Архип Куинджи: история жизни в пяти картинах. Свет и тень архипа куинджи

24.07.2016

Архип Иванович Куинджи, будучи прославленным пейзажистом, не брался за сюжетные работы. Картина «Христос в Гефсиманском саду» – исключение, это единственная его работа, написанная на евангельский сюжет. Появилась она после длительного творческого перерыва. И как всегда у Куинджи, главным действующим началом картины является Свет. Сегодня, в 106-ю годовщину кончины этого великого художника, талантливого самоучки, вспомним о жизни Куинжи и уникальной в его творческом наследии работе.

«Христос в Гефсиманском саду» – вечная тема поиска многих художников, разных времен и народов. Многие великие принимались писать евангельскую серию, но не все смогли, поняли, почувствовали, пережили. Поленов, Ге, Крамской, Куинджи, Врубель, Доре, Дюрер, Гоген… Тема одна, а картины – как будто о разном: каждый видит что-то свое, у каждого свои акценты.

В этом ряду картина А.И. Куинджи так и осталась недооцененной, равно как и ее автор. В мире академической живописи Куинджи слыл бунтарем-одиночкой и «дикарем» – настолько далека была его живописная техника от сложившихся канонов.

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на Украине, в предместье Мариуполя, в обрусевшей греческой семье. Он был сыном сапожника, но, рано потеряв отца и мать, воспитывался у родственников. Ему не довелось получить систематического образования. С десяти лет Архип работал – сначала пас гусей, потом служил у строительного подрядчика, у торговца хлебом.

Куинджи рано ощутил пристрастие к рисованию. Его хозяин хлеботорговец Дуранте дал ему рекомендательное письмо к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи пешком отправился в Крым из Мариуполя. В мастерской Айвазовского в Феодосии Куинджи получил основы живописного мастерства. И хотя ему не довелось учиться у самого Айвазовского, он считал себя его учеником.

С 1856 года он работал ретушером у фотографа, продолжая самостоятельно заниматься живописью. Позже Куинджи переехал в Петербург. Продолжая работать ретушером, он посещал пейзажный класс Академии художеств в качестве вольнослушателя. И хотя Куинджи не закончил академического курса, в 1878 году за ряд своих картин получил звание классного художника I степени.

Гений или дилетант?

Куинджи сближается с учениками Академии художеств, искавшими новые пути в искусстве, – И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским.

С середины 1870-х годов характерной особенностью его искусства становится изучение света в природе. Куинджи увлекали эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Он стремился к достоверному воссозданию на холсте природного света в изображении закатов, восходов, полуденного солнца и лунных ночей. Его полотно «Украинская ночь» глубоко поразило зрителей великолепно воплощенной иллюзией лунного сияния. «Мастер света» – такое прозвище дали Куинджи современники.


Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Даже чуткий и дальновидный И.Н. Крамской писал о его картинах: «Что-то в его принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное; быть может, это совершенно новый живописный принцип… его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность; через пять минут у меня в глазу больно… Короче, я не совсем понимаю Куинджи».

Свет или подсветка?

Новизна картин Куинджи с их обобщенностью форм, остротой и лаконизмом композиций, цветовыми и световыми эффектами и особой поэтической трактовкой природы не встретила должного понимания в среде художников. Бенуа считал, что Куинджи «человек малокультурный, без всякой меры захваленный современниками, он не создал чего-либо безотносительно прекрасного, художественно зрелого. В технике он остался дилетантом, в мотивах он потворствовал самым грубым требованиям эффектности, в поэзии замысла он не уходил от „общих мест”».


Действительно, в его полотнах нет хитрых композиционных схем и сложного авторского замысла. Только световая вибрация. Порой мощная, подавляющая волю; порой мягкая. А порой холодная, навевающая невольный страх. Одни называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен.


В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет. После этого он до конца жизни не открывал своей мастерской ни для кого, кроме самого узкого круга друзей.

«Какое-то ослепительное, непостижимое видение»

Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Русский писатель И.И. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это – не лунный эффект, это – лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение».

Выразительность художественных средств полотна «Христос в Гефсиманском саду» позволила художнику выйти за пределы конкретного сюжета. Именно в этом полотне волшебный свет, характерный для произведений Куинджи, материализуется в фигуру Христа.

