Все школьные сочинения по литературе. Трагедия «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель В чем заключается трагедия маленького человека

Гоголю многим обязаны те, кто

нуждается в защите.

Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Досто-евского о современной русской литературе: «Все мы выш-ли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «ма-ленького человека». Одним из первых Гоголь с необычай-ной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая об-ратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, по-нимание, жалость.

С глубоким чувством сострадания писатель рассказы-вает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку». Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неуме-нием постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая до-вольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем моло-дые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески из-девались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки. Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Ака-кий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы. Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задат-ков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «ма-ленькому человеку». Искаженные моральные нормы, лож-ные ценности являются причиной того, что мир принад-лежит богатым и именитым, а честные, порядочные, та-лантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружаю-щих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внима-ние на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю чита-тель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия "маленького человека" в повести "шинель"
  • маленький человек в повести гоголя шинель эпиграф
  • трагедия маленького человека
  • шинель гоголь внутренний и внешний человек
  • что смешного в повести гоголя шинель

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в себе комическое и трагическое, наполненная доброй, сочувствующей улыбкой и негодованием, скрытым под маской иронии? Вероятно, потому, что Гоголь, останавливая свой взгляд на мельчайших деталях, делает широкое обобщение, изображая судьбу совершенно незаметного человека, создает своеобразный портрет России, а может быть, и модель целого мира.

О подобном маленьком человеке написана и его повесть «Шинель».

Акакий Акакиевич - «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным». Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета. И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование. «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие.

«Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно - переписыванье. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («… и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости...»). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права.

«Что-то бог пошлет переписывать завтра?» - думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванье стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни. Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб...»). В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием. Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы. За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни - отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Долгожданный день наступил - шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал - в его жизни произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» - чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил.

И вдруг - шинели не стало. Кража ее для Акакия Акакиевича равноценна потере жизни. У него украли жизнь, но энергия, которой успела напитать его шинель, еще позволила ему попробовать отстоять ее. Он даже решился пойти к частному приставу и четырежды добивался у него аудиенции. Но на пути маленького чиновника встает «значительное лицо». Его грозный окрик, сопровождаемый топаньем ногою, сломил несчастного просителя. Акакий Акакиевич был вновь загнан в рамки его «переписыванья». Но он уже привык к своей новой Идее, к своему новому миру и не может вернуться к прежнему состоянию. Он узнал, что значит жить по-иному, и отбирать эту возможность у него - жестоко. Вот этой жестокости, этого крушения всех надежд и не вынес Акакий Акакиевич Башмачкин.

Так, может быть, в гибели героя виновен просто жестокий человек? Нет, «значительное лицо» изображен Гоголем отнюдь не как бездушный злодей. Он прекрасный семьянин, хороший товарищ, человек, не лишенный сочувствия, и вообще, как пишет автор, «человек очень порядочный». Не человек, а чин раздавил Акакия Акакиевича. Еще недавно «незначительное, лицо», став «значительным», внезапно получает власть и решает, что имеет право поворотить вселенную. Этот герой - своего рода символ безликой, бесчеловечной власти государства, его чудовищной бюрократической машины, калечащей души и маленьких, и больших людей.

Акакий Акакиевич не может противостоять этой машине, но не может уже и мириться. И он умирает, забытый всеми.

В финале «Шинели», как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица». Неприметный чиновник, униженный и раздавленный государством, потеряв все, превращается в грозную опасность для этого государства. И, несмотря на то, что в последней сцене повесть как бы входит в мир более обычных представлений и фактов, мы воспринимаем ее как игру с реальностью. Незамеченный при жизни, после смерти герой добивается «всеобщего признания». Появление призрака не только наводит страх, но и заставляет людей заглянуть в свои собственные души, что-то кардинально меняет в их жизни. Даже «значительное лицо» стал гораздо реже говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»

«Маленький человек» с его маленьким внутренним миром может вызвать иронию, сочувствие или жалость. Он не ощущает своего ничтожества, так как его примитивные стремления вполне соответствуют его жалкому положению. Но «маленький человек», однажды почувствовавший себя большим, а затем снова загнанный в узкие рамки, становится фигурой поистине трагической, ибо не хочет мириться со своим униженным положением, но и противопоставить враждебному миру значительных лиц ничего не может. Однако Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность для общества таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, плебейская гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как мир глубоко трагический по своей сути.

