещается между областями земли, между сном и явью, ведомый скорее предчувствием и волшебными случайностями-совпадениями, чем ясно поставленной целью; он может случайно обретать земное счастье (Й.Эйхендорф. Из жизни одного бездельника, 1826), уйти в трансцендентное инобытие (переход Генриха в «страну Софии» в проекте завершения романа «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, 1800) или остаться «странником по вечности, чей корабль плывет и плывет и нигде не встанет на якорь» (Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда, 1809-18). Для романтизма далекое важнее, чем близкое: «Далекие горы, далекие люди, далекие события - все это романтично» (Новалис. Schriften). Отсюда- интерес романтизма к инобытию, к «миру духов», который перестает быть потусторонним: граница между небесным и земным либо преодолевается в акте поэтического прозрения («Гимны к Ночи» Новалиса, 1800), либо «иной мир» сам врывается в бытовую повседневность (фантастика повестей Э.Т.А.Гофмана, Гоголя). С этим же связан интерес к географическому и историческому инобытию, овладение чужими культурами и эпохами (культ Средневековья и Возрождения, якобы соединивших творческое начало и непосредственное религиозное чувство, у Ваккенродера; идеализация нравов американских индейцев в «Атале» Шатобриана). Инобытие чужого преодолевается романтиками в акте поэтического перевоплощения, духовного переселения в иную реальность, что на литературном уровне проявляется как стилизация (воссоздание «старонемецкой» повествовательной манеры в «Странствиях Франца Штернбальда» Тика, народной песни у гейдельбергских романтиков, различных исторических стилей в поэзии Пушкина; попытка реконструкции греческой трагедии у Гёльдерлина).

Романтизм открывает историческую объемность художественного слова , осознаваемого отныне как «общая собственность» всей истории литературы: «Когда мы говорим, мы каждым словом вздымаем прах тысячи смыслов, присвоенных этому слову и веками, и различными странами, и даже отдельными людьми» (Одоевский. A. H. Николюкин Русские ночи. Эпилог. 1834). Само движение истории при этом понимается как постоянное воскрешение вечных, изначальных смыслов, постоянное созвучие прошлого, настоящего и будущего, поэтому самоосознание старших романтиков складывается не в отталкивании от прошлого (в частности, от классицизма), но в поисках прообразов романтического искусства в прошлом: «романтическими» объявлялись У.Шекспир и М.де Сервантес (Ф.Шлегель. Разговор о поэзии. 1800), И.В.Гёте (как автор романа «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-96), а также вся эпоха Средневековья (откуда возникло представление о романтизме как возвращении к Средним векам, развитое в книге де Сталь «О Германии», 1810, и представленное в русской критике В.Г.Белинским). Средние века служат предметом любовно-ностальгического воссоздания в историческом романе, достигшем вершины в творчестве В.Скотта. Романтический поэт ставит себя над историей, наделяя себя правом перемещаться по различным эпохам и историческим стилям: «Новая эпоха нашей поэзии должна представить как бы в перспективном сокращении всю историю поэзии» (А.В.Шлегель. Лекции об изящной литературе и искусстве, 1801-04). Поэту приписывается высший, синтетический взгляд на мир, исключающий любую неполноту зрения и понимания: поэт «возвышается над своей эпохой и заливает ее светом… В единый миг жизни он обнимает все поколения человечества» (П.С.Балланш. Опыт об общественных установлениях, 1818. Часть 1. Глава 10). В итоге поэзия теряет характер чисто эстетического выражения, понимаясь отныне как «универсальный язык, на котором сердце находит согласие с природой и с самим собой» (У.Хэзлитт. О поэзии в целом, 1818); границы поэзии размыкаются в область религиозного опыта, пророческой практики («Истинно поэтическое вдохновение и пророческое сродни друг другу», Г.Г.Шуберт. Символика сна, 1814. Глава 2), метафизики и философии, наконец, в саму жизнь («Жизнь и Поэзия - одно». Жуковский. «Я Музу юную, бывало…», 1824). Главным орудием поэтического творчества, как и всякого мышления, для романтизма становится воображение (его теория была разработана в трактате И.Г.Э.Мааса «Опыт о воображении», 1797, в текстах иенских романтиков, статьях Колриджа, диалоге К.В.Ф.Зольгера «Эрвин», 1815). Высшим литературным жанром в теории провозглашается роман как магическое слияние всех форм словесного творчества - философии, критики, поэзии и прозы, однако попытки создать такой роман в реальности («Люцинда» Ф.Шлегеля, 1799, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса) не достигают теоретически провозглашенного идеала. Ощущение принципиальной незавершенности, разомкнутости любого высказывания выдвинуло в романтизм на первый план жанр фрагмента (который, впрочем, мог разрастаться до значительных размеров: подзаголовок «фрагмент» имеет единственное крупное законченное произведение Новалиса «Христианство и Европа», 1799; поэма Байрона «Гяур», 1813), а в области выразительных средств привело к культивированию иронии, понимаемой как постоянное критическое возвышение художника над собственным высказыванием. Романтическая ирония в драматургии приняла форму разрушения сценической иллюзии, игры с ходом действия (пьесы Тика «Кот в сапогах», 1797, где зрители вмешиваются в представление, и «Цербино», 1798, где герой пытается пустить действие в обратном направлении), в прозе она проявилась в разрушении цельности действия и единства самой книги (в романе «Годви», 1800, К.Брентано, персонажи цитируют сам роман, героями которого являются; в «Житейских воззрениях кота Мурра», 1820-22, Гофмана, основное действие перебивается «макулатурными листками» с биографией капельмейстера Крейслера).

