Пракситель. Великие скульпторы. Пракситель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Пракситель скульптор его произведения

Пракситель - древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
"Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

"Афродита Книдская", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.

8 – Работы Праксителя

Пракситель, афинский скульптор эпохи Александра Македонского, является одним из самых знаменитых греческих творцов, стоя наравне с Фидием. Его работы - в основном, изображения богов, в которых достигнут совершенно новый уровень человечности и естественности поз

Еще яснее, чем Скопаса, письменные источники обрисовывают Праксителя, его современника, хотя и более юного. Этот художник является в них главным мастером последних десятилетий царствования Александра Великого (370-330 гг.). Людвиг фон Зибель называл "эпохой Праксителя" все поколение, к которому он принадлежал.

Пракситель был афинянин. Его искусство вначале, как и искусство Скопаса, довольствовавшееся полигнотовскими находками, очень быстро вошло в родной ему фарватер аттической красоты, грации, мягкости и подвижности. Но цветущая пора Афин уже миновала. Только очень немногие произведения этого мастера остались в его родном городе. Они были рассеяны по разным городам Греции, островам, малоазийскому континенту, и повсюду распространили славу аттического искусства.

В литературных источниках Пракситель является также изобразителем преимущественно богов, и притом юных и прекрасных, в душевном или чувственном возбуждении. Аполлон и Артемида с их матерью Латоной, Дионис (Вакх) с целым рядом жизнерадостных божеств, Афродита, богиня плотской любви, и Эрос, крылатый мальчик, выросший в юношу, - вот любимцы Праксителя, мраморными и бронзовыми статуями которых он, на удивление современному ему миру и потомству, украшал храмы и площади городов, населенных греками. За изображение смертных брался он лишь изредка: известны две статуи знаменитой гетеры Фрины и всего только одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Выработка типичного атлетического тела уже перестала быть задачей аттического искусства в рассматриваемую эпоху: в нем на первом плане стояло индивидуализирование богов согласно их сущности, то есть более точное, чем прежде, характеризирование типа тех или других определенных божеств. К самым ранним из праксителевских трехфигурных изваяний богов, вероятно, принадлежала группа, украшавшая собой двойной храм Асклепия и Латоны в Мантинее. Она изображала Латону с ее детьми, Аполлоном и Артемидой, а на пьедестале группы были представлены в рельефных фигурах музы и Марсий. Позднее в Риме общее внимание привлекла к себе праксителевская группа Диониса с сатиром Стафилом (олицетворением виноделия) и менадой Мефе (олицетворением пьянства).

Из олицетворений отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты, находившаяся в Книде, была в древности самой знаменитой. Богиня любви была изображена входящей в воду; правой рукой она прикрывала свою наготу, а левой опускала снятую с себя одежду на стоявшую подле нее вазу. Плиний Старший рассказывал, что многие ездили в Книд специально для того, чтобы полюбоваться этой статуей. Одновременно с ней Пракситель изваял другую Афродиту, в одежде, проданную на остров Кос. Знаменитейшие из праксителевских статуй Эроса находились в Феспиях и Парионе на Пропонтиде. К высокочтимым изваяниям богов этого художника принадлежали также мраморный Гермес с младенцем Дионисом на руках, стоявший в храме Геры в Олимпии, Аполлон, убивающий ящерицу (Сауроктон), бронзовая Артемида Браурония в афинском Акрополе и различные изваяния сатиров, в том числе одно, которое сам скульптор считал лучшим из своих созданий.

Довольно ясное понятие о книдской Афродите и парионском мощнокрылом Эросе мы можем составить себе по их изображениям на монетах. Но сами по себе эти маленькие изображения передают великие произведения лишь в общих чертах и неточном виде. И в настоящем случае пополнить наше знакомство с исчезнувшими оригинальными скульптурами могут сохранившиеся мраморные статуи.

Обращаясь прежде всего к подлинным произведениям Праксителя, мы должны снова сказать, что имеем счастье владеть обломком одного юношеского, известного по письменным источникам, произведения этого мастера и еще большее счастье - обладать одним, почти совсем целым, собственноручным, как это удостоверено, произведением Праксителя, относящимся к поре его полной зрелости. Юношеское произведение - пьедестал вышеупомянутой мантинейской группы, рельеф которого изображает состязание Аполлона с Марсием. Обломки этого пьедестала находятся в Национальном музее в Афинах. Аполлон, представленный в одежде, с лирой в руках, сидит слева на утесе, в позе "олимпийского спокойствия". Справа Марсий, совершенно нагой, пытается извлекать на своей двойной флейте победоносные звуки. Но его поражение уже решено бесповоротно. Раб, изображенный в середине между обеими фигурами, уже приближается к нему с ножом в руке, чтобы содрать с него кожу. Все остальные плиты пьедестала заняты музами, характеристика которых еще ограничивается снабжением их музыкальными инструментами или свитками рукописей (рис. 281). Мастерство Праксителя видно в этих стройных, благородных фигурах, которые все, кроме Марсия, полны спокойствия и самодовольства. Конечно, нигде прямо не говорится, что великий мастер собственноручно исполнил рельефы данного пьедестала; довольно эскизная их обработка действительно дает повод предполагать, что они только вышли из мастерской Праксителя.

Относительно произведения зрелой поры этого мастера - оно найдено при раскопках в Олимпии - не может быть никаких сомнений. Трей доказал, что эта находка - сравнительно хорошо сохранившееся, оригинальное, мастерское создание Праксителя, упоминаемое Павсанием. Мы говорим о статуе Гермеса с младенцем Дионисом на руках, стоявшей в храме Геры в Олимпии. На рисунке 282 это произведение представлено в том виде, как оно реставрировано Рюмом. Пополнены правая рука и левая голень с левой стопой. Правая нога и левая рука - древние. Бог ристалищ, юный красавец Гермес, стоит совершенно нагим в спокойной, непринужденной позе. Левой рукой, на которой сидит новорожденный бог вина, он облокотился на древесный ствол, с него живописными складками свешивается накинутый короткий плащ. Держа в поднятой высоко правой руке кисть винограда и устремив свой взор на бога-малютку, Гермес показывает ему как игрушку этот будущий его атрибут и знак власти. Видно, что, маня Диониса виноградом, Гермес, посланник богов, забавляется, но его душа замкнута и не участвует в возложенной на него воспитательной задаче. Трудно вообразить себе что-либо более совершенное, чем юная безбородая голова этой фигуры с короткими кудрями, правильными чертами лица, и что-либо более изящное, чем это крепкое и упругое как сталь, благородно красивое и вместе с тем естественно-соразмерное во всех своих частях тело. Никогда не было изваяно из мрамора ничего более прекрасного, мягкого и жизненного, нежели эта скульптура. Никогда душа и тело не сливались так неразрывно, как в этих чистых формах, в этих тонких чертах.

Фуртвенглер признал за собственноручную работу Праксителя еще одно произведение - голову Афродиты, полную выражения и соединяющую в себе красоту человеческую с красотой божественной; она находилась в коллекции лорда Леконфильда в Лондоне; наконец, такие ученые, как Фуртвенглер и Михаэлис, считали подлинным произведением Праксителя юношескую длиннокудрую голову элевзинского бога подземного мира Эвбулея, Афинский национальный музей. Она также превосходна, но, по нашему мнению, относится к более позднему времени, как о том можно заключить по особенной мягкости ее лепки.

Жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами.
Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ. Связь Праксителя с Фриной, а также поездка в малую Азию были по видимому, ключевыми событиями в его жизни, поскольку связаны непосредственно и решительным образом с его художественным творчеством. Не исключено, что Фрина была натурщицей для статуй Афродиты.

Творчество Праксителя

Хотя Пракитель известен более своими работами в мраморе, однако с не меньшим успехом он работали в бронзе. Искусству ваяния во мраморе и литью бронзовых статуй, научился у своего отца. При раскраске мрамора он сотрудничал с художником Никием.
Число работ Праксителя, упоминаемое в античных и средневекaных источниках, весьма высоко — около семидесяти. Однако признаны из них с той или иной степенью уверенности только немногие. Оригиналами считаются статуя Гермеса с младенцем Дионисом из Олимпии, найденная в мае 1877 года при раскопках Олимпии, рельефные плиты статуй аполлоновой троицы из Мантинеи и бронзовая статуя эфеба, найденная в море близ Марафона .


Все другие произведения Праксителя дошли до нас в копиях и были признаны, как работы Праксителя на основании главным образом манеры исполнения. Многие произведения Праксителя изображают нимф, менад, кариатид, а другие являются аллегориями, однако большинство-изображения богов. Наиболее значительными произведениями Праксителя являются скульптурная группа Лето, Аполлона и Артемиды в Мантинее, Аполлон Савроктон, Афродита Книдская (Книд — полуостров в малой Азии, Отдыхающий Сатир, Эрот в Феспиях и др.


