Иван яковлевич яковлев. Основные даты жизни и деятельности. Иван Яковлевич Яковлев

25.04.1848–23.10.1930

Выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог-демократ, писатель, переводчик, создатель дидактики двуязычия начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне (1913 г.).

Родился в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан).

В 1863 окончил землемеро-таксаторские классы и до конца 1866 служил землемером. В 1870 г. окончил Симбирскую классическую гимназию, в 1875 г. - историко-филологический факультет Казанского университета. В 1868 г. гимназист Яковлев открыл в Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа - Симбирской чувашской школой. В 1871 Яковлев с помощью своих соратников составил чувашский алфавит на основе русской графики и букварь, которые в 1872 г. были переработаны. Новый "Букварь для чуваш" выдержал при жизни Яковлева 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения. В 1875-1903 гг. служил инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, в 1903-1919 гг. руководил созданным им в Симбирске чувашским педагогическим учебным заведением. Как окружной инспектор организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей, открыл множество сельских школ для народов Среднего Поволжья.

Награжден орденами Святого равноапостольного князя Владимира IV степени, Святой Анны II и III степеней, Святого Станислава II и III степеней, медалями.

Имя Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (ныне педагогическому университету), общеобразовательным средним школам в селах Аликово и Бичурино (1958 г.), в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу И. Яковлева: созданы произведения литературы и изобразительного искусства, опера «Иван Яковлев» и т. д.

Библиография (труды):

1. Яковлев, И. Я. Ача-пăча калавĕсем / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. – 36, с. - (Рассказы для детей). См. обл.
2. Яковлев, И. Я. Чăваш ачисене çырăва вěренмелли кěнеке = Букварь, религиозно-нравственные наставления, молитвы и избранные места из священного писания, изложенные на наречии низовых чуваш, или чуваш анатри / И. Я. Яковлев. – Казань, 1872. - 56 с. См. обл.
3. Чăваш çыруне вĕренмелли кĕнеке. - Репринт. изд. 1912 г. - [Шупашкар] : [б. и.], 2008. - 48, с. : ил; 21 см. - На чуваш. яз. - Вых. данные: Симбирск: Типо-литогр. Губернского Правления, 1912. См. текст
4. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки / И. Я. Яковлев. – Казань, 1873. – 32 с. См. обл.
5. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки=Чăваш кĕнеки / И. Я. Яковлев. – Казань: Типог. М. А. Гладышевой, Никол. Площ. Дом Курманаева, 1880. - 36 с. См. обл.
6. Яковлев, И. Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки = Чăваш кěнеки / И. Я. Яковлев. – Симбирск,1885. – 144 с. См. обл.
7. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. – 271 с. См. обл.

Библиография:

1. Антонова, З. С. И. Я. Яковлев пултарулăхне шкулта вĕрентесси / З. С. Антонова, А. Л. Eфимова. – Шупашкар: Чăваш патшалӑх педагогика ун-чĕн изд-ви, 2005. – 68 с.
2. Волков, Г. Н. И. Я. Яковлев – чăваш халăх педагогĕ / Г. Н. Волков. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 1959. – 70 с.
3. И. Я. Яковлев тата Чĕмпĕрти тĕп чăваш шкулĕ : аслă пухăвăн ĕçĕсем = И. Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа: материалы науч. конф. – Чебоксары, 1997. – 58 с.
4. Мукина, И. В. И. Я. Яковлев çинчен хунă чăн сăмах / И. В. Мукина. – Шупашкар: Руссика, 1998. – 248 с.
5. Александров, Г. А. Иван Яковлевич Яковлев: фрагменты жизни / Г. А. Александров. – Чебоксары: Чувашия, 1997. – 194 с.
6. Аляпкин, М. А. Серебряные россыпи Ивана Яковлевича Яковлева / М. А. Аляпкин. – Ульяновск: УлГУ, 2008. – 68 с.
7. Викторов, Ю. В. И. Я. Яковлев в изобразительном искусстве: [кн.-альбом] / Ю. В. Викторов; [худож. Н. И. Орлова]. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. – 135 с. : ил., портр.
8. Волков, Г. Н. Судьба патриарха: роман-эссе / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. – 350 с.
9. Дело его жизни: сб. ст. – Чебоксары: Чувашия, 2003. – 237 с.
10. Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев: сб. ст. : посвящ. 155-летию со дня рождения / В. Д. Димитриев; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002. – 140 с. : портр.
11. Ефимов, Л. А. И. Я. Яковлев – организатор женского педагогического образования в Чувашии / Л. А. Ефимов, А. Л. Ефимов, Е. Л. Ефимов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 338, с.
12. И. Я. Яковлев – просветитель народов Поволжья и Приуралья: [сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф., посвящен. 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева, 17 апр. 2008 г., г. Чебоксары] / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. – Чебоксары: ЧГИГН, 2009. – 327 с.
13. И. Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения: сб. ст. / коллектив авт. ; ред.-сост. М. Г. Кондратьев; Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. – Чебоксары: ЧГИГН, 2001. – 142 с. : портр., ил.
14. И. Я. Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе: сб. науч. тр. / коллектив авт. ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева; [редкол. : Т. Н. Петрова (науч. ред.) [и др.]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2003. – 269 с. : портр.
15. Краснов, Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев и его потомки: к 150-летию со дня рождения / Н. Г. Краснов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. – 319 с.
16. Кураков, Л. П. Прометей из чуваш: размышления о выполнении Завещания И. Я. Яковлева / Л. П. Кураков. – 3-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. – 132 с.
17. Плечов, Г. Н. Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева: хронолог.-документ. исслед. / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [б. и.], 2016. – 799 с. : портр.
18. Плечов, Г. Н. Против искажений исторической правды об И. Я. Яковлеве: [ст.] / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [Изд-во Чуваш. гос. ун-та], 2014. – 127 с. : портр.
19. Плечов, Г. Н. Формирование социально-просветительской личности И. Я. Яковлева / Г. Н. Плечов. – Чебоксары: [Изд-во Чуваш. гос. ун-та], 2013. – 83 с. : портр.
20. Преемственность просветительских традиций: материалы науч.-практ. конф. в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева [и др. ; сост., науч. ред. В. С. Григорьев]. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 279 с.
21. Савруков, Н. Т. Фонд И. Я. Яковлева (1997-2012 гг.) / H. Т. Савруков. – Чебоксары: [Новое Время], 2013. – 43 с.
22. Федянина, И. А. И. Я. Яковлев – организатор обучения и распространения сельскохозяйственных знаний среди населения / И. А. Федянина. – Чебоксары: [б. и.], 2003. – 121 с. : портр., фот.
23. Хрестоматия по яковлевоведению / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [сост. А. Е. Земляков]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2011. – 189 с.
24. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева: сб. ст. : к 155-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / Н. Т. Савруков, Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, Т. П. Eфимова. – Чебоксары: ЧИ ЭМ СПбГТУ, 2003. – 59 с. : портр.
