Анализ «Василий Теркин» Твардовский. Пересказ произведения "Василий Теркин" Твардовского А.Т Изучение новой темы

Самым известным произведением А.Т.Твардовского стала любимая русским народом еще со времен ВОВ поэма «Василий Теркин». Это доказывает уже тот факт, что в 1995 году на родине писателя, в центре Смоленска, был установлен памятник. Словно живые, ведут беседу отлитые из бронзы Александр Трифонович и его знаменитый герой с гармошкой в руках. Эти скульптуры - символ памяти сильному русскому характеру, способному все пережить ради спасения Родины.

Жанровые особенности произведения

В литературе принято относить «Василия Теркина» к поэмам. Однако сам писатель не был столь категоричен в этом вопросе.

Во-первых, нужно обратить внимание на подзаголовок «Книга про бойца», сделанный автором. Это уже наводит на мысль о некоторой нетрадиционности произведения. Действительно, в содержании отсутствует как таковая сюжетная связанность глав, нет кульминации, да и вопрос относительно завершенности является довольно спорным. Главная причина в том, что произведение «Василий Теркин» писалось по главам, становившихся мгновенным откликом на происходившие на фронте события.

Во-вторых, сохранились записи Твардовского, где он высказывается относительно жанра: "…летопись - не летопись, хроника - не хроника…". Это подтверждает тот факт, что основу произведения составляли реальные события, обыгранные автором.

Таким образом, это уникальная книга, представляющая собой энциклопедию жизни народа в страшные для него военные годы. И главное в ней то, что писателю удалось мастерски обрисовать героя, воплотившего в себе лучшие черты русского характера.

Композиция и сюжет

Поэма «Василий Теркин» имела особое назначение: она писалась в 1942-45 годы и была адресована, прежде всего, рядовому солдату, воевавшему в окопах. Это определило ее композицию: самостоятельные главы (в послевоенном издании автор оставил 29, в том числе 5 «авторских» глав) с отдельным сюжетом. «Без начала, без конца, без особого сюжета» - так определил особенности «Книги про бойца» Твардовский. Такой подход объяснялся довольно просто: в условиях военного времени не было возможности полностью читать поэму «Василий Теркин». Главы, которые объединял образ главного героя, всегда оказывавшегося в центре событий, рассказывали о каком-то важном моменте солдатских будней. Это сделало произведение ценным в плане его масштабности и народности.

Василий Теркин: анализ образа

Первые главы появляются в 1942 году. В них возникает образ обычного солдата, который предстает то балагуром и весельчаком, то мастером на все руки и умелым гармонистом, то мужественным и преданным родине бойцом. Твардовский не дает подробного героя: его черты максимально реалистичны и свойственны большинству людей. Нет четкого указания и на место его жительства, хотя по авторским отступлениям можно понять, что Твардовский и Теркин - земляки. Такой подход лишает героя индивидуальности и придает образу обобщенный характер. Именно поэтому каждый читатель находил в Теркине знакомые черты и принимал его за своего.

Герой, бывший труженик земли, воспринимает войну как важную работу. Он показан то на привале, то в крестьянской избе, то переплывающим реку, то рассуждающим о заслуженной награде, то играющим на гармошке… Неважно, в какой ситуации оказывался много испытавший (очевидна связь фамилии со словом «тертый») за свою жизнь Василий Теркин. Анализ его поступков и поведения показывает, что он даже в таких трудных условиях сохраняет жизнелюбие и лучшие свято верит в победу и в товарищей. Интересна и рифмовка «Василий-Россия», которая употребляется в тексте несколько раз и подчеркивает истинно народные черты созданного образа.

Изображение войны

Особый подход был у автора и к описанию места действия поэмы «Василий Теркин». Анализ текста показывает, чтов ней практически нет конкретных географических названий и точной хронологии событий. Хотя вполне определенно указывается род войск - пехота, так как именно ей довелось в большей мере испытать все тяготы фронтовой жизни.

Важную роль играет описание отдельных деталей и предметов солдатского быта, которые складываются в одну живую и масштабную картину войны с фашистами. При этом довольно часто образ Теркина ассоциируется с воином-героем всех «компаний и времен».

Образ автора

Важное лицо в поэме не только Василий Теркин. Анализ глав «От автора» позволяет представить повествователя и одновременно посредника между героем и читателями.

Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий. Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу. Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.

Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

Тема войны обычно раскрывается за счет использования возвышенной лексики. Твардовский отходит от этой традиции и пишет поэму об обычном солдате, человеке из народа легким, простым языком. Это придает всему повествованию и образу героя естественность и теплоту. Автор умело сочетает разговорную, иногда даже просторечную, и литературную речь, прибегает к оборотам и устного творчества, перефразирует малые Это многочисленные поговорки и прибаутки («твоя нынче хата с краю»), слова с уменьшительным значением (сыночек, соколик), постоянные эпитеты («година горькая»), выражения типа «встрепенулся ясный сокол», «хвать-похвать».

Еще одна особенность - обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.

Монументальное произведение о судьбе народа

Поэма стала решающим событием не только в творчестве А.Т.Твардовского, но и во всей литературе военного периода. Автор сумел показать в ней героический путь рядового бойца, каким был Василий Теркин. Анализ боевых событий их непосредственным участником делает повествование правдоподобным. Три части поэмы рассказывают о решающих этапах войны: отступление, перелом и победное шествие на Берлин.

Действие произведения заканчивается одновременно с победой, так как главную свою задачу - рассказать о невероятном мужестве советского народа в годы войны с фашизмом - А.Т. Твардовский полностью выполнил.

История создания

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата- богатыря. «Кто-то, - вспоминает Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием».

В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце Твардовскому было поручено написать вступление:«... я дол­жен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и опреде­лить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с чи­тателем».

Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5 января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продол­жить рассказ о похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на фронте» (1940). В Великую Отече­ственную войну этот образ становится главным в творчестве Твар­довского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны. Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой га­зете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печат­ных органах.

«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием вой­ны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела - и можно бу­дет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945 года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. про бойца» (1941- 1945). Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и словом.

В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Кни­ги про бойца».

Род, жанр, творческий метод

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны изменило эти планы. Возрождение за­мысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к сере­дине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержа­ние, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сю­жет. Изменился характер поэтического повествования о войне - и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго то­мился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все про­изведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между со­бой. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - неко­гда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся».

В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского пред­ставляются важными следующие суждения автора: «Жанровое обо­значение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было ре­зультатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выхо­дило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает досто­верную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди дру­гих тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и стра­даний, подвигов и военного быта.

Поэма Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым автор­ским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная кни­га, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без кон­ца...»), которое охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчест­во А.Т. Твардовского. А поэма «Василий Теркин» стала одной из са­мых ярких его страниц. Поэма посвящена жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий композицию произведения в единое целое. Васи­лий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел ху­дожественное воплощение русский национальный характер. Сим­волом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат.

В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. По­эма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и трагиче­ском - на пределе возможностей - испытании жизненных сил на­рода, страны, каждого человека.

Идея

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - пат­риотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удач­нейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг солдата на войне показан Твардовским как кащо- дневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справед­ливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и пра­вый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала поистине народной.

Основные герои

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. О типичности Теркина писали де­сятки людей, делая из строк «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он частично и частично истреблен», значит, это вооб­ще не личность, а некий символ всей Советской Армии.

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, са­жень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией про­стоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чут­кость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что харак­терно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная муд­рость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотвер­женность, житейская смекалка и умение русского человека - тру­женика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его характера является к родной стране. Герой постоянно вспо­минает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради жиз­ни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жа­лости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская сме­калка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Являясь воплощением русского национального характера, Васи­лий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизо­дических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвра­щающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери- родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О се­бе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы герою, / Говорю я лично сам».

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор ува­жает друга-читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить ис­тинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становит­ся понятной большому кругу людей.

В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст по­эмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором - автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»:

Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги оп­ределяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме в целом действи­тельно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульми­нация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдель­ные сюжетные связки. Наконец, общее развитие событий, раскры­тие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонитель­ных боев - к выстраданной и завоеванной победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы:

«И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с пре­дыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в га­зете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был бо­лее всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое настроение, передать свежее впе­чатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» бы­ли напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появля­лись по мере написания».

Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой глав. Поэма построена как цепь эпи­зодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмо­ром рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной си­лы духа, воли к жизни.

Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава расска­зывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с на­ступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает не­мецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают команди­ра, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговариваю­щей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой ».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Художественное своеобразие

Поэма «Василий Теркин» отличается необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно употребляются пословицы и поговорки («я от ску­ки на все руки»; «делу время - час забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о шинели, о речень­ке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить про­сто, но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди, что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»; «пушки к бою едут за­дом» и др.).

Свобода - основной нравственно-художественный принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка - непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шес­ти-, и четверостишия - словом, рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четы­рехстопный хорей.

О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмот­рите, как построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Пе­реправа». В этом правдивом и как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не менее обна­ружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повто­ряющийся лейтмотив, который звучит в самых ответственных мес­тах повествования, и каждый раз по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый. Кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказыва­ется настоящая поэтическая , которая дает нам средства для изображения событий из самой современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в твор­честве А.Т. Твардовского, «лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных произ­ведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в уст­ную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна », «переправа, переправа, берег левый, берег правый » и многие другие.

Признание «Книги про бойца» было не только общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая сво­бода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задо­ринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!» - писал И.А. Бунин.

Поэма «Василий Теркин» была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г. Верейского, которые соз­давались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Ва­силия Теркина». Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы по­ложены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В. Богослов­ским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин».

В 1995 году в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев). Монумент пред­ставляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на все­народно собранные деньги.

"Василия Теркина" по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его "книга про бойца". Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота - все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе "Переправа".

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты - не герои от рождения, они - молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов - воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность "нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль". Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю - тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.

Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.

План

Монолог героя поэмы. Переправа. Раненый Теркин попадает в медсанбат. Рассуждение героя о возвращении домой. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны. Бой Теркина с немцем. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. Бой. Мечты героя об отдыхе. Взвод переходит в наступление. Разговор со смертью. Встреча со стариком и старухой. Дорога на Берлин. Прощание с героем произведения.

План пересказа

1. Монолог героя поэмы.
2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.
3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.
4. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.
6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.
7. Герой поэмы сопоставляется со стариком, ветераном прошлой войны.
8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить, — о потере Родины).
9. Теркин бьется с немцем один на один.
10. Он из винтовки сбивает самолет.
11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.
12. Теркин среди других солдат ведет бой.
13. Мечты героя об отдыхе.
14. Взвод Теркина переходит й наступление.
15. Раненый Теркин на боле боя разговаривает со смертью.
16. Встреча Теркина со стариком и старухой.
17. Дорога на Берлин.
18. В бане. Тела солдат украшают шрамы, а гимнастерки — ордена.
19. Автор прощается со своим героем.

Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Некоторые впервые участвуют в военных событиях, но отсвет героизма лежит на их лицах. Речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошлых столетий:

Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Что путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ...
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Твой народ, Россия.

Теркин полушутя, полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И, как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С юмором представляет он свое возвращение: как он с гордостью будет держаться с односельчанами, рассказывать о войне, о своих подвигах. И никто не осудит героя за хвастовство:

И явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек»...
...И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только б слушали девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

Жизнерадостным, простым, человечным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Строки, полные юмора, сменяются суровым описанием боя:

Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.

Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе непритязательной веселой сценки. Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.

Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия, и начинается лихая солдатская пляска: никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат:

Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.

Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:

Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту...
— Что вы, хлопцы, как же так?..
— Ничего, — сказал водитель, —
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него.

Память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она - в делах и борьбе живых. В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле». Автор раскрывает сложные понятия, используя бытовые примеры:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить —
Я не спорю — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.

Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.

На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения передаются в строках:

На прощание
Обнялись они, мужчины,
Генерал-майор с бойцом, —
Генерал — с любимым сыном,
А боец — с родным отцом.

Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви — материнской, девичьей, женской... Как ни трудно в бою ребятам, но они все-таки вспоминают о своих матерях, женах, девушках, оставшихся в тылу. Он рассказывает об их нелегком труде:

Жены думают, любя,
Что иное слово
Все ж скорей найдет тебя
На войне живого.

Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор сетует, что Теркина никто в дорогу не провожал, но надеется, что какая-то девушка все-таки полюбит его. И просит автор за своего героя:

Полюбите молодца,
Сердце подарите,
До победного конца
Верно полюбите!

