История возникновения олимпийских игр. Место олимпийских игр в культуре древней греции

Античные Олимпийские Игры в Древней Греции: виды спорта, знаменитые атлеты Олимпиады, интересные факты в соревнованиях, известные спортсмены среди выдающихся греков.

Античные Олимпийские Игры проходили в Древней Греции с 776 года до н.э по 394 год н.э, когда были запрещены императором Римской Империи Феодосием. Если подойти к хронологии более точно, то следует отметить, что дата начала Античных олимпийских игр условная, поскольку точных подтверждающих фактов этой дате нет. По легендам и мифам Древней Греции первые Олимпийские игры организовал Геракл ещё в 13-м веке до н.э. Однако никаких доказательств этому нет, поэтому эта дата так и останется в области мифов. Далее был длительный перерыв в Играх (или просто недостаток исторических фактов), после чего появляется версия о возобновлении Игр во времена правления Ифита из Элиды и Ликурга из Спарты. Однако нет достоверных данных о датах правления этих греческих царей, а предположительно датируются гораздо раньше официально принятой даты начала Античных Олимпийских Игр. В итоге было принято решение считать официальной и достоверной датой начала первых Олимпийских Игр в Древней Греции 776 год до н.э, когда был известен их победитель, Кореб Элидский - раньше Олимпийские Игры не нумеровались, а назывались по имени их победителя, который определялся в беге на 1 стадию (192 метра)* .

* первые 13 Олимпиад античной Греции соревнования состояли только из одного вида состязаний – бега на 1 стадию. И главным победителем всех Олимпийских игр Древней Греции был именно бегун на короткую дистанцию (в современных Олимпийских играх победитель мужского спринта также является самых известным и узнаваемым олимпийцем).

В Античных Олимпийских играх могли участвовать далеко не все желающие, причём критерием отбора были не только спортивные достижения, а социальный статус и пол (в самых первых Играх ещё и национальность). Теперь обо всём этом подробнее.

В Играх могли состязаться только мужчины. Более того, зрителями могли быть тоже только мужчины. Лишь спустя несколько столетий с момента начала Игр Античной Греции победительницей смогла стать женщина в гонке на колесницах, да и то благодаря странной традиции считать победителем не наездника, а владельца упряжки. Таким курьёзным образом дочь спартанского царя вошла в историю как первая женщина, победившая в Олимпиаде.

Принимать участие в Олимпиаде могли не все мужчины, а лишь свободные мужчины с полными гражданскими правами. Другими словами, рабы и лишённые хотя бы части гражданских прав не допускались к Играм.

Сначала к участию в Олимпиадах Древней Греции допускались исключительно греки-мужчины (со всеми описанными выше правами). Позже в Играх стали принимать участие и римляне по праву завоевателей*

* после 146-го года до н.э, когда Римская империя полностью подчинила себе Древнюю Грецию, греческий язык и традиции не смогли быть вытеснены латинским языком и культурой Рима – настолько хорошо развитой была цивилизация Древней Греции.

Даже если вы мужчина-грек, свободный и со всеми гражданскими правами, всё равно у вас не так много шансов стать участником Игр. Дело в том, что за 30 дней до их начала нужно было продемонстрировать свои атлетические умения в Олимпийской гимназии (в современных Олимпийских играх аналогом этому является получение олимпийской лицензии на разных предварительных соревнованиях).

Игры длились 5 дней и состояли из 3 периодов:

  1. Первый день – представление атлетов и судей, клятва и жертвоприношение богам, в первую очередь Зевсу. В современных Олимпийских Играх аналогом является открытие Олимпиады.
  2. Со второго по четвёртый день включительно проходили состязания атлетов в различных видах спорта, о которых ниже будет рассказано подробнее.
  3. Последний, пятый день Игр представлял собой чествование победителей и пиршества по случаю завершения праздника. В современных Олимпийских играх последний день также является торжественным днём закрытия Олимпиады. Победитель Античных Олимпийских игр получал в награду венок из оливковых веток, становился популярным человеком у себя на родине, получал различные привилегии (в Афинах своим победителям иногда давали даже небольшие денежные премии).

Виды спорта в Олимпийских играх Древней Греции

Первым и самым главным видом состязаний был бег. На первых 13-ти Олимпиадах бег был только на спринтерскую дистанцию – 1 стадию, которая равнялась 192-м метрам.

Новшество предыдущей Олимпиады понравилось зрителям, и с 15-х по счёту Игр добавили ещё одну беговую дисциплину – бег на 7 стадий. Это уже средняя дистанция, ближе всего к которой находится современная олимпийская дистанция в 1500 метров.

Ещё через 3 Олимпиады, на 18-й по счёту, добавились 2 новые спортивные дисциплины – борьба и пентатлон (или пятиборье).

Борцы обладали могучим телосложением и необычайной для обычных людей силой, о них слагали легенды (порой настолько фантастические, что некоторые можно смело добавлять в категорию «Мифы и легенды Древней Греции», а то и прямо в раздел «Боги Древней Греции»). Правила борьбы были более безопасными, чем правила других олимпийских единоборств - - кулачного боя и панкратиона, но правила эти зачастую не соблюдались, что и дало возможность появлению в олимпийской программе самого жёсткого и зрелищного вида – панкратион.

Пентатлон, как видно из названия дисциплины, включал в себя 5 видов состязаний: прыжок в длину, метание диска, метание копья, бег (1 стадия) и борьба. С бегом всё шло по привычной схеме – 192 метра. Более-менее всё понятно и с метанием копья и диска – кто дальше метнул, тот и победил. Не совсем понятна ситуация с прыжками в длину. На фресках изображены атлеты, прыгающие в длину с места, и в руках у них были утяжелители, однако античные современники спортсменов утверждали, что прыгали атлеты до 15 метров в длину (яма для прыжков тоже была такой длины). Похоже, что греки и в лёгкой атлетике мастера мифов, а не только в описании жизни местных богов. Борьба была заключительным испытанием и нужна была лишь в тех случаях, когда в первых 4-х видах состязаний не удавалось достичь необходимых 3-х побед.

