Презентация к занятию по логопедии (средняя группа) на тему: Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах

Презентация "Автоматизация звука [Л]" поможет Вам легко и весело позаниматься с ребёнком в период введения звука [Л] в речь. Презентация составлена таким образом, чтобы ребёнку было легко проговаривать свои первые слова со звуком [Л]. Постепенно речевой материал усложняется, но для ребёнка это происходит незаметно, так как предыдущие задания хорошо подготовили его. Так например, презентация начинается со звукопродражания: "Как летит самолётик?" Ребёнок отвечает просто: "ЛЛЛЛЛЛЛ".

Затем следует проговорить звук в слогах. Для звука [Л] самое доступное начальное проговаривание, я замечаю, в слоге ЛА. Можно предложить ребёнку просто пропеть песенку: «ЛА-ЛА-ЛА!» Это весело и доступно ребёнку. Далее идёт проговаривание звука [Л] в начале слова и только в слоге ЛА. Слова подобраны таким образом, чтобы следующий за звуком [Л] гласный звук находился в ударной позиции. Ударный гласный усиливает звучание автоматизируемого звука, также усиливает кинестетические ощущения для повышения эффективности формирования навыка правильного проговаривания.

Затем следуют слайды с картинками-словами, где звук находится в начале слова в разных слогах: «ЛЫ», «ЛУ», «ЛО», и только потом звук [Л] встретится в середине и конце слова. Такая последовательность наиболее характерна для классической автоматизации звука [Л]. Однако, в бывают случаи, когда звук [Л] эффективнее отрабатывать сначала в словах, которые заканчиваются на этот звук. Всё очень индивидуально. И это нужно учитывать, пробуя разные варианты работы с речевым материалом и наблюдая за успехами ребёнка. Также в данной презентации идёт отработка грамматических категорий: множественное число существительных, согласование существительного и числительного, существительные родительного падежа. В конце презентации вы найдёте много интересных картинок для составления предложений по ним. Это поможет ввести звук [Л] в связную речь. Успехов Вам!

Игры по автоматизации звуков [Л] и [Л’] в словах и предложениях

Гильфанутдинова Э.Р.


1. « День Рождения Ослика» ( договаривание слов )

У был День рождения!

В небе светило

Он ждал гостей под большой

С букетом цветов и с подарком к нему спешил


С бочонком мёда к нему летела

С белой ромашкой торопился

Орешек несла в подарок

А белый подарил красивый веночек.


Когда все гости собрались, стал их угощать:

И всем было очень…


Вопросы к тексту:

  • У кого был День рождения?
  • Что светило в небе?
  • Где ждал гостей Ослик?
  • Кто к нему спешил в гости?
  • Какого цвета был Лягушонок?
  • Кто подарил Ослику бочонок мёда?
  • Кто подарил ему ромашку?
  • Какого цвета была ромашка?
  • Кто подарил Ослику орешек?
  • Какой лебедь подарил веночек?
  • Чем угощал Ослик своих гостей? (Обращайте внимание на единственное и множественное число существительных)

- Назови кто нарисован на картинках


(Верблюда)


3. «Электроприборы»

Мама Славе говорила, что нельзя трогать электроприборы. Но Слава не знает Какие предметы нельзя трогать. Помоги ему:

  • Назови все картинки.
  • Назови электроприборы.

4. «Что лишнее?»

- В каком слове нет звука [Л] (бананы)



5. «Тихо – громко»

(Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л’];

топни ногами, если услышишь звук [Л])

МАЛЬЧИК

САМОЛЁТ

КРОКОДИЛ ВЕРТОЛЁТ КОРАБЛИК ПЧЕЛА СЛОН ЛЕВ


6. «Подбери слово к признакам и назови всё вместе»

КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ …(ЛУК)

СЛАДКИЙ, КРУГЛЫЙ …(АПЕЛЬСИН) ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ …(БАКЛАЖАН) ЖЁЛТЫЙ, КИСЛЫЙ …(ЛИМОН) КРУГЛОЕ, ЗЕЛЁНОЕ, СЛАДКОЕ …(ЯБЛОКО)


7. «Чистоговорки»

ЛА –ЛА – ЛА – Вот летит пчела

ЛУ – ЛУ – ЛУ – Я не боюсь пчелу

ЛО – ЛО – ЛО – У лодки есть весло

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – Длинноухие ослы

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – Паруса у корабля

ЛЁТ – ЛЁТ – ЛЁТ – Улетает самолёт

ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – ЛЕНЬ – Вот бежит олень

ЛОН – ЛОН – ЛОН – С колесом играет слон


8. «Учим стихи»

Мальчик кораблики в лужах пускал.