Тема: трагедия «маленького человека» Н.В. Гоголь «Шинель» О маленьком человеке с любовью Каждый раз, когда в литературном произведении на первый план выходят герои, не имеющие богатств, занимающие в обществе скромное место, их называют «маленькими». Иногда это обидно и несправедливо по отношению к хорошим людям с большой душой. Да, они не занимают высоких постов, но по праву занимают свое место, дарованное им Богом. И решать: кто кого больше или меньше – только ему. Относящаяся к петербургскому циклу гоголевская «Шинель» как раз об одном таком хорошем человеке. Это произведение особняком стоит среди повестей Н. Гоголя, совершенно по-иному, с любовью, с добрым юмором автор рассказывает нам о жизни вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (чувствуете, и фамилия от слова «башмачок», а не от «башмака»). Башмачкин – идеальный работник, он четко знает свое место и радуется ему, трезво оценивает свои способности и лишен напрочь такого порока, как немотивированное честолюбие. Его занятие в канцелярии заключается в переписывании бумаг, и делает он это самозабвенно, даже творчески, но не для того, чтобы кому-то угодить, а по велению сердца. Переписывание бумаг он превратил в свой особый, эмоциональный мир – ему нравилось общаться с буквами, наделяя их характером и чувствами. Гоголь изображает Акакия Акакиевича большим ребенком, кротким и послушным, поведение которого проникнуто христианством: кажется, не было ни одной заповеди, какую бы хоть на малость нарушил Башмачкин. Он спокойно принимал все насмешки над собой от молодых чиновником, но, когда они переходили границы дозволенного, тихо просил не обижать его. Однажды эта тихая просьба тихого человека возымела большое действие над одним из молодых сослуживцев, и потом спустя многие годы, во время необходимости остановить свой характер вспоминался тому Акакий Акакиевич, его маленькая лысинка и его жалостливые слова с просьбой не обижать. Все превратности жизни Башмачкин сносил стойко и терпеливо. Жил он исключительно на заработанные деньги. Да вот беда: старая шинель, которую все давно называли капотом, совсем прохудилась и починке не подлежала. И Акакий Акакиевич решился на подвиг аскетизма ради пошива новой шинели. В общем-то, другого пути, кроме экономии, он не видел для себя (и это не вина его), и потому месяцы рубль к рублю он складывал для обновы. Когда же этот торжественный день настал, радость Башмачкина была неописуемой. Так радоваться могут только чистые душой дети. Но именно в этот день, Акакий Акакиевич отступил от своих принципов: меньше работал, больше разговаривал, возвращаясь домой глазел по сторонам, и в довершении всего полностью нарушил свой режим, пойдя вечером в гости. Ведь и не хотел, ведь и говорить-то ему с ними было не о чем, но возможность выгулять лишний раз свою замечательную шинель, победила. Отступил раз – второй раз не за горами. Окунувшийся в какие-то несвойственные ему ощущения Башмачкин забылся, возгордился, выпил в гостях пару бокалов шампанского и… по пути домой навсегда расстался с шинелью. Ограбление Акакия Акакиевича неизвестными бандитами ужасно для бедного советника, но не менее трагично оно воспринимается и читателем, ведь и он вместе с героем шаг за шагом шел к желанной цели, да еще какою ценою – и в один момент все рушится. Горе одинаково приходит и к богатому, и к бедному, и слезы, что у богатых, что у бедных одинаковые, соленые. Вот только громадная государственная машина, призванная помогать всем гражданам, бедняков не видит совсем. Это она придумала простому человеку мерку «маленький», а потому из века в век не замечает его с высоты своего положения. Не нашел защиты у государственных чиновников и Башмачкин: услышал он только ругательные слова в свой адрес да увидел непроницаемое равнодушие. Акакий Акакиевич от простуды и несправедливости умирает. Но перед смертью вся сущность его вдруг начинает бунтовать против такой несправедливости. В бреду он ругается на «значительное лицо», не взирая на генеральский чин того, видимо, таким образом отстаивая право на равенство между людьми. Но это не конец повести – продолжается она уже в фантастическом ракурсе. Пошли слухи, что Башмачкин по ночам встает из могилы и грабит прохожих, снимая с них шинели, любые, без разбору. И однажды под руку возмездия попадается то самое значительное лицо генеральского чина. Генерал так же, как и Башмачкин в день своего долгожданного праздника, возвращался от друзей, так же у него было выпито шампанского, и он находился в хорошем расположении духа. Появившийся злой призрак Акакия Акакиевича навел ужас на генерала, и тот безропотно отдает свою богатую шинель. Это событие возымело определенное душевное воздействие на государственного чиновника. Но только, что для него потеря какой-то шинели?! Он может их позволить себе сколько душе угодно. Расценивать концовку «Шинели» можно и так и сяк. Можно видеть в ней великое прорицание очередного народного бунта, а можно заметить и призыв к религиозной нравственности. Последнее вероятнее, потому что никаким бунтом справедливости, как показала история, не достичь. На место одних слепых и глухих государство водружает других.

Трагедия маленького человека. К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя - это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгулива­ющая нарядная толпа - это один Петербург. За этим великоле­пием выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв ни­щеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеи­ваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что назы­вают вечный титулярный советник, над которым, как известно, на- трунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похваль­ное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться».

Акакий Акакиевич - робкий, пришибленный нуждой человек, пеной тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безро­потно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, перепи­сывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлёт переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нём доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чув­ство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже че­ловеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом на­слаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до букв- фаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду.

Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни - новая шинель. Ценой строжай­шей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже твёр­же характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», - доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому стано­вится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа ши­нели. Кража,шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значи­тельного лица»; везде он встречал или полное равнодушие или пре­зрение и грозные окрики. Напуганный приёмом у «значительно­го лица», робкий и забитой Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему.

В финале этот маленький, несмелый человек, доведённый ми­ром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство».

Вряд ли Н. В. Гоголь призывал читателей к бунту, но он про­буждал в них мысль о несправедливости данного общества, о не­обходимости иной жизни, иных отношений между людьми.