Что означает приемы обслуживания в библиотеке. Формы организации библиотечного обслуживания. Факультет заочного обучения

План занятия:

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Дифференциация в обслуживании.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.
3. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы.

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Библиотечно-библиографическое обслуживание - это деятель­ность, осуществляемая специально созданными для этой цели структур­ными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами доку­менты или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удов­летворение духовных, производственных, образовательных и других по­требностей.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания (БО) определяются пониманием роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя. Библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, которые необходимо сделать для достижения этой цели:
- снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
- постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее их полного удовлетворения;
- расширение номенклатуры и повышение уровня креативности
- содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
- продвижение чтения в нечитающие слои общества.
Решение каждой из этих задач будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.
На понимании роли библиотеки в обществе и цели библиотечного обслуживания базируется также определение принципов библиотечного обслуживания.

Сегодня их формулируют следующим образом:
- Конгруэнтность (от лат. congruens – соответствие, гармония) библиотечного обслуживания. Это важнейший принцип БО означающий: 1) соответствие его основных направлений, форм, методов, а также технических средств тем задачам, которые ставит перед собой общество; 2) соответствие потребностям пользователей; 3) соответствие уровню развития отрасли. Данный принцип требует соотнесения основных параметров БО с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и т. д.
- Толерантность и приоритет интересов личности пользователя. Это означает организацию процесса БО в интересах личности, ориентировку на ее потребности и запросы. Вместе с тем, использование широкой информационной базы библиотеки должно быть направлено на развитие, углубление, расширение читательского интереса. Данный принцип предполагает внимательное, доброжелательное отношение к личности вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д.

- Далогичность БО. Общение – важнейший элемент библиотечного обслуживания. Диалогичность проявляется в применении в БО таких форм работы, в которых пользователь выступает активным участником: он вправе оценить полученную услугу, выразить собственное мнение по качеству БО. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на навязывание какой-либо информации.
- Индивидуализация и специализация БО. Данный принцип предполагает как учет индивидуальных особенностей пользователя, так и развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется технологическими возможностями библиотеки (предоставление персонального компьютера и т. д.). Понятие специализации БО проявляется в использовании специальных форм и услуг, необходимых «продвинутым» пользователям («виртуальная справка», коммерческие программы и др.), что, понятно, более высокий уровень обслуживания. Этот принцип активно реализуется в зарубежных библиотеках, где роль библиотекарей в оказании помощи пользователям-специалистам: бизнесменам, управленцам, юристам и т. д. при подборе лучших информационных источников неуклонно растет. Ясно, что специализированное обслуживание предполагает соответственно специализированную подготовку библиотекарей.
Необходимо выделить еще ряд принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия БО.

Это:
- Системный подход в предоставлении информации пользователям. Данный принцип основывается на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная информация приводит к формированию знания. Так, БО способствует получению знания из разрозненной информации и стимулирует развитие системного мышления пользователя.

- Наглядность БО. Принцип опирается на тот факт, что 80% информации воспринимается человеком посредством зрения, обеспечивает ее большее усвоение, запоминание.

- Комфортность БО. Удобство, комфортность доступа информации сегодня на первом плане. Принцип предполагает: удобное для пользователя время работы библиотеки; соответствие нормам читальных залов (освещенность, температурный режим, техническая оснащенность); комфортность атмосферы общения с библиотекарем; оперативность получения максимально полной информации.

Библиотечным профессиональным сообществом разработаны следу­ющие рекомендации в помощь работникам отделов обслуживания:

  1. Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распо­ряжении читателя и желает продемонстрировать это.
  2. Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
  3. Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
  4. Если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ров­ным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читате­ли не должны быть неожиданностью для библиотекаря. Недопус­тимо спорить с читателем.
  5. Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она ни являлась.
  6. Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку, но делает это осторожно и ненавязчиво.
  7. Сотрудник не имеет права перенаправлять читателя к другим со­трудникам или СБА, если сам может помочь.
  8. Библиотекарь должен без стеснения признавать свою некомпетен­тность, но только в сфере деятельности читателя (в плане понима­ния его запроса), а не в собственной сфере (знания фонда и СБА).
  9. Замечания взрослому читателю в библиотеке должны делать дру­гие читатели, если его действия мешают им сосредоточиться. Биб­лиотекарь старается замечания не делать.
  10. Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он ущемляет права или мешает другим читателям, но не библиоте­карю.
    1. Следует следить, чтобы в объявлениях запрещающие слова звуча­ли мягко, как просьба, а не как требование.
    2. Библиотекарь должен уметь смотреть на библиотеку глазами чи­тателя, делая это постоянно.

Дифференциация в обслуживании.

Постоянное изучение читательского спроса показывает, что состав читателей каждой конкретной библиотеки разнообразен. Читатели отличаются профессиональными, возрастными, образовательными, национальными, психическими особенностями. Групповые и индивидуальные особенности людей влияют на выбор и чтение книг, и это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к читателям.
Что значит дифференцирование ?

Это расчленение, различение, выделение составляющих элементов при рассмотрении, изучении чего-либо. В данном случае, выделение основных групп, категорий читателей в библиотеках в результате изучения их состава.
Принято отмечать три основных аспекта такого изучения:
– изучение условий жизни и труда населения обслуживаемого района (охваченного обслуживанием), определяющих потенциальный читательский спрос;
– изучение состава читателей, который можно разделить на возрастную, образовательную, национальную и др. группы с целью дать объективную характеристику каждой из них, выяснить существенные особенности;
– изучение индивидуальных особенностей каждого читателя.
Так как социальный подход определяет первенство в дифференцировании читателей, в библиотеках выделяют группы по роду занятий, общественной деятельности, профессии, возрасту и т. д.