Картина потрясла зрителей. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангельской теме. У большинства художников Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как миссионер, но во всех указанных случаях Он смертный человек. Куинджи подошел к образу Христа по-иному: в картине нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл.

Свет и тень

Куинджи-пейзажист остается верен себе. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивал дополнительные цвета: задний план был написан в холодных сине-зеленых тонах, передний – в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.


В полотне «Христос в Гефсиманском саду», как ни в каком другом его произведении, выражен живописный метод, основанный на сопоставлении освещенных и затемненных цветовых плоскостей. Куинджи использует эффект лунного освещения для передачи напряжения и драматизма ситуации. Фигура Иисуса освещена невидимым источником света так, что создается иллюзия свечения Самого Спасителя.

Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3. 20-21). Первые строки относятся к тем, кто прячется среди гигантских деревьев сада – к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой.

И.Е. Репин в письме И.С. Остроухову пишет: «А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями – всех они трогают».

Художник и христианин

Эта картина наиболее концентрированно воплотила представления художника о нравственном идеале. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Величие и в то же время одинокая обреченность образа Спасителя переданы Куинджи с глубокой, выстраданной выразительностью.

Архип Куинджи был православным. Федор Михайлович Достоевский называл его картины застывшей молитвой. Художник вместе с женой часто посещал .

Упорство, трудолюбие, целенаправленность, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками.


В семье Архипа Ивановича не было детей, но он сумел стать родным человеком для многих своих учеников. Куинджи был прекрасным преподавателем; оберегая своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе.

Он любил людей не на словах, а на деле. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это… это что же такое? Вот если денег нет, то значит – будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной…» И он старался избавить своих учеников от нужды. Человек исключительной доброты, он много и бескорыстно помогал людям, защищал, жертвовал на помощь незнакомым нуждающимся огромные суммы, а сам с женой жил скромно, не держал прислуги. Готовность к действенной помощи ближним была самой трогательной чертой Куинджи до самого конца. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.

Он умер 11 июля 1910 года, и, чувствуя себя осиротевшими, несколько его учеников и друзей завещали после смерти похоронить себя рядом с Архипом Ивановичем Куинджи.

Подготовила Оксана БАЛАНДИНА

Это таинственное сияние исходит от самих картин художника, который родился 27 января 1841 года. сайт рассказывает о семи самых выдающихся полотнах мастера, которые можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея.

Осенняя распутица

Картина была написана в 1872 году и породила целую линию картин о непогоде. Позже мастер написал «Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», где есть похожие мотивы. А поздняя картина «Осень. Туман» вообще является зеркальным отображением «Осенней распутицы». Кстати, так до сих пор и не известно место, где писался этот незабываемый пейзаж.

До сих пор и неизвестно место, где писался этот незабываемый пейзаж. Фото: Commons.wikimedia.org

Лунная ночь на Днепре

Полотно было написано в 1880 году и сразу выставлено в Санкт-Петербурге. Причем это была единственная картина, составившая выставку. Куинджи сомневался в том, удалась ли ему эта работа. Чтобы понять реакцию публики, мастер приглашал в свою мастерскую друзей, журналистов, посторонних людей, чтобы понаблюдать за их реакцией. Еще до окончания работы над пейзажем, труд Куинджи увидели Тургенев, Крамской, Менделеев.

Реакция публики была невероятной. Чтобы посмотреть пейзаж, выстраивались огромные очереди, многие зрители посещали выставку несколько раз. Многие посетители думали, что Куинджи использовал для написания полотна какие-то секретные, известные лишь ему одному краски. Были попытки заглянуть за картину в поисках дополнительного света.

Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины, которые хранятся в Третьяковской Галерее и Ялтинском Ливадийском дворце.

Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Ладожское озеро

Картина вошла в трилогию художника о северной природе. К ней относятся полотна «На острове Валааме» и «Север». Художник решил писать их после посещения острова Валаам на Ладожском озере в 1873 году.

