А м герасимов после дождя план. Картина Герасимова После дождя: история полотна, год написания. Описание картины «После дождя» А.Герасимова

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.



Александр Михайлович Герасимов
После дождя (Мокрая терраса)
Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Чтобы написать сочинение на тему "После дождя" с описанием картины, составим план, по которому потом будет написан сам текст.

План сочинения

Во введении стоит привести общие слова о времени написания картины и о личности художника. Затем - о том, как была написана картина, что на ней изображено. Далее нужно рассказать о том, какое впечатление произвело на вас это произведение. В конце сочинения следует сделать краткое заключение.

Итак, план сочинения на тему "После дождя" выглядит следующим образом:

Введение.

1. История создания картины.

2. Что и как изображено.

3. Мои впечатления от картины.

Заключение.

Введение

Картина Александра Михайловича Герасимова "После дождя" (второй вариант названия - "Мокрая терраса") была написана в 1935 году, когда художник стал уже зрелым мастером. Его творчество сегодня принято относить к направлению социалистического реализма. Герасимовым написано множество картин. Среди них - портреты, жанровые сценки, пейзажи, натюрморты. Такое их количество требовало огромной работоспособности и творческой сосредоточенности от мастера. Думаю, большая часть его жизни прошла у холста.

Как известно, Герасимов пользовался особенной популярностью у Иосифа Сталина. Сегодня даже принято говорить, что он был любимым художником вождя. У живописца множество полотен с изображением Сталина, Ленина, Ворошилова и других коммунистических деятелей. Создание этих официально-пафосных холстов налагало на художника требования повышенной ответственности. Недопустимыми были любые ошибки и неточности. Это приблизительно то же самое, как если бы ученик нашей школы взялся писать портрет директора школы или даже мэра города. Хотя, конечно, в случае со Сталиным все было куда серьезнее.

Все это я пишу потому, что понятно, что такое количество «заказных» работ не могло не быть создано художником именно с посыла вождя. Вряд ли в то время возможно было иначе. Тем более, как известно, когда-то Климентий Ворошилов спас семью Герасимова от раскулачивания (отец художника был купцом-скотоводом), помог сохранить усадьбу и познакомил с вождем.

Ну, а дальше - «мастер соцреализма», «любимый художник Сталина», а также вполне официальные регалии (первый президент Академии художеств СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, народный художник СССР). И все это нужно было оправдывать постоянным и плодотворным трудом. Что, как мне кажется, не могло не наложить отпечаток на творчество художника в целом.

История создания картины

Одним из показателей этого является картина «После дождя. Мокрая терраса». Сестра художника рассказывала, что художник создал ее буквально за три часа, вдохновившись видом освеженных после прошедшего ливня террасы и сада.

По воспоминаниям современников, Александр Герасимов, как человек и художник, был неравнодушен к цветам. Его любимыми цветами всегда были пионы и розы. Кисти художника принадлежат множество холстов с изображениями различных букетов или просто растущих на лугу цветов. А в саду его дома в провинциальном городке Козлове (ныне это город Мичуринск) росли и пионы, и розы.

Сам Александр Михайлович говорил, что чувствует свою обязанность, как художника, отразить «эти прекрасные создания природы». Но, добавлял он, «Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше меня. В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил черноземного плодородия».

Да, его манера письма близка к коровинской (как известно, Константин Коровин был его учителем), но почему так отчетливо ощущается утонченность и лиричность коровинской манеры по сравнению с некоторой простоватостью и аляповатостью герасимовской? Даже когда Коровин не прописывает детали, а пишет почти эскизно, лица его портретов так интересны, что хочется вглядываться в них и разгадывать, кто были эти люди, как они жили, о чем думали. На лицах и в позах героев портретов Герасимова художник изобразил все, что хотел изобразить, и разгадывать уже ничего не нужно. Сравните холсты с изображениями людей или жанровыми сценками обоих этих художников, и вы поймете, о чем я говорю.

Что и как изображено

На картине Герасимова «Мокрая терраса» изображена залитая после прошедшего дождя терраса, на которой стоит столик с букетом цветов. За террасой - сад, вымокший и взбудораженный под ливнем.

Конечно, картина выполнена мастером. В этом не может быть сомнения. В ней много простора и светлых тонов. И мокрые полы террасы, и лавка, и стол, и цветы - все написано с любовью и умением, уверенными и в то же время мягкими мазками. Особенно реалистичными получились залитая дождем терраса и стол.

Но отчего-то мне кажется, что некоторые моменты в этой картине надуманы и вся композиция выстроена так, чтобы человеку, смотрящему на нее, все и сразу было понятно. Как говорится - «в лоб».

На столике - опрокинутый стакан. Художник словно говорит: "Начался дождь, подул сильный ветер, стакан был опрокинут порывом этого ветра, почувствуйте это!" А почему же стакан не скатился со стола и не упал на пол? Просто ненастье кончилось так же внезапно, как началось, все стихло.

А букет пионов? Ведь всем известно: пионы - очень нежные цветы, они легко осыпаются. Если бы задул ветер такой силы, что опрокинулся стакан, букет потерял бы куда больше лепестков, чем изображено на картине. Возможно, а даже скорее всего, и ваза бы не устояла. Но лепестки под вазой нарисованы, вернее, обозначены, лишь слегка, чтобы мы поверили в художественную постановку.