Вместе с тем в романтизме укореняется и представление о поэтическом высказывании как непосредственном «внезапном излиянии могущественных чувств» (Вордсворт. Предисловие ко второму изданию «Лирических баллад», 1800), что приводит к развитию жанра лирической медитации, вырастающей порой до масштабов монументальной поэмы («Прелюдия» Вордсворта). И в эпических жанрах автор-повествователь с его субъективной позицией и ясно выраженными эмоциями выдвигается на первый план; произвольно располагая эпизоды повествования, перемежая их лирическими отступлениями (романы Жан Поля с их прихотливой композицией; «Дон Жуан», 1818-23, Байрона; «Странник», 1831-32, А.Ф.Вельтмана; к этой традиции примыкает и «Евгений Онегин», 1823-31, Пушкина), он сам становится формообразующим фактором: так, личность Байрона определила форму его поэм, поскольку «он стал рассказывать с средины происшествия или с конца, не заботясь вовсе о спаянии частей» («Сын отечества». 1829). Характерны для романтизма и свободные циклические формы с чередованием философских и лирических комментариев и вставных новелл («Серапионовы братья», 1819-21, Гофмана; «Русские ночи», 1844, Одоевского). Представлению о мире-организме, пронизанном аналогиями, соответствует и литературная форма, в которой фрагментарность нередко сочетается с текучестью, преобладанием слитности над отчетливыми членениями формы. Новалис определяет такую форму как «волшебный романтический порядок», «для которого не имеют значения ранг и ценность, который не различает начала и конца, большого и малого» (Schriften); Колридж защищает поэтический принцип «строк, втекающих друг в друга, вместо того чтобы образовывать завершение в конце каждого двустишия» (Biographia literaria. Глава 1) и осуществляет этот принцип в «видении» «Кубла Хан» (1798). Язык поэзии сравнивается с языками музыки (см. Музыкальность в литературе) и сна; этот последний «более быстр, духовен и краток в своем ходе или полете», чем обыденный язык (Шуберт. Символика сна. Глава 1).

