Значение иконы милующая. Икона достойная есть

Один из самых известных образов Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим Сыном и нашим Господом Иисусом Христом – это икона Божией матери “Достойно есть” (празднование 24 июня). Этот образ Богородицы еще называют Милующая. Ведь именно великая милость Девы Марии позволяет Пресвятой Владычице просить за нас, недостойных и грешных людей, Бога.

Первообраз иконы “Достойно есть” находится в самом сердце святой горы Афон. в Успенском храме в Карее хранится чудотворная икона Божией Матери Милующая. Карея – столица монашеского государства. С иконой “Достойно есть” связана чудесная история. Согласно преданию, один из молодых послушников в уединенной келье мысленно желал доброго пути старцу, спешащему к всенощной службе в монастырь в Карее. Он затеплил новую свечу перед иконой “Достойно есть” и стал молиться. Вдруг он услышал стук в дверь. Безбоязненно открыв незнакомцу, хотя гостей в уединенной келье послушник не ждал, он увидел человека в монашеском одеянии. Тот смиренно попросил позволения войти в келью. Оба они преклонили колени перед иконой “Достойно есть”. Их голоса звучали слаженно, но, когда настало время славить Богородицу, между молодым послушником и незнакомцем возникли разногласия. Послушник очень удивился новым словам молитвы. Незнакомец сказал: “не так у нас величают Божию Матерь”. И произнес свой текст молитвы. Когда молодой послушник огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел, явившийся юноше в образе монаха, просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Икона “Достойно есть”: история

История иконы “Достойно есть ” относится к X веку. Она появилась на Афонской горе. Образ был написан в скиту апостола Андрея Первозванного. По иконографии образ Богородицы Милующая представляет собою поясное изображение Пречистой Девы, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Списки с чудотворной иконы “Достойно есть” хранились в Санкт-Петербурге, в Галерной гавани. Ведь именно там находится выстроенный в честь Милующей Богоматери знаменитый псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита (“Белозерки”), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

В чем помогает икона Божией матери «Достойно есть»

Перед иконой “Достойно есть” можно молиться о помощи в любых праведных делах. Часто люди, совершившие страшные грехи, обращаются с покаянием к Господу именно перед образом Милующая, уповая на милость Богородицы и Спасителя нашего.

Не существует образов, которые отдельно “ответственны” за те или иные прошения”, но считается, что перед иконой “Достойно есть” часто молятся и о помощи в семейных делах. Ведь и мы должны проявлять милость к нашим близким людям даже, если нам кажется, что они поступили с нами несправедливо.

Молитвы перед иконой «Достойно есть»

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

Данная икона находится на головном месте алтаря в Успенском соборном храме города Карее — столице Афонского монашеского государства. Дата явления 982 год, а 1864 год — прославление. Знаменитой и особо почитаемой икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») сделал следующий случай.

История иконы

В районе Карее в одной из пещер в X веке обитали православные старец и послушник. В 982 году в воскресную ночь 11 июня иеромонах отправился в обитель на всенощное бдение. Пономарь остался один. Ночью в дверь его кельи постучал незнакомец. Неизвестный инок не вызвал удивления у послушника — собратья часто проведывали друг друга. Послушник поклонившись, с вежливостью предложил воды. Наступило время всенощной. Они вместе исполняли псалмы, встав на колени перед . Наступил час петь «Честнейшую Херувим». Таинственный странник сказал, что в их землях поют иначе. Перед словами «Честнейшей» добавляют «Достойно есть…», обращаясь к иконе Богородицы.

Послушав гостя, они вместе начали исполнять предложенный им вариант молитвы. В это время икона Божией Матери Милующая засияла великолепным божественным светом. Воспитанник старца плакал от радости. После этого он стал умолять гостя записать эти замечательные слова. Неизвестный взял камень, который под его пальцами стал мягкий, словно восковая свеча и начертал рукой молитву. Гость представился смиренным Гавриилом и исчез.

Скрижаль с чудесно начертанными словами молитвы была перевезена в Константинополь, для свидетельствования божественного чуда. Саму икону «Достойно есть» Милующую с большими почестями доставили в соборный храм Карее, где она и находится до сегодняшнего дня. В православных храмах России имеется большое количество списков иконы «Достойно есть» значение которой высоко ценится в православном мире. В знак почтения был возведен великолепный храм в Галерной гавани (Петербург). Здесь была установлена чудотворная икона «Милующая», присланная с Афона. В настоящее время список иконы находиться в Санкт-Петербурге в Смоленской церкви. Около двух тысяч лет чудотворный лик Милующей Богоматери освещает весь православный мир и пользуется большим почтением.

В чем помогает икона Божьей Матери «Достойно есть»

Прежде, чем обращаться за помощью к Божьей Матери, молиться на икону «Достойно есть», стоит хотя бы немного поинтересоваться ее историей. Слова, оставленные архангелом Гавриилом, во время посещения монашеской кельи, дошли до наших времен, благодаря тому, что были начертаны на каменной стене, словно на листе бумаги. Первое трактуется как «справедливо» или «по закону», следующее означает «существую». В правдивости оставленных фраз нельзя сомневаться, поскольку они дошли до наших дней из первоисточника.

Чудотворная икона обладает большой силой.

Обращение к ней способно отпустить даже самые тяжелые смертные грехи, но только при одном условии – молящийся человек осознал вину и раскаивается

Поэтому о чем молиться иконе Божией Матери «Достойно есть» каждый выбирает сам, исходя из потребности.
Часто гордость становится причиной больших проблем, очень сложно принять и осознать равенство всех людей. Если заметили за собой, что пренебрежительно относитесь к окружающим, считаете себя лучше или выше их, то необходимо просить прощения, поскольку тщеславие, гордыня входят в семь смертных грехов.

Икона «Достойно есть» с изображением Богородицы избавит душу от греховных заблуждений, очистит ум от неправильных убеждений.

Зависть – чувство разрушающее душу, она способно довести до большой беды. Избавить от негативных мыслей – вот в чем помогает икона Божией Матери «Достойно есть». Она поможет доброжелательно относиться к счастливым людям, не желать им зла, не завидовать чужим успехам.
Чревоугодие опасно для тела, души. Тем, кто утратил чувство меры, нужно молиться у иконы «Достойно есть». Это поможет испытывать радость даже от простых вещей, не стремясь к богатству и роскоши как единственной цели в жизни.

Если резюмировать, то данный образ способствует личному прогрессу в вере и избавляет верующих от грехов. Само явление образа связано с трудным подвижничеством и смирением, архангел Гавриил явился смиренному иноку и даже самого себя назвал смиренным, тем не менее, оба они стали свидетелями чуда.

Молитвы иконе

Тропарь, глас 4

Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Ин тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Ин кондак, глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Среди многообразия богородичных икон, издревле почитаемых на Руси, одним из самых известных и любимых в народе является образ, носящий название «Достойно есть» или «Милующая». Появившись в славянских землях с первыми лучами христианской веры, он стал неотъемлемой частью православной иконографии, получив в ней свою особую жизнь.

Ночной гость

О том, как обрела благодатную силу икона Богородицы «Достойно есть», повествует старинная легенда, пришедшая к нам с Афона – святой горы, находящейся на востоке Греции. Однажды в давние времена старый монах - насельник расположенной там обители Успения Пресвятой Богородицы, отправляясь на всенощное бдение в церковь, повелел своему молодому прислужнику остаться в келье и творить непрестанную молитву перед образом Царицы Небесной.

В эту ночь стоявшего на молитве послушника посетил необычный гость. Им оказался посланник небес архангел Гавриил. Прочитав вместе с послушником известную богородичную молитву «Достойно есть» (она приводится в статье и на церковнославянском языке, и в русском переводе), начинавшуюся в те времена со слов: «Честнейшую херувим…», он открыл юноше её полный текст, который сегодня ежедневно произносят все православные христиане.

Буквы, высеченные на камне

Чтобы ни в чьих сердцах не поселилось сомнение в истинности небесного происхождения текста, святой посланник начертал его перстом на каменной плите стола, отчего на её поверхности остались буквы, как бы высеченные невидимым резцом. Повелев впредь читать молитву в её полном виде и научить этому всех людей, архангел покинул келью.

Образ же, перед которым юноша молился вместе с небесным посланником, ещё долго излучал тихий и ясный свет, а келья наполнилась благоуханием. Благодаря событию, происшедшему в ту ночь, он получил известность как икона Божией Матери «Достойно есть». Этот образ был торжественно перенесён из кельи в монастырский храм, а каменная плита с текстом молитвы отправлена в Константинополь.

Икона, шагнувшая в мир

Со временем икона «Достойно есть» разошлась по свету во множестве списков и приобрела несколько иные черты, отличающие её последующие написания от оригинала. Если первоначально она являла собой лишь поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, то в более поздних изводах (разновидностях) композиция была дополнена изображением Бога Творца, окружённого сиянием, и фигурами ангелов, протягивающих руки к Божьей Матери и Младенцу Иисусу.

Внесение этих дополнений преследовало цель повысить духовную составляющую образа и расширить его смысловое значение. Поскольку икона «Достойно есть» неразрывно связана с одноименной молитвой, дарованной архангелом Гавриилом, то распростертые крылья ангелов служат напоминанием о её небесном происхождении. Кроме того, в Средние века на Западе вошло в традицию придавать ликам Младенца Иисуса и его Пречистой Матери царственное величие и увенчивать их главы золотыми коронами.


На Руси икона «Достойно есть» также была широко распространена и имела свои особенности. Например, можно встретить её изводы, на которых Богородица изображена стоящей в полный рост с Младенцем, держащим в руке свиток с написанным на нем текстом молитвы. Нередко в общую композицию включаются фигуры ангелов и святых, просящих с облаков Её благословения. Священномучеников принято было помещать в строго определённом порядке, соответственно их чину.

Икона «Достойно есть» – значение

В чем помогает людям икона, которую некогда архангел Гавриил благословил молитвой ко Пресвятой Деве? Принято считать, что через неё Царица Небесная ниспосылает людям благодатную помощь в их борьбе с пагубными устремлениями, толкающими во власть всех семи смертных грехов. Очень кратко остановимся на каждом из них.

Гордыня и зависть

Православная церковь учит своих чад, что одним из тягчайших грехов является гордыня, заставляющая людей превозноситься над ближними и приписывать себе мнимые достоинства. Она же мешает укорениться в сердце смирению и страху Божьему, без которых нет пути во Царствие Небесное. Силы для борьбы с этим грехом и дарует икона «Достойно есть».


Значение той помощи, которую оказывает икона в преодолении следующего дьявольского искушения – зависти, трудно переоценить. Эта пагубная страсть, толкнувшая ветхозаветного Каина на убийство своего брата Авеля, с тех пор мрачит сердца людей, побуждая их на самые низкие поступки. Жаркая и искренняя молитва перед иконой непременно даст силы противостоять этому злу.

Чревоугодие и блуд

Ошибаются те, кто полагает, будто чревоугодие пагубно влияет лишь на тело, не затрагивая при этом душу. Это отнюдь не так. Человек, предавший себя во власть пороку, не в состоянии возвыситься своими устремлениями к Богу и обречён на вечную погибель. Сюда же следует отнести и невоздержанность в питие, часто приводящую к самым пагубным последствиям. Икона «Достойно есть» может стать и в этом случае незаменимой помощницей – теми вратами, через которые Матерь Божья войдёт в душу всех, взывающих к Ней о помощи.

Не дано человеку без участия Небесных сил справиться и с демонами, вселяющими в него блудную страсть. Этот грех, являющийся извращением естественной человеческой потребности в продолжении рода, тяготеет над большинством людей, и преодолеть его бывает крайне сложно. Где же искать заступничества против греховных искушений, как не в молитве перед образом Пресвятой Девы, являющей Собой цвет чистоты и непорочности?


Гнев, алчность и уныние

Святые отцы учат нас, что более всего нужно страшиться собственного гнева, поскольку от врага можно спастись, но где укрыться от самого себя? Гневливость подобна тернию, прорастающему в сердце человека и губящему все всходы добра и любви. С этим грехом также невозможно справиться в одиночку, и помощь окажет всё тот же святой образ «Достойно есть».

Ещё одним смертным грехом, помрачающим людские души и ведущим к погибели, является алчность, рождающая ненасытную потребность в преумножении земных богатств. Она иссушает в сердцах людей живительные родники щедрости и великодушия, обрекая их на вечное блуждание в лабиринтах корысти и расчёта. Каждый, кто встаёт на путь искоренения в себе этого зла, непременно должен начать его с молитвы перед иконой «Достойно есть».

И, наконец, последний из семи смертных грехов – уныние. На первый взгляд, оно является лишь естественной реакцией на житейские беды. Однако может ли предаваться унынию человек истинно верующий, ибо, уповая на Бога, он во всём видит Его мудрый промысел? Разумеется, нет. Таким образом, можно заключить, что уныние порождается отсутствием веры, а неверие – это тягчайший из всех грехов, совладать с которым также поможет святой образ «Достойно есть».


Икона – в чем помогает, и в каких случаях она бессильна?

Важно запомнить, что любая икона, в том числе и та, о которой говорится в нашей статье, не сама помогает людям, а является лишь связующим звеном между человеком и Высшими Силами. Вознося перед ней молитву, мы обращаемся не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, кто на ней изображён, и поэтому решающее значение имеет сила нашей веры. Именно она определяет – будет услышана и исполнена молитва или пропадёт впустую.

В мире нет ничего, что не под силу Царице Небесной, и поэтому в Её власти исполнить любую просьбу. Вознося же молитву без искренней надежды быть услышанным, человек впадает в грех, и тогда икона становится бессильна. Всегда следует помнить слова Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам…».

24 июня Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (греч. «Аксион Эстин»), хранящуюся в Карее – столице Святой Горы Афон, в главном храме Протата.

История этого образа связана с чудесным событием, которое произошло в X веке.

Недалеко от столицы Афона Каре жил один старец со своим послушником. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришла очередь гимна Богородицы, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" - и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим..."».

Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь.

С тех пор православные христиане ежедневно поют молитву «Достойно есть...» на церковных богослужениях, а икону, пред которою молился Архангел, перенесли в Протатский собор и стали почитать как великую святыню.

Плита с начертанною Архангелом песнью была доставлена в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья, где произошло чудо, и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а ту местность стали называть «Адин» (от греческого слова «петь») в память о явлении архангела Гавриила.

Каждый год на второй день Пасхи на Святой Горе совершается многочасовой крестный ход с чудотворным образом «Достойно есть». В шествии участвуют представители всех святогорских обителей и светские власти Афона.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» ()

Смотри также:

В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее

Ватопедский монастырь является сокровищницей православных святынь, среди которых наиболее известны Пояс Пресвятой Богородицы и икона Ее, именуемая «Всецарица» («Пантанасса»), к которой верующие люди п

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.
Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе - в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» - первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город - центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон - храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился - обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери - еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него - и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз - осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами - насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению - в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.