25. Яковлевские чтения («Завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева как программа духовно-нравственного развития личности) : материалы чтений (20 апр. 2006 г., Чебоксары) / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, Чебокс. фил. ; [редкол.: Ю. И. Щербаков и др.]. – Чебоксары: Чебокс. фил. МГОПУ, 2006. – 124 с. : портр. – Часть текста чув.
26. Михайлова, С. Г. Иван Яковлевич Яковлев / С. Г. Михайлова, Л. М. Сякина // Чӑваш чӗлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2016. – 27-мӗш кӑларӑм: [Конференци материалӗсем. – С. 174-177.
27. Мукина, И. И. Я. Яковлев халалӗ ӑс-хакӑл культурипе кӑмӑл-сипет пуянлӑхӗн ҫӑл куҫӗ : [аслӑ вӗрентекенӗмӗр чӑваш халӑхне панӑ халал ҫинчен] / И. Мукина // Ульяновец. – 2012. – 28 апр. (№ 27/28). – С. 7.
28. Мукина, И. Эпир пĕлмен И. Я. Яковлев: кивĕ пурнăç тĕттĕмлĕхĕ сирĕлет / И. Мукина // Чăваш филологийĕпе культури: ăслăлăх конференцийĕн материалĕсем. – Шупашкар, 1998. – С. 27-29.
29. Никифоров, Г. Л. Яковлев букварĕнчи илемлĕ текст чĕлхин хăш-пĕр уйрăмлăхĕсем / Г. Л. Никифоров // Чувашский язык: история, современность, проблемы. – Чебоксары, 2009. – С. 112-116.
30. Пирĕн патриарх = Наш патриарх // Чуваши Татарстана = Тутарстан чăвашĕсем: [кн.-альбом]. – Чебоксары, 2006. – C. 72-81.
31. Хусанкай, А. «Арăслан шăшисене таптамасть»: И. Я. Яковлев пирки шухăшланă май / А. Хусанкай // Хыпар. – 1996. – 14 çу.
32. Васильев-Бурзуй, Е. Учиться у патриарха: [о пед. идеях И. Я. Яковлева] / Е. Васильев-Бурзуй, А. Большова // Совет. Чувашия. – 2008. – 5 апр. - См. текст
33. Великий просветитель // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. – Чебоксары, 2012. – [Вып. 12]. – С. 23.
34. Викторов, Ю. В. Яковлев И. Я. в Чувашском изобразительном искусстве / Ю. В. Викторов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 721-722.
35. Землякова, А. Е. И. Я. Яковлев и современность / А. Е. Земляков, К. А. Петрова // Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры: сб. науч. ст. – Чебоксары, 2013. – С. 100-105.
36. Краснов, Н. Г. Яковлев Иван Яковлевич / Н. Г. Краснов // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 515-516.
37. Краснов, Н. Г. Яковлев Иван Яковлевич / Н. Г. Краснов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 719-721. - См. текст
38. Матвеева, Г. В вечной памяти народов Поволжья / Г. Матвеева; фот. В. Романова // Совет. Чувашия. – 2006. – 3 окт. - См. текст
39. Павлов, И. В. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева / И. В. Павлов, В. И. Павлов // Науч. потенциал. – 2013. – № 1. – С. 94-98. - См. текст
40. Питернова, В. «В семейной жизни я был счастлив» / В. Питернова // Совет. Чувашия. – 2008. – 9 апр. – С. 2. - См. текст
41. Плечов, Г. Н. Творческое наследие И. Я. Яковлева в зеркале времени / Г. Н. Плечов // Вестн. Чуваш. гос. пед. ин-та им. И. Я. Яковлева. – 2003. – № 1 (3). – С. 6-10.
42. Сорокин, Н. М. Иван Яковлевич Яковлев // Сорокин, Н. М. Чувашские писатели Татарстана / Н. М. Сорокин, Е. Турхан. - Чебоксары, 2015. – С. 235-238.
43. Студенцов, О. Р. Заимствования в переводах чувашского просветителя И. Я. Яковлева в диахронии / О. Р. Студенцов // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманит. науки. – 2011. – № 2. – С. 335-338.
44. Студенцов, О. Р. Переводы И. Я. Яковлева как источник религиозно-духовного просвещения чувашского народа / О. Р. Студенцов // Семья в России. – 2006. – № 1. – С. 101-108.
45. Терехова, О. П. Аспекты нравственного воспитания учащихся в произведениях И. Я. Яковлева / О. П. Терехова // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2009. – 8-мĕш кăларăм. – С. 44-51.
46. Терехова, О. П. Юмор в произведениях И. Я. Яковлева как средство нравственного воспитания учащихся / О. П. Терехова // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2009. – 9-мĕш кăларăм. – С. 24-27.
47. Федоров, Н. В. И. Я. Яковлев и современная школа / Н. В. Федоров // Нар. шк. – 1998. – № 4. – С. 1-9.
48. Яковлев Иван Яковлевич // Чуваши Татарстана = Тутарстан чăвашĕсем: [кн.-альбом]. – Чебоксары, 2006. – C. 407.
49. Яковлев Иван Яковлевич // Энциклопедия чувашской журналистики и печати. – Чебоксары, 2014. – С. 536-538.
50. Яковлев, Р. Я. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева / Р. Я. Яковлев // Слово = Сăмах. – 2005. – № 2. – C. 21-24.