Вместе с тем, у читателей каждой группы имеются существенные различия, проявляющиеся в отношении к книгам, к их выбору, применении в жизни. Учет таких важных свойств читателей как уровень сознательности, мотивов и целей чтения, направленности и объема читательских интересов, навыков самостоятельной работы с книгой лежит в основе индивидуальной работы с ними.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.

Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользовате­лей через три взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное, групповое и фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание. Второе и третье направления традиционно называют массовым библиотечно-библиографическим обслуживанием.

Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предпола­гает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами.

Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание стро­ится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «не­пользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге.

Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знако­мится с ней.

Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы чи­тателей; для фронтального - все пользователи библиотеки и «непользо­ватели», проживающие в районе ее деятельности, - так называемая чита­тельская аудитория библиотеки.

Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно.

Читательская группа - это совокупность индивидов, имеющих ка­кие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам.

В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования.

Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения, как на груп­повом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количе­ство людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с уче­том интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероп­риятии - охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Группо­вое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо бы­стрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприя­тие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует. Примерами массовых мероприятий могут быть: обсуждение книги, вечер вопросов и ответов, устные журналы, премьеры книг, читательские конференции.

3. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учи­тывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенно­сти и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуж­дение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографиче­скими источниками и справочниками.

К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:
- индивидуальная беседа;

Индивидуальное информирование;

Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в биб­лиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правила­ми пользования, историей и традициями, которые сложились в библиоте­ке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень куль­туры чтения записывающегося. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Желательно, чтобы эту беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.

Беседа при выдаче читателю литературы . Эта беседа считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания.

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художе­ственному произведению желательно приводить яркие сведения о личнос­ти писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волнова­ли именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесооб­разно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рас­сказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы и нравственные кол­лизии в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти воп­росы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подска­жет библиотекарю на чем лучше остановиться.

Беседа о прочитанном (корректировочная беседа ) является спо­собом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от многих факторов, в том числе таких как особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библио­теки и др. Главный критерий - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточне­ние читательских интересов и т. д.).

Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем, сводятся к следующим:

Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко ра­зобраться в прочитанном.

Индивидуальные планы чтения. В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:

- типовые , которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
- списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме:
- составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.

Суть данного способа заключается в привлечении пользователей биб­лиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или професси­онального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

  • Индивидуальное информирование.

Способ индивидуального информирования заключается в постоян­ном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим ис­точникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательно­го распространения информации (ИРИ), если оно:

  • осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;
    • имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставля­ется библиографическая информация, и только затем по его тре­бованию - полные тексты документов;
    • предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента.

По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная дея­тельность которых предполагает систематическое самостоятельное озна­комление с новой информацией по определенному кругу проблем при ус­ловии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читате­лей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работ­ники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек - ведущие специалисты организации.

  • Рекомендации литературы

Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увле­чениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби. Читательские пристрастия могут относиться к широкому кругу проблем: изобразительному искусству, театру, музыке, политике, геогра­фии, путешествиям, естествознанию, садоводству, рыболовству, спорту, рукоделию и др. Некоторых читателей интересуют подчас довольно узкие темы: коллекционирование разных предметов (например, пуговиц, спи­чечных этикеток), выращивание определенных сортов комнатных расте­ний (например, кактусов) и т. д. Задача библиотекарей - иметь четкое представление о досуге и его структуре, особенностях досуговых интересов основных групп пользова­телей библиотек и собирать литературу, особенно справочную, о коллек­ционерах и видах коллекций.

Подробнее об организации библиотечного обслуживания можно познакомиться в следующих изданиях:

Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание. 100 вып.; Вып. № 7. [Текст]: учебно-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).

Мелентьева. Ю. П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Организация работы ЦБС [Текст]: инструкции и учетные формы./ Под ред. Р. З. Зотовой – 2-е изд. – М.: Книга, 1985.

Пудов, В. И. Беседа с читателем в системе индивидуальной работы [Текст] / В. И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1987. – М.: Книга, 1987. – С. 67-80.

Пудов, В. И. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе [Текст] / В.И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1988. – М.: Книжная палата, 1988. – С. 85-97.

Работа с читателями [Текст]: уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры / Под ред. В. Ф. Сахарова. – М.: Книга, 1970. – 352 с.

Библиотечное обслуживание. Дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. / МУК МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009 г.// сайт

Читатели детской библиотеки - дети и подростки (дошкольники и учащиеся по 9кл. общеобразовательной школы включительно). Их библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей..

В детской библиотеке создаётся обычно два отдела обслуживания: для читателей младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и для читателей среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов). Это ещё и обусловлено ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.

Существует общий принцип: для младших детей нужно использовать больше наглядности, для старших – информативности. Чем младше ребёнок и чем труднее ему удерживать своё внимание, тем больше игр, разнообразных наглядных средств (картинки, мультфильмы, различные предметы и т.д.) должно быть использовано в тех формах работы, которые выбирает библиотекарь. По мере взросления ребёнок может дольше концентрировать внимание, поэтому должна возрастать информативность занятий, бесед и т.д.

У маленьких детей (с 1 года до 3 лет) – предметное мышление. Для них книга – это предмет, который можно трогать, теребить, пробовать на вкус. Для этой возрастной группы нужны игрушки и различные книжки-картинки (с картонными страницами без острых уголков, с мягкими и приятными на ощупь обложками, мягкие книжки из ткани). При работе с малышами преобладают зрелищные формы работы – узнавание знакомых персонажей по картинкам, игровые выставки, театральные кукольные миниатюры. Однако этот возраст крайне важен для знакомства с книгой, приобщения к пониманию простейших текстов, пополнения словарного запаса ребёнка, поэтому для маленьких так необходимо выразительное чтение вслух.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста (3–7 лет) является игра. В игре дети учатся общению друг с другом, у них формируется творческое воображение, активно развивается речь. Это период, когда ребёнок начинает ощущать себя личностью.