Эволюция романтического мировосприятия

Эволюция романтического мировосприятия со второй половины 1810-х двигалась к распаду изначального синтетически-цельного виденья, обнаружению непримеримых противоречий и трагических основ бытия. Романтизм в этот период (особенно в 1820-е) все чаще понимается самими романтиками в негативно-протестном духе, как отказ от норм и законов во имя индивидуализма; Романтизм - «либерализм в литературе» (Гюго. Предисловие к «Стихотворениям Ш.Довалля», 1829), «парнасский афеизм» (Пушкин. К Родзянке, 1825). В историческом сознании романтизм нарастают эсхатологические настроения, крепнет ощущение, что «драма человеческой истории, быть может, гораздо ближе к концу, чем к началу» (Ф.Шлегель. Сигнатура эпохи, 1820), в литературе утверждается тема «последнего человека» («Последняя смерть», 1827 и «Последний поэт», 1835, Баратынского; роман «Последний человек», 1826, Мэри Шелли). Прошлое уже не обогащает, но отягощает мир («Мир устал от прошлого, он должен или погибнуть, или наконец отдохнуть». - П.Б.Шелли, Эллада, 1821); «Людей и времени раба, Земля состарилась в неволе» - П.А.Вяземский. Море, 1826); история теперь мыслится трагически, как чередование греха и искупительной жертвы: уже заглавный герой трагедии Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» (1798-99) ощущал себя призванным умереть, чтобы искупить свою эпоху, а в 1820-х П.С.Балланш выстраивает концепцию истории как повторяющихся жертвенно-искупительных циклов («Пролегомены к опытам социальной палингенезии», 1827). Поздний романтизм с новой силой переживает христианское чувство изначальной греховности человека , которая воспринимается как его иррациональная вина перед природой: человек, «это смешенье праха с божеством», своей «смешанной сущностью» лишь «вносит конфликт в стихии природы» (Байрон. Манфред, 1817). Тема унаследованной вины, неизбежности судьбы, проклятия и искупления кровью звучит в «трагедиях рока» (З.Вернер, Ф.Грильпарцер), трагедии Г.Клейста «Пентесилея» (1808), драмах Гюго. Принцип аналогии, позволявший раннему романтизму «делать ослепительные прыжки через непроходимые рвы» (Берковский), лишается силы; единство мира оказывается либо мнимым, либо утраченным (это мироощущение было предвосхищено Гёльдерлином в 1790-е: «Блаженное единство… потеряно для нас». - Гиперион. Предисловие).

