В чем заключается незаурядность ивана флягина. История персонажа. Несколько интересных сочинений

Повесть «Очарованный странник» представляет своему читателю образ человека, которого невозможно сопоставить ни с одним из персонажей русской литературы. Это образ героя легко сливающегося с любыми передрягами жизненного пути. Флягин Иван Северьяныч или «очарованный странник», как назвал его автор повествования, «очарован» собственной жизнью, в частности, и всем миром, в общем. Он принимает жизнь как дар, великое чудо, не имеющее пределов и границ. Куда бы ни забросила судьба героя, он открывает для себя нечто новое и удивительное и, может от того, абсолютно не страшится перемен.

Образ Флягина впитал в себя всё русское. Это человек схожий с героем древних былин — огромен ростом, открыт лицом, а его волосы вьются и отливают благородной сединой. На вид ему лет пятьдесят, он добр, простодушен и открыт душой для каждого встречного. Тот факт, что Иван Северьяныч никак не уживётся на одном месте, не означает, что он непостоянен или легкомыслен, такой образ жизни скорее говорит о том, что герой стремиться испить весь мир до дна. Хотя бы настолько, насколько успеет за отведённые ему Богом годы.

Жизнь Ивана Северьяныча Флягина

При рождении Флягин отнял жизнь у своей матери (родился он с очень большой головой, за что получил кличку «Голован»), но, вместе с тем, сам словно неуязвим для смерти, которую готов принять в любую минуту. Герой удерживает коней у края обрыва, едва не кончает с собой, побеждает в опаснейшем поединке, спасается бегством из плена, избегает пуль во время военных действий. Всю жизнь ходит по краю гибели, но земля не спешит его принять.

С детства Иван любил лошадей и умел с ними обращаться. Но судьба его сложилась так, что ему пришлось бежать и совершить кражу коней. Скитаясь, Флягин попадает к татароам и проводит 10 лет свой жизни в плену (он попадает в плен в возрасте 23 лет). Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином. В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя - отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером. Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него "нечистую силу", но все безрезультатно. Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам.

Флягин соблюдает каноны своей собственной морали, оставаясь по жизни честным перед другими и самим собой. На его счету оборванные жизни монаха, татарина и молодой цыганки. Но, ни один из проступков странника не рождён из ненависти или лжи, не совершён с жаждой наживы или из страха за собственную жизнь. Монах погиб в результате несчастного случая, татарин был сражён в бою на равных, цыганка же сама молила оборвать её невыносимое существование. В истории с этой несчастной Иван взял грех на себя, освободив тем самым девушку от необходимости совершения самоубийства.

Иван Северьяныч рассказывает о своей жизни случайным попутчикам во время водного путешествия на судне. Герой ничего не утаивает, так как душа его открытая книга. В борьбе за справедливость он жесток, как со случаем, когда отрезал барской кошке хвост за то, что та повадилась душить его голубей. Но в другой ситуации, Флягин ушёл на войну за парнишку, которого боялись потерять любящие родители. Единственная причина тех или иных поступков Ивана — природная сила, бьющая из него через край. Вся эта мощь и удаль богатыря русского в управлении штука достаточно сложная. От того и не всегда Иван Северьяныч мог её верно рассчитать. И потому безупречным героя повести назвать нельзя, он многогранен — беспощаден и добр, умён и наивен, дерзок и романтичен.

Написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.


В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.


Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.


Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.


Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись и .


В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер . В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, и .

Цитаты

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема.

Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается. абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так.

Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.

Таким образом, повесть Лескова «Очарованный странник» во многих моментах отходит от классической повести – многообразие проблематики и тематики позволяет рассмотреть жизнь во всех ее сложностях и неожиданностях. Автор в произведении избегает типичности – все элементы повести наделены индивидуальными, нетипичными качествами. Однако при этом следует отметить, что Лесков искусственно с помощью гротеска и гипербол, содержащие негативный посыл, обрисовывает образы иностранцев и аристократов. Таким образом достигается выгодная акцентуализация идеи произведения.