Античному пентатлону нет точных аналогов в современных видах многоборья (особенно учитывая наличие борьбы в программе). Но, без сомнения, это самый разносторонний вид спортивных состязаний.

23 Олимпиада в Древней Греции была представлена ещё одним новшеством – введение кулачного боя в программу соревнований. Это был очень зрелищный и одновременно очень опасный вид состязаний, в котором бойцы могли нанести друг другу серьёзные увечья и даже убить. Из защитных приспособлений на руки наматывали полоски сыромятной кожи, которая больше защищала руки бьющего, чем корпус или голову соперника. Современный аналог античного кулачного боя – бокс – гораздо более гуманный вид спорта, хотя не так давно для повышения зрелищности отказались использовать шлёмы в любительском боксе. Количество нокаутов увеличилось, публике нравится… известное латинское изречение «panem et circenses » (хлеба и зрелищ) актуально во все времена.

25-я Олимпиада Древней Греции получила ещё один вид соревнований – конные скачки (в эту Олимпиаду были разрешены только заезды на четвёрках лошадей – квадригах). Благодаря этому новшеству и странным правилам присуждения победы владельцу лошадей (а не наезднику) у женщин появилась возможность участия и победы в Античных Олимпийских играх. Это был самый дорогостоящий вид спорта, представленный на Играх и доступный лишь очень состоятельным гражданам Древней Греции или же царям и их родственникам. Кроме дороговизны, это был очень опасный вид спорта. Представьте себе ипподром и одновременный старт 44 колесниц. Дальше начинался хаос, который многократно увеличивался после первого разворота. Жокеи выпадали под копыта лошадей, колесницы переворачивались или сталкивались… фразу Лермонтова «смешались в кучу кони, люди…» можно было бы смело применять к конным скачкам в Древней Греции, если бы поэт смог лично всё это действо увидеть. Был известен случай, когда из 44-х стартовавших колесниц 43 выбыло из строя во время заезда. Победа была присуждена колеснице, которая просто сумела выжить в этом ужасе.

Спустя 40 лет после введения в программу Олимпийских игр Древней Греции кулачного боя был добавлен ещё один вид единоборств – панкратион. Это произошло на 33-й по счёту Олимпиаде. По своей сути панкратион представляет вид поединка, в котором разрешались удары всех видов и всеми частями тела (запрещались только удары в глаза), также разрешались все борцовские приёмы. В состязаниях бойцов были смертельные случаи (что, впрочем, иногда не мешало грекам объявлять мёртвого бойца победителем). В современном олимпийском спорте видов борьбы больше, но зрелищность была выше у древних, скорее всего. Панкратион пока не включён в программу современных Олимпийских игр, но работа в этом направлении ведётся давно.

На этой же, 33-й Олимпиаде были добавлены скачки на лошадях (одиночные). Правила определения победителя были такие же странные, как и для квадриг – чемпионом Олимпиады становился владелец/владелица лошади, наездник же просто выполнял задание хозяина, рискуя своей жизнью и зачастую получая серьёзные травмы.

Последняя беговая дисциплина Олимпийских игр Древней Греции появилась значительно позже, во время проведения 65-й по счёту Олимпиады, спустя более 150 лет от начала первой Олимпиады античности. Это был бег тяжело вооружённых воинов (гоплитов) на дистанцию в 2 стадии. Вес всей амуниции первоначально превышал 20 килограммов, впоследствии атлетам «упростили жизнь», оставив только тяжёлый щит (около 8-ми килограммов). В современных Олимпийских играх аналогов этому виду бега нет, зато есть похожая армейская дисциплина (марш-бросок в полной выкладке). Одним словом, бег гоплитов – это прикладная военная дисциплина, но, учитывая постоянные войны греков со всеми своими соседями, а в перерывах между этими войнами они ещё воевали между собой на всякий случай – вещь нужная, одним словом.

На 93-й Олимпиаде ввели новую дисциплину в скачках – на колесницах, запряжёнными двумя лошадьми.

96-я Олимпиада принесла последние серьёзные дополнения в Игры – на ней появились совершенно далёкие от спорта состязания трубачей и герольдов. Это был единственный вид соревнований на Играх, где судейство было очень субъективным. Впрочем, о судьях нужно рассказать отдельно…

«А судьи кто?»

А судьи на Олимпийских играх античности были свободные уважаемые граждане из греческой исторической области Элида, в столице которой (г. Олимпия) и проводились почти все Игры той эпохи.*

* в те годы, когда Элида вела войну с какой-то другой областью Древней Греции, Олимпиада проводилась в другом городе. Правда, жители Элиды не признавали чемпионов тех Олимпиад, которые проводились не в Олимпии.

На первых 13-ти Олимпиадах судей было не очень много - всего 1 человек. Была всего одна спортивная дисциплина – бег на 1 стадию, поэтому греки считали, что одного судьи вполне достаточно. Одна дисциплина – один чемпион – один судья – вполне рабочая схема для первых соревнований.

После того, как добавился ещё и бег на 2 стадии, к судейской работе привлекли ещё 1-го судью – появилось что-то наподобие судейской коллегии. С одной стороны, работа была несложная – смотреть, кто первый прибежал. С другой стороны, в забеге могло участвовать до 20 человек одновременно. Секундомеров, как вы понимаете, тогда ещё не было, фотофиниша тоже. И один судья должен был точно определить, кто же среди этого массового спринтерского забега прибежал первым. Очень ответственная работа, на мой взгляд.