В позднем романтизме, с его конфликтом идеала и действительности (романтическое «двоемирие»), герой безвозвратно отчужден от мира, общества и государства: «блуждающий дух, изгнанный из другого мира, он казался незнакомцем в этом мире живых» (Байрон. Лара, 1814); «Живу один средь мертвецов» (Лермонтов. Азраил, 1831); поэты в миру оказываются не жрецами, но «скитальцами на земле, бездомными и сирыми» (Полевой Н.А. Очерки русской литературы). Раздвоение претерпевает и сам романтический человек, становясь «полем битвы, на коем сражаются страсти с волею» (А.А.Марлинский. О романе Н.Полевого «Клятва при гробе Господнем», 1833); он либо осознает непримиримое противоречие в самом себе, либо сталкивается со своим демоническим двойником («Эликсиры дьявола», 1815-16, Гофмана; «Город уснул, я брожу одиноко…» из цикла «Возвращение на родину», 1826, Г.Гейне). Раздвоенность реальности на метафизическом уровне понимается как непримиримая и безысходная борьба добра и зла, Божественного и демонического («Элоа», 1824, А.де Виньи, где ангел пытается своей любовью спасти Люцифера, но оказывается в его власти; «Демон», 1829-39, Лермонтова). Мертвый механицизм, от которого романтизм, казалось бы, избавился благодаря своей метафоре мира как живого организма, вновь возвращается, персонифицированный в образе автомата, куклы (проза Гофмана; «О театре марионеток», 1811, Югейста), голема (новелла Л. Арнима «Изабелла Египетская», 1812). Доверчивость, присущая раннему романтизму, уверенность в том, что «сыновние узы Природы связали его с миром» (У.Вордсворт. Прелюдия), сменяется подозрительностью и ощущением измены: «Яд во всем, чем сердце дорожит» (Дельвиг. Вдохновение, 1820); «Хотя ты человек, ты не изменила мне», - обращается Байрон к сестре в «Стансах к Августе» (1816). Спасение видится в бегстве (романтический «эскапизм», отчасти представленный уже в раннем романтизме в прозе Сенанкура и Шатобриана) в иные формы жизни, в роли которых могут выступать природа, экзотические и «естественные» культуры, воображаемый мир детства и утопии, а также в измененные состояния сознания: теперь не ирония, но безумие провозглашается естественной реакцией на антиномии жизни; безумие расширяет умственный кругозор человека, поскольку сумасшедший «находит такие соотношения между предметами, которые нам кажутся невозможными» (Одоевский. Русские ночи. Ночь вторая). Наконец, «эмиграция из мира» (выражение Шатобриана: цитата по: Schenk) может осуществиться в смерти; этот мотив приобретает особое распространение в позднем романтизме, широко развившем орфическую метафору тела и жизни как темницы, которая присутствует уже у Гёльдерлина («мы томимся сейчас в нашей больной плоти». - Гиперион) и Вордсворта («Тени тюрьмы начинают смыкаться над растущим ребенком». - Ода: Знамения бессмертия, 1802-04). Появляется мотив любви к смерти (в рассказе Шелли «Una Favola», 1820-22, поэт влюблен в жизнь и смерть, но верна ему лишь последняя, «обитающая с любовью и вечностью»), представление, что «быть может, именно смерть ведет к высшему знанию» (Байрон. Каин, 1821). Антитезой бегству из раздвоенного мира в позднем романтизме могут служить богоборческий бунт или стоическое приятие зла и страдания. Если ранний романтизм почти уничтожает дистанцию между человеком и Богом, дружественно соединяя их едва ли не на равных («Бог хочет богов»; «мы назначили себя людьми и выбрали себе Бога, как выбирают монарха» - Novalis), то в позднем романтизме совершается их взаимоотчуждение . Романтизм создает теперь образ героического скептика - человека, бесстрашно порвавшего с Богом и остающегося посреди пустого, чуждого мира: «Я не верю, о Христос, Твоему святому слову, я слишком поздно пришел в слишком старый мир; из века, лишенного надежды, родится век, в котором не будет страха», - говорит герой Мюссе (Ролла. 1833); в «Фаусте» Н.Ленау (1836) герой отказывается служить «башмаком» для ноги Христа и решает самостоятельно утвердить собственное «непреклонное Я»; на «вечное молчание Божества» такой герой «отвечает одним лишь холодным молчанием» (Виньи. Елеонская гора, 1843). Стоическая позиция нередко приводит романтика к апологии страдания (Баратынский. «Поверь, мой друг, страданье нужно нам…», 1820), к его фетишизации («Ничто не придает нам такого величия, как великое страдание». - Мюссе. Майская ночь, 1835), и даже к мысли о том, что кровь Христа не искупает человеческих страданий: Виньи планирует произведение о Страшном суде, где Бог как подсудимый предстает перед человечеством-судьей, чтобы «объяснить, зачем творение, зачем страдание и смерть невинных» (Vigny A. de. Journal d’un poete).

Эстетика реализма и натурализма

Эстетика реализма и натурализма, в значительной мере определявшая литературный процесс второй половины 19 века, окрасила понятие романтизм в негативные тона , ассоциируя его с риторическим многословием, преобладанием внешних эффектов, мелодраматизмом, действительно характерными для эпигонов романтизма. Однако очерченный романтизм проблемный круг (темы утраченного рая, отчуждения, вины и искупления, мотивы богоборчества, богооставленности и «нигилистического сознания» и др.) оказался долговечней собственно романтической поэтики: он сохраняет значение и в позднейшей литературе, пользующейся иными стилистическими средствами и уже не осознающей своей преемственности с романтической традицией.

Романтизм нередко понимается не только как историческое понятие, но и как универсальная эстетическая категория (уже иенские романтики видели в «романтическом» элемент, присущий всякой поэзии; в том же духе и Ш.Бодлер считал «романтическим» всякое «современное искусство», в котором есть «субъективность, духовность, краски, устремленность к бесконечному». - «Салон 1846»). Г.В.Ф.Гегель определил словом «романтическое» одну из трех (наряду с символической и классической) глобальных «художественных форм», в которой дух, порывая с внешним, обращается к своему внутреннему бытию, чтобы там «насладиться своей бесконечностью и свободой» (Эстетика. Часть 2. Раздел 3, вступление). Существует также представление о романтическом как о вечно повторяющемся явлении, чередующемся с таким же вечным «классицизмом» («Всякий классицизм предполагает предшествующий ему романтизм». - П.Валери. Variete, 1924). Таким образом, романтизм может быть осмыслен и как вневременная духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох (романтика).

