Церковь захария и елизаветы. Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка

Церковь Захарии и Елизаветы – одна из многочисленных достопримечательностей города Тобольска, являющаяся памятником сибирского барокко. Храм располагается на открытом месте, хорошо просматриваясь со всех сторон.

В 1752 г. в Тобольске была построена первая деревянная Захарьевская церковь. Митрополит Сильвестр распорядился соорудить ее на участке земли, приобретенном крестьянином М. Мухиным у татар. В 1757 г. храм сгорел, а на его месте заложили новый каменный двухэтажный, с шестью престолами. Строительство церкви затянулось на 20 лет и закончилось только в 1776 г. Строительными работами руководил мастер А. Городничев.

Огромный двухэтажный храм с богатым разнообразным декором и торжественной монументальной композицией является лучшим образцом «сибирского барокко». Все его объемы - двухэтажный притвор с палатами, два придела с полукруглыми апсидами и четверик с пятигранной апсидой - слиты воедино, образуя тем самым плотный и весомый монолит. Два сферических свода, расположенные один на другом, составляют высокий ступенчатый купол церкви.

Из истории храма в советские годы известно совсем немного. Как и все другие храмы города, церковь Захарии и Елизаветы была осквернена, ее имущество разграблено новой властью, а само здание перешло во владение большевиков. Начиная с 1930 г. в здании храма были размещены мастерские артели инвалидов. После окончания войны и до 1959 г. здесь находился Тобольский горкомхоз. До мая 1960 г. второй этаж церкви занимали комнаты для жильцов. В дальнейшем было принято решение передать церковь с баланса Тобольского горкомхоза на баланс Тобольской мебельной фабрики.

И только в середине 90-х гг. один из самых красивых храмов города Тобольска в разрушенном состоянии передали во введение Тобольско-Тюменской епархии, которая и занялась ее реставрацией. Из всех икон церкви наиболее известной стала икона «Всех скорбящих радость».

). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.

Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.

Архитектура

Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.

Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».

Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века - православный храм.

Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.

История

После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.

Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.

Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.

В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.

«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.

Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).

Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».

Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.

Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.

Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.

Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.

Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.

Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.

Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.

С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.

360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.

В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.

Октябрьская революция изменила ход исторического развития.

В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.

В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:

«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».

С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».

Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.

Самая красивая в Тобольске церковь - Захария и Елизаве­ты (другое название – Воскресенский храм), выстроена в стиле зрелого барокко на Базарной площа­ди. Идя по улице Кирова в сторону Иртыша и повернув налево на улицу Мира, сразу увидим ее высокий стройный силуэт. Находясь на открытом месте, она отовсюду хорошо просматривается и абсолютно доминирует среди прилегающей к пло­щади застройки. Это ее эффектное положение было удачно обыграно и при перепланировке города в конце XVIII в. - на вертикаль церкви ориентированы сходящиеся к площади улицы Мира и Хохрякова. В перспективе их уже издали виден стройный силуэт церкви. Высотный башнеобразный характер композиции подсказан был положением храма на берегу Иртыша между кремлевским ансамблем и Знаменским монас­тырем. Вместе с глубинно расположенной Богоявленской цер­ковью она «держала» на этом участке панораму нижнего го­рода, открывающуюся с реки. Эту свою роль памятник сохра­няет и поныне.

Захарьевскую церковь можно считать подлинным дивом тобольского барокко. Архитектура ее говорит нам о стилевой зрелости, да и по времени Захарьевская церковь более позд­няя. Заложена она была лишь в 1759 г., а завершена в 1776 г. Впечатляет особая торжественность ее композиции, пышный и разнообразный декор, эффектное «кудрявое» завершение верха с декоративным пятиглавием, сложный и вычурный си­луэт. Характер ее форм обнаруживает очевидное влияние европеизированного столичного барокко; по всей видимости, проект был прислан из Европейской России. Хотя известно, что исполнителем проекта был местный мастер Городничев.

Сто­личный почерк особенно чувствуется в «рваных» дуговых фронтонах, завершающих основной объем храма, превратившихся здесь в подобие пышных картушей. В более ослабленном варианте мотив дугового фронтона повторен в завершении алта­ря и трапезной, в основании колокольни и ее верха. И здесь мы встречаем круглые окна-люкарны, вставленные в дуговые фронтоны.