Привлечение дошкольников к книге и чтению должно идти через игру, которую организовывает и поддерживает взрослый, поскольку сами дети на это ещё не способны. Например, можно водить хороводы, делать вместе с детьми самодельные книги, создать бумажный кукольный театр, в котором разыгрывать уже знакомые детям сказки и т.д. Это не только поможет детям сконцентрировать внимание на определённой книге, но и разовьёт мелкую моторику рук, будет способствовать лучшему развитию речи.

Поскольку дошкольника в библиотеку, как правило, приводят родители, обязательно нужно уделять им внимание, привлекая к совместным занятиям и побуждая к дальнейшим посещениям детской библиотеки.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

В период дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

У детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ведущей становится познавательная, учебная деятельность. После поступления в школу дети ещё долго играют, но игра перестаёт быть основным содержанием их жизни. У них формируется внутренняя жизнь, переживания, не обязательно связанные с внешними событиями. У детей этого возраста доминирующей функцией становится мышление, интенсивно развиваются мыслительные процессы, появляется осознанная потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании. Они начинают размышлять перед действием, поступком.

У детей данного возраста растёт интерес к вопросам устройства мира, значит, библиотекарю стоит предложить им для чтения научно-познавательные книги. В этом возрасте особенно эффективны будут развивающие библиотечные занятия, которые представляют школьную программу с неожиданной, интересной стороны. Дети рады участвовать в различных экспериментах, олимпиадах и КВН, играть в спектаклях по прочитанным книгам, своими руками делать для них костюмы и т.д.

Подростковый возраст (12–15 лет) часто называют затянувшимся кризисом. Границы этого периода значительно варьируются – одни дети вступают в него раньше, другие позже. Ведущей деятельностью в этот период становится общение.

Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной и медиапродукции, отвечающей его меняющимся интересам. В индивидуальной работе следует учитывать специфику возраста, не приемлющего всякого рода наставлений. Читатель-подросток может вступить в общение с библиотекарем, довериться ему в случае большого уважения к его знаниям, опыту и если он уверен, что его поймут. Подростки любят, когда библиотекарь «рассказывает о хороших книгах», «может посоветовать, что почитать», «если книга захватывающая, её можно с ним обсудить». Подросток примет совет только от человека, который в «теме», библиотекарь должен хорошо ориентироваться в литературе, чтобы заинтересовать читателя-подростка.

В чём заключается индивидуальная работа с читателем?

Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого.

Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

Универсальным способом индивидуальной работы является индивидуальная беседа с читателями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида:

беседа при записи читателя в библиотеку;

беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку даёт возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, с её информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Сведения, полученные в ходе этой беседы, библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря».

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы в нём. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подскажет библиотекарю, на чём лучше остановиться.

ПРИМЕР ДИАЛОГА ЧИТАТЕЛЯ И БИБЛИОТЕКАРЯ:

Читатель (девочка, 8 класс) сдаёт книгу А. Беляева «Человек-амфибия»: Очень интересная книга. Я её буквально за три дня прочитала.

Библиотекарь: А тебе больше понравился роман или одноимённый фильм? Ты видела его?

Ч.: Да, я смотрела фильм. Но там не всё совпадает с книгой. Роман мне почему-то больше понравился.

Б.: Беляев вообще увлекательно пишет. Таня, а ты! читала еще какие-нибудь его произведения?

Ч.: Да: «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей»... А у вас есть ещё что-нибудь из его творчества?

Б.: Конечно. Возьми книгу «Последний человек из Атлантиды!». Такой захватывающий роман!.. Лично мне он понравился больше всего из того, что я прочитала у Беляева.

Ч.: Правда? Тогда принесите мне его, пожалуйста. Когда я его прочитаю, поделюсь с вами своими впечатлениями.

Данный диалог включил в себя элементы и беседы о прочитанном, и рекомендательной беседы. Подобные беседы нередко проходят и на младшем абонементе (дошкольники - 4 класс). Как отмечалось выше, именно с раннего детства необходимо прививать любовь к книге и чтению. Этому во многом способствуют беседы диалоги, проводимые сотрудниками младшего отдела с малышами и их родителями.

Беседа о прочитанном. Характер беседы зависит от многих факторов: особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главное - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.).

Типовые приёмы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем:

Индивидуальная работа с читателем требует определённых личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и чёткость решений и действий, творческий подход к работе.

Формы и методы бесед с читателями

В работе с детьми очень важно применение игровых элементов. Как правило, их используют в массовой работе. Применение же игровых элементов в индивидуальном руководстве чтением могло бы дать второе дыхание старым методам. Если библиотекарь вместо «допроса» переминающегося с ноги на ногу смущённого ребёнка предложит ему: «Давай посоревнуемся, кто больше – ты или я – назовём героев из книжки, которую ты прочёл, кто больше вспомнит смешных эпизодов из повести, кто точнее даст характеристику главного героя, кто интереснее придумает повести другой конец и т.д.», то читатель с большим доверием отнесётся к руководителю чтения и будет с нетерпением ждать предстоящую встречу в библиотеке.

Сделать более интересным процесс индивидуального руководства чтением для ребенка помог бы и наглядный материал: литературное лото, плакаты, книжные выставки-игры типа:

  • игра «Кто автор?» - рядом с портретами писателей в кармашки читатель должен вложить карточки с названиями их произведений;
  • географическая карта-игра «Где это происходило?» - нужно отметить на карте место, где происходило действие нескольких книг, обложки которых помещены рядом;
  • игра «Восстанови текст» - разорванный текст или два разных текста вложить в конверт и предложить читателю восстановить написанное, сказать из какой он книги;
  • игра «Ералаш» – можно провести со стихами: строки стихотворений, написанные на отдельных полосках, разделены пополам. Первые слова каждой строки лежат слева, а продолжения – справа. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача читателя разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте.