Теркин - обобщенный образ веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся однофамильцев хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:

Чуть обидно, да приятно.
Что такой же рядом с ним.

Непонятно, да занятно
Всем ребятам остальным.
Этот спор разрешает мудрый старшина:
Что вы тут не разберете?
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Твардовский пишет, что в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Обобщая образ бойца, автор говорит:

Все худое он изведал,
Он терял родимый край,
И одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай!
С первых дней годины горькой
Мир слыхал, сквозь грозный гром
Повторял Василий Теркин:
Перетерпим. Перетрем...

Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
...Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Подводя итог всей своей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Описание материала. Это разработка уроков (пары) по поэме Твардовского «Василий Теркин». Позволяет выполнить несколько учебных задач, получить удовольствие от чтения текста и его понимания, от просмотра интересной режиссерской работы и собственного творчества, выразить свою точку зрения. Строится на переключении видов деятельности. Включает в себя коллективную и индивидуальную работу.

Описание мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Смелое сочетание мультипликации, кадров кинохроники, фотографий. Трогательный музыкальный ряд. Первый кадр объединяет автора и его героя с помощью нескольких деталей. Режиссеру удалось передать настроение поэмы: героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются за счет выбора отрывков текста и комбинирования кадров, их последовательности: быт – обстрел – письмо – пуля – скворец – драка…) Чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный режиссер пользуется разными средствами: использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм.

Преподаватель: Серебренникова И.В.

Класс: 8-й

Тема: Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (пара: два часа по 45 минут)

Место занятия в учебном процессе: «Русская литература 20 века». Прошлый урок: «История написания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Образ автора в поэме».

Цели и задачи занятия.

Образовательные:

Расширить и обобщить знания о поэме;

Выяснить, каковы ее особенности на языковом, композиционном, содержательном уровне;

Понять, в чем особенность образа главного героя;

Развивающие:

Продолжить формирование умений работы с текстом, сопоставления, обобщения;

Развивать способность делать выводы;

Формировать умение последовательно, логично излагать материал;

Учить проводить параллели между произведениями различных видов искусств;

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, русских воинов;

Формировать интерес к истории России, чувство причастности к ней;

Воспитывать интерес к русской литературе, фольклору.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: «Литература 8 класс». Учебник-хрестоматия в двух томах (Авт.-сост. В.Я.Коровина), тетради, текст поэмы, дополнительный материал по теме, видеоплеер, мультфильм Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Задачи урока. Запись темы и плана урока.

Оформление доски. Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

План.

1. Композиционные особенности поэмы. Образ автора.

2. Язык поэмы.

3. Образ Василия Теркина.

«Эта поэма – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». (Г.И.Беленький)

2. Проверка домашнего задания по теме прошлого урока «А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Знакомство с поэмой «Василий Теркин».

Устные ответы на вопросы.

1. Как создавалась поэма? (Сообщение ученика.)

2. Как она построена? (Наблюдения учеников.)

3. Изучение новой темы.

ЯЗЫК ПОЭМЫ.

Слово учителя. Поэму читали, любили, ждали с нетерпением. Ей верили. Она была нужна и понятна всем. Этому способствовали и особенности ее языка .

Запись в тетради высказывания Г.И.Беленького с доски.

Задание (устно):

Какие элементы можно отметить как ораторские? («Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле»)

В каких главах отражены героические картины? Фронтовой быт? В каких чувствуется трагическое начало? («Переправа», «На привале», «Гармонь», «Воин и Смерть» и др.)

Как в главе «Переправа» сочетается трагизм и шутка?

Г.И.Беленький говорит о связи языка поэмы с народным языком. Подтвердите его мысль примерами из текста. ( Текст богат различными интонациями, пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек.Твардовский использует разговорную речь. Благодаря этому близкими к живой реальности становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены; читателю кажется, что он среди разговаривающих.
Много уменьшительных суффиксов, постоянных эпитетов, характерных для народной поэзии: «сыночек, голубочек, кусочек», «земля сырая, година горькая, лес зубчатый, над черною водой».)

Вывод. Язык поэмы живой, разговорный, интонационно богатый и разнообразный. Он прост и выразителен. В нем много фольклорных элементов. Но автор не цитирует народную речь, он владеет ею, создает собственный неповторимый стиль.

