Палеолитические «венеры. Палеолитические венеры Беременная женщина у ног оленя



План:

    Введение
  • 1 История открытия
  • 2 Описание
  • 3 Примечательные образцы
  • 4 Классификация
  • 5 Интерпретация
  • Примечания

Введение

Венера Виллендорфская

«Палеолитическая Венера » - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.


1. История открытия

Венера Брассемпуйская

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре. У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Еще одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская», найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 г. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская» была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай, Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры.

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс», датируемую по крайней мере 35.000 лет до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 500-300 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .


2. Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия, применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую» и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская» и «Венера Лоссельская» были, по-видимому, покрыты красной охрой. Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.


3. Примечательные образцы

Венера из Холе-Фельс

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано


4. Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

  • Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспугская, Лоссельская и Брассемпуйская)
  • Средиземноморская группа (Венера с о. Мальта)
  • Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская, Вестоницкая Венера)
  • Российская группа (Костёнки, Зарайск и Гагарино )
  • Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети)

5. Интерпретация

Венера Мальтинская

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Найденные недавно 2 очень древних каменных объекта (датировка 500000 - 200000 лет назад) так же интерпретируются некоторыми исследователями, как попытка передать изображение женщин. Одна из них, «Венера из Берехат-Рама», была обнаружена на Голанских высотах, вторая - «Венера из Тан-Тана» - в Марокко. Вопрос об их происхождении является дискуссионным: были ли они обработаны человеком, для придания им более антропоморфного вида, или же приняли такую форму благодаря исключительно природным факторам.

Некоторые учёные предполагают, что существует прямая связь между «палеолитическими Венерами» и более поздними изображениями женщин в эпоху неолита, и даже бронзового века. Однако эти взгляды не имеют подтверждения и не согласуются с тем фактом, что подобные изображения отсутствуют в эпоху мезолита.


Примечания

  1. Randall White, «The women of Brassempouy: A century of research and interpretation», Journal of Archaeological Method and Theory 13 .4, December 2006:253 - www.nyu.edu/gsas/dept/anthro/programs/csho/Content/Facultycvandinfo/White/Women of Brassempouy Final red.pdf pdf file
  2. Conard, Nicholas J.. «A female figurine from the basal Aurignacian of Hohle Fels Cave in southwestern Germany - www.nature.com/nature/journal/v459/n7244/pdf/nature07995.pdf». Nature (459): 248–252. DOI:10.1038/nature07995 - dx.doi.org/10.1038/nature07995. Проверено 2009-05-13.
  3. В. А. Семенов Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век.. - СПб. : Азбука-классика, 2008. - С. 53. - 592 с. - 7000 экз . - ISBN 978-5-91181-903-3
  4. H. Delporte: L’image de la femme dans l’art préhistorique , Éd. Picard (1993) ISBN 2-7084-0440-7
  5. Hizri Amirkhanov and Sergey Lev. New finds of art objects from the Upper Palaeolithic site of Zaraysk, Russia - antiquity.ac.uk/ant/082/ant0820862.htm
  6. www.membrana.ru - Венеры каменного века найдены под Зарайском - www.membrana.ru/lenta/?8913
  7. Гагарино. Палеолитическая стоянка. - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00016/10600.htm
    • Предмет и основные понятия истории религии
    • Всеобщность веры
    • Почему человек верит в бога
      • Почему человек верит в бога - страница 2
      • Почему человек верит в бога - страница 3
  • Ранний и средний палеолит
    • Палеоантропология как предмет истории религий
    • Современный «дикарь» и доисторический человек
    • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека?
      • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека? - страница 2
    • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения
      • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения - страница 2
    • Медвежий культ в среднем палеолите
    • Этические представления неандертальца
  • Религия верхнего палеолита
    • Религия верхнего палеолита
    • Погребения верхнего палеолита
    • Души умерших
    • Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи
    • Идея бога в верхнем палеолите
      • Идея бога в верхнем палеолите - страница 2
    • «Великий колдун»
    • «Палеолитические Венеры»
    • Этические представления верхнего палеолита
  • Религиозные представления неолита
    • Теория «неолитической революции»
    • Мистика зерна и начало земледелия
    • Почитание предков и начало оседлой жизни
    • Мать - сыра земля
    • «Незнаемый бог» неолита
    • Святилище и храм
      • Святилище и храм - страница 2
    • «Мир мертвых» и «мир живых»
      • «Мир мертвых» и «мир живых» - страница 2
    • Человеческие жертвоприношения
  • Мегалитическая религия
    • Культура «больших камней»
    • Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию
    • Зачем возводились постройки из «больших камней»
    • «Должно вам родиться свыше»
    • «Совиноглазая богиня»
    • Отец небесный
      • Отец небесный - страница 2
    • Конец мегалитической религии
  • Религии современных неписьменных народов: бог и духи загадки неписьменных культур
    • Загадка неписьменных культур
    • Представления о боге-творце у неписьменных народов
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 2
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 3
    • Мать-земля
    • Мир духов
      • Мир духов - страница 2
    • Тотем
    • Мировое древо и сверхъестественный переход
  • Религии современных неписьменных народов: человек и его мир
    • Многосоставный человек
    • Человек - бог или зверь?
    • Зеркало вместо инобытия
      • Зеркало вместо инобытия - страница 2
      • Зеркало вместо инобытия - страница 3
    • Нравственный императив в религиях неписьменных народов
      • Нравственный императив в религиях неписьменных народов - страница 2
    • Каннибализм и человеческие жертвоприношения
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 2
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 3
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 4
    • «Неписьменные народы» - причины социальной стагнации
  • Шаманизм
    • Происхождение и смысл понятия шаманизм
    • Кто такой - шаман
    • Кто и как становится шаманом
    • Шаманское посвящение
    • Внутренний смысл шаманского посвящения
      • Внутренний смысл шаманского посвящения - страница 2
    • Загадка тудинства
    • Что такое камлание?
    • Собирание духов
    • Магический жар и шаманский полет
    • Исцеление
    • Сохранение спасенной души
    • Заключительное кормление и роспуск духов
    • Шаманизм как культурно-религиозное явление
      • Шаманизм как культурно-религиозное явление - страница 2

