Церковь Захарии и Елизаветы – одна из многочисленных достопримечательностей города Тобольска, являющаяся памятником сибирского барокко. Храм располагается на открытом месте, хорошо просматриваясь со всех сторон.
В 1752 г. в Тобольске была построена первая деревянная Захарьевская церковь. Митрополит Сильвестр распорядился соорудить ее на участке земли, приобретенном крестьянином М. Мухиным у татар. В 1757 г. храм сгорел, а на его месте заложили новый каменный двухэтажный, с шестью престолами. Строительство церкви затянулось на 20 лет и закончилось только в 1776 г. Строительными работами руководил мастер А. Городничев.
Огромный двухэтажный храм с богатым разнообразным декором и торжественной монументальной композицией является лучшим образцом «сибирского барокко». Все его объемы - двухэтажный притвор с палатами, два придела с полукруглыми апсидами и четверик с пятигранной апсидой - слиты воедино, образуя тем самым плотный и весомый монолит. Два сферических свода, расположенные один на другом, составляют высокий ступенчатый купол церкви.
Из истории храма в советские годы известно совсем немного. Как и все другие храмы города, церковь Захарии и Елизаветы была осквернена, ее имущество разграблено новой властью, а само здание перешло во владение большевиков. Начиная с 1930 г. в здании храма были размещены мастерские артели инвалидов. После окончания войны и до 1959 г. здесь находился Тобольский горкомхоз. До мая 1960 г. второй этаж церкви занимали комнаты для жильцов. В дальнейшем было принято решение передать церковь с баланса Тобольского горкомхоза на баланс Тобольской мебельной фабрики.
И только в середине 90-х гг. один из самых красивых храмов города Тобольска в разрушенном состоянии передали во введение Тобольско-Тюменской епархии, которая и занялась ее реставрацией. Из всех икон церкви наиболее известной стала икона «Всех скорбящих радость».
). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Архитектура
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века - православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
История
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Самая красивая в Тобольске церковь - Захария и Елизаветы (другое название – Воскресенский храм), выстроена в стиле зрелого барокко на Базарной площади. Идя по улице Кирова в сторону Иртыша и повернув налево на улицу Мира, сразу увидим ее высокий стройный силуэт. Находясь на открытом месте, она отовсюду хорошо просматривается и абсолютно доминирует среди прилегающей к площади застройки. Это ее эффектное положение было удачно обыграно и при перепланировке города в конце XVIII в. - на вертикаль церкви ориентированы сходящиеся к площади улицы Мира и Хохрякова. В перспективе их уже издали виден стройный силуэт церкви. Высотный башнеобразный характер композиции подсказан был положением храма на берегу Иртыша между кремлевским ансамблем и Знаменским монастырем. Вместе с глубинно расположенной Богоявленской церковью она «держала» на этом участке панораму нижнего города, открывающуюся с реки. Эту свою роль памятник сохраняет и поныне.
Захарьевскую церковь можно считать подлинным дивом тобольского барокко. Архитектура ее говорит нам о стилевой зрелости, да и по времени Захарьевская церковь более поздняя. Заложена она была лишь в 1759 г., а завершена в 1776 г. Впечатляет особая торжественность ее композиции, пышный и разнообразный декор, эффектное «кудрявое» завершение верха с декоративным пятиглавием, сложный и вычурный силуэт. Характер ее форм обнаруживает очевидное влияние европеизированного столичного барокко; по всей видимости, проект был прислан из Европейской России. Хотя известно, что исполнителем проекта был местный мастер Городничев.
Столичный почерк особенно чувствуется в «рваных» дуговых фронтонах, завершающих основной объем храма, превратившихся здесь в подобие пышных картушей. В более ослабленном варианте мотив дугового фронтона повторен в завершении алтаря и трапезной, в основании колокольни и ее верха. И здесь мы встречаем круглые окна-люкарны, вставленные в дуговые фронтоны.