Слово романтизм произошло от немецкого Romantik, французского romantisme, английского romanticism.

Поделиться:

Неискушенный в литературе человек, рассуждая о данной эпохе, сводит ее значение к такой привычной романтике, что, следует отметить, в корне неверно. Аналогичным будет и предположение о том, что эстетика данного временного промежутка сводится к культу любви. По сути, любое произведение литературы, живописи или кинематографа в основе своей имеет именно это прекрасное светлое чувство в многообразии его проявлений, однако это далеко не единственный фундаментальный признак.

В данной статье будет сделана попытка определить, каковы основные черты эстетики романтизма. Для этого обратимся к исторической и культурной памяти человечества, его наследию в области искусства.

Временные рамки

Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм. Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку. После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.

Реакция протеста против нормативности

Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.

Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.

Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.

Отношение к авторству

Если в эпоху Возрождения автор был поставлен на пьедестал и возведен в статус творца, то классицизм такого не признавал. Лирика была беспощадно отодвинута на второй план и уступила место эпическим и драматическим произведениям. Основная черта романтизма заключается в том, что данную эпоху можно смело назвать индивидуально-авторской. В литературу возвращается лирика, в музыку - чувство, экспрессия, а в живопись - динамика, эмоция, определенный нерв.

Кроме того, кардинально изменилась и тематика произведений искусства, однако об этом следует сказать несколько позже.

Философская основа

Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.

Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.

Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.

Проявления характерных черт в искусстве

Конечно, изменения в философской концепции не могли не повлечь за собой изменения непосредственно в творчестве. Произведения искусства стали приобретать совершенно новый характер: в литературе вышли на сцену новые жанры, предпочтение стало отдаваться новым стилистическим фигурам.

Основная черта стала проявляться в виде изменения тематики работ. Художников стала манить тема таинственного, неизвестного, того, что скрывается за горизонтом. На полотнах все чаще стали появляться ночные пейзажи. Неизменным атрибутом романтической живописи стал мотив дороги, путешествия. Первому плану полотен этой эпохи уделяется, как правило, намного меньше внимания, чем второму, влекущему в бесконечность.

Музыка романтизма вновь обрела экспрессию, эмоциональный надрыв. Более того - композиция произведений стала более размытой, а жанровые границы призрачными.

Практически по всем видам искусств прошелся отказ от строгого разделения на высокие, средние и низкие жанры, которому в эпоху классицизма уделялось наибольшее внимание.

Литература романтизма

Говоря о данном направлении в искусстве, наибольшее внимание следует уделить, пожалуй, литературе, поскольку именно в ней традиционная эстетика романтизма проявилась наиболее полно и разносторонне.

Уже неоднократно говорилось о том, что данному направлению свойственно некое стремление к неизвестности, обретение себя в совершенно другой ипостаси, поиск свободы от условностей и обыденной жизни. Если взглянуть на самые знаменитые, можно сказать каноничные, литературные произведения, данную особенность без труда можно обнаружить.

Стремление к неизвестности

Признаки проявляются в нескольких аспектах. Прежде всего, следует подчеркнуть постоянное противостояние истинных творцов, свободных, возвышенных натур и так называемых филистеров.

Искусство данного периода превозносит творчество, ставит его превыше любых других жизненных реалий. Этим и определяется классический герой произведений эпохи романтизма. Это всегда личность, конфликтующая с остальным миром, чуждая ему, стремящаяся вырваться из цепких лап повседневной серой и ограниченной жизни.

Противостояние двух миров

Основная черта романтизма в литературе также определяется наличием обязательного мистического, таинственного элемента, второго плана действительности. Если выражаться филологической терминологией, данную составляющую эстетики можно назвать двоемирием. Романтическому герою всегда свойственен некоторый эскапизм. Волшебное и обыденное сосуществуют на страницах одновременно, пребывая в перманентном конфликте друг с другом.

Узнаваемые место и время

Проявляются характерные черты романтизма в литературе еще и в так называемом местном колорите. Авторы этого периода очень активно обращались к фольклору, изучению истории, культуры, что отражалось в литературном творчестве. Города, улицы, эпоха всегда очевидны, ощутимы в литературе этого периода.

