Историческая наука выделилась в России в самостоятельную область знаний примерно в 18 столетии.
В художественных произведениях разных писателей довольно часто встречаются образы различных исторических деятелей.
Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).
Писатели нередко воспроизводили в своих произведениях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью рассказал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.
В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Евгения.
В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский император Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.
В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.
Вывод: описывая различные исторические события, писатели осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории.
Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно исторические, литературные и публицистические произведения.
Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её близость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоносов, были и писателями.
Одной из черт русской литературы был её интерес к прошлому народа.
Писателей волновала история народа, потому что без ее осознания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, - гражданственность и народность.
Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличении несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.
К описанию событий истории писатели подходили по-раз- ному, но их точки зрения всегда интересны.
Кроме этого, русской литературе присущ историзм - изображение героев на фоне большого исторического полотна.
Большинство русских писателей интересовалось историей (Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).
На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.
Литературный процесс - историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
- Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
- Эпоха Античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)
- Литература Средневековья (V-XV вв.)
- Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)
- Классицизм (XVII в.)
- Эпоха Просвещения (XVIII в.)
- Литература нового времени (XIX в.)
- Современная литература (XX в.)
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:
- Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
- Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
- Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
- Литература XIX века - «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям - Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову - и многим другим великим писателям.
- Серебряный век - период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
- Русская литература советского периода (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
- Современная русская литература (конец XX века - наши дни)
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)
История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.
И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.
Рис. 2. Виктор Гюго ()
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах - в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.
Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.
Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.
Вымысел художественный - одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.
Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».
Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.
Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.
Типизация - создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.
Список литературы
- Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
- Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - 1980.
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII - первая четверть XVIII в.). - М., 1976.
- Magazines.russ.ru ().
- Socionauki.ru ().
- Litdic.ru ().
Домашнее задание
- Ответьте на вопросы.
1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?
2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
- Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
- Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
Тема: Межпредметные связи литературы с другими предметами
Межпредметные связи на уроках литературы.
Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами.
1. Межпредметные связи на уроках литературы
Как один из ведущих учебных предметов литература связана с целым рядом других учебных дисциплин.
Литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, ИЗО, музыкой, информатикой и др.
1. Наиболее естественно осуществляется связь литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки ведет один учитель. Объектом изучения является словесность. Соответствующие науки – литературоведение и языкознание – развивались в течение столетий в тесной взаимосвязи, объединяясь под общим названием филология.
Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязей.
Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без понимания выразительно-изобразительных средств и их идейно-художественной функции в произведении.
Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется одна из особенностей стиля писателя – повторы.
Школьникам предлагается найти ряды повторов в тексте VIII главы. Беседа в классе проходит по следующим вопросам:
Докажите, что повтор - действительно излюбленный прием Гоголя.
В чем особенность построения такого повтора? (Реплику персонажа повторяет слово в слово сам автор.)
Прочитайте найденные вами в тексте примеры, иллюстрирующие этот прием.
Какими предложениями по цели высказывания являются реплики персонажа и какими - автора-повествователя? (Ответ прост: побудительными и повествовательными с оттенком утверждения.)
С какой целью Гоголь использует этот прием? (Ученики отвечают, что в VIII главе повествуется о трудных минутах в жизни казаков: они готовятся к решающему сражению. Гоголь, используя прием повтора, как бы сам хочет подтвердить правильность действий казаков накануне решающего испытания
Итак, в результате анализа реплик героев и авторского повествования, представляющих собой соотнесенные ряды повторов, подводим школьников к основной мысли, что «запорожское казачество для Гоголя - это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства»
Почему же среди всего многообразия изобразительно-выразительных средств языка Гоголя (различных видов эпитетов, красочных сравнений, лирических отступлений) мы акцентируем внимание учащихся на всевозможных повторах? Это вызвано прежде всего тем, что данный прием в большей степени характерен для диалогической речи художественной прозы, что позволяет подготовить учащихся к восприятию драматического произведения - комедии «Ревизор».
2. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Этим во многом объясняются многосторонние связи литературы с курсом истории. Для полноценного усвоения школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким, наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Межпредметные связи литературы и истории особенно характерны на урока, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем.
Примеры: На уроках изучения биографии писателя учитель литературы строго придерживается исторических фактов. При постижении творчества художника учащиеся должны хорошо знать и конкретно представлять основные исторические события, свидетелем и участником которых был этот писатель.
Учитель-словесник использует исторические знания, полученные учащимися на уроках истории, и пополняет их. Изучая биографию писателя необходимо не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь лучше понять саму эпоху. Уроки истории и уроки изучения биографии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические, биографические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь писателя с эпохой, выявить его место в идейной и литературной борьбе своего времени.
Работу по отбору материала, который поможет связать историческую науку с литературой можно вести в следующих трех направлениях:
1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.
2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.
3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами.
3. Давняя традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства с их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Обращение к знаниям учащихся, полученных на уроках –беседах по изобразительному искусству и к их практическим умениям поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий анализ, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы.
Примеры: В изобразительном искусстве портрет - всегда диалог художника и его модели. Портретист стремится передать на своем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли.. В чертах внешнего облика угадывается все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию.
Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию портрета. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра (например, с портретами Пушкина, выполненными Тропининым и Кипренским). Обращение к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления учащихся о портретном жанре.
Беглого взгляда на портрет писателя недостаточно. В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого учащимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне и мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства.
4. Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения.
Пример: Прослушивание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» рассказ учителя, но и заражает учащихся общим настроением. Музыка должна занять свое место на уроках изучения биографии писателя. Многих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдет мимо музыкальной одаренности М. Ю Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнет широкий музыкальный кругозор Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановится на проникновенном музыкальном творчестве А. С. Грибоедова.
Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко-литературного курса старших классов.
Через всю жизнь пронес любовь к музыке великий драматург А. Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел легким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М. И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретенных драматургом, нашло свое естественное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введенные в драматургическое действие, являются важным средством характеристики героев.
Драма А. Н. Островского «Гроза» отнюдь не случайно начинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным.
В песне, которую желательно прослушать на уроке комментированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Вместе с тем она выполняет важную идейную и композиционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопоставленная душной атмосфере «темного царства», как бы предвосхищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания.
Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой обаятельной Ларисы Огудаловой. Уже в I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на слова Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной психологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие душевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приемом развития образа Ларисы, оттеняет естественную красоту ее натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувствие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу».
Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
5.00 /5 (100.00%) 1 vote
Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, прививал ей черты самобытности, народности и своеобразия.
Развитие древнерусской и современной литературы всегда шло в ногу с историей и в тесной связи с русской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся русских писателей всех времен была тема Русской земли, ее укрепление и созидание, непрестанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в русской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.
Изображая в своих произведениях исторические события, русские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и поучительное значение. Лучшие произведения русской литературы до сих пор воспитывают в читателях стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в русской литературе имелась общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.
Лучшие произведения русской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечающие интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялся литературный язык, который развивался на основе общенародного языка.
Русская литература с начала своего существования и на протяжении многих столетий своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разных жанров, которые передала последующим поколениям, донесшим их до нашего времени.
Замечательные черты произведений русской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией русской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видна неразрывная связь литературы с жизнью русского народа и историей нашей родной земли.
8 КЛАСС ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УРОК № 1
Тема: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.
Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.
2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.
Оборудование: 1. Оформление доски.
2. Проигрыватель.
Эпиграф: «Времена не выбирают:
В них живут и умирают…»
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя. Беседа.
? - Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.
История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории. (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХV III века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.
? – Какие качества присущи русской литературе?
Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя
правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер
? – Как обращались писатели к вопросам истории?
В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.
Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях? Попытаться назвать эти произведения.
? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных повести В.Распутина «Уроки французского»?
3. Повторение. Устное народное творчество.
? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
? - Какие бывают русские народные песни?
Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…
(Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:
? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?
? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?
? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?