Биография моррисона джима. Джим Моррисон: икона психоделической революции Жизнь, несовместимая с жизнью

Frank Lisciandro поступил в киношколу UCLA в то же время, что и Моррисон. Они были знакомы в течении шести лет. Он видел выступления Doors в Нью-Йорке и Лос - Анжелесе. Он работал над фильмом Моррисона HWY: An American Pastoral, который был снят в 1969 году, и концертной лентой Feast of Friend, что вышла в 1970 году. В своей новой книге “Jim Morrison: Friends Gathered Together” (Друзья собрались вместе) он собрал серьезные интервью тринадцати наименее знаменитых друзей Джима, таких как как менеджер Bill Siddons, его жена, тур-менеджер Vince Treanor, друг Babe Hill. Подружка Моррисона Eva Gardonyi также попала в эту компанию. В результате каждый из друзей предлагает свой взгляд на Короля Ящериц.

Его могла убить астма

Джим страдал от астмы и принимал лекарство Маракс, которое впрыскивал через ингалятор. Впоследствии этот препарат был запрещен в США, поскольку считалось, что в сочетании с алкоголем он приводит к смерти. Например, Eva Gardonyi слышала от Pamela Courson, что астма Джима была как-то связана с сердцем. Типа так доктор сказал.

Он был похотливым

Его любимым способом оторваться был гоу-гоу клуб “Телефонная будка”, где он и его дружок Том Бейкер болтали со стриптизершами и задирали их юбки. Подружка Ева обычно помогала познакомиться с девчонками. “Том и Джим могли стащить с них юбки и сделать какую-нибудь глупость, чтобы потом поржать и похлопать друг друга по спинам, а затем свалить в другое заведение хлопнуть еще по паре бокалов”.

Чтобы заполучить какую-нибудь девчонку, он мог заинтересоваться ее национальной музыкой

Когда он с начала 1969 года по март 1971 жил с венгеркой Eva Gardonyi, то любил слушать ее этнические пластинки с народной музыкой Восточной Европы и Африки. А еще Джиму нравилось, когда Ева наряжалась в черное белье и пояс с подвязками, изображая стриптизершу. А кому подобные вещи не нравятся?

Даже если бы Джим не умер тогда в Париже, новых альбомов Doors не случилось

Могли ли быть новые пластинки после LA Woman? По мнению Евы, нет. У него были плохие отношения с остальными участниками группы. Он был ими сильно недоволен.

Просить его подбросить куда-нибудь на тачке - не лучшая идея

У Джима был Ford Mustang по кличке “Голубая леди”. Гоняя по дорогам “с кирпичом”, вниз с холмов на самой высокой скорости, он любил наводить ужас на своих пассажиров, особенно на того, кто сидел на “сиденьи смерти”, как называл это место справа от водительского сиденья сам Джим. Babe Hill вспоминает как они ездили на “Голубой леди”, наплевав на ограничивающие знаки. “Мы были справа позади отделения полиции Беверли-Хилз. Они вызвали эвакуатор и такси. Сцепление было сожжено. Помню я борматал, повторяя “Ну вот мы едем чтобы сдохнуть”.

Между Peggy Lee и Led Zeppelin, он выбирал Peggy

Когда его спросили, что он думает о цеппелинах, то Джим ответил: “По правде говоря я не слушаю рок-музыку и поэтому никогда их не слышал. Обычно я слушаю классику или что-то типа Peggy Lee, Frank Sinatra, Elvis Presley.”. Его любимым исполнителем блюза был Jimmy Reed, и особенно нравилась песня Baby What You Want Me to Do

Это было не пьянство, а художественный акт

Когда в декабре 1967 года он свалился со сцены в Shrine Auditorium, это было частью художественного замысла. Джим заранее сказал партнерам по группе, что собирается напиться как можно сильнее, чтобы потом не отвечать за себя. Это должен быть появления самого себя в виде пьяного манифеста.

У него была “красивая глотка”

Babe Hill (близкий друг Джима в 1969-1971 годах) говорит, что у Джима была самая красивая глотка из тех, что он когда-либо видел. Скорее всего она пришла к такому состоянию в следствие пения и криков, которые составляли изрядную долю Моррисоновского бытия. Большая шея и красивое развитое горло.

Его как-то спасли монашки

Он не делал этого на сцене, когда Doors играли в Амстере в 1968 году в рамках тура по Европе. Ну или сделал, но только во время выступления Jefferson Airplane. Боб, певец Canned Heat, дал Джиму мешок дури, которую тот стал глотать. В результате Моррисон потерял сознание и его срочно доставили в ближайшую больницу, которая управлялась монахинями. Когда Джим очнулся, он, наверное, подумал, что умер и попал на небеса. Ибо его окружали женщины, которые в отличие от него знали, что он сделал и почему попал к ним.

Джим предпочитал бары. Вечеринки в других местах он ненавидел

После того как Doors отыграли в Hollywood Bowl (6 июля 1968 года) Джим провел ночь в обычном для себя месте, в баре Alta Cienega Motel, напротив офиса Doors на бульваре La Cienega, вместо вечеринки в Chateau Marmont. Отельный менеджер Эдди, повстречав Джима, спросил о концерте “Все нормально? Ты сегодня был крутой звездой? Народу понравилось?”.

Дорога к смерти казалась обычным делом

Он уже сидел на кислоте, когда умерли Janis Joplin и Jimi Hendrix. Не смотря на то, что он был неравнодушен к марихуане и фенциклидину, он еще и много курил. В определенных кругах популярно мнение, что он не дружил с кокаином. Однако это не так. С 1969 года он потребил много кокаина. У него были хорошие дружеские отношения с коксовым дилером по имени Вайолет, его еще называли “Королевой Кокаина”.

У него была собака по кличке Thor

У Джима и его подружки была собака по кличке Sage. Эта псина пережила их обоих. Когда Джим eехал в Париж в 1971 году то он по почте высылал в Штаты деньги на содержание собаки. Он часто фотографировался с Sage, а также с двумя другими собаками, которых звали Stoner и Thor.

Его проняло на Ямайке

После концерта в Майами (1 марта 1969 года) Doors свалили на Ямайку. Джим пребывал там один в большом доме на острове, куря ломовую траву с управляющим домом, и становясь все более безумным и напуганным. Согласно словам Eva Gardonyi у него было весьма странный приход, поскольку у него начались галлюцинации на тему людей, собиравшихся его убить. Его ночь прошла в страхе, и этот испуг очень сильно повлиял на него, заставив по другому относиться к черным. Он сказал, что раньше не верил им и не понимал. Он был как белый мальчик, который не понимал своего места в этом всем.

Он не тащился от фестивалей

Leon Barnard говорит, что в мае 1970 года Джим на Канадском телевидении описывал Вудсток следующими словами “Пол-миллиона человека валяющихся в хрен знает чем”. Джим вообще не воспринимал это мероприятие как фестиваль любви.

У него была тяга к классике

Альбом 1970 Absolutely Live Джим хотел назвать как Lions In The Street (Львы на улице). Еще у него была мысль выпустить альбом записанных в 1969 году стихов, назвав это The Rise and Fall of James Phoenix (Взлеты и Падения Джеймса Феникса). Leon Barnard говорит, что Джим отказался от идеи с Lions In The Street, поскольку остальные участники группы были против. А вот The Rise and Fall of James Phoenix он хотел чтобы было издано с филармоническим оркестром позади его стихов. Ему хотелось чего-то классического, что не было бы рокенролом.

Перевод: Сергей Тынку


Детство Джима Моррисона

Джеймс (Джим) Дуглас Моррисон родился в американском городке Мельбурн, штат Флорида, в семье военного моряка, впоследствии адмирала Джорджа Моррисона и Клары Кларк. Предки Джима были шотландцами, ирландцами и англичанами. У Джима была сестра Энн и брат Эндрю.

Джим Моррисон The Doors - Light My Fire (Live In Europe 1968)

В семьях военных переезды могут случиться в любое время. Не обошла эта участь и семью Моррисонов. Во время одного из переездов четырехлетний Джим стал свидетелем случая, который, по словам музыканта, стал одним из ключевых моментов его жизни. Моррисоны проезжали по дороге в штате Нью-Мексико, когда дорогу перегородил разбившийся грузовик с индейцами. Их окровавленные и разбитые тела лежали вдоль дороги. Джим тогда впервые узнал смерть, и этот случай впоследствии не раз поднимался Моррисоном в своем творчестве. Разбитому грузовику посвящено большое количество стихов, около десятка песен.

Дольше всего Моррисоны задержались в калифорнийском Сан-Диего, где Джим успел закончить школу. В 1962 году будущий рок-музыкант поступил в Университет Флориды, а в январе 1964 года Джим переехал в Лос-Анджелес и поступил на кинематографический факультет. За время учебы Моррисон успел снять два фильма.

Учеба

Обучаясь в Университете Флориды, Моррисон интересовался историей эпохи Возрождения, творчеством Иеронима Босха. Любимым предметом Джима была актерская игра. Однако выбранное направление образования быстро надоело Моррисону, и он сменил учебное заведение, переехав в Лос-Анджелес. На факультете кинематографии

Калифорнийского университета Джима больше интересовали вечеринки и алкоголь, чем образование. В конце 1964 года Моррисон в последний раз в жизни виделся с родителями – приезжал к ним на Рождество. Вскоре он написал письмо домой, в котором рассказал,ч то планирует собрать рок-группу. Отец не оценил порыв Джима, написав в ответном письме, что это неудачная шутка. После этого Моррисон порвал все отношения с семьей и на вопросы о своих родителях неизменно отвечал, что они умерли. Родители также не смогли простить сына, и даже много лет спустя, после его смерти, отказывались давать какие-либо комментарии относительно его творчества.

Фильм, снятый Моррисоном в качестве выпускной работы, не был воспринят ни студентами, ни преподавательским составом факультета. Это невероятно расстроило Джима, он даже хотел бросить вуз за две недели до получения диплома, однако его отговорили от этого преподаватели.

Джим Моррисон и The Doors

Обучаясь в Калифорнийском университете, Моррисон познакомился с Рэем Манзареком, вместе с которым они и организовали впоследствии рок-группу The Doors. Позже к коллективу примкнули Джонни Денсмор и его хороший знакомый Робби Кригер. Молодые люди назвали коллектив по мотивам заголовка книги О. Хаксли «Двери восприятия» («The Doors of Perception»), намекая на открытие «дверей» восприятия путем употребления психоделических веществ. Название книги Хаксли, в свою очередь, также вторично – писатель назвал книгу, впечатлившись стихотворением английского поэта Уильяма Блейка «Если бы двери восприятия были чистыми…». Название группы предложил Моррисон, оно было принято без каких-либо возражений.

Первыми площадками, на которых играли новоиспеченные рок-музыканты, стали местные кабаки, причем выступления будущих звезд были откровенно слабыми и не пользовались особым успехом. Добавляла насмешек и робость Моррисона – он поначалу стеснялся публики и пел большей частью спиной к зрителям. Моррисон уже тогда не знал меры в употреблении алкоголя и часто приходил на концерты в нетрезвом, а иногда и в чрезвычайно пьяном виде. Музыкантов постоянно выгоняли из клубов с напутствием больше не появляться даже у порога заведения, однако ситуацию спасала армия девушек-фанаток харизматичного Джима – начинались звонки владельцам заведений с вопросами, когда же снова в клубе будет выступать «тот волосатый парень». Через шесть месяцев группу впервые пригласили в лучший клуб Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go».


На Сансет Трип рок-музыкантов замечает Пол Ротшильд, продюсер лейбла «Электра Рекордс». Несмотря на то, что «Электра» записывала пластинки только исполнителей джаза, Пол на свой страх и риск предложил «Дорзам» контракт. Дебютный сингл коллектива - «Вreak On Through» - с треском провалился, заняв в хит-параде Billboard 126 место. Однако вторая пластинка «Дорзов» «Light My Fire» с лихвой окупила неудачу предыдущей, возглавив все американские чарты.

В начале 1967 года увидел свет дебютный альбом группы, также надолго оккупировавший первые строчки хит-парадов и положивший начало так называемой «дорзомании». Одна из композиций пластинки получилась особенно удачной. «The End», которая задумывалась как обычная песня прощания, усложнялась к середине, обрастая различными глубокими образами. Моррисон впоследствии говорил: «Я сам не знаю, что хотел сказать этой песней. Каждый раз при прослушивании она кажется мне другой».

The Doors как культурный феномен

Увлечение Моррисона наркотическими галлюциногенами, в том числе и ЛСД, оказало огромное влияние на творчество The Doors. Выступления группы постепенно превращались в наполненные мистикой и шаманизмом сценические акты. Джим Моррисон называл себя «Королем Ящериц» и зачастую имитировал наркотический транс непосредственно во время выступлений. Группа постепенно переходила от музыкального явления к культурному феномену: изменилось звучание коллектива – отсутствовали бас-партии, взамен которых пришли обладающие неким гипнотическим воздействием органные и оригинальные гитарные партии. Харизматичность и уникальная, глубокая, мистическая лирика Джима Моррисона способствовали все новым и новым волнам популярности группы. Энергия и работоспособность Джима поистине не знала пределов: несмотря на увлечение наркотиками и алкоголем, постоянные выступления и записи в студии, музыкант успевал изучать мистику и обряды кельтских народов, культуру североамериканских индейцев, философию Ницше и поэзию европейских символистов.


В 1970 году Джим, увлекающийся тогда особенно плотно язычеством и черной магией, женился на ведьме Патриции Кеннили. Свадьбу провели в соответствии со старинным колдовским ритуалом кельтов. Во время обряда Моррисон и Кеннили обменялись древними амулетами – кольцами Кладда. Впоследствии Патриция практически не снимала их, они присутствуют на многих фотографиях ведьмы. Изображение колец также помещено на обложку мемуаров Патриции Кеннили.

Деградация и смерть Джима Моррисона

После свадьбы с Патрицией Кеннили жизнь Джима Моррисона пошла под откос. Музыкант скатывался по наклонной, словно лавина: пьянство стало беспробудным, наркотики – ежедневной нормой, непристойное поведение в общественных местах повлекло за собой череду арестов, при задержании Моррисон дрался с полицейскими и т.д. Из кумира для девочек Джим стал превращаться в бородатого грязного толстяка. Тексты и музыку для композиций The Doors Моррисон уже практически не писал, большинство материала выходило из-под пера Робби Кригера. Концерты «Дорзов» уже мало походили на тот мистический феномен с гипнотизирующей музыкой, которым группа так завораживала поклонников ранее. Теперь же выступления коллектива представляли собой перепалки крайне нетрезвого Моррисона со зрителями, часто переходившие в потасовки.

