План апрель народная культура и традиции. Тематический план "знакомство с народной культурой и традициями" средняя группа. Непосредственно образовательная деятельность

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.

Задачи :

    Прививать любовь к Родине.

    Развивать интерес к её истории, культуре, быту.

    Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.

Разделы комплексного плана:

    Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)

    Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.

    Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.

План разработан на весь учебный год, удобен в работе.

  1. Мероприятие включает в себя несколько частей:
  • ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
  • разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
  • хоровод или танец;
  • показ презентации по теме праздника;
  • проведение обряда;
  • проведение русских народных подвижных игр.
  1. Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
  2. Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
  3. Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
  4. Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
  5. Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
  6. Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
  7. В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
  8. В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.

Практическая значимость:

  1. Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
  2. Способствует развитию культуры общения, речи.

Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.

Литература:

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.

Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.

Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».

Елена Ерофеева
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа»

. (Понедельник )

Тема : «» .

Народные традиции : «Чаепитие» .

Инд. работа по ФЭМП : дид. игра : «Накрой стол для чаепития» . Закрепление количественного счёта, ориентировки в пространстве (слева, справа, формы, цвета, размера предметов.

Пословицы и поговорки о самоваре :

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

С чая лиха не бывает.

Если чай не пьёшь – где силы берёшь.

Рассматривание иллюстраций самовара.

Внести репродукцию картины : А. Морозов. «Чаепитие» .

ФЦКМ : «Культура и традиции русского народа » .

Задачи : Уточнить знания детей о понятии «Традиция » , расширить знания о традициях русского народа , культуре (устное народное творчество , народно -прикладное искусство). Приобщать к истокам русской народной культуры .

Способы : Беседа о традициях русского народа , рассматривание иллюстраций к сказкам, хороводная игра, обсуждение традиционных блюд .

Средства : Н. В. Алёшина, с. 123.

Музыка. По плану муз . руководителя.

Рисование : «Распишем тульские самовары» .

Задачи : Закрепление умения детей использовать элементы хохломской, дымковской, городецкой росписей. Упражнять в навыках работы кистью , способствовать развитию художественного вкуса, воспитанию уважения к труду народных умельцев , восхищение их творчеством.

Способы : беседа о самоварах, рассматривание иллюстраций с расписными самоварами, обсуждение приёмов росписи, показ детьми некоторых приёмов рисования элемента росписи, самост. работа , рассматривание рисунков.

Средства : интернет – ресурс, иллюстрации с изображением самоваров разных времён, современные расписные самовары, силуэт самовара из бумаги, гуащь, кисти.

Прогулка

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!

В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром - а вот в сторонке

В шубах елочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна! М. Степанов

Индивидуальная работа - прыжки в длину . Упражнять в прыжках в длину;

отталкиваться двумя.

П/и : «Охотники и зайцы» . Совершенствование навыка прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развитие ловкости, скорости и ориентирования в пространстве. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Расширение и углубление знаний о растениях.

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях : почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.) Вопросы.

Чем деревья отличаются от кустарников?

Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность : раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Труд : Сгребание снега к деревьям. Способствовать воспитанию гуманно-деятельного отношения к деревьям.

Игра : «Что растёт в разных краях?» . Закрепление названий деревьев.

Литературная гостиная – Д. Хармс «Иван Иванович самовар» . Вызвать у детей интерес к русским народным традициям . обогатить словарный запас детей с помощью слов : хлеб и соль, чаепитие, пир на весь мир, самовар, угощение, пир горой, радушие.

Инд. работа : Вырезывание по шаблону самовара, его украшение с помощью аппликации.

Народные традиции : беседа о традициях русского чаепития . Активизировать внимание детей на историю возникновения самовара. Расширение представлений о пословицах, поговорках, прибаутках о русском гостеприимстве .

Хозяйственно-бытовой труд : «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло» . Вызвать желание навести порядок в группе, способствовать развитию трудовых навыков.

Д/и «Сложи картинку» (самовар, бублики) . Способствовать развитию внимания, мышления.

Предложить развернуть сюжет для игры «Чаепитие у самовара» .

Изготовление из солёного теста кренделей, баранок, каравая, кулича.

Планирование воспитательно - образовательной работы 2016 г . (Вторник)

Тема : «Культура и традиции русского народа » .

Утренняя гимнастика. Комплекс № 10.

Народный быт : беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали) .

Инд. работа по рисованию посуды по мотивам народной росписи (городец, хохлома, гжель) . Способствовать развитию умения применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским .

Загадывание загадок о предметах народного быта .

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг) и др.

Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.

Иллюстрации, изображающие русский народный быт .

Развитие речи : пересказ сказки «У страха глаза велики» .

Задачи : обеспечить развитие умения пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Способы : чтение сказки, беседа по содержанию, повторное чтение, пересказ сказки детьми, игра «Как сказать правильно?» , стих. Л. Станчева «Это правда или нет?» ,игра «Дом – домище» , игра «Закончи предложение» .

Средства : О. С. Ушакова, с. 168

Аппликация : «Русская матрёшка » .

Задачи : Способствовать формированию интереса к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; умения работать с трафаретом , вырезать из ткани, закреплять навыки симметричного вырезания цветов, листьев; способствовать воспитанию желания самим создавать и творить по мотивам .

Способы : загадка о матрёшке, краткая беседа о матрёшках, показ матрёшек, рассматривание цветов, узоров, предложить выбрать нужный материал для аппликации : ткань, цв. бумага, самост. работа , итог.

Средства : интернет – ресурс, ткань с цветами для вырезания, цв. бумага, клей, ножницы.

Физкультура .

По .

Роль в-ля

Прогулка.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность : Постройка лабиринта. Приучать доводить дело до конца;

воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры «Два мороза» , «Волк во рву» .

Способствовать развитию внимания и умения действовать по сигналу воспитателя .

Индивидуальная работа «Пройди осторожно» . Упражнять ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

Наблюдение за снежинками. Обратить внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; сравнивать, развивать познавательную активность.

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные

А возьмёшь - вода в руке?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. Е. Благинина

Понаблюдайте за снегом, какой он?

Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых снежинок не бывает.)

Гимнастика после сна. Комплекс № 5.

Литературная гостиная - сказка «Золотое веретено» . Расширение знаний детей о предметах старины, их назначении. Активизировать в речи слова : прялка, веретено, пряха, кудель и др.

Инд. работа по аппликации : «Лоскутное одеяло» .

Вызвать желание самим создать композицию по мотивам русского народного творчества .

Кружок : «Юный исследователь» .

Тема : «Игры с водой» .

Цель : Закрепление свойств воды.

Создать радостное настроение от игр с водой. Способствовать развитию воображения, любознательности.

Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. Загадки об орудиях труда крестьянина. Пополнить знания о ремёслах и занятиях взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т. д.) . На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Д/и : «Предметы русского быта » . Закрепление названий предметов, их назначение.

Рисование предметов обихода русского крестьянина (раскраски) . Способствовать развитию мелкой моторики.

Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г . (Среда)

Тема : «Культура и традиции русского народа » .

Знакомство с русским костюмом : беседа о символике красного и чёрного цвета в узорах русского народного костюма .

Инд. работа по развитию речи : предложить схемы для составления рассказа- повествования, описания, моделирования русских народных сказок . Способствовать развитию связной.

Хороводная игра : «На горе-то калина» . Приобщать к истокам русской народной культуры .

Труд. поручение : уборка в природном уголке. Способствовать воспитанию ответственного отношения к делу, трудовых навыков.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде , иллюстраций с изображением старинной русской одежды .

Игры в уголке ряженья.

Игры на развитие мелкой моторики :

«Заплети Матрёне косу» ,

«Собери бусы для Алёнушки» .

ФЭМП : «Сложение и вычитание чисел по одному» .

Задачи : Обеспечить развитие умения создавать силуэты из геометрических фигур, сравнивать величины по глубине. Упражнять в сложении и вычитании чисел по одному, в выполнении заданий в логических играх, рисовании дуг и прямых горизонтальных линий в тетрадях . Способы : матем. разминка, определение глубины, выполнение заданий в тетрадях .

Средства : Л. В. Минкевич с. 94, № 35, ведро воды, таз, кукла, карточки с примерами, набор цифр, игра «Пифагор» , логические квадраты, тетради , карандаши.

Ознакомление с худ. л-рой : Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.

Задачи : Помочь понять переносное значение слов и словосочетаний, способствовать формированию умения составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Способы : упр. «Объясни, покажи» , объяснение смысла пословиц, придумывание рассказа по пословице, загадывание загадок, произнесение скороговорки с разной интонацией.

Средства : О. С. Ушакова, с. 163, иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок.

Музыка. По плану муз . руководителя.

Роль в-ля : Настраивает детей перед занятием, воспитывает культуру правильного ответа , осуществляет индивидуальный подход, поёт с детьми, исполняет свой вариант, поощряет за хорошее исполнение, осуществляет индивидуальный подход, играет с детьми.

Прогулка

Д/и «Отгадай-ка» - обеспечить развитие умения описывать предмет и узнавать его.

Инд. работа по развитию движений – прыжки на правой и левой. Укрепление мышц ног.

Наблюдение за признаками зимы. Обеспечить развитие умения определять состояние погоды, сравнивать разные зимние периоды, делать выводы и умозаключения.

Какое время года на улице?

Как вы узнали, что наступила зима?

Ни листочка. Ни травинки! Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки Скучные стоят.

Только ёлочка одна Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.

Какая сегодня погода?

Словарная работа :

Зима (что делает) – приходит, летит, хмурится, уходит и т. д.

Труд : расчистить дорожку к кормушке. Способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым.

Игра «Живое - не живое»

Цель : деление природы на живые и не живые предметы.

Игры - эстафеты : «Попади снежки в корзину» , «Перемена мест» . Создать бодрое настроение, способствовать развитию физических качеств, закаливанию детского организма.

Гимнастика после сна. Комплекс № 5.

Литературная гостиная - рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» . Расширение знаний о выращивании и обработке льна , ткачестве. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия произведений народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм ) .

Спортивные игры : «Кто быстрее кушак завяжет» , «Кто быстрее» (бег в лаптях) .

Способствовать развитию у детей физических качеств : быстроты, ловкости, глазомера.

Слушание русской народной музыки . Приобщать к духовной и народной музыке .

Плетение из нитей пояска для куклы. Способствовать развитию мелкой моторики.

Украшение трафаретов русского костюма . Способствовать воспитанию у детей эстетического чувства, художественного вкуса.

Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г . (Четверг)

Тема : «Культура и традиции русского народа » .

Утренняя гимнастика. Комплекс № 8.

Русское народное искусство : беседа о русских промыслах Хохлома , Гжель, Жостово. Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство» .

Инд. работа : звуковой анализ слов.

Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.

Пение хороводных песен : «Как у наших у ворот» , «Как на тоненький ледок» . Приобщать к хоровому пению.

Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов .

Фотографии деревянных домов и старинных построек.

Предложить построить по схеме русскую избу .

Обучение грамоте.

Задачи : Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторить правила написания гласных букв после согласных звуков. Упражнять в названии слов с заданным звуком.

Способы : звуковой анализ слова «время» , игра «Кто самый внимательный?» , изменение слов, игра «Назови слова со звуками б и бь.

Средства : Н. С. Варенцова, с. 86, № 18.

Рисование : «Букет цветов» (по мотивам жостовских подносов) .

Задачи : Вызвать желание создать декоративную композицию в определённой цветовой гамме по мотивам народного декоративно – прикладного творчества. Закрепить знания тёплых и холодных тонов. Способствовать развитию композиционных умений.

Способы : показ иллюстраций с изображением букетов, выполненных в тёплых тонах, уточнить знание тёплых тонов, предложить создать букет в такой гамме, самост. работа , рассматривание рисунков.

Средства : Т. С. Комарова, с. 73, бумага белая или светло-жёлтая, акварель, кисти, клеёнки, салфетки, банки с водой.

Физкультура . По плану инструктора по физкультуре .

Роль в-ля : нацеливание на занятие, помощь в раздаче атрибутов, спортивного инвентаря, помощь при ОРУ и ОВД, следить за осанкой и дыханием.

Прогулка

«Перелёт птиц» . Способствовать развитию выдержки, умения двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

«Хитрая лиса» . Развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности , творческого воображения, умение себя вести в коллективе товарищей.

Наблюдение за снегом. Систематизировать знания детей о снеге как природном явлении.

Какой снег на запах? Как падает снег, когда дует ветер, и когда его нет? Когда снег легко сгребать (когда идёт хлопьями или раздувает ветром? Снег тяжелее или легче земли? Нужен ли снег всему живому на земле? И почему?

З. Александрова «Снежок» .

Снежок порхает, кружиться,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Загадка : Зимой лежал, весной в речку побежал (снег) .

Словарная работа :

Снег (что делает) – падает, кружится, ложится, тает и т. д.

Рисование палочками узоров на снегу.

Труд : очистка участка от снега. Способствовать воспитанию трудолюбия .

Гимнастика после сна. Комплекс № 5.

Литературная гостиная – прослушивание сказки «Садко» (аудиозапись) .

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Инд. работа : изготовление народных игрушек : свистулек, дымковских игрушек, раскрашивание их разными росписями.

Народная игра : «Городки» , «Ручеёк» . Вызвать желание использовать народные игры в повседневной жизни.

Театрализация : русская народная сказка (по выбору детей) . Способствовать развитию творческих, артистических навыков.

Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.

Коллективная постройка «Деревенька» .

Игра на народных музыкальных инструментах : дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках. Способствовать развитию музыкальной культуры .

Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г . (Пятница)

Тема : «Культура и традиции русского народа » .

Утренняя гимнастика. Комплекс № 8.

Устное народное творчество : беседа об особенностях содержания колыбельных

песен и приговорок.

Инд. работа : «продолжи ряд» (работа в тетрадях в клетку ) . Разучивание закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…» , «Жаворонушки-перелетушки» . Способствовать воспитанию любви к русскому фольклору .

Хороводная игра : «Где был Иванушка» .

Приобщать к хоровому пению, к русской народной культуре .

Иллюстрации с изображение русских богатырей .

Создать условия для с-р игры «Семья» . Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу» . Привлечь к применению знаний о колыбельных песнях.

ФЭМП : «Независимость числа от величины предметов» .

Задачи : Способствовать развитию логического мышления. Упражнять в сложении и вычитании, работе с планом , рисовании дуг и прямых вертикальных линий. Закрепить понятие о независимости числа от величины предметов.

Способы : работа с логическими карточками, нахождение закономерностей, исправление ошибок, решение задач, задания в тетрадях . Средства : Л. В. Минкевич с. 95, № 36, карточки с предметами разной величины, карточки с геом. фигурами, карточки с логическими заданиями, набор цифр, рисунок и планы комнаты , тетради , карандаши.

Ручной труд : «Пришивание пуговиц» .

Задачи : Обеспечить развитие умения пришивать пуговицу.

Способы : напоминание о правилах работы с иголкой , показать, как отмерить нить, вдевать её в иголку, пришивать пуговицу. Самост. работа . Оценка.

Средства : Л. В. Куцакова с. 105, пуговицы, ткань, иголки, нитки, ножницы.

Физкультура на воздухе (народные игры ) .

П/и : «Горелки» . Упражнять в беге в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость. «Заря – зарница» . Способствовать развитию силы бега, упражнять в чётком произнесении слов.

«Метелица» . Способствовать развитию двигательной активности, формированию чувства равновесия.

Прогулка

Индивидуальная работа – закрепление умения ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Наблюдение за морозом. Обобщить знания детей о природном явлении – мороз.

Кто красивыми узорами разрисовал окна? -Почему горку заливают в мороз? -Почему снег и лёд – вода? -Почему на улице появляется гололёд? -Что делают в гололёд дворники?

И. Никитин

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

Опыт с водой :

Если снег и лёд растают, появится вода; а если воду вынести на мороз она превратится в лёд.

П/и : «Мороз, Красный нос» - выполнять правила игры.

«Найди свой цвет» . Формирование умения ориентироваться в пространстве, приучать действовать по сигналу, развитие ловкости, внимания.

Пословица : Мороз не велик, а стоять не велит.

Труд : постройка горки для кукол. Вызвать интерес к созданию постройки. Способствовать развитию навыка сгребать снег в кучу, и формировать горку.

Гимнастика после сна. Комплекс № 5.

Литературная гостиная - чтение на выбор былин : «Исцеление Ильи Муромца» , «Илья Муромец и Чудовище» , «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» , «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» . Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество .

Рассматривание иллюстраций к русским былинам .

Инд. работа : задания в тетрадях – Алёна , Саша, Алёша.

Слушание колыбельных в аудиозаписи. Приобщать к истокам народной культуры .

Труд. поручение : наведение порядка в группе. Вызвать положительные эмоции от

выполненного поручения, атмосферы уюта и чистоты.

Режиссерская игра «Русские богатыри » .

Строительные игры : «Крепость для Ильи Муромца» .


Комплексно - тематическое планирование на неделю по теме «Народная культура и традиции».
Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый».
План составлен в январе 2017 года.
Режим Тема недели «Народная культура и традиции».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Совместная деятельность взрослого и детей Организация
развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей
(центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/социальными представителями
Групповая,
подгрупповая Индивидуальная 2 3 4 5 6
Понедельник 9 января
Утро. Трудовая деятельность.
Дежурство в уголке природы.
Расширять представления детей о правилах ухода за растениями в зимний период; воспитывать желание оказывать помощь взрослому.
Настольно – печатная игра «».
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Игровая деятельность.
Музыкальная хороводная игра «Шла коза по лесу».
Учить детей самостоятельно выполнять игровые действия, эмоционально – образно исполнять игровую песню; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать интерес к народным хороводным играм.

Выставка книг: «Русские народные сказки».
Рассмотреть с детьми выставку, определить название сказок по обложкам; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение русских народных сказок по выбору детей.
Предложить детям выбрать произведение для чтения, аргументировать свой выбор, пояснив, что именно нравится в данной сказке; формировать интерес к данному жанру устного народного творчества.
КГН.
Умывание.

Индивидуальная работа по развитию речи.
Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта на тему «Моя любимая игрушка».
Оказание помощи при определении названий сказок.
Оказание помощи при аргументации выбора сказки.
Подготовить необходимый материал и оборудование для труда.
Подготовить выставку книг. Утренний прием детей.
Индивидуальные беседы с родителями о состоянии детей.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЦКМ: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.
Беседа «Рождественские праздники на Руси».
Формировать представление детей о праздниках на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания; воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям и обычаям.
Материал и оборудование
2. Рисование.
«Русская народная одежда»
(цветные карандаши).
Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России; дать детям представление о русском национальном костюме, учить рисовать русский национальный костюм; развивать творческое воображение, художественный вкус, чувство цвета, ритма; воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту.
Материал и оборудование: альбомный лист, простой карандаш, ластики, набор цветных карандашей, иллюстрации с изображение народного костюма.
3. Коммуникация о формирование предпосылок к обучению грамоте.
«Сопоставление звуков [Р] и [Л].
Продолжать знакомить детей со звуками [Р], [Р"], [Л], [Л"], учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.
Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Упражнять в чтении слогов, слов с буквами Р и Л. Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём, продолжать знакомить со схемой предложения.
Материал и оборудование: карточки с буквами, карточки со знаками препинания, схемы предложений, слоговая таблица. Оказание индивидуальной помощи во время самостоятельной деятельности по мере необходимости.
Оказание индивидуальной помощи при работе в тетрадях в клетку. Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за природой зимой.
Трудовая деятельность.
Очистка участка от снега.
Предложить детям самостоятельно организовать уборку снега; учить доводить начатое дело до конца, ответственно относиться к порученному делу.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Только на этот звук».
Учить детей формулировать разнообразные вопросы, быстро и правильно отвечать на поставленные им вопросы, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развивать фонематический слух, чувство юмора.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Проявлять творчество при организации подвижных игр; учить использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.
Подвижная игра «Горшки».
Прививать интерес к народной игре; развивать быстроту реакции, умение вести игровой диалог. Обратить внимание на правила работы с лопатой.
Обратить внимание на правила безопасного поведения во время игр на снежных и ледяных объектах.
Стимулировать малоактивных детей для выполнения ролей организаторов игр. Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопатки.
Возвращение с прогулки.
Обед.
КГН.
Самообслуживание.
Обед. Оказание помощи дежурным во время сервировки стола к обеду. Фартучки, колпачки дежурных, салфетки, столовые приборы, посуда. Вторник 10 января
Вечер Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по ребристой доске.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Кто, как и из чего создает предметы одежды».
Рассказать детям о работе представителей различных профессий, занятых в производстве одежды (ткачи, швеи, дизайнеры, модельеры и другие); сравнить современную одежду с народным костюмом наших предков; воспитывать уважение к людям разных профессий.
Продуктивная деятельность.
Желающим детям предложить раскраски на тему «Русский национальный костюм».
Прививать интерес детей к народному искусству, традициям; закрепить умения детей раскрашивать готовые рисунки; воспитывать аккуратность.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Восприятие художественной литературы.
Чтение календарных обрядовых песен: «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда».
Продолжать знакомить детей с народными обрядовыми песнями, рассказать об их значении в жизни людей; воспитывать интерес к народной культуре и традициям.
Прослушивание аудиозаписи колядок. Оказание помощи при формулировании ответов на вопросы во время беседы.
Отработка навыков раскрашивания цветными карандашами.
Проведение словарной работы, для лучшего осмысления колядок. Подготовить комплекс упражнений, ребристую доску.
Подготовить картинки, иллюстрации, фотографии по теме беседы, наглядно – дидактическое пособии «Как наши предки шили одежду».
Подготовить раскраски на тему «Русский национальный костюм».
Создать условия для обогащения сюжета игры, для выбора атрибутов.
Подготовить проигрыватель, аудиозапись колядок. Анкетирование родителей: «Ваши взаимоотношения с детьми?»
Подготовка к прогулке.

Наблюдение за силой ветра.
Игровая деятельность:
Словесная игра «Пощипай».
Развивать умение вести речевой диалог во время игры, чувство юмора; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Подвижная игра «Гуси - лебеди».
Развивать двигательную активность детей, умение играть всем вместе, вести игровой диалог. Отработка умения вести игровой диалог.
Индивидуальные напоминания о безопасном поведении во время игры. Создать условия для наблюдения. Возвращение детей с прогулки.

Хороводная игра «У старушки, у Маланьи».
Развивать умение играть всем вместе, соотносить движения с текстом; развивать речь, память; воспитывать интерес к хороводным играм. Создать благоприятную эмоциональную обстановку для проведения игры. Среда 11 января
Утро. Трудовая деятельность.
Протираем полки шкафов.
Формировать у детей осознанное стремление поддерживать порядок, рассказать о значении чистоты в помещении для здоровья людей; учить использовать свои трудовые навыки для наведения порядка, организовывать взаимодействие в трудовой деятельности.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Восприятие художественной литературы.
Чтение «Детской Рождественской сказки про варежки».
Формировать умение внимательно слушать произведение, определять его жанр, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать интерес к народным праздникам, традициям.
Игровая деятельность.
Хороводная игра «Как пошли наши подружки».

КГН.
Умывание.
Завтрак. Индивидуальные поручения.
Отработка умения давать полные, развернутые ответы по содержанию сказки.

Подготовить текст сказки.
Подготовить проигрыватель, аудиозапись игры. Утренний прием детей. Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1. ФЦКМ: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.
Беседа «Как узнать зиму?»
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Материал и оборудование: картины, иллюстрации на зимнюю тематику, запись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года.
2. Аппликация.
Коллективная аппликация «Хоровод матрешек».
Развивать умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, эстетическое восприятие; формировать умение располагать матрешек в одной общей композиции – хороводе; воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Материал и оборудование: игрушки матрешек, цветная бумага, шаблоны матрешек, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенка, ватман.
3. Музыкальное. Оказание индивидуальной помощи по мере необходимости во время самостоятельной деятельности детей. Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами на кормушках.
Трудовая деятельность.
Подкармливание птиц.
Воспитывать желание заботиться о пернатых друзьях.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Расширять словарный запас детей антонимами.
Игра – соревнование «Кто самый меткий».
Учить детей выполнять замах и бросок, метать шишку на дальность; развивать координацию движения, подвижность суставов рук, глазомер.
Подвижная игра «Коршун».
Формировать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; упражнять детей в беге; прививать интерес к народным играм. Оказание помощи в подборе антонимов.
Напоминание правил безопасности во время игры. Создать условия для наблюдения.
Подготовить корм для птиц.
Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Обед. Четверг 12 декабря
Вечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по колючему коврику.
Восприятие художественной литературы.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Хозяюшки».
Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников; развивать диалогическую речь детей, закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.
Конструктивная деятельность.
Строим сказочный домик.
Актуализировать представления детей о сказочных конструкциях; учить детей использовать освоенные навыки для создания нового типа построек, их украшения; развивать фантазию детей, воображение, творческие способности. Индивидуальные беседы с детьми об их самочувствии.
Подготовить колючий коврик.
Помочь детям подобрать предметы и атрибуты для игры.
Подготовить необходимый материал для конструктивной деятельности. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательная деятельность.
Наблюдение заИгровая деятельность:
Дидактическая игра «Молчок».
Развивать у детей адекватную самооценку, умение корректировать свое поведение; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Игровая деятельность по интересам детей.
Развивать у детей самостоятельность, активность; формировать умение интересно и с пользой проводить время.
Подвижная игра «Заяц - месяц».
Развивать двигательную активность детей, умение вести диалог, быстроту реакции; упражнять в беге. Наблюдение за взаимодействием детей во время игры. Создать условия для наблюдений.
Возвращение детей с прогулки.
Уход домой. Игровая деятельность.
Организовать игры «Паутинка», «Человек к человеку», «Эльфы».
Создать благоприятную атмосферу для проведения игр; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Вовлечение в игры малоактивных детей (Алена Е., Даниил С., Марат).
Создать условия для игр. Пятница 13 января
Утро. Трудовая деятельность.
Работа в книжном уголке: отбор и ремонт книг.
Закрепить умение отбирать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивать их; воспитывать бережное отношение к книгам.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Коммуникативная деятельность.
Рассматривание иллюстраций по теме «Колядки», беседа по содержанию.
Игровая деятельность.
Настольно печатная игра «Русские узоры».
Формировать умение соблюдать правила игры; развивать внимание, усидчивость.
Восприятие художественной литературы.
Игровая деятельность.
Настольный театр «Коляда накануне Рождества».
Развивать творческие способности детей, желание участвовать в театрализованной деятельности; формировать умение исполнять колядки.
Музыкальная игра «Как на тоненький ледок».
Учить детей инсценировать народную песню, выполнять игровые действия; приобщать детей к культуре русского народа, прививать любовь и интерес к ней.
КГН.
Умывание.
Завтрак. Индивидуальные поручения.
Наблюдение за взаимоотношениями между детьми Во время игры.
Отработка умения читать, петь колядки.
Отработка игровых действий. Подготовить необходимый материал и оборудование для труда.
Подготовить настольно – печатную игру «Русские узоры».
Подготовить настольный театр «Коляда накануне Рождества».
Подготовить проигрыватель, аудиозапись песни. Утренний прием детей. Размещение консультаций для родителей в информационном уголке «Как можно провести выходной день с ребенком».
Непосредственно
образовательная
деятельность 1. Познавательно исследовательская и конструктивная деятельность.
«Куклы – перевертыши»
(бумага).
Вызвать интерес детей к созданию силуэтных кукол – перевертышей на подставках. Систематизировать понятие о контрасте (день – ночь, грустно – весело). Учить находить способ оформления контрастных изображений. Развивать восприятие, воображение, мышление. Воспитывать любознательность, желание создавать своими руками игрушки.
Материал и оборудование: кукла «День – ночь», созданная воспитателем. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.
2.Музыкальное.
3. Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется».
Познакомить детей с русской народной сказкой «Как аукнется – так и откликнется», учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных; упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж], [р], изменении силы голоса и темпа речи; воспитывать умение понимать смысл пословиц.
Материал и оборудование: Оказание индивидуальной помощи по мере необходимости.
Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Запись фоновой музыки, магнитофон.
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за инеем на деревьях.
Трудовая деятельность.
Уборка снега на групповом участке.
Организовать применение детьми освоенных ими трудовых навыков; воспитывать положительное отношение к труду, учить планировать работу, распределять обязанности, подбирать инвентарь.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Продолжи предложение».
Учить детей коммуникативным взаимоотношениям; развивать внимание, память, умение продолжать начатое сверстником предложение.
Игра – эстафета «Кто первый?»
Учить детей соблюдать правила эстафеты; развивать быстроту реакции, ловкость.
Подвижная игра «Бабушка Маланья».
Формировать умение играть в хороводные игры; развивать чувство юмора, двигательную активность детей. Индивидуальные поручения.
Оказание индивидуальной помощи в подборе слов, подходящих по смыслу для завершения предложения.
Напоминание правил безопасного поведения во время эстафеты. Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопатки.
Атрибуты для проведения эстафеты. Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Обед.

Примерный план образовательной работы

с детьми средней группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

    Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

    Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

    Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Познание» - развитие кругозора

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

«Художественное творчество» - рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» –конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

    Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.

    Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.

    картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;

    иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

    иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;

    готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора

    бросовый материал для изготовления макета «Подворье»

    формы для выкладывания на фланелеграфе узора

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»

    иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек

    разукрашивание предметов быта, обводки по контуру

    для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;

    куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме

    раскраски «Дымковская игрушка»;

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

    рассматривание книг, обсуждение;

    рассматривание предметов на тему «Русской избы»,

    подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;

    посетить музей декоративно-прикладного искусства;

    нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

    рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

    рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

    экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;

    развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;

    рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);

    рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;

    использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;

    изготовления макета «Подворье»;

    выкладывания на фланелеграфе узора;

    знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;

    организация подвижных игр;

    рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;

Гигиенические процедуры

    использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;

    ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);

    знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;

    потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»

Завтрак, обед, полдник, ужин

Прогулка

Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»

Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др

Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

    экспериментирование с водой, глиной;

    рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;

    проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;

    образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

    просмотр СД дисков с народными сказками;

    разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;

    рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;

    чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;

    использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;

    русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;

    игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;

Сроки реализации темы: 16.10-20.10

Тема недели : «Народная культура и традиции»

Цель: 1. Ознакомление воспитанников с волшебной сказкой, афоризмами, народными предметами, героическим эпосом; дать сведения о частушке, собирании и сочинении.

2. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Дата проведения итогового мероприятия: 20.10. Просмотр презентации «Устное народное творчество»

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Нестерчук Н.А.

День недели 1

Режимные моменты

ВД и КП в соотв.

с ОО

Групповая, подгрупповая

Утро:

прием и осмотр воспитанников

ДД / ФР;

ВХЛ / РР;

ИД / СКР;

ТД / СКР;

КД /СКР

Рассказ воспитателя о народной культуре и традициях народов России – расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России

Д\и «Полосатая салфетка» с палочками Кюизенера – развивать логическое мышление

Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.

Ситуативный разговор о культуре приёма пищи в разных странах – расширение кругозора, воспитание КГН.

Алешей, Сашей беседа «Какая народная игрушка больше всего нравится?» Цель : создать условия для рассматривания игрушек, вспомнить народные промыслы

- С Кирой Дашей «Назови дни недели» . Цель : закреплять названия дней недели.

Игры с пазлами, разрезными картинками: «Выложи узор», «Составь картинку»

- Физическое развитие (Бассейн) 1 и 2 подгруппы

Тема: «Пир на весь мир»

Стр. 36

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

ДД / ФР;

ПИД / ПР;

ТД / СКР; КМД / ХЭР;

ИД / СКР;

Разучивание с Данилом и Егором прибаутки «Федул, что губы надул?» - развивать речь, знакомить с устным народным творчеством.

Рассматривание коры деревьев – конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования.

Труд на участке: строительство горки из песка – формировать соответствующие навыки и умения.

П/и «Волк во рву» - развивать двигательную активность, быстроту реакции

Самостоятельная деятельность по интересам детей – расширять круг общения, находить общий язык со всеми желающими поучаствовать в игре.

Возвращение с прогулки , КГН, обед , работа перед сном

ВХЛ / РР;

ИД / СКР

1. Самообслуживание: закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.

2 Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» - беседа по содержанию сказки

Вечер:

ДД / ФР;

ВХЛ / РР; ПИД / ПР;

МД / ХЭР; ИзоД / ХЭР;

Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством (подгруппа детей)

Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы».

Игры на музыкальных инструментах.

Работа в тетрадях «Продолжи узор»

Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку. (Стёпа, Диана, Ксюша)

Создать в группе условия для развития народных игр «Жмурки, Ленточки»

Цель: учить детей вступать в ролевое взаимодействие, умение договариваться с другими детьми.

Организованная образовательная деятельность

Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное. По плану педагога дополнительного образования.

Прогулка.

Д/и «Отгадай-ка!» - развивать внимание, расширять словарный запас (Диана, Глеб)

Рассматривание коры деревьев – расширять кругозор, воспитывать интерес к живой природе.

Труд: расчистка дорожки у веранды от листьев – воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

П/и «Жмурки» - продолжать знакомить с народными играми.

Самостоятельные игры детей с песком – развивать фантазию, воображение.

Взаимодейст-

вие с семьями воспитанников

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Консультирование по вопросам родителей

Режимные моменты

ВД и КП в соотв.

с ОО

Совместная деятельность взрослого и воспитанников направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Организация развивающей предметно - пространственной среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментах.

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности воспитанника

Утро:

прием и осмотр воспитанников

ДД / ФР;

ВХЛ / РР;

ИД / СКР;

ТД / СКР;

КД /СКР

Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа.

Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» – развивать речь.

Составление фигур птиц и кормушек с помощью блоков Дьенеша и счётных палочек.

Игры в лото.

- Работа с дежурными по столовой - продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.

Обогащение уголка творчества раскрасками и трафаретами по теме:

Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, в одном направлении; развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое начало.

Организованная образовательная деятельность

- Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: Тема: "Деньги"

Литература: В.П. Новикова «Математика в детском саду» стр. 36

- Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: «Грибное лукошко»

Литература: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова Стр. 44

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

ДД / ФР;

ПИД / ПР;

ТД / СКР; КМД / ХЭР;

ИД / СКР;

Д/и «Что это за птица» - развивать внимание, сообразительность (Диана Б, Денис Б., Ксюша)

Наблюдение за воронами и галками – развивать интерес к природе, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания, обогащать словарный запас.

Труд на участке: подметание дорожек на участке младших групп – воспитывать желание оказывать посильную помощь младшим, заботиться о них.

П/и «Не попадись!» - развивать ловкость, быстроту реакции.

Самостоятельная двигательная деятельность – расширять спектр подвижных игр.