Примечательно то, что авторы чаще прибегали к описанию событий прошедших эпох, нежели к современности. Практически всегда в произведениях чувствуется определенная временная дистанция между написанием произведения и событиями, в нем изложенными. Даже совершенно вымышленные сюжетные линии чаще всего перекликаются с реальной действительностью, погружаются в нее.

Как это отразилось в русской литературе

Конечно, романтическая эстетика никак не могла обойти восприимчивую русскую литературу. Писатели и поэты охотно подхватили европейское явление и приспособили под свою действительность. Если пристально взглянуть на русскую литературу, существовавшую в данных временных рамках, можно заметить, что основные черты русского романтизма отразились, прежде всего, в его стремлении к волшебному, мистическому, а порой даже демоническому. Если в произведениях европейских авторов данный момент только присутствовал как одна из составляющих, в русской литературе он стал абсолютной доминантой.

В отличие от английской или же немецкой литературы, русская, хоть и впитавшая характерные черты романтизма, большее внимание уделяла лирическим произведениям: балладам, стихотворениям, поэмам, нежели романам и произведениям краткой формы. Поэзия стала для данного периода определяющей разновидностью творчества.

Черты русского романтизма во многом перекликаются с европейским, однако и в существенной мере отличаются от него, что обусловлено исторической ситуацией данного периода времени.

Представители в литературе

Конечно, следует начать с немецких романтиков, поскольку именно они подарили миру данное Конечно, в первую очередь это братья Шлегели и Новалис, первыми объявившие себя представителями нового искусства. Основная черта романтизма - стремление к уходу от действительности - проявилась в их произведениях рано и довольно мощно. Одними из главных представителей данного направления считаются, конечно, Генрих Гейне и Иоганн Вольфганг Гете.

В Англии основные представители романтизма - это Джордж Гордон Байрон, и Роберт Бернс. Среди французских авторов данного направления нельзя не назвать Виктора Гюго, Шатобриана, Адельберта Мюссе.

Русские представители романтизма - это, прежде всего, Жуковский, Батюшков, Одоевцев. В рамки данной эстетики прекрасно вписываются некоторые произведения Пушкина («Руслан и Людмила» считается многими исследователями исключительно романтическим произведением).

Одним из канонических примеров романтической поэзии считается стихотворение Лермонтова «Парус».

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Название термина "романтизм" указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX в.

Название произошло от французского слова "romantisme", которым сказывалось то тайное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., Который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г.. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово "романтический" как синоним "живописный", "оригинальный" появилось в 1654 Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII в., Это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики брать Шлегели выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие "романтизм" стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и более всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительском идеала ума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

Этапы развития романтизма

Предромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., Которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия "романтического", что предшествовало появлению термина "романтизм".

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в.)

Сутки наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж.Г.Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезирующее художественное выражение; -тисний связь с философией;

Тяжиння к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения; -расстройства с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX в.)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юлиум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена романистичнимы произведениями Дж.Ф.Купер, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм ни был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX в.) - Течение, ориентированная на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в "Лирические баллады" У.Вордсворт, первое издание которых появилось в 1798 г.. В Германии она была утверждена Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенности:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве.

"Байронического" (Дж Байрон, Гейне, А. Мицкевич, Пушкин, М.Лермонтов и др.), Так завершено воплощение она получила в творчестве Байрона. Особенности:

Серцевину течения составляла ментально-эмоциональное установка, которую можно определить как "идеализацию отрицание";

Розчарування и меланхолия, депрессия, "мировая скорбь" - эти "негативные эмоции" получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслил полноценную человеческую личность;

острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитезис - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую называли "гофманиеською", по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя "петербургских повестей".

Утопическая течение. Получила значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в., Проявляясь в произведениях Гюго, Жорж Санд, Гейне, Е.Сю, Е.Джонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и возражения на поиски "идеальной правды", на утверждение положительных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против "индивидуализма современного человека" и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистичной надежды и пророчества, торжественное заявление идеальной правды;

o широкое использование риторических средств.

-> "Вольтеровских" течение, сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана Скотта. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.