Матренин двор одиночество матрены. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор

Рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. "Матрёнин двор" написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты. Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. "Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти". Центральная тема в этом произведении - тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: "Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца". Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: "Все животы ее были – одна грязно-белая коза". Ела она в основном одну картошку: "По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо". Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг "Все для человека". Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства. И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее "дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый". Все в деревне решили, что в ней - порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, "густая заботами", - Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои. Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена - рабыня труда, а не хозяйка. Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, - идеал русской женщины, первооснова всего бытия. "Все мы, - заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, - жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".

Немало лишений, трудов и забот легло и на плечи героини рассказа А. И. Солженицына Матрены [см. полный текст , краткое содержание и анализ рассказа «Матрёнин двор»]. Жизнь ее в молодости и в старости была непрерывной маетой. «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Но, в отличие от своих односельчан, сохранила Матрена живую душу, осталась навсегда бескорыстной, доброй, деликатной, до старости сберегла былую девичью любовь.

Небогатый словами, ее рассказ о любви к Фаддею полон поэзии, напоминает старинные песни и причитания. Ведь это своего рода плач по прошлому, по несостоявшемуся счастью. «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки...»; «Ой-ой-ойиньки, головушка бедная!..» – причитает она.

Рассказчик словно вторит ей. В его речи начинают звучать интонации народной поэзии: «И шли года, как плыла вода…» В его воображении рождаются фольклорные образы: «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах».

Оплакивая свою героиню, он называет ее «беспритульной», неосознанно повторяя причитание Ирины Федосовой:

Не к кому горюше приютитися,
Не к кому победной пришататися...

Судьба Матрены воистину трагична. Но не только потому, что она потеряла любимого человека, жила с нелюбимым, схоронила в младенчестве шестерых детей; не потому, что терзает ее черный недуг, что бьется она в нищете, что суждено ей погибнуть под поездом. Трагично ее безмерное одиночество. Никто не понимал, не любил, не жалел ее, потому что среди черных ворон она оставалась белой.

Прожила она всю жизнь в родном селе «непонятая и брошенная», «чужая», «смешная». Соседи осуждают ее за то, что автору кажется в ней особенно ценным. О сердечности и простоте Матрены говорят они «с презрительным сожалением». Упрекают ее, что она «не бережная». «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни». И автор размышляет: «...добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». А героиня Солженицына берегла не добро, а доброту. И была несметно богата. Но духовных ценностей, которыми она обладала, никто не замечал, не ценил.

Глубокий смысл в рассказе обретает описание Матрениной избы. Одинокая среди людей, она окружена дома близкими «существами». Они-то и составляют особый, поэтический мир, созвучный ее душе. Она глубоко привязана к этому миру, а он живет своей независимой, простой и таинственной жизнью.

Так, про фикусы сказано: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Фикусы сравниваются с лесом и словно составляют некую частицу мира природы. Даже о насекомых говорится в духе противопоставления их всему, что находится за пределами избы: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы /... / По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, – редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я свыкся с ним, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь».

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

К числу лучших произведений А. И. Солженицына, несомненно, относится рассказ «Матренин двор» о простой русской женщине с нелегкой судьбой. Много испытаний выпало на ее долю, но героиня до конца своих дней сохранила в душе жизнелюбие, безграничную доброту, готовность жертвовать собой ради благополучия других. В статье читателю предлагается характеристика образа Матрены.

«Матренин двор»: реальная основа произведения

Свой написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника» (из цензурных соображений заголовок впоследствии был изменен). Прототипом главной героини стала Матрена Тимофеевна Захарова, жительница деревни Мильцево, расположенной во Владимирской области. Писатель жил у нее в годы своего учительствования после возвращения из лагерей. Поэтому чувства и мысли повествователя во многом отражают взгляды самого автора, с первого дня, по его признанию, почувствовавшего в доме незнакомой ему женщины что-то родное и близкое сердцу. Почему это стало возможным, поможет объяснить характеристика Матрены.

«Матренин двор»: первое знакомство с героиней

Рассказчика привели в дом Григорьевой, когда все варианты квартир для поселения уже были рассмотрены. Дело в том, что Матрена Васильевна жила одна в старом доме. Все ее имущество составляли кровать, стол, лавки и любимые хозяйкой фикусы. Да еще колченогая кошка, которую женщина из жалости подобрала на улице, и коза. Пенсии она не получала, так как в колхозе вместо трудодней ей начисляли палочки. Работать по состоянию здоровья уже не могла. Потом, правда, с огромным трудом оформила пенсию по потере мужа. При этом всегда безмолвно приходила на помощь каждому, кто к ней обращался, и ничего не брала за свой труд. Такова первая характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор». К этому можно добавить, что готовить крестьянка тоже не умела, хотя квартирант был непривередлив и не жаловался. И еще пару раз в месяц на нее нападала сильная хворь, когда женщина даже встать не могла. Но и в эти минуты она не жаловалась, и даже старалась не стонать, чтобы не беспокоить квартиранта. Особо автор подчеркивает голубые глаза и лучезарную улыбку - символ открытости и доброты.

Трудная судьба героини

История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».

Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата - время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.

Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.

Жить ради других

Матрена Васильевна давно предчувствовала беду. Автор описывает ее страдания, когда оказалось, что во время крещения кто-то забрал ее котелок со святой водой. Потом вдруг А перед разбором горницы хозяйка и вовсе сама не своя ходила. Обрушение крыши означало для нее конец жизни. Из таких мелочей складывалась вся жизнь героини, которую она прожила не для себя, а ради других. И когда Матрена Васильевна отправилась вместе со всеми на она тоже хотела помочь. Искренняя, открытая, не озлобившаяся от несправедливостей жизни. Все принимала, как назначенное судьбой и никогда не роптала. К такому выводу подводит характеристика Матрены.

«Матренин двор» заканчивается описанием сцены похорон героини. Она играет важную роль в понимании того, как отличалась эта крестьянка от людей, которые ее окружали. Рассказчик с болью отмечает, что сестры и Фаддей тут же стали делить скудное имущество хозяйки. И даже подруга, как будто искренне переживавшая потерю, успела отхватить себе кофточку. На фоне всего происходящего рассказчик вдруг вспомнил живую Матрену, так непохожую на всех остальных. И понял: она-то и есть тот праведник, без которого не стоит ни одно село. Да что там село - вся земля наша. Это доказывают жизнь и характеристика Матрены.

«Матренин двор» содержит сожаление автора о том, что при жизни он (как, впрочем, и другие) не смог до конца понять величие этой женщины. Потому можно воспринимать произведение Солженицына как некое покаяние перед героиней за свою и чужую душевную слепоту.

Показателен еще один момент. На изувеченном теле героини остались нетронутыми светлое лицо и правая рука. «Будет за нас на том свете молиться», - сказала одна из женщин в рассказе «Матренин двор». Характеристика Матрены, таким образом, заставляет нас задуматься над тем, что рядом живут люди, способные в невыносимых условиях сохранить человеческое достоинство, доброту, смирение. И отчасти благодаря им, существуют еще в нашем мире, наполненном жестокостью, такие понятия, как сочувствие, сострадание, взаимопомощь.