С этой картиной была связана одна любопытная история. Через 10 лет после написания «Ладожского озера» Куинджи обвинил в плагиате художника Руфина Судковского. Оказалось, что во время написания полотна этот человек был соседом Архипа Ивановича по квартире. И его картина «Мертвый штиль» немного похожа на «Ладожское озеро». Были даже публикации в газетах на эту тему. Мир искусства разделился на два лагеря.

Картина вошла в трилогию художника о северной природе. Фото: Commons.wikimedia.org

Вечер на Украине

Произведение искусства впервые было показано в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижников. Передвижники - это объединение российских художников, которые противопоставляли себя представителям официального академизма. Передвижники много путешествовали и организовывали передвижные выставки. Одним из самых ярких представителей этого направления был Архип Куинджи. Среди его единомышленников были Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Василий Поленов, Иван Крамской и другие.

Как и многие другие работы Куинджи, «Вечер на Украине» сильна попыткой мастера понять секреты освещения, игрой света и тени.

Произведение искусства впервые было показано в 1878 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Радуга

Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Это полотно живописец писал на протяжении пяти лет - с 1900 по 1905 годы. На картине изображено одно из красивейших явлений природы - радуга после сильного дождя. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Светлые краски и яркие мазки на картине создают ощущение праздности и великолепия, восторга.

Необходимо отметить, что Куинджи нередко обращался к теме радуги, у него есть несколько похожих работ. Но пейзаж, хранящийся в Русском музее, считается одной из наиболее известных картин живописца.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы - радуга после сильного дождя. Фото: Commons.wikimedia.org

Ночное

Это полотно художник писал на протяжении трех лет, с 1905 по 1908 годы. Картина считается неоконченной, она была написана в последние годы жизни мастера, он вносил в нее множество изменений. Эксперты расценивают полотно, как завещание художника.

Эксперты расценивают полотно, как завещание художника. Фото: Commons.wikimedia.org

Ай-Петри. Крым

Эту уникальную картину мастер писал на протяжении 10 лет - с 1898 по 1908 годы. Куинджи обожал Крым, еще в детстве он поехал туда, чтобы учиться у великого художника Айвазовского. Но тот лишь поручал назойливому пареньку красить забор и толочь краски. В годы затворничества Архип Иванович купил в Крыму участок и уединенно жил в скромном шалаше со своей женой. Видам этого уникального места художник посвятил десятки полотен. Там же в Крыму в 1910 году художник подхватил воспаление легких, которое очень негативно отразилось на его здоровье.

Фото: Public Domain / «Ай-Петри. Крым», Архип Куинджи, 1908 год

(15(27) января 1841, местечко Карасу(Карасёвка), сейчас — Мариуполь, Украина — 11(24) июля 1910, Санкт-Петербург) — выдающийся русский художник, мастер пейзажа. Известен также благодаря своей благотворительной и преподавательской деятельности. Учитель Николая Рериха. Создал прецедент, устроив в 1880 году выставку одной картины(«Лунная ночь на Днепре») — первую в истории российской живописи.

Особенности творчества художника Архипа Куинджи: Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.

Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре », «Березовая роща », «Ночное ».

Если бы Архип Куинджи жил в наши времена, его, наверняка, приглашали бы вести мотивационные семинары и читать лекции на тему« Как сделать себя самому». Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. У Куинджи была железная хватка. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь» . Пожалуй, за всю свою жизнь он проиграл лишь одно сражение — с мироустройством. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. И не жалел ради этой утопической задачи ни денег, ни времени, ни здоровья.

В последние годы, уже тяжко больной, Куинджи заметно охладел к тому, что принято называть человеческой цивилизацией. Он часто бывал мрачен, впадал в раздражение по пустякам. Этот, некогда несгибаемый человек, уходил разочарованным. Куинджи казалось, что изменить мир ему так и не удалось. А оставлять дела неоконченными он не любил, да и не умел.

Защитник

Архип Куинджи родился в поселке близ Мариуполя в семье сапожника и хлебопашца Ивана Христофоровича. Его родители умерли, когда Архипу было пять — приглядывали за мальчиком тетка и старший брат. Он рос крепким пареньком. Обыкновенно улыбчивый и добродушный, он делался страшен, если кто-нибудь при нем обижал кошку, щенка или, упаси господь, птицу. В такие моменты коренастого, не по годам мускулистого мальца боялись даже подростки. Позднее Куинджи скажет: «С детства привык, что я сильнее и помогать должен» . И всю свою жизнь проживет, не отступая от этого правила.

Пока же Архип учится — сначала в «вольной школе»(где« преподает» малограмотный грек из местных), затем в городской. Юный Куинджи был равнодушен к наукам, зато рисовал, как одержимый.

Первая персональная выставка Куинджи состоялась, когда ему исполнилось 11. Архип работал на строительстве церкви и некоторое время жил на кухне своего нанимателя. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Хозяева не возражали и даже приглашали« на вернисаж» соседей. Публике также были представлены гроссбухи и книжки по приемке кирпича, изрисованные юным дарованием вдоль и поперек. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. С тех пор все жители поселка(кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались с парнишкой, как со знаменитостью.

В 15 лет Куинджи устроился прислуживать в дом зажиточного хлеботорговца, и тот, заметив его страсть к рисованию, посоветовал ехать в Феодосию к самому Айвазовскому . Слухи об отзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи он отказался. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. С таким резюме, не сомневался Куинджи, ему одна дорога — в Петербургскую Академию художеств.

Один дома

Академия не сразу распахнула Архипу Куинджи объятия. Его несколько раз отвергали, однажды — единственного из 30 экзаменовавшихся. В конце концов, за картину« Татарская сакля» ему присвоили звание« неклассного художника», от которого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Так в 1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен в Академию.

Куинджи бросил учебу, дойдя до натурного класса. Дело было не во влиянии передвижников, которые в те годы были отчетливой оппозицией« академикам»(к слову, из общества передвижников Куинджи также вышел, продержавшись там пять лет). И даже не в том, что упрямого свободолюбивого самоучку стесняли какие-либо рамки, будь то замшелая академическая программа или новаторский остросоциальный курс передвижников.

Просто Куинджи рано понял, что творчество — это дорога, в которой ему ни с кем не по пути. Он не был отшельником. Он мог часами ожесточенно спорить с Репиным , Крамским или Васнецовым о задачах искусства, природе гения и прочих туманных материях. Но когда рассеивался табачный и пороховой дым, Куинджи оставался один на один с холстом. В такие моменты его не интересовали ни советы менторов, ни мнение товарищей, ни реакция публики. Это сознательно выбранное творческое одиночество многие проводили по ведомству причуд, а иногда и принимали за слабость. Впервые(Куинджи еще был тогда студентом) он исчез« с радаров» примерно на год: не появлялся в Академии, не выставлял своих работ, не принимал участия в дружеских пирушках и дебатах. Однокашники считали, что Архип, не справившись с бедностью, опустил руки, уехал домой. Пока Федор Буров не встретил Куинджи в одном из петербургских фотоателье, где тот подрабатывал ретушером. Виктор Васнецов тотчас отправился к Куинджи, чтобы уговорить его вернуться, не бросать живопись. Напрасный труд — Куинджи ни на день не прекращал писать. Напротив, вдали от дискуссий и «компетентных мнений» ему работалось наиболее плодотворно.

По-настоящему грандиозный успех пришел к нему в 1880-м: картина« Лунная ночь на Днепре » стала настоящей сенсацией. Беспрецедентную выставку одной картины, устроенную в Обществе поощрения художеств, сопровождал невиданный ажиотаж. Публика толкалась в километровых очередях, критики захлебывались от восторга. Отныне даже недоброжелателям стало ясно, что как бы наивно ни было рисование Куинджи, как колористу ему нет равных. Он сделался знаменит в Европе и укрепился в звании главного русского пейзажиста.
А в 1882-м он «исчез» снова — на этот раз, на добрые двадцать лет. На пике славы и формы Архип Куинджи отстранился от светской и общественной жизни, довольствуясь обществом жены и самых близких друзей. И не выставлял своих новых работ до начала XX века.

Бёрдмен

К 1890-м Куинджи разбогател. Причем основным источником богатства стали не картины(они продавались и продавались неплохо), а довольно рискованные операции с недвижимостью. Архип Куинджи купил, а затем выгодно перепродал несколько доходных домов на Васильевском острове. Кроме того, за 30 тысяч он приобрел в Крыму участок земли, который уже в начале XX века оценивался в миллион.