По мере добавления видов состязаний добавлялось количество судей, и максимальное количество таковых доходило до 12-ти человек.

Когда в Олимпийскую программу добавилась борьба, кулачный бой, а также панкратион, то работа судьи стала не только ответственной и нервной, но и опасной. Судьям стали выдавать палки для усиления их авторитета, так сказать (иные участники единоборств так входили в азарт, что разнять их другого способа не было). Очень важно было для судей борьбы, кулачного боя или панкратиона не пропустить момент, когда нужно остановить поединок, чтобы не допустить увечья или даже смерти атлета. Но, к сожалению, не всегда это удавалось сделать вовремя и такие случаи были, и неоднократно.

В работу судей также входила обязанность за 30 дней до начала Олимпиады проверить спортивное мастерство желающих выступать и отобрать лишь самых достойных, иначе Олимпиада могла превратиться в Вавилонское столпотворение.

Поскольку на Олимпийских играх участников было гораздо больше, чем судей, а также присутствовало большое количество зрителей на трибунах (до нескольких десятков тысяч), то под начало судей выделялся особый отряд вооружённых людей (прототип современной службы безопасности или же полиции). Чтобы все без исключения могли узнать, кто же на самом деле среди всего народа судья, последние носили пурпурную одежду. А вот атлетов не спутаешь ни с кем, поскольку на ранних Олимпиадах они вообще выступали голыми (если бы такая традиция сохранилась по сей день, популярность Олимпийских игр была бы гораздо выше).

Интересные факты в истории Олимпийских игр Древней Греции

Слава и популярность 3-кратного победителя Олимпийских Игр в панкратионе Дорией с острова Родос однажды спасла ему жизнь, когда он был взят в плен и приговорён к смертной казни – за Олимпийские заслуги его отпустили.

На 54-й Олимпиаде произошёл трагичный и одновременно курьёзный случай: в панкратионе победа была присуждена бойцу, который умер в результате удушающего приёма. Однако соперник, который его задушил, успел просигнализировать судье о том, что сдаётся. Судья не успел вовремя среагировать, в результате чего было принято такое абсурдное решение о победе.

На 67-й Олимпиаде, в 512-м году до н.э., во время одиночных скачек лошадь сбросила своего наездника ещё в самом начале забега, но сама пришла к финишу первой. Несчастный наездник никого не интересовал, и победу, как обычно, присудили лошади (точнее, её владельцу).

Единственной женщиной Древней Греции, которая смогла дважды «одержать победу» на античных Олимпийских играх, была Киниска (дочь спартанского царя). Её лошади побеждали на 2-х Олимпиадах подряд, а поскольку она была владелицей этих лошадей, то и венок победителя получала она.

211-я Олимпиада была проведена не в 65-м году (по 4-летнему циклу), а в 67-м, поскольку в ней пожелал участвовать римский император Нерон, который запланировал свой визит в Грецию именно в 67-м году. На этой же Олимпиаде произошёл безобразный случай награждения в скачках колесниц – победила колесница, которая стартовала, однако не приехала на финиш вообще. А управлял ею не кто иной, как вышеозначенный Нерон.

Чемпионы в Античной Греции, добившиеся самых выдающихся результатов в Олимпийских Играх

1. Леонид с острова Родос – это, пожалуй, самый выдающийся атлет Древней Греции. Он выиграл 4 (!!!) Олимпиады подряд, причём выиграл каждую из них в 3-х беговых дисциплинах: бег на 1 стадию, бег на 2 стадии и бег гоплитов (бег в вооружении). Если перевести это на современный вид наград, то 12 золотых медалей в спринте на 4-х Олимпиадах подряд. Такого достижения в современной лёгкой атлетике не удалось пока повторить никому из бегунов.

2. Гиппосфен из Лаконии был первым спортсменом Древней Греции, который одержал победы на 6 Олимпиадах. В 632 году до н.э. в программу Олимпийских Игр была включена борьба для юношей (ограничение в возрасте – 20 лет) и на дебютной для себя Олимпиаде юный Гиппосфен впервые примерил венок победителя. Дальше были ещё 5 Олимпиад, и на пьедестал почёта каждый раз поднимался он. Подобное достижение удалось повторить лишь 92 года спустя спортсменом, о котором пойдёт речь ниже.

3. Милон из города Кротон был вторым атлетом Античности, который смог победить на 6-ти Олимпийских Играх подряд: сначала выиграл соревнования по борьбе в категории юниоров (хотя ему на тот момент было всего 14 и боролся он с 20-летними парнями), а затем победил во всех 5-ти следующих Олимпиадах в категории взрослых. Участвовал и в 7-й для себя Олимпиаде, однако победить уже не удалось. Учитывая, что весовых категорий в борьбе не было, это был абсолютный чемпион на протяжении 20-ти лет подряд.

4. Ещё один выдающийся легкоатлет из Кротона, Астиал, смог одержать победы на 3-х Олимпиадах подряд, причём на каждой из них в 2-х спринтерских дисциплинах: беге на 1 и на 2 стадии. До абсолютного рекорда Леонида с Родоса, конечно, далеко, но достижения всё равно впечатляющие.

Известные люди Древней Греции и других государств, становившиеся победителями в Античных Олимпиадах

Платон, один из самых известных философов Античного мира, был победителем в панкратионе*

Филипп II, македонский царь (отец Александра Македонского) также был победителем в гонках квадриг (упряжек из 4-х лошадей)

Нерон, римский император, был признан победителем в скачках (управлял колесницей сам, но до финиша не доехал), а также был признан лучшим среди герольдов и актёров (здесь первенство тоже можно поставить под сомнение, учитывая его статус императора, а также нрав Нерона)

Тиберий, римский император: на 199-й Олимпиаде его квадрига пришла первой, в результате чего он стал победителем в заездах

* многие ошибочно присуждают лавры олимпийского победителя в кулачных боях древнегреческому математику и мыслителю Пифагору. Это заблуждение вызвано одинаковыми именами греков. На самом деле среди олимпийцев действительно был Пифагор, причём не один, а целых 3 Пифагора, которые стали чемпионами: 1-й Пифагор победил в беге на 192 метра ещё в далёком 716-м году до н.э, т.е. за 146 лет до рождения Пифагора-учёного; 2-й Пифагор действительно стал чемпионом в кулачном бою, однако тоже в то время, когда самого известного из всех Пифагоров ещё не было на свете – за 18 лет до его рождения. Ну а 3-й Пифагор (тоже бегун и чемпион, причём на 2-х Олимпиадах) завоевал своих оливковые венки спустя 200 лет после смерти выдающегося учёного древности. Так что 3 Пифагора и правда были олимпийскими чемпионами, но ни один из них не был математиком, который вошёл в историю.

Похожее заблуждение существует и относительно философа Демокрита, когда спортсмен с таким же именем победил в забеге на 1 стадию, но это произошло спустя несколько столетий после смерти всем известного мыслителя Древней Греции.

Преимущества и недостатки античных Олимпийских игр по сравнению с современными

Самым серьёзным и существенным недостатком древних Олимпийских игр был травматизм участников соревнований и нередкие смертельные случаи.

Несмотря на то, что существовали какие-то правила ведения состязаний, они в пылу борьбы часто не соблюдались. Но в целом действия атлетов особо не ограничивались. К примеру, понадобилось несколько Олимпиад, чтобы судьи наконец-то поняли, что нужно запретить ломать пальцы соперников в борцовских поединках специально ради достижения победы, ведь победителем становился тот, кто первым успел поймать противника за палец (некоторым борцам даже давали прозвище «Пальчик» за подобный метод ведения поединка). А в гонках колесниц о какой-либо технике безопасности вообще никто понятия не имел – там действовал принцип «вижу цель – не вижу препятствий».

Главным преимуществом Олимпиад в Древней Греции было отсутствие в то время современной фармакологии и понятия «допинг» просто не существовало. В этом плане все были изначально равны, и победителем становились только благодаря своим физическим и волевым качествам, а также спортивному мастерству. Последнее, кстати, высоко ценилось в единоборствах, где не было весовых категорий и нужно было побеждать не просто грубой силой, а техникой и тактикой ведения поединка.

Следующее преимущество – справедливость судей (в большинстве случаев). Разумеется, были ошибки и даже казусы в определении победителя, но такой вопиющей несправедливости, которая творится на современных Олимпиадах, трудно даже представить. Возможно, было мало видов состязаний, где победу решал фактор судейства (разве что только неспортивные виды, вроде соревнований герольдов и трубачей). Но основной причиной, думаю, была честь, а не деньги. В Древней Греции людей вообще было не так много, а таких уважаемых людей, которых назначали судьями на Олимпиады, вообще на пальцах перечесть. Поэтому ни один уважающий себя судья не станет рисковать своей репутацией, чтобы «подыграть» какому-то атлету. А для усиления этого неписанного правила против тех, кто пытался вести себя нечестно на Играх, посвящённых богу Зевсу (и нарушал собственную публичную клятву этому же богу в первый день Олимпиады), применяли наказания и серьёзные денежные штрафы.

Третьим (и тоже очень важным) преимуществом Олимпиад античной эпохи перед играми современности было отсутствие серьёзного материального вознаграждения. Да, атлеты-победители становились популярными и узнаваемыми людьми у себя на родине, в их честь писали стихи, чеканили на вазах и монетах их профили, им делали различные налоговые льготы и другие поощрения, но они после выигранной Олимпиады не становились богатыми людьми. Спорт в то время не был коммерческим, как сейчас - это действительно были состязания силы и духа участников Олимпиад, а не способ заработка и реклама своего олимпийского спонсора.

Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей . В борьбе участвовали только финалисты – два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила, конечно, существовали, но очень либеральные. Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Наградою за победу служил венок из дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право жить на казенный счет.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

История Олимпийских игр берет свое начало в Древней Греции. Первые исторические упоминания об этом мероприятии датируются 776 годом до н.э. Интересно, что Олимпийские игры в древности проводились не только как спортивные состязания, но еще и как религиозная церемония. Изначально игры устраивались каждые четыре года и длились они всего один день. Согласно одной из легенд, первым участником древнегреческих олимпийских игр стал Геркулес.

Древнегреческая Олимпия была единственным местом, где проходили Олимпийские игры древности. Это крупнейшее святилище на Пелопоннесе было выбрано не случайно - оно имело форму естественного, природного амфитеатра, который располагался среди лесистых равнин и склонов, между реками Клавдия и Алфей. Благодаря удобному расположению поселения Олимпия, участники из далеких земель прибывали на игры на кораблях.

Исторические документы свидетельствуют, что Олимпийские игры в древности проходили только в мирное время - за месяц до начала игр между всеми враждующими городами объявлялось перемирие, чтобы все участники смогли безопасно прибыть в Олимпию. Любой город, который нарушал закон о перемирии, наказывался путем запрета его спортсменам участвовать в дальнейших соревнованиях.

В Олимпии не только проводились Олимпийские игры - история рассказывает о том, что там проходил и древнегреческий религиозный фестиваль. Во время религиозной церемонии народ славил Зевса, а также павших героев. Сами игры начинались с молитвы и ритуального жертвоприношения.

В год, когда должны были проводиться Олимпийские игры, в древности во все уголки Греции направлялись гонцы с факелами, которые объявляли о перемирии. Много веков спустя несение факела стало неотъемлемым ритуалом, предшествующим началу современных Олимпийских игр.

Соискателями на чемпионство в соревнованиях могли быть только свободнорожденные греки или рабы, получившие освобождение и помилование. Спортивные соревнования устраивались отдельно для мужчин и отдельно для мальчиков. Юношей группировали на несколько категорий, исходя из их возраста, телосложения и силы.

Хоть женщинам и запрещено было участвовать в физических соревнованиях, но они могли показать свои умения в конноспортивных состязаниях, однако для этого должны были владеть колесницей или лошадью.

Олимпийские игры в древности изначально включали в свой регламент только пять видов спортивных соревнований: метание копья, метание диска, прыжки в длину, борьбу и бег. Впоследствии прибавились скачки, гонки на колесницах, бокс и панкратион. В первый день Олимпиады проводились религиозные церемонии, а также древнегреческие спортсмены принимали присягу о соблюдении честных правил игры. Сами состязания начинались на следующий день.

Победителей соревнований венчали коронами из оливковых листьев из храма Зевса. Кроме этого, победитель мог изваять в Олимпии собственную статую. После возвращения в родные края чемпиона ждали слава и почет - он получал различные привилегии в виде бесплатного питания и лучших мест на общественных мероприятиях.

На Олимпийских играх были предусмотрены только первые призовые места, поэтому спорт в Древней Греции с самого раннего детства культивировался и почитался так же, как и гуманитарное образование.

Н.Н.Чесноков, Н.Ю.Мельникова

I. Олимпийские игры Древней Греции.

1.1. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр.

Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.

Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм.

Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах в память о своей победе он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.

Но есть и третья, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.

Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал поэт.

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

1.2. Виды упражнений в программе Игр, участники и победители Игр.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.

Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотрам специальных судей ("элланодиков"), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.

Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и палестра.

Палестра представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко палестры назывались гимнассиями.

Олимпийский гимнассий, который соответствовал по размеру стадиону, имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны, метатели. Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная одной классической стадии.

Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы.

За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика - дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.

Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Особенно почетной считалась победа в стадиодроме. Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Отметим, что от числа атлетов-победителей зависел политический престиж города в эллинском государстве.

Среди античных олимпиоников наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, сдержавший 12 побед (164-152 г.г. до н. э.) в стадиодроме, диаулосе и беге в экипировке, Гермоген из Ксаифа - 0 побед (81-89 г.г. до н. э.) и Астилос из Кротона - 7 побед (488-476 г.г. до н. э.) в тех же видах бега, Хионис из Лаконии - 6 побед (664-656 г.г. до н. э.) - в беге и прыжках, Милон из Кротона - 6 побед (540-516 г.г. до н. э.) и Гипписфен из Спарты - 5 побед (624-608 г.г. до н. э.) - борьбе.

Популярность Игр достигла своего апогея в У и IУ в.в. до н. э. В них участвовали представители многих стран Средиземного моря - Африки, Италии, Сицилии и даже стран Азии. В этот период времени снимаются основные запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоимущих слоев населения.

Олимпийские игры не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать и греческие земли в 146 г. до н. э. завоевал Рим. В первые годы становления Римской империи ее знать и жители проявили большой интерес к Играм. В те годы Олимпия превратилась в процветающий туристический город с огромным числом спортсооружений и гостиниц. В Играх уже принимали участие не только греки и римляне, но и представители стран Азии и Африки. Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Олимпийские игры становились более грубыми.

В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил приговор времени - цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы.

В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах древних Олимпийских игр судить довольно трудно. История донесла до наших не так много фактов, включая и имена победителей, их социальное происхождение.

Историки утверждают, что представители низших слоев населения активно стали выступать на Олимпиадах после 400 г. до н. э., а представители из высших слоев продолжали соревноваться главными образом в конных состязаниях.

1.3. Общекультурное значение Олимпийских игр.

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников, строительство которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

Олимпия сильно пострадала при Сулле, который позволил своим солдатам в 85 г. до н. э. разграбить ее сокровища. Известно, что он приказал 175-ю Олимпиаду 80 г. до н. э. проводить в Риме.

Во время римского периода Олимпийские игры постепенно утрачивали былой размах и значимость. Олимпия приходила в упадок.

Внимание к городу вновь усилилось во II в. н. э. На Олимпийские игры приезжали спортсмены из Александрии, Сирии, Финокии, Армении и т.д. Этот расцвет Олимпии связан с воздействием христианских идей на граждан Римской империи.

В IV в. н. э. Олимпийские игры потеряли многие свои традиции, о чем свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.

Вскоре после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации.

II. Возрождение Олимпийских игр.

2.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения.

Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ в.в. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.

Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.

Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.

Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс, Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-.Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская (М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.

1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение - футбольная лига;

В 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту;

В 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;

В 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д.

В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.).

2.2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр.

Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже в семье живописца из древнего рода Фреда де Кубертена. В детстве он любил ездить верхом, заниматься фехтованием, греблей. В 12-летнем возрасте ему попалась книга "Школьные года Тома Брауна", переведенная с английского языка. Она и зародила в нем интерес к физическому воспитанию. Будучи ребенком, он вместе с родителями побывал в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. Юношей он несколько раз посещал Англию. Огромное влияние на него оказывала философия Томаса Арнольда, одного из пропагандистов английской школы физического воспитания с 1828 по 1842 г.г. Закончив лицей в Париже, он поступил в Парижский университет и после его окончания стал бакалавром искусства, науки и права. Затем он продолжил свое образование в Свободной школе политических наук в Париже, где близко познакомился с французской философией, историей английского образования. Большое влияние на него оказал отец Карон, профессор гуманистических наук и риторики, который преподавал ему греческий язык, историю римской империи и много рассказывал о древних Олимпийских играх. Несомненно, политические события, происходившие в Европе, и в первую очередь поражение Франции в войне с Пруссией, оказали огромное влияние на его воспитание и взгляды.

П.Кубертен посвятил себя образовательной реформе во Франции и изучению различных систем физического воспитания. В 1886-1887 г.г. П.Кубертен опубликовал несколько статей по этим проблемам. В отличие от многих современников он не копирует зарубежный опыт, а создает на его основе нечто новое, призывая, например, отказаться от военизированного воспитания молодежи на основе немецкой гимнастики.

По словам самого Кубертена, его кампания за возрождение Олимпийских игр началась 30 августа 1887 года после публикации статьи, в которой он обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания. В 1888 г. Кубертен издает книгу "Воспитание в Англии", а через год "Английское воспитание во Франции", в которых он уже делится своими замыслами с читателями.

Весной 1893 г. он был официальным представителем Франции на Всемирной выставке в Чикаго, во время которой состоялся Международный конгресс по физическому воспитанию. Он принял в нем участие, а также посетил ряд американских университетов. По пути домой в декабре 1893 г. он провел несколько дней в Лондоне и встретился с секретарем любительской спортивной ассоциации Г.Гербертом. 1 августа 1893 г. на собрании своего клуба Кубертен включил в повестку дня дополнительный вопрос относительно возможности возрождения Олимпийских игр.

2.3. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в олимпийском движении.

В январе 1894 г. П.Кубертен разослал приглашения и программу конгресса во многие зарубежные клубы.

16 июня 1894 г. в 16.15 в большом зале Сорбоны собралось около 2000 чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс возрождения Олимпийских игр".

На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. Делегаты конгресса были разбиты на две секции. Первая обсуждала проблемы любительства.

Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей статье Кубертен, а именно:

1. Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.

2. Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в ХIХ веке.

3. Игры будут проводится для взрослых.

4. Будут введены строгие определения "любителя". Деньги будут использоваться только для организации, строительства сооружений и проведения торжеств.

5. Современные Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е. проводиться в разных странах.

Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих странах.

2.4. Создание МОК и его Хартия.

Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. Ими стали 15 чел. их 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции, профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии. Генеральным секретарем МОК был избран Кубертен, а президентом МОК - Д.Викелас.

Димитриус Викелас (1835-1908) - греческий поэт и филолог. Участвовал в качестве представителя греческого гимнастического союза. При обсуждении на конгрессе вопроса об организации Игр I Олимпиады отстоял предложение об их проведении в 1896 г. в Афинах.

Избрание Д.Викеласа I президентом МОК способствовало положение Олимпийской Хартии о том, что президент МОК должен представлять страну, проводящую очередные Олимпийские игры.

Д.Викелас внес значительный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады 1896 г. После их окончания он передал пост президента МОК Пьеру де Кубертену и посвятил себя литературной деятельности.

На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном.

В Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура, основные принципы Олимпийского движения.

Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит "Международный", а затем уже "Олимпийский". Кроме того, многих из названиях членов он знал лично.

Кубертен нашел понимание у делегатов конгресса, который закончился триумфально.

I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король Греции прислал Кубертену 21 июня телеграмму с благодарностью членам конгресса о возрождении Олимпийских игр.

Процессу возрождения Олимпийских игр и создания МОК способствовал целый ряд факторов, среди которых следует назвать бурное развитие связи и транспорта, облегчивших обмен материальными и духовными ценностями между народами, проведения всемирных промышленных и торговых ярмарок, конференций, возникновение международных организаций, включая и спортивные.

Ясно, что Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр, включение в программу большого количества соревнований и видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец, создание МОК, который стал гарантом олимпизма.

Кубертен, как гуманист и просветитель, надеялся, что образование способно сыграть роль фактора примирения и позволит избежать социальных столкновений. Он мыслил олимпизм, как средство познания народами друг друга, как носитель ценностей, позволяющих людям уважать друг друга. Кубертен не подвергал сомнению основы своего общества. Он просто хотел, чтобы существование в нем проблемы и противоречия решались мирно без войны и кровавых конфликтов. Для достижения этой цели он ратует за олимпизм как воспитательное движение, как средство взаимопонимание между людьми и странами.

Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу. "Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", - писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх 1920 г. бельгийским фехтовальщиком В.Буэном.

По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее", красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится олимпийским девизом.

С 1901 по 1914 г.г. Кубертен издавал ежемесячный журнал "Ревю олимпик", в котором была отражена деятельность МОК и все что связано с олимпизмом и с Олимпийскими играм. В этот период были написаны многие известные его работы: "Психология спорта", "Новые формы физического воспитания", "Нагота и спорт", "Почему я возродил Олимпийские игры", "Спортивная педагогика", "Очерки по спортивной психологии", "Всемирная история" (4 тома). В 1931 г. он издал "Олимпийские мемуары".

Пьер де Кубертен умер в 1937 году, похоронен в Лозанне. Сердце, по желанию самого Кубертен захоронено в Олимпии.

Многие сегодня называют его идеалистом. Да, несомненно, он переоценивал значение спорта. Но несмотря на утопический характер некоторых идей Кубертена они проникнуты благородством и гуманизмом. Такие его идеи, как доступность спорта народу, воспитание гармонично развитой личности, интернационализм, влияние спорта на улучшение мира и др., стали сегодня реальностью.

