Виды поэзии и жанры в видах. Как определить жанр стихотворения. Исторический принцип классификации лирики

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 7. Стили

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки… и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении — возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus — образцовый).

«Классическое» стихотворение — это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ — (от лат. realis — вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни — взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ — (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько пересоздает. Герой романтизма — исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность — это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы — любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет…

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ — (от фр. impression — впечатление).

Характеристики стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ — (фр. Symbollisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек — через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение — принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ — (от греч. akme — высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ — (от лат. futurum — будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу») и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС — (от фр. decadence — упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить…

Мне близок Бог — но не могу молиться,

Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ — (от фр. image — образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву…

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД — (от лат. absurdum — нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, —

живее всех живых.

Наше знанье —

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus — мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами — с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег —

да нет, не угль — лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос — структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать —

Мне отпущены были секунды, —

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

Как выяснилось, стихотворений есть очень много всяких разных... Вашему вниманию представляю виды стихотворений. Не исключено, что это не полная информация и я что-то упустила. По крайней мере старалась охватить все.

БЕЛЫЙ СТИХ - стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)

Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
(Н.А. Некрасов)

Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)

Т.о. белые стихи, в отличие о безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.

ВЕРЛИБР (свободный стих) - нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)

ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась...
(И.А. Крылов)

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи.

Я, к мачте прислонясь, стоял,
За валом вал считая,
Корабль летит вперёд быстрей, -
Прощай, страна родная!
(Г.Гейне)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)

От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.

Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...
(Д. Минаев)

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)

Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!
(Саша Чёрный)

РИФМОИД - стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.

А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо-рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты - мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)

МОНОРИМ (греч. monos - один, rime - стих) - стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
(М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ - стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) - оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis - крайние стих) - стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья.

Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
(И. Блуменфельд)

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)

Прозаики от рифмы далеки,
От четкого размера, тайны света,
Эфирного дыхания строки -
Того, что позволяет стать поэтом.
(Семён Цванг)

МЕСОСТИХ (от греч. mesos - находящийся в середине и stichos - стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)

ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)

ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу, а также акроконструкция Валентина Загорянского.

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)

ЦЕНТОН (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) - юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина.
Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

ПАНТОРИМ - стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения. Также см. Панторифма.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

"Сорвано, уложено, сколото -
Чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий)

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
(В. Брюсов)

РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.
В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не разработан.

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.

РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) - стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).

Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...

В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.

Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)

В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .

1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.

ФИГУРНЫЙ СТИХ - стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в 17 веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение в виде треугольников Апухтина:

Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!

О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ - стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …

БУРИМЕ (от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") - сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине 17-го века. История возникновения буриме обязана французскому поэту Дюло, который заявил, что написал 300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком большом количестве написанных стихов, Дюлло признался, что написал не сами стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в 19 веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.
В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм, и который мгновенно (!) выдал замечательный экспромт.

заданные рифмы:

воздух - отдых
игра - топора

недуг - досуг
земля - рубля

Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелится земля:
Природа для меня - лекарство и досуг.

ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) - стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Начало слова - зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова "победа" в каждой строчке отнимается по одной букве.

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда -
Пропала еда!
Ты съел? - Да!

ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos - бегущий обратно) - стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Жанр экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.)

ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой.

Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)

ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.

Азам учили,
а замучили.
Пока лечили -
покалечили.
(С. Федин)

Что вы простонете?
Что вы просто не те?

Разведу руками - мир стоит
Разве дураками мир стоит?
(Д. Авалиани)

Полный набор уроков имеется вот здесь.

Инструкция

Если стихотворение написано в возвышенном силе, в нем прославляются деяния какого-либо или воспевается величие , то это либо ода, либо гимн. Отличить их можно тем, что гимн - это жанр песенный, как правило, в качестве именно текста встречается редко. К тому же, гимны обычно не обращены к конкретной личности. В одах присутствует более возвышенная и устаревшая лексика, ведь это очень старый, еще классицистический жанр. Гимны же актуальны и сейчас.

Отсутствие строгой композиции (нет деления на строфы), повествования, грусть, тягучесть - это все признаки элегии. В элегиях очень важно авторское "я", поэтому повествование часто идет от первого лица.

Их Европы к нам такой жанр как сонет. Определить сонет можно по форме. Традиционно он состоит из четырнадцати строк, скомпонованных особым образом. Выделяется три вида сонетов: французский (abba abba ccd eed (или ccd ede)), итальянский (abab abab cdc dcd (или cde cde)), английский сонет (abab cdcd efef gg).

Если вы видите короткое стихотворение (не более двух четверостиший, как правило), в котором остроумно высмеивается какой-то человек, то перед вами жанр эпиграммы. Важная оставляющая эпиграммы - это комизм. Порой это бывает добрый юмор, а порой - злая сатира.

Если стихотворное произведение, которое вы видите, имеет сюжет и большой объем, то это баллада. В балладах всегда есть главный герой, вокруг которого развиваются события. События, описанные в балладах, всегда необычны, в них есть элементы волшебства, действие очень драматично. Изначально баллады были песенным жанром, поэтому отличить их можно еще и по напевному ритму. В центре баллады всегда лежит какой-то конфликт, главные герои разнополярны, одни представляют сторону добра, а другие - зла.

Стихи - один из древнейших литературных жанров, а потому видов стихов огромное множество. Постараюсь уделить основным видам стихотворений внимание: 1) Безрифменный стих - этот вид стихосложения зародился еще в древности. Присутствует ритмика, однако, четкой рифмы нет. Яркий пример - народные былины. Сейчас уже не используется. На смену ему пришел "Белый" стих. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью. Пример: Пойте гусли, веселые звонкие О любви моей верной и преданной, Как сводила с ума черноокая, Погубила признаньями сладкими. Но на данном поприще, я считаю, лучше всего работал Вук Стефанович Караджич - сербский филолог-фольклорист. 2) Верлибр (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости. Иными словами, напевность есть, а ритм и рифма - не всегда. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. Блок) К сожалению, собственный пример в голову не пришел, но, думаю, строки Блока наглядно иллюстрируют данный вид стихосложения. 3) Вольный стих (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи. Что же значит "разностопные стихи"? Стопы - это группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Строка стихотворения в поэзии называется "стих". В стихе может быть две, три или четыре и более стопы. И эти строки содержат определенное количество пауз, называемых цезурами. В идеале - в каждом "стихе" одинаковое количество "цезур". Но это сложно соблюдать. Отсюда и появились разностопные стихи: Мне звезды не дают (ц - цезура) желанного покоя. Мираж - мой сон. И пусть давно (ц) расстались мы с тобою, По-прежнему влюблен. Это стихотворение написано ямбом. Есть пауза - нет паузы. И так все стихотворение. Вольный ямб значит, что в одной строке может быть три "цезуры", во второй - две, в третьей - может не быть. Пример: "Отходит в день (ц) раз пять от стада, Где б я ни был, Она (ц) весь день (ц) там быти рада. Печется лишь о том, (ц) чтоб я ее любил". (Сумароков) 4) Холостые стихи - стихи с рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы, так и с эффектом обманутого ожидания. То есть, в одной строфе рифма есть, в другой - ее нет. Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи. Пример холостого стиха: Земля моих отцов сошла с ума: Летит в Тартар без совести и веры... И заявляю Вам всерьез, друзья, Что я отныне - Гражданин Венеры. Отринул я земное на Венере, И неземному пьянству предаюсь... Как на планету полного безверья, Взгляну случайно, тотчас же напьюсь! Видно, что в первой строфе третья строка не рифмуется с первой, т.е. - это холостой стих с эффектом обманутого ожидания. 5) Стихотворение в прозе - небольшое, эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность. Иными словами, это ритмическая проза. Если вспомнить творения некоторых современных реперов, можно заметить, что не всегда там есть рифма - есть определенная мелодика. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев) "Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно - и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю - а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зеленый росток - целый будущий вяз или ветку густо-шумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить - больше нас!" (А Солженицын). Из примеров можно увидеть, что это не совсем и стихи. Опять же можно отправить читателя к древним былинам, сказаниям. Там этих самых "стихов в прозе" великое множество. 6) Экспериментальные (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторифмы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи. 7) Монорим (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. Иными словами, все строки заканчиваются единым звуком: Порыв души, слепая страсть. И как в огне мне не пропасть, В безумье бренное не впасть И в омут не попасть? В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения. 8) Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов, и был популярен в поэзии Средневековья. Вижу глаз твоих свет И немею порой, Как холодный рассвет, Обдают пустотой. (догадайтесь, как зовут автора) 9) Месостих (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В месостихе слово образуют буквы, расположенные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию. Иисус господь Ему Рабов Оных, возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ Иже, Сия зде ТОщие навыкают. МИлости любве всех благ Научают. (Карион Истомин) 10) Телестих - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов: Хвалу воздайте матерям За теплоту их взгляда, Без этих глаз, клянусь я вам, И солнцу я не рада. 11) Центон (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Как правило, напоминает пародию. Не пой красавица при мне: Горит восток зарею новой. И в разрисованном окне Подруга дней моих суровых... 12) Панторим – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения. Написать очень сложно. Опьяняет смелый бег, Овевает белый снег, Режут шумы тишину, Нежат думы про весну. (В. Брюсов) 13) Анацикл (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Анациклические стихи - крайне редки даже для экспериментальной поэзии, так как составить анацикл - очень трудоемкая работа: Жестоко - раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово. Страданье - Глубоко - глубоко! Страданье сурово улыбки встречает... Мерцанье былого - виденья качает... Молчанье, ночное раздумье, - жестоко! (В. Брюсов) 14) Реверс - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы, и может меняться рифмовка. Глаза зелёные твои Мне будут снова сниться, и Слеза, как чистый образ твой, Весне запомнится шальной. (неизвестный мне автор) 15) Ропалик - стих, в котором в строке с каждым словом увеличивается число слогов. Появились в трудах Гомера. Могут быть как горизонтальные, так и вертикальные ропалики. В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог: Жизнь - игра желаний мимолётных, Есть - пора мечтаний безотчётных, Есть, потом, - свершений горделивых, Скук, истом, томлений прозорливых... (В. Брюсов) В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. 16) Фигурный стих – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами. И вдруг покажется не так тяжка дорога, Захочется и петь, и мыслить вновь. На небе звёзд горит так много, так бурно льётся кровь... Мечты, тревога, Любовь! (А. Апухтин) 17) Бесконечные стихи – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих: «У попа была собака…», или "Дом, который построил Джек". 18) Палиндромон (греч. palindromos – бегущий обратно) - стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Известный пример: "А роза упала на лапу Азора". 19) Гетерограмма (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу. Часто гетерограмму можно встретить в скороговорках: Увидал раз уж ежа: Уж, и сжался не дыша, Еж зафыркал на ужа: Ух, и встреча хороша! 20) Пародия - (греч. parodía, буквально - пение наизнанку), в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Безумно люблю этот вид стихосложения, советую авторам начинать именно с пародий. Помогает развиваться. Пример: "А ей Зеркальце в ответ: "Ты ужасна, спору нет! Если б видели мы с вами Шоу "Танцы с упырями" На земле или на льду, На воде, да хоть - в Аду, Ты бы тут же победила И в подарок получила На свой фейс противогаз: Натянула б его раз, Да и больше б не снимала И людей бы не шугала!" К тому же, лирику делят на любовную, пейзажную, философскую, духовную, городскую, бытовую и т.д. Есть трагедии, думы, детские стихи. Каждый из этих видов имеет свою смысловую нагрузку, свое содержание. Надеюсь, не нужно объяснять эти понятия. Есть, гиперметрический, александрийский, декламационный, акцентный, раёшный, сапфический, аристофанов, фалекейский, адонический, каталектический стих. Все эти стихи различаются стихотворным размером. Если это интересно, напишите, и я расскажу о них после части о стихотворных размерах, а пока завершим на этом часть о видах стихов.

Урок 7. Стили поэзии

Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.

Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, илитературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый).

«Классическое» стихотворение - это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни - взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма - исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность - это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы - любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от фр. impression - впечатление).

Характеристики стиля - композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbollisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек - через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение - принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу") и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС - (от фр. decadence - упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу...

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить...

Мне близок Бог - но не могу молиться,

Хочу любви - и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков...

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ - (от фр. image - образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву...

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, -

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами - с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег -

да нет, не угль - лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос - структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать -

Мне отпущены были секунды, -

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.