Пракситель работал во многих городах Греции и Малой Азии, поэтому его произведения оказались разбросаны по всему греческому миру, где вызывали у современников такое сильное восхищение, что иногда оно кажется преувеличенным. Античные писатели превозносят мастерство Праксителя и ставят его рядом с Фидием и Поликлетом, восхищаются тем, как скульптор изображает красоту человеческого тела. Особенно женскую красоту, поэтому праксителевских статуй Афродины и было так много.
Эститический идеал Праксителя юная красота, далекая от всякой порывистой страсти. Праксителя интересовало больше изображение отдельных образов,а не большие композиции. Отрешившись от величественных и впечатляюших традиций фидиевского искусства и «хиазма» Поликлета. Пракситель избегает подчеркивания мышц тела и вводит в греческую скульптуру изображение богов нежным телом, впервые полностью обнажяет Афродиту, изображает Эрота и сатиров как прекрасных меланхолических и мечтательных юношей. Лица Праксителя почти уникальны в греческой скульптуре благодаря отличающим их нежности, мягкости и спокойствия.

Классическую позу атлетического тела, заменяет теперь очень естественная поза тела, которое беззаботно опирается о какой- нибудь предмет, обычно о ствол дерева, подчёркнуто изогнувшись в талии таким образом, что вертикальная ось тела образует в итоге линию «S».
Таким образом, становится создателем изящного художественного стиля, который способен выразить не только совершенство человеческого тела, но также чувство и душевный склад изображённого человека.
Влияние Праксителя на последующих скульпторов было огромно.

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    Как одевались древнегреческие воины

    Моря Греции

    Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это - Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

ПРАКСИТЕЛЬ

(ок. 390 до н.э. – ок 330 до н.э.)

Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини. Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры) предложил книдянам простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без колебаний ответили ему отказом.

Даты рождения и смерти Праксителя точно неизвестны. Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда многих поколений учёных, которые путём сопоставления различных сведений воссоздали историю жизни и творчества мастера.

Пракситель родился около 390 года до нашей эры. Он был афинянин и происходил из семьи художников. Его дед, Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами. Впоследствии скульпторами стали и сыновья самого Праксителя - Тимарх и Кефисодот Младший.

Ещё в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно важной для формирования молодого скульптора.

Большую роль в его жизни сыграла и любовь к красавице Фрине, которая сумела создать вокруг Праксителя атмосферу любви и творческого подъёма. Пленительные женские образы Праксителя, без сомнения, имели своим прототипом Фрину. Произведения Праксителя постигла та же судьба, что и большинство произведений великих греческих скульпторов: оригиналы их утрачены, и судить о них можно лишь по копиям римского времени.

Если Книд прославился благодаря Афродите, то маленький беотийский городок Феспии - родина Фрины - привлекал путешественников потому, что Фрина поместила сюда мраморного Эрота работы Праксителя. Однажды она попросила у скульптора в доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его мастерской. Он хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его собственное мнение, однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии; Пракситель вскричал: «Я пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели». Фрина выбрала Эрота и подарила статую родному городу. Эрот, бывший некогда богом-творцом у Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу - символ могущественной, покоряющей душу любви. Ему было ещё далеко до озорного и распущенного Купидона эллинистического и римского искусства.

Одно из произведений Праксителя «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что дошло до нас во многих римских репликах:

Нимфы со смехом весёлым, Даная-краса, о Пракситель,

Пан козлоногий - вина мех он несёт на себе, -

Белого мрамора всё. Но к этому нужно прибавить

Мудрые руки твои, гения высший талант.

Даже сам Мом - злоковарный насмешник невольно промолвит:

Верх совершенства, о Зевс! Истинный гения дар!

Как отмечает Г.И. Соколов: «Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости, прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший характер его творчества. Сатир, изображённый в виде стройного юноши, наливающего вино из кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу. Композиция изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена в прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные, текучие контуры статуй - одна из самых замечательных способностей Праксителя. Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается особенно отчётливо».

Ещё в ранний период своего творчества Пракситель обращается и к воплощению в своём искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в Арле (во Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи Афродиты, приобретённой в своё время жителями города Коса. В этом прекрасном изображении полуобнажённой юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким, гуманным представлением художника о людях.

В период между 364 и 350 годами до нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию. Он был уже вполне сложившимся мастером. В этот период он создал статую обнажённой Афродиты, приобретённую городом Книдом (364–361 годы до нашей эры). Моделью ему по-прежнему служила Фрина.

Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее чувство. Она более человечна и одухотворённа, чем в произведениях искусства предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства придаёт образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались каждым видевшим её. Богиня изображена совершенно обнажённой, собирающейся войти в воду. Её слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой руки - жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и стройности её зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает лёгкая мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлинённые глаза, их «влажный» взгляд полон жизни. Мягкие пышные волосы дополняют прелестный облик Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щёк, яркие губы и золотые волосы.

Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно монументальна. Этому способствовали и её сравнительно большой размер (около двух метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на неё одеждой богини. Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придаёт и всей композиции большую устойчивость.

Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую Афродиты Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом Платоном:

В Книд через пучину морскую пришла Киферея-Киприда,

Чтобы взглянуть на свою новую статую в нём,

И, осмотрев её всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула «Где же нагой видел Пракситель меня?»

Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, какой ты была на суде.

Оригинал статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской, прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо передающая монументальность статуи. Её автору, однако, не хватило умения полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой (мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней утончённости.

Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман. Тонкая моделировка отлично передаёт нежность томного, полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую полноту прекрасной шеи и смело очерченный овал лица. Особую красоту образу Афродиты придают мягкие волнистые волосы, разделённые прямым пробором и собранные на затылке в тяжёлый узел.

Из Книда Пракситель отправился в город Эфес, где несколько лет проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской. Именно его сжёг в 356 году до нашей эры печально известный Герострат.

В Париопе, где Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота, пользовавшаяся значительной известностью. Изображения Эрота сохранились на монетах, но они дают только самое общее представление об этой статуе.

Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в Афины. В его жизни к этому времени произошёл перелом, бурная молодость была позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумья. Творчество Праксителя становится строже и глубже.

В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию Артемиды Праксителя.

Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную статую Гермеса с Дионисом.

Вилл Дюрант пишет: «С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что среди статуй Герайона в Олимпии был „каменный Гермес с младенцем Дионисом на руках, работы Праксителя“. Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877 году, увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребённой под столетними отложениями мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать всю красоту этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в Олимпии и украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и живую ткань этой мраморной плоти. Богу-вестнику поручено спасти младенца Диониса от ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают. По дороге Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднёс к ребёнку виноградную гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно всё вдохновение художника было истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое-где пришлось потрудиться реставраторам; всё остальное, очевидно, сохранилось в том же виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены и широкая грудь свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром является уже одна голова с её аристократичной соразмерностью, точёными чертами лица и вьющимися локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в скульптуре такая редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного значения, что свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той эпохи».

В поздний период своего творчества Праксителем была создана статуя «Отдыхающего сатира», представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом».

Около 330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не удавалось достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя - Тимарх и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV – начале III века до нашей эры, уже были художниками эпохи эллинизма.

Пракситель - великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное веселье».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Пракситель.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018

Пракситель.
Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только
лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город
Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини.
Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры) предложил книдянам
простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без
колебаний ответили ему отказом. Даты рождения и смерти Праксителя точно
неизвестны. Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда
многих поколений учёных, которые путём сопоставления различных сведений
воссоздали историю жизни и творчества мастера. Пракситель родился около 390 года
до нашей эры. Он был афинянин и происходил из семьи художников. Его дед,
Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами. Впоследствии
скульпторами стали и сыновья самого Праксителя - Тимарх и Кефисодот Младший.
Ещё в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и
именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно
важной для формирования молодого скульптора. Большую роль в его жизни сыграла и
любовь к красавице Фрине, которая сумела создать вокруг Праксителя атмосферу
любви и творческого подъёма. Пленительные женские образы Праксителя, без
сомнения, имели своим прототипом Фрину. Произведения Праксителя постигла та же
судьба, что и большинство произведений великих греческих скульпторов: оригиналы их
утрачены, и судить о них можно лишь по копиям римского времени. Если Книд
прославился благодаря Афродите, то маленький беотийский городок Феспии - родина
Фрины - привлекал путешественников потому, что Фрина поместила сюда
мраморного Эрота работы Праксителя.