Столик кажется чужеродным на этом полотне. Он стоит сбоку, завершая композицию и заполняя собой дыру, выход с террасы. Он был необходим художнику, который решал определенную композиционную задачу. И он увидел сначала террасу и мокрый сад, набрал полную грудь влажного летнего воздуха и восхитился. А потом принес и поставил стол, букет с пионами, предварительно их встряхнув, чтобы они уронили несколько лепестков. Рядом аккуратно положил на бок стакан - так, чтобы мы поняли: сидел человек за столом, пил что-то, смотрел в сад, любовался цветами на столе, размышлял… И вдруг - дождь! И такой ветер, что человек с террасы кинулся в дом, все побросав.

Напротив террасы, за деревьями, стоит старый сарай. Я никогда не поверю, чтобы люди, владеющие таким, в общем-то, простым и не очень ухоженным хозяйством, поставили на террасе ветшать под дождем и ветрами тонкой работы столик с гнутыми изящными ножками. Но это можно назвать просто придирками, я понимаю.

Мои впечатления

В целом, меня не впечатлила картина. Воспринимать всю эту лирику, которая здесь должна бы зрителем домысливаться - влажный воздух, свежесть, благоухание мокрой травы и деревьев, тихий ветерок, уже лишь намекающий на прошедшую грозу, мне помешали самые простые вещи, о которых я и рассказал в своем сочинении на тему "После дождя" по картине Герасимова. На мой взгляд, композиция картины пустовата и чего-то в ней не хватает - чего-то более живого и интересного, нежели опрокинутый стакан. Поэтому мне, как зрителю, стало скучно.

Когда позже Герасимов называл эту картину «любимой», наверное, он имел в виду то восхищение от террасы, которое он пережил, и сам процесс работы над картиной. Но лично мне восхищения не передалось. А поставленного в нужное место столика и букета - мало.

Заключение

Сочинение на тему "После дождя" (6 класс) посвящено одноименной картине Герасимова. Это действительно красивая картина. Не случайно сегодня она находится в экспозиции Государственной Третьяковской галерее.

Полотно Герасимова - светлое и должно радовать, но мне оно не интересно. Но ведь я не художник и в своем сочинении на тему "После дождя" могу говорить об этом своем зрительском впечатлении.

Я привожу один из возможных вариантов осмысления данного художественного произведения в этом мини-сочинении на тему "После дождя". Вряд ли возможно, чтобы все сходились в едином мнении об этой картине. Как и о каком-либо рассказе, стихотворении, песне.

Если человеку нравится или не нравится что-то, пусть он спросит себя - а почему? Не достаточно доверять эмоциям, необходимо попытаться осмыслить то, что ты видишь или слушаешь. В своем сочинении на тему "После дождя" (Герасимов А. М.) я поступил именно так.

Художник в своей картине попытался донести что-то до нас. Удалось ли ему это, будем решать только мы, но каждый по-своему.

Художник Герасмов создал картину под названием После дождя. Когда я ее увидела, то и себе захотелось повесить такую картину где мы видим мокрую террасу после дождя и если мне когда-нибудь встретится репродукция картины Герасимова, я обязательно ее куплю и повешу себе в комнату. А пока мне предстоит выполнить задание по литературе и написать по картине Герасимова -описание для 6 класса.

А. Герасимов «После дождя» картина

Итак, рассказ по картине «После дождя» Герасимова я начну с общего впечатления, а оно только приятное. Когда я увидела картину, то не появилось унылого настроения, как это часто бывает после дождя. Глядя на картину не чувствуется прохлада, которая также опускается на землю после непогоды. Наоборот, картина веет свежестью, чистотой, от нее исходит какое-то неописуемое тепло.

Продолжу описание картины Герасимова тем, что именно я вижу на картине. Итак, сразу мы видим часть террасы, где расположена лавка, а также стоит стол. На столе стоит ваза с цветами, правда, капли дождя часть лепестков сбили и они лежат на столе. От влаги, листья полностью прилипли к столу. А рядом на столе лежит стакан. Может, его опрокинул ветер, а возможно, люди, которые незадолго до проливного дождя отдыхали на террасе, в спешке зацепили стакан и он перевернулся.

На полу, на столе, на лавке, куда ни посмотри, всюду лужи, все мокрое и блестит на солнце, которое постепенно пробивается через тучи.

На заднем плане работы Герасимова После дождя располагается сад. Ветви деревьев немного прогнулись, ведь омытая водой листва стала тяжелее. Когда смотришь на сад, то кажется, будто все ожило, зелень стала сочнее, ярче. А если присмотреться, то сквозь листву виднеется крыша какой-то хозяйственной постройки. Скорее всего, это видна крыша сарая.

Герасимов после дождя написал такую картину, котора мне очень понравилась, и, как я уже говорила, обязательно когда-нибудь я купю себе его картину или ее репродукцию.

На картине художника А. М. Герасимова «После дождя» мы видим террасу, запечатлённую в тёплый летний день. Совсем недавно прошёл сильный дождь. Всё кругом покрыто мокрым блеском. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. Лужи отражают перила, листву окружающих террасу деревьев.

От ударов крупных капель дождя упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду немного прогнулись под тяжестью омытой дождём листвы. Их зелень преобразилась, после дождя она выглядит более ярко и сочно.

На пышные деревья падают ещё неяркие лучи солнца. Небо серое, но уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет падает и на крышу сарая, которая виднеется сквозь листву в глубине сада. Она сверкает, будто серебро, настолько украсил её дождь и лучики солнца, которые с трудом пробиваются сквозь тучи.

Картина Герасимова «После дождя» произвела на меня очень сильное впечатление. Несмотря на то, что погода при написании автором картины ещё не совсем наладилась, она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой летним дождём природы. Сам художник был настолько восхищён открывшейся ему красотой освежённой природы, что написал эту прекрасную работу буквально на одном дыхании, без доработок и исправлений.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс» читают:

Поделиться: