Этапы высвобождения свободной энергии в организме. Обмен энергии Какой процесс приводит к освобождению энергии

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант.

Часть 1

А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?

1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина;

3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника.

А 2. При свёртывании крови

1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин;

2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;

3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества;

4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А 3. К возникновению близорукости может привести

1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа;

3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.

А 4. Внутренняя среда организма образована

1 . клетками тела; 2 . органами брюшной полости;

3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.

А 5. К освобождению энергии в организме приводит

1.образование органических соединений;

2. диффузия веществ через мембраны клеток;

3. окисление органических веществ в клетках тела;

4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А 6. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

1. белки; 2. крахмал; 3. жиры; 4. целлюлозу.

А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.

А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии

1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.

А 9. В затылочной доле коры головного мозга находится

1. моторная зона; 2. слуховая зона;

3. зона обонятельной чувствительности 4. зрительная зона.

А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в

1.наложении шины; 2. наложения жгута;

3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом.

А 11. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения

1. насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом;

3. артериальная; 4. смешанная.

А 12. Наложение шины на сломанную конечность

1. уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение;

3. предупреждает смещение сломанных костей;

4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А 13. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1. сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти;

3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным.

А 14. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.

А 15 . Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани

1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.

А 16. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют

1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка;

3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.

А 17 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;

3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.

А 18. Первичная моча – это жидкость, поступившая

1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;

2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;

3. из нефрона в почечную лоханку;

4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А 19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи;

3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается.

А 20. Нервным импульсом называют

1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну;

2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;

3. процесс сокращения клетки;

4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2.

В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1 .состоит из многоядерных волокон; 2 . состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3 . обладает большей скоростью и энергией сокращения;

4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5 . располагается в стенках внутренних органов;

6 . сокращается медленно, ритмично, непроизвольно.

В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.

В 3. В среднем ухе расположены

1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек;

4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко.

В 4

Характеристика

Вид иммунитета

    передаётся по наследству, врождённый.

А. естественный

    возникает под действием вакцин.

Б. искусственный.

    приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.

    формируется после перенесённого заболевания.

    различают активный и пассивный.

1

2

3

4

5

В5. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.

А) наружное ухо.

Б) перепонка овального окна.

В) слуховые косточки.

Г) барабанная перепонка.

Д) жидкость в улитке.

Е) слуховые рецепторы.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» Вариант 2

Часть 1 При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Рахит развивается при недостатке витамина 1. D ; 2. B 12 3. С; 4. А

А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества;

3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу.

А 3. Первичная моча по своему составу сходна с

1. лимфой 2. Вторичной мочой 3. межклеточным веществом 4. Плазмой крови

А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо

1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс;

3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.

А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной;

3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.

А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови

1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения;

3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.

А 7. Вакцина содержит

1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей;

3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей.

А 8. В свёртывании крови участвуют

1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.

А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью

1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.

А 10. В сером веществе спинного мозга расположены

1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;

3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.

А 11. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1.их стенки выстланы ресничным эпителием;

2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;

3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.

А 12. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют

1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.

А 13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью

1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.

А 14. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1.энергией; 2. строительным материалом;

3. запасными питательными веществами; 4. витаминами.

А 15. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы

1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли;

2. избежать инфицирования места перелома; 3 . согреть повреждённую часть тела;

4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.

А 16. Затылочная кость соединяется с теменной

1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.

А 17. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.

А 18. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.

А 19. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,

1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;

3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.

А 20. Самое высокое давление крови у человека в

1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.

Часть 2. При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Неправильная осанка может привести к

1.смещению и сдавливанию внутренних органов;

2. нарушению кровоснабжения внутренних органов;

3. растяжению связок в тазобедренном суставе;

4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы;

5. деформации грудной клетки;

6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.

В 2. Витамины – это органические вещества, которые

1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах;

2. влияют на превращение глюкозы в гликоген;

3. входят в состав ферментов;

4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;

5. являются в организме источником энергии;

6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.

В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится

1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков;

2. все жирные кислоты, необходимые для организма;

3. много витаминов и минеральных веществ;

4. антитела и различные ферменты;

5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;

6. гормоны роста, необходимые человеку.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Строение и функции

Отростки нейрона

    обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

А. аксон.

    снаружи покрыт миелиновой оболочкой.

Б. дендрит.

    короткий и сильно ветвится.

    участвует в образовании нервных волокон.

    обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

1

2

3

4

5

В 5. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

А) хрусталик

Б) роговица

В) зрачок

Г) палочки и колбочки

Д) стекловидное тело

Ответы

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

1 вариант

2 вариант

А1

А1

А 2

А 2

А3

А3

А4

А4

А5

А5

А6

А6

А7

А7

А8

А8

А9

А9

А10

А10

А11

А11

А12

А12

А13

А13

А14

А14

А15

А15

А16

А16

А17

А17

А18

А18

А19

А19

А20

А20

В1

2 5 6 (3 балла)

В1

1 2 5 (3 балла)

В2

1 2 3 (3 балла)

В2

1 3 6 (3 балла)

В3

3 5 6 (3 балла)

В3

1 3 5 (3 балла)

В4

1А, 2Б, 3Б, 4А, 5АБ

(5 баллов)

В4

1Б, 2А, 3Б, 4А, 5А

(5 баллов)

В5

А Г В Б Д Е (1 балл)

В5

Б В А Д Г (1 балл)

Итого 35 баллов

Итого 35 баллов

35 - 31 баллов – «5»

30 - 20 баллов – «4»

19 - 11 баллов - «3»

10 баллов и меньше – «2»

Жизнедеятельность организма обеспечивается, с одной стороны, его тесной связью с внешней средой, которая поставляет кислород и различные питательные вещества, а с другой стороны - постоянным превращением этих веществ в клетках организма.

Продукты распада питательных веществ используются для построения специфичных для каждого органа и разнообразных по своим функциям клеток и тканей. Конечные продукты превращения веществ выделяются из организма в окружающую среду, чтобы стать источником для построения растительных веществ (путем фотосинтеза) и кислорода. Совокупность этих двух процессов и определяет круговорот веществ в природе.

Поступление питательных веществ и кислорода из окружающей среды, сложные биохимические превращения их в организме в процессе усвоения и выделения конечных продуктов расщепления этих веществ во внешнюю среду определяется как обмен веществ или метаболизм, который состоит из двух процессов - катаболизма (диссимиляции) и анаболизма (ассимиляции).

Под катаболизмом (диссимиляцией) понимают процессы распада питательных веществ, которые сопровождаются освобождением энергии, заключенной в химических связях этих соединений.

Анаболизм (ассимиляция) представляет собой процессы синтеза специфических для организма веществ. Исходными соединениями для них служат промежуточные и конечные продукты катаболизма и энергия.

Эти два процесса у здорового человека находятся в состоянии строго сбалансированного равновесия.

В растущем и развивающемся организма процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Именно в результате этого происходит накопление веществ и рост организма. Во взрослом организме ассимиляция и диссимиляция находятся в равновесии. Однако всякое усиление деятельности организма «например, мышечная деятельность» приводит к усилению процессов диссимиляции. Поэтому, чтобы в организме сохранялось равновесие между приходом и расходом веществ и энергии, необходимо и усиление процесса ассимиляции, прежде всего увеличение наступления в организме питательных веществ. Так, например, питание спортсмена должно обеспечивать организму в 1,5-2 раза больше энергии, чем людей, не занимающихся спортом или физическим трудом.

При голодании, недостаточном и неполноценном питании, при лихорадочных состояния преобладают процессы катаболизма, при которых организм использует свои запасные вещества, что может привести к истощению и даже гибели его. В период выздоровления, во время роста и развития человека преобладает анаболизм. Патологически выраженное преобладание анаболизма может привести к ожирению, чрезмерному росту (гигантизм).

Основу обмена веществ с позиции биологии составляет огромное число биохимических реакций, которые протекают в организме, катализируются ферментами и находятся под контролем нервной системы, которая, по определению И.П. Павлова, является «распорядителем» всей деятельности организма.

Все реакции обмена веществ - это реакции ферментативные, отсюда следует, что центральная роль в обмене веществ принадлежит ферментам - наиболее активной форме беков.

Обмен веществ можно условно подразделить на внешний, включающий поступление пищевых продуктов в организм и выделение конечных продуктов распада, и промежуточный (внутренний), который охватывает все превращения питательных веществ в организме человека.

Таким образом, обмен веществ представляет собой совокупность всех биохимических реакций в живом организме под влиянием ферментов. Он слагается из белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального, водного обменов (рассмотрим на последующих занятиях).

Обмен веществ сопровождается высвобождением энергии и превращением её из биохимической в тепловую, механическую и другие виды, т.е. энергетическим обменом.

Рассмотрим более подробно энергетический обмен.

Пути образования и накопления энергии при распаде различных питательных веществ практически являются одинаковыми и определяют содержание таких понятий, как энергетический обмен и энергетический баланс.

Но прежде чем перейти к изучению обмена энергии, необходимо вспомнить некоторые общие положения. Откуда же берется эта энергия?

Как известно, основным носителем энергии является электрон. Получая определенное количество энергии, электроны переходят на более высокий энергетический уровень (находятся в возбужденном состоянии), что облегчает их участие в различных химических реакциях. Так, при фотосинтезе квант энергии красного света солнца, поглощённый хлорофилом, переводит электроны в возбужденное состояние и их энергия обеспечивает синтез органических веществ, что проявляется ростом растений, т.е. энергия накапливается в растительных продуктах.

Соответственно освобождение заключенной в этих продуктах энергии в организме человека происходит обратным путем. В ходе распада (окисления) веществ происходит освобождение электронов (в виде водорода), которые переходят на более низкую энергетическую орбиту, выделяют запасенную в них энергию.

Поэтому освобождение электронов (в виде водорода) из питательных веществ и использование его энергии для обеспечения различных химических процессов организма и составляет сущность энергетического обмена. Особенностью этого обмена в организме является постепенная выработка энергии и аккумулирование её в микроэнергетических (богатых энергией) соединениях типа АТФ, АДФ, ацетил - КоА (активированная ДО).

Продукты питания содержат определенный запас энергии, которая высвобождается при их расщеплении. Этот процесс можно разделить на три этапа: подготовительный: окисление до промежуточных соединений; окончательное окисление веществ до углекислого газа и воды.

На первом этапе, который включает процессы переваривания пищи, происходит расщепление высокомолекулярных соединений пищи до их мономеров: белков - до аминокислот, углеводов - до глюкозы, фруктозы и галактозы, жиров - до глицерина и карбоновых кислот. Эти процессы происходят в кишечном тракте и они направлены на подготовку материалов, необходимых в качестве источников для освобождения энергии. На этом этапе освобождается небольшое количество энергии: около 0,6% энергии углеводов и белков и 0,1% энергии жиров.

На втором этапе мономеры в клетках расщепляются в процессе биологического окисления на более простые соединения, главным образом до ацетил -КоА, который иначе называется активированной уксусной кислотой (моносахариды, глицерин, карбоновые кислоты, большинство аминокислот) и двух карбоновых кислот: - кетоглютаровую кислоту (глютаминовая кислота, гистидин, аргинин и т.д.) и щавелево-уксусную кислоту (аспарагиновая кислота, тирозин, фенилаланин). Эти вещества представляют собой основной энергетический материал.

На втором этапе освобождается около 30% энергии.

Третий этап - это этап окончательного расщепления веществ до углекислого газа и воды с участием кислорода. На этом этапе происходит окисление веществ, образовавшихся на втором этапе. Этот процесс происходит в цикле Кребса (цикл трикарбоновых кислот) см. рис. 2.

Цикл Кребса представляет собой замкнутую систему ферментативных реакций окисления ацетил - КоА. Все реакции в цикле Кребса отличаются строгой последовательностью. (Кребс Ханс Адольф, 1900-1981 г., английский биохимик, по происхождению немец, описал цикл трикарбоновых кислот, за что в 1953 году ему была присуждена Нобелевская премия).

Этот цикл характеризуется замкнутостью, т.е. начальным и конечным продуктом является щавелево-уксусная кислота, первой реакцией является синтез лимонной кислоты, последней реакцией является синтез щавелево-уксусной кислоты.