Люди. События. Факты. И. Я. ЯКОВЛЕВ - ЧУВАШСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) завоевал славу подвижника на ниве просвещения чувашского народа. Педагог, писатель, переводчик, основатель чувашской письменности и первой в истории чувашского народа Симбирской школы для чувашей, он пользовался всеобщим признанием и любовью многих поколений своих учеников.

И. Я. Яковлев родился в бедной крестьянской семье в дер. Кошки (по-чувашски "кошки" - "выселки"), или Новотимбаево, Буинского уезда Симбирской губ. (ныне - Тетюшский р-н Республики Татарстан). Его мать умерла сразу после родов, и двухдневного сироту, по чувашскому обычаю, усыновила семья Пахомовых. Отца своего он тоже не помнил. Кормить ребенка стала соседка, у которой был свой новорожденный. В семье Пахомовых мальчик рос как родной, но с рождения он был болезненным и тщедушным. Когда немного подрос, стал проявлять стремление к учебе. Помещенный в Бурундуковское училище, он жил в семье русских крестьян Мушкеевых, относившихся к сироте тоже тепло, по-родственному. Училище он закончил в 12 лет первым учеником и был отправлен в Симбирское землемерное училище. Окончив в Симбирске землемерно-таксаторские классы, до конца 1866 г. работал землемером. Стремление продолжать учебу привело его в гимназию, которую он первым из чувашей закончил с золотой медалью. Затем он поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет.

В Казанском университете на него обратил внимание известный востоковед Н. И. Ильминский, посвятивший себя делу просвещения народов Поволжья. Яковлев многим ему обязан: Ильминский помогал ему и в учебе, и в устройстве на работу. В годы учебы Яковлев познакомился с трудами революционных демократов и их последователей, с педагогической литературой (К. Д. Ушинский, И. А. Худяков, Л. Н. Толстой и др.).

После того, как в 1875 г. Яковлев закончил университет, он был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Еще в 1868 г., будучи гимназистом шестого класса, он основал на своей квартире в Симбирске чувашскую школу-интернат, которой он отдал все свои силы и знания. Впоследствие она была преобразована в учительскую школу и подготовила армию сельских учителей, деятелей просвещения. Из стен этой школы вышло много известных чувашских писателей - К. Иванов, Тайр Тимки, Н. Шубоссини, М. Турбина и др.

До Яковлева чувашский народ не имел своей письменности. На основе русской графики он, при помощи Ильминского и студента В. А. Белилина, разработал чувашский алфавит, создал чувашскую азбуку и букварь, учебники и книги для

Пушкарев Лев Никитович - доктор исторических наук. 143

чтения на родном языке для школьников. Тем самым была заложена основа начального образования. Написанные им книги для чтения состояли из его собственных оригинальных рассказов на темы народного быта и творчески переработанных образцов устного народного творчества чувашей. По сей день рассказы Яковлева для детей изучаются в школах Чувашии. Яковлев и его ученики переводили на чувашский язык произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Любимым поэтом Яковлева был Н. А. Некрасов. Созданная Яковлевым и его учениками учебно-педагогическая литература помогла выработать единый чувашский литературный язык и методику обучения детей на родном языке, что способствовало зарождению чувашской национальной литературы.

Яковлев стоял у истоков чувашского образования и просвещения, отдавая все свое время, силы и знания воспитанию национальных учительских кадров. При его участии было открыто около 40 чувашских школ, он созывал учительские съезды, организовывал педагогические курсы. Преодолевая рутину чиновничества, Яковлев упорно и методично формировал национальный учительский корпус Чувашии, превратив свою школу-интернат в кузницу учительских кадров 1 .

Меньше мы знаем о его личной жизни. Правда, кое-что можно узнать из записанных А. В. Жиркевичем с его слов воспоминаний, а также мемуаров сына - известного ученого, члена-корреспондента АН СССР А. И. Яковлева 2 .

Я был хорошо знаком с А. И. Яковлевым, проработал под его руководством три последних года его жизни над изданием таможенных книг XVII века. Яковлев нередко рассказывал мне о своем детстве и о своих родителях.

Рассказы Яковлева о своей семье возникали при общении со мной спорадически, по самым различным поводам. Расспрашивая меня о моих родителях и узнав, что мой отец - из крестьян, окончивший три класса церковно-приходской школы, но самоучкой ставший бухгалтером, а мама - сельская учительница начальных классов, с 38-летним стажем работы, Алексей Иванович сказал: "У нас с Вами много общего: мой папа - тоже из бедной крестьянской семьи, а мама - тоже учительница, всю жизнь проработавшая, как тогда говорили, "на ниве народного просвещения". Мою маму и по внешнему виду все сразу определяли именно как учительницу. Она была необыкновенно подтянута и требовательна, даже в ее взгляде было что-то, заставлявшее ей повиноваться. Одета она была всегда одинаково- белая кофта, темная юбка, но как это все было наглажено, как все это блестело чистотой и аккуратностью - я Вам и передать не могу! И так с самого утра - халатов она не терпела. Всегда в форме, всегда собрана, всегда при деле.

В моей памяти, - говорил Алексей Иванович, - сохранились образы детства, проведенного с папой. Как сейчас, вспоминаю долгие зимние вечера моего детства- и отчего они казались мне такими продолжительными? Вот мы сидим за столом, покрытым белой скатертью, вышитой крестом руками моей мамы... Папа очень любил ручную чувашскую вышивку, прекрасно в ней разбирался и даже мог по женскому вышитому платью определить, из какой местности родом та или иная женщина. Особенно ему нравились симметрично расположенные фигуры животных и птиц, а также розетки и богато разработанные кресты... Но - это я отвлекся. Я хотел о наших семейных вечерах рассказать. Итак, мы сидим за столом. На нем стояла самая большая наша керосиновая лампа на высокой ножке и с белым матовым абажуром, с широким фитилем на 12 линий - была раньше такая мера у ламп. Вы, наверное, о ней и понятия не имеете... Мама сидит за столом и либо проверяет тетради (а их всегда было страшно много), либо что-нибудь шьет или штопает.

А папа читает вслух. Читал он удивительно! Его интонация просто в душу западала. Больше всего из прозаиков он любил Тургенева, читал его медленно, переживая каждое изменение сюжета, даже каждое слово. В особо чувствительных местах он мог и заплакать. Мама говорила: "Ну, вот, опять нюни распустил! ". "Прости, дорогая, - отвечал папа. - Ну, что я могу с собой поделать! Но как Иван Сергеевич пишет, как волнует душу! Какой талант, какое уменье передать малейшие движения души! Нет, положительно, Тургенев - величайший из русских писателей! Слушай, сын, слушай внимательно и запоминай все, что я тебе читаю!" Из прочитанного папой мне особенно запомнились почему-то "Клара Милич", "Часы" и "Записки охотника". Бывало, что я и засыпал под мерный стук часов и голос отца.

И эти вечерние читки мне многократно снились впоследствии, а память о них - одно из самых дорогих моих воспоминаний".

Вспоминаю еще один эпизод из рассказов Яковлева о своем отце. Речь зашла о любимых поэтах: "Вы сказали, что в юности Апухтиным увлекались... А что - вкус у Вас неплохой... Только немного старомодный. Сейчас все больше "лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи" ценят, ну, и совсем молодых... А вот мой папа всю жизнь был верен Некрасову и именно его ценил выше всех остальных поэтов. "Певец горя народного" - иначе он его и не называл. А из всех его стихов он чаще всего перечитывал сборник "Последние песни", изданный в 1877 г., - трагические стихи, предсмертное завещание поэта... Года за два до смерти папа попросил меня отыскать в его библиотеке эту книгу и почитать ему. Я выполнил его просьбу, нашел, читал, а он слушал и плакал... "Скоро стану добычею тленья... ", "Дни идут... Все так же воздух душен", "Я примирился с судьбой неизбежной"... Сейчас я кляну себя за то, что послушался папу и читал ему эти строчки - после этого чтенья ему сразу стало хуже. Врач разбранил меня и строго-настрого приказал не волновать отца. С тех пор эта книга была у меня, но я ею никогда не пользовался и даже не раскрывал ее - груз какой-то непонятной вины давил мне душу".

Однажды пришел я к Алексею Ивановичу под Новый (1950) год, поздравить его с праздником и застал сидящим у елки... После обзора елочных украшений он начал рассказывать мне о елке своего детства: "Приготовления к Новому году в нашей семье начинались уже с осени. Как только проливались дожди и гулять из-за грязи было негде, меня усаживали за изготовление игрушек, причем нужно было делать их не только для себя, но и для других детей. Мама научила меня клеить гирлянды из колечек разноцветной бумаги, а папа мастерил какие- то замысловатые коробочки из цветной же бумаги, которые никак нельзя было раскрыть, не разорвав их. Внутрь, в коробочку, он закладывал какой-нибудь сюрприз - конфетку, урюк, орех, изюминки, сушку, кусочек пряника и т. д., а меня заставлял раскрашивать эти коробочки. И таких игрушек мы за осень изготавливали целые короба, которые папа затем развозил по деревенским школам и, как Дед Мороз, раздавал ребятишкам. Мне эти игрушки были очень дороги, и я думаю, как правильно поступали мои родители, заставляя заботиться о других детях, а не только о собственном удовольствии. Очень мне хотелось вместе с папой поехать и раздавать мои самоделки, но время было зимнее, мама меня не отпустила. Боялась, что я простужусь.

А вообще-то я, помнится, раза два-три сопровождал папу в его поездках по школам, но это когда я уже стал постарше. Однажды мы попали на свадьбу в одной из деревень, и наряд невесты я до сих пор помню - как же он был красочен и красив! Голова ее была повязана белой вышитой лентой, расшитый пояс (обязательно собственными руками!), и с головы до ног она была покрыта белым же вышитым покрывалом. А у жениха - расшитое полотенце через плечо - чудо, одним словом! Русская вышивка тоже хороша, но чувашская - просто изумительна!".

В журнале "Лик Чувашии" за 1995-1996 г. был опубликован дневник А. В. Жиркевича, рассказывающий о его встречах с И. Я. Яковлевым. Опубликованные Г. А. Александровым выборки из этого дневника рассказывают о времени первой мировой войны, двух революций и последовавшей потом вслед за этим разрухе и произволе. Этот дневник ценен тем, что автор его подробно и обстоятельно рассказал о последних днях жизни и деятельности И. Я. Яковлева. Перед нами предстают слова и дела человека, посвятившего всю свою жизнь Симбирской школе-интернату. Его жизнь в 1916- 1923 гг. описана детально, с массой бытовых подробностей.

Автор дневника познакомился с Яковлевым совершенно случайно, будучи инспектором военных лазаретов. А ближе узнав директора школы-интерната, проникся уважением к нему и к его просветительской деятельности. Жиркевич пишет в дневнике: "Я хотел изобразить Яковлева с душой, способной загореться по-молодому, когда дело касается заветных вопросов, которым посвящена была вся жизнь". Почти ежедневно встречаясь с Яковлевым, он побудил его рассказать о своей жизни. Эти записанные "с голоса" Жиркевичем воспоминания Яковлева впоследствии были изданы. Опубликованная же выборка из дневника существенно их дополняет: мы можем теперь представить себе, как жила семья Яковлевых

Знаменательно одно место из этого дневника. Яковлев, пишет автор, "гордится тем, что всегда был и остается "демократом", и что оба сына его воспитаны в демократическом духе, т. е. выйдя из простого народа, стоят в интересах простонародья". И еще одну его черту выделил Жиркевич: "Удивительная личная скромность! Просто любуешься им! ". Эта личная скромность многое объясняет и в судьбе, и в деятельности автора. Он всегда старался подчеркнуть роль выпускников Симбирской школы в развитии школьного образования в чувашских деревнях. Особо он выделял А. В. Рекеева, Д. Ф. Филимонова, К. И. Ефимова и других истинных подвижников народного просвещения. Яковлеву пришлось вести длительную борьбу с местной администрацией за право существования национальных чувашских школ. В письме к Н. И. Ильминскому от 12 января 1879 г. он рассказал, как на губернском земском собрании в декабре один гласный ему говорил: "Ваша школа прекрасно идет, это все знают. Но у вас учат по-чувашски, поют по-чувашски, у вас и всенощная совершается по-чувашски. Поэтому многие не сочувствуют и говорят, что вы поднимаете чувашский вопрос и можете возбудить в них сепаратизм". Боязнь пробуждения национализма среди народов Поволжья, стремление к "обрусительной" политике привели к появлению в 1903 г. "Высочайше утвержденного мнения Государственного совета", по которому должность окружного инспектора чувашских школ упразднялась (именно ее занимал тогда Яковлев), а сами они передавались под управление русской администрации. За Яковлевым было оставлено руководство Симбирской школой с половинным против прежнего окладом.

