Анализ героя евгения онегина кратко. Пушкин «Евгений Онегин» – анализ. Главные герои романа

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.


Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Комплексный анализ текста.
История создания. Содержание.
1) Время создания: 9 мая 1823г. Южная ссылка. – 25 сентября 1830г. Болдино. 2) 26 сентября 1830г. Последний набросок плана «Евгения Онегина», включающий 10 глав: подробное описание путешествия Онегина (VІІІ гл.) и зарождение тайных декабристских обществ (X гл.).3) 19 октября 1830 г – сожжение X главы Пушкиным.4) 1831г. Переделка последней восьмой главы и написание письма Онегина к Татьяне.
Тема.
Изображение жизни дворянской молодёжи, современной автору.
Проблемы.
Вопросы бездуховности, образования, воспитания.
Идея.
Показ социально-общественных и культурных факторов, обусловивших характер героя.
Реалистический метод.
Особенности реалистического произведения:Введение широкого исторического, общественного, бытового, культурно-идейного фона;27 лирических отступлений и около 50 небольших вставок разнообразных по содержанию;Форма непринуждённой беседы с читателями.Автор – и создатель романа, и его герой.
«Евгений Онегин». Пушкин и Онегин. Художник Н. В. Кузьмин.
«Энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский.)
Широкое и многостороннее отображение действительности.Показаны обе столицы (Петербург и Москва), провинция и Волга, Астрахань, Кавказ, Крым, Одесса (в отрывках из путешествия).Изображены и мыслящая часть дворянства (Онегин, Ленский), и подавляющее косное большинство (отец и мать Ларины, дядя Онегина, гости на именинах Татьяны), и мещанство, и крестьянство.Герои представлены на широчайшем историческом и бытовом фоне: из романа можно узнать о культуре, моде эпохи, что было в меню ресторанов, какие книги читали в столице и провинции, какие спектакли ставили в театрах, какой образ жизни был у столичных и провинциальных дворян и т.д. М.М.Бахтин: «… Это не немая вещно-бытовая энциклопедия. Русская жизнь говорит здесь всеми своими голосами, всеми языками и стилями эпохи».
Род. Жанр.
Род – лиро-эпический.Жанр – роман в стихах.
Роман в стихах. Образ автора – композиционная основа: мысли, чувства, настроения автора определяют композицию произведения.
Эпический роман.Стройное повествование о героях и событиях+В некоторых случаях лирические отступления.
Последовательное отрицание законов жанра романа:отказ от прозаической речи,отсутствие стройного повествования о героях и событиях (лирические повествования)
Особенности сюжета.
2 сюжетные линии
Любовный роман. Взаимоотношение Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Взаимоотношения Евгения Онегина и Владимира Ленского
Сюжет – хроника жизни героев.Время то сжато, то растянуто.Принцип повествования – умалчивание о событиях, либо замена событий рассказом о них.Фрагментарность.Зеркальное отражение частей сюжета.
Техника литературного монтажа
Композиция.
Композиционные особенности:1. Симметрия (параллелизм) – повторение одной сюжетной ситуации (встреча – письмо – объяснение), совпадение одного композиционного плана и в отдельных частях даже лексики двух писем героев;2. Лирические отступления, не всегда тематически связанные с сюжетной линией.
Зеркальная композиция.Экспозиция. Знакомство с главным героем – «молодым повесой» Евгением Онегиным, показ его жизни в столице. (І гл.)Завязка второй сюжетной линии. Знакомство Онегина с Ленским. (ІІ гл.)Завязка первой сюжетной линии. Знакомство Онегина с семейством Лариных, с Татьяной.Развитие действия. Отношения Онегина с Ленским и Татьяной. Вещий сон Татьяны. Именины.Кульминация и развязка второй сюжетной линии. Дуэль (VІ гл.) Кульминация и развязка первой сюжетной линии. Встреча и объяснение с Татьяной Лариной, светской дамы и «законодательницы зал» в Москве. (VІІІ гл.)Открытый финал.
«онегинская строфа»
14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием): Хранили многие страницы а Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицы а Устремлены на них живей b Татьяна видит с трепетаньем, с Какою мыслью, замечаньем с - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает е Черты его карандаша, f - кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражает е То кратким словом, то крестом, g - куплет То вопросительным крючком, gСтрофа – единица композиции. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Если строфа как бы не закончена и её окончание переносится в следующую, то автор таким образом привлекает внимание читателя к действию или мысли.
Система образов.
Письма
Крестьянство
Поместноедворянство
ОльгаЛарина
ТатьянаЛарина
Ленский
Автор
Петербург
ЕвгенийОнегин
Онегин.
«ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ»
Дворянскоевоспитание+образование
Необременён-ностьслужбой+беззаботная жизнь+«наука страстинежной»
Чтение книг+лордаБайронапортрет+«столбикс куклоючугунной»(Наполеон)
СкукаХандраРазочарован-ностьскептицизм(«резкий, охлаждённый ум»)«неподража-тельнаястранность»
Пылкаявлюблён-ность
Владимир Ленский
Духовный антипод Онегина.Романтик и поэт.Онегин + Ленский = дружба:отчуждённость от помещичьей среды,интерес к философским вопросам.Ленский.Мягкий, переживающий.Любит, дружит, сочиняет.Автор симпатизирует, но иронизирует.Вата.
«Евгений Онегин». Дуэль Онегина с Ленским Художник М. В. Добужинский
Татьяна Ларина
«милый идеал»
«Евгений Онегин». Татьяна на балконе. Художник Ф.Д.Константинов.
Развитие характера
Любовь к Онегину, объяснение
Замужество не по любвиПризнание «законодательницей зал»Соблюдение нравственного долгаСоциальная реалистическая адаптация
Задумчивость.Напряжённая внутренняя работаБлизость родной природеИнтерес к необычному (к «страшным» няниным рассказамРанняя увлечённость романамиПризнаки романтической героини
Онегин – «лишний человек»
ПУСТАЯ БОРЬБА.Затворничество в деревне – своеобразный протест против норм светского общества, подавляющих личность.Дружба и любовь – попытка быть искренним, неиспорченным.
«Евгений Онегин». Татьяна и Онегин Художник Н. В. Кузьмин
Испытание дружбой и любовью показало: внешнее отрицание общепринятых предрассудков и мнений не означает внутреннего освобождения от них.
Идеал женщины в русской литературе
Светлана («Светлана» В.А.Жуковского).Катерина («Гроза» А.Н.Островского).Ольга («Обломов» И.А.Гончаров.Матрёна Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова).Княгини Трубецкая и Волконская («Русские женщины» Н.А.Некрасова).Наташа Ростова, Мария Болконская («Война и мир» Л.Н.Толстого).Соня («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).Наталья («Тихий Дон» М.А.Шолохова).Матрёна («Матрёнин двор» А.И.Солженицына).Дарья («Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина).

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом . В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом : три четверостишия и заключительная пара. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии. Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин , Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен» . Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны. Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями. Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее. Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись. Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина . Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою» , воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом» . Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным» , высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека» .

Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Иллюстрация К. И. Рудакова "Евгений Онегин. Встреча в саду" ,1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.