На примере этой церкви можно видеть, насколько эволюцио­нирует стиль в сторону декоративности. Верх ее, с «рваным» фронтоном и волнообразным завершением, стал напоминать языки пламени, причудливо изогнувшиеся в капризной кон­вульсии. Постаменты угловых глав и сами главы превратились в подобие декоративных фиал-кеглей. К стилю этой церкви можно с полным правом применить термин «пламенеющее барокко», так как оно действительно достигло здесь апогея. Появилось характерное для зрелого барокко легкое, стреми­тельное вознесение масс, уже ничего не осталось от прежне­го ощущения грузности и инертности материала. В этой церк­ви мы сталкиваемся с еще более сложной сводчатой конст­рукцией перекрытия основного объема. Два сферических сво­да, поставленные один на другой, образуют высокий ступен­чатый купол храма, несущий световой барабан с главой. Бла­годаря дуговым фронтонам и угловым главам здесь также создано ощущение перетекаемости объемов, их слияния в од­но пластическое целое. Развитие стиля в сторону все большей декоративности предопределило соответственно и более слож­ную профилировку лопаток с двойными креповками. Лишь стены колокольни обработаны простыми и графичными фи­ленками. На всей архитектуре церкви лежит печать дворцового великолепия и праздничного ликования. Очень красивы отдельные детали: наличники с характерными «рваными» фрон­тонами, декоративные картуши, венчающие основной четве­рик, тонкие карнизные тяги с креповками. В абрисе линий декора чувствуется легкая грация стиля рококо.

Захарьевская была первой в Тобольске церковью XVIII века, где возникло торжественное пятиглавие. Ориентация на традиционное русское пятиглавие было программным возрождением древнего национального храмоздания, хотя четыре малых главы выполняют здесь лишь символическую роль, превратившись в декоративные надстройки.

С Захарьевской и начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плос­кость стен разработана вся, в узких пространствах меж­ду окнами помещены так называемые лопатки - вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объе­мов - основного, алтарного, трапезного. А наверху хра­ма - картуши. Но, в отличие от Покровской церкви, они завершают не колокольню, а основной объем, там, где его углы соединяются с куполом. Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях - тот же прием постановки храма на подклет с выделением вни­зу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные при­стройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре воз­вели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.

Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего про­странства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви полу­чили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. Легкое грациозное движение ввысь придало всей композиции иконостаса черты приподнятой тор­жественности, импонирующей динамичному пространству церкви. Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрам­лении врат использован мотив тонких спиралевидных коло­нок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вы­чурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазо­нами, резные царские врата - все это создавало исключитель­ный декоративный эффект. Словом, весь строй иконостаса давал возможность почувствовать особое изящество стиля этой церкви.

Сейчас все тобольские церкви выглядят абсолютно белыми с известковой окраской своих стен и декоративных деталей, в чем, несомненно, сказалось воздействие северного идеала красоты. Но сплошная побелка, по всей видимости, плод про­водившихся более поздних их поновлений. Так, расчистка стен в Захарьевской церкви показала, что наличники окон первоначально имели терракотовую окраску, контрастно выделявшуюся на фоне побеленных стен, что создавало особый декоративный эффект местного барокко. Сибирская специ­фика сказалась здесь в смещении цветового акцента со сте­ны на декор - прием, присущий не столько российским тра­дициям, сколько декоративным принципам древней архитек­туры дальневосточных народов. Если эти открытия подтвердятся и на примере других каменных церквей Тобольска, то перед нами - уникальное сибирское явление, в котором свое­образно сплавились северорусский и специфически азиатский идеалы красоты.

Храм Захария и Елизаветынаходится в подгорной части Тобольска. Это одна из красивейших церквей города.

Храм построен в стиле сибирского барокко. Он был рассчитан на большое количество людей. Эта церковь была наиболее посещаема, так как находилась в самом оживленном месте Тобольска в начале Пятницкой улицы, которую заселяли богатые купеческие фамилии, поэтому приход храма отличался особым достатком и это сказывалось на его внутреннем убранстве. Вокруг церкви — красивая металлическая ограда на каменных столбах.

В планировочной структуре нижнего города она занимала главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями, она формировала торгово-административный центр города. Строилась церковь долго, почти 17 лет, в период с 1758 по 1776 годы, и была освящена в 1776 году. На ее месте прежде стояла деревянная, построенная при митрополите Сильвестре в 1752 году, но она сгорела через 5 лет. Поэтому было решено возвести каменный храм. Церковь строилась каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Петербурга, относящемуся к школе В. Растрелли.



В процессе реставрации:

Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка

Захарьевская улица, 22

Захарий - отец Иоанна Крестителя, священник, принадлежавший к древнему священническому роду. До преклонных лет он был бездетным. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего о рождении сына, Захарий усомнился, за что был поражен немотою и разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования. У него родился сын Иоанн, предназначение которого Захарий воспел торжественной песней.

Елизавета - жена Захария и мать Иоанна Крестителя была родственницей Марии, она первая, после Благовещения, приветствовала ее как Благословенную между женами и как Матерь Божию.

Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы Петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением

Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви внешний вид ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. Иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в. в 1846 г. передали в Оружейную палату, в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее - деревянными, иконостас - трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.

Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей», которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.

В 1897 - 1899 гг. по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.

Здание снесено в 1948 г.