Освобожденный от административных обязанностей, Яковлев смог больше времени уделять педагогической деятельности. В Симбирской школе он преподавал математику, педагогику и логику. И вскоре добился того, что чувашские школьники - в нагольных полушубках и кафтанах из домотканого сукна, в лаптях и валенках - стали разбираться в силлогистических модулях аристотелевой логики, освоили логарифмирование и бином Ньютона.

Но главной областью просветительской деятельности Яковлева всегда была переводческая работа. Следует отметить ее результаты - перевод на чувашский язык Библии. Эта работа привлекла к себе внимание влиятельного английского Библейского общества, и с лета 1908 г. на его средства было выпущено почти 20 тыс. экземпляров Нового Завета, Псалтыри, Книги Пророков и других библейских книг - около 2/3 всей Библии. Сам же Яковлев был избран почетным членом Библейского общества.

Помимо большой преподавательской и переводческой работы, Яковлеву пришлось приложить много сил и к делу строительства самой Симбирской школы. С помощью сочувствовавших его начинаниям лиц он сначала построил двухэтажное здание школы, а затем присоединил к нему еще шесть коттеджей для учителей и мастерских. Он расширил школьную усадьбу в общей сложности до 2 га, разбил здесь сад, огород, гимнастический плац. Кроме того, он добился выделения Симбирской школе специальной сельскохозяйственной фермы, где ученики проходили практику земледельческих работ. На ферме был заложен плодовый сад, устроен плодовый питомник, разбиты поля для семипольного оборота, проведен с гор водопровод на 6 тыс. ведер воды в сутки и т.д. С 1913 г. началось планомерное обучение воспитанников и воспитанниц ведению сельского хозяйства на передовом для того времени уровню.

Во время первой мировой войны Яковлев передал два лучших здания школы под госпиталь для раненых. Инспектируя военные госпитали, Жиркевич и познакомился с директором Симбирской школы. Прежде всего он изумился необыкновенной известности Яковлева и записал 10 марта 1920 г. в своем дневнике:

"Популярность Ивана Яковлевича Яковлева среди чувашского населения до сих пор так велика, что даже маленькие дети, со слов взрослых, знают о нем и о том, что он сделал для чувашского народа". Несколько позднее, уже завершая переписывание воспоминаний Яковлева о своей жизни, Жиркевич так оценил его вклад в культуру чувашей: "Заслуги Яковлева в деле просвещения чувашей безмерны. Их оценят только со временем, отойдя на известное расстояние от той эпохи, в которой он так убежденно, самоотверженно работал на благо родного народа" (запись от 8 апреля 1920 г.).

Прогноз Жиркевича сбылся. Благодарные потомки воздвигли Яковлеву памятник в Чебоксарах, назвали его именем один из проспектов столицы республики, присвоили его имя Чувашскому государственному педагогическому университету, Аликовской и Бичуринской средним школам. В Чувашском университете учреждено несколько именных стипендий для лучших студентов. Подвижник чувашского просвещения, так много способствовавший укреплению дружеских чувств между чувашским и русским народами, их сближению, их дружбе, Яковлев прожил большую и насыщенную жизнь и всю ее посвятил служению своему народу. В течение одной жизни он создал чувашский литературный язык, оставил после себя образцы изложения на нем различных видов и жанров литературы, воспитал целую плеяду учеников и последователей, заложил основы национального образования и просвещения.

Примечания

1 Появившаяся в некоторых справочных изданиях цифра в 400 школ - не более чем досадная опечатка. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М. 1975, с. 1067. См.: Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск. 1908; Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск. 1913; МАКАРОВЫ. П. Чувашский педагог И. Я. Яковлев. - Советская педагогика, 1953, N б; ДНЕПРОВ Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1974. Библиографический указатель. М. 1974, NN 10344-10350 и по именному указателю.

2 См.: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930. Чебоксары. 1948; СИРОТКИН М. Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары. 1967; И. Я. Яковлев и его школа. Чебоксары. 1971; АЛЕКСАНДРОВ Г. А. И. Я. Яковлев в 1917-1920гг. Чебоксары. 1992; его же. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях. Чебоксары. 1994; его же. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары. 1997; ЯКОВЛЕВ А. И. И. Я. Яковлев (1848- 1930). Изд. 2-е. Чебоксары. 1958.