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка - все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера - это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного. Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка -- все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди. Палеолитическая Венера -- это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция).

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:

  • а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
  • б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
  • в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
  • г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это -- знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал -- головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Крупные копытные животные, зубры, мамонты, олени, быки становятся в верхнем палеолите почти универсальным образом Небесного Бога. Они, носители мужского «семейного» начала, дают жизнь, которую принимает и вынашивает в своей утробе «Мать-Земля». Не эта ли мысль направляла резец верхнепалеолитического мастера из Ложери-Басс, когда он работал над изображением беременной женщины у ног оленя?

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она -- вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву -- земля. Поклонение МатериЗемле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т.п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли. Различие опыта -- это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом -- Истории» -- «Очевидное» -- еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик должно быть старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глинянные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-1"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна -- с узкими девичьими еще бедрами, другая -- беременная, третья -- старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона. Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах -- невинной девушки, матери и старухисмерти, изображений -- столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение, полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.












Палеолитические Венеры, перечень:
Палеолитическая Венера — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

1. Венера из Берехат-Рама — - камень, найденный при археологических раскопках на Голанских высотах в 1981 году. Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину, на котором сделаны по крайней мере 3 прореза, возможно выгравированные с помощью остроконечного камня. Объект был выявлен археологом из Еврейского университета в Иерусалиме Н. Горен-Инбар (N. Goren-Inbar). Она утверждает, что это не что иное, как статуэтка - артефакт, изготовленный представителем вида Homo erectus (ашельская культура начала среднего палеолита, примерно 230 тысяч лет тому назад).

2. Венера Брассемпуйская — или «Дама с капюшоном» - первая по времени обнаружения «палеолитическая венера». Представляет собой фрагмент фигуры из слоновой кости эпохи позднего палеолита, обнаруженный близ французского посёлка Брассемпуи в 1892 году. Считается произведением граветтской культуры (около 22 тысяч лет тому назад). Это одно из наиболее ранних относительно реалистичных изображений человеческого лица.

3. Вестоницкая Венера — «палеолитическая Венера», обнаруженная в Дольни-Вестонице в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота статуэтки - 111 мм, ширина - 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно - между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.

4. Венера Виллендорфская — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29,500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.

Фигура женщины выполнена в интересном стиле. Её груди, живот и бёдра выполнены в гипертрофированной манере. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.
По мнению других исследователей, фигурка, возможно, была идолом плодородия и возможно использовалась вагинально, как символ, призванный увеличить деторождение. Об этом говорят чётко выраженные груди и половые органы, отсутствие ступней ног (статуэтка не должна была стоять по замыслу автора).Короткая длина рук была необходима для лучшего погружения в процесс.

5. Венера Гальгенбергская — «палеолитическая венера» ориньякской культуры возрастом около 30 тысяч лет. Обнаружена в 1988 г. невдалеке от г. Штратцинг в Австрии, где неподалёку ранее была обнаружена Венера Виллендорфская. Высота «танцующей» фигурки составляет 7,2 см, масса 10 г. Она сделана из зелёного серпентина. Экспонируется в венском Музее естествознания.

6. Венеры из Гённерсдорфа — палеолитические венеры возрастом около 11,5 - 15 тысяч лет, обнаруженные во второй половине XX века в Гённерсдорфе, районе города Нойвид (земля Рейнланд-Пфальц, Германия), в ходе раскопок под руководством Герхарда Бозински. Статуэтки принадлежат к мадленской культуре и отражают основные тенденции в изображении женской фигуры, характерные для той эпохи: минимализм, абстрактность, отсутствие головы и ног, подчеркнутые формы ягодиц. Их ближайшими аналогами являются экземпляры из Андернаха, Небры и Олькнитца, что позволяет говорить об отдельном «гённерсдорфском типе» палеолитических венер. Кроме того, на данной стоянке были обнаружены шиферные пластины с нанесенными на них рисунками профилей женских тел, которые по форме аналогичны статуэткам.
Всего было найдено 16 Гённерсдорфских венер, материалом для изготовления которых послужили кости животных, бивень мамонта, рог оленя, а также местные сланцевые горные породы

7. Костёнковские венеры — условное название десяти палеолитических статуэток женщин, обнаруженных на Костёнковских стоянках в Воронежской области. Подобные статуэтки также найдены на Авдеевской стоянке в Курской области. Созданы приблизительно 23-21 тыс. лет тому назад носителями костёнковско-авдеевской культуры. Хранятся в Государственном Эрмитаже.
В целом для фигурок характерен единый художественный канон: округлые формы груди и живота гипертрофированы, очень тонкие руки сложены на груди, ноги немного согнуты, лица почти гладкие, без деталей. В 1977 г. в Авдеево была найдена первая «палеолитическая венера» с тщательно проработанным лицом (вплоть до причёски или шапочки, которая передана рядами насечек). На нескольких фигурках заметны украшения, в том числе браслеты и оберегающая грудь перевязь.
Выполнены фигурки из камня (известняка, мергеля) либо из бивня мамонта. Культово-ритуальное назначение статуэток из бивня и камня, очевидно, разнилось. «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот», тогда как фигурки из бивня сохранились в неприкосновенности: их «хранили в специальных углублениях с другими значимыми для древнего человека предметами».

8. Венера Леспюгская — доисторическая 15-сантиметровая женская фигурка из слоновой кости, которая принадлежит к группе т. н. «палеолитических венер» и датируется граветтским периодом (26-24 тысяч лет до нашей эры).
Статуэтка была обнаружена в 1922 году в пещере Ридо близ деревни Леспюг (Lespugue) на склонах Пиренеев (французский департамент Гаронна Верхняя). При извлечении из земли получила повреждения. Экспонируется в парижском музее Человека.
«Венера из Леспюга» уникальна по нескольким причинам. Среди всех «палеолитических венер» (трактуемых традиционно как амулеты культа плодородия) здесь наиболее выражены вторичные половые признаки женщины, и в первую очередь гипертрофированные груди.

9. Венера Лоссельская — Венера Лоссельская, фр. V?nus de Laussel - одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 20 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий турий рог. Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь, Франция.

9. Мальтинские венеры - условное название трёх десятков «палеолитических венер» из бивня мамонта, которые были обнаружены советскими археологами на стоянке Мальта в Иркутской области и датированы 21-19 тыс. до н.э. Высота колеблется от 3,7 см до 13,6 см. Хранятся в Государственном Эрмитаже. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие «палеолитические венеры». До исследования сибирской стоянки подобные предметы находили исключительно в Европе. Несмотря на значительные вариации между собой и выделение двух основных типов (массивного и грацильного), в совокупности статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица:
— Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове - попытка передать причёску. — Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом в виде продольных насечек. По гипотезе А. П. Окладникова, так изображена обычная для сибирских народов меховая одежда. — Вторичные половые признаки выражены слабо, груди переданы неглубокой резной линией, некоторые статуэтки кажутся бесполыми.
Обычно статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Иногда в нижней части просверлены отверстия, что позволяло их подвешивать как амулет.

10. Венера Мораванская — палеолитическая венера из бивня мамонта, найденная в 1938 году в западной Словакии. Статуэтка была обнаружена словацким фермером Стефаном Гульман-Петричем у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом в конце 30-х годов XX века и во время Второй мировой войны попала в руки немецкого археолога Лотара Цоца, который отправил её на экспертизу Анри Брейлю в Париж. Лишь в 1967 году венера была возвращена обратно в Словакию.
По своим внешним характеристикам, временной соотнесенности (22-23 тыс. назад, граветтская культура) и условно малому расстоянию мест находок Мораванская венера близка экземплярам из Виллендорфа и Вестонице, обладающими также подчеркнутыми пышными формами тела.

11. Венера Невшательская — (также Венера из Монруца, фр. V?nus de Monruz) - палеолитическая венера, найденная в 1990 году в пригороде Монруц швейцарского Невшателя в ходе охранных раскопок на месте строительства шоссе A5. Статуэтка была создана около 12-13 тыс. лет назад и относится к культуре Мадлен. В качестве материала для изготовления древний скульптор использовал легко поддающийся обработке гагат.
Будучи сравнительно малой по размерам (1,8 см высотой), Невшательская венера абстрактно передает форму изогнутого женского тела с выступающими ягодицами. Возможно статуэтка использовалась в качестве подвески или амулета, о чем свидетельствует высверленное сквозное отверстие в её верхней части. Внешние характеристики, а также производственный материал, сближают данную находку с венерами из Петерсфельса, обнаруженными на расстоянии 130 км от Невшателя (юг Баден-Вюртемберга, Германия). В итоге, можно предположить, что они либо были созданы одним человеком, либо принадлежат единой региональной традиции изготовления подобных статуэток.

12. Венеры из Петерсфельса — (также Венеры из Энгена, нем. Venusfigurinen vom Petersfels) - статуэтки эпохи верхнего палеолита, найденные в южной Германии с 1928 по 1978 годы. В 1927 году неподалеку от Энгена в Баден-Вюртемберге немецкий исследователь Эдуард Петерс обнаружил палеолитическую стоянку древних охотников мадленской культуры, располагавшуюся вблизи скалы, впоследствии названной в честь ученого. В 1928-1933 годах под его руководством здесь были организованы масштабные раскопки. Дальнейшие исследования стоянки проводились уже в 70-х годах археологом Гердом Альбрехтом.
За годы раскопок Петерсфельса было найдено 16 палеолитических венер, 15 из которых были изготовлены из гагата, а одна из оленьего рога, и имеют размеры от 1 до 3,5 см в высоту.

13. Венера Савиньянская — — палеолитическая венера из серпентина, найденная в 1925 году в коммуне Савиньяно-суль-Панаро в Италии. Статуэтка была обнаружена в 1925 году в итальянской коммуне Савиньяно-суль-Панаро неподалеку от Модены местным жителем Олиндо Замбелли в ходе строительных работ на глубине около 1 метра. Жена посоветовала Замбелли выбросить бесполезный «камень», однако вместо этого фермер отнес находку художнику и скульптору Джузеппе Грациози, который выкупил венеру и передал её в Музей Пигорини.

14. Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан. Согласно одной из гипотез, вместе с Венерой из Берехат Рама (известной с 1981 года) представляет собой древнейший (500-300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.Трактовка этой находки как исключительно антропоморфной, тем более как палеолитической Венеры, очень проблематична.

15. Венера из Холе-Фельс — («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; нем. Venus vom Hohlen Fels, vom Hohle Fels; Venus von Schelklingen) - древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена. Возраст - в промежутке между 35 и 40 тысячами лет; принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия кроманьонцев в Европе. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

16. Человеколев — (нем. L?wenmensch) - статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура возможно представляет собой божество и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тысячи лет. Позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет 40 тысяч лет.
Материал подготовлен

» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре .

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит , кальцит , мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Обнажённая женщина (Венера Виллендорфская)

Субтитры

Людям нравятся определённые ответы. Мы действительно хотим понимать, что именно мы видим. Особенно - историки искусства. Люди создают разные вещи. Нам нравится создавать искусство. Один из древнейших предметов искусства - маленькая женская фигурка. Иногда её называют просто обнажённой женщиной. Весь мир знает её как Венеру Виллендорфскую. И хотя это название не имеет никакого смысла, оно многое говорит о призме, через которую смотрит наша культура. Её нашли в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф и дали ей имя Венера. Её высота - примерно 11 сантиметров. Она создана примерно 25 тысяч лет назад. Она по-настоящему древняя. Она хранится в венском Музее естествознания, где мы сейчас и находимся, в тёмном стеклянном шкафчике, освещённом сверху. Внешне хранилище похоже на греческий храм. На нём написано«Венера Виллендорфская». Ещё здесь есть одна кнопочка. В научном музее всегда много детей, любящих нажимать кнопки. Когда они это делают, белый свет, озаряющий фигурку сверху, сменяется красным, и звучит тихая мелодия флейты. Конечно, мы понятия не имеем, что за музыку могли слушать те люди. Это просто попытка заполнить все пробелы. Мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем, кто её сделал и зачем. Всё, что у нас есть, - эта фигурка вне всякого контекста. В большей степени это антропологический объект, чем произведение искусства. Назвав её Венерой в честь древнегреческой богини любви - Венеры, мы приписали ей определённое значение. Считаем, что это фигурка богини, которая связана с деторождением и плодородием. Мы не знаем, правда это или нет. Мне кажется, у нас чуть больше сведений, так как это лишь одна из найденных женских фигурок той эпохи. Точнее, конца Ледникового периода. Это одна из самых первых найденных скульптур, изображающих фигуру человека. Любопытно, что почти все найденные фигурки женские. Вернее, все найденные до сих пор фигурки - изображения женщин. Обнажённых. Но они отличаются друг от друга формой. У некоторых более полные груди и ягодицы. Может, когда-нибудь историки искусства и археологи найдут и мужские фигурки. Это всё догадки. А всё, на что мы можем взглянуть, - сама фигурка. Давайте присмотримся к ней. У неё нет ступней и очень тонкие руки, которые она сложила высоко на свои груди. У неё нет черт лица. Это повторяющаяся особенность почти всех найденных фигурок этого периода. Волосы проработаны тщательно. Или, возможно, на её голове шапка. Есть предположение, что это шапка из тростника. О, вот и музыка, и красный свет. Да, маленькая девочка только что нажала на кнопку. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы. Археологи, внимательно изучавшие фигурку, предположили, что увеличенные живот, груди и голова - это выпуклости, которые обусловлены природной формой камня. Скульптура сделана из известняка. Она симметрична. И, определённо, не является чем-то таким, что должно было стоять прямо. Как Вы упомянули, у неё нет стоп. Фигурка легко поместится в ладони. Есть ощущение, что её предполагалось держать в руке. Или носить в кармане, или что-то вроде этого. Да, она легко умещается в руке. Мы знаем, что изначально она была выкрашена охрой - рыжим красителем. Помимо этого, сложно сказать что-то ещё. И поэтому мы продолжим ею любоваться. А историки искусства продолжат поиск ответов. И в некотором роде я уверен, мы всегда будем попадать в ловушку стремления выразить свои интересы и потребности, пытаясь понять это произведение искусства. Не уверен, что мы поймём его до конца или восстановим его изначальные значения. Пожалуй, это так. Subtitles by the Amara.org community

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская » и «Венера Лоссельская » были, по-видимому, покрыты красной охрой . Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

Примечательные образцы

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Холе-Фельс 35-40 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Человеколев 32 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Вестоницкая Венера 27-31 Моравия керамика
Венера Виллендорфская 24-26 Австрия известняк
Венера из Леспюг 23 Аквитания , Франция слоновая кость
Венера Мальтинская 23 Иркутская область, Россия бивень мамонта
Венера Брассемпуйская 22 Аквитания, Франция слоновая кость
Венера Костёнковская 21-23 Воронежская область, Россия бивень мамонта, известняк, мергель
Венера Лоссельская 20 Дордонь , Франция известняк

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Тан-Тана 300-500 Марокко кварцит
Венера из Берехат-Рама 230 Голанские высоты туф

Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

Интерпретация

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности . Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.