Пракситель Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали
не только лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей
древности. Город Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть
статую богини. Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры)
предложил книдянам простить им очень значительный долг, если они отдадут ему
статую, книдяне без колебаний ответили ему отказом. Однажды она попросила у
скульптора в доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его
мастерской. Он хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его
собственное мнение, однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии;
Пракситель вскричал: «Я пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели». Фрина выбрала
Эрота и подарила статую родному городу. Эрот, бывший некогда богом­творцом у
Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу - символ
могущественной, покоряющей душу любви. Ему было ещё далеко до озорного и
распущенного Купидона эллинистического и римского искусства. Одно из
произведений Праксителя «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что
дошло до нас во многих римских репликах: Нимфы со смехом весёлым, Даная­краса, о
Пракситель, Пан козлоногий - вина мех он несёт на себе, - Белого мрамора всё. Но к
этому нужно прибавить Мудрые руки твои, гения высший талант. Даже сам Мом -
злоковарный насмешник невольно промолвит: Верх совершенства, о Зевс! Истинный
гения дар! Как отмечает Г. И. Соколов: «Тема отдыха, покоя, мечтательной
задумчивости, прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший
характер его творчества. Сатир, изображённый в виде стройного юноши, наливающего
вино из кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу.
Композиция изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена
в прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные,
текучие контуры статуй - одна из самых замечательных способностей Праксителя.
Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается
особенно отчётливо». Ещё в ранний период своего творчества Пракситель обращается
и к воплощению в своём искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в
Арле (во Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи
Афродиты, приобретённой в своё время жителями города Коса. В этом прекрасном
изображении полуобнажённой юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и
свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем
образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким,
гуманным представлением художника о людях. В период между 364 и 350 годами до
нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию. Он был уже вполне
сложившимся мастером. В этот период он создал статую обнажённой Афродиты,
приобретённую городом Книдом (364–361 годы до нашей эры). Моделью ему по­
прежнему служила Фрина. Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее
чувство. Она более человечна и одухотворённа, чем в произведениях искусства
предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства
придаёт образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались

каждым видевшим её. Богиня изображена совершенно обнажённой, собирающейся
войти в воду. Её слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой
руки - жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация
движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и
стройности её зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает лёгкая
мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлинённые глаза, их
«влажный» взгляд полон жизни. Мягкие пышные волосы дополняют прелестный облик
Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что
мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щёк, яркие губы и золотые
волосы. Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно
монументальна. Этому способствовали и её сравнительно большой размер (около двух
метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на неё одеждой богини.
Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком
легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придаёт и всей композиции
большую устойчивость. Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую
Афродиты Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом
Платоном: 1. В Книд через пучину морскую пришла Киферея­Киприда, Чтобы
взглянуть на свою новую статую в нём, И, осмотрев её всю, на открытом стоящую
месте, Вскрикнула «Где же нагой видел Пракситель меня?» 2. Нет, не Пракситель тебя,
не резец изваял, а сама ты Нам показалась такой, какой ты была на суде. Оригинал
статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской,
прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо
передающая монументальность статуи. Её автору, однако, не хватило умения
полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от
Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой
(мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но
его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней
утончённости. Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому
мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман. Тонкая моделировка отлично
передаёт нежность томного, полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую
полноту прекрасной шеи и смело очерченный овал лица. Особую красоту образу
Афродиты придают мягкие волнистые волосы, разделённые прямым пробором и
собранные на затылке в тяжёлый узел. Из Книда Пракситель отправился в город Эфес,
где несколько лет проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии
восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской. Именно его
сжёг в 356 году до нашей эры печально известный Герострат. В Париопе, где
Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота, пользовавшаяся
значительной известностью.

Изображения Эрота сохранились на монетах, но они дают только самое общее
представление об этой статуе. Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в
Афины. В его жизни к этому времени произошёл перелом, бурная молодость была
позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумья. Творчество
Праксителя становится строже и глубже. В Афинах он выполнил для храма Артемиды
Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена
мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию Артемиды
Праксителя. Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую
известную статую Гермеса с Дионисом.



















безудержное
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом». Около
330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много
последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не удавалось
достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя - Тимарх
и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV - начале III века до нашей эры, уже
были художниками эпохи эллинизма. Пракситель - великолепный мастер гармонии,
отдохновения. Его памятники вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые
дымкой печали. Как считает Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось
превзойти уверенное мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность
вдохнуть в застывший камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную
негу
веселье».
В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую
Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая,
вероятно, представляет собой копию Артемиды Праксителя. Позднее, в 343 году до
нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную статую Гермеса с Дионисом.
Вилл Дюрант пишет: «С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что
среди статуй Герайона в Олимпии был „каменный Гермес с младенцем Дионисом на
руках, работы Праксителя". Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877
году, увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребённой под столетними
отложениями мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать
всю красоту этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в
Олимпии и украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и
живую ткань этой мраморной плоти. Богу­вестнику поручено спасти младенца Диониса
от ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают. По дороге
Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднёс к ребёнку виноградную
гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно всё вдохновение художника было
истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое­где
пришлось потрудиться реставраторам; всё остальное, очевидно, сохранилось в том же
виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены и широкая грудь
свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром является уже одна
голова с её аристократичной соразмерностью, точёными чертами лица и вьющимися
локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в скульптуре такая
редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного значения, что
свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той эпохи». В поздний
период своего творчества Праксителем была создана статуя «Отдыхающего сатира»,
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом».

Пракситель - великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники
вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает
Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное
мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший
камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное
веселье».