Часто библиотекари используют в беседе о прочитанном и творческие задания: предлагают нарисовать «иллюстрацию», «досказать» судьбу героя, написать отзыв, рассказать о книге товарищам. Непосредственные суждения, собственные вопросы читателя при обмене книг – важнейший исходный элемент беседы, и к ним библиотекарь должен быть предельно бережным. Поддерживая или опровергая мнение читателя, подключая к разговору и других читателей, библиотекарь может оказать не меньшее влияние на его читательскую деятельность, чем прямой постановкой вопроса, которую современный подросток воспринимает часто как покушение на его свободу, контроль за его чтением.

Важным звеном индивидуального общения с читателем являются отзывы о прочитанном. Они используются в библиотеке как активное средство рекомендации литературы широкому кругу читателей. Сбор отзывов часто практикуется в библиотеках, обслуживающих детей, и нередко связан с подготовкой конференций, обсуждений, встреч с писателями.

В работе с читателями-подростками используются и игровые приёмы. Чаще всего это игры-путешествия, когда требуется ведение дневников, написание писем сверстникам и др. Такие отзывы-сочинения дают возможность проявиться фантазии ребёнка, одновременно они выявляют его знания, познавательный и духовный опыт.

Многие детские библиотеки составляют специальные памятки, как лучше написать отзыв. В зависимости от индивидуальности подростка предлагается тот или иной вариант письменного высказывания. Отзывы-отклики можно поместить в специальные папки, на стендах под такими названиями: «Удивительная встреча», «В этой книге я нашёл себя», «Эта книга мне понравилась».

У читателей младшего возраста отзывом на книгу может стать и рисунок, нарисованный после прочтения книги. В детской библиотеке эти рисунки традиционно используются на стендах-выставках, а также при оформлении книжных выставок. Мы рисунки размещаем в газете «Страна Читалия» и на сайте нашей библиотеке.

Таким образом, в работе с читателем библиотекарь использует все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Что такое «руководство чтением»?

Руководство чтением - целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек. Оно основано на принципах дифференцированного подхода к читателям, систематичности.

Руководство чтением базируется на изучении и учёте читательских интересов и потребностей и осуществляется различными формами и методами индивидуальной, групповой и массовой работы, а также через справочно-библиографический аппарат библиотеки, систему рекомендательных библиографических пособий, систему наглядной пропаганды литературы, открытый доступ к фондам, средствами массовой информации, через наиболее подготовленных читателей.

Эта деятельность включает:

  • помощь читателям в выборе произведений печати и других документов, информацию о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей;
  • подбор и рекомендацию литературы по теме читательского запроса; содействие формированию новых читательских интересов и потребностей;
  • помощь читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг (систематическая пропаганда библиотечно-библиографических знаний, обучение читателя методам ориентации в библиотечном фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки);
  • помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, анализ отзывов читателей о книге, их выступление на читательских конференциях, обучение читателей методам рационального чтения).

Индивидуальное плановое чтение - наиболее распространённая и действенная форма руководства чтением. Здесь используются планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения, которые разрабатываются библиотекарями по желанию читателей.

Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе:

  • типовых планов чтения, которые создаются после анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей (например, списки по любимым сериям книг «Романы для девочек», «Детский детектив», «Любителям ужастиков», «Фэнтези – это серьезно» и т.д.);
  • аннотированных списков литературы типа «Что читать дальше?» В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
  • составления индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий. Например: план чтения «Страна фараонов» (6 класс); «Путешествуем по Японии» (7 класс).

библиотека обслуживание читатель

В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции:

ь социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

ь психологические - ценностно-ориентационные, познавательные, коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексивные;

ь педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть - та или иная концепция читателя.

Приведем концепции библиотечного обслуживания :

· идеологическая концепция (основана на отношении к библиотеке как к идеологическому учреждению);

· педагогическая концепция (существовала с первых лет Советской власти, но стала наиболее выражена в период ослабления административно-командной системы управления в стране);

· просветительская концепция (сформировалась в период перестройки, с введением плюрализма);

· социализирующая концепция (основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания);

· информационная концепция (стала формироваться в последнее десятилетие XX в. Она базируется на свободном доступе к информации и ориентирована на читателя).

Необходимо заметить, что в разных типах библиотек главенствовать будут разные концепции, например, для научной библиотеки - информационная, для юношеской - социализирующая, для детской - педагогическая.

В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих функций несколько основных, связанных с обслуживанием читателей :

информационную,

просветительскую,

кумулятивную,

образовательную,

педагогическую (воспитательную),

коммуникативную.

Информационная функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек. Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность и искать её удовлетворения. Информационная функция - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счёт массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На её основе «произрастают» производные функции, которые подразделяются на два класса: вне исторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции. Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами: 1) информационная поддержка материального производства; 2) информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства. Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная.. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.

Просветительская функция , сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и направляет на цель информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жёсткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках. Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения - студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией. Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой - активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности. Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие гуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента. Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России.

Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Научно и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.

Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской. Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.

Педагогическая (воспитательная) функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики, качеств. В этом коренное отличие воспитательной функции от просветительской, особенно явственно заметное в условиях тоталитарного государства.

Воспитание читателей - одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения. Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений. В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты.

Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение. В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а) природно-биологическая основа и б) результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости. Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует. Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем.

Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казённой, формализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами. Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется “руководством чтением” или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить. Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека «застойного социализма» оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нём пытливый ум и жажду чтения.

Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была «хорошая» статистическая посещаемость и «обращаемость» книги, а каково её воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения - вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря; иногда они ему просто недоступны. Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки.

Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства. Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как совесть, порядочность, личное достоинство, «честное слово». Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь. Для их низвержения используется один и тот же прием - отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наши представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть. В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека.

В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное «поле» для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его «выпрямления» и схематизации. Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности.

Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой. Такой человек - умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью.

Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности.

Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше м меньше. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять-шесть книг, а учащийся средних учебных заведений - три-четыре. Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна легкого телепросмотра и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна прийти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы.

Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать занятие по душе: посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения.

Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество. Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать.

В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться. В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями: обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности.

Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания. Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры - обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм - существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности. Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль.

Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений.

Во всей этой работе массовую библиотеку отличает педагогическая направленность, использование форм и методов воспитания для формирования интересов и взглядов личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дифференциация читателей позволяет направить воспитательные усилия в соответствии с их потребностями, которые являются определяющими в жизни, трудовой или учебной деятельности. Главное в воспитании культуры потребления информации состоит в том, чтобы с ее помощью активно решать творческие задачи, повышать уровень образования и воспитания. В библиотеке читатель не может получить на свой вопрос готовый ответ, более того, он не должен его получать, но он может осмыслить его с помощью книг, подумать, посоветоваться с библиотекарем, вместе думать значительно лучше. Различие во мнениях помогает продвигаться к истине. Любая деятельность в этих условиях в конечном итоге сводится к общению, выступает как форма связи с другой личностью или с другими (коллективом, искусством, историей). Однако в усвоении информации не следует превращаться во все поглощающих наркоманов, готовых без всякого отбора воспринимать и усваивать нужное и ненужное, беспрерывно смотреть множество телепередач, слушать часами радио, читать несколько десятков газет, не оставляя себе времени на серьезное чтение книг, раздумий об окружающей действительности, о времени и о себе. Информационная всеядность - болезнь века.

Только думающий читатель может быть полноценным и сознательным участником демократического процесса. Непригоден для современного демократического общества и библиотековедения столь распространенный в недалеком прошлом взгляд о необходимости в библиотеке строго и неукоснительно в определенном направлении формировать мировоззрение читателя и его образ мыслей. Мол, без такого наставничества он будет постоянно блуждать в потемках, натыкаясь на всевозможные идеологические рифы, так и не осознав, какой дорогой ему двигаться в своем познании и развитии. Вряд ли в настоящее время кто-либо придерживается столь отсталого манипулятивного подхода, характерного для тоталитарного и авторитарного общества, который не соответствует и противоречит новому демократическому развитию нашей страны. Сегодня воспитание в библиотеке должно ставить своей целью содействие развивающейся, широкообразованной и высокоинтеллектуальной личности. Каждый читатель самостоятельно вырабатывает свои взгляды, свое собственное умение мыслить и развиваться как гражданин демократического общества. Такой подход в воспитании соответствует современным представлениям о правах человека, о личности, живущей в демократическом обществе, способной содействовать развитию культуры, современных технологий, научно-техническому прогрессу.

В воспитании велико значение книги, печатного слова. Однако все сводить к словесному воспитанию означает пренебречь опытом жизни. Книжное, словесное воспитание без опыта жизни может породить только начетчиков, говорунов, оторванных от реальной действительности. Об этой страшной опасности в воспитании убедительно писал А.С. Макаренко: «Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие. В лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно... Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику - это то, что для нашего общества наиболее опасно».

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое «Я» в процессе совместной деятельности, труда и общения. Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов.

Все сказанное о словесном воспитании не исключает необходимости постоянно поддерживать интерес к знанию, которое с наибольшей пользой можно извлечь из книги, осознавая его важность и значимость. Внутренняя дисциплина должна направлять все наше «Я» на освоение предмета и понимание того способа занятий, который более всего подходит к нашей интеллектуальной индивидуальности.

Библиотека обладает большими возможностями в оказании помощи в нравственном самоопределении личности, в освоении нравственной культуры общества, в организации самовоспитания. От этого во многом будет зависеть, как человек определит для себя цель жизни, какие ценности - истинные или ложные признает для себя значимыми, кто будет для него примером, за кем следовать, не подражая, окажется ли способным почувствовать чужую боль, прийти на помощь нуждающемуся, отстоять свои принципы, проявить волю в достижении благородной цели.

Нравственное воспитание тесно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества. В наше время приобретают особую важность бесконфликтность отношений, умение культурно вести диспут, спорить, способность не доводить межличностные отношения до взрыва, истерики, ругани, унижающих людей. Мир между народами начинается с мира между отдельными людьми. Способность испытывать добрые отношения, благожелательные чувства к окружающим, навсегда останутся самым ценным качеством человека. Новая концепция воспитания в условиях демократического общества предполагает всемерное расширение представлений молодежи об общечеловеческих ценностях, морали и культуры, о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердия, свободы совести.

Необходимо критически переосмыслить концепцию всестороннего гармонического развитии личности, как не реальную задачу сегодняшнего дня и даже обозримого будущего из-за отсутствия условий для ее решения. Это касается каждого отдельного человека и большинства людей. Тотальный дефицит материальных и духовных ценностей в обществе вряд ли возможно преодолеть для организации всестороннего воспитания. В педагогической литературе высказывается мнение о целесообразности гуманистического воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, гуманные идеи и идеалы, которые выработаны человечеством, движением за мир, за сохранение человеческой жизни.