Видя, что кризис затягивается, Робби Кригер уговаривает Джима взять отпуск и отдохнуть. В 1971 году музыкант с подругой Памелой Курсон отправляется в Париж для отдыха и работы над книгой стихотворений.

Смерть Джима Моррисона наступила 3 июля 1971 года в Париже. По официальным данным, причиной гибели музыканта стал сердечный приступ, однако эта версия опровергается многими исследователями жизни и творчества Джима. В разное время выдвигались также версии передозировки наркотиками, в частности героином, в мужском туалете клуба Rock-n-Roll Circus или соседнего кабаре Alcazar в Париже, версия самоубийства или инсценировки суицида агентами ФБР, боровшимися в те годы с участниками движения хиппи.


Единственным человеком, который находился рядом с Джимом в момент его смерти, была Памела Курсон, подруга музыканта (этот факт косвенно опровергает версии инсценировки самоубийства и смерти в мужском туалете). Однако Памела ненадолго пережила Моррисона – через три года после его смерти она умерла от передозировки героина. За три года Памела ни разу не рассказывала о том, что случилось с Джимом, говоря, что унесет тайну его смерти в могилу.

Джим Моррисон похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Могила музыканта стала местом паломничества поклонников The Doors, которые до сих пор расписывают место его захоронения и соседние могилы строчками из песен и стихотворений своего кумира и признаниями в любви к Моррисону.

Последний альбом The Doors был выпущен спустя восемь лет после смерти лидера коллектива. Незадолго до трагедии Моррисон надиктовал некоторое количество своих стихотворений на магнитофонную ленту. Позднее музыканты «Дорзов» написали музыку к этим стихотворениям и свели записи в альбом «An American Prayer». В том же году композиция Моррисона «The End» вошла в саундтрек культового кинофильма Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня».

Творчество Моррисона

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки Джим Моррисон входит не только в число ста величайших музыкантов всех времен, но и считается выдающимся поэтом. Литературоведы ставят поэтическое творчество Моррисона в один ряд с такими поэтами, как Уильям Блейк и Артюр Рембо.

Последнее интервью. Jim Morrison

За три года до смерти Джим чуть не снялся в порнографической картине Энди Уорхола «Я, Мужчина», однако коллеги по группе отговорили его от этой затеи.

Во время «эпохи цветов», когда большинство исполнителей пели о светлом безоблачном небе, невинности и счастье, творчество Моррисона резко контрастировало со всей музыкальной сценой тех лет. The Doors стали наиболее мрачной и радикально-мистической рок-группой шестидесятых. Музыкальные критики называли коллектив «черными исповедниками Великого Общества», а к Моррисону относились не иначе как к раскольнику, Дионису современного искусства. Их рок называли жестоким, арто-роком (отсылка к «театру жестокости» Арто), шоковой терапией. Моррисон на долгие годы стал символом бунта против безоблачности и замыленного восприятия окружающей действительности.

Многие поколения бунтарей до сих пор черпают вдохновение виз творчества Джима. Джим не раз повторял, что он прямиком идет через эпоху хиппи к сточной канаве. Далекая от наивного восхваления жизни, группа Джима использовала поэтические приемы символизма бессознательного в своих мрачных, темных текстах, насыщенных пульсирующим ритмом и резко выбивающимися из общей концепции текста образами. Говорили, что Моррисон пел так, будто бы его казнят на электрическом стуле.

Последнее лето в Париже

Да, о “сумасшедшем” солисте “Дверей” — так переводится название группы “The Doors” — всегда ходили самые невероятные слухи. Поэтому, когда утром 3-го июля 1971 года менеджера группы Билла Сиддонса в очередной раз известили о смерти Джима Моррисона, он буквально взвился: “Ну хватит об этом!”. Он уже привык к тому, что Моррисон регулярно “умирал” каждый уик-енд. Это стало чем-то вроде привычной шутки – каждый понедельник Билл приветствовал Джима примерно так: “Да ты, кажется, умер!”. А Джим ему отвечал: “Опять? А как на этот раз?”. Однажды прошел слух, что он ослеп; потом умер от передозировки наркотиков; на следующий день погиб в автокатастрофе, а затем попал в сумасшедший дом и ему ампутировали обе ноги.

Но последнее известие не было очередным блефом и вынудило Билла Сиддонса вылететь в Париж (именно там музыкант проводил свое последнее лето). 6 июля на квартире, которую снимал Джим, менеджер нашел его заплаканную подружку Памелу, заколоченный гроб и готовое свидетельство о смерти. В нем сообщалось, что Джеймс Дуглас Моррисон умер 3-го июля 1971 года от сердечного приступа, осложненного удушьем. Похороны, в которых принимали участие только 5 человек — самые близкие друзья, состоялись 7 июля во второй половине дня на кладбище “Пэр Лашез”. Ни родственники, ни трое других музыкантов группы “Дорз” не были приглашены.