На примере этой церкви можно видеть, насколько эволюционирует стиль в сторону декоративности. Верх ее, с «рваным» фронтоном и волнообразным завершением, стал напоминать языки пламени, причудливо изогнувшиеся в капризной конвульсии. Постаменты угловых глав и сами главы превратились в подобие декоративных фиал-кеглей. К стилю этой церкви можно с полным правом применить термин «пламенеющее барокко», так как оно действительно достигло здесь апогея. Появилось характерное для зрелого барокко легкое, стремительное вознесение масс, уже ничего не осталось от прежнего ощущения грузности и инертности материала. В этой церкви мы сталкиваемся с еще более сложной сводчатой конструкцией перекрытия основного объема. Два сферических свода, поставленные один на другой, образуют высокий ступенчатый купол храма, несущий световой барабан с главой. Благодаря дуговым фронтонам и угловым главам здесь также создано ощущение перетекаемости объемов, их слияния в одно пластическое целое. Развитие стиля в сторону все большей декоративности предопределило соответственно и более сложную профилировку лопаток с двойными креповками. Лишь стены колокольни обработаны простыми и графичными филенками. На всей архитектуре церкви лежит печать дворцового великолепия и праздничного ликования. Очень красивы отдельные детали: наличники с характерными «рваными» фронтонами, декоративные картуши, венчающие основной четверик, тонкие карнизные тяги с креповками. В абрисе линий декора чувствуется легкая грация стиля рококо.
Захарьевская была первой в Тобольске церковью XVIII века, где возникло торжественное пятиглавие. Ориентация на традиционное русское пятиглавие было программным возрождением древнего национального храмоздания, хотя четыре малых главы выполняют здесь лишь символическую роль, превратившись в декоративные надстройки.
С Захарьевской и начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плоскость стен разработана вся, в узких пространствах между окнами помещены так называемые лопатки - вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объемов - основного, алтарного, трапезного. А наверху храма - картуши. Но, в отличие от Покровской церкви, они завершают не колокольню, а основной объем, там, где его углы соединяются с куполом. Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях - тот же прием постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные пристройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре возвели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.
Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви получили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. Легкое грациозное движение ввысь придало всей композиции иконостаса черты приподнятой торжественности, импонирующей динамичному пространству церкви. Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрамлении врат использован мотив тонких спиралевидных колонок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вычурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазонами, резные царские врата - все это создавало исключительный декоративный эффект. Словом, весь строй иконостаса давал возможность почувствовать особое изящество стиля этой церкви.
Сейчас все тобольские церкви выглядят абсолютно белыми с известковой окраской своих стен и декоративных деталей, в чем, несомненно, сказалось воздействие северного идеала красоты. Но сплошная побелка, по всей видимости, плод проводившихся более поздних их поновлений. Так, расчистка стен в Захарьевской церкви показала, что наличники окон первоначально имели терракотовую окраску, контрастно выделявшуюся на фоне побеленных стен, что создавало особый декоративный эффект местного барокко. Сибирская специфика сказалась здесь в смещении цветового акцента со стены на декор - прием, присущий не столько российским традициям, сколько декоративным принципам древней архитектуры дальневосточных народов. Если эти открытия подтвердятся и на примере других каменных церквей Тобольска, то перед нами - уникальное сибирское явление, в котором своеобразно сплавились северорусский и специфически азиатский идеалы красоты.
Храм Захария и Елизаветынаходится в подгорной части Тобольска. Это одна из красивейших церквей города.
Храм построен в стиле сибирского барокко. Он был рассчитан на большое количество людей. Эта церковь была наиболее посещаема, так как находилась в самом оживленном месте Тобольска в начале Пятницкой улицы, которую заселяли богатые купеческие фамилии, поэтому приход храма отличался особым достатком и это сказывалось на его внутреннем убранстве. Вокруг церкви — красивая металлическая ограда на каменных столбах.
В планировочной структуре нижнего города она занимала главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями, она формировала торгово-административный центр города. Строилась церковь долго, почти 17 лет, в период с 1758 по 1776 годы, и была освящена в 1776 году. На ее месте прежде стояла деревянная, построенная при митрополите Сильвестре в 1752 году, но она сгорела через 5 лет. Поэтому было решено возвести каменный храм. Церковь строилась каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Петербурга, относящемуся к школе В. Растрелли.
В процессе реставрации:
Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка
Захарьевская улица, 22
Захарий - отец Иоанна Крестителя, священник, принадлежавший к древнему священническому роду. До преклонных лет он был бездетным. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего о рождении сына, Захарий усомнился, за что был поражен немотою и разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования. У него родился сын Иоанн, предназначение которого Захарий воспел торжественной песней.
Елизавета - жена Захария и мать Иоанна Крестителя была родственницей Марии, она первая, после Благовещения, приветствовала ее как Благословенную между женами и как Матерь Божию.
Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы Петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением
Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви внешний вид ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. Иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в. в 1846 г. передали в Оружейную палату, в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее - деревянными, иконостас - трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.
Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей», которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.
В 1897 - 1899 гг. по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.
Здание снесено в 1948 г.