Смело по лужам мальчишка шагал.

Но туфли промокли и он заболел,

А он прогуляться ещё бы хотел!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗВУК Л Презентация выполнена: учителем-логопедом Лихачевой В. Б.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция звука Л Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и ниж- ние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (звук звонкий).

Услышь звук Л 1. Я тебе буду называть слоги, хлопни, когда услышишь звук [ л ] : МА, ЛА, НО, ЛО, КО, ЛУ, АМ, АЛ, ОЛ, ИН, ЯЛ, ЮМ, АН, ЮЛ 2. Я тебе буду называть слова, подпрыгни, когда услышишь звук [ л ] в начале слова, хлопни, когда услышишь звук [ л ] в середине слова: Лапа, лужи, слово, лыжи, плов, лучик, слуги, молоток, палка, осколок, лак, вилка, булавка, ландыш, лупа, ладонь, глоток, фламинго, луноход, хлопья, лоб, булавка, лыжи.

Автоматизация звука Л в слогах 1. Повтори слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, ЛАМ, ЛОМ, ЛУМ, ЛЭМ, ЛЫМ. 2. Я тебе назову прямой слог, а ты мне обратный: ЛА – АЛ ЛЭ - … ЛО -… ЛЫ - … ЛУ - … 3. Повтори цепочки слогов: ЛА-АЛА-АЛ ЛА-ЛО-ЛУ ЛО-ОЛО-УЛ АЛА-ОЛО-УЛУ ЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛ ЛЭ-ЛЫ-ЛА ЛЭ-ЭЛЭ-ЭЛ ЭЛЭ-ЫЛЫ-АЛА ЛУ-УЛУ-УЛ ЭЛА-ЭЛЫ-ЭЛЭ

Автоматизация звука Л в начале слова 1. Повтори слова: Лак, лаз, латы, ласка, лось, лодка, лотос, ловко, ложка, лужа, лупа, лужок, лучик, лыко, лыжи. 2. Назови картинки:

Автоматизация звука Л в середине слова 1. Повтори слова: Палатка, халат, зола, пила, мыла, молоко, колода, полы, столы, Володя, холодный, алый, милый, вялый, целый 2. Назови картинки

Автоматизация звука Л в конце слова 1. Повтори слова: Бал, зал, вол, гол, укол, стол, мял, упал, копал, чехол, футбол, кинул, дунул, выл, вязал, шёл, мел, Павел, пепел. 2. Назови картинки

Автоматизация звука Л в словах со стечением согласных Назови картинки

Автоматизация звука Л в словосочетаниях Повтори: милая Мила глубокий колодец тёплый платок светлая луна сладкое яблоко молодой человек Составь с двумя словосочетаниями предложение белый тулуп шёлковая блузка голодный волк Толстый блокнот алые флаги холодный подвал

Автоматизация звука Л в предложениях а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Составление предложений с предлогами. Автоматизация звука [Л]"

В данной презентации ребенок составляет предложения с предлогами "В, ЗА, ПОД" про мультгероя Лунтика. Этап автоматизации звука [Л] в предложениях....

Презентация "Автоматизация звука [Л] в игре "Скажи ласково""

Ребенок называет картинку на слайде, четко проговаривая звук "Л", по щелчку мыши, картинка уменьшается и ребенок должен образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (лошадь-лошадка и т.д.)....

Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях».

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [л],
  • закрепить его четкое произношение в слогах, словах, предложениях,
  • закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных существительных,
  • учить грамотно употреблять в речи предлоги.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание и фонематический слух,
  • развивать речевое дыхание и силу голоса,
  • развивать артикуляционный аппарат и подвижность лицевой мускулатуры,
  • развивать мелкую моторику рук (с помощью пружинок су-джок, «сухого бассейна»),
  • развивать процессы внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание сострадания, усидчивости, терпения при выполнении заданий.

Оборудование: «сухой бассейн», разрезная картинка «Лунтик», игрушка Лунтик, зеркало, картинка «Пароход плывет», игрушка кораблик, пружинка су-джок, пособие «Назови правильно слово», компьютер, презентация «Накорми Лунтика», презентация «Куда спрятался Лунтик?», картинка-раскраска.

Ход образовательной деятельности:

1. Оргмомент.

Логопед здоровается с ребенком, предлагает отгадать гостя, который будет вместе с ними заниматься.

Перед ребенком ведерко с фасолью, среди фасоли спрятаны части разрезной картинкой (5 частей) «Лунтик».

Логопед: Здравствуй, рада тебя видеть. В этом ведерке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери ее и узнаешь, кто сегодня будет с нами заниматься.