Широкую общественность вообще известили о произошедшем только 10 июля, когда Сиддонс сделал специальное заявление для прессы: 3 числа рано утром Джим вернулся домой с киносеанса, у него началось кровохарканье, и он собрался принять ванну. Через некоторое время его подруга Памела Курсон обнаружила музыканта уже мертвым и вызвала врача, который констатировал смерть. Но никто не воспринял заявление Сиддонса всерьез – ведь эта “официальная” версия появилась только спустя неделю после смерти, а этого времени вполне достаточно, чтобы сочинить какую-нибудь историю. К тому же, трудно было представить себе такую “заурядную” обывательскую кончину, зная характер и привычный образ жизни Моррисона.

Жизнь, несовместимая с жизнью

Джеймс Дуглас Моррисон появился на свет около 11 утра 8 декабря 1943 года в Мельбурне (США). Его отец, Джордж Стивен Моррисон, будущий контр-адмирал ВМФ, почти сразу же после рождения сына отбыл на войну — в разгаре была Вторая мировая. Первые 3 года своей жизни Джим видел только мать, но и после окончания войны папа был слишком занят работой, чтобы уделять время воспитанию ребенка. Семья непрестанно “кочевала” по всей стране, вслед за новыми и новыми назначениями, которые получал отец. Джим, выросший практически без мужской руки, получил не слишком приятные черты характера, не знал дисциплины, был капризен и своенравен.

Занятия в школе совершенно не интересовали мальчика, зато еще в 5-м классе он начал писать стихи. После школы, проучившись по настоянию родителей всего год в университете, Джим сбежал оттуда, поступив в “кинематографический”, где так и не смог защитить диплом. Но именно там, он начал свою музыкальную карьеру, “сколотив” вместе с еще тремя парнями рок-группу “Дорз”.

Не стоит и говорить о том, что путь молодых талантов, к славе не был простым, однако уже весной 1967 года – спустя полтора года после основания группы – они выпустили свой первый альбом, перевернувший устои рок-музыки и ставший суперпопулярным. И капризная Слава, единожды осенив их своим крылом, уже не покидала никогда.

Правда, при всей уникальности музыки “Дорз”, их образ жизни ничем не отличался от того, каким жили большинство рок-музыкантов шестидесятых. Поколение нонконформистов, презиравшее ханжество и социальные устои послевоенной Америки, воспевало либерализм и свободную любовь, символами которых были алкоголь и наркотики. Они раскрепощали, высвобождая бессознательные, почти животные силы. Они помогали музыкантам творить шедевры, обладающие поистине нечеловеческой силой воздействия на слушателя. Но были несовместимы с понятиями долгой жизни и спокойной старости.

Джим тоже крепко “подружился” и с алкоголем, и с наркотиками, едва оторвавшись от родителей, из-за этой дружбы группа частенько оставалась без работы. Моррисон мог запросто не явиться на выступление или запись. А являясь практически всегда был пьян или “под кислотой”. Трезвым его видели редко. Но даже, если бы Джим Моррисон и вел благопристойную праведную жизнь, трудно было бы представить, что он только в старости встретит Ту, которую воспевал всю жизнь.

Вкус смерти

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещая, шаманская композиция «The End» («Конец») полностью посвящена смерти, которой веет от всех его стихов и от потусторонней музыки “Дорз”.

Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней гибели и постоянное ее предвкушение.

Пожалуй, самое главное событие в жизни Джима произошло еще в детстве, навсегда изменило мир и магически врезалось в память: семья Моррисонов ехала по дороге из Альбукерке в Санта Фе, когда они стали свидетелями большой автокатастрофы. По всей дороге валялись окровавленные люди, и хотя 4-летний мальчуган видел трагедию только издали, он почувствовал, как нервничают родители, и впервые ощутил страх, впервые увидел, что такое смерть…и она стала манией всей его жизни. “Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать её на вкус, почувствовать её запах. Смерть даётся только однажды; я не хочу пропустить её” — так говорил сам Моррисон.

А его выступления обладали совершенно потусторонней магической энергетикой, дававшей ему полную власть над слушателями. Он не был просто “вокалистом”, он всегда разыгрывал на сцене настоящую мистерию: танцевал, представлял, жил. Его называли “шаманом” и “магом”, Джим мог заставить гигантский стадион слушать его, даже если он шёпотом произносил всего лишь пару слов.

Звезды подтверждают “шаманское” призвание Джемса Дугласа Моррисона, ведь самая далекая от Земли и самая магическая планета Плутон является потрясающе сильной в его гороскопе. Плутон расположен во Льве, знаке своей экзальтации (т.е. максимального проявления) и соединяется с Северным узлом Луны, привносящим элемент фатальности во все события. Кроме того, Плутон взаимодействует со Светилами – с Солнцем (Стрелец, XI дом) и Луной (Телец, III дом), и является энергетическим фокусом всего гороскопа, “стягивая на себя” влияния большинства планет. Именно Плутон, управляющий царством мертвых, раскрасил жизнь Моррисона “в оттенки смерти”, научил прекрасно чувствовать энергию толпы (она тоже находится под влиянием Плутона) и управлять ею.

Венера, будучи самой высокой планетой в натальной карте, предопределила его музыкальную карьеру. Но она также “подчиняется” Плутону – расположена в 1-м градусе Скорпиона. Можно сказать, что Моррисон был магом, который воздействовал на слушателей через музыку (Плутон находится в VII доме, отвечающем за публику). Само название группы “Двери” Джим объяснял так: “Двери, отделяющие известное от неизвестного”, то есть буквально “двери в мир иной”. И, эти двери распахнулись так широко, что оставаться надолго в этом мире Моррисон уже не смог. Плутон слишком много дал ему и взамен потребовал расплатиться жизнью.

За год до своей смерти он женился на настоящей ведьме, служившей культу Большой Матери (кстати, это тоже ипостась Плутона). В день летнего солнцестояния 1970 года, Джим потерял сознание, когда выводил своё имя кровью, согласно венчальному обряду кельтов. Через пару месяцев молодожены расстались, но Моррисон прожил всего год с момента того “кровавого” венчания.

Смертельная таинственность

Таинственные обстоятельства ухода Джима Моррисона до сих пор не дают покоя миллионам его поклонников: Почему так камерно были “обставлены” похороны? Почему запоздало заявление для прессы? Почему медицинское заключение сделано без вскрытия, а французская полиция, известная своей дотошностью, не зафиксировала факт смерти музыканта? Да и умер ли он вообще – ведь на похоронах гроб был заколочен, и кроме подруги Памелы и друга Алана Ронея, никто не видел тела Джима? Кстати, исчезновение Джима в июле 1971 года было бы, действительно, очень выгодно ему самому. В то время должно было состояться судебное разбирательство, по которому ему предстояло провести полгода в тюрьме за крайне непристойное поведение на одном из концертов. Среди некоторых поклонников “Дорз” до сих пор бытует убеждение, что Джим вовсе не умер, а где-нибудь скрывается.

Гороскоп же его сразу отвергает это предположение: с учетом сильнейшего положения Плутона, о котором мы уже сказали выше, Моррисон просто не смог бы существовать без концертного “шаманства” и без коллективной энергетики, тихо доживая свой век в безвестности.

Причины гибели в натальной карте нашего героя обозначают две планеты – Меркурий (в Козероге в XII доме, он управляет VIII-м домом смерти) и Нептун (в Весах, в VIII доме), составляющие между собой аспект квадрата. Они указывают, что кончина может быть окутана тайной, связана с любопытством (Меркурий), ошибкой, одурманиванием, отравлением, алкоголем или наркотиками (Нептун). Сам Моррисон утверждал, что с помощью алкоголя и наркотиков он пытается “раздвинуть границы сознания и познать неизвестное”. Правда, к концу жизни уже хотел избавиться от этой тяги “к неизвестному”, но было поздно.

По одному из слухов, подруга и свидетельница последних часов его жизни Памела Курсон перед смертью дала попробовать Джиму “коричневый сахар” (мексиканский героин), от которого он и скончался. Другой слух утверждает, что Джим покупал для Памелы, давно сидевшей на игле, “смэк” или “китайский белый героин” в одном из парижских клубов и погиб, приняв из любопытства слишком большую дозу. Биографы “Дорз” не признают ни одну из этих версий, считая их бездоказательными. К тому же единственная свидетельница уже отправилась вслед за Джимом в царство Плутона: Памела погибла в 1974 году от передозировки “китайского белого”, “отметив” покупкой очередной дозы полученное от Джима наследство.

Но самое главное – звездное — свидетельство говорит в пользу этих версий. Гороскоп Джима Моррисона позволяет нам утверждать, что он, действительно, пал жертвой очень большой дозы алкоголя или наркотиков. Кроме того, звезды говорят, что именно июль 1971 года должен был стать роковым в жизни музыканта. Буквально во всех астрологических методах прогноза: дирекциях, медленных прогрессиях и транзитах, планеты, ответственные за катастрофические ситуации (Марс, Сатурн, Уран, Плутон) делают аспекты к вершине дома смерти в это время. Шансы избежать гибели слишком малы.

Итак, к разочарованию поклонников, Джеймс Дуглас Моррисон, действительно, умер 3 июля 1971 года.

Но почему же эта гибель была окутана таким флером таинственности? Отложим эфемериды и “включим” логику, теперь ответ не кажется слишком сложным: было сделано все, чтобы скрыть истинную причину смерти – наркотики. Коллеги и ровесники Моррисона — Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин – также как и он не дожили до 28 лет, уйдя в мир иной в конце 1970 года. Две эти смерти окружала огромная шумиха, которая была крайне нежелательна в случае “Дорз” – трое остальных музыкантов группы оставались в живых и, наверняка, хотели сохранить свою популярность и “кусок хлеба” любой ценой. Поэтому они не приехали на похороны, отстранившись от этой ситуации. Отношения “рок-шамана” с родней были натянутыми, и они не были заинтересованы хранить тайну (Джим не оставил им ни цента по завещанию), и родственников приглашать тоже не стали. Но почему менеджер группы Бил Сиддонс вылетел в Париж только на 4-й день, после получения печального известия?

Скорее всего эти три дня он искал “рычаги влияния”, которые помогли не придавать огласке факт смерти (как уже говорилось, он не был зафиксирован в полицейских протоколах) и получить нейтральное заключение врача о “сердечном приступе”. В этом случае понятно, почему Джима хоронили в закрытом гробу – ради сохранения тайны тело не стали передавать в полицейский морг, как следовало бы. А за 4 дня июльская жара сделала свое дело…

Отчего умирают поэты

Прошедшую перед нашими глазами биографию одного из самых почитаемых кумиров XX столетия нельзя назвать удивительной. “Настоящие поэты умирают молодыми” – это стало слишком привычным. Слабости, несовершенства и даже пороки настоящего творца всегда кажутся такими же многозначительными и важными, как его творчество. Их легко оправдать, ссылаясь на чувствительность и ранимость натуры, черствость жестокого мира, неординарность таланта. Однако верно и другое – какими бы серьезными не были эти пороки, настоящий талант всегда бывает признан и почитаем тем самым “жестоким миром”, невзирая на них.

И, без сомнения, лучшим окончанием истории о Джеймсе Дугласе Моррисоне будут его собственные слова: “Я вижу себя…огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении “Посмотрите на это!”. А потом – фьюить, и меня уже нет… и больше они никогда не увидят ничего подобного… и никогда не смогут меня забыть – никогда.”

(англ. Jim Morrison, полное имя Джеймс Дуглас Моррисон - англ. James Douglas Morrison) - американский певец, поэт и музыкант, лидер группы . Родился 8 Декабря 1943 в городе Мельбурн, штат Флорида, .Умер 3 Июля 1971 в Париже.

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге перевернулся грузовик с индейцами, и их окровавленые тела валялись по дороге. «Я впервые открыл смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Поступив в UCLA, на факультет кинематографии, он ведет богемный образ жизни, много читает, принимает психотропные вещества, увлекается мистицизмом и битниками. Дипломная работа Джима вызывает неоднозначную реакцию преподавателей, и он со скандалом покидает университет.

Вскоре со своим другом, также студентом UCLA Рэем Манзареком и присоединившимися к ним гитаристом Робби Кригером и барабанщиком Джоном Денсмором, они создают квартет the Doors, взяв название из строчки Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed,/Every thing would appear to man as it is, infinite» (русск. Когда двери восприятия чисты/Всё предстаёт таким, как есть - бесконечным). Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошел в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Джима и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything.» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король-ящерица, я всё могу»).

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивания пьяного Джима с публикой. В 1971 году истаскавшаяся рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов, где вскоре умирает. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Есть мнение, что Моррисон был убит. Единственным человеком, видевшим его тело была Памела Карсон, умершая три года спустя.

Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

В начале 90-х режиссёр Оливер Стоун снял фильм «The Doors», посвященный Моррисону. Роль лидера The Doors исполнил Вэл Килмер.

В 1978 году был выпущен альбом American Prayer: незадолго до смерти Джим надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение.
Но все не так просто: тексты Джима, его песни, искренность и харизма, социальность, эпатаж и суицидальность его творчества, его обаяние завораживали и завораживают слушателей. Некоторые композиции стали постоянными основами для джазовых и электронных обработок современных музыкантов. В целом «The Doors» нельзя убрать из истории рока и из жизни миллионов фанатов.

, губная гармоника

Жанры психоделический рок , ритм-н-блюз , блюз-рок , эйсид-рок , хард-рок , spoken word Коллективы Rick & The Ravens
The Doors Лейблы Elektra Records, Columbia Records thedoors.com Аудио, фото, видео на Викискладе

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки . Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джим Моррисон («The Doors»). «Меня кто-нибудь понимает?» I «ПРОРОК»

    ✪ ТОП 10 Самых безбашенных РОК музыкантов в истории!

    ✪ «ТРАГЕДИЯ НА СЦЕНЕ: Даймбэг Даррелл («Pantera»)» I «ПРОРОК»

    ✪ "Обзор" – Величайшие песни и музыканты всех времен? «Rolling Stone(s)»

    ✪ РОК-МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА (part 1).

    Субтитры

Биография

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые познал страх (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer , а также «Riders on the Storm ». Джим провёл часть детства в Сан-Диего , Калифорния . В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси . В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли , Фрэнк Синатра , The Beach Boys , Love и Kinks .

Университет

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records , выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors » также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома :

«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD , оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас [ ] , упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В -м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу . В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо . Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху . Всё больше материала писал Робби Кригер , всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors » представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя . Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

Смерть

Официальная версия

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis ) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay ), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад в квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон . Они посмотрели фильм «Погоня » [ ] с Марлоном Брандо в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин . Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции. Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. Вслед за этим Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения .

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной, предположительно, передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Альтернативные версии

Однако настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что наркоторговец и её бывший бойфренд Жан де Бретей несёт ответственность за смерть Джима Моррисона . По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя . Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27 »; по свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин , Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“» .

Творчество

В «эпоху цветов» (время подъема движения хиппи), когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их «черными исповедниками Великого Общества», раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры, а все, что они творили - арто-роком (по аналогии с «театром жестокости» Арто , призывавшим яростно воздействовать на зрителя). Их альбомы были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. Моррисон не только «писал так, как если бы Э.А. По был занесен в эпоху хиппи , но и жил как он - прямиком шел к печальному концу в сточной канаве». Далекие от наивности, Doors открыто обращались к символической области бессознательного: мрачные, «ночные» тексты в пульсирующем ритме, трепещущий тон, выбивающиеся из колеи образы. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.

Литература

  • Linda Ashcroft, Wild Child: Life with Jim Morrison, (1997) ISBN 1-56025-249-9
  • Lester Bangs, «Jim Morrison: Bozo Dionysus a Decade Later» in Main Lines, Blood Feasts, and Bad Taste: A Lester Bangs Reader, John Morthland, ed. Anchor Press (2003) ISBN 0-375-71367-0
  • Patricia Butler, Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison, (1998) ISBN 0-8256-7341-0
  • Stephen Davis, Jim Morrison: Life, Death, Legend, (2004) ISBN 1-59240-064-7
  • John Densmore, Riders on the Storm: My Life With Jim Morrison and the Doors (1991) ISBN 0-385-30447-1
  • Dave DiMartino, Moonlight Drive (1995) ISBN 1-886894-21-3
  • Wallace Fowlie, Rimbaud and Jim Morrison (1994) ISBN 0-8223-1442-8
  • Jerry Hopkins, The Lizard King: The Essential Jim Morrison (1995) ISBN 0-684-81866-3
  • Jerry Hopkins and Danny Sugerman, No One Here Gets Out Alive (1980) ISBN 0-85965-138-X
  • Patricia Kennealy, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison (1992) ISBN 0-525-93419-7
  • Frank Lisciandro, Morrison - A Feast of Friends (1991) ISBN 0-446-39276-6
  • Frank Lisciandro, Jim Morrison - An Hour For Magic (A Photojournal) ISBN 0-85965-246-7
  • Ray Manzarek, Light My Fire (1998) ISBN 0-446-60228-0
  • Thanasis Michos, The Poetry of James Douglas Morrison (2001) ISBN 960-7748-23-9 (Greek)
  • Mark Opsasnick, The Lizard King Was Here: The Life and Times of Jim Morrison in Alexandria, Virginia (2006) ISBN 1-4257-1330-0
  • James Riordan & Jerry Prochnicky, Break on through: The Life and Death of Jim Morrison (1991) ISBN 0-688-11915-8
  • Adriana Rubio, Jim Morrison: Ceremony…Exploring the Shaman Possession (2005) ISBN 0-9766590-0-X
  • The Doors (remaining members Ray Manzarek, Robby Krieger, John Densmore) with Ben Fong-Torres, The Doors (2006) ISBN 1-4013-0303-X
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. - Тверь, Екатеринбург - 2011 год. 300 с. ISBN 978-5-7186-0387-3
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». - Москва - Издательство Московского университета, 2010 год. 832 страницы. ISBN 978-5-211-05685-5
  • Алексей Поликовский. Моррисон. Путешествие шамана. - Москва - Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-00077-3
  • Джерри Хопкинс, Дэнни Шугерман. Никто из нас не выйдет отсюда живым. - Москва - Амфора, 2007 год. 480 страниц. ISBN 978-5-367-00607-0

Факты

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролльные» небеса как Лизард Кинг (англ. Lizard king ).
  • В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы , достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все» .
  • На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда . Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison , они видны на многих её фотографиях.
  • В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.
  • В романе Стивена Кинга «Противостояние » один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.
  • В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.
  • В книге Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес «Лабиринт тайных книг» (ISBN 978-5-389-02551-6 01) Джим Моррисон является одним из ключевых героев.
  • В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина , в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).
  • В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.
  • В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.
  • В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.
  • В сериале «Интерны » один из главных персонажей Глеб Романенко часто упоминает, что является большим поклонником Моррисона.
  • В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».
  • В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».
  • У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».
  • У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».
  • У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».
  • У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».
  • В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).
  • Песня группы Крематорий «Гончие псы» - упоминание о Моррисоне:
  • Песня рэпера Ассаи «Моно»:
  • Песня группы Гражданская оборона «Харакири»:
  • Песня группы Бригадный подряд «Всерьез»:
  • Песня группы Конец фильма «Умирать молодым»:
  • Песня группы