В цикле Кребса происходит полное окисление веществ с образованием углекислого газа и с освобождением водорода. Получающийся водород частично используется для синтеза углеводов и жиров, но основное его количество используется организмом для реакции окисления, которые называются цепью биохимического окисления. В результате этих реакций образуется вода и энергия (около 70% всей энергии вещества), которая частично расходуется в виде тепла, а частично запасается в фосфатных связях, которые, как известно, называются макроэргическими. Соответственно вещества с такой связью называются макроэргическими. Расчетным путем установлено, что при расщеплении одной молекулы ацетил - КоА до воды и углекислого газа образуется 12 молекул АТФ.

Вывод: таким образом, цикл Кребса является не только центральным «метаболическим котлом», где встречаются и перекрещиваются все виды обмена веществ, но и главным поставщиком энергии, необходимой организму дя поддержания жизнедеятельности и осуществления различных физиологических функций.

Опытным путем установлено, что при окислении в организме человека одного грамма белков или углеводов освобождается 4,0 ккал энергии, а при окислении одного грамма жиров - 9,0 ккал.

1 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?

1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа;

4. грудного отдела позвоночника.

А 2. При свёртывании крови

1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А 3. К возникновению близорукости может привести

1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.

А 4. Внутренняя среда организма образована

1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.

А 5. К освобождению энергии в организме приводит

1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани?

1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением.

А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.

А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии

1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.

А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции

1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза.

А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в

1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом;

4. воздействием холодом.

Часть 2.

В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры;

5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно.

В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.

В 3. В среднем ухе расположены

1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня;

6. стремечко.

В 4

Характеристика

Вид иммунитета

    передаётся по наследству, врождённый.

А. естественный

    возникает под действием вакцин.

Б. искусственный.

    приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.

    формируется после перенесённого заболевания.

    различаю активный и пассивный.

Часть 3.

С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.

А) наружное ухо.

Б) перепонка овального окна.

В) слуховые косточки.

Г) барабанная перепонка.

Д) жидкость в улитке.

Е) слуховые рецепторы.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

2 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения

1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная;

4. смешанная.

А 2. Наложение шины на сломанную конечность

1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев;

4. большой палец противопоставляется всем остальным.

А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.

А 5 .Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани

1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.

А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют

1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.

А 7 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;

3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.

А 8. Первичная моча – это жидкость, поступившая

1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца;

4. воздух согревается и очищается.

А 10. Нервным импульсом называют

1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь

1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом;

5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В 2. Витамины – это органические вещества, которые

1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 3. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии;

6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.

В 3. К центральной нервной системе относят

1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Строение и функции

Отростки нейрона

    обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

А. аксон.

    снаружи покрыт миелиновой оболочкой.

Б. дендрит.

    короткий и сильно ветвится.

    участвует в образовании нервных волокон.

    обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Дополнительное задание.

Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А) левый желудочек.

Б) капилляры.

В) правое предсердие.

Г) артерии.

Д) вены.

Е) аорта.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

3 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт

1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ.

А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген;

4. гликоген превращается в глюкозу.

А 3. Причина непрерывного движения крови по сосудам –

1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам;

4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями.

А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо

1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.

А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.

А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови

1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.

А 7. Вакцина содержит

1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела;

4. убитых возбудителей.

А 8. В свёртывании крови участвуют

1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.

А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью

1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.

А 10. В сером веществе спинного мозга расположены

1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;

3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Неправильная осанка может привести к

1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.

В 2. Поджелудочная железа в организме человека

1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты.

В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится

1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;

6. гормоны роста, необходимые человеку.

В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Характеристика

Тип желез

    имеются выводные протоки.

А. внешней секреции.

    отсутствуют выводные протоки

Б. внутренней секреции.

    выделят секрет в кровь.

    выделяют секрет в полости тела или органов.

    выделяют секрет на поверхность тела.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

А) хрусталик

Б) роговица

В) зрачок

Г) палочки и колбочки

Д) стекловидное тело

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

4 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.

А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют

1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.

А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью

1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.

А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами;

4. витаминами.

А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы

1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела;

4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.

А 6. Затылочная кость соединяется с теменной

1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.

А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.

А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.

А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,

1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;

3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.

А 10. Самое высокое давление крови у человека в

1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?

1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.

В 2. Что происходит в организме человека после предупредительной прививки?

1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты;

3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний.

В 3. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?

1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения.

В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Процесс пищеварения.

Отдел пищеварительного канала.

    обработка пищевой массы желчью.

А. желудок.

    первичное расщепление белков.

Б. тонкая кишка.

    интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками.

В. толстая кишка

    расщепление клетчатки.

    завершение расщепления белков, углеводов, жиров.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

А) вены

Б) аорта

В) артерии

Г) капилляры.

Ответы к контрольным работам.

1 вариант.

А1 -3

А7 — 3

В1 – 256

А2 -2

А8 — 4

В2 – 123

А3 – 2

А9 — 3

В3 – 356

А4 – 3

А10 – 2

В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5АБ

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 3

А Г В Б Д Е

2 вариант.

А1 -1

А7 — 3

В1 – 145

А2 -3

А8 — 1

В2 – 126

А3 – 1

А9 — 4

В3 – 245

А4 – 2

А10 – 1

В4 – 1Б 2А 3Б 4А 5А

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 1

А Е Г Б Д В

3 вариант.

А1 -2

А7 — 2

В1 – 125

А2 -2

А8 — 4

В2 – 345

А3 – 1

А9 — 3

В3 – 135

А4 – 4

А10 – 1

В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5А

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 2

Б В А Б Д Г

4 вариант.

А1 -3

А7 — 3

В1 – 456

А2 -2

А8 — 3

В2 – 346

А3 – 4

А9 — 2

В3 – 245

А4 – 1

А10 – 3

В4 – 1Б 2А 3Б 4В 5Б

А5 – 1

Дополнительное задание

А6 – 2

Б В А Г

Вариант 1

Часть 1

А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:

1) плечевая и локтевая;
2) ребра и грудина;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.

А2. При свертывании крови:

1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А3. К возникновению близорукости может привести:

1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа;
3) повышенная возбудимость нервной системы;
4) чтение текста на расстоянии 30–35 см от глаз.

А4. Внутренняя среда организма представлена:

1) клетками тела;
2) органами брюшной полости;
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;
4) содержимым желудка и кишечника.

А5. К освобождению энергии в организме приводит:

1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А6. И нервная, и мышечная ткани обладают:

1) проводимостью;
2) сократимостью;
3) возбудимостью;
4) воспроизведением.

А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

1) тканевым дыханием;
2) биосинтезом;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.

А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1) слизь;
2) инсулин;
3) желчь;
4) соляная кислота.

А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:

1) щитовидной железы;
2) надпочечников;
3) поджелудочной железы;
4) гипофиза.

А10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

1) наложении шины;
2) наложении жгута;
3) обработке раны йодом;
4) воздействии холодом.

Часть 2

В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.

В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) глицерина;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) гормонов.

В3. Частями среднего уха являются:

1) ушная раковина;
2) улитка;
3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня;
6) стремечко.

В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.

Часть 3

Задание С. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Дополнительное задание.

Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.

А. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
В. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. У млекопитающих и человека в венах большого круга кровообращения течет кровь:

1) насыщенная углекислым газом;
2) насыщенная кислородом;
3) артериальная;
4) смешанная.

А2. Наложение шины на сломанную конечность:

1) уменьшает ее отек;
2) замедляет кровотечение;
3) предупреждает смещение сломанных костей;
4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен всем остальным.

А4. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

1) анатомия;
2) физиология;
3) экология;
4) гигиена.

А5. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:

1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.

А6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:

1) почки, кожа и легкие;
2) тонкий и толстый кишечник;
3) печень и желудок;
4) слюнные и слезные железы.

А7. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

1) печеночной вене;
2) капиллярах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) лимфатических сосудах.

А8. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:

1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.

А10. Нервным импульсом называют:

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3) процесс сокращения клетки;
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах;
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В2. Витамины – это органические вещества, которые:

1) в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ;
2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови;
3) содержатся только в овощах и фруктах;
4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5) являются в организме источником энергии;
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.

В3. К центральной нервной системе относят:

1) чувствительные нервы;
2) спинной мозг;
3) двигательные нервы;
4) мозжечок;
5) мост;
6) нервные узлы.

В4. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.

Часть 3

Задание С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Дополнительное задание.

Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А. Левый желудочек.
Б. Капилляры.
В. Правое предсердие.
Г. Артерии.
Д. Вены.
Е. Аорта.