Ребенок опускает руки в сухой бассейн и достает части картинки.

2. Развитие целости восприятия. Игра «Собери картинку».

За столом ребенок собирает разрезную картинку.

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это?

Ребенок: Это Лунтик.

На стол выставляется картинка Лунтика.

Логопед: Ты знаешь, откуда он к нам прибыл?

Ребенок: С луны прилетел.

Логопед: Он очень устал с дальней дороги, пусть он отдохнет. Давай его обнимем, погладим. Покажем ему наши знания?

Ребенок: Да.

3. Психогимнастика, развитие длительного речевого выдоха.

Логопед: Давай покажем, как мы удивились Лунтику: протяжно на выдохе произнесем: О-о-о-о!? (делаем удивленное лицо)
Покажем, как мы рады Лунтику: громко, протяжно, радостно.

А-А-А-А!! (радостное лицо)
-Как мы огорчимся, потому что Лунтик уйдет: тихо, протяжно, печально.
-У-у-у-у.. (печальное лицо)

4. Артикуляционная гимнастика (по картинкам).

Логопед: Сейчас мы отправимся в морское путешествие. К путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов в дорогу (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»). Вот уже ветер надул парус нашего кораблика (упражнение «Парус»). Все готово к отплытию, корабль загудел и поплыл: л-л-л.

5. Закрепление четкого произнесения изолированного звука [л]. Игра «Корабль плывет».

Ребенок скользит игрушкой «кораблик» по указанному на картинке маршруту и произносит: Л-Л-Л-Л в течение всего пути.

Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук [л]. Где должен быть язычок?

Артикуляция [л]: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.

Логопед: Скажи, звук [л] гласный или согласный?

Ребенок: Согласный.

6. Развитие фонематического слуха: определение звука [л] в словах (презентация «Накорми Лунтика»).

Логопед: Наш Лунтик проголодался пока летел сюда. Давай накормим его?

Ребенок: Да.

Логопед: Лунтик любит кушать только те продукты, в названиях которых есть звук [л].

Слайд № 1 — Лунтик съел яблоко.
Слайд № 2 — Лунтик съел клубнику.
Слайд № 3 — Лунтик съел колбасу.
Слайд № 4 — Лунтик выпил молоко.

7. Автоматизация [л] в слогах. Массаж пальцев рук пружинкой .

Логопед: Молодец! Теперь Лунтик сыт, а мы покатаемся на лодочке вместе с Лолой (картинка).

Ребенок произносит чистоговорки, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.

Большой палец — ла-ла-ла, Лола в лодочке плыла.
Указательный палец — ло-ло-ло, светит солнышко тепло.
Средний палец — лу-лу-лу, рада Лолочка теплу.
Безымянный палец — лы-лы-лы, песни Лолочки слышны.
Мизинец — Клава в лодочке сидела, вместе с Лолой песни пела.

Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.

8. Автоматизация [л] в словах. Игра «Назови ласково».

Логопед: Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково: называй картинку, а потом это слово скажи ласково.

Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]:

Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка.
Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка.
Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка.

9. Физминутка «Любим с Лунтиком играть».

Ребенок имитирует движения из текста:

Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)
И как пчелки полетать (машет руками)
На цветочек тихо сели (сел на корточки)
Мы вздохнули и уснули (руки под щеку)

Логопед: Молодец! Лунтик уже отдохнул и зовет тебя поиграть вместе с ним.

10. Автоматизация [л] в предложениях. Составление предложений с предлогами (презентация «Куда спрятался Лунтик?»).

Логопед: Тебе нужно посмотреть на экран и составить предложение — куда спрятался Лунтик.

Слайд 1 — Лунтик спрятался под стол.
Слайд 2 — Лунтик спрятался под лавку.
Слайд 3 — Лунтик спрятался за куклу.
Слайд 4 — Лунтик спрятался за кресло.
Слайд 5 — Лунтик спрятался на балкон.
Слайд 6 — Лунтик спрятался на клумбе.
Слайд 7 — Лунтик спрятался в колодец.
Слайд 8 — Лунтик спрятался в лодку.
Слайд 9 — Лунтик спрятался в палатку.

Логопед: Молодец! Ты хорошо играл.

11. Итог занятия.

Логопед: Что тебе сегодня больше всего понравилось? Какие задания показались сложными?

12. Оценка работы ребенка.

Логопед: Ты прекрасно играл, от Лунтика тебе подарок: картинка-раскраска.

Мультимедийная презентация для автоматизации звука [л] в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: Мультимедийная презентация разработана для индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющие нарушение звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям в работе с детьми для автоматизации звука [л] в словах с открытым, закрытым слогом и стечением согласных.