Гуманистическое воспитание взаимосвязано с реализацией идеалов. Идеалы воплощают стремление личности к совершенству, стимулируют волю для практической их реализации. Однако следует учитывать, что претворение в жизнь идеалов вопреки расхожим представлениям наступает не в самое ближайшее время, незамедлительно. Опыт такого скоропалительного осуществления идеала у нас имеется, когда выдвигался лозунг - наше поколение будет жить при коммунизме.

Идеалы могут быть различными. В одних случаях это стремление человека к совершенству, желание перемен к лучшему, заинтересованность в более справедливом устройстве общества. Они также могут быть высшими гуманистическими целями, которые отстрочены во времени, рассчитаны на долгосрочное достижение. В библиотеке читательские идеалы, как и духовность, культура, человечность, воспитываются художественной литературой, искусством, что составляет особо важную часть становления личности.

Роль нравственных устоев в становлении личности трудно переоценить. Библиотека широтой своих возможностей, богатством и разнообразием литературного фонда воздействует на все стороны формирующейся личности, ее интересы и потребности, разум и эмоции, объединяя основные направления воспитательного процесса - политического, трудового, нравственного, эстетического, экологического. Перечисленные направления, воспитания можно отнести к основным направлениям, не умаляя особой роли и значения других направлений воспитания: атеистического, правового, интернационального, патриотического. Можно также рассматривать как фактор идейного воспитания трудящихся помощь библиотеки промышленному и сельскохозяйственному производству. Сферой воспитания библиотеки следует рассматривать организацию свободного времени различных групп читателей, их досуга, развития духовных потребностей, утверждение норм и принципов здорового образа жизни.

Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции. Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений. Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж образования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики.

Библиотека как социальный институт вносит посильный вклад не только в прогрессивное развитие современного общества, но и работает на перспективу, непрерывное его совершенствование, освобождение от страха, духовного рабства.

Мы должны двигаться к новому обществу, не предопределяя его название, социальную формацию, политическую и экономическую систему. Это общество должно характеризоваться такой организацией жизни людей, при которой каждый человек имеет возможность сформироваться как личность, а в отношениях между людьми господствовали бы нравственность и культура. Важно, чтобы поддерживался в обществе интерес к профессиональной деятельности, вовлечению людей в социальную и профессиональную деятельность, которая жизненно необходима обществу. Библиотека многое может сделать для воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к труду. По-видимому, выход один - развитие культуры, обогащение сознания социальным и духовным опытом, целенаправленные усилия библиотек, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию гуманистической зрелости общества.

Эффективность воспитательной работы библиотеки определяется степенью ее содействия формированию сознательности людей, повышению уровня их профессиональных знаний, развитию социальной активности, инициативы, творческого участия в трудовой, общественной и политической жизни.

Воспитательный процесс в библиотеке, его эффективность коренятся, прежде всего, в личности самого библиотекаря. Читатели хорошо чувствуют глубину интеллекта библиотекаря, его возможности и уровень общения, внутренний нравственный настрой. Воспитание - это в конечном итоге непрерывный процесс общения библиотекаря с читателями. Переосмысливая воспитательный процесс, многие библиотекари сами осознают необходимость в фундаментальном самообразовании, потому что без подлинной культуры и образованности библиотекарь не состоится. Библиотекарь начинает, и он же завершает образовательный и воспитательный процесс в библиотеке. Эту истину не следует упускать из виду. Отсюда и требования к его профессиональной подготовке, образованию и обучению в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе.

Коммуникативная функция - функция общения, значение которой все более ощутимо в постсоветской России, когда публичные библиотеки во многом становятся дискуссионными клубами, очаги культурного досуга и развития духовных интересов читателей.

В переплетении указанных функций публичной библиотеки доминантной является просветительская функция, вбирающая в себя информационные, и образовательные, и воспитательные, и коммуникативные задачи.

Библиотека как коммуникативная система, исполняя свою информационную функцию, обязана без разрушений "сотрудничать" с социумом. Согласно идее О. Моргенштейна, при таком взаимодействии часть библиотечной системы может быть разрушена, но структурные элементы, которые обеспечивают стойкий уровень реализации функций всей системы. должны оставаться неизменными.

Одна из первых попыток создания формальных критериев развития системы связана с идеей Г. Спенсера об усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В основу динамики библиотеки как коммуникативной системы, заложен «человеко-центрический подход» и «человеческое измерение» (А. Чачко), гуманистическая направленность которых обеспечивает коммуникативную функцию общения: от межличностного к дискурсивному в системе «библиотекарь-читатель», далее к процессам межкультурной коммуникации и общению в киберпространстве.

Общение в виртуальном пространстве для библиотек в последние годы выделилось в специальную среду коммуникации, которая существует только в пределах виртуальной реальности и предопределяет отличительные черты делового общения. В современных компьютерных сетях развита возможность реализации двухсторонней связи в процессе общения между потребителями информации и библиотеками, которые ее предоставляют.

Динамичность свойственна и информационной функции библиотечной коммуникации, стремительность развития которой может быть представлена общей схемой: от закрытых форм информирования монастырских библиотек к формам информации библиотек открытого общества, далее свободный доступ к информации электронных библиотек и информационной среды Интернет.

Расширение систем коммуникаций - главная объективная динамическая особенность библиотеки. Она выражается в одновременном существовании двух динамических процессов, которые охватывают коммуникативную систему в целом: свойство первого - постепенно изменять базовые коммуникативные системы; второго - перераспределять свойства между системами. Познание этих процессов дает возможность ответить на вопрос: насколько изменчивы коммуникативные системы библиотек.

Так, информационные системы, которые стали называть электронными библиотеками, появились благодаря широкому распространению Интернет, стремительному росту емкости запоминающих устройств, а также значительным достижениям в области Web-технологий, в технологиях баз данных и документных систем. Эти предпосылки обеспечили возможность создания больших коллекций документов, в первую очередь, публикаций в электронной форме и массового доступа к ним.

Ю.Н. Столяров, указывая на истоки электронной библиотеки, обратил внимание на то, что все основные концептуальные идеи электронной библиотеки неоднократно реализовывались в синкретических собраниях документов в глубокой древности, еще в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н. э., Древнего Египта за 3100 лет до н. э. и других античных государств. В библиотеку направляли все, что достойно памяти, что представляло духовную ценность. Стоит ли повторяться, что такую же цель преследует и современная электронная библиотека.

Библиотечный фонд, как и все базовые коммуникативные системы, отличается динамичностью. Со времен Александрийской библиотеки все библиотеки содержат установленные фонды записанных знаний. Поскольку эти фонды растут в объеме, библиотекари помогают обеспечивать доступ все большему числу читателей к большему числу единиц фондов. Однако ни одна библиотека не может иметь исчерпывающего фонда. Совместное использование фондов становится необходимостью и является определяющей в динамике их развития.

Остановимся еще на одной базовой системе коммуникаций - рекламе. Динамика рекламной деятельности решается библиотеками комплексно, учитывая механизмы ее формирования в процессе развития библиотек: от глиняных табличек Шумера к закрытой системе средневекового монастыря, от моноидеологичной пропаганды к разнообразию взглядов на идеологию современной библиотеки, которая средствами рекламы предоставляет равный доступ читателей к библиотечным базам данных. Тип динамичности, который свойственен системам библиотечной коммуникации, создается разумом библиотекаря и служит человеку, составляя ее основной классификационный признак.

Сегодня, когда все более широкие слои населения втягиваются в воронку бездуховных рыночных отношений, значение просветительской нацеленности библиотечной работы особенно велико.

Библиотеки призваны организовать обслуживание населения так, чтобы любой человек, независимо от того, где он живет, работает или учится, имел возможность пользоваться библиотекой. Библиотеки стремятся создать все условия, использовать все пути и возможности, чтобы довести до каждого пользователя нужную ему информацию и обеспечить максимальное использование книжных фондов.

В мировой и отечественной практике используются следующие формы библиотечного обслуживания: стационарное обслуживание (абонемент, читальный зал), внестационарное обслуживание (библиотечный пункт, коллективный и бригадный абонемент, библиобус, книгоношество, заочный библиотечный абонемент), использование фондов других библиотек (межбиблиотечный абонемент, международный МБА, внутрисистемный обмен).

Стационарное обслуживание

Абонемент

Абонемент отдел библиотеки, в котором производится выдача произведений печати и некнижных материалов, имеющихся в ее фондах, для использование их вне стен библиотеки на определенных условиях (срок, обеспечение сохранности и т.д.).

В массовых и научных библиотеках в настоящее время применяются различные формы организации абонемента, основанные на принципе общего, группового, функционального или отраслевого обслуживания (общий, групповой, функциональный, отраслевой). Выбор формы организации абонемента зависит от числа и состава читателей, от числа работников, от помещения.

При общем абонементе читатели обслуживаются на одной кафедре выдачи. Один библиотекарь выполняет в этом случае все функции по работе с читателями: ведет запись читателей, принимает книги, рекомендует литературу и помогает в выборе книг в фонде, записывает взятые произведения. Как правило, общий абонемент организуется в библиотеках в случае невозможности выделения на абонементе больше одного работника.

При групповом абонементе библиотекари специализируются на работе с определенной группой читателей, выделенной по социально-демографическим признакам (возраст, образование, профессия).

При функциональном абонементе работа с читателями распределяется между библиотекарями по операциям. Например, один записывает читателей в библиотеку и принимает у них книги, второй консультирует читателей в фонде, третий оформляет выдачу книг. Подобное разделение функций способствует рациональной организации труда библиотекарей, экономному расходованию рабочего времени. При этом необязательно, чтобы один и тот же работник занимался, например, только оформлением выдачи. Библиотекари могут выполнять те или иные функции попеременно.

При отраслевом абонементе работа с читателями распределяется между библиотекарями так, что каждый ведает определенной частью фонда и специализируется по литературе своего отдела, что позволяет ему оказывать читателям более квалифицированную помощь. Работник абонемента принимает участие в комплектовании своей части фонда, ведет справочно-библиографичекую и массовую работу.


▲ Преимущества и недостатки каждого вида абонемента выясните в учебнике (7,С.255-258), запишите в рабочую тетрадь.

Значительные особенности имеет абонемент с открытым доступом фонду. Открытый доступ к фонду – система обслуживания, предоставляющая читателям возможность непосредственного поиска и выбора произведений печати и других документов в фонде библиотеки. На абонементе открытый доступ организуется, как правило, к большей части фонда (за исключением ценных изданий).

С историей появления открытого доступа в практике библиотек ознакомьтесь в учебнике (5,С.91)

Преимущества открытого доступа очевидны: он ведет к сближению читателей с книгами, к более широкому использованию фондов библиотек. Библиотекарь может консультировать читателей у самих полок. Книжные выставки устраиваются по всему помещению абонемента. Поскольку более подготовленные читатели выбирают книги самостоятельно, библиотекарь больше времени может уделить тем, кто нуждается в его помощи. Открытый доступ к универсальному фонду способствует разностороннему чтению. Время читателей расходуется более рационально: вместо того, чтобы стоять в очереди, они знакомятся с фондом, просматривают книги, находят необходимую литературу.

При открытом доступе необходима правильная расстановка книжного фонда, сближение родственных разделов, целенаправленное раскрытие фонда путем организации иллюстрированных выставок, активное использование библиотекарем и читателем библиографических пособий. Однако не все читатели могут легко ориентироваться системе расстановки книг. Слабо подготовленные читатели не в состоянии решить, какому именно изданию отдать предпочтение, нуждаются в помощи библиотекаря. Пожилые люди с трудом достают книги, находящиеся на книжных полках. Библиотекарю следует помнить, что открытый доступ – право, но не обязанность читателя, необходимо с ним считаться и, если он пожелает, чтобы его обслужили, не направлять к стеллажам (4,С.59-66, 5,С91-92; 7,С259-260).

Техника обслуживания на абонементе включает ряд операций: запись читателей и оформление читательского билета, запись выданных им изданий в формуляр читателя и учет их, прием книг от читателя, учет всей работы, выполняемой на абонементе. Весь круг вопросов характеризуется в учебном пособии (4,С.49-51) и в книге (6,С.62-67). Эти материалы и правила оформления документации нужно хорошо знать.

Обслуживания на абонементе начинается с записи читателя и осуществляется с «Правилами пользования библиотекой».

Во многих библиотека читатель получает читательский билет.

На каждого читателя заполняется формуляр – основной документ на абонементе. Он служит для учета количества читателей и выдачи книг, для отчетности и государственной статистики.

В массовых библиотеках в формуляр записывают данные о читателе, сведения о выданных книгах, заметки библиотекаря. Указывается дата выдачи, инвентарный номер, индекс отдела, автор и заглавие книги. Читатель расписывается в получении книги.

В дополнение к читательскому формуляру оформляется регистрационная карточка, которая хранится в алфавитной регистрационной картотеке.

Прием книг от читателя осуществляется следующим образом: библиотекарь сверяет инвентарный номер книги с записанным в читательском формуляре, вычеркивает его и расписывается за каждое возвращенное наименование в отдельности.

Предварительный учет читателей и выдаваемой им на абонементе литературы ведется библиотекарем в листке статистики, а затем данные о работе, выполненной на абонементе в течение дня, в том числе и о выданных на дом книгах, фиксируются в специальном разделе «Дневника работы библиотеки». Структура и правила заполнения «Дневника» должны быть изучены самостоятельно (по месту работы заочника). Нужно учесть, что 1-я и 2-я части «Дневника» (соответственно «Учет читателей и посещаемости» и «Учет выданных книг и других материалов») заполняются ежедневно в конце рабочего дня или перед началом следующего. Ежемесячно подводятся итоги работы за истекший месяц, и эти данные с нарастающим итогом переносятся на следующие страницы «Дневника». Остальные части «Дневника» заполняются постепенно, по мере выполнения отдельных видов работы.

Читальный зал

Читальный зал – специально оборудованное помещение, используемое для предоставления читателям произведений печати и других документов в его пределах. Из читального зала брать книги и другие документы, как правило, не разрешается. Исключение представляет «ночной абонемент»: когда за плату разрешается брать на дом издания из подсобного фонда читального зала с условием их возврата на следующий день или после выходного дня работы библиотеки.

▲ Историю читальных залов узнайте в учебнике (5,С.86)

Организация обслуживания читателей в читальном зале отличается некоторыми особенностями, а именно: во-первых, читатель имеет право на получение изданий не только из фонда читального зала, но и из фонда всей библиотеки; во-вторых, все периодические издания, справочные и библиографические издания, сосредоточенные в читальном зале, находятся в распоряжении читателей; в-третьих, количество книг, выдаваемых одному читателю, не ограничивается; в-четвертых, в случае необходимости читатель получает консультацию работника читального зала по самостоятельной работе над книгой.

В зависимости от фонда, количества и уровня подготовки пользователей выделяют два вида читальных залов: общие и специализированные .

Общие читальные залы предназначены для удовлетворения разносторонних интересов различных категорий пользователей.

Специализированные читальные залы организуются для более полного удовлетворения профессиональных запросов специалистов путем активного использования фондов библиотек. В наиболее крупных научных библиотеках читальные залы дифференцируются: а) по отраслям знания и комплексам наук (залы естественных, общественных, технических наук), б) по характеру и виду изданий и других материалов (залы текущих периодических изданий, новых поступлений, справочно-библиографических материалов, микрофильмов, нотных изданий и аудиовизуальных материалов и др.), в) по уровню подготовки читателей (общие и научные читальные залы, читальные залы для академиков, докторов наук и профессоров).

Существенную роль в работе читального зала играет подсобный фонд . На подсобные фонды читальных залов приходится значительная часть книговыдачи.

Правильно подобранный подсобный фонд облегчает индивидуальную работу с читателями, способствует полному и быстрому удовлетворению читательских запросов. Подсобный фонд комплектуется в соответствии с назначением читального зала, с интересами и запросами его посетителей.

Поскольку подсобные фонды читальных залов предназначены для оперативного удовлетворения запросов читателей на актуальную литературу, то в них должны быть главным образом представлены издания, вышедшие за последние годы.

Желательно, чтобы подсобный фонд читального зала был открыт для читателей полностью или, если этой возможности нет, частично, в первую очередь следует обеспечить открытый доступ к справочной литературе и текущим периодическим изданиям.

Техника работы по обслуживанию читателей в читальном зале та же, что и на абонементе, а именно: на читателя пользующегося читальным залом заводится читательский формуляр, учет выданной литературы ведется предварительно на «листке статистики», а затем данные за день обобщаются и записываются в специальный дневник, схема которого аналогична схеме дневника работы абонемента. Особенность заключается в следующем: вместо записи выданных книг библиотекарь вынимает книжные формуляры до возврата книги. При сдаче литературы книжные формуляры вновь вкладываются в издания (в соответствии с инвентарными номерами).

Важно иметь в виду, что в читальных залах с открытым доступом к книжным фондам учет выдачи ведется путем подсчета книг и других изданий, снятых читателем с полок и возвращенных после использования библиотекарю(6,С.67-68).