Дополнительная информация. Обратная связь между языком поэмы и народной речью. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

    Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль .

    Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле .

    Города сдают солдаты, генералы их берут.

    Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

Вопрос. Почему поэма написана именно так? (Стиль определяется авторской задачей : поддержать, подбодрить каждого солдата, быть понятным и родным, русским, как все, СВОИМ – смотри главу «На привале». Цитируется глава «От автора»: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

И: Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь.)

ОБРАЗ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА.

Слово учителя. Эту же задачу решает автор, создавая образ главного (и заглавного) героя.

Задание. Расскажите, какое у вас сложилось представление о Теркине. (Задействовать главы «Гармонь», «Воин и Смерть». Вернуться к словам Беленького – патетика, юмор, лиризм, героизм. Условность беседы героя со Смертью. Смерть как фольклорный персонаж. Встреча со Смертью в произведениях УНТ – герой в дороге . Чтение авторской характеристики Теркина – конец главы «На привале».)

Беседа по вопросам.

Можно ли сказать, что Теркин - это обобщенный, собирательный образ русского солдата, воплотивший в себе лучшие черты, которые проявили наши люди на войне? (Да.)

Назовите эти черты. (Мужество, стойкость, храбрость, решительность, готовность отдать жизнь за родину. Скромность. Чувство ответственности за каждое свое маленькое дело и за общее. Самообладание, способность поддержать других. Ненависть к врагу, любовь к родине – и к Смоленщине, и к «старухе-отчизне в целом». Простота, честность. Сообразительность. Терпение. Чувство юмора. Удивительное жизнелюбие.)

В отличие от героя финской кампании, Твардовский теперь называет Теркина полным именем – Василий. Имеет ли значение изменение имени на полное? (Уважение. Герой уже не фельетонный. Характер - «священная война». Рифма: Василий – Россия. Символичность, обобщение.)

Какие ассоциации у вас появляются при произнесении фамилии героя? (Тертый калач, много переживший, проверенный, справившийся с трудностями. Народное выражение, фразеологизм.)

Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, / А частично истреблён»?
(Собирательный образ: народ, солдат вообще. Тем самым поэтом подчеркивается предельная степень обобщённости в образе героя: он представляет весь народ и яв­ляется своеобразным воплощением богатырства русского наро­да.)

Какие эпитеты подчеркивают собирательность образа Теркина? (Бравый, удалой, бойкий, свой…)

Как война (в поэме Твардовского) действует на русского человека: выявляет его достоинства и лучшие черты или, наоборот, открывает в нем самое низкое? (Конечно, выявляет достоинства. В этом и заключается огромное значение произведения.)

Убивает ли война в Теркине живое человеческое начало? (Нет, его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине, «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет. Именно это и дает ему и другим воинам силы перетерпеть войну.)

В каких по жанру фольклорных произведениях есть обобщенные образы, подобные Теркину? (В былинах, бытовых сказках.)

4. Обобщение и закрепление.

Вопрос. Почему поэма и ее герой так полюбились русским людям? (Это воплощение тех национальных качеств, которыми мы вправе гордиться. Простое и искреннее произведение. Вдохновляющее. Все начала слились в поэме: героическое, лирическое, юмористическое. Все особенности поэмы (композиционные, языковые, содержательные) служат выполнению авторской задачи: поддержать, подбодрить каждого солдата, прославить его. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», - так писал Твардовский в своем дневнике.)

Дополнительная информация. В Смоленске, на родине Твардовского и Теркина, обоим поставлен памятник: поэт и его герой, оба в военной форме, сидят и беседуют.

Слово учителя. Твардовский предсказывал, что его героя будут вспоминать и после войны.

Вот и Роберта Лабиласа поэма вдохновила на создание мультфильма.

5. Творческая работа.

Задача (ставится перед просмотром мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Написать творческую работу по мультфильму, учитывая вопросы:

Удалось ли режиссеру передать настроение поэмы? (Да. Героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются.)

Какими средствами пользуется режиссер, чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный? (В мультфильме режиссер использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм. Воспитательный момент: школьные музеи памяти.)

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

7. Домашнее задание. Устное сочинение-рассуждение «Теркин - кто же он такой?». Отрывок из поэмы (по выбору) наизусть.