Обстановка в его жилище осталась столь же скромной, как в студенческие годы. В доме не было прислуги, на обед подавали самую простую и не слишком обильную пищу. Зато с детства усвоенное правило« я сильнее и помогать должен», приобрело новые масштабы. Куинджи буквально раздавал свои деньги направо и налево. «Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет… Идут отовсюду, всем нужно помочь…» — оправдывал он свою« расточительность». Сотнями тысяч он жертвовал на благотворительность, на премии для начинающих художников и устройство вернисажей. Куинджи не был тщеславен и ничего не требовал взамен. Случалось, услышав в разговоре, что кому-то приходится туго, он смущенно передавал деньги через знакомых со словами: «Я с ним незнаком, мне неловко, так вы… Вы это передайте ему» . Впрочем, помогал Куинджи не только бедствующим коллегам — отказа не знали ни окрестные бродяги, ни начинающие изобретатели, ни обычные проходимцы. Слава о щедрости Архипа Ивановича неслась по всему Петербургу, и очереди из страждущих не было конца. Доходило до того, что жене Куинджи — Вере Леонтьевне — приходилось вести« канцелярию по принятию прошений».

Особой благосклонностью Куинджи пользовались его любимые птицы. Его любовь к ним даже становилась предметом карикатур в прессе, а за Куинджи прочно закрепилось прозвище« птичий доктор». Он мешками закупал для птиц зерно, часами просиживал на крыше, «разговаривая» с голубями и очень гордился тем, что однажды собственноручно сделал трахеотомию задыхавшейся вороне, которая после операции еще долго и счастливо жила в его доме.

В тылу врага

В 1894 году Архип Куинджи вышел из тени в новом амплуа. Вице-президент Академии граф Толстой приглашает его возглавить пейзажную мастерскую. Для Куинджи вернуться в Академию в звании профессора — возможность сломать все те образовательные стереотипы и штампы, против которых он бунтовал еще в передвижнический период. Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а, скорее, революционными. Он опекал своих студентов ревностней, чем голубей и галок. Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Его ученик Николай Рерих вспоминал: «Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель — их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Что было нужно, то и делалось…» .

Куинджи возил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам. Если в поездке во время обеда кто-то заказывал дорогое блюдо, Куинджи настаивал на том, чтобы такое же подали каждому(счет он, разумеется, оплачивал из своего кармана). Нужно ли говорить, что в мастерской он был таким же утопистом и демократом?

Студенты боготворили Куинджи, академические результаты его мастерской были завидными.

А в 1897-м посеянные Куинджи ростки свободомыслия привели к закономерному результату: студенческой забастовке и отставке профессора.

Куинджи остался в Совете Академии. Еще несколько лет он пытался вводить реформы, занимался благотворительностью, учредил Общество художников, которое надеялся превратить в «новую Академию». Но инцидент 97-го надломил этого железного человека — он все чаще предпочитал компаниям общество птиц, жаловался на боли в сердце. Летом 1910-го Архип Куинджи умер в Петербурге.

По рассказам близких, перед смертью он с несвойственным ему пессимизмом говорил о религии, политических доктринах, «моральном прогрессе человечества». Куинджи казалось, что ему не удалось изменить к лучшему ни искусство, ни Академию, ни, тем более, мир.

В день похорон к многочисленной процессии присоединилось немало нищих, бродяг, оборванцев — тех, кому Куинджи не раз помогал не умереть от голода. Они, наверняка, могли бы поспорить.

Художник Архип Куинджи — всемирно известный мастер пейзажной живописи, автор удивительных картин с удивительной судьбой. Впрочем, судьба у него очень похожа на судьбы большинства русских художников девятнадцатого века.

Биография художника Архипа Ивановича Куинджи

Архип Куинджи

О дате и месте рождения Архипа Ивановича нет достоверных сведений. Кто-то утверждает, что будущий художник родился в январе 1841 года, по другим данным это событие имело место быть в 1842 году.

