А. борисюк леонардо да винчи. Картина "Мадонна с младенцем": описание и фото

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его "Мадонна Брера", в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции - Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина "Мадонна с младенцем" Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок - вверх - между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой - так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике - символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

Масло/Холст (1510)

Описание

Композиция картины напоминает пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности...

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» - неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776.

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффектmise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Композиция картины напоминает пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:
В лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает свое ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, - находки поистине достойные ума и гения Леонардо.

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхнийзапрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ.

Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.

К:Картины 1519 года

«Мадонна с младенцем и святой Анной » - картина Альбрехта Дюрера , написанная темперой и маслом на доске (позднее переведена на холст) (60x50 см). Подписана и датирована 1519 годом (с правого края), возможно надпись выполнена позднее, в настоящее время хранится в Метрополитен-Музее (Нью-Йорк).

История

Несмотря на то, что дата создания «Мадонны с младенцем и святой Анной» с большой долей вероятности поставлена на раме позднее, исследователи относят её к 1519 году. Картина принадлежала Габриэлю Тухеру из Нюрнберга , представителю известной купеческой семьи, члены которой были ценителями творчества художника. В 1630 году курфюрст Максимилиан I Баварский приобрёл картину, которая до середины XIX века находилась в замке Шляйсхайм. Плохая сохранность и неудачные поновления обесценили картину, которая была продана на аукционе как копия работы Дюрера. Картина побывала в частных коллекциях в Монако и Одессе , потом попала в Соединенные Штаты, где была приобретена Бенджамином Альтманом , который позже завещал её (1913) нью-йоркскому Музею Метрополитен. После реставрации считается одним из шедевров художника. В венской Альбертине хранится подготовительный рисунок с фигурой святой Анны (1519), выполненный кистью с заливкой фона тёмным.

Композиция

Вероятно, для святой Анны, Дюреру позировала его жена, Агнеса . Монументальная фигура Анны в покрывале, закрывающем по нюрнбергской моде подбородок, возвышается над Марией и младенцем. Её рука покоится на плече дочери в жесте защиты, Мария же полностью поглощена ребёнком. Белое одеяние святой Анны выделяется на тёмно-зелёном фоне, Дева Мария в одежде цветов, традиционных для иконографии матери Христа. Виртуозно написанное прозрачное покрывало наброшено на голову Марии. Младенец Иисус изображён в нижнем левом углу. Композиция построена так, что взгляд зрителя, переходя с заботливо взирающей на дочь Анны на сосредоточенно сложившую в молитве руки Марию, устремляется на спящего Иисуса.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мадонна с младенцем и святой Анной"

Литература

  • Costantino Porcu, Dürer , Rizzoli, Milano 2004.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мадонна с младенцем и святой Анной

Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.

Св. Анна с Марией и младенцем Христом

Доска, масло. 170 х 129см.

Париж. Лувр.

Непонятная картина. Посмотрим, что пишет Уоллейс. «Это последняя разработка темы, которая занимала Леонардо очень долгое время: самый ранний из сохранившихся вариантов - это картон Бурлингтонского дома. По контрасту с полной уравновешенностью вертикальной композицией картона картина полна сложного диагонального движения. Вокруг основного пирамидального стержня - изгибы тел, рук и ног, которые сплетаются и размыкаются (на картоне). Остро интересуясь переплетающимися линиями, Леонардо намеренно исказил фигуры: сидящая на коленях св. Анны Мария, кажущаяся столь естественной и грациозной на картоне, на картине поражает некоторых зрителей отсутствием изящества. Как бы то ни было, но дисгармония забывается, когда сосредоточиваешься на удивительном динамизме картины. По сравнению с материнским спокойствием святой Анны почти акробатическая поза Марии, когда она резко наклоняется, чтобы оберечь своего Сына, неизменно приковывает взгляд. Леонардо, соединивший столетиями разрабатываемую религиозную догму с тончайшим пониманием человеческих чувств, выразил глубокую обеспокоенность матери за судьбу своего младенца, от которой она пытает

ся его предохранить. Но страсти Господни неизбежны, что подчеркнуто образом жертвенного ягненка, до которого младенец, смеясь, старается дотянуться. Лицо Марии и некоторые детали ее одежды не закончены, однако задний план прописан до мельчайших деталей: его тончайшие серые и бледно-голубые тона вызывают в воображении скалистое безмолвие, может быть, лунное, где «нет ни печали, ни воздыхания».
Возражения. Нет «диагонального движения» уже потому, что Анна сидит прямо и неподвижно. Можно говорить о диагональном расположении фигур по высоте: Анна, Мария, мальчик, барашек. «Динамизм» - к чему такая напыщенность для описания простого наклона Марии к мальчику. Я давно заметил, что чем солиднее издание, чем авторитетнее автор его, тем меньше он смотрит на картины, которые он описывает. Уоллейс говорит о «тончайшим пониманием человеческих чувств» и «глубокой обеспокоенности матери» тогда, когда она просто ласково и нежно улыбается сыну, пытаясь отвлечь его от ягненка, которого он замучил. Уоллейс говорит: мальчик «старается дотянуться» до ягненка, тогда как на картине он крепко ухватил его за рога и дергает туда-сюда. Не говорим ли мы о разных картинах? В сущности, перед нами простая картина.
Но я прошел через сомнения. Сначала: имеет ли смысл эта картина и над чем тут думать? Затем: если на картине Христа уподобить жертвенному ягненку, и его ждут муки, то чему тут улыбаться? А Мария улыбается. Я уже начал подумывать о странностях великого художника, сомневался в его человечности. Но очень скоро все стало на свои места: и женщины с мальчиком, и горный пейзаж, и деревья справа, о которых все помалкивают.
Вот ответ. Анна сидит прямо, и с улыбкой смотрит вниз на сидящую у нее на коленях Марию - ее крупная, тяжелая дочь ее ни мало не обременяет. Она даже поддерживает ее левой рукой в ее неудобной позе. Мария испытывает двойное удовольствие - от близости матери и от балующегося сына. Сыну хорошо тем, что получает удовольствие от возни с живым, мягким, безропотным и неопасным ягненком и от близости оберегающей и любящей его ласковой матери. Один замученный ягненок недоволен, и Мария пытается его избавить от мучителя. Имеет ли эта сцена отношение к евангельским? Имеет, но совершенно формальное, как повод художнику рассказать о своем. Пожилая женщина чувствует под собой опору и радуется жизни, когда она является опорой для дочери (детей) и их связывает взаимная любовь. Взрослая дочь, уже сама мать, счастлива иметь опорой в жизни мать и самой быть опорой и любовью для своих маленьких детей. А маленький может делать, что вздумается, и опереться на оберегающую его от всех напастей любовь матери.
Ягненок - существо вполне земное, он даже не стоит, а лежит на земле, так он связан с земным. Мальчик уже стоит, он свободен, не связан в движении. Голова его между головой ягненка и голубым пейзажем - своим будущим. Голова Марии почти полностью захвачена неутомимым течением реки и отчасти предгорьем: она, как и река, в жизни, движении, заботе. Главным образом, направленных на сына. Голова Анны захватывает немного предгорье, но в основном расположена на уровне высоких гор и, отчасти, неба. Это покой, осмысление, мудрость и близость неба, как небытия. Третий раз ту же идею жизни, как последовательности и преемственности, повторяют деревья. Справа стоит пушистое маленькое дерево, оно полностью на фоне земли; левее - среднее, оно поднимается в голубые дали предгорья, затем высокое дерево, упирающееся вершиной в небо.
Может быть, эта сторона картины навеяна одиночеством Леонардо, обойденного с детства в любви. Отсутствие семьи, детей, которым он бы мог передать часть самого себя и дать ростки в будущее. Не было и учеников и последователей, близких ему по духу. Не было и глубоких привязанностей. Но здесь и другая мысль. Любовь и внимание пытаются поднять неразумное человечество с земли, призывают его быть милосердным ко всему живому. А мудрость служит руководством и опорой любви.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» - неоконченная картина Леонардо да Винчи . Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776.

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Леонардо сделал множество набросков к этому сюжету, но так и не довёл работу до конца. Над самой картиной, ныне хранящийся в Лувре, художник работал около десяти лет, однако многие детали на ней остались незаконченными.

При создании центральной группы Леонардо использовал контраст цвета и освещения. Композиционно она вписана в пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его. Вместо религиозной торжественности работе свойственна интимность.

Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари :

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты

Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино .

Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в здании Королевской академии художеств - Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.

Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре. В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена (её предполагаемый набросок находится в Венеции), а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона.

Свою картину по этой композиции Леонардо (добавив справа св. Иосифа) написал его ученик, Бернардино Луини.

В 1988 году психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза.

В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →