Что удивило гринева в пугачеве. Капитанская дочка — Гипермаркет знаний Поразмышляем над прочитанным

Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце? (Гринев видит добродушие Пугачева, ничего свирепого он не увидел в нем, то есть рассказчик, а за ним и автор. Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Обращение Пугачева к казакам и казаков к нему - чисто товарищеское, простое: «каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева». Пугачев и его товарищи поют песню «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Песня эта помогает понять и Пугачева, и группу его товарищей, вместе с тем придает трагический тон.).

Слайд 40 из презентации «Книга «Капитанская дочка»» . Размер архива с презентацией 1468 КБ.
Скачать презентацию

Капитанская дочка

краткое содержание других презентаций

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Почему Швабрин вызывает наше презрение. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Сходство с женами декабристов. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Сопоставь. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Подумай и ответь. Проверь себя. Загадки романа – это загадки жизни. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем.

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Русская литература. Береги платье снову, а честь смолоду. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Мотив обмана в литературе. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Навыки анализа эпизода художественного текста. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пословицы.

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Роман. «Капитанская дочка». Как Пушкин своего Пугачева написал. Идейно-художественная позиция. История Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. Фигура мятежного Пугачева. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. Значение исторического труда А.С.Пушкина.

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки». Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Погребец. Армяк. Я стал читать про себя молитву. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. События повести. Деталь. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Облачение в «ризу светлу» после Крещения.

«Книга «Капитанская дочка»» - Работа над образом Маши Мироновой. Автор отказывается от перехода к восставшим. Доброе отношение к крепостному слуге - результат вос- питания, полученного дома. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Домашнее задание. «Наш вечный спутник» А.Т.Твардовский. Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Что такое милосердие? В каких главах ещё говорится о Пугачеве?


Береги честь смолоду.

Поразмышляем над прочитанным...

Глава I. Сержант гвардии

1.Глава называется «Сержант гвардии»; О ком рисскааывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней ? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
Дорога, буран - расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого: его таинственый разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре .

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношении между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях - Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню - эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

Глава VI. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогopской крепости?

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

Глава VII. Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

2. Как вели ceбя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас нагнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

Глава VIII. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринев называет «новобранными наместниками» и почему?

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на служба у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чем писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринев в пугачевском стане и как велн себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; волн мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

Глава XIII. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из тексту произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки

Пословица «Незваный гость хуже татарина» имеет старое происхождение. Она напоминает времена, когда на Русь напа­дали многочисленные кочевники. Их набеги приносили много неприятностей, но незваный гость был еще хуже. Незваный гость в главе — это тот, кто без приглашения пришел в тот дом, где раньше часто бывал Гринев. Он оказал милость Гриневу, он ос­тавил его в живых. Так он отплатил за «тулупчик заячий». Но от этого не было легче Гриневу: в опасности оставалась Маша, ко­торую он любил. Будущее представлялось ему очень мрачным.

«Новобранными изменниками» Гринев называет тех, кто перешел на службу к Пугачеву. Это Максимыч и Швабрин. Они новобранцы в войске Пугачева, но изменники по своей сути.

Труд бурлаков был изнурительно однообразен и тяжел. Мятежники запели эту «заунывную бурлацкую песню». В ней рассказывается о царском суде, на который пришел разбойник. Он отвечает на вопросы царя достойно, за что царь хвалит его: «Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын!» - но при этом добавляет, что вознаградит его виселицей. Эта песня произво­дила сильное впечатление на слушателей, потому что пели её такие же преступники. Но и они сами поют её оттого, что им тягостно на душе: подсознательно они понимают разбойный характер своих действий и предчувствуют свою гибель.

Гринева поразила обстановка, которую он увидел на воен­ном совете Пугачева. Никто никому не оказывал предпочте­ния. Все имели почти равное право голоса, Пугачев слушал людей с интересом и уважением к их мнению. С точки зрения Гринева всё это было очень необычно. Традиционная иерар­хия военных советов требовала подчинения нижестоящих вы­шестоящим.

Почему Пугачев простил Гриневу его дерзкие речи? Это в тексте объясняется так: «Моя искренность поразила Пугачева». Пугачев сумел оценить правдивость и искренность слов Грине­ва. Так Пушкин проводит в повести очень важную мысль о том, что искренность и правда - две добродетели, которые помога­ют человеку даже в самые тяжелые моменты его жизни.

Глава IX. Разлука

Швабрин на службе у Пугачева. Пугачев назначил Швабри­на «начальником крепости». Гринев, услышав эту новость, при­шел в ужас, оттого что Марья Ивановна оставалась в руках Швабрина. Этот человек быстро приспособился к ситуации, подстригся, как казак, надел новую форму. Для него не суще­ствует понятия чести. Автор намеренно противопоставляет по­ведение Швабрина и Гринева. Эпиграф ко всему произведению учит иметь честь и беречь её. Швабрин показал, как бывает, если чести нет и беречь нечего.

Савельич предъявляет счет Пугачеву. Этот эпизод, несмотря на то, что он довольно драматичен, вызывает улыбку у читате­ля. Это происходит потому, что Пушкин использует прием не­соответствия. Савельич находится в полной зависимости от Пугачева, должен находиться в страхе и беречь свою жизнь. Он же, напротив, предъявляет список, по которому Пугачев дол­жен вернуть утраченное хозяйское добро. Интересно то, что этот эпизод помог углубить нам представление о Пугачеве: он не­грамотный, а выдает себя за царя. Ярче раскрывается образ слу­ги. Он действительно честно выполняет свой долг, что достой­но уважения.

Прощание с Марьей Ивановной. Страшные события сбли­зили героев. Гринев представил девушку как свою невесту. Он оставил её в крепости, потому что Маща заболела, впала в бес­памятство. Гринев принимает решение ехать в Оренбург, что­бы помочь девушке освободиться.

Он принимает единственно правильное решение, хотя это очень тяжело для него. Автор показывает с помощью данного эпизода, что Гринев способен управлять своими чувствами, не поддается панике и унынию.

Глава X. Осада города

Грустное впечатление оставляют описанные в этой главе события. Генерал не производит впечатления того, что он мо­жет решать какие-то военные проблемы. Он спокоен и занима­ется своим садом, хотя близка осада города.

Не случайно А.С. Пушкин показывает военный совет, на котором, «кроме самого генерала, не было ни одного военного человека». Такое отношение к службе вызывает недоумение: почему он проводит совет именно так? Что могут сказать чи­новники, не понимающие ничего в военном деле. В результате за активные действия выступил только Гринев, единственный человек, который понимал всю степень опасности, грозящей городу.

В итоге предложения Гринева были осмеяны, сам он назван молокососом, но зато серьезно обсуждался вопрос о «подкупа- тельном движении», то есть поступило предложение от тамо­женного директора назначить определенную сумму за голову Пугачева.

Так называемый «военный совет» показал полную неспособ­ность управлять ситуацией.

При осаде города происходили события, которые были след­ствием проведения военного совета: начался голод, поднялись цены, жители понимали, что военные не в силах их защитить. Пугачев пока не шел не штурм города, предпочитал отдельные вылазки, против которых тоже были бессильны защитники го­рода.

Петр Гринев утверждает, что «осада по неосторожности мест­ного начальства была гибельна для жителей».

Марья Ивановна писала о своем бедственном положении: Швабрин принуждал её выйти замуж, держал взаперти, угро­жал, что выдаст Пугачеву. Она вымолила 3 дня на обдумывание своего решения, за это время решится её судьба. Мы уже знаем, что кроме Гринева за неё заступиться некому, естественно по­этому, что она именно к нему обратилась за помощью.

Петр Гринев, получив письмо, «чуть с ума не сошел». Он опять поставлен перед очень трудным выбором. Гринев пред­лагает очистить Белгородскую крепость, но получает отказ. От­чаяние овладело им на короткое время, но он уже принял новое решение.

Глава XI. Мятежная свобода

Гринев принял решение ехать в Белгородскую крепость, но по воле случая попал в стан пугачевцев. При встрече с Пуга­чевым и его соратниками Гринев находился в большой опасно­сти, но вел себя очень достойно. И вновь его спасло то, что он был искренен и выступал за правое дело.

Пугачевцы вели себя по-разному, они даже чуть не поссори­лись. Белобородов и Хлопуша спорили с Пугачевым и друг с другом. Белобородов предлагал повесить Гринева как вражес­кого лазутчика, Хлопуша же говорил, что на гостя нельзя под­нимать руку. То, что Гриневу удалось рассмешить Пугачева, решило исход дела. Читатель с интересом следит за ходом со­бытий. переживает за судьбу Гринева.

Разговор Пугачева с Гриневым действительно интересен. Они разговаривают как простые люди, а не как враги. Пугачев пока­зывает искреннюю заинтересованность в судьбе Гринева. Еше мы узнаем о глубокой печали, которая таится в душе Пугачева: он сам понимает шаткость своего положения, его безнадеж­ность. Он «задумывается», «горько усмехается». Так А.С. Пуш­кин углубляет образ мятежника Пугачева.

Эти слова еше раз подчеркивают драматизм положения Пугачева. За этой фразой следуют слова: «Ребята мои умнича­ют. Они воры». Пугачев знает, что сю могут предать его же то­варищи, если произойдет какая-то неудача. Он жаждет воли, но её мало, потому что рассчитывать на поддержку соратников он не может. Герой осознает свое одиночество, в этот момент он печален, задумчив, теряет всякую воинственность, становит­ся просто рассуждающим о своей судьбе человеком.