Примерно такая же «достоверная» информация имеется и о фамилии живописца. В метрике о рождении ребенка значится фамилия Еменджи (в переводе «трудовой человек»), а в последующем Еменджи превратился в Куинджи (в переводе с урумского – золотых дел мастер).

Такова же версия и о греческих корнях художника. Скорее можно, с большой долей достоверности, говорить о татарских корнях.

Родной брат художника взял себе фамилию Золотарёва.

Впрочем, сам Архип Иванович всегда называл себя русским.

А теперь вернемся в детство художника.

Художник Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника. В раннем детстве Архип Иванович стал сиротой и жил в семье своего дяди. Семья была очень бедной и мальчик с самого раннего детства работал – пас гусей, работал на строительстве, служил в хлебной лавке.

Учился частным образом у учителя-грека, некоторое время посещал классы реального училища. Впоследствии товарищи Архипа вспоминали, что успевал он плохо и единственным предметом, который увлекал мальчика, было рисование. Куинджи рисовал не только на бумаге, но и на стенах зданий, на школьном заборе и т.д.

Хлеботорговец Аморетти, у которого работал Куинджи, увидел рисунки Архипа и посоветовал Куинджи поехать к Ивану Айвазовскому в Крым, и стать учеником знаменитого художника.

Летом 1855 года будущий художник пешком добрался до Феодосии. Совсем не близкий путь. Крымские пейзажи просто очаровали Архипа. Но, Айвазовского в это время в Крыму не оказалось, и Куинджи обратился за помощью к Адофу Фесслеру, который работал у Айвазовского копиистом. Фесслер с пониманием отнесся к желанию Архипа учиться и стал первым настоящим учителем живописи в жизни мальчика.

Куинджи пробыл в доме Айвазовского несколько месяцев: учился и ждал возвращения знаменитого художника. Однако, Айвазовский не увидел таланта в скромном стеснительном пареньке и отказался вести занятия с Куинджи. Айвазовский поручил Архипу смешивать краски и распорядился… покрасить забор вокруг своего дома.

Разочарованный и просто уничтоженный таким холодным приёмом Куинджи отправился в обратный путь, в хлебную лавку, в Мариуполь.

Однако, в Мариуполе для Архипа нашлась работа ретушера у местного фотографа. Архип проработал в фотоателье несколько месяцев, накопил немного денег и перебрался в Одессу, где снова устроился ретушером, но уже к одесскому фотографу. Потом был Таганрог и снова работа ретушера. Архип даже пытался открыть свою собственную фотостудию, но безуспешно.

10 лет ушло на ретуширование чужих фото, на переживания от постигшей его неудачи с Айвазовским. И наконец, в 1865 году, Куинджи решает поступать в Императорскую Академию художеств.

Петербург встретил будущего художника очень прохладно – две попытки поступить в академию окончились печально. Казалось, что неудачи сломят Архипа, но он не оставил живописи и в 1868 предложил на академическую выставку свою картину «Татарская сакля в Крыму».

15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.

Однако, художнику пришлось обратиться к тому же Совету с прошением для получения разрешения на сдачу экзаменов для получения диплома.

Два года спустя, в 1870 году, Куинджи получил звание неклассного художника.

Три раза художник сдавал экзамены на право стать вольнослушателем академии и, в конце концов, этого права добился.

В этот период Архип Иванович подружился с И.Е Репиным и И.Н. Крамским. Эта встреча сыграла большую роль в творческой судьбе художника – он увлекся идеями передвижничества. И результатом этого увлечения стали картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Две последние картины очень быстро оказались в Третьяковской галерее, а за «Осеннюю распутицу» Архипу Куинджи было присвоено звание классного художника.

Забытая деревня

Чумацкий тракт в Мариуполе

Осенняя распутица

Все три работы были выставлены на выставке Товарищества передвижников и произвели настоящий фурор – о Куинджи и его работах заговорили.

Художник, наконец-то, поверил в свой талант, в свои силы. И он перестал посещать занятия в Академии.

Однако, Куинджи не настолько увлекся идеями передвижничества, чтобы полностью отказаться от видения своего пути в живописи.

В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».

На острове Валааме

Ладожское озеро

Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. А передвижничество не предполагает романтизма.