Пьер де Кубертен был сторонником либеральной демократии и нес в себе гуманистический заряд эпохи Возрождения. Он пытался средствами педагогики, и в первую очередь через физическое воспитание и спорт, реформировать межчеловеческие и международные отношения.

2.5. Вступление России в Олимпийское движение.

Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности.

В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно-Греко-Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир, состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался придворной каруселью.

Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге. Как отмечает профессор В.В.Столбов, в статье "Русско-советская Олимпийская Одиссея", к понятию "Олимпийские игры" в России неоднократно обращались ученые (Ломоносов М.В.), поэты и писатели (Баратынский Е.А., Жуковский В.А.), просветители и общественные деятели (Назарян С., Тиханович П.), в конце ХIХ в. многие художники в своих работах отражали тему Олимпийских игр (В.Верещагин, К.Гун, Н.Дмитриев), скульптор И.П.Панфилов в 1871 г. получил золотую медаль за барельеф "Олимпийские игры дискоболов".

Известные ученые в своих работах также обращались к теме Олимпийских игр. Так выдающийся ученый начала ХХ века основатель русской оригинальной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт много внимания уделил древним Олимпийским играм. В работе "Исторический очерк" он отмечал их важное значение для эстетического и нравственного воспитания молодежи.

Развитие научно-теоретических вопросов связанных с Олимпийскими играми способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение. Помимо теоретических вопросов в России со середины ХIХ века бурно начинают развиваться такие виды спорта как большой теннис, парусный, конькобежный, велосипедный спорт, легкая атлетика. Появляются первые чемпионы мира, такие как Н.Струнников - неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, прозванный зарубежными специалистами "славянским чудом", П.Заковорот - чемпион Мира по фехтованию, неоднократными победителями разных международных соревнований по велосипедному спорту были Сергей Уточкин и Алексей Бутыжкин и многие другие.

Видные государственные и общественные деятели России принимали активное участие в Олимпийском движении.

На I Олимпийском конгрессе в 1894 г. избран членом МОК для России А.Д.Бутовский (1894-1900), который был автором многих трудов по теории и методике физической подготовки в армии и учебных заведениях. Педагог, генерал русской армии, как член МОК он внес заметный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады в Афинах. А.Д.Бутовский выступал активным пропагандистом Олимпийских идей в России. Участвовал во многих Олимпийских конгрессах, где выступал с научными докладами.

Помимо А.Д.Бутовского членами МОК для России были: граф Г.И.Рибопьер (1900-1913), который являлся крупнейшим меценатом спорта, был президентом Санкт-Петербургского атлетического общества и покровительствовал развитию в России борьбы и тяжелой атлетики, князь С.К.Белосельский-Белозерский (1900-1908) был генералом русской армии как меценат клуба "Спорт" (Петербург) уделял внимание развитию спорта в России, князь С.А.Трубецкой (1908-1910) также являлся сторонником развития русского спорта и Олимпийского движения, князь Л.В.Урусов (1910-1913) также пропагандировал Олимпийское движение в России, Г.А. Дюперон (1913-1915) был председателем Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи. Как видный теоретик и историк русского спорта организовал и впоследствии руководил многими общественными спортивными организациями Петербурга и Москвы. С момента создания Российского Олимпийского комитета (1911 г.) был его секретарем.

Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896 г., когда ее представители А.Д.Бутовский и Н.Риттер побывали на Играх I Олимпиады.

Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских спортсменов в Олимпийском движении, однако отсутствие правительственной поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций, а также недоверие многих скептиков, не веривших в успех Олимпийских игр и их реальное существование послужило причинами отсутствия представителей России на спортивных аренах первых трех Олимпиад.

Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в Лондон впервые отправились спортсмены России. Делегация состояла из 8 человек. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Борцы А.Петров и Н.Орлов были удостоены серебряных медалей.

Успешный дебют спортсменов России вызывал широкий резонанс у русской спортивной общественности. Участие в последующих Играх У Олимпиады в 1912 г., а также заинтересованность в дальнейших успехах русского спорта на Олимпийских играх способствовало созданию в 1911 г. Российского Олимпийского комитета (РОК). Его возглавил председатель Петербургского общества любителей бега на коньках В.И. Срезневский, а секретарем был избран Г.А.Дюперрон.

После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский олимпийские комитеты.

Впервые Россия официально принимала участие на Играх У Олимпиады в 1912 г. Команда России состояла из 170 спортсменов, выступавших во всех разделах олимпийской программы. Результаты оказались скромными: 2 серебряные и 2 бронзовые награды и предпоследние место в неофициальном командном зачете было расценено как поражение.

Для более целенаправленной подготовки к Играм УI Олимпиады в 1916 г., а также для дальнейшего развития спортивного движения, в России проводятся в 1913 и 1914 г.г. Всероссийские Олимпиады, программа которых во многом была сходной с Олимпийской.

Однако с началом I мировой войны Игры УI Олимпиады в 1916 г. не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г.

«Citius, Altius, Fortius» — девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн - вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

Греция с давних времен подвергалась постоянным вражеским набегам, поэтому спортивной форме древних греков всегда уделялось большое внимание. Атлеты становились настоящими национальными героями, а спортивные тренировки при так называемых гимнасиях - часть повседневной жизни.

Существует несколько различных версий по поводу возникновения Олимпийских игр. Одна из них связывает эти соревнования с именем Пелопса, победившего в соревнованиях колесниц и основавшего регулярные, проводящиеся раз в 4 года, спортивные состязания.