Цель: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах.
Упражнять в образовании форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных.
Упражнять в правильном образовании форм родительного падежа имен существительных.
Упражнять в согласовании существительных с числительными, притяжательными местоимениями.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитывать усидчивость, желание заниматься, формировать самоконтроль за своей речью.

У детей с общим недоразвитием речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы. На индивидуальных занятиях учителю-логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя, развитию навыков словоизменения и словообразования. В лексическо-грамматические упражнения вводятся слова с автоматизируемым звуком. На протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений.
Презентация для автоматизации звука [л] в словах содержит анимации, триггеры. На каждом слайде в правом верхнем углу есть управляющая кнопка: документ, в котором дается задание. Щелкая мышкой по тексту с заданием, он исчезает.

Автоматизация звука [л] в словах с закрытым слогом (слайды 2-6).

Слайд 2. «Назови картинки»

зал, бокал, пенал, вокзал, пол, гол, кол, стол.


Слайд 3. «Назови картинки»
- Павел просит назвать предметы.
Ребенок щелкает мышкой по слайду и называет картинки: дул, стул, мел, факел, котел, осел, козел.


Слайд 4. «Что увидел Павел?»
На слайде установлены триггеры на картинках: полка, булка, ёлка, молния, бутылка, фиалка.
- Павел загадывает загадки:
Деревянная, длинная… (полка),
стеклянная, зеленая… (бутылка),
сладкая, мягкая… (булка),
зеленая, колючая… (елка),
душистая, ароматная… (фиалка)
- Назови предметы, которые увидел Павел.
Ребенок щелкает мышкой по картинке и называет: полку, булку, ёлку, молнию, бутылку, фиалку.


Слайд 5. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: стол, полка, стул, вилка.
(Вилка).


Слайд 6. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: волк, дятел, щегол, сокол.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Волк).


Автоматизация звука [л] в словах с открытым слогом (слайды 7-12).

Слайд 7. Игра «Один и много»
На слайде картинки: лама, лапа, лампа, лодка, лупа, рядом с которыми изображения облаков.
- Лада называет один предмет, а ты – много таких же предметов.
Ребенок щелкает мышкой по облаку и называет картинки по образцу:
лама – ламы – много лам
лапа - лапы - много лап
лампа – лампы – много ламп
лодка – лодки – много лодок
лупа – лупы – много луп


Слайд 8. Игра «Назови ласково»
На слайде установлены триггеры на картинках: лавка, лодка, ладонь, кулак, голубь.
- Аллу ласково называют Аллочка. Назови предметы ласково.
Ребенок щелкает мышкой по картинкам, которые уменьшаются в размере и называет:
лавка – лавочка
лодка – лодочка
ладонь – ладошка
кулак – кулачок
голубь - голубок


Слайд 9. «В зоопарке»
На слайде установлены триггеры на картинках: лама, лошадь, лось, осел, козел, голубь, сокол.
- Мила пришла в зоопарк фотографировать животных. Назови животных и птиц, которых увидела Мила. (Мила увидела ламу, лошадь, лося, осла, козла, голубя, сокола).


Слайд 10. Игра «Чего не стало?»
На слайде установлены триггеры на картинках: пила, скала, палатка, салат, булавка, халат.
- Щелкни мышкой по картинке и назови, чего не стало?
(Не стало пилы, скалы, палатки, салата, булавки, халата).


Слайд 11. «Посчитай акул»
На слайде изображение океана.
- Щелкни мышкой по слайду и считай: одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы, пять акул.


Слайд 12. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: лошадка, кукла, лампа, лопатка.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Лампа).


Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных (слайды 13-15).

Слайд 13. «Мой, моя, моё, мои»
На слайде установлены триггеры на картинках: глобус, кукла, платье, яблоки, клубок, клубника, флажок.
- Алла называет свои предметы. Щелкни мышкой по картинке и назови по образцу: мой глобус (моя кукла, мое платье, мои яблоки, мой клубок, моя клубника, мой флажок).


Слайд 14. «Собери яблоки»
На слайде установлены триггеры на яблоках.
- Посчитай сколько яблок у Аллы. Щелкни мышкой по яблоку и считай:
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.


Слайд 15. Игра «Четвертый лишний»
На слайде установлены триггеры на картинках: блузка, плащ, платок, платье.
- Найди лишний предмет и щелкни мышкой по картинке. (Платок).


Надеюсь, что материал пригодится в работе педагогов.

Презентация на тему: Автоматизации звука [л] в словах