Сказка об орле и вороне очень интересна. Пугачев знает её с детства, возможно, она даже повлияла на формирование его характера. Он, несомненно, орел, не желающий жить скудной жизнью ворона, питающегося падалью, иначе говоря, живуще­го несвободной жизнью.

Для Пугачева полноценная жизнь вольная, даже если сопря­жена с опасностями.

Гринев понимает сказку иначе, потому что он дворянин, а не закрепощенный человек. Он считает, что для него убивать и грабить - значит клевать мертвечину. Здесь противопоставле­ны два мировоззрения, они различны, но это не мешает героям лететь в кибитке «по гладкому зимнему пути».

Глава XII. Сирота

Рассказчик, Петр Гринев, называет Швабрина по-разно­му, но все эти выражения содержат негативную оценку. Осо­бенно сильным является выражение «уничтоженный враг».

Швабрин оказался врагом не только по отношению к Гри­неву, но и по отношению к Пугачеву, в войсках которого он теперь служит. Швабрин обманул Пугачева и был за это нака­зан, то есть «уничтожен».

Помилование Марьи Ивановны с новой стороны раскры­вает характер Пугачева. После их диалога с Гриневым есть фра­за: «Казалось, даже суровая душа Пугачева была тронута». Что же тронуло душу этого человека, совершившего много преступ­лений? Ответить на этот вопрос можно только глубоко проана­лизировав диалог героев.

Гринев говорит твердо, абсолютно искренне, подчеркивает в своей речи воинственность людей Пугачева, что явно льстит бунтовщику. Гринев тонко улавливал перепады настроения Пугачева, пользовался этим. Он постоянно напоминал ему о том, что Маша сирота, это, скорее всего, и было одним из са­мых сильных аргументов.

Мы уже знаем, что Пугачев способен на широкий жест, поэто­му он и заявляет: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Иначе говоря, он поступает так обычно.

Еще сыграла роль та же история, когда был освобожден сам Гринев. А причиной его освобождения был все тот же заячий тулуп. Добро вернулось к Гриневу, это, по Пушкину, один из законов жизни.

Глава XIII. Арест

Положение Гринева было сложным. Он находился вместе с Марьей Ивановной на территории, где происходили военные действия. Гринев, заслужив милость Пугачева, мог почти бес­препятственно передвигаться куда хотел. Он вез Марью Ива­новну к отцу в его деревню, где намеревался оставить. Но, встре­тив отряд Зурина, Гринев решил остаться в нем, а Марью Ива­новну отправить дальше с Савельичем. Свой поступок он объясняет так: «…я чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гриневым руководило очень высокое чувство - долг чести, поэтому он решил на вре­мя расстаться с Марьей Ивановной.

Глава XIV. Суд

Опять дурную роль в его жизни сыграл Швабрин, он до­нес на Гринева, находясь в плену. Оправдан он был потому, что за него хлопотала Марья Ивановна, которая сама поехала в Пе­тербург, встретилась с императрицей, объяснила ей суть всего произошедшего. Справедливость восторжествовала.

Дальнейшая судьба Марьи Ивановны и Петра Гринева сложилась благополучно. Они поженились, «потомство их бла­годенствует в Симбирской губернии».

Пугачев был казнен в конце 1774 года. Перед казнью он, как утверждает издатель, встретился глазами с Гриневым, который был в это время в толпе. Так закончилась эта удивительная ис­тория.

Если бы отец не принял решения отправить Петрушу в армию, превращение недоросля во взрослого мужчину могло не произойти.

Гринев начал свой путь довольно бесславно: проиграл круп­ную сумму денег, ругался с Савельичем, кутил. Но добрые за­датки этого молодого человека показаны в той сцене, когда он дарит тулуп бродяге. Этим поступком он закладывает фунда­мент добрых отношений с Пугачевым. Когда начались военные действия, Гринев тоже пережил потрясение - казнь людей, сам был на волоске от смерти. Но ни разу в его голове не мелькнула мысль о возможности перехода в отряд Пугачева. В тексте не сказано, что Гринев вспоминал слова отца, но вел себя именно так, как велел ему отец в момент прощания.

Большое влияние на формирование его личности оказала любовь. По велению своего сердца Гринев выбирает всегда единственно правильное решение, потому что руководствуется правилом: береги честь.

Пушкин хочет сказать нам, что только честный человек идет по жизненному пути с достоинством.

Действительно, именно «благие потрясения» сформировали из недоросля человека долга и чести. Герой говорит об этом еди­ножды, но сами записки, оставленные им, сообщают о значе­нии этих событий в его жизни.

Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратим­ся к тексту.

Пугачев: «лицо имело выражение приятное, но довольно плу­товское», «мой бродяга», «сверкающие глаза», «вор и самозва­нец», «черты лица правильные и довольно приятные, не изъяв­ляли ничего свирепого», «с выражением плутовства и насмеш­ливости», «самозванец», «отец родной», «горько усмехнулся».

Швабрин: «очень не глуп», «бесстыдство Швабрина», «унич­тоженный враг», «усмехнулся злобной усмешкой», «гнусный злодей».

Маша: «круглолицая, румяная», «трусиха», имела «ангельс­кий голос», «без всякого жеманства призналась», «бедная», «ми­лая девушка».

Мы выбрали несколько комментариев для характеристики трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает свои записи данными комментариями. Через призму его оце­нок мы судим и об авторском отношении.

Это особый литературный прием, который позволяет автору добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, челове­ка, жившего значительно позднее.

К Пугачеву отношение неоднозначное. Различными приема­ми (портрет, диалог) Пушкин углубляет этот образ. Пугачев бунтовщик, разбойник, убийца, но он и хороший организатор, умеющий быть благодарным, щедрый на милость. Сердце его не жестоко. Он человек размышляющий, понимает, что его бунт обречен, говорит о воровской сути его «ребят». Для автора Пу­гачев - личность яркая, выразительная.

Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положитель­ной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отно­шении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставле­нии с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин) и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед читателем предстает почти идеальный образ русской девушки: Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, са­моотверженная, сильная и волевая в конце романа.

Автор старался быть объективным в своем изображении. Он показывает разные стороны мятежников: то они злые, крово­жадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор по­казывает разными людей, служащих императрице: среди них есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его допроса.

  • краткое содержание капитанская дочка 8 глава
  • как в этой главе рассказчик называет швабрина
    1. Опишите «дворец» Пугачева.
    2. «Я вошел в избу, или во дворец, как на-зывали ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены окле-ены были золотою бумагою; впрочем, лав-ки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». Можно объяснить причины, по которым именно так был оформлен этот «дворец»: крестья-не — участники восстания — и не могли по-иному представить великолепие цар-ских хором.

    3. Дайте портреты «наперсников самозванца».
    4. Их нужно описывать рядом с Пугаче-вым. «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важ-но подбочась. Около него стояло несколь-ко из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия… Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, на-детой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высо-кого росту, дороден и широкоплеч, и по-казался мне лет сорока пяти. Густая ры-жая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широко-му лицу выражение неизъяснимое… Пер-вый (как узнал я после) был беглый кап-рал Белобородов; второй — Афанасий Со-колов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибир-ских рудников».

    5. Почему «логика старого злодея» Белоборо-дова по поводу Гринева показалась убедительной самому Гриневу, хотя эта логика и предполагала его казнь?
    6. К такому решению, конечно, пришел бы любой человек. Офицер едет из Орен-бурга в свою крепость. Какие еще могут быть причины для такого решения? Есте-ственным выглядит предположение о раз-ведке, и отрицать это просто невозможно. Однако у Гринева были другие причины, о которых и ему удалось чуть позже рас-сказать Пугачеву.

    7. Как объяснить, почему спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева?
    8. Спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева, так как отвлек внимание Пуга-чева от подозрений в его адрес. Пугачев пытался разрешить надоевшие и вызы-вающие его раздражение споры соратников.

    9. Опишите поездку Гринева с Пугачевым из мятежной Бердской слободы в Белогорскую кре-пость.
    10. Поездка в Белогорскую крепость была очень важна для Гринева и многое помо-гает узнать о Пугачеве. Во время этой по-ездки из Бердской слободы между двумя героями повести произошел важный раз-говор. Вспомним один из эпизодов этого разговора: «Самозванец несколько заду-мался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Материал с сайта

    11. Перескажите близко к тексту калмыцкую сказку об орле и вороне.
    12. «Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне расска-зывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-пти-ца, отчего живешь ты на белом свете трис-та лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: да-вай попробуем и мы питаться тем же. Хо-рошо. Полетели орел да ворон. Вот зави-дели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул кры-лом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

      Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.

      Пугачев посмотрел на меня с удивлени-ем и ничего не отвечал. Оба мы замолча-ли, погрузясь каждый в свои размышле-ния».

      Обратим внимание на реплику Гринева, которая сразу же заставляет изменить взгляд на существо сказки. Оказывается, то, что хотел воспеть Пугачев, может вос-приниматься как унылое и унизительное потребление мертвечины. Может быть, в этих словах — отклик на утверждение автора о «бунте, бессмысленном и беспо-щадном»?

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • капитанская дочка ответы на вопросы глава 11
    • ответы тест по повести а.с.пушкина капитанская дочка
    • ответы на вопросы по главе 11 мятежная слобода
    • описание дворца пугачева в капитанской дочке
    • пушкин расскажу тебе сказку которую в ребятчестве