3 Цит. по: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930, с. 65.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Иван Яковлевич Яковлев относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения нерусских народов востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далёком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального отечества. Ещё в конце 70-х годов прошлого столетия им была разработана и успешно внедрена в жизнь система начального образования в двуязычной школе, получившая широкое распространение среди нерусских народов России. Она стала всеобщей на основании Правил о начальных училищах для нерусских народов, утверждённых Министром народного просвещения 31 марта 1906 года.

И. Я. Яковлев был крупным общественным деятелем, почётным членом Британского и иностранного библейского общества в Лондоне, организатором благотворительных обществ, перевода и издания Священного писания, книг по различным отраслям знаний, он поддерживал творческие связи с учёными многих зарубежных стран.

С каждым годом растёт интерес к его многогранной новаторской деятельности и научному наследию. Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. День рождения И. Я. Яковлева теперь в Чувашии считается ещё и днем чувашской письменностью. В этот день в нашей республике проходит много различных мероприятий, посвященных ко дню рождения И. Я. Яковлева и ко дню чувашской письменности.

Я работаю учителем чувашского языка и литературы уже 20 лет. Педагогический стаж работы 30 лет. Ежегодно ко дню рождения И. Я. Яковлева в школах республики проходят декады или недели чувашского языка и литературы. В эти дни в школах проходят уроки, посвященные чувашскому Патриарху и Улыпу(чувашский сказочный богатырь). Проводятся встречи с чувашскими писателями и поэтами. Дети знакомятся с произведениями великого просветителя, читают его завещание чувашскому народу. «Завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева – действительная программа воспитания молодежи.

Хочу сказать, что этот день в республике проходит, как праздник дружбы и духовного единения народов России.

И.Я.Яковлев дал родному народу Книгу. М ы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Улып – И. Я. Яковлев.

И.Я. Яковлев вошёл в историю нашей многонациональной культуры как выдающийся педагог- просветитель. В трудных условиях царской России он создал чувашскую письменность, издал первые учебники и другие книги для чувашских школ, организовал учительскую школу в Симбирске и немало сельских училищ, способствовал сохранению и развитию национальной культуры, распространению среди населения педагогических, сельскохозяйственных и медицинских знаний.




Детские годы Иван Яковлевич Яковлев родился, по официальной записи о крещении в церкви села Жуково Симбирской губернии Буинского уезда, 25 апреля 1848 года в деревне (ныне село) Кошки-Новотимбаево. На третий день он остался без родителей. Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Мальчика-сироту взяла к себе после смерти матери семья удельных крестьян - чуваш Пахомовых, жившая в деревне Кошки, саженях в от дома его матери.























Яковлев ищет пути создания новых учебников. Вместе со своим учеником К.В.Ивановым он приступает к составлению нового учебника для внеклассного чтения «Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке», изданного в 1909 г. Новая книга была составлена по образцу «Книги для чтения» Л. Н. Толстого и должна была выходить в четырех книгах. Вышла только первая, издание остальных запрещено учебным округом.


И.Я. Яковлев организовал также перевод и издание отдельных классических произведений русской и зарубежной литературы. Вместе со своими учениками он выпустил отдельными книжками на чувашском языке «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена, «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и другие стихотворения М.Ю. Лермонтова. Х. К. Андерсен








Коллектив преподавателей Симбирской чувашской учительской школы г.




Школе было передано 150 десятин земли с фермой на шесть лет с условием, что И. Я. Яковлев будет представлять обществу ежегодный отчет о ее состоянии. В декабре 1892 г. Иван Яковлевич обратился с докладной запиской в Симбирское общество сельского хозяйства, в котором просил передать школе один из заброшенных участков с фермой. За четыре года аренды фермы Яковлев превратил ее в образцовое хозяйство. В 1896 г. она дала школе 1633 рубля дохода.








За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске () и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа () И.Я. Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.


В октябре 1922 г. Иван Яковлевич и его жена Екатерина Алексеевна выехали из Симбирска в Москву. В столице они жили у сына Алексея, а затем у дочери Лидии. Умер И.Я. Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 г. от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.