1873 год стал очень удачным в жизни художника. Это и успех валаамских пейзажей, и экспонирование на выставке Общества поощрения художников картины «Снег». И снова огромный успех. В 1874 году картина «Снег» получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.

В 1875 году художник выезжает во Францию, но занимается, в большей мере, не живописью, а заказом свадебного фрака. С детских бедных лет Архип был влюблен в дочь богатого мариупольского купца Веру Кетчерджи-Шаповалову. И вот случилось чудо – красавица (и её родители) согласились на этот брак.

После венчания молодые уезжают на Валаам. В этот счастливый год художник написал «Степь» и свою знаменитую «Украинскую ночь». Искусствоведы говорят о том, что с «Украинской ночи» начался романтический период в творчестве художника. А мне думается, что романтический период начался с венчания и появления в жизни художника его Веры.

Украинская ночь

Степь. Нива

В 1875 году Куинджи принимают в Товарищество передвижников, но он уже далек от идей передвижничества. Он не желает вскрывать язвы и истолковывать жизнь. У Куинджи другой взгляд на живопись и её место – показывать красоту и наслаждаться красотой.

В 1878 году молодая чета отправляется в Париж на Всемирную выставку. Работы Куинджи восхищают парижан и гостей выставки. Критики всего мира говорят и пишут о талантливом русском художнике.

Вернувшись с выставки, Архип Иванович начинает писать «Вечер на Украине». Эту картину он будет писать 23 года.

Вечер на Украине

В марте 1879 года А.И. Куинджи окончательно порывает свои отношения с Товариществом передвижников. Поводом к разрыву стала статья неизвестного автора в одной из газет. Автор очень критически оценивал творчество передвижников, но особой уничижительной критике подвергся Куинджи. Вскоре выяснилось, что автором статьи был М.К. Клодт.

На собрании Куинджи потребовал исключить Клодта из числа передвижников, но собрание отказалось удовлетворить это требование. И тогда Товарищество покинул. А.И. Куинджи.

А вскоре Куинджи устроил, в Обществе поощрения художников, выставку всего одной картины. Живописец продумал эту необычную выставку до мелочей: окна в зале задрапировали, а картину (это была «Лунная ночь на Днепре») осветили лучом электрического света.

Лунная ночь на Днепре

Выставка имела небывалый до этого успех и вызвала самый настоящий ажиотаж в свете.

Увы, картина была написана красками на основе битума. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски под интенсивным воздействием света и воздуха разлагаются, темнеют.

Картину приобрел Великий князь Константин, который просто влюбился в этот пейзаж, и решил взять его с собой в кругосветное путешествие. Под воздействием морского воздуха и света состав красок изменился… И сегодня мы имеем возможность любоваться уже не первозданной красотой, которая так поразила зрителей 150 лет назад, а только отзвуками красоты. Однако, искусствоведы говорят, что и сегодня картина поражает своей глубиной, мощью и красотой.

Окрыленный успехом Куинджи в 1881 году устраивает выставку одной картины для «Березовой рощи». И снова успех.

Березовая роща

В 1882 году выставка картины «Днепр утром» оканчивается провалом. Скепсис публики, прохладные отзывы искусствоведов и критиков.

Днепр утром

В том же году художник устраивает выставку двух картин: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». И на много лет уединяется в своей мастерской.

Что случилось и почему художник выбрал добровольное затворничество на пике славы? Нет ответа на этот вопрос.

В 1886 году недалеко от поселка Кикенеиз (в Крыму) семейная чета Куинджи приобретает 245 десятин земли, строит на этом участке шалаш и наслаждается безмятежным счастьем. Некоторое время спустя в этом месте возникает небольшое семейное имение Сара Кикенеиз.

Много лет спустя художник будет привозить в имение своих учеников на пленэре.

В 1901 году Куинджи отказывается от добровольного затворничества и показывает, сначала только ученикам и друзьям, а потом и публике, четыре своих картины: завершенную «Вечер на Украине», новую «Христос в Гефсиманском саду», третий вариант «Березовой рощи» и уже единожды неудачно показанную «Днепр утром».

Христос в Гефсиманском саду

Публика пришла в совершеннейший восторг!

В ноябре 1901 года художник устраивает большую публичную выставку работ. Это была последняя выставка. Больше А.И. Куинджи своих работ публике не показывал.

После ноябрьской выставки были написаны «Радуга», «Красный закат», «Ночное» и другие работы художника. Но эти картины публика увидела уже после смерти живописца.

Если художник не выставлял своих работ, то с каких доходов он жил?

На самом пике своей славы и финансового благополучия Куинджи купил в Санкт-Петербурге (на Васильевском острове) большой дом, отремонтировал его и превратил дом в доходный, т.е. предназначенный для сдачи квартир в аренду, как сказали бы сейчас. Этот дом давал художнику очень приличный доход. В 1904 году Куинджи преподнёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. Были и другие достаточно серьёзные пожертвования.

А семья Куинджи жила достаточно скромно.

Летом 1910 года, в Крыму, художник заболел воспалением лёгких. По настоянию врачей супруга перевезла больного мужа в Петербург, но врачи были бессильны. В июле 1910 года художника не стало. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге.

А Вера Леонтьевна Куинджи пережила мужа на 10 лет. Она умерла в 1920 году от голода.

Я собрал небольшую галерею работ художника. Надеюсь, что вы получите удовольствие от творчества великого русского пейзажиста.

Картины художника Архипа Ивановича Куинджи

После дождя

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Эффект заката

Море. Крым

Лов рыбы на Чёрном море

Кипарисы на берегу моря. Крым

Эльбрус вечером

Эльбрус. Лунная ночь

Лесное озеро. Облако

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Сейчас фотореалистичные картины не редкость. И вряд ли подобным можно удивить в цифровую эпоху, но как и у любого культурного феномена у гиперреализма есть корни, ведущие прямиком к сверхреалистичным и сверхдетализированным картинам Архипа Куинджи. Concepture публикует аналитическую статью, посвященную греческому мастеру реальности.

Мастер гиперреальности

Березовая роща. 1879

Архип Иванович Куинджи - известный русский пейзажист греческого происхождения. Родился 15 января 1841 (или 1842) года, учился у Айвазовского и некоторое время в академии художеств, в которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.

Работы Куинджи являют себя как математически точно выверенные композиции. И не без причины: художника всегда интересовали проблемы передачи света. Пейзажи «Татарская деревня при лунном освещении», «На острове Валааме», «Украинская ночь» и многие другие отражают неуловимое состояние природы, ее светоэкзистенцию, рождающую ощущение достоверности изображенного на картине.

В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.

Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.

Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения. Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия. Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшим тщанием выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. В этом и выражался его технический гений - превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте.

Картина или действительность?

Лунная ночь на Днепре. 1880

Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. И все это - свидетельство в пользу подлинной гениальности Архипа Ивановича, который применил весьма сложный живописный прием - противопоставление теплого красноватого тона земли и холодно-серебристых оттенков, углубляющее пространство, вкупе с мелкими темными мазками в освещенных местах, создающих ощущение вибрирующего света.

Наверное, мало кто мог поверить тогда, что можно добиться подобных эффектов, лишь в совершенстве овладев живописной техникой. Удивление вызывало то, какой степени совершенства достиг Куинджи, сосредоточив свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности - пресловутый genius loci.

Греко-русский живописец всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена; а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света.

Применяя современную терминологию, такую технически оснащенную экспозицию гениального живописца можно расценить как инсталляцию, в которую зритель оказывался погружен с головой. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Что же открывалось испытующему взору ценителей? Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков. Расступающиеся в вышине облака и появившаяся между ними луна, освещающая Днепр и тропинки на ближнем его берегу. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом.

Много отзывов последовало после экспозиции произведения. Поэт Я. Полонский писал:

«Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» .

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи уходили из зала со слезами на глазах. Казалось бы, что может быть проще и понятней действительности? Но в этой простоте таилось то, что всегда будет волновать человеческую душу. Вечная природа с ее неизменностью, так сильно отличающаяся от конечной человеческой жизни, полной житейской суеты.

Художник света

После дождя. 1879

Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Художники искали новые пути развития. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Благодаря своему таланту изображать простые вещи в точно выверенной композиции, Куинжи, сам того не подозревая, встал у истоков гиперреализма.