Другая версия гласит о том, что спортивные состязания впервые были проведены Гераклом, сыном Зевса. Он после того, как царь Авгий не принял результаты чистки его конюшен, покарал вероломного правителя, устроил всенародное празднество и легкоатлетические состязания, постановив их регулярными.

Конечно, существуют и другие версии возникновения спортивных состязаний. Одна из популярнейших говорит о договоренности, достигнутой между правителем Спарты Лигургом и царем Эллады Ифитом о перемирии на время проведения спортивных соревнований. Тогда же было принято решение о месте проведения игр - местечке Олимпия около горы Кронос. Естественный рельеф этой местности служил удобной трибуной для многочисленных зрителей. Был построен целый архитектурный комплекс, в который кроме стадиона и ипподрома входило несколько спортивных площадок для борьбы, спортивных игр с мечом, метания диска, также в спортивных комплекс входило несколько гимнасий и бани.

В то время к Олимпийским играм допускались только мужчины: и в качестве участников, и в качестве зрителей. Основным направлением соревнований был бег на короткие дистанции, впоследствии к видам состязаний добавилась борьба, кулачный бой, скачки, пятиборье, бег на длинные дистанции и другие виды спорта. Вначале участвовать в играх могли только атлеты из Пелопонесса , позже к ним присоединились спортсмены из Спарты, Коринфа и других стран. В 5-4 веках до н.э. спортивные игры в Олимпии стали настолько популярны, что на эти соревнования стали приезжать атлеты даже из Африки, Азии, Италии, Сицилии и более дальних регионов.

После того, как римская власть утвердилась в Греции, и христианство получило статус государственной религии, спортивные игры в Олимпии были запрещены. Всего к этому времени (к 394 году н.э.) было проведено 293 Олимпийские игры. На долгие века эти спортивные состязания были забыты.

Олимпийские игры в наши дни

«Вспомнили» об Олимпийских играх только во второй половине 18 века, когда во время археологических раскопок в районе Олимпии были обнаружены сооружения, явно относящиеся к спортивным. В конце 19 века мысль о том, что просто необходимо возродить былое величие спорта, быстрыми темпами распространилась по Европе, начиная с Франции. Пьер де Кубертен, французский барон, объяснил поражение французов во франко-прусской войне именно слабым физическим состоянием французской армии. Кроме того, в спорте он увидел возможность для мирного урегулирования споров путем соревнований, своего рода выход к мирному урегулированию, к взаимопониманию различных народов. Возрождение Олимпийских игр показалось наилучшим вариантом. И в результате его выступления на конгрессе в Сорбонне (Франция) было решено вновь начать проведение регулярных Олимпийских игр, первые из которых должны были пройти в 1896 году, конечно же, в Греции, в Афинах. Тогда же был основан МОК - Международный Олимпийский Комитет, председателем которого стал грек по национальности Деметриус Викелас.

Несмотря на то, что первые Олимпийские игры 1896 года были представлены всего 14 странами-участницами и 241 атлетом, успех их был поистине грандиозным. Греческие власти были очень довольны результатами проведенных соревнований, и было вынесено предложение о том, чтобы Олимпийские игры впредь проходили только в Греции, на родине этих соревнований. Но Олимпийский комитет решил иначе: каждый раз Олимпиада должна менять страну проведения в результате ротации между государствами.

В начале 20 века Олимпийским играм пришлось испытать на себе некоторый кризис, во-первых, потому что проведение игр было совмещено по времени с Международными выставками, а во-вторых, потому что для участия в играх в Сент-Луисе (США) большинству участников необходимо было пересечь Атлантический океан, а в то время это было довольно затруднительно. Но четвертые Олимпийские игры , прошедшие снова в Греции в 1906 году, опять собрали большую аудиторию и стали успешными. Позже эти игры были исключены из списка Олимпийских, так как проведены были досрочно. Нумерация игр ведется, начиная с первых игр в Афинах, проведенных в 1896 году. У зимней Олимпиады своя независимая нумерация.

На родине Олимпиады - в Греции - дважды проходили летние Олимпийские игры: в Афинах в 1896 году - первые и в 2004 году - 28-е игры.

Олимпийские игры.Некоторые правила проведения Олимпийских Игр

Принципы Олимпийских игр основаны на честности и равноправности всех участников и судей. Они были закреплены в хартии Игр Олимпиады в 1894 году. Символ Олимпийских игр - пять сцепленных между собой колец пяти цветов, которые символизируют пять частей света (Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия) и дружественные связи между ними. Также у Олимпиады есть свой флаг и гимн.

Во время всех Олимпийских игр проводятся специальные ритуалы, главными из которых являются следующие:

На церемонии открытия Олимпиады зажигается олимпийский огонь . Каждый раз в Олимпии зажигается огонь от солнечных лучей в античном храме Аполлона, и после этого огонь доставляется при помощи эстафеты в город, где организованы Олимпийские игры. Право зажечь олимпийский огонь на главном стадионе города-организатора Олимпиады является наиболее почетным.

От имени всех участников Олимпиады один из самых выдающихся спортсменов страны-организатора произносит олимпийскую клятву.

От имени всех судей произносит клятву о том, что судейство будет происходить честно и беспристрастно, представитель страны-организатора Олимпийских игр.

Победителям Олимпийских игр вручаются медали, а в честь победителей каждых соревнований играется гимн страны, чьим представителем стал спортсмен, занявший первое место.

Яркие и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.

В городе, где планируется проведение Олимпиады, строится «олимпийская деревня» — это комплекс зданий и сооружений для принятия спортсменов-гостей из других стран-участниц Олимпийских игр.

Олимпийские игры стали важнейшим спортивным событием на международном уровне, а звание олимпийского чемпиона - самым престижным для спортсменов, особенно в индивидуальных видах спорта.