Возвращение с прогулки , КГН, обед , работа перед сном

ВХЛ / РР;

ИД / СКР

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков и умений: Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.

2 Чтение художественной литературы «Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Вечер:

ДД / ФР;

ВХЛ / РР; ПИД / ПР;

МД / ХЭР; ИзоД / ХЭР;

Развивающая образовательная ситуация «В гостях у тётушки Алёны» - продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, уточнять представления о церкви, храме, иконе; познакомить с христианскими праздниками

Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.

Хозяйственно-бытовой труд: стирка салфеток – формировать умение аккуратно отжимать и развешивать салфетки для просушки, воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.

Конструирование по схемам на тему «Дворцы и избы»

Штриховка на игровых листах.

Цель: развивать графические умения ( Сеня, Тимоша, Даниил)

«Определи место звука в слове»

Создать условия для самостоятельных игр детей с любимыми игрушками.

Цель: Учить использовать игрушки по назначению, реализовывать с их помощью различные игровые

Организованная образовательная деятельность

ФЦКМ. Тема : "Народные промыслы".

Литература: О.В. Павлова «Познание предметного мира», стр.52.

Прогулка.

ИзоД / ХЭР; ВХЛ / РР; ИД / СКР;

Спортивное упражнение «Попади в цель» - развивать глазомер, ловкость (Егор Т., Саша Т)

Наблюдение за воронами и галками – развивать наблюдательность, интерес к окружающему.

Труд на участке: Уборка листьев и веточек – вызвать интерес к сооружению построек из листьев.

П/и «Золотые ворота» - развивать двигательную активность.

Самостоятельные игры – развивать фантазию, воображение.

Домашнее чтение русских народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;.

Режимные моменты

ВД и КП в соотв.

с ОО

Совместная деятельность взрослого и воспитанников направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Организация развивающей предметно - пространственной среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментах.

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности воспитанника

Утро:

прием и осмотр воспитанников

ДД / ФР;

ВХЛ / РР;

ИД / СКР;

ТД / СКР;

КД /СКР

Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.

Беседа на тему «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям.

Д/и «Одень куклу в национальный костюм» - закреплять знание элементов русского народного костюма

Игровая ситуация «Выступление вокального ансамбля «Рябинушка»: подбор концертных костюмов.

Д/И «Чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных»

(Денис, Полина С., Диана Б.)

Индивид. работа с дежурными по столовой - продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.

Для сюжетных игр в фольклорной избе «Дом» - внести колыбельку(люльку); иллюстрации разных матрёшек; детские музыкальные инструменты;

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи (Подготовка к обучению грамоте). Тема: «Сказочница - Матрёна»

Литература: Г.Я. Затулина «Развитие речи дошкольников», стр.20

Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пир на весь мир»

Литература: «Изобразительная и конструктивно – модельная деятельность » О.В. Павлова

Стр. 36

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

ДД / ФР;

ПИД / ПР;

ТД / СКР; КМД / ХЭР;

ИД / СКР;

Наблюдение за березой. Продолжать упражнять в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений, различать деревья по листьям и стволам; приучать детей любоваться красотой русской природы.

Д/и «Сплетём венок из предложений» - формировать умение составлять небольшой рассказ на заданную тему (Сеня, Степан, Марина)

Самостоятельна двигательная деятельность – закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, привлекать в игру новых игроков

Возвращение с прогулки , КГН, обед , работа перед сном

ВХЛ / РР;

ИД / СКР

Полоскание рта после еды. Хождение босиком по массажным коврикам.

Чтение потешки «А куда поедем днем, перед сном.»

Вечер:

ДД / ФР;

ВХЛ / РР; ПИД / ПР;

МД / ХЭР; ИзоД / ХЭР;

Гимнастика пробуждения.

Рассматривание картинок о народных промыслах;

Прослушивание и подпевание народных песен;

Развивающая образовательная ситуация «Устройство русской избы» - продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей; дать возможность применить в игре подлинные предметы старины; воспитывать интерес к жизни предков

Ситуативный разговор «Как люди одеваются осенью» Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды. (Степан, Полина Е., Денис О.)

Подбор атрибутов для игр по мотивам русских народных сказок

Игры со строительным материалом «Расставим мебель» Цель: продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету.

Организованная образовательная деятельность

Физическое развитие. По плану инструктора по физической культуре.

Прогулка.

ИзоД / ХЭР; ВХЛ / РР; ИД / СКР;

Наблюдение за погодой. Развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени;

Устанавливать причинно - следственные и временные связи;

Индивид. деятельность «Осень» (Рассказывание стихов русских поэтов об осенней природе; развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.) – Ульяна, Ярослав.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Порекомендовать родителям для домашнего чтения - пословицы, поговорки, потешки Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина; русские народные сказки; поговорить о народных приметах, праздниках, народной кухне;

Режимные моменты

ВД и КП в соотв.

с ОО

Совместная деятельность взрослого и воспитанников направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Организация развивающей предметно - пространственной среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментах.

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности воспитанника

Утро:

прием и осмотр воспитанников

ДД / ФР;

ВХЛ / РР;

ИД / СКР;

ТД / СКР;

КД /СКР

Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства.

Рассказ воспитателя о традициях гостеприимства на Руси.

Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.

Ситуативный разговор «Что ели наши предки? Какие правила поведения за обеденным столом они соблюдали?» - познакомить с особенностями приготовления и употребления пищи наших предков, умение сопоставлять прежние и современные правила поведения за столом.

Игры в кукольном уголке «Встречаем гостей»

- Д/и «Найди ошибки» с конструктором ЛЕГО – формировать умение разбираться в несложных схемах постройки (Полина Е., Егор Р)

Упр. «Назови первый и последний звук в слове»

(Полина С., Марина, Тимофей)

Цель: упражнять детей определять место звука в слове; развивать фонематический слух.

Иллюстрации к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок- черный бочок, белые копытца», «Наш козел; книги русских народных сказок, иллюстрации по сказкам;

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП ) Тема: «Измерение» В.П. Новикова «Математика в детском саду» стр. 39

Физическое развитие. По плану педагога дополнительного образования.

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

ДД / ФР;

ПИД / ПР;

ТД / СКР; КМД / ХЭР;

ИД / СКР;

Физкультурное упражнение «Прохождение по бревну» - развивать ловкость, умение сохранять равновесие (Глеб, Матвей, Егор)

Наблюдение за птицами – формировать умение в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой.

Трудовое поручение: помочь дворнику расчистить дорожки от снега – воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.

Русская народная игра «Змейка» - развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.

Самостоятельные творческие игры детей – развивать фантазию, воображение.

Возвращение с прогулки , КГН, обед , работа перед сном

ВХЛ / РР;

ИД / СКР

1. КГН: закреплять умение детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (носовым платком, расчёской, полотенцем), следить за своим внешним видом.

2 Чтение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» - продолжать знакомить детей с литературным наследием, воспитывать любовь к русским сказкам.

Вечер:

ДД / ФР;

ВХЛ / РР; ПИД / ПР;

МД / ХЭР; ИзоД / ХЭР;

1.Гимнастика пробуждения после сна (картотека, карточка № 4)

Социальный мир «Праздники на Руси» Цель: формировать представление детей о праздниках на Руси (святки, об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа

Способы: рассказ воспитателя «Как в гости ходили?», игра-драматизация «Не красна изба углами, а красна пирогами», рассказ воспитателя о Масленице, пение песен о масленице, обряд «Угощение блинами» (рефлексия)

Д/И «Отзовись» Цель:

Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

(Ксюша, Сеня).

Добавление в игровой уголок материалов для конструирования.

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие. Конструирование Тема: «Флот царя Салтана»

Литература: «Строим из ЛЕГО» Комарова Л.Г. Стр. 77

Прогулка.

ИзоД / ХЭР; ВХЛ / РР; ИД / СКР;

Д/Игра «Расскажи без слов»- вовлечь в игру Киру, Дениса О., Полину Е.

Наблюдение за падающими листьями.

Труд на участке: подгребание листьев к стволам деревьев – воспитывать желание заботиться о растениях.

Русская народная игра «Волк» - развивать двигательную активность.

Самостоятельная деятельность детей – развивать самостоятельность в выборе занятия по интересам.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Побеседовать «Какую одежду носили бабушки наших бабушек», попросить принести фотографии бабушек и мам в красивой одежде"

Режимные моменты

ВД и КП в соотв.

с ОО

Совместная деятельность взрослого и воспитанников направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Организация развивающей предметно - пространственной среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментах.

Групповая, подгрупповая

Поддержка индивидуальности воспитанника

Утро:

прием и осмотр воспитанников

ДД / ФР;

ВХЛ / РР;

ИД / СКР;

ТД / СКР;

КД /СКР

Ситуация общения «Что такое устное народное творчество? Какие виды устного народного творчества вы знаете?»

Д/упр. «Расскажи свою любимую потешку (считалку, скороговорку, пословицу или поговорку) - выявить знание детей малых фольклорных форм

Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.

Дежурство по занятиям – совершенствовать умение дежурных быстро и правильно готовить рабочие места для занятия без подсказок воспитателя, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Д/И «Чего на стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Е

(Аркадий, Марина, Егор Р.)

Кубики (сложи картинку по русской народной сказке); Народные игрушки, предметы обихода(посуда деревянная, горшки);

Организованная образовательная деятельность

Физическое развитие (Плавание). По плану инструктора по плаванью.

Музыкальное развитие. По плану педагога дополнительного образования.

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

ДД / ФР;

ПИД / ПР;

ТД / СКР; КМД / ХЭР;

ИД / СКР;

Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями;

- Труд: уборка листьев на участке – напомнить детям, для чего надо сгребать листья в лунки деревьев, кустарников и цветников, формировать умение работать слаженно, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.

П/и «Угадай, что поймал» - развивать внимание, быстроту реакции.

Самостоятельные игры детей – развивать творческие способности при сооружении построек из снега.

Возвращение с прогулки , КГН, обед , работа перед сном

ВХЛ / РР;

ИД / СКР

1. КГН: Закрепить навыки чисто вымывать руки и насухо вытирать. За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

2. Беседа «Блюда русской кухни» познакомить с основными блюдами русской кухни.

Вечер:

ДД / ФР;

ВХЛ / РР; ПИД / ПР;

МД / ХЭР; ИзоД / ХЭР;

- Гимнастика пробуждения после сна (картотека, карточка № 6)

Развивающая образовательная ситуация «Устное народное творчество – былины» - закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: скороговорки, пословицы и поговорки, считалочки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, песни; познакомить с былиной; подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад; воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу.

Коллективный труд: наведение порядка в шкафчиках с игрушками; ремонт коробок и настольных игр.

Индивидуальная работа с Ромой, Никитой, Русланом.

Прыжки в длину с места.

Цели: упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;

совершенствовать координацию движений.

Самостоятельная работа в уголке для творчества: плетение из ниток закладок для книг, поясов .

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи. Тема: «Составление предложения о действиях игрушки и двух слов» Занятие № 3

Литература «Обучение дошкольников грамоте» Л.Е. Журова стр. 83

Прогулка.

ИзоД / ХЭР; ВХЛ / РР; ИД / СКР;

Беседа о былинах – закреплять представление детей о жанрах русского устного народного творчества (Даниил, Роман, Руслан)

Наблюдение за падающими листьями. Загадывание загадок об осени.

Трудовое поручение: вымести листья с прогулочной веранды - воспитывать трудолюбие, заботу о ближних.

П/и «Лягушки и цапля» -развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.

Самостоятельные игры детей по интересам с выносным материалом.

6

Взаимодействие с семьями воспитанников

Поиграть с детьми в русские народные игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»; с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «мыши в кладовой», «Кролики»..